Рабочая программа по внеурочной деятельности «Культура и традиции народов Поволжья» 5-6 класс
Оценка 4.9

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Культура и традиции народов Поволжья» 5-6 класс

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
воспитательная работа +1
5 кл—11 кл +1
13.05.2019
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Культура и традиции народов Поволжья» 5-6 класс
Программа «Поволжье–территория толерантности» состоит из двух самостоятельных, но вместе с тем содержательно связанных друг с другом модулей. Первый модуль («Край, в котором мы живем») реализуется в первом полугодии и связан с освоением информации о прошлом и настоящем родного края. Содержание этого блока в обобщенном виде позволит повторить и углубить представления о нашем крае основной краеведческой программы для 5 классов. Изучая указанный модуль, учащиеся приобретают начальные представления о природной, исторической и культурной уникальности Поволжья, знакомятся с особенностями жизни в мегаполисе, осознают необходимость соблюдения «законов» и «правил», принятых в светской этике, как условия сохранения стабильности общества и развития края. Знакомятся с этническими общественными объединениями: названием организации дата образования руководитель цели объединения вехи развития с момента образования по сегодняшний день. На примере культурного наследия Поволжья раскрывается важность следования таким нравственным ценностям, как «долг», «честь», «добро», «милосердие», «просвещение», а также следующим социальным ориентирам – «Родина», «семья», «история», «память». Второй модуль («Поволжье–территория толерантности») реализуется во втором полугодии. Он предполагает расширение и углубление представлений об основах религиозных культур, полученных учащимися в 6 классе. Данная программа нацелена не только на нравственное и духовное становление личности, но и на развитие у учащихся умения извлекать историко-культурологическую информацию из объектов материального мира, памятников, зданий, предметов и вещей, окружающих человека. В соответствие с этим, знакомство с историей и культурой Поволжья, светскими и религиозными традициями строится по принципу «от объекта к идее». Туристическая карта Поволжья дает представление о размерах природных особенностях, специфике организации среды, важнейших для региона центрах. В связи с этим в методике преподавания программы широко используется исследовательский метод, предполагающий организацию обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.
Кул.наро.поволж 5-6 кл.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение           Пятисотенная средняя школа          СОГЛАСОВАНО        Зам. директора по ВР        __________ Е.А. Малюскина        «____»___________20__ г РАССМОТРЕНО на заседании  ШМО классных  руководителей  _________________________ протокол  от  «__»_______20__   №______ Руководитель ШМО ___  /Е.А. Малюскина УТВЕРЖДАЮ Директор  МОУ Пятисотенной СШ ___________С.Н.Фрилинг Приказ от «___»_________20__ г    №______ Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Культура и традиции народов Поволжья» на 2018­2019 учебный год для 5­6 класса  учителя истории и обществознания Кузнецовой Оксаны Валентиновны Срок реализации программы: 1 год Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности  «Культура и традиции народов  Повольжья» для 5­6 класса составлена на основе:  1. Федерального государственного образовательного стандарта (начального, основного  общего, среднего) образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки  РФ от 17.12.2010 года № 1897; изменения утверждены приказами Министерства образования  и науки РФ № 1644 от 29.12.2014 и № 1577 от 31.12.2015. 2.  Примерной основной образовательной программы начального, общего, среднего общего  образования. 3.   Федерального Закона от 29.12.2012 № 273­ФЗ «Об образовании в Российской  Федерации».  4. Закона  Российской  Федерации  «О  санитарно­эпидемиологическом  благополучии  населения» от 12.03.99, гл. 3, ст. 28.II.2.  5. Постановления  Главного  государственного  санитарного  врача  Российской  Федерации   от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821­10 «Санитарно­ эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных  учреждениях».  6.   Приказа  Министерства  образования  Российской  Федерации  от  09.03.2004  г.  №  1312  «Об утверждении  федерального  базисного  учебного  плана  и  примерных  учебных  планов  для образовательных  учреждений  Российской  Федерации,  реализующих  программы   общего образования». 7. Приказа  Министерства  образования  и  науки  Российской  Федерации  от  06.10.2009  №   373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования». 8. Приказа  Министерства  образования  и  науки Российской  Федерации  от  17.12.2010 №   1897 «Об  утверждении  федерального  государственного  образовательного  стандарта   основного общего образования». 9.  Приказа  Министерства  образования  и  науки Российской  Федерации  от  30.08.2013 №  1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным  общеобразовательным  программам  ­  образовательным  программам   начального общего, основного общего и среднего общего образования».  10. Устав МОУ Пятисотенной СШ. 11. Основной образовательной программы начального, основного, среднего общего  образования.  12. Плана внеурочной деятельности МОУ Пятисотенной СШ на 2018­2019 учебный год;  в соответствии с «Положением о рабочей программе внеурочной деятельности».       Планируемые результаты освоения      курса внеурочной деятельности  «Культура и традиции народов Поволжья» в 5­6классе Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных  результатов. Личностными результатами У пятиклассника будут сформированы: *развитие   этических   чувств   как   регуляторов   морального   поведения,   формирование потребности в нравственном совершенствовании; 2 *воспитание доверия и уважения к культурам разных народов, толерантного отношения к представителям других национальностей и вероисповеданий; *самоидентификации­ осознание себя волжанином, развитие чувства гордости за свой край; *осознание   личной   ответственности   за   сохранение   культурно­   исторического   наследия Поволжью, его духовных традиций; У шестиклассника могут быть сформированы:  *формирование познавательного интереса к истории и культуре родного края; *развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных   социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выводы из спорных ситуаций; Метапредметные результаты У пятиклассника будут сформированы:  *развитие познавательной деятельности школьников в гуманитарной сфере; *формирование   умения   работать   с   различными   источниками   информации   (картами, справочниками, текстами, художественными произведениями и т.д.); *развитие умения сопоставлять информацию, полученную их разных источников; У шестиклассника могут быть сформированы:  *развитие умения понимать символический язык искусства; *совершенствование   коммуникативных   умений­   готовности   слушать   собеседника,   вести диалог, признавать возможность существования  различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать его, давать личностную оценку поступков людей и произошедших событий. Предметные результаты Пятиклассник научиться: ­уметь  использовать знания обрядов; ­уметь различать виды одежды   народов Поволжья по вышивкам и украшениям; ­уметь различать национальные блюда народов Поволжья; ­знать музыкальные инструменты народов Поволжья; ­знать все виды народных игр, их значение для народа; ­знать обычаи, обряды и традиции народов Поволжья; ­знать основные национальные блюда; ­знать особенности культуры поведения за столом у разных народов; ­знать географическое положение столицы каждой республики; ­знать основные архитектурные и исторические памятники. Пятиклассник получит возможность научиться: ­ приветствовать на татарском, чувашском, мордовском, украинском, языках; ­ играть в народные игры; ­ узнавать принадлежность народных мелодий; ­ танцевать народные танцы; ­ быть толерантным к представителям других народностей. Содержание программы 3 Программа «Поволжье–территория толерантности» состоит из двух самостоятельных, но  вместе с тем содержательно связанных друг с другом модулей. Первый модуль («Край, в котором мы живем») реализуется в первом полугодии и связан с  освоением информации о прошлом и настоящем родного края. Содержание этого блока в  обобщенном виде позволит повторить и углубить представления о нашем крае основной  краеведческой программы для 5 классов. Изучая указанный модуль, учащиеся приобретают  начальные представления о природной, исторической и культурной уникальности Поволжья,  знакомятся с особенностями жизни в мегаполисе, осознают необходимость соблюдения  «законов» и «правил», принятых в светской этике, как условия сохранения стабильности  общества и развития края. Знакомятся с этническими общественными объединениями:  названием организации дата образования руководитель цели объединения вехи развития с  момента образования по сегодняшний день. На примере культурного наследия Поволжья  раскрывается важность следования таким нравственным ценностям, как «долг», «честь»,  «добро», «милосердие», «просвещение», а также следующим социальным ориентирам –  «Родина», «семья», «история», «память». Второй модуль («Поволжье–территория толерантности») реализуется во втором полугодии.  Он предполагает расширение и углубление представлений об основах религиозных культур,  полученных учащимися в 6 классе. Данная программа нацелена не только на нравственное и духовное становление личности, но  и на развитие у учащихся умения извлекать историко­культурологическую информацию из  объектов материального мира, памятников, зданий, предметов и вещей, окружающих  человека. В соответствие с этим, знакомство с историей и культурой Поволжья, светскими и  религиозными традициями строится по принципу «от объекта к идее». Туристическая карта  Поволжья дает представление о размерах природных особенностях, специфике организации  среды, важнейших для региона центрах. В связи с этим в методике преподавания программы широко используется исследовательский метод, предполагающий организацию обучения, при которой учащиеся ставятся в положение  исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее,  исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и  идеи, а не получают их в готовом виде. Тематическое планирование. Тема Вводное занятие. Какие народы живут в Поволжье? Вводное занятие. Какие народы живут в Поволжье? Культура русского народа.  Жильё. Национальный костюм. Семейные традиции. Фольклор. Загадки, поговорки, скороговорки. Русские народные песни. Разучивание. Русские народные праздники, игры. Русские национальные блюда. № урока 1 2 3 4 5 6 7 Кол­во часов 1 1 (5 часов). 1 1 1 1 1 4 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Русский фольклорный праздник «Осенние посиделки» Культура татарского народа  Татары в Поволжье. Быт и традиции татар. Жильё. Татарский национальный костюм. Татарские национальные праздники, блюда. Фольклор татарского народа. Семейные традиции. Экскурсия в школьный музей. Праздник татарской культуры. 1 (6 часов) 1 1 1 1 1 1 Культура чувашского народа  (4 часа) Чуваши в Поволжье. Быт и традиции. Жильё. Чувашский национальный костюм. Чувашские национальные праздники, блюда. Фольклор чувашского народа. Национальные праздники Культура мордовского народа  Мордва в Поволжье. Быт и традиции. Жильё. Мордовский национальный костюм. Мордовские национальные праздники, блюда. Фольклор. Мордовские народные сказки. Культура украинского народа Украинцы в Поволжье. Украинский национальный костюм. 1 1 1 1 (4 часа). 1 1 1 1 (4 часа). 1 1 5 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Украинские национальные блюда, народные игры, праздники. Фольклор. Украинские народные сказки. Чтение и инсценировка. Культура немцев Поволжья. Первые немцы в Поволжье. Традиции немцев Поволжья. Национальные праздники. Современные немцы Поволжья. Праздник национальных культур Праздник национальных культур Итоговое повторение Итоговое повторение Резерв 1 1 (4 часа) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Учебно­ методическое обеспечение Программа: Программа и методические рекомендации. «Культура народов Поволжья» Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников  образования. 2011.   А.Ш. Кержнер, В.А Архипова, Н.С. Нурмухаметова, В.Д. Кирюшкина, 2011. 1984. Учебные пособия: Бусыгин Е.П. Этнография народов Среднего Поволжья.­ КГУ,  Успенский Л.В. Ты и твое имя. ­ Л., 1960 Край симбирский: Краткий исторический очерк. ­ Саратов, 1989.7 3. Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах.­М., 1988­1990. 4. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. ­ М., Знание, 1984. 5. Соловьев С.М. Избранные труды. Записка. ­ М., 1983. 6. Шабалина Л.П. Этнические особенности народов Ульяновского Поволжья.­  Ульяновск, 1993. Бусыгин Е.П. Этнография народов Среднего Поволжья.­ КГУ, 1984. Край симбирский. Краткий исторический очерк. ­ Саратов, 1989. Обрядовая поэзия. ­ М., Современник, 1982. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. ­М., 1989  (репринтное издание 1880 г.) Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. ­ М., 1987. . Афанасьев А.Н. Народные русские сказки: В 3­х т. ­ М., 1957 Библиотека русского фольклора. ­ М., 1988­1989. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 2. 3. 4. 5. 6 6. 7. 17. 18. Пропп В.Я. Морфология сказки. ­ М., 1969. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. ­М., 1989  (препринт, 1880). Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Туризм и  краеведение. Изд.3­е, дополненное. Утверждены Главным управлением школ Министерства  Просвещения СССР,­ М.: «Просвещение», 1982. Туристско­краеведческие кружки в школе: Методические указания для  руководителей /И.А.Верба, Я.Б. Галкин, А.П. Радищев и др.; Под ред. В.В. Титова.­ М.:  Просвещение, 1988. 19. Бардин К.В. Азбука туризма. М.: Просвещение, 1973. 20. Остапец А.А. В походе юные. М.: Просвещение,1978. 21.Юньев И.С. Беседы о краеведении. М.: Знание, 1966. 22. Инструкция по организации и проведению туристских походов, путешествий и экскурсий  с учащимися общеобразовательных школ; Сб. документов // Воспитательная работа в школе.  ­ М.: Просвещение, 1977. 23. Баринова И.И.  Внеурочная работа по географии. ­ М.: Просвещение, 1988. Контроль и оценка внеурочной деятельности по курсу «Культура народов Поволжья» в5­6 классе    Устный ответ. Критерии:  правильность   и   осознанность   изложения   материала,   полнота   раскрытия   понятий   и закономерностей, точность употребления специальной терминологии;  самостоятельность ответа;  логичность, доказательность в изложении материала;  степень сформированности интеллектуальных, общеучебных, специфических умений.  ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса;  правильно   раскрыто   содержание   понятий,   закономерностей,   конкретизация их примерами;  ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения о важнейших  событиях.   взаимосвязей   и  ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный;  есть неточности в изложении основного материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.  ответ   правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности; затрудняется   в   самостоятельном   объяснении   взаимосвязей,   непоследовательно  излагает материал, допускает ошибки в использовании карт и других материалов при ответе.  ответ неправильный;  не   раскрыто   основное   содержание   учебного   материала,   не   даются   ответы   на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий; «5» «4» «3» «2» 7  неумение работать с картой. Оценка практических умений учащихся «5»  правильный  и   полный  отбор  источников  знаний,  рациональное  их   использование  в определенной последовательности;  соблюдение логики в описании или характеристике   событий, явлений, территорий или объектов;  самостоятельное   выполнение   и   формулировка   выводов   на   основе   практической деятельности;  аккуратное оформление результатов работы. «4» «3»  правильный и полный отбор источников знаний;  допускаются   неточности   в   использовании   источников   знаний,   в   оформлении результатов.  правильное использование основных источников знаний, допускаются неточности в формулировке выводов;  неаккуратное оформление результатов. «2» ­        отсутствие знаний; неумение оперировать фактами; непонимание содержания учебного материала; отсутствие выполненного задания. 8 Муниципальное общеобразовательное учреждение Пятисотенная средняя школа          СОГЛАСОВАНО        Зам. директора по ВР        __________ Е.А. Малюскина        «____»___________20__ г РАССМОТРЕНО на заседании  ШМО классных  руководителей  _________________________ протокол  от  «__»_______20__   №______ Руководитель ШМО ___  /Е.А. Малюскина УТВЕРЖДАЮ Директор  МОУ Пятисотенной СШ ___________С.Н.Фрилинг Приказ от «___»_________20__ г    №______ Календарно­тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Культура народов Поволжья» на 2018­2019 учебный год для 5­6 класса  9 учителя истории и обществознания Кузнецовой Оксаны Валентиновны Срок реализации программы: 1 год №  п/п 1 2 3 4 Дата Тема занятия Вид занятий Характеристика основных видов  деятельности обучающихся По  плану Факти чески Теоре тическое 1ч Практи ческое 1ч 0.5 ч 0.5 ч Вводное занятие.  Какие народы живут  в Поволжье? Вводное занятие.  Какие народы живут  в Поволжье? Культура русского  народа. (6 ч) Жильё.  Национальный  костюм. Семейные  традиции. Фольклор. Загадки,  поговорки,  скороговорки. 0.5 ч 0.5 ч 1 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Русские народные  песни. Разучивание. 0.5 ч 0.5 ч Русские народные  праздники, игры. 0.5 ч 0.5 ч Русские  национальные блюда. 0.5 ч 0.5 ч 0.5 ч 0.5 ч Русский  фольклорный  праздник «Осенние  посиделки» Культура  татарского народа  (6ч) Татары в Поволжье.  Быт и традиции  татар. 0.5 ч 0.5 ч Жильё. Татарский  национальный  костюм. Татарские  национальные  праздники, блюда. 0.5 ч 0.5 ч 0.5 ч 0.5 ч Фольклор татарского народа. Семейные  традиции. 0.5 ч 0.5 ч Экскурсия в  школьный музей. 0.5 ч 0.5 ч Праздник татарской  культуры. 0.5 ч 0.5 ч Культура  чувашского народа  (4 ч) Чуваши в Поволжье.  Быт и традиции. 0.5 ч 0.5 ч 1 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Жильё. Чувашский  национальный  костюм. Чувашские  национальные  праздники, блюда. Фольклор  чувашского народа.  Национальные  праздники Культура  мордовского народа (4ч) Мордва в Поволжье.  Быт и традиции. 0.5 ч 0.5 ч 0.5 ч 0.5 ч 0.5 ч 0.5 ч 0.5 ч 0.5 ч Жильё. Мордовский  национальный  костюм. 0.5 ч 0.5 ч Мордовские  национальные  праздники, блюда. Фольклор.  Мордовские  народные сказки. Культура  украинского  народа(4ч) Украинцы в  Поволжье. Украинский  национальный  костюм. 0.5 ч 0.5 ч 0.5 ч 0.5 ч 0.5 ч 0.5 ч 0.5 ч 0.5 ч 0.5 ч 0.5 ч Украинские  национальные блюда, народные игры,  праздники. Фольклор.  Украинские  0.5 ч 0.5 ч 1 народные сказки.  Чтение и  инсценировка. Культура немцев  Поволжья.(6 ч) Первые немцы в  Поволжье. 0.5 ч 0.5 ч Традиции немцев  Поволжья. 0.5 ч 0.5 ч Национальные  праздники. 0.5 ч 0.5 ч Современные немцы  Поволжья. 0.5 ч 0.5 ч Праздник  национальных  культур Праздник  национальных  культур Итоговое  повторение Итоговое  повторение Резерв 0.5 ч 0.5 ч 0.5 ч 0.5 ч 0.5 ч 0.5 ч 0.5 ч 0.5 ч 0.5 ч 0.5 ч 27 28 29 30 31 32 33 34 35 1

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Культура и традиции народов Поволжья» 5-6 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Культура и традиции народов Поволжья» 5-6 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Культура и традиции народов Поволжья» 5-6 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Культура и традиции народов Поволжья» 5-6 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Культура и традиции народов Поволжья» 5-6 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Культура и традиции народов Поволжья» 5-6 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Культура и традиции народов Поволжья» 5-6 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Культура и традиции народов Поволжья» 5-6 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Культура и традиции народов Поволжья» 5-6 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Культура и традиции народов Поволжья» 5-6 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Культура и традиции народов Поволжья» 5-6 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Культура и традиции народов Поволжья» 5-6 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Культура и традиции народов Поволжья» 5-6 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Культура и традиции народов Поволжья» 5-6 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Культура и традиции народов Поволжья» 5-6 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Культура и традиции народов Поволжья» 5-6 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Культура и традиции народов Поволжья» 5-6 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Культура и традиции народов Поволжья» 5-6 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Культура и традиции народов Поволжья» 5-6 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Культура и традиции народов Поволжья» 5-6 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Культура и традиции народов Поволжья» 5-6 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Культура и традиции народов Поволжья» 5-6 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Культура и традиции народов Поволжья» 5-6 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Культура и традиции народов Поволжья» 5-6 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Культура и традиции народов Поволжья» 5-6 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Культура и традиции народов Поволжья» 5-6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2019