Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки"
Оценка 4.9

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки"

Оценка 4.9
Раздаточные материалы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
02.10.2017
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки"
Направление внеурочной деятельности: духовно-нравственное. Виды внеурочной деятельности: познавательная, проблемно-ценностное общение. Для реализации рабочей программы используются следующие технологии: технология проблемного обучения, технология развивающего обучения, ИКТ, технологии личностно-ориентированного обучения. Формы: познавательные беседы, интеллектуальные викторины, работа научного общества учащихся (детские исследовательские проекты), образовательные экскурсии, школьный краеведческий музей, выполнение практических работ, иллюстрирование, работа с учебником, источниками. Наряду с объяснительно-иллюстративным методом используются и метод проблемного изложения, частично-поисковый, эвристический методы обучения. Основные механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся: самостоятельная работа в тетрадях, с различными историческими и литературными источниками, составление таблиц, схем, планов, выполнение активных занятий, рисунков по темам, оценивание, самооценивание, ресурсный круг, работа в парах и группах.
Рабочая программа по внеурочной деятельности Истоки.docx
Приложение к образовательной  программе основного общего образования  муниципального автономного  общеобразовательного учреждения  «Сладковская средняя общеобразовательная школа» Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение  «Сладковская средняя общеобразовательная школа» «Согласовано» Заместитель руководителя по  УВР_________/О.А.Болотова/                                        ФИО «     »_______________        2016 г. «Утверждено» Директор школы ________________/Н.В. Потапова/                                   ФИО Приказ № ___ от___________ 2016г. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Истоки» для 5,6,7 классов Составитель: Мельникова Анфиса Ралитовна, учитель истории и обществознания с. Сладковское, 2016 Результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные   результаты   освоения   основной   образовательной   программы   основного   общего образования должны отражать: 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое   и   настоящее   многонационального   народа   России;   осознание   своей   этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия   народов   России   и   человечества;   усвоение   гуманистических,   демократических   и традиционных   ценностей   многонационального   российского   общества;   воспитание   чувства ответственности и долга перед Родиной; 2)   формирование   ответственного   отношения   к   учению,   готовности   и   способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки   в   мире   профессий   и   профессиональных   предпочтений,   с   учетом   устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3)   формирование   целостного   мировоззрения,   соответствующего   современному   уровню развития   науки   и   общественной   практики,   учитывающего   социальное,   культурное,   языковое, духовное многообразие современного мира; 4)   формирование   осознанного,   уважительного   и   доброжелательного   отношения   к   другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7)   формирование   коммуникативной   компетентности   в   общении   и   сотрудничестве   со сверстниками,   детьми   старшего   и   младшего   возраста,   взрослыми   в   процессе   образовательной, общественно полезной, учебно­исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8)   формирование   ценности   здорового   и   безопасного   образа   жизни;   усвоение   правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9)   формирование   основ   экологической   культуры,   соответствующей   современному   уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно­оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10) осознание значения  семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11)   развитие   эстетического   сознания   через   освоение   художественного   наследия   народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные   результаты   освоения   основной   образовательной   программы   основного общего образования должны отражать: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, 2 осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных   условий   и   требований,   корректировать   свои   действия   в   соответствии   с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 5)   владение   основами   самоконтроля,   самооценки,   принятия   решений   и   осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6)   умение   определять   понятия,   создавать   обобщения,   устанавливать   аналогии, классифицировать,   самостоятельно   выбирать   основания   и   критерии   для   классификации, устанавливать   причинно­следственные   связи,   строить   логическое   рассуждение,   умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать   индивидуально   и   в   группе:   находить   общее   решение   и   разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для   выражения   своих   чувств,   мыслей   и   потребностей;   планирования   и   регуляции   своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11)   формирование   и   развитие   компетентности   в   области   использования   информационно­ коммуникационных   технологий   (далее   ИКТ   ­   компетенции);   развитие   мотивации   к   овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644) 12)   формирование   и   развитие   экологического   мышления,   умение   применять   его   в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.   Предметные   результаты   освоения   основной   образовательной   программы   основного общего   образования   с   учетом   общих   требований   Стандарта   и   специфики   изучаемых предметов,   входящих   в   состав   предметных   областей,   должны   обеспечивать   успешное обучение на следующем уровне общего образования. Обучение курса «Истоки» должно обеспечить учащимся возможность: 1. Понимать   взаимодействие   истоков   с   другими   предметами,   видами   искусства   на   основе осознания специфики языка каждого из них (истории, народного быта, музыки, литературы, изобразительного искусства, кино). 2. Находить ассоциативные связи между народными бытовыми и художественными образами, передающими жизнь и быт наших предков. 3. Размышлять о знакомых фактах, исторических сюжетах,   музыкальных и художественных произведениях,   высказывать   суждение   об   основной   идее,   о   средствах   и   формах   ее воплощения. 4. Творчески   интерпретировать   содержание   материала   в   изобразительной,     музыкальной деятельности, поэтическом слове. 5. Участвовать   в   коллективной   деятельности   (работе   в   группах,   ресурсном   круге, импровизации, игре на музыкальных инструментах, пении). 6. Передавать свои впечатления в устной и письменной форме. 3 7. Развивать умения и навыки исторического и эстетического самообразования: формирование библиотеки,   фонотеки,     видеотеки,       посещение   музеев,   концертов   (особенно   народно­ бытовой направленности), драматических и музыкальных  театров. 8. Проявлять творческую инициативу,  участвуя в исторической и эстетической жизни класса, школы. Содержание курса  внеурочной деятельности 5 класс. Введение  Какой   смысл   может   иметь   слово   «памятник».   Каким   образом   памятники   культуры свидетельствуют о наших истоках. Почему нужно уметь «читать» великие памятники прошлого. Как вести библиографию о памятниках России. Соха и топор  Основная   идея:  мудрая   простота   основных   орудий   труда   российской   аграрной цивилизации находилась в согласии с суровой природно­географической и климатической средой, формировала свою эстетику труда и устойчивую привязанность россиян к проверенным на многовековом   опыте   технологиям,   общинности   и   артельности   как   важнейшим   гарантам созидания и успеха. Соха и топор как основные орудия труда российского крестьянина:их традиционное устройство, варианты   конструкций,   трудовые   операции.   Многофункциональность   и   универсальность   сохи   и топора. Приспособляемость к различной природной среде и материалу. Простота устройства и виртуозность трудовой технологии. Труд пахаря и плотницкое дело определили устойчивый перечень престижных трудовых качеств человека:   выносливость,   наблюдательность,   добросовестность.   Безусловная   опора   наопыт предыдущих поколений, полное доверие ему ­ основа мастерства пахаря и плотника. Общины и артели ­ первичные сообщества российской цивилизации, осуществляющие передачу производст­ венного опытаиз поколения в поколение, хранители трудовой мудрости. Освящение труда с сохой и топором. Эстетика (красота) труда. Соха и топор в народных обычаях. Соха и топор в фольклоре, их метафорическое восприятие. Дополнение к теме предусматривает развитие основной идеи при знакомстве с бороной как еще одним примером практичности и приспособляемости традиционных орудий труда; с деревянной церковью во имя Преображения на острове Кижи, в коей плотницкое мастерство достигло уровня высокого   искусства;   с   былинным   образом  МикулыСеляниновича,   где   труд  пахаря   приравнен   к богатырскому подвигу. Крестьянские хоромы  Основная идея: в традиционном русском домостроительстве и домоустройстве наиболее ярко видны истоки народных представлений о семье как важнейшей ценности человеческого бытия и жизненном укладе, в основе которого должен быть иерархический порядок и лад между домочадцами и согласие с Богом. Состав и конструктивные особенности крестьянских хором: изба, двор, сени, зимовка, подклет, хлев, поветь, сеновал, взвоз и др. Оптимальное объединение под одной крышей хозяйственных 1 и жилых   помещений,   функциональное   распределение   пространства   крестьянского   жилища   по принципу: для каждого дела свое место ­ и для труда земного, и для труда души.                  Основные   черты   этики   семейно­бытовых   отношений.   Распределение   обязанностей   между поколениями, мужчинами и женщинами, родственниками по принципу: для каждого ­ свое дело, в доме   лишних   нет.   Ответственность   мужчины   за   достаток   и   защиту   интересов   семьи. Ответственность женщины за чистоту и порядок. Идеальная основа разумного домостроительства ­ лад с 1 людьми и согласие с Богом. Эстетика крестьянского жилища. Близость форм, материалов и сюжетов к природе. Чувство меры. 4 Изба ­ освященный мир (иконы, рисунки райских птиц и цветов, книги и т.п.). Дом как корабль спасения. Отражение трехчастности Вселенной в устройстве крестьянского дома. Традициейные мифологические взгляды, на жилище и его невидимых ' обитателей. Дополнение   к   теме  предусматривает   развитие   основной   идеи   посредством   знакомства   с топографией русской деревни, для которой была характерна разумная организация пространства и для каждого дела и праздника было свое место; со старинной традицией помочей, когда помощь нуждающемуся становилась трудом для рук, но праздником для души, согласием с совестью; с миром и волостью, существование которого было жизненной необходимостью для большинства россиян в прошлом. Соловки   Основная   идея:  созданный   и   обустроенный   на   далекой   северной   окраине   островной Соловецкий   Спасо­Преображенский   монастырь   был   как   бы   живым   напоминанием   о евангельском чуде преображения и тем самым придавил многовековому освоению огромных просторов России высокий духовный смысл. Основные вехи в становлении Соловецкого монастыря. Преподобные Зосима, Савватий и Герман Соловецкие.   Выдающаяся   хозяйственная   деятельность   и   духовное   подвижничество   игумена Филиппа,   впоследствии   митрополита   Московского   и   всея   Руси,   священномученика.   Участие   в устроений Соловецкой оби­гели вкладчиков, паломников и трудников со всей России. Обществен­ ное служение братии Соловецкого монастыря. Храмы   и   постройки   Соловецкого   монастыря,   крепостные   стены,   скиты,   каналы,   маяки, ботанический   сад,   дамбы,   сухой   док.   Уникальный   опыт   разумного   и   бережного   использования даров   природы   в   экстремальных   условиях   Севера.   Всероссийское   значение   духовной, хозяйственной и экологической практики Соловецкого монастыря. Евангельская идея Преображения в истории Соловков: опыт заселения, освоения и преображения земель; опыт умирения и преображения моря­океана; опыт внутреннего преображения людей под воздействием соловецких святынь. Дополнение   к   теме  расширяет   восприятие   основной   идеи,   предлагая   познакомиться   с деятельностью русских землепроходцев и мореходов, не только разведывавших новые земли, но и включавших   их   в   круг   ценностей   российской   цивилизации;   с   отцами­пустынниками, напоминавшими об особой важности освоения и преображения своего внутреннего мира. Храм Покрова на Нерли   первый на Руси храм во имя Покрова Божией Матери, стал символом той гармонии между миром духовным, природным и рукотворным, к которой, как к идеалу, стремилась изначально русская культура. Храм во имя Покрова Божией Матери на Нерли (1165 г.) ­ древнейший памятник отечественного храмостроительства. Князь Андрей Боголюбский и духовный мир его эпохи.              Архитектурные особенности храма Покрова на Нерли: белый цвет, вертикально вытянутые формы, аркатурный пояс, белокаменные рельефы, гармония с окружающим ландшафтом.        Храм   Покрова   на   Нерли   и   церковное   предание   о   заступничестве   Божией   Матери.   Праздник Покрова Божией Матери на Руси. Покров ­ символ гармонии мира земного и мира небесного. Дополнение   к   теме  предлагает   расширить   представление   о   гармонии   мира   природного   и рукотворного через знакомство как с народными художественными промыслами (шемогодская бе­ реста), так и с благочестивыми обычаями (поморские кресты). Икона «Живоначальная Троица»  Основная идея: икона «Живоначальная Троица» творения преподобного Андрея Рублева, являясь одной из вершин русской иконописной традиции, указала на подобие земных идеалов согласия,   любви   и   соборности   основному   догмату   православия  о  Триедином   Боге,   на необходимость жертвенного подвига на пути к ним. Иконопочитание в православной традиции. Правило иконописного образа: лики, предметы, детали, линии, композиция, цвет должны нести большой духовный смысл. Икона «Живо начальная Троица» творения преподобного Андрея Рублева ­ величайший памятник русского иконописания. 5 Сюжет   иконы   «Живоначальная   Троица».   Средства,   которыми   Передается   внешнее   выражение сюжета: фигуры ангелов, престол с чашей, жезлы и троны, храм, дерево, гора, золотистый цвет и теплый свет.   Духовный смысл иконы «Живоначальная Троица». Средства, которыми передается внутреннее средоточие   иконы:   схожесть   ангелов   и   единая   устремленность   жестов,   состояние   их   общего раздумья, невидимые круги как символы завершенности и вечности (Нераздельность лиц Святой Троицы), различия в изображении ангелов и окружающих их символов (Неслиянность лиц Святой Троицы).   Идея   великой   искупительной   жертвы   во   имя   спасения   человечества.   Икона «Живоначальная Троица» как зов к любви и единению на пути к горнему миру.   Дополнение к теме  состоит из трех сюжетов, развивающих идею духовного подвига; а рассказе «Святой» повествуется о преподобном Серафиме Саровском, чей путь подвижничества является уделом для избранных, но спасителен для тысяч людей; в рассказах же о паломничествах и обетах приводятся сведения о благочестивых обычаях, доступных для всех стремящихся к горнему миру. Московский Кремль  Основная идея: Московский Кремль, уникальный ансамбль и хранилище отечественных реликвий,   стал   символом   важнейших   черт   и   идеалов   российской   государственности: патриотизма, державности, неразрывной связи земного Отечества с духовными идеалами, трепетного отношения к чести и достоинству России. Московский Кремль ­ символ Российского государства. Кремль как щит военный: крепостные стены, кремлевские башни, храм Архангела Михаила. Кремль   как   щит   духовный:   храмы   Соборной   площади   Кремля,   колокольня   «Иван   Великий», чудотворные и намеленные иконы. Кремль   ­   центр   государственности,   резиденция   главы   государства.   Кремлевские   дворцы   и сооружения, призванные свидетельствовать о достоинстве России. Исторические и современные государственные регалии: шапка Мономаха, царские и императорские короны, двуглавый орел, герб, держава, скипетр. Символика регалий. Идея власти по Вере и Правде. Орден «За заслуги перед Отечеством» Кремль ­ хранитель славной истории и достижений культуры России. Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца. Оружейная палата. Дополнение   к   теме  обогащает   представления   о   государственности   России   через   восприятие символики   старинного   российского   герба,   показывает   подлинный   смысл   государственного служения (сюжет об ордене) и расширяет знания о кремлевских реликвиях (царь­пушка и царь­ колокол). Летописи  Основная   идея:   древнерусская   историческая   и   летописная   литература   оставила   нам свой   неповторимый   взгляд   на   смысл   происходящих   событий,   сердцевиной   которого   стало убеждение в предопределенности истории, ее поучительности для новых поколений. Старинные летописи ­ наше национальное достояние. Летописец   Нестор   и   составление   «Повести   временных   лет».   Идеи   летописей:   единство   рода человеческого,   древнее   происхождение   славянского   народа,   убеждение,   что   через   историю вершится воля Божия­ Патриотизм ­ подвиг по имя Отечества, особая добродетель, Летописи общерусские и летописи местные. Как   писали   и   украшали   летописи.   Древние   летописи   ­   бесценные   памятники   отечественной культуры.   Летописные   миниатюры   ­«окно   в   исчезнувший   мир».   Лицевой   свод   эпохи   Ивана Грозного. «Сказание», «Житие», «Слово» ­ младшие братья летописей. Древнерусские книжники. Книжная мудрость как путь к знанию о главном. Дополнение   к  теме  призвано   показать  различные   пути   тяготения   к  познанию   истории   ­   через вековые   традиции   книговладения   в   народной   среде   (Деревенские   книжники),   посредством   со­ хранения в устной фольклорной традиции былин, а также через разнообразные формы закрепления исторической памяти. Повторение. 6 Основная форма организации образовательного процесса – занятие.    духовно­нравственное. Направление  внеурочной   деятельности:  Виды  внеурочной деятельности:  познавательная,     проблемно­ценностное   общение.   Для   реализации   рабочей программы используются следующие  технологии: технология проблемного обучения, технология развивающего   обучения,   ИКТ,     технологии   личностно­ориентированного   обучения.  Формы: познавательные   беседы,       интеллектуальные   викторины,   работа   научного   общества   учащихся (детские   исследовательские   проекты),    образовательные   экскурсии,     школьный   краеведческий музей,  выполнение практических    работ,  иллюстрирование, работа с  учебником,    источниками. Наряду с объяснительно­иллюстративным методом используются и метод проблемного изложения, частично­поисковый,   эвристический     методы обучения.  Основные  механизмы формирования ключевых   компетенций   обучающихся:   самостоятельная   работа   в   тетрадях,   с   различными историческими и литературными   источниками, составление   таблиц, схем,   планов, выполнение активных занятий, рисунков по темам, оценивание, самооценивание, ресурсный круг,   работа в парах и группах.   Тематическое планирование   № п/п Тема Количе ство часов Содержание 1. Какой смысл может иметь слово  «памятник». 2. Соха и топор.  Многофункциональность и  универсальность сохи и топора. 3. Простота устройства и  виртуозность трудовой техно­ логии. 4. Общины и артели ­ первичные  сообщества российской  цивилизации, осуществляющие  передачу производственного  опыта из поколения в поколение, хранители трудовой мудрости. 5. Соха и топор в фольклоре, их  метафорическое восприятие. 6. Крестьянские хоромы. Состав и  конструктивные особенности  крестьянских хором. 7. Основные черты этики семейно­ бытовых отношений. 1 1 1 1 1 1 1 памятники   культуры образом   Каким   свидетельствуют о наших истоках. Соха   и   топор   как   основные   орудия   труда российского   крестьянина:   их   традиционное устройство,   варианты   конструкций,   трудовые операции.  Приспособляемость к различной природной среде и материалу. Труд   пахаря   и   плотницкое   дело   определили устойчивый   перечень   престижных   трудовых качеств человека: выносливость, наблюдательность, добросовестность.   Безусловная   опора   наопыт предыдущих   поколений,   полное   доверие   ему   ­ основа мастерства пахаря и плотника.  Освящение   труда   с   сохой   и   топором.   Эстетика (красота) труда. Соха и топор в народных обычаях.  Изба, двор, сени, зимовка, подклет, хлев, поветь, сеновал, взвоз и др. Оптимальное объединение под одной крышей хозяйственных и жилых помещений, функциональное   распределение   пространства крестьянского жилища по принципу: для каждого дела свое место ­ и для труда земного, и для труда души.                  Распределение   обязанностей   между   поколениями, мужчинами   и   женщинами,   родственниками   по принципу: для каждого ­ свое дело, в доме лишних 7 8. Эстетика крестьянского  жилища. 9. Дом как корабль спасения.  10. Соловки. Основные вехи в  становлении Соловецкого  монастыря. 11. Общественное служение братии  Соловецкого монастыря. 12. Храмы и постройки Соловецкого монастыря. 13. Уникальный опыт разумного и  бережного использования даров  природы в экстремальных  условиях Севера. 14. Евангельская идея  Преображения в истории  Соловков. 15. Храм покрова на Нерли. 16. Архитектурные особенности  храма Покрова на Нерли. 17. Церковное предание о  заступничестве Божией Матери. 18. Праздник Покрова Божией  Матери на Руси. 19. Иконопочитание в православной  традиции. 20. Сюжет иконы «Живоначальная  Троица».  21. Духовный смысл иконы  «Живоначальная Троица». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 нет.   Ответственность   мужчины   за   достаток   и защиту интересов семьи. Ответственность женщины за чистоту и порядок. Идеальная основа разумного домостроительства ­ лад с   людьми и согласие с Богом Близость форм, материалов и сюжетов к природе. Чувство меры. Изба ­ освященный мир (иконы, рисунки райских птиц и цветов, книги и т.п.).  Отражение трехчастности.  Вселенной в устройстве крестьянского дома. Традициейные  мифологические взгляды, на жилище и его  невидимых обитателей.   Савватий   и   Герман Преподобные   Зосима, Соловецкие. хозяйственная деятельность и духовное подвижничество игумена Филиппа, впоследствии митрополита Московского и всея Руси, священномученика.  Участие   в   устроений   Соловецкой   обители вкладчиков,   паломников   и   трудников   со   всей России.    Крепостные   стены,   скиты,   каналы,   маяки, ботанический сад, дамбы, сухой док.  Всероссийское значение духовной, хозяйственной и экологической практики Соловецкого монастыря.   Выдающаяся    Опыт заселения, освоения и преображения земель; опыт усмирения и преображения моря­океана; опыт внутреннего   преображения   людей   под воздействием соловецких святынь. Храм  во  имя   Покрова  Божией  Матери  на  Нерли (1165   г.)   ­   древнейший   памятник   отечественного храмостроительства. Князь Андрей Боголюбский и духовный мир его эпохи.              Белый   цвет,   вертикально   вытянутые   формы, аркатурный пояс, белокаменные рельефы, гармония с окружающим ландшафтом.   Храм Покрова на Нерли и церковное предание о заступничестве Божией Матери.  Покров   ­   символ   гармонии   мира   земного   и   мира небесного. Правило   иконописного   образа:   лики,   предметы, детали,   линии,   композиция,   цвет   должны   нести большой духовный смысл.  Средства,   которыми   Передается   внешнее выражение   сюжета:   фигуры   ангелов,   престол   с чашей,   жезлы   и   троны,   храм,   дерево,   гора, золотистый цвет и теплый свет. Средства,   которыми   передается   внутреннее средоточие   иконы:   схожесть   ангелов   и   единая устремленность   жестов,   состояние   их   общего 8 раздумья,   невидимые   круги   как   символы завершенности   и   вечности   (Нераздельность   лиц Святой Троицы), различия в изображении ангелов и окружающих   их   символов   (Неслиянность   лиц Святой   Троицы).   Идея   великой   искупительной жертвы во имя спасения человечества.   Икона «Живоначальная Троица» как зов к любви и единению на пути к горнему миру. Символ Российского государства. Крепостные   стены,   кремлевские   башни,   храм Архангела Михаила. Храмы   Соборной   площади   Кремля,   колокольня «Иван   Великий»,   чудотворные   и   намеленные иконы. Кремлевские   дворцы   и   сооружения,   призванные свидетельствовать   о   достоинстве   России. Исторические   и   современные   государственные регалии:   царские   и императорские   короны,   двуглавый   орел,   герб, держава, скипетр. Символика регалий. Идея власти по   Вере   и   Правде.   Орден   «За   заслуги   перед Отечеством». Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца. Оружейная палата.   шапка   Мономаха, Старинные   летописи   ­   наше   национальное достояние. Идеи   летописей:   единство   рода   человеческого, древнее   происхождение   славянского   народа, убеждение,   что   через   историю   вершится   воля Божия. Патриотизм   ­   подвиг   по   имя   Отечества,   особая добродетель. Древние   летописи   ­   бесценные   памятники отечественной   культуры.   Летописные   миниатюры «окно   в   исчезнувший   мир».   Лицевой   свод   эпохи Ивана Грозного. «Сказание», «Житие», «Слово» ­ младшие братья летописей. Книжная мудрость как путь к знанию о главном. Почему нужно уметь «читать» великие памятники прошлого. Как вести библиографию о памятниках России. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 22. Величайший памятник русского  иконописания. 23. Московский Кремль. 24. Кремль как щит военный. 25. Кремль как щит духовный. 26. Кремль ­ центр  государственности, резиденция  главы государства. 27. Кремль ­ хранитель славной  истории и достижений культуры  России. 28. Летописи. 29. Летописец Нестор и составление «Повести временных лет».  30. Летописи общерусские и  летописи местные. 31. Как писали и украшали  летописи. 32. Древнерусские книжники. 33. Повторение. 34. Повторение. Введение  Отечество  Содержание курса внеурочной деятельности Отечество – земля отцов. Россия ­ общая Родина­мать многих народов. Соотечественники ­ дети одной Родины, братья. Отечество – связь времен. Служение Отечеству как нравственный долг каждого. 9 Место России на карте мировых цивилизаций. Необъятные просторы Отечества.   Диалог культур и цивилизаций. Самобытность. Образы Отечества ­ единство разнообразия. Лес и степь. Пути ­ дороги. Города и земли. Святая Русь. Святыни и памятные места. Образы земледельца и воина, сохи и меча. Цвета Родины ­ белый как символ чистоты и открытости помыслов, красный как символ красоты и жизнелюбия, голубой как символ устремленности к горнему миру, золотой как символ благодати Божией. Колокольный звон ­ слово о единении в делах и помышлениях. Столица, края и земли   Происхождение   слова «столица». Образы Москвы ­ стольного града.  Москва  первопрестольная.  Москва как собор  земель российских. Москва как «третий Рим». Москва как «новый Иерусалим». Кремль ­ слово в камне. Междуречье Волги и Оки ­ ядро земли Русской. Крестьяне ­ труженики. Среднерусская равнина. Образы великого воина ­ заступника Отечества (благоверный князь Александр Невский), великого   молитвенника   и   печальника   о   земле   Русской   (преподобный   Сергий   Радонежский), великого мудреца (преподобный Андрей Рублев). Владимирский образ Божией Матери. Новгородская   земля.   Умельцы   ­   ремесленники,   купцы   ­   промышленники.   Берестяные грамоты. Образы народовластия (вечевой колокол), мира горнего (Святая София) и мира дольнего (богатый гость Садко). Колокол ­ памятник тысячелетию России. Образ храма ­ воина. Тихвинский образ Божьей Матери. Вологодско­Белозерский   край.   Северная   Фиваида.   Образы   святых   и   нестяжателей: преподобный Кирилл Белозерский, Димитрий Прилуцкий, Нил Сотский, Павел Обнорский. Лен и прялка. Кружево и вологодское масло.  Поморье.   Русский   Север   ­   заповедник   народной   культуры.   Образ   северорусской   триады (волость   ­   община   ­   приход).   Образы   святителя   Стефана   Пермского   и   Прокопия   Праведного. Северный деревянный храм. Холмогорская резьба по кости, берестяные туеса. Тихие протяжные песни Севера. Урал ­ камень. Сибирь ­ «златокипящая  государева вотчина». Образы землепроходцев и мореходов.   Сибирь   силы   да   жилы     на   кулак   мотает,   далеко   бросает.   Сибирский   характер. Абалацкая икона Божьей Матери. Поволжье:   многоликое   и   разноязыкое.   Казанский   образ   Божьей   Матери.   Образы   земель торговых и оборотистых (Нижний, Макарьевская ярмарка), Отчизне преданных (Козьма Минин) и вольницу любящих (Стенька Разин). Юг России ­ степи и просторы, ковыль, звонкие песни. Рубежи и пределы Границы государства. Рубежи и пределы Отечества.  Образы северных рубежей. Белое море. Город архангела Михаила. Островные монастыри. Мужество поморов и негромкие подвиги преображения. Образы   западных     рубежей.   Смоленский   край   ­   «ожерелье»   земли   Русской.   Смоленская крепость. Старая смоленская дорога. смоленский образ Божьей Матери. Образы   южных  рубежей.   Дикое   поле.   Один   в  Поле   не   воин.  От  былинных   богатырей   к удалому казачеству. Донской образ Божией Матери. Образы восточных пределов. Камень ­ Байкал­батюшка ­ Камчатка ­ Великий океан: этапы продвижения «встреч Солнца». Легенды о запредельном ­ о «тридевятом царстве», «тридесятом государстве», о странах неведомых, землях незнаемых. Образы града Китежа и Беловодья в памяти народной. Деревня Образы деревни, села, починка, погоста, торжка, слободы, хутора. Поселение приречные, приозерные, притрактовые, водораздельные. Древнее правило ­ строить и жить в ладу с природой. Планировка сельского поселения: свободная, рядовая, уличная, круговая. Всему свое место: мирскому   сходу   и   уединению,   труду   и   отдыху,   празднику   и   поминкам.   Деревенская   околица, колодец, тропинка, проулок. Образа сельского храма и часовни. 10 Трудовые ритмы деревни. Шумный праздник села. Тишина погоста. Людская молва. Город   Роль и назначение города.  Духовный   образ   русского   города.   Не   стоит   город   без   праведника.   Святыни   города. Православный код городского пространства. Городская среда:   кремль, улица, переулок, крюк, площадь, набережная, мост, городской дворик, сквер, парк, памятник. Застройка и планировка города. Имена улиц и площадей. Очаги городской культуры. Центры благотворительности и милосердия. Транспорт. Места общего отдыха. Соседи. Уличные сообщества. Городские районы. Отцы города. Образ родного города. Памятные и святые места  Роща. Гора. Озеро. Поле. Перекресток. Родник. Камень. Памятный крест. Обетный храм. Жизненный круг времени  Век.   Жизненный   круг.   Время   и   безвременье.   Память   и   беспамятство.   Первое   семилетие: младенчество и детство. Имянаречение. Крещение ­ второе рождение, введение в мир духовный. Крестины   ­   введение   в   мир   земной.   Крест   и   купель.   Любовь   близких.   Колыбельные   песни. Бабушкины сказки. Второе семилетие: отрочество. Введение в грамоту ­ третье рождение. Дружба. Покаяние и чаша. Игры и занятия мальчиков. Игры и занятия девочек. Участие в делах семьи. Походы по малой Родине.  Третье семилетие: юность. Удаль молодецкая и девичья скромность. Овладение навыками. Сердечная   привязанность.   Сватовство.   Помолвка   и   венчание.   Русская   свадьба.   Новая   родня   и новые заботы. Семь семилетий: от молодости к зрелости и пожилому возрасту. Мужество и женственность. Дела   и   заботы   мужчины.   Дела   и   заботы   женщины.   Житейский   опыт   и   мудрость.   Хранители семейного очага. Завет о почитании родителей. Старость: сила духа и немощи совершенства. Годичный круг времени  Год сентябрьский ­ от Рождества Богородицы до Успения. Год  январский ­  от Рождества Христова до Воздвижения Креста. Трудовые ритмы года. Народный месяцеслов. Праздники. Пост и мясоед. Гостевания и отгащивания. Нормы поведения в разное время года. Особое дни поминовения. Радоница.  Пища будничная, праздничная, постная, скоромная, ритуальная. Седмица  Символика седьмичного круга: будни и воскресенье, труд земной и труд души. Трудовой ритм недели. Особые   седмицы:   Масляная,   Страстная,   Светлая.   Сутки.   Полдень   и   полночь.   Час   и мгновенье. Повторение    Тематическое планирование   6 класс    Тема № п/п 1. Отечество. 2. Отечество – земля отцов.  Россия ­ общая Родина­ мать многих народов. Количество часов 1 1 Содержание Слово и образ России. Соотечественники   ­   дети   одной   Родины,   братья. Отечество – связь времен. Служение Отечеству как нравственный долг каждого. Место России на карте мировых   цивилизаций.   Необъятные   просторы   Диалог   культур   и   цивилизаций. Отечества.   11 3. Образы Отечества ­  единство разнообразия.  4. Образы Москвы ­  стольного града. Москва  первопрестольная.  5. Новгородская земля. 6. Вологодско­Белозерский  край. 7. Урал ­ камень. Сибирь ­  «златокипящая государева  вотчина».  8. Границы государства.  9. Образы западных  рубежей. 1 1 1 1 1 1 1 Самобытность.  Лес и степь. Пути ­ дороги. Города и земли. Святая Русь.   Святыни   и   памятные   места.   Образы земледельца  и воина,  сохи и  меча.Цвета Родины ­ белый как символ чистоты и открытости помыслов, красный как символ красоты и жизнелюбия, голубой как символ устремленности к горнему миру, золотой как символ благодати Божией. Колокольный   звон   ­   слово   о   единении   в   делах   и помышлениях. Происхождение       слова   «столица».   Москва   как собор земель российских. Москва как «третий Рим». Москва как «новый Иерусалим». Кремль ­ слово в камне.Междуречье   Волги   и   Оки   ­   ядро   земли Русской.   Крестьяне   ­   труженики.   Среднерусская равнина.   Образы   великого   воина   –   заступника. Отечества (благоверный князь Александр Невский), великого   молитвенника   и   печальника   о   земле Русской   (преподобный   Сергий   Радонежский), великого   мудреца   (преподобный   Андрей   Рублев). Владимирский образ Божией Матери. Умельцы ­ ремесленники, купцы ­ промышленники. Берестяные   грамоты.   Образы   народовластия (вечевой колокол), мира горнего (Святая София) и мира   дольнего   (богатый   гость   Садко).   Колокол   ­ памятник тысячелетию России. Образ храма ­ воина. Тихвинский образ Божьей Матери. Северная Фиваида. Образы святых и нестяжателей: преподобный   Кирилл   Белозерский,   Димитрий Прилуцкий, Нил Сотский, Павел Обнорский. Лен и прялка.   Кружево   и   вологодское   масло.   Поморье. Русский   Север   ­   заповедник   народной   культуры. Образ   северорусской   триады   (волость   ­   община   ­ приход).   Образы   святителя   Стефана   Пермского   и Прокопия Праведного. Северный деревянный храм. Холмогорская   резьба   по   кости,   берестяные   туеса. Тихие протяжные песни Севера. Образы землепроходцев и мореходов. Сибирь силы да   жилы     на   кулак   мотает,   далеко   бросает. Сибирский   характер.   Абалацкая   икона   Божьей Матери. Поволжье:   многоликое   и   разноязыкое.   Казанский образ   Божьей   Матери.   Образы   земель   торговых   и оборотистых   (Нижний,   Макарьевская   ярмарка), Отчизне   преданных   (Козьма   Минин)   и   вольницу любящих   (Стенька   Разин).   Юг   России   ­   степи   и просторы, ковыль, звонкие песни. Рубежи   и   пределы   Отечества.   Образы   северных рубежей.   Белое   море.   Город   архангела   Михаила. Островные   монастыри.   Мужество   поморов   и негромкие подвиги преображения. Смоленский   край   ­   «ожерелье»   земли   Русской. 12 10. Образы южных рубежей. 11. Образы града Китежа и  Беловодья в памяти  народной. 12. Образы деревни, села,  починка, погоста, торжка,  слободы, хутора. 13. Планировка сельского  поселения 14. Образа сельского храма и  часовни. 15. Трудовые ритмы деревни.  16. Роль и назначение города. 17. Городская среда. 18. Очаги городской культуры. 19. Соседи. 20. Памятные  места. 21. Перекресток. Родник.  Камень. 22. Святые места. 23.  Первое семилетие:  младенчество и детство. 24. Второе семилетие:  отрочество. Третье семилетие: юность. 25. Семь семилетий: от  молодости к зрелости и  пожилому возрасту. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Смоленская   крепость.   Старая   смоленская   дорога. смоленский образ Божьей Матери. Дикое   поле.   Один   в   Поле   не   воин.   От   былинных богатырей   к     удалому   казачеству.   Донской   образ Божией   Матери.Образы   восточных   пределов. Камень   ­   Байкал­батюшка   ­   Камчатка   ­   Великий океан: этапы продвижения «встреч Солнца». Легенды о запредельном ­ о «тридевятом царстве», «тридесятом   государстве»,   о   странах   неведомых, землях незнаемых.  Поселение   приречные,   приозерные,   притрактовые, водораздельные. Древнее правило ­ строить и жить в ладу с природой. Свободная, рядовая, уличная, круговая. Всему свое место:   мирскому   сходу   и   уединению,   труду   и отдыху,   празднику   и   поминкам.   Деревенская околица, колодец, тропинка, проулок. Тишина погоста.   улица,   крюк,   переулок, Людская молва. Шумный праздник села. Духовный образ русского города. Не стоит город без праведника.   Святыни   города.   Православный   код городского пространства.   площадь, Кремль, набережная,   мост,   городской   дворик,   сквер,   парк, памятник.   Застройка   и   планировка   города.   Имена улиц и площадей. Центры   благотворительности   и   милосердия. Транспорт. Места общего отдыха. Уличные   сообщества.   Городские   районы.   Отцы города. Образ родного города. Роща. Гора. Озеро. Поле. Памятные  места. Памятный крест. Обетный храм.  Век. Жизненный круг. Время и безвременье. Память и беспамятство. Имянаречение. Крещение ­ второе рождение,   введение   в   мир   духовный.   Крестины   ­ введение   в   мир   земной.   Крест   и   купель.   Любовь близких. Колыбельные песни. Бабушкины сказки. Введение   в   грамоту   ­   третье   рождение.   Дружба. Покаяние и  чаша. Игры и занятия мальчиков. Игры и занятия девочек. Участие в делах семьи. Походы по малой Родине.  Удаль молодецкая и девичья скромность. Овладение навыками.   Сердечная   привязанность.   Сватовство. Помолвка и венчание. Русская свадьба. Новая родня и новые заботы. Мужество и женственность. Дела и заботы мужчины. Дела   и   заботы   женщины.   Житейский   опыт   и мудрость.   Хранители   семейного   очага.   Завет   о почитании родителей. Старость: сила духа и немощи 13 26. Годичный круг времени. 27. Трудовые ритмы года. 28. Праздники. Пост и мясоед.  Особое дни поминовения.  29. Радоница 30. Седмица. 31. Трудовой ритм недели. 32. Особые седмицы.  33. Повторение.  34. Повторение. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 совершенства. Год     январский   ­     от   Рождества   Христова   до Воздвижения Креста. Народный месяцеслов. Нормы поведения в разное время года. Пища будничная, праздничная, постная, скоромная, ритуальная. Символика седьмичного круга: будни и воскресенье. Труд земной и труд души.  Масляная,   Страстная,   Светлая.   Сутки.   Полдень   и полночь. Час и мгновенье. Отечество – земля отцов.  Россия ­ общая Родина­мать многих народов. Содержание курса внеурочной деятельности   духовное,             В 7 классе речь идет о высоком назначении ведущих и традиционных видов человеческой деятельности:   ТРУД   (земледелие,   ремесло,   торговля   и   предпринимательство),   СЛУЖЕНИЕ (воинское, (научное, художественное, техническое и др.). Семиклассники подводятся к тому, что в каждом из видов полезной деятельности есть высокий смысл и высокая миссия, открывающая в   человеке дар СО­ ТВОРЧЕСТВА в становлении человеческой цивилизации.  Введение   просветительское,   государственное),   ТВОРЧЕСТВО   (1 час ) Высокий   смысл  основных   видов   человеческой   деятельности.   Труд:  земледелие   ­  чтобы  ремесло  ­  чтобы   обустроить   жизнь;   торговля   и прокормить   свою   семью   и   Отечество; предпринимательство   ­  чтобы   доставить   товары   и   произвести   новые.   Служение:  воинское служение ­ чтобы защитить Отечество; священнослужение ­ чтобы освятить мир и защитить душу; управление и суд ­ чтобы обеспечивать порядок и справедливость. Творчество ­ чтобы просвещать людей   и   пробуждать   в   них   добрые   устремления.   Сословие   ­   люди,   живущие   в   согласии   со СЛОВОМ, предназначением своего дела. Глава 1. Крестьянство (6 часов) Крестьянское   сословие   во   все   времена   ­   опора     и   кормилец   Отечества.   Традиционные признаки   российского   крестьянина:   собственное   домохозяйство,   наличие   земельного   надела, совместное   с   другими   членами   мира­общины   пользование   общими   угодьями,   наличие   семьи   и достаточной рабочей силы, преимущественно натуральный характер хозяйства. Крестьянское дело ­ основное и дополнительное. Крестьянин­ земледелец (пахарь, сеятель, косарь, жнец), крестьянин­охотник, грибник и т.п. Крестьянин и крестьянка. Семейное, общественное и государственное служение крестьянина. 14 Великое   Слово   крестьянского   дела.   Многозначность   смысла   пахоты,   боронования,   сева, жатвы, обмолота и уборки урожая. Мифологическое и метафорическое прочтение основных дел хлебороба. Единство человека и природы ­ главная особенность труда и жизни крестьянина. Человек и природа ­ творение Божие, между которыми нет противостояния, разрыва и отчуждения. Как в крестьянском деле живут Заповеди Божии. Духовный смысл крестьянского дела. Что   переменчиво,   а   что   устойчиво   в   крестьянском   деле.   Традиции   земледелия   в современном сельскохозяйственном производстве.  Глава 2. Мастера – ремесленники (7 часов) Старинные сообщества ремесленников. Концы, артели, слободы, цехи. Мастер, подмастерье и ученик. Ремесленные кооперативы. Важнейшие   признаки   ремесленника:     собственная   мастерская,   небольшое   число   людей, работа на заказ или на продажу, призанное личное мастерство ремесленника. Почему   мануфактуры   и   фабрики   не   вытеснили   ремесленников.   Мастер­ремесленник   и рабочий. Рука мастера «очеловечивает» производственный труд. Смысл   ремесла   ­   преображение   природных   материалов.   Глубокое   знание   материалов, секретов   ремесла,   творческое   воображение   мастера.   Результат   мастерство   ­   каждая   вещь единственная и неповторимая. Жизненные  уроки ремесла.  Метафорический,  образный  смысл материалов  (вода, дерево, камень, кожа, нить и пр.) и действий мастера (ударить, ковать, поднять руку, наклониться и пр.). Мастера­храмостроители. Ремесло   как   осознанное   творческое   действие,   творение   того,   чего   нет     в   окружающей природе. Глава 3. Купцы и предприниматели (7 часов) Купцы,   гости   и   иные   деловые   люди.   Гостиная   и   суконная   сотни.   Офени.   Гильдии. Предприниматели. Роль купечества и предпринимательства в создании индустриального общества. Предпринимательство   производственное,   коммерческое   и   финансовое.   Деловые   люди   и управляющие   (менеджеры).   Риск,   современное   оборудование,   надежные   источники   энергии, квалифицированные   рабочие,   устойчивый   потребитель   ­   основы   успеха.   Предприниматель соединяет природные ресурсы с производственными, финансовыми и трудовыми. Искушение   ­   жизненный   спутник   делового   человека.   Нравственное   правило   российского предпринимательства: богат не тот, кто много приобрел, а тот, кто много роздал. Предприятия,   торговые   фирмы   и   банки   ­   наше   национальное   достояние.   Династии российских предпринимателей. Правила чести российского предпринимательства. Духовный   смысл   торговли   и   предпринимательства   ­   слияние   воедино   Дара   Божьего (природы) с земными делами (производство) ради создания того, что полезно и необходимо людям. Глава 4. Воинство (6 часов) 15 Защищать   свою   землю   ­   право   и   долг   каждого   народа,   дружине.   Народное   ополчение. Казаки. Регулярное войско и мощный морской флот.  Солдаты, офицеры и генералы, матросы, офицеры и адмиралы.  Пехота (гренадеры, егеря, мушкетеры и др.), кавалерия (гусары, кирасиры, драгуны, уланы и др.),   артиллерия,   летчики,   танкисты,   пулеметчики,   саперы,   радисты,   связисты,   подводники, ракетчики. Атрибуты воинства. Флаг как знак воинской чести. Типы флагов и их смысл. Воинский мундир. Погоны. Воинские чины и звания. Ордена и медали. Когда склоняют знамена и срывают погоны. Воинские заповеди: служи по присяге, живи по уставу, воюй по приказу; отвага для солдата, храбрость для офицера, мужество для генерала; залог воинского успеха ­ смелость и осторожность; в воинском деле нет мелочей; уважай неприятеля; умей предвидеть развитие событий; мгновение дает победу; формула победы: глазомер, быстрота, натиск; воин несет свою службу не для награды, а во имя Отечества. Смысл и предназначение воинского служения: помогать, защищать, устрашать, атаковать, окружать,   изгонять,   охранять,   разбивать.   Воинское   служение   не   в   высоте   чина   и   звания,   а   в служении Отечеству. Война освободительная, отечественная, народная, оборонительная ведется с гневом праведным, но не злобою. Воинское служение не должно посеять зло в сердце. Его правило ­ хвала подвигу, позор разбою. Глава 5. Священство (6 часов) Тысячелетнее служение священства Отечеству. Таинство рукоположения ­ начало служения. Смысл   священства   ­   служить   Богу   и   ближнему.   Евангельское   понимание   происхождения священства. Священнослужители   и   церковнослужители.   Диаконы,   иереи,   архиереи.   Великое   Слово священства: совершать богослужения и таинства, научать Вере, иметь попечение о душе своих духовных детей.  «Батюшки» и «матушки» ­ их совместное служение ближнему. Монашество. Обеты целомудрия, нестяжания и послушания. Духовный и телесный подвиг монашества. Уход от мира и служение миру ­ феномен монашества.  Духовное   сословие   в   истории   и   культуре   Отечества.   Образованность,   открытость, наследственность ­ сословные признаки священства. Исторические испытания священства.   Священство   как   духовное   воинство.   Одеяния,   иерархия,   послушание,   духовное   оружие, предстоятельство ­ его признаки. Ряса, мантия, крест, панагия, риза и др. ­ символы предназначения и служения священства. Священство ­ «соль» Церкви.  Обобщающее повторение (1 час) Служение Отечеству и творчество ­ особые предназначения человека. Их Слово и Дело. Каждое   праведное   дело   имеет   свое   предназначение.   Каждое   дело   имеет   свой   образ, внутреннюю и внешнюю красоту, нравственные уроки и духовный смысл. Все дела человеческие дополняют друг друга. 16 Тематическое планирование   7 класс    № п/п 1. Тема Высокий   смысл  основных видов человеческой деятельности.   Количество часов 1 Содержание Труд: земледелие ­ чтобы прокормить свою семью и Отечество;  ремесло  ­  чтобы   обустроить   жизнь; торговля   и   предпринимательство   ­  чтобы доставить   товары   и   произвести   новые.   Служение: воинское   служение  ­  чтобы   защитить   Отечество; священнослужение  ­  чтобы   освятить   мир   и  чтобы защитить   душу; обеспечивать порядок и справедливость. Творчество ­   чтобы   просвещать   людей   и   пробуждать   в   них добрые устремления. Сословие ­ люди, живущие в согласии   со   СЛОВОМ,   предназначением   своего дела.    управление   и   суд  ­ 2. Крестьянское сословие. 3. Крестьянское дело. 4. Крестьянин и крестьянка. 5. Какое   слово   скрыто   в крестьянском деле? 6. Духовный   крестьянского дела. смысл 7. Что   переменчиво,   а   что устойчиво   в   крестьянском деле. Мастера – ремесленники. 8. 9. Важнейшие ремесленника.   признаки 1 1 1 1 1 1 1 1   крестьянина: Крестьянское сословие во все времена ­ опора   и   Традиционные   признаки кормилец   Отечества. российского собственное   наличие   земельного   надела, домохозяйство, совместное   с   другими   членами   мира­общины пользование   общими   угодьями,   наличие   семьи   и достаточной   рабочей   силы,   преимущественно натуральный характер хозяйства.   Крестьянское   дело   ­   основное   и   дополнительное. Крестьянин­   земледелец   (пахарь,   сеятель,   косарь, жнец), крестьянин­охотник, грибник и т.п.  Семейное, служение крестьянина.       общественное   и   государственное Великое Слово крестьянского дела. Многозначность смысла пахоты, боронования, сева, жатвы, обмолота и   уборки   урожая.   Мифологическое   и метафорическое прочтение основных дел хлебороба. Единство человека и природы ­ главная особенность труда   и   жизни   крестьянина.   Человек   и   природа   ­ творение   Божие,   между   которыми   нет противостояния,   разрыва   и   отчуждения.   Как   в крестьянском деле живут Заповеди Божии.   Традиции   сельскохозяйственном производстве.  земледелия в     современном Старинные   сообщества   ремесленников.   Концы, артели,   слободы,   цехи.   Мастер,   подмастерье   и ученик. Ремесленные кооперативы. Важнейшие   признаки   ремесленника:     собственная мастерская, небольшое число людей, работа на заказ или   на   продажу,   признанное   личное   мастерство 17 10. Почему   мануфактуры   и фабрики   не   вытеснили ремесленников. 11. Смысл   ремесла ­ преображение   природных материалов.   12. Жизненные уроки ремесла. 13. Храмы   мастеров. –   творение 14. Ремесло   –   осознанное действие. 15. Купцы,   гости   и   иные деловые люди. 16. Предпринимательство  производственное,  коммерческое и  финансовое. 17. Предпринимательство  производственное,  коммерческое и  финансовое 18. Нравственное российского предпринимательства.   правило 19. Династии   российских предпринимателей. 20. Правила чести. 21. Духовный   смысл   торговли и предпринимательства. 22. Воинство. 23. От   дружины Вооруженных сил   до 24. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ремесленника.   Мастер­ремесленник   и   рабочий.   Рука   мастера   «очеловечивает» производственный труд. Глубокое   знание   материалов,   секретов   ремесла, творческое   воображение   мастера.   Результат мастерство   ­   каждая   вещь   единственная   и неповторимая. Метафорический,   образный   смысл   материалов (вода, дерево, камень, кожа, нить и пр.) и действий мастера     поднять   руку, наклониться и пр.).   ковать, (ударить, Мастера­храмостроители. Ремесло   как   осознанное   творческое   действие, творение того, чего нет  в окружающей природе. Гостиная   и   суконная   сотни.   Офени.   Гильдии. Предприниматели. и предпринимательства   в   создании   индустриального общества. купечества Роль       Деловые   люди   и   управляющие   (менеджеры).   Риск, современное   оборудование,   надежные   источники энергии,   квалифицированные   рабочие,   устойчивый потребитель ­ основы успеха.  Предприниматель   соединяет   природные   ресурсы   с производственными, финансовыми и трудовыми. Искушение ­ жизненный спутник делового человека. Нравственное российского предпринимательства:   богат   не   тот,   кто   много приобрел, а тот, кто много роздал. правило     Предприятия,   торговые   фирмы   и   банки   ­   наше национальное достояние.  Правила чести российского предпринимательства Духовный смысл торговли и предпринимательства ­ слияние воедино Дара Божьего (природы) с земными делами   (производство)   ради   создания   того,   что полезно и необходимо людям. Защищать   свою   землю   ­   право   и   долг   каждого народа,   дружине.   Народное   ополчение.   Казаки. Регулярное войско и мощный морской флот.  Солдаты, офицеры и генералы, матросы, офицеры и адмиралы Пехота   (гренадеры,   егеря,   мушкетеры   и   др.), 18 25. Атрибуты воинства. 26. Воинские заповеди. 27. Смысл   и   предназначение воинского служения. 28. Тысячелетнее   служение священства Отечеству. 29. Священнослужители церковнослужители.   и 30. Монашество. 31. Духовное   сословие   в истории   и   культуре Отечества 32. Священство   как   духовное воинство. 33. Священство   Церкви. ­   «соль» 34. Служение   Отечеству   и 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 кавалерия (гусары, кирасиры, драгуны, уланы и др.), артиллерия,   пулеметчики, саперы, радисты, связисты, подводники, ракетчики.   танкисты,   летчики, Флаг как знак воинской чести. Типы флагов и их смысл. Воинский мундир. Погоны. Воинские чины и звания. Ордена и медали. Когда склоняют знамена и срывают погоны. Воинские   заповеди:   служи   по   присяге,   живи   по уставу,   воюй   по   приказу;   отвага   для   солдата, храбрость   для   офицера,   мужество   для   генерала; залог воинского успеха ­ смелость и осторожность; в воинском   деле   нет   мелочей;   уважай   неприятеля; умей предвидеть развитие событий; мгновение дает победу;   формула   победы:   глазомер,   быстрота, натиск; воин несет свою службу не для награды, а во имя Отечества. Смысл   и   предназначение   воинского   служения: помогать,   атаковать, окружать, изгонять, охранять, разбивать. Воинское служение не в высоте чина и звания, а в служении Отечеству.   Война   освободительная,   отечественная, народная,   оборонительная   ведется   с   гневом праведным,   но   не   злобою.   Воинское   служение   не должно посеять зло в сердце. Его правило ­ хвала подвигу, позор разбою.   устрашать, защищать,   Таинство рукоположения ­ начало служения. Смысл священства   ­   служить   Богу   и   ближнему. Евангельское происхождения священства. понимание       иереи,   архиереи. Диаконы,   Великое   Слово священства:   совершать   богослужения   и   таинства, научать   Вере,   иметь   попечение   о   душе   своих духовных   детей.   «Батюшки»   и   «матушки»   ­   их совместное служение ближнему. Обеты   целомудрия,   нестяжания   и   послушания. Духовный и телесный подвиг монашества. Уход от мира и служение миру ­ феномен монашества.  Образованность,   открытость,   наследственность   ­ сословные   признаки   священства.   Исторические испытания священства. Одеяния, иерархия, послушание, духовное оружие, предстоятельство   ­   его   признаки.   Ряса,   мантия, крест, панагия, риза и др. ­ символы предназначения и служения священства.  Церковь – «И врата ада не одолеют ее». Каждое праведное дело имеет свое предназначение. 19 ­ творчество     особые предназначения   человека. Их Слово и Дело. Каждое   дело   имеет   свой   образ,   внутреннюю   и внешнюю красоту, нравственные уроки и духовный смысл.   Все   дела   человеческие   дополняют   друг друга. 20

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Истоки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.10.2017