Консультация для родителей на тему: «Знакомство дошкольников с бытом и традициями русского народа».
Оценка 5
Документация
docx
окружающий мир
Детсад
21.05.2019
Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств детей дошкольного возраста осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут. Федеральные государственные требования ориентированы на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности своего народа.
Консультация «Знакомство дошкольников с бытом и традициями русского народа»..docx
Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №233 «ОАО РЖД»
Консультация для родителей на тему:
«Знакомство дошкольников с бытом и
традициями русского народа».
Подготовила воспитатель
Дутова Л.К.
г. УланУдэ
2019 г. Воспитание патриотических, духовнонравственных, социально
коммуникативных качеств детей дошкольного возраста
осуществляется через познание детьми народной культуры своей
Родины, родного края, той общественной среды, в которой они
живут. Федеральные государственные требования ориентированы на
воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств,
позволяющих уважать и принимать духовные и культурные
ценности своего народа.
Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом
возрасте дошкольник воспринимает окружающую его
действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности
к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего
народа, гордость за свою страну.
Опыт работы показывает, что знакомство с русскими
традициями, бытом, культурой происходит более эффективно на
основе краеведческого материала с учетом его самобытности и
региональных условий, рассматривается воздействие этнокультуры
на формирование как духовнонравственного здоровья, так и
духовнонравственных качеств.
Приобщение детей к истории и быту русского народа наиболее
удачно проходит в игровой форме «погружение в культуру», где
дети проживают определенную историческую ситуацию, изучают
быт, образ жизни, ремесла, народное искусство.
Традиция широкого использования дидактических игр в целях
воспитания и обучения детей получила свое развитие в трудах
ученых и в практической деятельности многих педагогов. По
существу, в каждой педагогической системе дошкольного
воспитания дидактические игры занимали и занимают особое место.
Дидактическая игра способствует становлению ребенка как
субъекта познания: развивает любознательность, познавательную
инициативу и активность, способность к поиску решения новых
задач, экспериментирование; формирует положительное отношение
к своим возможностям, веру в свои силы, чувство собственного
достоинства. Как правило, в игре ребенок использует свой
познавательный опыт и знания, полученные из различных видов
деятельности. Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных
эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в
работе с детьми необходимо обращаться к игре: особенно к
дидактической. В играх — залог полноценной душевной жизни
ребенка в будущем. Формируя у них устойчивое отношение к
родной культуре, создавая эмоциональноположительную основу
для развития патриотических чувств, дидактические игры
способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли,
настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть
честными и правдивыми. В дидактических играх развивается
сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную
задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и
других участников игры. В играх проявляются и развиваются
необходимые к школе качества: произвольное поведение, образное и
логическое мышление, воображение, познавательная активность.
Задачи дидактических игр по ознакомлению детей с
историей и бытом русского народа:
Помочь детям почувствовать духовную жизнь русского народа.
Познакомить с культурным наследием предков.
Воспитывать гордость за свой народ, пробуждать чувство
любви к Родине, через духовное самоопределение.
Развивать внимание, память, мышление, воображение,
восприятие детей, мелкую моторику и речь.
Развивать нравственные качества личности дошкольника.
Помочь детям осознать взаимосвязи настоящего, прошлого и
будущего, ощутить себя в потоке времени, найти свое место.
Дидактические игры создавались и создаются взрослыми для
развития детей с учетом их потребностей, интересов и
возможностей. Дети получают содержание игры в готовом виде и
овладевают им как элементом культуры.
Основная особенность дидактических игр определена их
названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях
воспитания и обучения детей. Но для играющих детей
воспитательнообразовательное значение дидактической игры не
выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые
действия, правила. Для дидактических игр характерно наличие Ею
задачи учебного характера обучающей задачи.
руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую
игру, но облекают ее в занимательную для детей форму.
Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в
дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел
знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей.
Это побуждает ребенка быть внимательным,
запоминать,
сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Таким
образом, дидактическая игра поможет ему чемуто научиться в
легкой, непринужденной форме.
Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней
заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые
действия, добиться результата, выиграть. Однако если участник
игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые
определены обучающей задачей; он не сможет успешно выполнить
игровые действия, добиться результата. Возможность обучать
маленьких детей посредством активной интересной для них
деятельности отличительная особенность дидактических игр.
Однако следует отметить, что знания и умения, приобретаемые
играющими, являются для них побочным продуктом деятельности,
поскольку главный интерес представляет не обучающая задача (как
это бывает на занятиях), а игровые действия для детей раннего и
младшего дошкольного возраста, и решение игровой задачи,
выигрыш для детей старшего дошкольного возраста).
В дошкольном возрасте проводится систематическая работа по
приобщению дошкольников к русской праздничной культуре
(народные праздники), отмечаются государственные праздники,
праздники народного календаря. Педагог содействует созданию
обстановки общей радости, хорошего настроения, формирования
чувства любви к близким взрослым, привязанности к сверстникам по
средствам дидактической игры.
Комплекс дидактических игр, направленных на ознакомление
детей с историей и культурой народов России состоит из трех
серий: первая предусматривала ознакомление детей с историей и
культурой своего народа; вторая серия — с историей и
культурой другого народа; третья предусматривала закрепление и систематизацию знаний детей об истории и культуре разных
народов России.
города,
где проживает народ,
Первая игра знакомит детей с символикой республики и
главного
его
достопримечательностями; вторая — с национальной одеждой
народа, ее элементами и народными праздниками, третья — с
жилищем и предметами быта; четвертая — с героями народных
сказок; пятая — с народными музыкальными инструментами,
песнями, мелодиями; шестая — с предметами декоративно
прикладного искусства.
с
Разработанный комплекс дидактических игр должен быть
реализован в целостном педагогическом процессе, в котором
дидактическая игра используется как средство приобщения детей к
истории, культуре и быту, форма обучения и воспитания, метод и
прием обучения, средство организации жизнедеятельности детей.
Исходя из данных функциональных особенностей дидактических
игр, разработан механизм реализации комплекса дидактических игр,
который состоит из двух этапов.
Первый включал в себя проведение серий дидактических игр под
руководством взрослого.
Здесь игра выступала как
деятельность под руководством взрослого, что стимулирует у
детей осмысление, осознание и присвоение элементов быта и
культуры.
Второй предусматривает введение дидактических игр в
самостоятельную деятельность детей, где игра выступала как форма
организации их жизни, в которой ребенок становился ее субъектом.
содержание таких игр помогает освоению представлений о
символике и достопримечательностях города и республики, в
котором проживает народ, об элементах народного костюма, о
народных сказках, играх, музыке, музыкальных инструментах,
танцах, предметах декоративноприкладного искусства;
через игровые действия и содержание игр формируют интерес
и отношение к ним;
посредством игровых действий способствуют проявлению
положительноэмоционального отношения к этнонациональной
культуре народов России; с помощью игровых правил формируют активность,
инициативность, способность к волевой саморегуляции поведения;
обеспечивают становление субъектной позиции в единстве и
взаимосвязи ее компонентов.
Примерные темы дидактических игр:
«Помоги гончару»
«Подворье»
«Собери приданое девице»
«Дом»
«Собери бусы из бисера»
«Русский народный костюм»
«Подбери головной убор к сарафану»
«Собери узор»
«Сложи картинку»
Дидактическая игра
«Оденем куклу в русский народный костюм»
Цели: Совершенствовать знания о народных костюмах. Развивать
у детей связную речь путем сравнения и обобщения.
Игровое задание: Одеть куклу.
Правила игры: В игре могут участвовать от 1 до 5 человек.
находят
Играющие выбирают силуэты вырезных кукол,
понравившийся бумажный костюм,
и
рассказывают, почему именно этот костюм выбран, описывают части
костюма, вышивку, цвет.
«одевают» куклу,
Дидактическая игра
«Русский народный костюм»
Цель: Формировать представления детей о народных костюмах
различных губерний. Развивать умение сравнивать карточки между
собой, быстро ориентироваться в построении цепочки изображений.
Развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление,
память.
Игровое задание: Первым закончить игру, не имея на руках не
единой карточки.
Правила игры: В игру могут играть от 2х до 10 человек. Все
карточки выкладываются на стол рубашкой вверх, перемешиваются, каждый игрок набирает по 4 карточки. Остальные, оставшиеся
находятся на столе в стороне – это базар. Игра начинается с
карточки, имеющей по двум противоположным сторонам
одинаковое изображение народного костюма. Если же таких
изображений у нескольких человек, то играющие используют
считалку, и право первого хода получает тот, кого выбрали по
считалке.
Дидактическая игра
«Подбери головной убор к сарафану»
Цель: Учить различать между собой и называть предметы
женских народных костюмов различных губерний и областей.
Развивать внимательность, память; способствовать развитию
активной речи. Воспитывать интерес к русскому народному
костюму.
Игровое задание: Первым собрать костюм правильно.
Правила игры: В игру могут играть от 2х до 10 человек. Детям
предлагаются отдельные изображения сарафанов и головных
уборов, перемешанных в произвольном порядке. Затем дети
подбирают пары и дают названия каждому предмету (сарафан,
кокошник, кичка и т.д.
Дидактическая игра
« Собери узор»
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать
интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные
промыслы.
Материал: разрезные картинки с изображениями народных
промыслов
Дети собирают картинки из фрагментов.
Дидактическая игра
«Сложи картинку»
Цель: Формировать представления о народных головных
уборах. Развивать зрительное восприятие, внимание, логическое
мышление, память.
Игровое задание:
1 вариант:
Составить картинку в точности по образцу. 2 вариант:
Составить картинку в точности по памяти.
Правила игры:
1 вариант:
В игре могут участвовать от 1 до 5 человек. Детям предлагается
Ребенок должен
изображения барышень с кокошниками.
рассмотреть картинку внимательно и по образцу составить полное
изображение из частей ( по типу «пазл»). Выигрывает тот, кто
закончит сбор первым.
2 вариант
В игру могут играть от 1 до 5 человек. Детям предлагается
изображения барышень с кокошниками.
Ребенок должен
рассмотреть картинку внимательно, после6 просмотра изображение
изымается, и ребенок самостоятельно, по памяти воспроизводит
изображение из частей.
Дидактическая игра
"Русский народный костюм"
Цель игры: приобщать детей к прошлому национальной
культуры. Закреплять знания об особенностях русского костюма:
головные уборы, элементы одежды. Развивать эстетический вкус,
воспитывать чувство гордости за русский народ.
Активизация словаря детей: "кокошник", "кафтан", "лапти",
"душегрейка".
Ход игры:
Игра рассчитана на то, что дети знакомы со сказками
(А.С.Пушкин). Предварительная работа проводилась и по
ознакомлению с творчеством художниковиллюстраторов (Рачев,
Билибин), с картинами художника Васнецова.
Педагог читает отрывок из сказки и предлагает одеть героя в
костюм, объяснить выбор костюма, название деталей костюма.
Вариант игры: детям предлагается сравнить костюмы героев
русских народных сказок и героев зарубежных сказок.
Консультация для родителей на тему: «Знакомство дошкольников с бытом и традициями русского народа».
Консультация для родителей на тему: «Знакомство дошкольников с бытом и традициями русского народа».
Консультация для родителей на тему: «Знакомство дошкольников с бытом и традициями русского народа».
Консультация для родителей на тему: «Знакомство дошкольников с бытом и традициями русского народа».
Консультация для родителей на тему: «Знакомство дошкольников с бытом и традициями русского народа».
Консультация для родителей на тему: «Знакомство дошкольников с бытом и традициями русского народа».
Консультация для родителей на тему: «Знакомство дошкольников с бытом и традициями русского народа».
Консультация для родителей на тему: «Знакомство дошкольников с бытом и традициями русского народа».
Консультация для родителей на тему: «Знакомство дошкольников с бытом и традициями русского народа».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.