Рабочая программа совместной образовательной деятельности «Азбука юного железнодорожника» по профориентации старших дошкольников
Оценка 5

Рабочая программа совместной образовательной деятельности «Азбука юного железнодорожника» по профориентации старших дошкольников

Оценка 5
Научные работы
docx
окружающий мир
Детсад
22.05.2019
Рабочая программа совместной образовательной деятельности  «Азбука юного железнодорожника» по профориентации старших дошкольников
Данная программа разработана на основе адаптационной авторской программы по внеурочной деятельности « Азбука юного железнодорожника». Авторы разработки Суслаева О.В., Низовцева Л.М., г.Тайшет 2005г. Актуальность. На 29 съезде профсоюзов президент компании ОАО «РЖД» Якунин Владимир Иванович отметил, что «Ближайшее десятилетие – это десятилетие борьбы за кадры», а в целевой программе «Молодежь Компании на 2005 – 2010 гг» выделена подпрограмма «Подросток» для детей 7 – 17 лет. Реализация ее – наша основная задача. Социальная, научная и практическая значимость. 1. программа поможет заложить основу для дальнейшей профессиональной ориентации дошкольников на профессии железной дороги; 2. представляет основу работы педагогов по ознакомлению старших дошкольников с железной дорогой и ее профессиями; 3. представляет последовательную систему для получения знаний старшими дошкольниками.
Negosudarstvennoe_obscheobrazovatelnoe_uchrezhdenie_1428324339_95163 (Автосохраненный).docx
Частное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад №233 «ОАО РЖД» Рабочая программа совместной образовательной деятельности  «Азбука юного железнодорожника» по профориентации старших дошкольников  Составила: Дутова Л.К. 2018 г. «Азбука юного железнодорожника» Пояснительная записка Данная программа разработана на основе адаптационной авторской программы по внеурочной деятельности « Азбука юного  железнодорожника». Авторы  разработки Суслаева О.В., Низовцева Л.М., г.Тайшет 2005г. Актуальность. На 29 съезде профсоюзов президент компании ОАО «РЖД» Якунин Владимир Иванович отметил, что «Ближайшее десятилетие – это  десятилетие борьбы за кадры», а в целевой программе «Молодежь Компании на 2005 – 2010 гг» выделена подпрограмма «Подросток»  для  детей 6 – 17 лет. Реализация ее – наша основная задача. Социальная, научная и практическая значимость. 1. программа поможет заложить основу для дальнейшей профессиональной ориентации дошкольников на профессии железной дороги; 2. представляет основу работы педагогов по ознакомлению старших дошкольников с железной дорогой и ее профессиями;  3. представляет последовательную систему для получения знаний старшими дошкольниками. Основные пути реализации данной программы: знакомство с ведущими железнодорожными профессиями, посещение железнодорожных предприятий; 1. формирование личности воспитанника с учетом особенностей физического, психического развития, индивидуальных возможностей 2. выявление интересов и наклонностей детей; 3. 4. расширение деятельности уголков железнодорожного транспорта; 5. проведение конкурсов детского творчества на железнодорожную тематику; 6. издательская деятельность. Цель программы – ранняя профориентация на профессии железнодорожного транспорта. Излагаемая программа представляет систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике, направленных на формирование  у старших дошкольников необходимого уровня знаний о железной дороге и ее профессиях. Темы занятий выстроены по алфавиту. Формы и режим занятий: 1. сюжетно – дидактические игры 2. ознакомление с художественной литературой 3. ознакомление с окружающим миром. 4. конструированию из бумаги, из природного и бросового, из строительного материала 5. развитие речи 6. раскраска и рисование 7. сюжетно – ролевые игры 8. викторины. 9. музыкальные и спортивные мероприятия 10. экскурсии Ожидаемые результаты: 1. расширение знаний об истории железных дорог, особенностях профессии железнодорожника 2. развитие навыков делового общения, умения вести конструктивный диалог, публично выступать. 3. формирование умения ясно излагать свои мысли на бумаге. 4. повышение уровня эрудиции детей старшего дошкольного возраста. 5. развитие творческих способностей Обучение предполагается начать со старшей группы. Старшая группа – 32 занятия в год Подготовительная группа – 17 занятий в год Предполагаемый курс рассчитан на 49 часов. Разработанная программа «Азбука юного железнодорожника» имеет множество практических  занятий для закрепления теоретических знаний. Максимальное использование игровых, занимательных, активных форм работы  в программе, создает благоприятные естественные условия для понимания и усвоения детьми, полученных знаний, способствует ранней профориентации  старших дошкольников. Литература. 1. Авдеев О.Т. Царскосельская железная дорога: иллюстрированное издание. – М., Маршрут, 2006. – 172 с. 2. Маркевич О.В. «Загадки старой дороги». Иркутск: издатель ООО НПФ «Земля Иркутская, 2007. – 48 с. 3. Зензинов Н.А., Рыжак С.А. «Выдающиеся инженеры и ученые железнодорожного транспорта» ­ М.: Транспорт, 1978. – 328 с. 4. Энциклопедия «Железнодорожный транспорт» ­ М., 1994. – 560 с. 5. Гордиенко Т.Н. «Моя железная дорога» ­ Иркутск: Облмашинформ, 2006. – 200 с. 6. Гордиенко Т.Н., Долганов А.А.  «Толковый словарь юного железнодорожника» ­ Иркутск: издательство НП ТПО «Сибирская поляна», 2008. – 176  с.  ://   www  7. Методическая документация, сайт «Детские железные дороги» http  8. Чарноцкая Л.П. «Железная дорога от А до Я». – М., Транспорт, 1990. – 207 с. 9. Михайлов Н.Д. «Кружок юных железнодорожников». 10. «Опасные игры на железной дороге». Восточно­Сибирское линейное УВД МВД России. – Иркутск: ДЦНТИ ВСЖД, 2011. – 28 с. 11. Улыбышева М. «От паровоза до «Сапсана» ­ М.: ООО «Издательский дом «Фома», 2012. – 124 с.  .  dzd–ussr.ru/doc/metod/index.html Программа 1­й год обучения. Старшая группа. № 1 2 3 4 Тема. Основное содержание занятия. А А что мы знаем о железной дороге? Б В Г Большие светофоры.  Вагоны.   Городские, лесные, ж\д переезды.  Что такое ж\д?  Знакомство со светофором.  История создания. Функции.  Какие бывают вагоны? Из чего  делались первые вагоны и из чего  делаются сейчас. Правила  поведения в вагонах. Конкурс  рисунков «Мой вагончик»,  придумываем свои  вагоны.  Познакомить с разными видами  переездов. Охраняемый и  неохраняемый переезд.  Шлагбаум. Примерная учебно­методическая  литература и дидактический материал.  «Моя железная дорога», Т.Н.Гордиенко,  А.А.Долганов, Иркутск, 2006 г., с.6 – 9.  «От паровоза до «Сапсана», М.  Улыбышева, с.6 – 13. Презентация. Фотографии светофора. «Толковый  словарь юного железнодорожника»,  Т.Н.Гордиенко, А.А.Долганов, Иркутск,  2008 г., с 134. М.Улыбышева «От паровоза до сапсана»,  с. 20 – 21, фломастеры, листы для  рисунков. «Толковый словарь», с. 16.  Лекция к занятитю «Правила перехода  ж\д переездов» 5 ё 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Д Е Ж З И К Л М Н О      Джордж Стефенсон, Черепановы. Паровоз – история создания.    Его высочество Вокзал, станция.    Железнодорожная  викторина.     Знаменитые паровозы – памятники.       «История   улан­удэнского   паровоза­памятника».      Конструируем макеты паровозов. 2 занятия. КТД.       Локомотивное депо.     Мультик   «Наш   паровозик   из Ромашкова» (рисуем м\ф). 3 занятия. КТД.    Новые, необычные ж\д мосты.    О костюме.  Ролевая игра «Как перейти  переезд».  Кто стоял у истоков  паровозостроения? Какие были  первые паровозы?  Как возникли вокзалы и станции, для чего они служат.  Иркутский вокзал.  Закрепить полученные знания.  Знаменитые паровозы, музеи на  открытом воздухе. Паровозы во  время войны.  Когда и за какие заслуги был  поставлен паровоз на пьедестал.  Кто водил его? Какие маршруты  выполнял.  Из разных материалов  конструируем вагоны. КТД.  Познакомить с понятием  «локомотивное депо». Для чего  служит.  На занятиях создать м\ф, снять  его на камеру.   Предназначение мостов.  Материалы для строительства.  Знаменитые мосты мира.  История костюма. Какая форма  была вначале, как она  изменялась. Понятие –  Презентация «От «Сопящего дьявола» до  Сапсана. М.Улыбышева «От паровоза до  «Сапсана».  М.Улыбышева «От паровоза до сапсана», презентация «Вокзалы России и мира». Листы для ответов. Материал для  викторины. Фотографии паровозов, распечатанные  тексты для чтения «Интересные  истории  о паровозах» Экскурсия.  Коробки, фломастеры, ножницы, клей,  цветная бумага. Фотографии паровозов.  Презентация.  Фломастеры, краски, фотоаппарат.  Фотографии, иллюстрации, журналы.  «Толковый словарь юного  железнодорожника», с. 59. «От паровоза  до сапсана», с.90.  Презентация «История костюма»  (интернет). 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ    Привычная электричка.    «Раз и мы едем, едем, едем!» игра –  путешествие.    Самые умные правила безопасности в картинках.  Улан­Удэ. Станция. История  создания.   Учебный центр.   Фотографический альбом  «Ж/д  профессии наших мам».  Хронология создания забайкальской  ж\д. 2 занятия. «Ценим людей хороших», из серии  «Встречи с интересными людьми». Чисто ж\д профессии – машинист,  диктор, диспетчер.    Презентация любой ж\д профессии.   «Щуки» и Овечки» ­  «профессиональная одежда».  Функции электрички, правила  поведения в ней. Маршрут,  контролер, билет.  В игровой форме познакомить с   ж\д маршрутами Республики  Бурятия. На занятии повторить правила  безопасности на ж\д, нарисовать  их и сделать стенд.  Рассказать об истории создания  города. Как город превратился в  узловую станцию.  Стратегическое значение  станции.  Познакомить с учебным центром  Экскурсия.  «Железнодорожные» билеты. Игра  ролевая «Купите билет».  Карта Бурятии, песня «Мы едем, едем,  едем!», вопросы и задания по пройденной  теме. Карандаши, краски, готовые правила в  картинках для наглядности, ватман. Фотографии, презентация «Станция Улан­ Удэ».   Создать альбом.  Необходимость создания дороги. Сложности, препятствия, сроки  строительства. Воспитывать в детях гордость    Познакомить ребят с  железнодорожными  профессиями, осуществлять  профориентационную  деятельность.  Просмотр презентаций,  приготовленных воспитателем  и  родителями.  Игра в форме «Что? Где?   Фотографии мам, клей, ножницы, папка с файлами.  Презентация. «Моя железная дорога», с.33­56  Чаепитие. Сувениры.  «Моя железная дорога», с.165 – 169. Интернет. Литература по ж\д  профессиям.   Сценарий игры, приготовленный по 30 31 Э Ю 32 Я интеллектуальная игра.  Эксклюзивные подарки для  ветеранов ж\д, сделанные своими  руками.   Юмористический праздник «Папа,  мама, я – ж\д семья».   Я и мои знания (итоговое занятие). Когда?»  Готовим подарки для ветеранов.  В юмористической форме  обобщить знания детей,  полученные в течение года об  изученных  ж\д профессиях.  Итоговая конкурсная программа. имеющейся литературе. Бумага, краски, клей, фломастеры,  готовые открытки. Слайды примерных  готовых изделий.   Сценарий проведения праздника.  Викторина. Программа 2­й год обучения. Подготовительная группа. № Тема Основное содержание занятия. 1 2 3 4 5 Кто в поезде главный? Экскурсия в музей  локомотивного депо. Почему поезд бывает  пожарным? «Загадки железнодорожной  колеи». Создание  альбома о железной  дороге (стихи о профессиях  О работе машиниста и помощника  машиниста. Профессия – проводник.  Ролевая игра «Мы в поезде». Познакомиться с работой  локомотивного депо, с экспонатами  музея, известными  железнодорожниками города. Познакомить с работой пожарного  поезда. История создания пожарных поездов. Одна ли колея у разных стран  Европы? Какая ширина у колеи? Коллективная проектная  деятельность. Примерная учебно­методическая литература и  дидактический материал. «Моя железная дорога», с. 166­168, 173.  (Т.Н.Гордиенко, А.А. Долганов. – Иркутск). Экскурсия. Толковый словарь юного железнодорожника, с. 103 –  105. (Т.Н.Гордиенко, А.А. Долганов. – Иркутск). «Моя железная дорога», с.13. Фоторепортаж Литература о железнодорожном транспорте, журналы, интернет. Картинки, рисунки, фотографии, клей, ж\д, игры, загадки, рассказы,  рисунки, картинки,  фотографии и пр.) БАМ.  Вокзалы БАМа Тепловозы Электровозы  6 7 8 9 10 Грузовые вагоны. Когда и для чего возникла идея  строительства БАМа.  Познакомить с вокзалами БАМа,  рассказать об  идее создания вокзалов народами разных национальностях. Беседа о тепловозах. Ознакомительная беседа об  электровозах.  Урок – презентация «Знакомьтесь  грузовые вагоны!»  11 Рисуем книгу «Поезда  реальные и придуманные». Обобщить знания детей о вагонах и  поездах. Развивать фантазию детей. ножницы, альбом. «Моя железная дорога», с. 69. Презентация. Игра – аббревиатура, придумай свой вариант. «Моя железная дорога», с. 139. Презентация. «Моя железная дорога», с. 96. Фотографии, иллюстрации. «Моя железная дорога», с. 100. Фотографии, иллюстрации. Игра «Электровоз»  (придумать слова на ж\д тему по буквам слова).  «Моя железная дорога», с. 107. Презентация. Кроссворд (материал для кроссворда). «От паровоза до «Сапсана» М. Улыбышева, «Моя  железная дорога», журналы, иллюстрации паровозов,  поездов, вагонов. 12 Паромные переправы.  Для чего служатж\д паромные  переправы. Работа с картой. «Моя железная дорога», с. 115. Фильм о работе переправ. Карта России. 13 14 15 Викторина «Юный  железнодорожник» Оформляем  огород на  подоконнике в виде паровоза с вагонами, в которых посажены растения.  Сельскохозяйственные  перевозки. Конкурсная программа. Занятие – практикум. Значимость сельскохозяйственных  перевозок для страны. Стенд с вопросами викторины. «Толковый словарь юного  ж\д». Семена растений, контейнеры, бумага, фломастеры,  клей. Игра «Кто, кто, в вагончике живет?» 16 17  Проект. Составляем коллаж «Моя  железнодорожная семья» Игра – путешествие. «Знакомим друзей со своей семьей». Воспитывать семейные ценности,  пропагандировать ж\д профессии. Виртуальное путешествие  «Путешествуем по городам  Бурятии». Конкурсная программа,  путешествие по станциям. Обобщить  знания детей. Итоговое занятие. Фотографии, фломастеры, клей, альбом. Презентация «Вокзалы Бурятии». Сценарий  конкурсных заданий и игр. № 1 Тема занятия А что мы знаем о железной дороге? Количество часов Дата 1 Тематическое планирование 1 –й год обучения. 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Большие светофоры.  Вагоны.   Городские, лесные, ж\д переезды.    Джордж Стефенсон, Черепановы. Паровоз – история создания.    Его высочество Вокзал, станция.    Железнодорожная  викторина.     Знаменитые паровозы – памятники.     «История улан­удэнского паровоза­памятника».      Конструируем макеты паровозов. 2 занятия. КТД.     Локомотивное депо.    Мультик «Наш паровозик из Ромашкова» (рисуем м\ф). 3 занятия. КТД.    Новые, необычные ж\д мосты.    О костюме.    Привычная электричка.    «Раз и мы едем, едем, едем!» игра – путешествие.    Самые умные правила безопасности в картинках.  Улан­Удэ. Станция. История создания.   Учебный центр.   Фотографический альбом  «Ж/д профессии наших мам».  Хронология создания забайкальской ж\д. 2 занятия. «Ценим людей хороших», из серии «Встречи с интересными людьми». Чисто ж\д профессии – машинист, диктор, диспетчер.    Школьная презентация любой ж\д профессии.      «Щуки» и Овечки» ­ интеллектуальная игра.  Эксклюзивные подарки для ветеранов ж\д, сделанные своими руками.   Юмористический праздник «Папа, мама, я – ж\д семья».   Я и мои знания (итоговое занятие). 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 3 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 Тематическое планирование «Азбука юного железнодорожника» 2­й год обучения. № Тема занятия Количество часов дата 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Кто в поезде главный? Экскурсия в музей локомотивного депо. Почему поезд бывает пожарным? «Загадки железнодорожной колеи». Создание  альбома о железной дороге (стихи о профессиях ж\д, игры, загадки, рассказы, рисунки, картинки, фотографии и пр.) БАМ.  Вокзалы БАМа Тепловозы Электровозы  Грузовые вагоны. Рисуем книгу «Поезда реальные и придуманные». Паромные переправы.  Викторина «Юный железнодорожник» Оформляем  огород на подоконнике в виде паровоза с вагонами, в которых  посажены растения. Сельскохозяйственные перевозки.  Проект. Составляем коллаж «Моя железнодорожная семья» Игра – путешествие. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1

Рабочая программа совместной образовательной деятельности «Азбука юного железнодорожника» по профориентации старших дошкольников

Рабочая программа совместной образовательной деятельности  «Азбука юного железнодорожника» по профориентации старших дошкольников

Рабочая программа совместной образовательной деятельности «Азбука юного железнодорожника» по профориентации старших дошкольников

Рабочая программа совместной образовательной деятельности  «Азбука юного железнодорожника» по профориентации старших дошкольников

Рабочая программа совместной образовательной деятельности «Азбука юного железнодорожника» по профориентации старших дошкольников

Рабочая программа совместной образовательной деятельности  «Азбука юного железнодорожника» по профориентации старших дошкольников

Рабочая программа совместной образовательной деятельности «Азбука юного железнодорожника» по профориентации старших дошкольников

Рабочая программа совместной образовательной деятельности  «Азбука юного железнодорожника» по профориентации старших дошкольников

Рабочая программа совместной образовательной деятельности «Азбука юного железнодорожника» по профориентации старших дошкольников

Рабочая программа совместной образовательной деятельности  «Азбука юного железнодорожника» по профориентации старших дошкольников

Рабочая программа совместной образовательной деятельности «Азбука юного железнодорожника» по профориентации старших дошкольников

Рабочая программа совместной образовательной деятельности  «Азбука юного железнодорожника» по профориентации старших дошкольников

Рабочая программа совместной образовательной деятельности «Азбука юного железнодорожника» по профориентации старших дошкольников

Рабочая программа совместной образовательной деятельности  «Азбука юного железнодорожника» по профориентации старших дошкольников

Рабочая программа совместной образовательной деятельности «Азбука юного железнодорожника» по профориентации старших дошкольников

Рабочая программа совместной образовательной деятельности  «Азбука юного железнодорожника» по профориентации старших дошкольников

Рабочая программа совместной образовательной деятельности «Азбука юного железнодорожника» по профориентации старших дошкольников

Рабочая программа совместной образовательной деятельности  «Азбука юного железнодорожника» по профориентации старших дошкольников

Рабочая программа совместной образовательной деятельности «Азбука юного железнодорожника» по профориентации старших дошкольников

Рабочая программа совместной образовательной деятельности  «Азбука юного железнодорожника» по профориентации старших дошкольников

Рабочая программа совместной образовательной деятельности «Азбука юного железнодорожника» по профориентации старших дошкольников

Рабочая программа совместной образовательной деятельности  «Азбука юного железнодорожника» по профориентации старших дошкольников

Рабочая программа совместной образовательной деятельности «Азбука юного железнодорожника» по профориентации старших дошкольников

Рабочая программа совместной образовательной деятельности  «Азбука юного железнодорожника» по профориентации старших дошкольников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2019