РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.04. «ХОРОВОЙ КЛАСС» для учащихся, обучающихся по ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты»
Оценка 4.9

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.04. «ХОРОВОЙ КЛАСС» для учащихся, обучающихся по ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты»

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
музыка +1
Взрослым
17.03.2018
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.04. «ХОРОВОЙ КЛАСС» для учащихся, обучающихся по ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты»
Рабочая программа учебного предмета «Хоровой класс» (далее Программа) разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты», а так же «Народные инструменты» утверждённых приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12.03.2012 г. № 164 и является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Струнные инструменты» в разделе «Музыкальное исполнительство».
Хоровой класс наров.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Локосовская детская школа искусств» (МБОУ ДО «Локосовская ДШИ») ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ ПО.01. «МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.04. «ХОРОВОЙ КЛАСС» для учащихся, обучающихся по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Струнные инструменты»,  «Народные инструменты» Срок реализации программы 3 года (I ­ III классы) с.п.Локосово 2017 год Составитель рабочей программы Лисевич Г.В., Заслуженный деятель культуры ХМАО­Югры, преподаватель высшей квалификационной категории. 1 Рабочая программа учебного предмета «Хоровой класс» разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе   в   области   музыкального   искусства   «Струнные   инструменты»,   утверждённых приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12.03.2012 г. № и является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства  «Струнные инструменты» в разделе «Музыкальное исполнительство». заседании  Методического совета Протокол от № 2 от 29.05.2017 г. 164   Рецензенты: Никифорова   Валентина   Михайловна,   Заслуженный   деятель   культуры   ХМАО­   Югры, Разработчики: Бедрик Марина Анатольевна, Заслуженный деятель культуры ХМАО­Югры,  преподаватель высшей квалификационной категории; Кугубаева Майя Алексеевна, преподаватель высшей квалификационной  категории преподаватель высшей квалификации отделения хорового дирижирования   Составитель рабочей программы: Лисевич Галина Владимировна, Заслуженный деятель культуры ХМАО­Югры, преподаватель высшей квалификационной категории СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Стран ицы 3 11 17 20 20 24 24  2 7 Содержание Пояснительная записка Учебно­ тематический план Содержание учебного предмета Требования к уровню подготовки обучающихся Формы и  методы контроля, система оценок Методическое обеспечение учебного процесса  Список литературы и средств обучения Приложения Приложение №1 «Фонды оценочных средств. Годовые требования». Приложение № 2 «Фонды оценочных средств. График проведения контрольных проверок в течение учебного года». I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Хоровой класс» (далее Программа) разработана на основе   Федеральных   государственных   требований   к   дополнительной   предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные   инструменты»,   а   так   же   «Народные   инструменты»   утверждённых   приказом Министерства   культуры   Российской   Федерации   от   12.03.2012   г.   №   164   и   является   частью дополнительной   предпрофессиональной   общеобразовательной   программы   в   области музыкального искусства «Струнные инструменты» в разделе «Музыкальное исполнительство». Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса по предмету хоровой   класс   и   имеет   художественно   ­   эстетическую   направленность.   Данная   программа составлена с учётом опыта передовых музыкантов нашего времени, таких как В.Завадский, В. Петрова, А. Самолина, Б. Тевлин  и т.д. и опирается на методические пособия для детских музыкальных школ и школ искусств: Халабузарь П., Попов В.(Москва ­ 1988г.), Халабузарь П., Попов В., Добровольская М. (Москва ­ 1990г.) с методическим, дидактическим комплексом и все   программные   требования   разработаны   с   учётом   соблюдения   дидактического   принципа «последовательности и доступности» в обучении и усвоении учебного материала. Программа может служить методическим пособием, как для начинающих педагогов, так и для преподавателей с большим стажем работы и являться ориентиром для единых требований работы в школе по данной программе обучения. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА «ХОРОВОЙ КЛАСС», ЕГО ЗНАЧИМОСТЬ: Уроки по хоровому классу предполагают групповые занятия с обучающимися, на которых они: активизируют свою полезную деятельность; формируют культуру восприятия при слушании и исполнения музыки; воспитывают художественно­образное мышление; приобщаются   к   музыкальной   культуре   через   пробуждение   интереса,   формирование эстетического вкуса и практических музыкальных умений; приобретают знания, умения и навыки пения в хоре, позволяющие выражать свои чувства; приобретают навыки сольного и ансамблевого исполнительства; развивают эмоциональную отзывчивость; 3 выполняют творческие задания. Значимость занятий для обучающихся по хоровому классу заключается в возможности: 4 художественного   образования,   эстетического   воспитания   и   духовно­нравственного развития обучающихся; приобретения обучающимися знаний, умений и навыков в области хорового пения; активно развить основные музыкальные способности; приобретения опыта творческой  деятельности; выявить одарённых детей в раннем возрасте. НОВИЗНА данной рабочей программы учебного предмета состоит в том, что она:  разработана на основе Федеральных государственных требований к минимуму содержания,  структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной  программе в области музыкального искусства «Струнные инструменты» и сроку обучения по  этой программе; учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена на:  выявление одарённых детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте; формирование у обучающихся комплекса знаний, умений и навыков;  приобретение обучающимися опыта творческой деятельности; создание  условий для образования, воспитания и развития обучающихся; развитие  индивидуальных способностей обучающегося; приобретение  обучающимися опыта концертной деятельности; подготовку одарённых детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства. АКТУАЛЬНОСЬ данной рабочей программы заключается в том, что она: обеспечивает  преемственность программы и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области музыкального  искусства; сохраняет единство образовательного пространства Российской Федерации в сфере  5 культуры и искусства; и отвечает: целостности,  т.е.   внутренней   взаимосвязи   компонентов   учебного   плана   между предметами: «Слушание музыки», «Музыкальная литература», «Специальность», «Сольфеджио», «Фортепиано», «Ансамбль». преемственности,  т.е.   обеспечения   преемственности   программы   и   основных профессиональных   образовательных   программ   среднего   профессионального   и   высшего профессионального образования в области музыкального искусства; перспективности, т.е. наличии резервов, гибкости образовательной программы.  ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ: создание условий для развития музыкальных и творческих способностей обучающихся;  развитие мотивации личности к познанию и творчеству; создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения,  творческой самореализации личности обучающегося; приобщение к общечеловеческим  ценностям; интеллектуальное и духовное развитие личности обучающегося; расширение общего  музыкального кругозора. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: развитие музыкально­творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области хорового исполнительства. ЗАДАЧИ: приобретение обучающимися опыта хорового исполнительства и публичных выступлений; приобщение обучающихся к миру хорового искусства; формирование интереса к хоровому творчеству и музыкальному исполнительству;  ознакомление обучающихся с общими закономерностями хорового пения и основными  музыкальными терминами; формирование   мотивации   у   обучающихся,   сделав   процесс   исполнения   ярким, эмоциональным переживанием эстетического чувства; формирование навыков правильного дыхания и певческой установки; формирование  потребности в систематическом коллективном музицировании; создание «фонда» музыкальных  впечатлений и первоначальных знаний будущего потенциального слушателя. Развивающие задачи: развитие  эмоциональной отзывчивости; развитие  музыкального мышления; развитие  творческих способностей; развитие речи, дикционных и артикуляционных навыков; развитие голоса, формирование  естественного звучания; развитие умения высказывать и доказывать свою точку зрения;  развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству; развитие  музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма; Обучающие задачи: приобретение навыков для узнавания на слух элементов музыкальной речи; приобретения  навыка анализа образной сущности произведений; формирование умений и навыков восприятия на слух музыкальной формы произведений; формирование умений и навыков хорового исполнительства;  овладение знаниями необходимой терминологии; укрепление и  расширение певческого диапазона; приобретение навыков работы с музыкальным и поэтическим текстом;  расширение музыкального кругозора обучающихся; обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с листа; Воспитательные задачи: музыкально­эстетическое   и   нравственное   воспитание   обучающихся,   путём   изучения лучших образцов мировой музыкальной хоровой культуры на основе осознанного восприятия музыки; воспитание выработки у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу; воспитание   у   обучающихся   умения   самостоятельно   осуществлять   контроль   за   своей учебной   деятельностью,   давать   объективную   оценку   своему   труду,   понимать   причины собственного   успеха   или   неуспеха   в   учёбе,   определять   наиболее   эффективные   способы достижения результата; воспитание культуры личности; воспитание коллективной деятельности обучающихся; воспитание музыканта, наделённого творческой инициативой; воспитание гражданской позиции,  патриотизма на основе репертуара. 6 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА: Реализация   программы   обеспечивается   консультациями   для   обучающихся,   которые проводятся   с   целью   подготовки,   обучающихся   к   контрольным   урокам,   зачётам,   экзамену   и другим мероприятиям на усмотрение образовательного учреждения. Выполнение   обучающимися   домашнего   задания   контролируется   преподавателем   и обеспечивается   учебниками,   учебно­методическими   и   нотными   изданиями,   хрестоматиями, аудио­ и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по предмету. Внеаудиторная   (самостоятельная)   работа   может   быть   использована   на   выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно­ просветительской деятельности Образовательной организации. Для успешной реализации программы необходимы следующие условия: обеспечение комфортной образовательной среды; создание благоприятной обстановки для  творчества; соответствие обучающегося возрастному цензу и освоение программы не менее 3 лет;  здоровье и уравновешенное состояние обучающегося; воспитание   обучающихся   в   творческой   атмосфере,   обстановке   доброжелательности, эмоционально­нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности; умение   преподавателя   работать   с   профессионально­ориентируемыми   учащимися; доступ к сети Интернет. ОБЪЁМ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ. МАКСИМАЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ НАГРУЗКА. Количество часов на освоение программы предмета в обязательной части: максимальная  учебная нагрузка ­ 147 часов, в том числе: обязательной нагрузки ­ 98 часов (в том числе:  контрольные уроки); самостоятельной работы обучающегося ­ 49 часа; Консультации (Сводный хор) ­ 20 часов. внимание и помощь со стороны родителей; качественные музыкальные инструменты; доступ каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио­ и  видеозаписей; 7 СВЕДЕНИЯ О ЗАТРАТАХ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО НА ОСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА: КЛАССЫ Продолжительность учебных занятий в неделях Количество часов на аудиторные занятия в неделю Общее количество часов по классам III 33 2 33 I 32 1 32 II 33 1 33 Общее количество часов на аудиторные занятия по годам Количество часов на внеаудиторные занятия в неделю Общее   количество   часов   на   внеаудиторные (самостоятельные) занятия по годам Максимальное количество часов занятий в неделю Общее максимальное количество часов по годам Консультации 1 16 1,5 48 4 1 16,5 1,5 49,5 8 1 16,5 1,5 49,5 8 Итого 98 49 147 20 Учебный  материал  распределяется  по годам  обучения ­  классам.  Каждый  класс  имеет  свои дидактические   задачи   и   объём   времени,   данное   время   направлено   на   освоение   учебного материала. Виды внеаудиторной работы: самостоятельные занятия по подготовке учебной программы; подготовка к контрольным  урокам, зачетам и экзаменам; подготовка к концертным, конкурсным выступлениям; посещение  учреждений культуры (филармонии, театры, музея и т.д.); участие обучающихся в творческих  мероприятиях и культурно­просветительной деятельности Образовательной организации; и  другое. Объём  самостоятельной   работы  обучающихся   в   неделю   по   учебному   предмету определяется с учётом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения   детьми   программ   начального   и   основного   общего   образования.   Объём   времени   на самостоятельную работу может определяться с учётом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей обучающегося. Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими. Консультации проводятся   с   целью   подготовки,   обучающихся   к   контрольным   урокам,   зачётам,   экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению Образовательной организации. Консультации   могут   проводиться   рассредоточено   или   в   счёт   резерва   учебного   времени.   В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв   учебного   времени   можно   использовать   как   перед   промежуточной (экзаменационной) аттестацией, так и после её окончания с целью обеспечения самостоятельной работы обучающихся на период летних каникул. 8 ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ОСОБЕННОСТЬ рабочей программы: минимум   содержания   программы   обеспечивает   целостное   художественно­эстетическое развитие   личности   и   приобретение   ею   в   процессе   обучения   музыкально­исполнительских   и теоретических знаний, умений и навыков; обобщает накопленный опыт предыдущих лет и отражает новые тенденции современной педагогики; программа ориентирована на учебные планы нового поколения; формы   работы   по   предмету   «Хоровой   класс»   позволяют   преподавателю   осуществлять работу с обучающимися с учётом их индивидуальных возможностей; помогает выявлению и развитию творческих задатков, обучающихся; предполагает  творческий подход преподавателя к задачам развития индивидуальных музыкальных  способностей обучающегося; выявляет и развивает одарённых детей в области музыкального искусства.  ПРОГРАММА ПРЕДУСМАТРИВАЕТ: организацию   творческой   деятельности   обучающихся   путём   проведения   творческих мероприятий   (конкурсов,   мастер­классов,   олимпиад,   творческих   вечеров,   театрализованных представлений и др.) и участия в них; организацию посещений обучающимися учреждений культуры и организаций (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.); организацию творческой и культурно­просветительской деятельности совместно с другими детскими   школами   искусств,   в   том   числе   по   различным   видам   искусств,   ОУ   среднего профессионального   и   высшего   профессионального   образования,   реализующими   основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства; эффективной   самостоятельной   работы   обучающихся   при   поддержке   педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся; построение   содержания   с   учётом   индивидуального   развития,   а   также   особенностей культурно­регионального компонента. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ: ОСНОВНОЙ ФОРМОЙ учебной и воспитательной работы по предмету «Хоровой класс» в классе является: урок (с теоретической и практической частями); преобладающая форма работы в младших классах ­ это урок ­ игра; уроки могут иметь разный облик, в зависимости от содержания: урок­сказка; урок­настроение; урок­концерт; посещение и обсуждение концертов;  комплексный урок. Построение может быть или всегда одинаковым ­ типовым или свободным, то есть таким, когда последовательность форм работы будет меняться. Однако на каждом уроке должны быть использованы все основные формы работы: пение интонационных упражнений, анализ на слух (слушание), чтение с листа хоровых партий, работа над произведениями. Кроме урока в учебном процессе на занятиях применяются следующие формы работы: подготовка  к конкурсам  и  участие  в них;  практическая  или  самостоятельная   работы;  игры; репетиции; консультации; встречи с музыкантами­исполнителями; филармонические концерты и музыкальные спектакли ­ с последующим обсуждением. Одним из факторов постепенного и глубокого освоения обучающимися приёмов и навыков являются следующие формы организации деятельности, обучающихся на уроке: групповая  (от 11 человек) или мелкогрупповая (от 4 до 10 человек). Возможно проведение занятий хором следующими группами инструментальных отделений: младший хор: 1 классы; 2­3 классы; 1­3 классы. 9 На определенных этапах разучивания  репертуара возможны различные формы занятий. Хор   может   быть   поделен   на   группы   по   партиям,   что   дает   возможность   более   продуктивно прорабатывать хоровые партии, а также уделять внимание индивидуальному развитию каждого ребенка. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЯ В КЛАССЕ: Словесные методы обучения: 1. объяснение; вокальное  изложение; рассказ;  беседа; работа с партитурой; анализ (нотного текста, формы, стиля, структуры произведения и т.д.). Наглядные методы обучения: 2. демонстрация музыки; наблюдение музыки по нотам, работа с партитурами;  показ видеоматериалов; прослушивание  аудиоматериалов; посещение концертов; наблюдение  музыки по нотам. 10 3. Практические методы обучения: обучение гармоническому развитию музыкального слуха, музыкальной памяти, мышления обучающихся; обучение эстетическому восприятию;  обучение слуховому анализу; работа с нотами (анализ музыкального и словесного текста произведения);  рассказывание о музыке, чтение книг о музыке; вокально ­ тренировочные  упражнения; работа над формированием музыкального и исполнительского стиля. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА УРОКАХ, В ОСНОВЕ КОТОРЫХ ЛЕЖИТ УРОВЕНЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ: 1. Объяснительно­иллюстративные методы обучения. Применяются для:  изучения новых знаний; их совершенствования и выработки умений; проверки  усвоения материала. Цель:   активизировать   творческую   деятельность   обучающихся   через   приобретение определённого   запаса   знаний   и   умений,   освоения   основных   приёмов   умственных   действий, пользуясь   которыми,   они   могут   не   только   воспроизводить,   но   и   применять   знания   в   новых ситуациях. Преподаватель не только осуществляет руководство деятельностью обучающихся, но и влияет на их мнения и убеждения. 2. Репродуктивные методы обучения.  Формирование умений и навыков, полученных в результате   объяснительно­иллюстративного   метода   обучения   через   многократное воспроизведение показанных способов деятельности. Преподавателем предъявляется алгоритм (порядок действий) в результате выполнения, которых обучающийся накапливает определённый запас знаний. 3. Частично­поисковые (эвристические) методы обучения.  Преподаватель выдвигает проблему, ставит задачу и организует обучающихся для выполнения отдельных шагов поиска в решении проблемы (задачи). Цель: активизация творческой деятельности обучающихся через восприятие, осмысление и решение задания, самоконтроль в процессе выполнения шага решения и мотивацию своих действий. 4. Исследовательские методы обучения. Овладение обучающимися методами научного познания,   исследовательской,   проектной   и   поисковой   деятельности,   самостоятельной творческой работы. Применяются для: приобщения к процессу выработки новых знаний; освоения одного их нестандартных видов деятельности; выработки умения пользоваться нормативной, учебной, нотной, монографической  литературой, практическими материалами, статистическими данными, информационной  системой Интернет; предоставления возможности выступать публично: провести полемику,  довести до слушателей свою точку зрения, обосновать её, склонить аудиторию к разделению  своих идей. Цель:   формирование   творческого   настроя   (типа   мышления)   как   для   качественной подготовки обучающихся к профессиональному самоопределению (для поступающих в СУЗы в области культуры и искусства), так и для формирования навыка самостоятельной работы. 11 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: В  образовательном  процессе   используются   образовательные   технологии,   основанные   на лучших   достижениях   отечественного   образования   в   сфере   культуры   и   искусства,   а   также современного развития музыкального искусства и образования. Педагогические   технологии,   применяемые   в   классе   по   предмету   хоровой   класс, ориентированы на формирование положительной мотивации к учебному труду, интенсификацию коммуникативной среды, развитие личности. На уроках применяются следующие педагогические образовательные технологии: классно­урочная   технология:  обеспечение   системного   усвоения   учебного   материала   и накопление знаний, умений и навыков; знаний, умений и навыков на практике: игровая технология (дидактическая игра): освоение новых заданий на основе применения • формирование мотивации к учебному труду; • создание ситуации успеха для каждого; • приобретение знаний через удивление и любопытство; • создание   условий,   обеспечивающих   доступность   учебного   материала   для   каждого обучающегося с учётом его учебных индивидуальных способностей; • обучение находить решения. технология   проблемного   обучения:  приобретение   обучающимися   знаний,   умений   и навыков,   освоение   способов   самостоятельной   деятельности,   развитие   познавательных   и творческих способностей: • умение находить способы решения ученических задач; • обучение способам решения проблем; • системное, последовательное изложение учебного материала; • предупреждение возможных ошибок; • создание ситуации успеха; • создание условий для самореализации; • формирование креативного мышления; • создание   условий,   способствующих   проявлению   самостоятельности   в   освоении содержания образования и на основе использования межпредметных и специальных умений и навыков. технология перспективно­опережающего обучения: достижение обучающимися обязательного минимума содержания образовательной программы: • обучение способам решения проблем; • навыкам рассмотрения возможностей и использования знаний в конкретных ситуациях; • предоставление   возможностей   каждому   обучающемуся   самостоятельно   определять пути, способы, средства поиска истины (результата); • способствовать формированию общекультурной методологической компетентности.  технология критического мышления: создание условий для развития критического  мышления, вариативности мышления, метокогнитивных умений; исследовательская   технология:  обучение   основам   исследовательской   деятельности (постановка   учебной   проблемы,   формулирование   темы,   выбор   методов   исследования, выдвижение и проверка гипотезы, использование в работе различных источников информации, презентация выполненной работы); информационная   технология:  обучение   работе   с   разными   источниками   информации, готовности к самообразованию и возможному изменению образовательного маршрута; педагогика сотрудничества: реализация гуманно­личностного подхода к ребёнку и  создание условий для осознания выбора образовательного маршрута; и другие. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ В соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12.03.2012 г. № 164 результатом освоения программы "Струнные инструменты" по учебному предмету «Хоровой класс» является: знание   начальных   основ   хорового   искусства,   вокально­хоровых   особенностей   хоровых партитур, художественно­исполнительских возможностей хорового коллектива; 12 умение   передавать   авторский   замысел   музыкального   произведения   с   помощью органического сочетания слова и музыки; навыки коллективного хорового исполнительского творчества; сформированные   практические   навыки   исполнения   авторских,   народных   хоровых   и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей; наличие   практических   навыков   исполнения   партий   в   составе   вокального   ансамбля   и хорового коллектива. Способы проверки ожидаемых результатов: контрольные уроки в 2, 4, 6 семестрах;  текущий контроль успеваемости; возможны участие в конкурсах, концертах, фестивалях различного уровня.  МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ: учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Хоровой класс» со специальным оборудованием   (подставками   для   хора,   роялем   или   пианино)   с   хорошей   освещённостью   и проветриванием; концертный зал с концертным роялем или фортепиано, подставками для хора, пультами и звукотехническим оборудованием, звукотехническое оборудование (ТСО) ­ телевизор, музыкальный центр, видеомагнитофон, диски; качественные инструменты­фортепиано;  стол и стул для преподавателя; учебная мебель: парты и стулья для учащихся в соответствии с ростом обучающихся; школьная доска; зеркало; пульты, концертные костюмы, шкафы под костюмы; мебель, стенды, магнитная доска; библиотека   с   соответствующим   нотным,   научно­методическим   фондом,   учебной   и музыкальной литературой, словарями, энциклопедиями, клавирами и т.д.; помещение   для   работы   со   специализированными   материалами:   фонотека,   видеотека, Материально­техническая база соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Соблюдаются своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений. Созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных фильмотека. инструментов. 13 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ: Для реализации программы необходимо следующее методическое обеспечение:  учебники; нотные издания; хрестоматии; клавиры; научно­методическая литература;  аудио и видеоматериалы; мультимедийные ресурсы, образовательные ресурсы сети  Интернет. Методические средства обучения: дидактические и демонстрационные материалы, наглядные пособия;  информационные материалы к видео и аудио записям. Наглядно ­ дидактический материал: фотографии,  портреты, рисунки, репродукции картин. Наглядные пособия и дидактические игры: «Музыкальный словарик в картинках», «Музыкальный язык в картинках». 14 15 II УЧЕБНО ­ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 16 Общее количество часов по классам III II I 5 2 2 1 Содержание и виды работ № п/п 1. Распевание. Разучивание упражнений, произведений. 1.1. Практические часы 1.2. Теоретические часы 2. Певческая установка и дыхание 2.1. Практические часы 2.2. Теоретические часы 3. Звуковедение и дикция 3.1. Практические часы 3.2. Теоретические часы 4. Ансамбль и строй 4.1. Практические часы 4.2. Теоретические часы 5. Формирование исполнительских навыков 5.1. Практические часы 5 5.2. Теоретические часы 2 6. Подготовка и концертные выступления 6.1. Практические часы 1 ­ 6.2. Теоретические часы 32 5 2 5 2 Итого часов аудиторных занятий Самостоятельная работа 16 2 1 5 2 5 2 5 2 5 2 2 ­ 33 16,5 2 1 5 2 5 2 5 2 5 2 2 ­ 33 16,5 Итого 6 3 15 6 15 6 15 6 15 6 5 ­ 98 49 20 147 учащихся Консультации (индивидуальные  занятия) ИТОГО: максимальная учебная нагрузка по хору 4 8 8 Примечание: 1) учебно­тематический   план   составлен   на   основе   Федеральных государственных   требований   к   минимуму   содержания,   структуре   и   условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства «Струнные инструменты» и сроку обучения по этой программе, утверждённых приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12.03.2012 г. № 164; 2) количество часов в неделю составляет: I ­ III класс ­ 1час в неделю; 3) при реализации данной программы учебного предмета: продолжительность учебных занятий в I классе составляет 32 недели, во II ­ III классе ­ 33 недели. 17 18 Календарно­тематический план 19 № п/п Учеб ные заня тия Тема урока I КЛАСС Общий объем времени (в часах) Максимал Аудитор Самостоя тельная работа ьная нагрузка ная нагрузка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 1­е Игра ­ знакомство: «Запомни мое имя». 2­е 3­е Посадка. Индивидуальное прослушивание.    Дыхательные упражнения. А.Емельянов Фонопедический метод развития голоса(ФМРГ)   4­е Артикуляционная     ФМРГ. Координационно­тренировочный   этап   (КТЭ) 5­е Артикуляционная   гимнастика.   Знакомство   с   анализ,   Прослушивание, гимнастика. произведением. работа над текстом. 6­е Фонопедические   Работа разучиванием мелодии произведения.   игры.   над 7­е 8­е Массаж.   Прослушивание, анализ, работа над текстом.   Знакомство   с   произведением. ФМРГ. КТЭ.. 9­е Разучивание   распеваний,   упражнений.   Работа над разучиванием произведений. 10­е Игры,   распевки.   Интонационная   работа   над произведениями. 11­е Распевание. Дикционная работа над текстами произведений. 12­е Распевание,   артикуляционные   игры.   Работа над   выстраиванием   унисона.   Работа   со слабоинтонирующими. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 20 13 13­е 14 14­е Распевание.   Работа   над   окончаниями   фраз, формированием гласных и согласных. Распевание, Прослушивание индивидуально и по группам. артикуляционные игры.     15­е ФМРГ.Работа над унисоном.. 16­е ФМРГ.   КТЭ..   Работа   над   ансамблем   в произведениях. 17­е Распевание.   Знакомство   с   произведениями. Прослушивание, анализ. 18­е   Распевание.   Разучивание   мелодии произведений. 19­е Распевание.   произведений. Интонационная работа.   Разучивание   мелодий 20­е Распевание.ФМРГ. 21­е Распевание.. звуковедением, фразировкой.   Работа   над   дыханием, 22­е Распевание.ФМРГ.   Работа   над   дикцией, интонацией в произведениях. 23­е 24­е Распевание. Индивидуальное прослушивание.   Артикуляционные   игры: Распевание. Работа со слабоинтонирую щими. 25­е Распевание.   Работа   над   окончаниями   слов, правильным произнесением текста. 26­е Распевание.   Работа   над   звуковедением, фразами, динамикой. 27­е Распевание.   Работа   над   характером произведений. 28­е Распевание. 29­е Распевание. Работа над ансамблем, дыханием,   Работа   над   характером произведений. интонацией. 30­е Распевание.   Артикуляционные   игры.   Работа над ансамблем. 31­е Распевание. Разучивание произведения. Работа над мелодией, интонацией. 32­е Контрольный урок ИТОГО: ВСЕГО: КОНСУЛЬТАЦИИ II КЛАСС 1­е Индивидуальное прослушивание. Вокально ­ интонационная работа. 2­е Индивидуальное прослушивание.  3­е Посадка. Дыхательные упражнения. Разучива Распевание. 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 1 2 3 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 32 32 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 16 16 4 0,5 0,5 0,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 48 48 1,5 1,5 1,5 21 8 9 10 11 12 8­е Распевание. 9­е Распевание, упражнения. Работа над текстом в   Работа   над   ритмом   в произведении. произведении. 10­е Распевки.   Интонационная   работа   над мелодической линией в произведениях. 11­е Распевание. Дикционная работа над текстами произведений. 12­е Распевание,   артикуляционные   игры.   Работа над выстраиванием унисона. Работа со слабо интонирующими. 13 13­е 14 14­е Работа над артикуляцией, дикцией. Распевание, игры. Прослушивание индивидуально и по группам. 15­е Вокально­хоровые   упражнения.   Работа   над артикуляционные     ансамблем. 16­е  Работа над ансамблем в произведениях. 17­е Распевание.   Знакомство   с   произведениями. Прослушивание, анализ. 18­е Распевание. произведений. 19­е   Разучивание   мелодии Распевание.   произведений. Интонационная работа.   Разучивание   мелодий 20­е Распевание. Работа над образом. 21­е Распевание. звуковедением, фразировкой.   Работа   над   дыханием, 22­е Распевание. Работа над дикцией, интонацией в произведениях. 23­е 24­е Распевание. Индивидуальное прослушивание.   Артикуляционные   игры. Распевание. Работа со слабо интонирующими. 25­е Распевание.   Работа   над   окончаниями   слов, правильным произнесением текста. 26­е Распевание.   Работа   над   звуковедением, фразами, динамикой. 27­е Распевание.   Работа   над   характером произведений. 28­е Распевание. произведений.   Работа   над   характером 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 22 29 30 31 32 33 29­е Распевание. Работа над ансамблем, дыханием, интонацией. 30­е Распевание.   Артикуляционные   игры.   Работа над ансамблем. 31­е 32­е 33­е Распевание. Работа над мелодией, интонацией. Распевание. Работа над текстом, фразировкой. Контрольный урок ИТОГО: ВСЕГО: КОНСУЛЬТАЦИИ ВСЕГО часов КОНСУЛЬТАЦИИ 1 1 1 1 1 33 33 98 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 16,5 16,5 8 49 20 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 49,5 49,5 147 II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Первый год обучения (I класс) Количество часов: аудиторных занятий ­ 32 часа;  самостоятельная работа обучающихся ­ 16 часов;  консультации (сводный хор) ­ 4 часа. 23 Содержание (теория и практика) Знакомство с предметом ­ хор. Знакомство с учащимися. Игры. Выразительные средства музыки. Положение корпуса, головы. Навыки пения сидя. Навыки пения стоя. Дыхание перед началом пения. Различный характер дыхания в зависимости от характера произведения. Естественный, свободный звук. Пение без напряжения. Мягкая атака звука. Правильное формирование гласных. Пение легато и нон легато. Развитие дикционных навыков. 4.1. Выработка активного унисона. 4.2.Чистое   и   выразительное   интонирование   ступеней лада. Приобретение   навыков   ритмической 1.1. 1.2. 1.3. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 3.6. 4.3. 4.4. 4.5. Наименование работ 1. Введение 2.Певческая установка и  дыхание. 3. Звуковедение и дикция. 4. Ансамбль и строй. устойчивости. Соблюдение динамической ровности. Интонирование в мажоре и миноре. 5.Формирование  исполнительских навыков. 5.1. Анализ словесного текста и его содержания.  5.2.Элементарные требования касающиеся агогических и  динамических изменений. 24 6. Отчетный концерт. 6.1. Подготовка и выступление на концерте. В течение учебного года планируется ряд творческих показов: открытые репетиции для родителей и преподавателей, отчетные концерты, мероприятия по пропаганде музыкальных знаний (концерты­лекции в общеобразовательных школах, в культурно досуговых центрах и пр.), участие в смотрах­конкурсах, фестивалях, концертно­массовых мероприятиях. За   учебный   год   в   хоровом   классе   должно   быть   пройдено   примерно   следующее количество произведений: младший хор инструментальных отделений ­ 8­10. (II, III классы) Второй год обучения: Количество часов: аудиторных занятий ­ 33 часа;  самостоятельная работа обучающихся ­ 16,5 часов; консультации (сводный хор) ­ 8 часов. Третий год обучения: Количество часов: аудиторных занятий ­ 33 часа;  самостоятельная работа обучающихся ­ 16,5 часов; консультации (сводный хор) ­ 8 часов. Наименование работ 1.1. 1.2. 1.3. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 3.6. 4.1. 4.2. 4.3. 1. Введение. 2. Певческая установка и  дыхание. 3. Звуковедение и дикция. 4. Ансамбль и строй. 5.Формирование  исполнительских навыков. 6. Отчетный концерт. Содержание (теория и практика) Фонопедические игры. Артикуляционная гимнастика. Выразительные средства музыки Положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Навыки «цепного» дыхания. Дыхание перед началом пения. Различный характер дыхания в зависимости  от характера произведения. Естественный, свободный звук. Пение без напряжения. Мягкая атака звука. Правильное формирование гласных. Пение легато и нон легато. Развитие дикционных навыков. Выработка активного унисона. Чистое и выразительное. интонирование  ступеней лада. устойчивости. Приобретение   навыков   ритмической 4.4. 4.5. Соблюдение динамической ровности. Интонирование в мажоре и миноре 5.1. Анализ словесного текста и его содержания.  5.2.Элементарные требования касающиеся агогических и  динамических изменений. 6.1. Подготовка и выступление на концерте. В течение учебного года планируется ряд творческих показов: открытые репетиции для родителей и преподавателей, отчетные концерты, мероприятия по пропаганде музыкальных знаний (концерты­лекции в общеобразовательных школах, в культурно­ 25 досуговых   центрах   и   пр.),   участие   в   смотрах­конкурсах,   фестивалях,   концертно­массовых мероприятиях. За учебный год в хоровом классе должно быть пройдено примерно следующее количество  произведений: младший хор инструментальных отделений ­ 8­10. Основные репертуарные принципы: 1. Художественная ценность произведения (необходимость расширения музыкально  композиторами и народными песнями различных жанров). 4. Содержание произведения. 5. Музыкальная форма (художественный образ произведения, выявление идейно  художественного кругозора детей). 2. Решение учебных задач. 3. Классическая музыка в основе (русская и зарубежная в сочетании с современными  эмоционального смысла). 6. Доступность: а) по содержанию; б) по голосовым возможностям; в) по техническим навыкам; 7. Разнообразие: а) по стилю; б) по содержанию; в) темпу, нюансировке; г) по сложности. Примерный репертуарный список Песни композиторов:  Аренский А. «Комар один, задумавшись», «Птичка летит, летает», «Спи дитя мое, усни» Брамс Й. «Домовой», «Колыбельная» Гайдн Й. «Мы дружим с музыкой», «Тихо дверцу в сад открой»  Калинников В. «Весна», «Тень­тень», «Киска» Кюи Ц. «Майский день», «Белка» Лядов А. «Колыбельная», «Окликание дождя» Моцарт В. «Колыбельная песня», «Детские игры» Чайковский П. «Мой садик», «Осень», «Старинная французская песенка» Бодренкова С. «Ели», «Зима в лесу» Соснин С. «Солнечная капель» Струве Г. «Что мы Родиной зовем?», «С нами, друг!», «Пестрый колпачок» Островский А. «До, ре, ми, фа, соль…», «Солнечный круг» Бетховен Л. «Малиновка», «Весною», «Край родной». Григ Э. «Заход солнца» Гладков Гр. «Мистер Жук» Глинка М. «Ты, соловушка, умолкни» Шуман Р. «Совенок», «Тихий вечер, синий вечер» Кюи Ц. «Времена года» Арутюнов А. «Карабас и тарантас» Арутюнов А. «Носорог» Гаврилин В. «В пути» Калныньш А. «Музыка» Крупа­Шушарина С. «Учитель ­ родной человек» Лепин А. «Я играю на пианино» Морозов И. «Про сверчка» Парцхаладзе М. «Здравствуй, школа», «Наш край», «Весна», «Кукла», «Конь вороной» Плешак А. «Рождественская песня гномов» Кудряшов А. «Гав ­ гав», «Дружба ­ это здорово!» Серебренников В. «Колдунья» Соснин С. «Нотные бусинки» Шаинский В. «Мир похож на цветной луг» Народные песни: Белорусская народная песня «Кума моя, кумочка» Белорусская народная песня «Сел комарик на дубочек» (обр. С. Полонского) Русские народные песни (обр.В.Попова) «Пойду ль я, выйду ль я», «Перед весной» Русская народная песня «Как на тоненький ледок» (обр. М. Иорданского) Литовская народная песня «Солнышко вставало»  Примерные программы выступлений Младший хор Моцарт В. «Колыбельная песня» Брамс Й. «Домовой» Плешак А. «Песня рождественских гномов» Русская народная песня «Как на речке, на лужочке» Глинка М. «Ты, соловушка, умолкни» Гаврилин В. «В пути» Островский А. «До, ре, ми, фа ,соль…» Полонский С. «Сел комарик на дубочек» Белорусская народная песня «Кума моя ,кумочка» Гайдн Й.  «Мы дружим с музыкой» Струве Г. «Что мы Родиной зовем?» Григ Э. «Заход солнца» Украинская народная песня «Козел и коза» (обр. В. Соколова) III.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12.03.2012 г. № 164 результатом освоения программы "Струнные инструменты" по учебному предмету «Хоровой класс» является: знание начальных основ хорового искусства, вокально­хоровых особенностей хоровых  партитур, художественно­исполнительских возможностей хорового коллектива; умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью  органического сочетания слова и музыки; навыки коллективного хорового исполнительского творчества; сформированные   практические   навыки   исполнения   авторских,   народных   хоровых   и вокальных   ансамблевых   произведений   отечественной   и   зарубежной   музыки,   в   том   числе хоровых произведений для детей; наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и  хорового коллектива. V. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ: участие в концертах, фестивалях, конкурсах различного уровня; Успешное прохождение промежуточных аттестаций. КРИТЕРИИ И ФОРМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. В конце каждой учебной четверти обучающимся выставляются оценки по 5­ти бальной  системе. Оценка качества реализации программы учебного предмет включает в себя текущий  контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся. счет контроль успеваемости проводится Текущий в аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ­ это оценка работы на уроке, могут использоваться зачеты, концертные и конкурсные прослушивания. Промежуточная аттестация проводится: в рамках промежуточной аттестации на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет; в форме контрольных уроках в конце каждого второго полугодия (возможно в рамках творческого отчета или концерта). Формы контроля: Текущий контроль успеваемости проводится в счёт аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ­ это оценка работы на уроке, наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения, способствующая процессу выработки и закрепления умений и навыков обучающихся. Методы текущего контроля:  оценка за работу в классе; текущая  сдача партий; устные опросы; индивидуальные прослушивания;  контрольный урок. Промежуточная аттестация проводится: на   завершающих   полугодие   учебных   занятиях   в   счет   аудиторного   времени, предусмотренного на учебный предмет; в форме контрольных уроков, исполнения концертных программ, тематических вечеров; в форме детской филармонии; в  форме конкурсного выступления. Полугодовая, годовая оценки выставляется после проведения концертных и конкурсных выступлений. Итоговой  аттестацией  по   хору   являются   годовые   оценки,   которые   определяются   на основании итогов четвертей и полугодий и с учётом тенденции роста обучающихся. Учет успеваемости учащихся проводится преподавателем на основе текущих занятий, их посещений, индивидуальной и групповой проверки знаний хоровых партий. При   оценке   учащегося   учитывается   также   его   участие   в   выступлениях   хорового коллектива. Повседневно оценивая каждого ученика, педагог, опираясь на ранее выявленный им уровень подготовленности каждого ребенка, прежде всего, анализирует динамику усвоения им учебного   материала,   степень   его   прилежания,   всеми   средствами   стимулируя   его   интерес   к учебе. При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее: оценка годовой работы обучающегося; оценка на зачете (академическом концерте); другие выступления ученика в течение учебного года. КРИТЕРИИ   ОЦЕНОК  предполагают   дифференцированный   подход   в   работе сучащимися, различный подход к оценке обучающихся. Для   этого   характеристика,   данная   педагогом   на   обучающегося   должна   стать определяющей.   Она   должна   быть   продуманной   и   методически   обоснованной,   и   учитывать следующие моменты: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Общее   впечатление, Возраст обучающегося, класс, сколько лет занимается. Музыкальные способности и вокальные данные. Психологический портрет, эмоциональность. Степень мотивации к учебе, интенсивность занятий. Степень сложности исполняемой программы. Цели и задачи на отчетный период. Оценка самого выступления:   положительные   и отрицательные моменты и пути их решения. Оценка ­ это результат оценивания, количественное выражение учебных достижений, учащихся в цифрах.   конкретный   исполнительский   анализ, Гласность   и   прозрачность   ­   это   доступность   и   понятность   информации   об   учебных достижениях   учащихся,   возможность   любого   заинтересованного   лица   проанализировать результаты и сделать соответствующие выводы. Незыблемость ­ выставленная преподавателем отметка не должна подвергаться сомнению каждой из сторон. Основой для определения уровня знаний являются критерии оценивания: полнота знаний, их обобщенность и системность; полнота и правильность ­ это правильное исполнение; неточное исполнение; неправильное исполнение. При выставлении оценок необходимо учитывать классификацию ошибок и их количество: грубые ошибки;  однотипные ошибки;  негрубые ошибки;  недочеты. Этот анализ дает полную картину подготовки педагога и обучающихся к выступлению.  Учебная оценка должна быть «индивидуальной» и выставляться исключительно обучающемуся.  Она должна быть конструктивной и стимулировать учебный процесс. ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ включают в себя типовые задания, зачеты: См.: Приложение № 1 «Фонды оценочных средств. Годовые требования». Приложение № 2 «Фонды оценочных средств. График проведения контрольных проверок в течение учебного года». Фонды   оценочных   средств   призваны   обеспечивать   оценку   качества   приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального хорового искусства. СИСТЕМА ОЦЕНОК По итогам четверти и года выставляется оценка «отлично», «хорошо»,  «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Система   оценивания   должна   дать   возможность   определить   насколько   успешно обучающийся освоил учебный материал или сформировал практический навык. Система оценивания должна показывать динамику успеха обучающихся в познавательной деятельности.   В   систему   оценивания   должен   быть   заложен   механизм   поощряющий, развивающий,  способствующий  само  оцениванию   обучающихся.  Система  оценивания   должна предусмотреть   связи:   преподаватель   ­   обучающийся,   родитель   ­   классный   руководитель, администрация ­ педагогический коллектив. Это обеспечит системный подход к формированию учебного процесса, т.е. его целостность. На уроках применяются словесная характеристика результатов действия: «молодец»,  «оригинально», «а вот здесь не точно, потому что», «стараешься» и дифференцированная  системы оценок. Функции оценки:  нормативная; информативно­диагностическая   ­   показывает,   на   сколько   глубоко   изучен   материал, каковы затруднения, пробелы в знаниях обучающихся; ориентирующая ­ содействует осознанию учеником результатов процесса деятельности и пониманию собственной роли в нём; информирующая   ­   даёт   информацию   об   успехах   и   нереализованных   возможностях обучающегося; взглядов; т.д.; корректирующая   ­   способствует   изменению   действий   обучающегося,   его   установок, воспитывающая ­ создаёт условия для воспитания качеств личности, проявления чувств и социальная ­ влияет на самооценку, статус обучающегося в коллективе сверстников;  диагностическая ­ определяет уровень знаний, сформированность умений, качеств личности; стимулирующее ­ мотивационная ­ способствует созданию успеха, поддержанию интереса к деятельности и т.п. Формы оценивания, учащихся в учебной деятельности: От   одобрения,   похвалы,   благодарности   и   материальной   формы   поощрения   до высказывания отрицательных оценок. Задачи оценки: формирование и корректировка ценностных отношений, обучающихся; формирование у обучающихся адекватной самооценки; оценка выступает средством диагностики образовательной деятельности; оценка является связующим звеном между преподавателем, обучающимся и родителем. За концертное выступление предусмотрена 5­ти бальная шкала оценок: "5" ­ отлично; "4" ­ хорошо; "3" ­ удовлетворительно; "2" ­ неудовлетворительно. Оценка ”5”  ­   получает   обучающийся,   если   его   индивидуальная   работа,   практическая деятельность   в   полном   объёме   соответствует   учебной   программе,   объём   знаний,   умений, навыков составляет 90­100% содержания: правильное интонационно и ритмически исполнение, эмоциональное исполнение, слуховой анализ, четкая дикция и артикуляция, знание поэтического   текста,   умение   применять   приобретенные   знания   и   навыки   пения   в   хоровом коллективе. Он обосновывает свои суждения, приводит собственные примеры. В том числе: регулярное   посещение   хора,   отсутствие   пропусков   без   уважительных   причин,   знание   своей партии во всех произведениях, разучиваемых в хоровом классе, активная эмоциональная работа на занятиях, участие на всех хоровых концертах коллектива Оценка ”4”  ­   получает   обучающийся,   если   его   индивидуальная   работа,   практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы, но имеется интонационные недочеты, или ритмические недочеты, умений, навыков составляет 70­ 90%   содержания:   правильное,   но   не   совсем   точное   исполнение.   В   том   числе:   регулярное посещение хора, отсутствие пропусков без уважительных причин, активная работа в классе, сдача партии всей хоровой программы при недостаточной проработке трудных технических фрагментов (вокально­интонационная неточность), участие в концертах хора. Оценка ”3”  ­   получает   обучающийся,   если   его   индивидуальная   работа,   практическая деятельность   и   её   результаты   в   основном   соответствуют   требованиям   программы,   однако имеется: интонационные грубая ошибка и ритмические недочёты, ошибки при произнесении поэтического текста, «прерывание» слов, неэмоциональное исполнение. Обучающийся владеет в объёме знаний, умений, навыков 50­70% содержания. В том числе: нерегулярное посещение хора,   пропуски   без   уважительных   причин,   пассивная   работа   в   классе,   незнание   наизусть некоторых партитур в программе при сдаче партий, участие в обязательном отчетном концерте хора в случае пересдачи партий Оценка ”2”  ­   получает   обучающийся,   если   его   индивидуальная   работа,   практическая деятельность   и   её   результаты   частично   соответствуют   требованиям   программы,   имеются существенные   недостатки   и   грубые   ошибки,   объём   знаний,   умений,   навыков   учащегося составляет 20­50%  содержания. В  том числе:  пропуски  хоровых  занятий  без уважительных причин,   неудовлетворительная   сдача   партий   в   большинстве   партитур   всей   программы,   не допуск к выступлению на отчетный концерт. VI. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Хоровой   класс   служит   одним   из   важных   факторов   развития   слуха,   музыкальности, формирует   интонационные   навыки,   воспитывает   культуру   эмоций.   Задача   руководителя   ­ привить   обучающимся   любовь   к   хоровому   пению,   сформировать   необходимые   навыки   и выработать   потребность   в   систематическом   коллективном   музицировании.   В   хоровом коллективе   должна   быть   создана   атмосфера   творчества,   взаимопомощи,   ответственности каждого за результат общего дела. При   организации   занятий   необходимо   руководствоваться   не   столько   вокальными возможностями обучающихся, сколько их возрастом. Целесообразно поделить обучающихся на два состава: хор первых классов, хор младших классов (2 ­ 3 классы). За   учебный   год   по   предмету   «Хоровой   класс»   примерно   должно   быть   пройдено следующее количество произведений: Хор 1 классов ­ 8 ­ 10; Хор 2, 3 классов ­ 8 ­ 10. На занятиях со второго класса активно используются знания нотной грамоты и навыки по сольфеджио. Пение по нотам хоровых партитур помогает обучающимся овладеть музыкальным произведением сознательно, значительно ускоряя процесс разучивания, приближает их к уровню исполнения многоголосия и пения без сопровождения. Педагог должен научить пению в унисон, работать над расширением диапазона детского голоса. Пение   по   нотам   необходимо   сочетать   с   пением   по   слуху   т.к.   именно   этот   процесс способствует   развитию   музыкальной   памяти.   Могут   разучиваться   достаточно   сложные одноголосные произведения с развернутым фортепианным сопровождением. На   протяжении   всех   лет   обучения   педагог   следит   за   формированием   и   развитием важнейших вокально ­ хоровых навыков обучающихся: дыханием, звуковедением, ансамблем,   строем,   дикцией   и   др.,   постепенно   усложняя   задачи,   расширяя   диапазон   их возможностей. Отбирая   репертуар,   хормейстер   должен   помнить   о   необходимости   расширения музыкально   ­   художественного   кругозора   обучающихся.   Хоровое   пение   ­   мощное   средство патриотического,   идейно   ­   эстетического,   нравственного   воспитания   обучающихся. Произведения   русской   и   зарубежной   классики   должны   сочетаться   с   произведениями современных композиторов и народными песнями. При работе над художественным образом исполняемого произведения особое значение приобретает   работа   над   словом,   музыкальной   и   поэтической   фразой,   выделение кульминационных моментов. Много внимания педагог должен уделить процессу самообразования и самостоятельной работы обучающихся: проинформировать или посетить вместе концерт, сделать самостоятельно анализ  произведения, подготовить сообщение по теме, предоставить для просмотра аудио ­ видео   материалы,   предоставить   для   изучения   таблицу   и   др.   Количество   часов   для самостоятельной   работы   отражено   в   учебно   ­   тематическом   плане   данной   программы. Примерно это 0,5 часа в неделю, может добавляется время в период подготовки к контрольным урокам. Знакомство   обучающихся   с   многообразием   жанров,   стилей,   музыкальным   языкам различных эпох помогает формировать их художественную культуру. Требования, предъявляемые к репертуару. 1. Произведения   должны   представлять   собой   художественную   ценность, способствовать развитию музыкального эстетического вкуса обучающихся. Произведения должны быть доступны для освоения хором по уровню сложности. Произведения   эстрадно   ­   джазовых   жанров   могут   исполняться   хором,   но   не должны являться основой репертуара. В   младших   классах   исполняются   произведения,   которые   могут   быть театрализованными, частично инсценированными. В   программе   выступления   хора   должны   быть   произведения,   контрастные   по 2. 3. 4. 5. 6. 7. характеру, фактуре, по стилю. произведения без сопровождения. Во втором и третьем классах следует стремиться к исполнению хотя бы одного В основе репертуара должны быть произведения русской и зарубежной классики, народные песни в обработке, произведения современных композиторов. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы Объем самостоятельной работы учащихся определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы основного общего образования),   с   опорой   на   сложившиеся   в   учебном   заведении   педагогические   традиции   и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика. Необходимым   условием   самостоятельной   работы   учащегося   в   классе   хорового   пения является   домашняя   работа.   Прежде   всего,   она   должна   заключаться   в   систематической проработке своей хоровой партии в произведениях, изучаемых в хоровом классе. Учащийся регулярно готовится дома к контрольной сдаче партий произведений. В результате домашней подготовки учащийся при сдаче партий должен уметь выразительно исполнять свой хоровой голос в звучании всей хоровой фактуры без сопровождения. Выполнение обучающимся домашнего задания должно контролироваться преподавателем и   обеспечиваться   партитурами   и   нотными   изданиями,   хрестоматиями,   клавирами,   в соответствии с программными требованиями по данному предмету. VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ  Нотные сборники:  Тихеева Л. «Школа хорового пения», Вып. 1,2. М.,1966 «Большая переменка», изд «Советский композитор»,М.,1992 Гаврилин В. «Песни для детей», Санкт­Пет.,2009  Жукова Л. «Романсы», Санкт­Пет.,2013 Крупа­Шушарина С. «Времена года», Новосибирск,2005 Крупа­Шушарина С. «Небесная свирель», Новосибирск,2006 Луковников А. «Друзья­однополчане», М.,2000 «Мир нужен всем», изд. «Советский композитор», М.,1988 Попов В.,Халабузарь П. «Хоровой класс», М.,1988 «Песни   для   детского   хора»,   Вып.   5.   Хоровые   произведения   русских   и   зарубежных композиторов, сост. Соколов В. М., 1963  «Песни для детского хора», Вып. 12, сост. Соколов В. М., 1975  «Поет детская хоровая студия «Пионерия», сост. Струве Г. М., 1989 «Поющее детство». Произведения для детского хора (сост. Мякишев И.), М., 2002   «По страницам русской хоровой музыки ХIХ­ХХ веков»,сост.Халабузарь П.,М.,2004 Подгайц Е. «Хоровые миниатюры и песни»,М.,2004 Селиванов Б. «Русская классика»,М.,2007 Серебренников В. Поет ансамбль «Вдохновение»,М.,1993  Соколов В. «Обработки и переложения для детского хора». М., 1969  Тугаринов Ю. «Произведения для детского хора», 2­е издание. «Современная музыка», 2009 Халабузарь П. «По страницам русской хоровой музыки XIX­XX веков»,М.,2004 «Хоры   без   сопровождения»,   для   начинающих   детских   хоровых   коллективов.   Сост. Соколов В. Вып. 1, 2.  М., 1965 Чиркрзова И. «Лучше хором», Санкт­Пет.,2006  «Добрые песни», сост.Поддубный С., Санкт­Пет.,2010 Методическая литература:  1. Добровольская Н. Вокально­хоровые упражнения в детском хоре.  М., 1987 2. Михайлова М. Развитие музыкальных способностей детей. –  Ярославль, «Академия развития», 1997 3. Самарин В., Осеннева М., Уколова Л. Методика работы с детским  вокально­хоровым коллективом. – М.: Academia, 1999 4. Струве Г. Школьный хор. М.,1981 5. Теория и методика музыкального образования детей: Научно­ методическое пособие/ Л.В.Школяр, М.С.Красильникова,  Е.Д.Критская и др. – М., 1998 6. Халабузарь П., Попов В. Теория и методика музыкального  воспитания. – Санкт­Петербург, 2000 7. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика  музыкального воспитания. Учебное пособие. М.,1990 8. Соколов В. Работа с хором.2­е издание. ­ М.,1983 9. Стулова Г. Теория и практика работы с хором. ­ М., 2002 10. Стулова Г. Хоровой класс: Теория и практика работы в детском  хоре. ­М.,1988 11. Чесноков П. Хор и управление им. ­ М.,1961 1. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: Фортепиано, рояль. Цифровое фортепиано. Фонограммы. Камертон. Наглядные пособия. 1. 2. 3. 4. 5. СРЕДСТВА НАГЛЯДНОСТИ: 1. Средства предметно ­ образной наглядности ­ фотографии, портреты, видеозаписи. 2. Знаковая наглядность ­ плакаты, таблицы. Фонды оценочных средств. Годовые требования. Знания, умения, навыки по итогам года Приложение № 1 Г од обучения (класс) Первый год обучения (1 класс) Второй год обучения (2 класс) Третий год обучения (3 класс) Первый   год   обучения   предполагает   освоение   обучающимися   основ хорового   пения.   Обучающиеся   должны   знать   и   понимать   определения основных   музыкальных   понятий,   владеть   словарным   запасом   слов   для характеристики   эмоционально   содержания   музыкального   произведения. Знать   установку   правильного   положения   корпуса,   рук,   головы,   спины. Овладеть   основными   вокально   ­   хоровыми   навыками:   артикуляцией, звукообразованием, исполнением унисона. Уметь понимать и реагировать на дирижерские жесты преподавателя. Со   второго   по   четвертый   год   обучения   предполагается   повторение   и закрепление ранее пройденного материала на более сложном музыкальном материале. Обучающиеся должны иметь навык пения двухголосия: пение канонов, произведений с элементами двухголосия, а к четвертому классу и элементами   трехголосия.   Овладеть   навыками   пения   без   сопровождения. Уметь петь по партитуре, анализировать произведение. Семестры Формы проведения контрольных проверок 2 семестр Контрольный урок (промежуточная аттестация) 4,6 семестры Контрольный урок (промежуточная аттестация) II ­ III График проведения контрольных проверок в течение учебного года. Приложение № 2 Классы I Формы работы на контрольных проверках   Пение: вокально­интонационных упражнений.   Исполнение   подготовленной программы   из   двух   разнохарактерных произведений.   Возможен   индивидуальный опрос.   Творческое   задание   или   другие формы работ. ­     вокально­интонационных Пение: упражнений, вокализов. Исполнение подготовленной программы из двух   трех   разнохарактерных произведений.   Возможен   индивидуальный опрос, опрос по партиям. Творческие задания. Другие формы работ. (на усмотрение педагога).

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.04. «ХОРОВОЙ КЛАСС» для учащихся, обучающихся по ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.04. «ХОРОВОЙ КЛАСС» для учащихся, обучающихся по ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.04. «ХОРОВОЙ КЛАСС» для учащихся, обучающихся по ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.04. «ХОРОВОЙ КЛАСС» для учащихся, обучающихся по ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.04. «ХОРОВОЙ КЛАСС» для учащихся, обучающихся по ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.04. «ХОРОВОЙ КЛАСС» для учащихся, обучающихся по ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.04. «ХОРОВОЙ КЛАСС» для учащихся, обучающихся по ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.04. «ХОРОВОЙ КЛАСС» для учащихся, обучающихся по ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.04. «ХОРОВОЙ КЛАСС» для учащихся, обучающихся по ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.04. «ХОРОВОЙ КЛАСС» для учащихся, обучающихся по ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.04. «ХОРОВОЙ КЛАСС» для учащихся, обучающихся по ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.04. «ХОРОВОЙ КЛАСС» для учащихся, обучающихся по ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.04. «ХОРОВОЙ КЛАСС» для учащихся, обучающихся по ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.04. «ХОРОВОЙ КЛАСС» для учащихся, обучающихся по ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.04. «ХОРОВОЙ КЛАСС» для учащихся, обучающихся по ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.04. «ХОРОВОЙ КЛАСС» для учащихся, обучающихся по ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.04. «ХОРОВОЙ КЛАСС» для учащихся, обучающихся по ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.04. «ХОРОВОЙ КЛАСС» для учащихся, обучающихся по ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.04. «ХОРОВОЙ КЛАСС» для учащихся, обучающихся по ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.04. «ХОРОВОЙ КЛАСС» для учащихся, обучающихся по ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.04. «ХОРОВОЙ КЛАСС» для учащихся, обучающихся по ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.04. «ХОРОВОЙ КЛАСС» для учащихся, обучающихся по ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.04. «ХОРОВОЙ КЛАСС» для учащихся, обучающихся по ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.04. «ХОРОВОЙ КЛАСС» для учащихся, обучающихся по ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.04. «ХОРОВОЙ КЛАСС» для учащихся, обучающихся по ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.04. «ХОРОВОЙ КЛАСС» для учащихся, обучающихся по ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.04. «ХОРОВОЙ КЛАСС» для учащихся, обучающихся по ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.04. «ХОРОВОЙ КЛАСС» для учащихся, обучающихся по ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.04. «ХОРОВОЙ КЛАСС» для учащихся, обучающихся по ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.04. «ХОРОВОЙ КЛАСС» для учащихся, обучающихся по ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.04. «ХОРОВОЙ КЛАСС» для учащихся, обучающихся по ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.04. «ХОРОВОЙ КЛАСС» для учащихся, обучающихся по ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.04. «ХОРОВОЙ КЛАСС» для учащихся, обучающихся по ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.04. «ХОРОВОЙ КЛАСС» для учащихся, обучающихся по ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.04. «ХОРОВОЙ КЛАСС» для учащихся, обучающихся по ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.04. «ХОРОВОЙ КЛАСС» для учащихся, обучающихся по ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.04. «ХОРОВОЙ КЛАСС» для учащихся, обучающихся по ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.04. «ХОРОВОЙ КЛАСС» для учащихся, обучающихся по ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.04. «ХОРОВОЙ КЛАСС» для учащихся, обучающихся по ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.04. «ХОРОВОЙ КЛАСС» для учащихся, обучающихся по ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.04. «ХОРОВОЙ КЛАСС» для учащихся, обучающихся по ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.04. «ХОРОВОЙ КЛАСС» для учащихся, обучающихся по ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.04. «ХОРОВОЙ КЛАСС» для учащихся, обучающихся по ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.04. «ХОРОВОЙ КЛАСС» для учащихся, обучающихся по ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.04. «ХОРОВОЙ КЛАСС» для учащихся, обучающихся по ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.04. «ХОРОВОЙ КЛАСС» для учащихся, обучающихся по ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.04. «ХОРОВОЙ КЛАСС» для учащихся, обучающихся по ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.04. «ХОРОВОЙ КЛАСС» для учащихся, обучающихся по ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.04. «ХОРОВОЙ КЛАСС» для учащихся, обучающихся по ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.04. «ХОРОВОЙ КЛАСС» для учащихся, обучающихся по ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.04. «ХОРОВОЙ КЛАСС» для учащихся, обучающихся по ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.04. «ХОРОВОЙ КЛАСС» для учащихся, обучающихся по ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.04. «ХОРОВОЙ КЛАСС» для учащихся, обучающихся по ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.04. «ХОРОВОЙ КЛАСС» для учащихся, обучающихся по ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.04. «ХОРОВОЙ КЛАСС» для учащихся, обучающихся по ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.04. «ХОРОВОЙ КЛАСС» для учащихся, обучающихся по ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.04. «ХОРОВОЙ КЛАСС» для учащихся, обучающихся по ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.04. «ХОРОВОЙ КЛАСС» для учащихся, обучающихся по ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.04. «ХОРОВОЙ КЛАСС» для учащихся, обучающихся по ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.04. «ХОРОВОЙ КЛАСС» для учащихся, обучающихся по ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.04. «ХОРОВОЙ КЛАСС» для учащихся, обучающихся по ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.04. «ХОРОВОЙ КЛАСС» для учащихся, обучающихся по ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.04. «ХОРОВОЙ КЛАСС» для учащихся, обучающихся по ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.04. «ХОРОВОЙ КЛАСС» для учащихся, обучающихся по ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.04. «ХОРОВОЙ КЛАСС» для учащихся, обучающихся по ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.04. «ХОРОВОЙ КЛАСС» для учащихся, обучающихся по ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.04. «ХОРОВОЙ КЛАСС» для учащихся, обучающихся по ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.04. «ХОРОВОЙ КЛАСС» для учащихся, обучающихся по ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.04. «ХОРОВОЙ КЛАСС» для учащихся, обучающихся по ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО.01.УП.04. «ХОРОВОЙ КЛАСС» для учащихся, обучающихся по ДПОП в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2018
Посмотрите также: