Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экологическая тропинка" 1 - 4 классы.
Оценка 4.9
Работа в классе
docx
экология
1 кл—4 кл
13.01.2018
Рабочая программа внеурочной деятельности в 1-4 классах по ФГОС “Экологическая тропинка” составлена по экологии и формирует у ребёнка понимание жизни как величайшей ценности, что достигается и через непосредственное общение с живым (растениями, зверями, птицами, земноводными), явлениями природы и взаимодействии с природными объектами. Она способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, тем самым развивая экологический аспект современной культуры. Познание ребёнком мира живого начинается с вещей и явлений, доступных восприятию органами чувств (реальные предметы, материальные модели), и состоит в выявлении причинно-следственных идей упорядоченно и естественно. Осознание ребёнком, что биосфера – это не только человек, но и всё многообразие живой материи, являющейся непременным условием не просто существования, но и развития человечества. Природу нужно изучить экосистемно, начиная с наиболее простых, близко расположенных (сад, река, поле) и кончая всеми обитателями земного шара – единым всеобъемлющим сообществом. Поэтому форма организации знаний в данной программе построена от простого к сложному, от наблюдений к рассуждению.Рабочая программа по внеурочной деятельности.
Экологическая тропинка.docx
Краевое государственное казённое общеобразовательное учреждение,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные
программы «Школа – интернат № 14»
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО:
Директор школы Зам.директора по УВР На заседании МО,
Е.Н.Лушникова О.В.Щукина руководитель МО
Н.А.Попикова
«___» сентября 2017г. «___» сентября 2017г. «___» сентября 2017г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Экологическая тропинка»
(экологическое направление)
1 – 4 классы
Составитель: Федорова Т. Б.
учитель 1 квалификационной категории.
Амурск.
2017 г. Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности в 14 классах по ФГОС “Экологическая
тропинка” составлена по экологии и формирует у ребёнка понимание жизни как
величайшей ценности, что достигается и через непосредственное общение с живым
(растениями, зверями, птицами, земноводными), явлениями природы и взаимодействии с
природными объектами. Она способствует не только расширению и углублению знаний
детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе
развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья
детей младшего школьного возраста, тем самым развивая экологический аспект
современной культуры. Познание ребёнком мира живого начинается с вещей и явлений,
доступных восприятию органами чувств (реальные предметы, материальные модели), и
состоит в выявлении причинноследственных идей упорядоченно и естественно. Осознание
ребёнком, что биосфера – это не только человек, но и всё многообразие живой материи,
являющейся непременным условием не просто существования, но и развития человечества.
Природу нужно изучить экосистемно, начиная с наиболее простых, близко расположенных
(сад, река, поле) и кончая всеми обитателями земного шара – единым всеобъемлющим
сообществом. Поэтому форма организации знаний в данной программе построена от
простого к сложному, от наблюдений к рассуждению.
Программа составлена по двум направлениям: в 12 классах – познавательно
экологическое; в 34 классах – исследовательско – экологическое .
В основе программы лежит принцип научности, принцип доступности, принцип
преемственности. Ориентиром в структурировании содержания программы служит
принцип полицентризма, который предполагает многомерное видение научной картины
живой природы. С опорой на этот принцип в программу заложена “понятийная сетка”, в
которую вошли основополагающие понятия: организм, вид, экосистема, природа, живая
природа, неживая природа, среда, место обитания, экологическая пища. Принцип
гуманизма учтён в программе как обязательное требование – защита жизни, выявление
условий для её расцвета – является основной целью программы. Данный принцип
преломляет научное знание в систему культуры. Это оказывается возможным на уровне
формирования основ научного мировоззрения при обсуждении вопросов: Что такое жизнь?
Как сохранить жизнь и человека на Земле?
Цель программы: Воспитание гуманного, творческого, социально активного
человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному
достоянию человечества.
Задачи программы «Экологическая тропинка»:
1. Формирование у школьников с ОВЗ знания основ экологии;
2. Научить использовать полученные знания об экологии;
3. Обучить работать индивидуально и в группе; отстаивать свою точку зрения; 4. Сформировать умение контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить
вреда окружающей среде;
5. Воспитать чувство бережного отношения к природе.
Ценностными ориентирами содержания данной программы в начальной школе
являются:
развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
формирование представлений о природе как универсальной ценности;
изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к
природе;
развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как
метод познания);
формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного
исследования;
вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению
ближайшего природного окружения.
Организация внеурочной деятельности по данной программе создаст условия для
достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Планируемые результаты освоения, обучающимися программы внеурочной
деятельности.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются
по трем уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) социальных знаний (о Родине, о
ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, устройстве общества, социально
одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания
социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня
результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в
основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями
положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение опыта переживания и позитивного
отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир,
знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
обучающихся между собой на уровне класса, общеобразовательной организации, т. е. в
защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой обучающийся получает (или
не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний,
начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. Для достижения
данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с
представителями различных социальных субъектов за пределами общеобразовательной
организации, в открытой общественной среде.
В результате реализации программы обучающиеся должны:
Приобрести знания о принятых нормах отношения к природе;
Овладеть основными экологическими терминами;
Вести наблюдения в природе и в классе под руководством руководителя;
Научиться делать заключение на основе наблюдений;
Уметь работать индивидуально и в группе;
Быть способными отстаивать свою точку зрения;
Выполнять правила поведения в природе;
Уметь осуществлять уход за комнатными растениями;
Самостоятельно осуществлять простейшие операции по посадке и посеву полезных
растений;
Осознавать связь между состоянием природы и здоровьем человека;
Уметь изготовлять экологические памятки.
Содержание программы для 1 класса
1 раздел – “Я и природа”
Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры,
осознанного отношения к природе. В ребенка закладывается первоначальное понимание
некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо,
нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, потребляющий
природу и по возможности восстанавливающий ее богатства.
Демонстрация: правила поведения на природе, картины русских и татарских художников о
природе.
Практическая деятельность: экскурсия, наблюдение за живой и неживой природой.
2 раздел – “Братья наши меньшие”
Учитесь жалеть. Дети учатся общаться, ухаживать за братьями меньшими. Наблюдения за
домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи,
развивают у детей познавательный интерес.
Демонстрация: Н. Пожарицкая “Путешествие к домашним животным”
Практическая деятельность: уход за домашними питомцами.
3 раздел – “Пернатые друзья”
В этом разделе программы дети учатся различать птиц, часто встречающихся в нашей
местности. Отводится время на наблюдение за поведением птиц, чтению стихов, рассказов,
разгадыванию загадок.
Демонстрация: С. Радзиевская “Круглый год”, В. Бианки “Терентий – тетерев”. И.Рахимов
“Иллюстрированный справочник по птицам”.
Практическая деятельность: изготовление кормушек для птиц, исследовательская работа
“Синицы… “полезные” или “вредные” птицы?”.
4 раздел – “Путешествие в мир леса”
Наблюдения за растениями и животными. В лесу можно найти много примеров,
подтверждающих взаимосвязь растений и животных. Демонстрация: В.Бианки “Рассказы и сказки” М.Пришвин “Разговор деревьев”. А.Сладков
“Азбука леса”.
Практическая деятельность: экскурсии в зимний лес.
5 раздел – “Экологическая тропа”
Дети изучают редкие и исчезающие виды растений и животных Забайкалья, родники своей
местности.
Демонстрация: Красная книга Дальнего Востока.
Практическая деятельность: рисование.
6 раздел – “Зелёный уголок”
В народе говорят, что комнатные растения цветут только в том доме, где царит мир и
любовь между людьми. Поэтому вечнозеленый уголок в доме, в классе – это показатель
хорошей атмосферы в помещении. Дети учатся выращивать и ухаживать за растениями.
Проводят опыты и занимаются исследовательской работой о влиянии света на рост
комнатных растений.
Демонстрация: ростки хлорофитума, горшки, земля.
Практическая деятельность: выращивание хлорофитумов.
7 раздел – “В мастерской художницы Весны”
Мы рисуем весну.
Демонстрация картин о весне, альбом для рисования, цветные карандаши, акварельные
краски.
Практическая деятельность: конкурс рисунков.
8 раздел – “Загадки животного мира”
Демонстрация: Ф.Ибрагимова “Красота природы”.
Практическая деятельность: сбор информации о диких утках, клестах, оформление
выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.
9 раздел – “Секреты неживой природы”
Сколько интересного происходит с явлениями природы. Здесь дети раскроют секреты
неживой природы.
Демонстрация: глобус, теллурий.
Практическая деятельность: игра “День и ночь”.
10 раздел – “Наш досуг”
Духовное наследие народа – это прекрасное, бесценное богатство. Мероприятия этого
раздела позволяют в интересной форме познавать фольклорные праздники, формировать
экологическую культуру детей.
Демонстрация: костюмы для праздников.
Практическая деятельность: праздники
Календарно – тематическое планирование занятий
Раздел. Тема занятия.
Я и природа.
Кол.
час.
Дата
провед.
Экологическая тропа осенней экскурсии.
1
Как вести себя на природе.
1
Природа в творчестве художников.
1
Практическое занятие. Творческая мастерская. Осенняя гостиная. 1
Братья наши меньшие.
Домашние животные. Кроссворд “Кто есть кто?”
1
№
1.
2.
3.
4.
5. 6.
7.
8.
Чем мы кормим домашних животных.
Как ухаживать за своим питомцем.
Творческая мастерская. Объемное моделирование из природных
материалов. “Домашние животные”.
9. Местные виды птиц.
10. Столовая для птиц. Изготовление кормушек.
11. Экологическая викторина “Птицы – наши друзья”.
Пернатые друзья.
Путешествие в мир леса.
12. Взаимосвязь растений и животных.
13. Следы на снегу.
14. Лес и наше здоровье. Дары леса.
15. Природа – источник творческого вдохновения.
16. Экскурсия в парк.
Экологическая тропа.
17. Редкие и исчезающие виды растений и животных Хабаровского
края.
18. Водоёмы нашей местности.
Зелёный уголок.
19. Комнатные растения.
20. Влияние света на рост и развитие комнатных растений.
В мастерской художницы Весны.
21.
“Красавица Весна”. Конкурс рисунков.
Загадки животного мира.
22. Любопытные факты о живой природе.
23. Это интересно! Сбор информации о голубях.
24.
Зимовье зверей. Коллективная работа “Звери в зимнем лесу”.
Секреты неживой природы.
25. Смена дня и ночи.
26. Смена времен года.
27. Наш друг эхо. Экскурсия в весенний лес.
Наш досуг.
28. Экскурсия в природу. Экологическая операция “Сделаем
школьный двор чище
29. Коллективная работа “ Изготовление и вывешивание
скворечников”. (привлечь старших детей)
30. Практическая работа “Пересадка и уход за комнатными
растениями в классном уголке природы”.
31. Коллективная работа “Весенние цветы в вазе”.
32. Конкурс рисунков «Весна – красна!»
33.
Зачётное мероприятие.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 Содержание программы для 2 класса
«Прикосновение к прекрасному»
1 раздел – “Войду в природу другом”
Природа – колыбель наша. У истоков природы.
Демонстрация: осенние приметы.
Практическая деятельность: экскурсия в природу.
2 раздел – “О чем поют птицы”
Какой же лес без гомона птиц? О чем же они поют? Почему в лесу нужно соблюдать
тишину?
Демонстрация: аудиозапись “Голоса птиц”, И.Рахимов, А.Аринина “Птицы наших лесов”,
Сказкинесказки. В.Бианки и Э.Шима.
Практическая деятельность: викторина “Птицы наши друзья”.
3 раздел – “О грибах и не только”
Удивительный мир грибов. Грибы на службе у человека. Что такое “тихая охота”?
Демонстрация: Н.Архипова “О грибах и не только”, стихи Е.Телегиной, В.Левановского,
В.Лифшица, муляжи грибов.
Практическая деятельность: КВН “Грибы – это грибы”, составление альбома о грибах.
4 раздел – “Жизнь на водоемах”
Течет река, бежит ручей… Как зимуют, чем питаются рыбы, раки, бобры и другие
обитатели водоемов?
Демонстрация: С.Радзиевская “Круглый год”.
Практическая деятельность: видеофильм о бобрах.
5 раздел – “Удивительный мир бабочек”
Красота спасет мир. Давайте, учиться радоваться красоте и беречь ее!
Демонстрация: А.Ильясова, Т.Яковенко “Удивительный мир бабочек”. Практическая деятельность: выставка рисунков.
6 раздел – “Явления природы”
Гремит гром, сверкает молния. А почему? Все хотим знать.
Демонстрация: справочное бюро “Почемучка”, Ф.Ибрагимова “Красота природы”.
Практическая деятельность: экскурсия.
7 раздел – “Мы юные садоводы”.
Труд кормит, а лень портит. Витаминная грядка. Искусство составления букетов.
Демонстрация: загадки об овощах, цветах.
Практическая деятельность: игра “Сложи овощ”, исследовательская.
Календарно – тематическое планирование занятий
Раздел. Тема занятия.
Кол.
час.
Дата
провед.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
№
1.
2.
3.
4.
5.
В гостях у природы
Что такое “экология”? Путешествие в лесную школу.
Ель – кормилица. Лесной час.
Почемучкины книжки.
Умеешь ли ты видеть необычное в обычном. Поделки из
природных материалов.
Джунгли зовут! Игровое занятие.
Пернатые – наши друзья
Ястребтетеревятник – самый быстрый и грозный охотник леса.
Горлица – лесной голубок.
Филин – самый крупный из наших сов.
Кукушка – хитрая птица.
6.
7.
8.
9.
10. Лесной доктор – большой пестрый дятел. Экскурсия.
11. Клесту не страшен холод.
12. Разновидности птиц Хабаровского края.
13. КВН “Птицы наши друзья”.
14. Экологическая акция “Берегите птиц!”
О грибах и не только
15. Съедобные и несъедобные грибы.
16.
17.
18.
Грибы, выращенные на грядке и растущие на деревьях.
Грибная угадайка.
Грибы на службе у человека. Составление альбомасправочника о
грибах. Практическое занятие.
Жизнь на водоемах
19. Рыбы. Рыбий язык.
20. Аквариумные рыбки.
21. Неуклюжий рак. Где он зимуют?
22. Чья это хатка? Видеофильм.
23. Аппликация «Рыбки в аквариуме». Удивительный мир насекомых
24. Бабочки, занесенные в Красную книгу.
25. Искусные строители: муравьи и пчелы.
26. Природа и фантазия. Практическое занятие.
Хочу все знать. Об интересных явлениях природы.
Гроза… Гремит гром, сверкает молния. Как и почему?
27.
28. Снег. Лед. Вода. Их свойства. Причины загрязнения.
Исследовательская работа.
29. Экскурсия на реку Амур.
Мы юные садоводы
30. Мы исследуем почву. Исследовательская работа.
31. Искусство составления букетов.
32. Все цвета радуги. Буклет о садовых цветах
33. Итоговое занятие.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Содержание программы для 3 класса
“В чудный мир экологических открытий…”
1 раздел “Я юный исследователь и следопыт”.
Что означает слово “исследователь”? Что делает следопыт? Знакомство с оборудованием,
необходимым для работы в природе. Компас, лупа, полевой дневник. Журнал инструктажа
по технике безопасности.
Демонстрация: полевой журнал для записей наблюдений. Микроскоп из пластикового
стаканчика.
Экскурсия в парк. “Разноцветная ярмарка.
Практическая деятельность: проведение инструктажа.
Творческая работа: сочинение “Осень.. . Очей очарованья”.
2 раздел. “Лес верный друг человека”.
Учёныйэколог Франко Тасси и его “10 заповедей друзей леса”. Структура леса,типы.
Сосновые, еловые, кедровые, лиственные леса. Тайга. “Лесные этажи”. Экологическая
ценность лесов. Разновидность деревьев в лесу.
Демонстрация: “10 заповедей друзей леса”. Произведения писателей и поэтов на тему
“Лес”. Плакаты. Видеофильм “Тайны деревьев”.
Экологическая экскурсия в лес.
Практическая деятельность: сбор материалов, шишек, коряги.
Исследовательская работа: “Шишки еловые, шишки сосновые”. (Общие и различия).
Творческая деятельность: “В лесной мастерской” (поделки из природных материалов).
3 раздел. “Страницы биографии деревьев”. Как узнать возраст дерева? Влияние времен года на рост дерева. Долголетние и
недолговечные деревья. Как узнать возраст деревьев? Что такое годичное кольцо?
Экологические необходимости влияния на роста и жизни дерева. Корни – “добытчики” и
проводники дерева.
Демонстрация: плакаты, схемы строения дерева Коллекция годовых колец разных видов
деревьев. А. В. Гавеман. “Лес”. Семейные альбомы.
Практическая деятельность: определение по годичным кольцам возраст деревьев.
4 раздел. “Лесные пожары”.
Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов. Причины экологических проблем.
Что зависит от каждого из нас. Чем страшен клещевой энцефалит?
Демонстрация: видеофильм “Лесные пожары”.
Практическая деятельность: составление памятки “Как вести себя в лесу”. Как уберечься
от беды?
5 раздел. “Наш край край лесов и лесных богатств”.
Что мы знаем о наших лесах? Лесные массивы. Флора и фауна наших лесов. Народные
промыслы. Лесные богатства. Лекарственные растения наших лесов. Влияние лесного
воздуха на человека. Экосистема леса. Пищевые цепи и сети. Почва леса.
Демонстрация: картина И.И. Шишкина “Утро в сосновом бору”.. Тетрадь альбом
творческих работ детей, посвященных природе родного края.
Творческая работа: составление кроссвордов на тему “В лесах наших…” (конкурс).
Участие в конкурсах на экологические темы.
6 раздел. “Достучаться до каждого сердца”.
“Зелёный щит” нуждается в защите. Закон об охране живой природы Хабаровского края.
Заповедники края. Территория, богатства. Разновидности живой природы, занесённые в
Красную книгу. Роль заповедников в экологическом воспитании будущего поколения.
Фотоснимки интересных животных и птиц. Красная книга
.7 раздел. “Тихий уголок детства”.
Наши водоёмы.
Животный мир. Наши луга и просторы. Реки Хабаровского края. Дары природы: грибы,
ягоды, орех.
Иллюстрации животного мира и растений нашего края.
Практическая деятельность: уборка территории школы, мусора возле дорог. Проведение
праздника “День птиц” (конкурс скворечников).
Творческая работа: сочинение “С чего начинается Родина?”
8 раздел. “Зелёная аптека матери природы”.
Лекарственные растения нашей местности. Места произрастания лекарственных растений.
Способы приготовления отваров при различных заболеваниях (при простуде, витаминный
чай). Правила сбора лекарственных растений. Чудодейственный чай природный: мята, душица, зверобой, шиповник, , иванчай и другие.
Демонстрации: Иллюстрации лекарственных растений и демонстрация засушенных
лекарственных растений. Экскурсия в парк. Сбор лекарственных трав.
Практическая деятельность: запись рецептов и изготовление отваров из лекарственных
трав.
9 раздел. “Земля наш общий дом”. (4 часа)
Наш дом планета Земля. Защита Земли, её разнообразия и красоты священный долг
каждого человека. Что означает слово “Хартия Земли”. Как и зачем создали Хартию
Земли? Хартия Земли это декларация фундаментальных принципов для построения
справедливого, устойчивого и мирного глобального сообщества в 21 веке. Основные
положения: уважение к Земле и ко всему живому, забота о животном мире с чувством
понимания, сострадания и любви, сохранять богатство и красоту Земли для настоящего и
будущих поколений. Экологическая целостность
Демонстрация: “Хартия Земли” (учебное пособие). Плакаты. Цветные иллюстрации.
Словарь.
Творческая работа: сочинения на тему “Какая будет Земля через 25 лет?”, “Мы будущее
планеты Земле”, “Чтобы спокойно жить на земле”. Создание рекламных роликов на
экономное использование воды (особенно летом) и электроэнергию.
Конкурс рисунков “Остановись, мгновение… Ты прекрасно»
10 раздел. “Человек изменяет Землю. Экологические катастрофы”.
Масштабы влияния человека на земную кору. Скупой платит дважды.. Использование
природных богатств.
Влияние автомобильного транспорта на экологию (выхлопные газы). Глобальное
потепление климата, в чём причина и чем грозит всему человечеству и всему живому на
Земле.
Практическое занятие: сбор подписей протия загрязнения окружающей среды “Мусор ...
на свалку, отходы... в ведро”.
11 раздел. “В здоровом теле здоровый дух”.
Что нужно для сохранения здоровья? Жизненные потребности человека. Пища и энергия.
Витамины и их источники. Физический труд и отдых. Закаливание организма. Вредные
привычки. Как устранить “вредных”…
Демонстрация: Видеоматериал “Витамины от слова “вита”.
Экскурсия.
Практическая деятельность: физкультминутки, динамические паузы. Подвижные игры.
Заполнение карты “Листок здоровья”. Летний отдых.
Календарно – тематическое планирование
№
Раздел. Тема занятия.
Я юный исследователь и следопыт
Кол.
час.
Дата
провед. 1.
2.
3.
“Исследуем, проверяем, ищем и находим…”
Разноцветная ярмарка (экскурсия в осенний лес).
Творческая работа сочинение “Осень… Очей очарованье”.
Лес верный друг человека
Лёгкие нашей планеты.
В лесу, говорят, в бору, говорят.
4.
5.
6. Шишки еловые, шишки сосновые (наблюдение и исследование).
7.
Творим чудеса своими руками.
Страницы биографии дерева
8.
9.
Сколько лет дереву?
Влияние времен года на рост дерева.
Лесные пожары
10. Самое страшное – это пожар.
Наш край – край лесов и лесных богатств
11. Лес, а лес?! Встань передо мною.
12. Виртуальная экскурсия: «Доммузей И.И.Шишкина в городе
Елабуга».
13. Поисковая работа.
14.
Знаем ли мы свой лес? (ИграКВН)
Достучаться до каждого сердца
15. Чудо природы – заповедники. Болонский заповедник.
16. Деловая игра.
17.
За щитом Красной книги (изучение фауну и флору, занесённую в
Красную книгу). Составление списка растений и птиц.
18. Родничок мой, родник, дай воды напиться.
19. Если хочешь жить долго посади дерево.
Тихий уголок детства
20. Мой дом родной! (Природа и экосистема окружающей среды).
21. Наше экологическое богатство парк (наблюдение за экосистемой
окружающей среды).
22. Пчеловодство.
23. Проведение “Дня птиц”.
24. Творческая работа сочинение “Вижу чудное приволье”.
Зелёная чайная матери природы
25. В гостях у «фитодара».
Земля наш общий дом
26. Хартия Земли спасение нашей планеты.
27. Экономика должна быть экономной (рекламные ролики).
28. Конкурс рисунков “Остановись, мгновение! Ты прекрасно!”
Экологические катастрофы беда нашей природы
29. Экскурсия.
30. Мы – против загрязнения (сбор подписей).
В здоровом теле здоровый дух
31. Хлеб всему голова! (Здоровая пища).
32. Бери рюкзак, пошли … (культпоходы).
33. Солнце, воздух и вода (подвижные игры на свежем воздухе).
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 Содержание программы для 4 класса
“Этот мир придуман не нами”
1 раздел. “Мы живем на Земле”.
Что такое Галактика? Планеты, звезды, самые яркие звезды. Созвездия. Солнце и
Солнечная система. Луна спутник Земли. Лунный календарь (лунные фазы). Влияние
лунного календаря на здоровье человека
Демонстрация: видеофильм “Наша Вселенная”. Книга “Атлас Земли”, “Только факты”.
(Ридерз Дайджест”)
Практическая деятельность: наблюдение за Луной (презентация)
2 раздел. “Земля планета Солнечной системы”.
Размеры Планеты Земля. Что внутри Земли? Строение Земли. Вулканы и землетрясения.
Сокровища недр. День и ночь. Экология планеты земля.
Демонстрация: картина “Последний день Помпея”. Раздаточный материал полезные
ископаемые.
Практическая деятельность: викторина “В гостях у хозяйки медной горы”.
3 раздел. “И на север и на юг …”.
Стороны света: север, юг, восток, запад. Глобус, карта. Экватор. Полюсы. Определение
сторон света по звёздам
Демонстрация: глобус, карты разного типа, компас. Глобус ,сделанный выдающимся
татарским просветителем, учёным Каюмым Насри. Практическая деятельность: “Если ты заблудился в лесу” (как можно ориентироваться на
местности при отсутствии компаса). Составление схемы карты своего края или города.
Исследовательская работа: “Исследуем ночное небо”.
4 раздел. “Воздушная подушка нашей планеты”.
Атмосфера Земли. Слои атмосферы. Защитная способность атмосферы. Озоновой слой и
влияние его на экологию нашей земли. Атмосферные явления полярное сияние, радуга.
Космическое пространство. Первые шаги в космосе. Человек в космосе. Притяжение
земли. Наши космонавты. Если жизнь на Марсе. Фантастика и реальность.
Демонстрация: видеофильм “Человек в космосе”. Альбом про космонавтов.
Практическая деятельность: конкурс рисунков “Самая, самая…радуга”.
5 раздел. “У природы нет плохой погоды”.
Вращение Земли вокруг Солнца. Смена времён года. Изменения в природе. Температура
воздуха. Откуда берутся снег и дождь? Вода наше богатство. Живая и мёртвая вода.
Запас питьевой воды. Экология водных ресурсов. Гром и молния. Облака. Ветер и шкала
Бофорта. Ураганы и торнадо. Как уберечься от бедствий?
Демонстрация: таблица смены времён года, термометр. Дневник наблюдений прогноза
погоды. Телевизионный просмотр прогноза погоды.
Экскурсия: поход в зимний парк.
Практическая деятельность: творческая работа – сочинение по наблюдениям “Ах ты,
Зимушка – зима!”. Проведение акции “Птичья столовая”.
Проведение праздника “Сюмбеля” (праздник “Осенний бал”).
6 раздел. “Мы земляне”.
Земля единственная планета во Вселенной, где существует жизнь. Происхождение жизни
на Земле. Эволюция человечества. Наши предки. Современный человек. Происхождение
рас. Народность и нация. Родной язык. Двуязычие.
Демонстрация: генеалогическое древо человека (таблица). Политическая карта мира.
Карта Хабаровского края.
Практическая деятельность: работа по картам. ИграКВН “Ребята, давайте жить дружно!”
Творческая работа: письмо другу “Я вам пишу….”.
7 раздел. “Человек это звучит гордо!”.
Самое разумное существо на земле. Строение тела человека. Познания мира. Защитный
покров организма. Гигиена человеческого тела. Индивидуальное развитие. Человеческие
возможности. Человек часть природы, социальный продукт. Место каждого в обществе.
Каждый имеет права, у всех имеется обязанности. Декларация прав человека. Правила
дорожного движения. Конституция – Основной закон жизни.
Демонстрация: макет скелета человека. Презентация “Что может человек?”. Папка “Всё о
человеке”.
Экскурсия в медпункт “Ищем ответы на вопросы”. Практическая деятельность: составление режима дня (индивидуальный). Выполнение норм
по физической культуре.
Игры.
8 раздел. “Я сын своего народа”.
Моя страна – Россия. Гимн. Герб и Флаг. Мой народ. История народа. Культура и быт моих
предков. Мой адрес – город Амурск
Экскурсия в краеведческий музей города.
Практическая деятельность: проведение народных праздников. Встреча с пожилыми
людьми, сбор материалов по истории города.
9 раздел. “Моя родословная”.
Семья, члены семьи. Информация обо всех родственниках. История происхождения имен и
фамилий в вашей семье. Традиции семьи. Генеалогическое древо. Лента времени жизни.
Практическая деятельность: сбор информации обо всех родственниках, составление
таблицы. Конкурс “Моя родословная”.
Поисковая работа: “Тайны наших имён”.
Календарно – тематическое планирование
Раздел. Тема занятия.
Кол.
час.
Дата
провед.
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Вселенная и наша планета
Вводное занятие “…Да откроются тайны необъятного Мира!” Что
за слово “вселенная”? Где край Земли?
Луна спутник Земли. Солнечный и лунный календари. Осенние и
весенние работы в саду в огороде.
Практическое занятие “Светит месяц, светит ясный”. Наблюдение
за ночным небом. Определение лунных фаз, новая и старая Луна
Земля планета Солнечной системы
Солнечный круг, небо вокруг (просмотр видеофильма).
Изучение полезных ископаемых “Откуда берется нефть?”.
Экологические проблемы нефтяной промышленности.
Игравикторина “В гостях у хозяйки медной горы”.
Глобус макет планеты Земля. Краткое ознакомление с мифами о
сотворении мира.
Экскурсия в лес. “Если ты заблудился в лесу” (ориентация на
местности без компаса).
9. Практическое занятие. Составление карты своего края.
10. Исследовательская работа “Звездочка моя, ясная” (виртуальное
наблюдение над ночным небом).
Воздушная подушка нашей планеты
11. Сколько этажей у неба? Вредна ли озоновая дыра?
12.
“Он сказал: Поехали!” (виртуальная экскурсия на космодром)
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 13. Практическое занятие. Конкурс рисунков “Самая, самая
….радугадуга”.
У природы нет плохой погоды
14. У костра месяцев братцев. (Смена времён года). Откуда что
берётся?
15. Прогноз погоды на сегодня (практическое занятие). Влияние
погодных условий на развитие народного хозяйства.
16. Поисковая работа “Народные приметы о погоде”. (Сравнение с
приметами своего края).
17. Экскурсия: поход в зимний парк. Сбор материалов. Проведение
акции “Птичья столовая”.
18. Творческая работасочинение по наблюдениям “Ах ты, Зимушка
зима!”.
19. Проведение праздника.
Мы земляне
20. Жизнь – это чудо! Происхождение жизни на земле.
21.
“Ребята, давайте жить дружно!”. (Игра КВН )
Человек – это звучит гордо!
22. Самое разумное существо на земле (ознакомление строением тела
человека). Человеческие возможности.
23. Каждый человек имеет право….! (Интеллектуальная игра)
24.
25. Соблюдаем правила дорожного движения.
Гигиена человеческого тела. Составление режима дня.
Я сын своего народа
26. Мой адрес – Россия. Хабаровский край, город Амурск.
27. Дом мой родной! (Творческие работы).
28. Экскурсия в краеведческий музей.
29. Исследовательская работа “Без прошлого нет будущего”. (Сбор
материалов по истории города.)
Моя фамилия моя гордость
30. Это моя семья. Информация обо всех родственниках.
31. Поисковая работа “Что в имени твоём?” (история вашего имени)
32. Практическая деятельность “Моя родословная”. (Составление
генеалогического древа своей семьи)
Заключительное занятие.
33.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экологическая тропинка" 1 - 4 классы.
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экологическая тропинка" 1 - 4 классы.
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экологическая тропинка" 1 - 4 классы.
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экологическая тропинка" 1 - 4 классы.
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экологическая тропинка" 1 - 4 классы.
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экологическая тропинка" 1 - 4 классы.
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экологическая тропинка" 1 - 4 классы.
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экологическая тропинка" 1 - 4 классы.
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экологическая тропинка" 1 - 4 классы.
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экологическая тропинка" 1 - 4 классы.
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экологическая тропинка" 1 - 4 классы.
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экологическая тропинка" 1 - 4 классы.
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экологическая тропинка" 1 - 4 классы.
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экологическая тропинка" 1 - 4 классы.
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экологическая тропинка" 1 - 4 классы.
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экологическая тропинка" 1 - 4 классы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.