Рабочая программа по внеурочной деятельности «Культура и традиции народов Поволжья» 5-6 класс
Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
воспитательная работа +1
5 кл—11 кл +1
13.05.2019
Программа «Поволжье–территория толерантности» состоит из двух самостоятельных, но вместе с тем содержательно связанных друг с другом модулей.
Первый модуль («Край, в котором мы живем») реализуется в первом полугодии и связан с освоением информации о прошлом и настоящем родного края. Содержание этого блока в обобщенном виде позволит повторить и углубить представления о нашем крае основной краеведческой программы для 5 классов. Изучая указанный модуль, учащиеся приобретают начальные представления о природной, исторической и культурной уникальности Поволжья, знакомятся с особенностями жизни в мегаполисе, осознают необходимость соблюдения «законов» и «правил», принятых в светской этике, как условия сохранения стабильности общества и развития края. Знакомятся с этническими общественными объединениями: названием организации дата образования руководитель цели объединения вехи развития с момента образования по сегодняшний день. На примере культурного наследия Поволжья раскрывается важность следования таким нравственным ценностям, как «долг», «честь», «добро», «милосердие», «просвещение», а также следующим социальным ориентирам – «Родина», «семья», «история», «память».
Второй модуль («Поволжье–территория толерантности») реализуется во втором полугодии. Он предполагает расширение и углубление представлений об основах религиозных культур, полученных учащимися в 6 классе.
Данная программа нацелена не только на нравственное и духовное становление личности, но и на развитие у учащихся умения извлекать историко-культурологическую информацию из объектов материального мира, памятников, зданий, предметов и вещей, окружающих человека. В соответствие с этим, знакомство с историей и культурой Поволжья, светскими и религиозными традициями строится по принципу «от объекта к идее». Туристическая карта Поволжья дает представление о размерах природных особенностях, специфике организации среды, важнейших для региона центрах.
В связи с этим в методике преподавания программы широко используется исследовательский метод, предполагающий организацию обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.
Кул.наро.поволж 5-6 кл.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Пятисотенная средняя школа
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по ВР
__________ Е.А. Малюскина
«____»___________20__ г
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО классных
руководителей
_________________________
протокол от «__»_______20__
№______
Руководитель ШМО
___ /Е.А. Малюскина
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МОУ Пятисотенной СШ
___________С.Н.Фрилинг
Приказ от «___»_________20__ г
№______
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Культура и традиции народов Поволжья»
на 20182019 учебный год
для 56 класса
учителя истории и обществознания
Кузнецовой Оксаны Валентиновны
Срок реализации программы: 1 год Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Культура и традиции народов
Повольжья» для 56 класса составлена на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта (начального, основного
общего, среднего) образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки
РФ от 17.12.2010 года № 1897; изменения утверждены приказами Министерства образования
и науки РФ № 1644 от 29.12.2014 и № 1577 от 31.12.2015.
2. Примерной основной образовательной программы начального, общего, среднего общего
образования.
3. Федерального Закона от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
4. Закона Российской Федерации «О санитарноэпидемиологическом благополучии
населения» от 12.03.99, гл. 3, ст. 28.II.2.
5. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарно
эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях».
6. Приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312
«Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов
для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы
общего образования».
7. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №
373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования».
8. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №
1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования».
9. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №
1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования».
10. Устав МОУ Пятисотенной СШ.
11. Основной образовательной программы начального, основного, среднего общего
образования.
12. Плана внеурочной деятельности МОУ Пятисотенной СШ на 20182019 учебный год;
в соответствии с «Положением о рабочей программе внеурочной деятельности».
Планируемые результаты освоения
курса внеурочной деятельности «Культура и
традиции народов Поволжья» в 56классе
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных
результатов.
Личностными результатами
У пятиклассника будут сформированы:
*развитие этических чувств как регуляторов морального поведения, формирование
потребности в нравственном совершенствовании;
2 *воспитание доверия и уважения к культурам разных народов, толерантного отношения к
представителям других национальностей и вероисповеданий;
*самоидентификации осознание себя волжанином, развитие чувства гордости за свой край;
*осознание личной ответственности за сохранение культурно исторического наследия
Поволжью, его духовных традиций;
У шестиклассника могут быть сформированы:
*формирование познавательного интереса к истории и культуре родного края;
*развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных
ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выводы из спорных ситуаций;
Метапредметные результаты
У пятиклассника будут сформированы:
*развитие познавательной деятельности школьников в гуманитарной сфере;
*формирование умения работать с различными источниками информации (картами,
справочниками, текстами, художественными произведениями и т.д.);
*развитие умения сопоставлять информацию, полученную их разных источников;
У шестиклассника могут быть сформированы:
*развитие умения понимать символический язык искусства;
*совершенствование коммуникативных умений готовности слушать собеседника, вести
диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать его, давать личностную
оценку поступков людей и произошедших событий.
Предметные результаты
Пятиклассник научиться:
уметь использовать знания обрядов;
уметь различать виды одежды народов Поволжья по вышивкам и украшениям;
уметь различать национальные блюда народов Поволжья;
знать музыкальные инструменты народов Поволжья;
знать все виды народных игр, их значение для народа;
знать обычаи, обряды и традиции народов Поволжья;
знать основные национальные блюда;
знать особенности культуры поведения за столом у разных народов;
знать географическое положение столицы каждой республики;
знать основные архитектурные и исторические памятники.
Пятиклассник получит возможность научиться:
приветствовать на татарском, чувашском, мордовском, украинском, языках;
играть в народные игры;
узнавать принадлежность народных мелодий;
танцевать народные танцы;
быть толерантным к представителям других народностей.
Содержание программы
3 Программа «Поволжье–территория толерантности» состоит из двух самостоятельных, но
вместе с тем содержательно связанных друг с другом модулей.
Первый модуль («Край, в котором мы живем») реализуется в первом полугодии и связан с
освоением информации о прошлом и настоящем родного края. Содержание этого блока в
обобщенном виде позволит повторить и углубить представления о нашем крае основной
краеведческой программы для 5 классов. Изучая указанный модуль, учащиеся приобретают
начальные представления о природной, исторической и культурной уникальности Поволжья,
знакомятся с особенностями жизни в мегаполисе, осознают необходимость соблюдения
«законов» и «правил», принятых в светской этике, как условия сохранения стабильности
общества и развития края. Знакомятся с этническими общественными объединениями:
названием организации дата образования руководитель цели объединения вехи развития с
момента образования по сегодняшний день. На примере культурного наследия Поволжья
раскрывается важность следования таким нравственным ценностям, как «долг», «честь»,
«добро», «милосердие», «просвещение», а также следующим социальным ориентирам –
«Родина», «семья», «история», «память».
Второй модуль («Поволжье–территория толерантности») реализуется во втором полугодии.
Он предполагает расширение и углубление представлений об основах религиозных культур,
полученных учащимися в 6 классе.
Данная программа нацелена не только на нравственное и духовное становление личности, но
и на развитие у учащихся умения извлекать историкокультурологическую информацию из
объектов материального мира, памятников, зданий, предметов и вещей, окружающих
человека. В соответствие с этим, знакомство с историей и культурой Поволжья, светскими и
религиозными традициями строится по принципу «от объекта к идее». Туристическая карта
Поволжья дает представление о размерах природных особенностях, специфике организации
среды, важнейших для региона центрах.
В связи с этим в методике преподавания программы широко используется исследовательский
метод, предполагающий организацию обучения, при которой учащиеся ставятся в положение
исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее,
исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и
идеи, а не получают их в готовом виде.
Тематическое планирование.
Тема
Вводное занятие. Какие народы живут в Поволжье?
Вводное занятие. Какие народы живут в Поволжье?
Культура русского народа.
Жильё. Национальный костюм. Семейные традиции.
Фольклор. Загадки, поговорки, скороговорки.
Русские народные песни. Разучивание.
Русские народные праздники, игры.
Русские национальные блюда.
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
Колво часов
1
1
(5 часов).
1
1
1
1
1
4 8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Русский фольклорный праздник «Осенние посиделки»
Культура татарского народа
Татары в Поволжье. Быт и традиции татар.
Жильё. Татарский национальный костюм.
Татарские национальные праздники, блюда.
Фольклор татарского народа. Семейные традиции.
Экскурсия в школьный музей.
Праздник татарской культуры.
1
(6 часов)
1
1
1
1
1
1
Культура чувашского народа
(4 часа)
Чуваши в Поволжье. Быт и традиции.
Жильё. Чувашский национальный костюм.
Чувашские национальные праздники, блюда.
Фольклор чувашского народа. Национальные праздники
Культура мордовского народа
Мордва в Поволжье. Быт и традиции.
Жильё. Мордовский национальный костюм.
Мордовские национальные праздники, блюда.
Фольклор. Мордовские народные сказки.
Культура украинского народа
Украинцы в Поволжье.
Украинский национальный костюм.
1
1
1
1
(4 часа).
1
1
1
1
(4 часа).
1
1
5 25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
Украинские национальные блюда, народные игры, праздники.
Фольклор. Украинские народные сказки. Чтение и инсценировка.
Культура немцев Поволжья.
Первые немцы в Поволжье.
Традиции немцев Поволжья.
Национальные праздники.
Современные немцы Поволжья.
Праздник национальных культур
Праздник национальных культур
Итоговое повторение
Итоговое повторение
Резерв
1
1
(4 часа)
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Учебно методическое обеспечение
Программа: Программа и методические рекомендации. «Культура народов Поволжья»
Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников
образования. 2011.
А.Ш. Кержнер, В.А Архипова, Н.С. Нурмухаметова, В.Д. Кирюшкина, 2011.
1984.
Учебные пособия: Бусыгин Е.П. Этнография народов Среднего Поволжья. КГУ,
Успенский Л.В. Ты и твое имя. Л., 1960
Край симбирский: Краткий исторический очерк. Саратов, 1989.7
3. Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах.М., 19881990.
4. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. М., Знание, 1984.
5. Соловьев С.М. Избранные труды. Записка. М., 1983.
6. Шабалина Л.П. Этнические особенности народов Ульяновского Поволжья.
Ульяновск, 1993.
Бусыгин Е.П. Этнография народов Среднего Поволжья. КГУ, 1984.
Край симбирский. Краткий исторический очерк. Саратов, 1989.
Обрядовая поэзия. М., Современник, 1982.
Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1989
(репринтное издание 1880 г.)
Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М., 1987.
. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки: В 3х т. М., 1957
Библиотека русского фольклора. М., 19881989.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
2.
3.
4.
5.
6 6.
7.
17.
18.
Пропп В.Я. Морфология сказки. М., 1969.
Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1989
(препринт, 1880).
Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Туризм и
краеведение. Изд.3е, дополненное. Утверждены Главным управлением школ Министерства
Просвещения СССР, М.: «Просвещение», 1982.
Туристскокраеведческие кружки в школе: Методические указания для
руководителей /И.А.Верба, Я.Б. Галкин, А.П. Радищев и др.; Под ред. В.В. Титова. М.:
Просвещение, 1988.
19. Бардин К.В. Азбука туризма. М.: Просвещение, 1973.
20. Остапец А.А. В походе юные. М.: Просвещение,1978.
21.Юньев И.С. Беседы о краеведении. М.: Знание, 1966.
22. Инструкция по организации и проведению туристских походов, путешествий и экскурсий
с учащимися общеобразовательных школ; Сб. документов // Воспитательная работа в школе.
М.: Просвещение, 1977.
23. Баринова И.И. Внеурочная работа по географии. М.: Просвещение, 1988.
Контроль и оценка внеурочной деятельности по курсу «Культура народов Поволжья»
в56 классе
Устный ответ.
Критерии:
правильность и осознанность изложения материала, полнота раскрытия понятий и
закономерностей, точность употребления специальной терминологии;
самостоятельность ответа;
логичность, доказательность в изложении материала;
степень сформированности интеллектуальных, общеучебных, специфических умений.
ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса;
правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей,
конкретизация их примерами;
ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные
сведения о важнейших событиях.
взаимосвязей и
ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный;
есть неточности в изложении основного материала или выводах, легко исправляемые
по дополнительным вопросам учителя.
ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко определяет
понятия и закономерности;
затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно
излагает материал, допускает ошибки в использовании карт и других материалов при
ответе.
ответ неправильный;
не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на
вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий;
«5»
«4»
«3»
«2»
7 неумение работать с картой.
Оценка практических умений учащихся
«5»
правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в
определенной последовательности;
соблюдение логики в описании или характеристике событий, явлений, территорий
или объектов;
самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической
деятельности;
аккуратное оформление результатов работы.
«4»
«3»
правильный и полный отбор источников знаний;
допускаются неточности в использовании источников знаний, в оформлении
результатов.
правильное использование основных источников знаний, допускаются неточности в
формулировке выводов;
неаккуратное оформление результатов.
«2»
отсутствие знаний; неумение оперировать фактами; непонимание содержания учебного
материала; отсутствие выполненного задания.
8 Муниципальное общеобразовательное учреждение
Пятисотенная средняя школа
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по ВР
__________ Е.А. Малюскина
«____»___________20__ г
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО классных
руководителей
_________________________
протокол от «__»_______20__
№______
Руководитель ШМО
___ /Е.А. Малюскина
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МОУ Пятисотенной СШ
___________С.Н.Фрилинг
Приказ от «___»_________20__ г
№______
Календарнотематическое планирование
по курсу внеурочной деятельности
«Культура народов Поволжья»
на 20182019 учебный год
для 56 класса
9 учителя истории и обществознания
Кузнецовой Оксаны Валентиновны
Срок реализации программы: 1 год
№
п/п
1
2
3
4
Дата
Тема занятия
Вид занятий
Характеристика основных видов
деятельности обучающихся
По
плану
Факти
чески
Теоре
тическое
1ч
Практи
ческое
1ч
0.5 ч
0.5 ч
Вводное занятие.
Какие народы живут
в Поволжье?
Вводное занятие.
Какие народы живут
в Поволжье?
Культура русского
народа. (6 ч)
Жильё.
Национальный
костюм. Семейные
традиции.
Фольклор. Загадки,
поговорки,
скороговорки.
0.5 ч
0.5 ч
1 5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Русские народные
песни. Разучивание.
0.5 ч
0.5 ч
Русские народные
праздники, игры.
0.5 ч
0.5 ч
Русские
национальные блюда.
0.5 ч
0.5 ч
0.5 ч
0.5 ч
Русский
фольклорный
праздник «Осенние
посиделки»
Культура
татарского народа
(6ч)
Татары в Поволжье.
Быт и традиции
татар.
0.5 ч
0.5 ч
Жильё. Татарский
национальный
костюм.
Татарские
национальные
праздники, блюда.
0.5 ч
0.5 ч
0.5 ч
0.5 ч
Фольклор татарского
народа. Семейные
традиции.
0.5 ч
0.5 ч
Экскурсия в
школьный музей.
0.5 ч
0.5 ч
Праздник татарской
культуры.
0.5 ч
0.5 ч
Культура
чувашского народа
(4 ч)
Чуваши в Поволжье.
Быт и традиции.
0.5 ч
0.5 ч
1 16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
Жильё. Чувашский
национальный
костюм.
Чувашские
национальные
праздники, блюда.
Фольклор
чувашского народа.
Национальные
праздники
Культура
мордовского народа
(4ч)
Мордва в Поволжье.
Быт и традиции.
0.5 ч
0.5 ч
0.5 ч
0.5 ч
0.5 ч
0.5 ч
0.5 ч
0.5 ч
Жильё. Мордовский
национальный
костюм.
0.5 ч
0.5 ч
Мордовские
национальные
праздники, блюда.
Фольклор.
Мордовские
народные сказки.
Культура
украинского
народа(4ч)
Украинцы в
Поволжье.
Украинский
национальный
костюм.
0.5 ч
0.5 ч
0.5 ч
0.5 ч
0.5 ч
0.5 ч
0.5 ч
0.5 ч
0.5 ч
0.5 ч
Украинские
национальные блюда,
народные игры,
праздники.
Фольклор.
Украинские
0.5 ч
0.5 ч
1 народные сказки.
Чтение и
инсценировка.
Культура немцев
Поволжья.(6 ч)
Первые немцы в
Поволжье.
0.5 ч
0.5 ч
Традиции немцев
Поволжья.
0.5 ч
0.5 ч
Национальные
праздники.
0.5 ч
0.5 ч
Современные немцы
Поволжья.
0.5 ч
0.5 ч
Праздник
национальных
культур
Праздник
национальных
культур
Итоговое
повторение
Итоговое
повторение
Резерв
0.5 ч
0.5 ч
0.5 ч
0.5 ч
0.5 ч
0.5 ч
0.5 ч
0.5 ч
0.5 ч
0.5 ч
27
28
29
30
31
32
33
34
35
1
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Культура и традиции народов Поволжья» 5-6 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Культура и традиции народов Поволжья» 5-6 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Культура и традиции народов Поволжья» 5-6 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Культура и традиции народов Поволжья» 5-6 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Культура и традиции народов Поволжья» 5-6 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Культура и традиции народов Поволжья» 5-6 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Культура и традиции народов Поволжья» 5-6 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Культура и традиции народов Поволжья» 5-6 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Культура и традиции народов Поволжья» 5-6 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Культура и традиции народов Поволжья» 5-6 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Культура и традиции народов Поволжья» 5-6 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Культура и традиции народов Поволжья» 5-6 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Культура и традиции народов Поволжья» 5-6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.