Рабочая программа по внеурочной деятельности
“Занимательная математика»
(по интеллектуальному направлению для учащихся 1классов)
Программу разработала учитель
начальных классов МАОУ СОШ № 30 г.Тамбова Капрова Надежда Алексеевна
2018-2019уч.г.
Рабочая программа учебного курса «Занимательная математика» составлена на основе нормативно-правовых документов:
• Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования;
• Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (в последней редакции)
Цель курса: развитие математического образа мышления
Задачи:
• обогащение знаниями, раскрывающими исторические сведения о математике;
• повышение уровня математического развития;
• углубление представления о практической направленности математических знаний, развитие умения применять математические методы при разрешении сюжетных ситуаций;
• учить правильно применять математическую терминологию;
• пробуждение потребности у школьников к самостоятельному приобретению новых знаний; уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли. повышение мотивации и формирование устойчивого интереса к изучению математики.
Место учебного курса в учебном плане
Рабочая программа разработана на основе факультативного курса «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой, под редакцией Н.Ф. Виноградовой – М.: Вента – Граф, 2012г. Программа рассчитана на 1-4 классы, 72 часа в год с проведением занятий 2 раза в неделю.
У учащихся будут сформированы следующие УУД:
Регулятивные - умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель, умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого.
Познавательные - операция классификации и сериации на конкретно-чувственном предметном материале; операция установления взаимно-однозначного соответствия.
Коммуникативные - потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками; преодоление господства эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, на чем строится воспитание уважения к иной точке зрения, умение строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности.
Ученик получит возможность для формирования универсальных учебных действий:
Личностные результаты - умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.
Регулятивные результаты - умение контролировать свою деятельность по результату, умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Познавательные результаты - умение выделять параметры объекта, поддающиеся измерению; умение выделять существенные признаки конкретно-чувственных объектов; действие моделирования – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, умение устанавливать аналогии на предметном материале.
Коммуникативные результаты - приемлемое (т.е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества; умение слушать собеседника.
Личностные результаты:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется
• простое наблюдение
• проведение математических игр
• опросники
• анкетирование
• психолого-диагностические методики
Метапредметные результаты:
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
• занятия-конкурсы на повторение практических умений;
• занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы);
• самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком);
• участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня;
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее: результативность и самостоятельную деятельность ребенка;
• активность;
• аккуратность;
• творческий подход к знаниям;
• степень самостоятельности в их решении и выполнении и т. д.
Предметные результаты:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии;
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития;
- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
Требования к результатам обучения учащихся к концу 1 класса
Обучающийся научится:
- понимать как люди учились считать;
- из истории линейки, нуля, математических знаков; - работать с пословицами, в которых встречаются числа; - выполнять интересные приёмы устного счёта.
Обучающийся получит возможность научиться:
- находить суммы ряда чисел;
- решать задачи, связанные с нумерацией, на сообразительность, задачи-шутки, задачи со спичками;
- разгадывать числовые головоломки и математические ребусы;
- находить в окружающем мире предметы, дающие представление об изученных геометрических фигурах Календарно-тематическое планирование
УЧЕБНОГО КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведения |
|
По плану |
По факту |
|||
1. |
Организационное занятие. Из истории развития счёта. |
1 |
|
|
2. |
Возникновение письменной нумерации. |
1 |
|
|
3. |
Закономерности по форме. |
1 |
|
|
4. |
Закономерности по форме. |
1 |
|
|
5 |
Закономерности по размеру. |
1 |
|
|
6. |
Закономерности по размеру. |
1 |
|
|
7. |
Закономерности по цвету. |
1 |
|
|
8. |
Закономерности по цвету. |
1 |
|
|
9. |
Закономерности по количеству. |
1 |
|
|
10. |
Закономерности по количеству. |
1 |
|
|
11. |
Названия и последовательность чисел от 1 до 10.Состав чисел от 1 до 10. |
1 |
|
|
12. |
Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Игры «Помоги исправить ошибку»; «Заселяем дома». |
1 |
|
|
13. |
Игры «Ромашка»; «Паровозик». |
1 |
|
|
14. |
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число. |
1 |
|
|
15. |
Проект составление сборника «Числовые головоломки» |
1 |
|
|
16. |
Проект составление сборника «Числовые головоломки» |
1 |
|
|
17. |
Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). |
1 |
|
|
18. |
Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). |
1 |
|
|
19. |
Взаимное расположение предметов «справа - слева», «перед - за», «между», «над - под» |
1 |
|
|
20. |
Взаимное расположение предметов «справа - слева», «перед - за», «между», «над - под» |
1 |
|
|
21. |
Взаимное расположение предметов «справа - слева», «перед - за», «между», «над - под» |
1 |
|
|
22. |
Поверхности. Представления о кривой и плоской поверхностях, |
1 |
|
|
23. |
Поверхности. Представления о кривой и плоской поверхностях. |
1 |
|
|
24. |
Линии. Точки. |
1 |
|
|
25. |
Линии. Точки. |
1 |
|
|
26. |
Знакомство со свойствами замкнутых областей (соседние, несоседние области, граница областей)).Практическая работа |
1 |
|
|
27. |
Знакомство со свойствами замкнутых областей (соседние, несоседние области, граница областей)).Практическая работа |
1 |
|
|
28. |
Знакомство со свойствами замкнутых областей (соседние, несоседние области, граница областей). Практическая работа |
1 |
|
|
29. |
Задачи о квадрате |
1 |
|
|
30. |
Задачи о квадрате |
1 |
|
|
31. |
Геометрия и счет |
1 |
|
|
32. |
Геометрия и счет |
1 |
|
|
33. |
Геометрия вокруг нас |
1 |
|
|
34. |
Знакомство с понятием «комбинаторная задача». |
1 |
|
|
35. |
Решение комбинаторных задач способом перебора (хаотично) |
1 |
|
|
36. |
Решение комбинаторных задач способом перебора (хаотично) |
1 |
|
|
37. |
Решение комбинаторных задач по представлению. |
1 |
|
|
38. |
Решение комбинаторных задач по представлению. |
1 |
|
|
39. |
Решение комбинаторных задач с помощью таблицы. |
1 |
|
|
40. |
Решение комбинаторных задач с помощью таблицы. |
1 |
|
|
41. |
Творческая работа «Создаём комбинаторные задачи». |
1 |
|
|
42. |
Творческая работа «Создаём комбинаторные задачи». |
1 |
|
|
43. |
Табличная логика |
1 |
|
|
44. |
Интеграционные задачи. |
1 |
|
|
45. |
Познавательные задачи. |
1 |
|
|
46. |
Задачи с многовариантным решением |
1 |
|
|
47. |
Задачи на сообразительность |
1 |
|
|
48. |
Задачи-шутки |
1 |
|
|
49. |
Математические ребусы |
1 |
|
|
50. |
Составление простейших математических ребусов |
1 |
|
|
51. |
Старинные задачи |
1 |
|
|
52. |
Задачи со сказочным сюжетом. |
1 |
|
|
53. |
Задачи со сказочным сюжетом. |
1 |
|
|
54. |
Проект составление сборника задач со сказочным сюжетом |
1 |
|
|
55. |
Проект составление сборника задач со сказочным сюжетом |
1 |
|
|
56. |
Проект составление сборника задач со сказочным сюжетом |
1 |
|
|
57. |
Игра «Математическая тропинка» |
1 |
|
|
58. |
КВН «Думай, считай, отгадывай» |
1 |
|
|
59. |
КВН «Думай, считай, отгадывай» |
1 |
|
|
60. |
Математическая викторина |
1 |
|
|
61. |
Математический турнир «5+5» |
1 |
|
|
62. |
Математические конкурсы и фокусы |
1 |
|
|
63. |
Математические конкурсы и фокусы |
1 |
|
|
64. |
Турнир смекалистых |
1 |
|
|
65. |
Турнир смекалистых |
1 |
|
|
66. |
Турнир смекалистых |
1 |
|
|
67 |
Турнир смекалистых |
1 |
|
|
68 |
Конкурс знатоков |
1 |
|
|
69 |
Конкурс знатоков |
1 |
|
|
70 |
Конкурс знатоков |
1 |
|
|
71 |
Праздник чисел |
1 |
|
|
72 |
Праздник чисел |
1 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.