Департамент образования, науки и молодежной политики
Воронежской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области
«Воронежский государственный промышленно – технологический колледж»
(ГБПОУ ВО «ВГПТК»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОЗЕЛЕНЕНИЕ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ
С ОСНОВАМИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА
для специальности СПО 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство
2017 г.
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 35.02.12 Садовопарковое и ландшафтное строительство.
Организация-разработчик: ГБПОУ ВО «Воронежский государственный промышленно-технологический колледж»
Разработчик:
преподаватель специальных дисциплин Снегирева О.М.
Рецензент:
Согласовано Утверждаю
Зав. учебно-методическим кабинетом Зам. директора по УР
_____________Т.О.Марцинковская ____________ В.Т. Грищенко
«___»_____09_____2017 г. «___»______09____2017 г
Программа дисциплины рассмотрена на заседании предметно-цикловой комиссии дисциплин профильного цикла специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство» ГБПОУ ВО «ВГПТК»
Протокол № _1_от «___ »_____09____ 2017г.
Председатель ПЦК М.В.Никулина
СОДЕРЖАНИЕ
стр. 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 9
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 10
ДИСЦИПЛИНЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОЗЕЛЕНЕНИЕ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ С ОСНОВАМИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА
1.1. Область применения общепрофессиональной дисциплины
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Проводить ландшафтный анализ и предпроектную оценку объекта озеленения.
ПК 1.2. Выполнять проектные чертежи объектов озеленения с использованием компьютерных программ.
ПК 1.3. Разрабатывать проектно-сметную документацию.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина «Озеленение населенных мест с основами градостроительства» относится к циклу общепрофессиональных дисциплин, устанавливаемых колледжем.
Для усвоения дисциплины необходимы знания, полученные при изучении дисциплин: биология, основы проектирования объектов садово-паркового строительства.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения дисциплины должен:
уметь:
- выполнять работы по садово-парковому и ландшафтному строительству с учетом особенностей местности.
знать:
- историю развития озеленения региона;
- планировочную структуру местности, систему ее озеленения, понятие о застройке, сетях и сооружениях;
- особенности озеленения объектов общего, специального назначения, ограниченного пользования.
иметь представление:
- о планировочной структуре населенных мест и порядке формирования системы озеленения территорий.
1.4. Рекомендуемое количество часов единиц на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 123 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 82 часов; самостоятельной работы обучающегося 41 часов.
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Количест во часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
123 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
82 |
в том числе: |
|
практические занятия |
62 |
контрольные работы |
|
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
41 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
« Озеленение населенных мест с основами градостроительства»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
1 |
2 |
3 |
Раздел 1. Принципы ландшафтно- планировочной организации населенных мест. |
|
|
Тема 1.1. Общие понятия о планировке городских и поселковых поселений. |
Исторический обзор образования городов. Классификация населенных мест по численности населения, типологии по функциональной значимости и юридическому статусу. Понятие о застройке населенных мест.
|
2 |
Основные задачи ландшафтной организации урбанизированных территорий, построение систем озеленения в городах и поселках. Влияние природно-климатических и градостроительных факторов на размещение озелененных территорий, основные нормативные показатели озеленения. |
2 |
|
Типы планировочной структуры и состав планировочных зон. |
2 |
|
Самостоятельная работа: подготовка к практической работе. Записать определения населенных пунктов. Возникновение городов на территории России как формы расселения. История развития поселений и городов ВО. |
6 |
|
Тема 1.2. Планирование систем озеленения населенных мест |
Системы озеленения городских и сельских поселений, их связь с планировочной структурой населенных мест. Элементы системы озеленения и значение для формирования благоприятной среды проживания населения. Типология. Основные нормы проектирования объектов озеленения.
|
2 |
Практическое занятие: 1. Формирование системы зеленых насаждений г.Воронежа. 2. Структурные особенности и особенности размещения по районам города.
|
6 |
|
Самостоятельная работа: история развития озеленения региона. Современное состояние и перспективы развития объектов озеленения г.Воронежа.
|
8 |
|
Тема 1.3. Основные задачи ландшафтной организации территорий |
Основные понятия и задачи ландшафтной организации городской территории. Факторы, влияющие на архитектурно-планировочное решение. Требования, связанные с культурно-историческими традициями , социальными проблемами, вопросами сохранения памятников природы и охраны окружающей среды при организации озелененных территорий. |
2 |
Архитектурно-ландшафтный анализ городской территории для решения задач зеленого строительства. Культура природопользования. |
2 |
|
Практическое занятие(графические работы): 1. Озеленение жилых микрорайонов с периметральной застройкой. 2. Озеленение жилых микрорайонов с групповой застройкой. 3. Озеленение жилых микрорайонов со строчной застройкой. 4. Озеленение жилых микрорайонов с комбинированной застройкой. |
10 |
|
Самостоятельная работа: подготовка к практическим работам, генплан популярных парков мира. Реферат «Реконструкция насаждений». |
6 |
||
Раздел 2. Особенности ландшафтной организации озелененных территорий различного назначения |
|
|
|
Тема 2.1. Ландшафтная организация территорий общего пользования |
Классификация и назначение озелененных территорий общего пользования. Нормативные показатели озеленения парков, садов, скверов, бульваров. Архитектурно-планировочная организация территории. Компоненты садово-паркового ландшафта и их размещение на плане. |
4 |
|
Подбор ассортимента и особенности композиции зеленых насаждений, цветочной аранжировки. Парки, их классификация и назначение.
|
2 |
||
Специализированные парки, сады, скверы, бульвары. Приемы озеленения и уход за посадками.
|
2 |
||
Практическое занятие: 1. Подбор ассортимента и особенности композиции зеленых насаждений, цветочной аранжировки. 2. Приемы озеленения специализированных парков. 3. Методика и пример составления плана архитектурно-планировочной организации: 1) парка, 2) сада, 3) сквера, 4) бульвара. |
12
|
||
Самостоятельная работа: реферат «Парки мира», подготовка к защите реферата.
|
4 |
||
Тема 2.2. Ландшафтная организация озелененных территорий ограниченного пользования |
Классификация озелененной территории ограниченного пользования. Общие требования и особенности ландшафтной организации отдельных элементов озелененных территорий в микрорайонах и жилых кварталах. Зонирование территории. Строительные нормы и правила, расчетные показатели, типы и размеры площадок различного назначения. Особенности композиции зеленых насаждений. |
2 |
|
Детские учреждения и учебные заведения: детские сады-ясли, школы, техникумы, вузы. Особенности архитектурно-планировочного решения. Строительные нормы и правила. Композиции зеленых насаждений. Особенности подбора растений. Особенности озеленения интерьеров.
|
2 |
||
|
|
Учреждения здравоохранения: больницы, дома отдыха. Функциональное зонирование территории. Особенности архитектурно-планировочного решения. Особенности композиции зеленых насаждений. Особенности озеленения интерьеров. Нормативные показатели. |
2 |
Промышленные предприятия. Классификация. Функциональное зонирование территории. Особенности архитектурно-планировочного решения. Особенности подбора растений и композиции зеленых насаждений. Озеленение интерьеров. Нормативные показатели. |
2 |
||
Практическое занятие: Методика и пример составления схемы ландшафтно-планировочной организации озелененной территории ограниченного пользования: 1) школы, 2) детского сада, 3) больницы, 4) промышленного предприятия. Подбор ассортимента растений для объектов ограниченного пользования. |
10 |
||
Самостоятельная работа: составить генплан школы по месту жительства на формате А3. Подготовка презентации на тему «Сады и парки мира».
|
8 |
||
Тема 2.3. Ландшафтная организация озелененных территорий специального назначения |
|
Классификация озелененных территорий специального назначения. Общие требования и особенности в ландшафтной организации территорий специального назначения. |
2 |
Магистрали и улицы, их классификация и назначение. Инженерное оборудование. Ассортимент растительности. Нормативные показатели. |
2 |
||
Санитарно-защитные зоны, их назначение. Размеры и состав в зависимости от профиля предприятия. Особенности подбора ассортимента растений. Планировочная организация территории. Нормативные показатели. |
2 |
||
Садоводческие товарищества. Назначение и зонирование территории. Архитектурно-планировочное решение. Особенности композиции зеленых насаждений. Нормативные показатели. Питомники. Цветоводческие хозяйства. Назначение. Архитектурно- планировочное решение. Особенности подбора ассортименте и композиции зеленых насаждений.
|
2 |
||
Практическое занятие (графическая работа): 1. Методика составления схемы ландшафтно-планировочной организации озелененных территорий специального назначения. 2. Подбор ассортимента растений для объектов озеленения специального назначения.
|
8 |
||
Самостоятельная работа: составить генплан магистральной улицы города, составить ассортимент растений . подобрать фотоматериал.
|
9 |
||
|
Итого: |
|
82 часа |
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета .
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- автоматизированное рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Градостроительство и ландшафтный дизайн»;
- комплект наглядного материала(схемы, плакаты и макеты).
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Теодоронский B.C., Горбатова В.И., Горбатов В.И. Озеленение населенных мест с основами градостроительства. - М., ИЦ «Академия», 2013.
2. Фёдоров В.В. Планировка и застройка населённых мест. -М: Инфра-М 2015.
Дополнительные источники:
1. Грачева А.В. Основы зеленого строительства. Озеленение и благоустройство территории. -М:ФОРУМ, 2009.
2. Полозун Л.Г., Мысак М.Л. Озеленение и декоративное оформление жилой застройки. _М:АСТ; Донецк Сталкер, 2005.
3. Ерохина В.И., Жеребцова Г.П., Шурова Г.В. и др. Озеленение населенных мест. М., Стройиздат, 1987.
4. Гостев В.Ф., Юскевич Н.Н. Проектирование садов и парков.- М., Стройиздат, 1991.
5. Николаевская И.А. Благоустройство территории.- М., ОИЦ Академия.
2010.
6. Николаевская И.А. Благоустройство городов. - М., Высшая школа, 2010.
7.Теодоронский B.C., Машинский В.Д., Золотаревский А.А. Рекомендации по созданию, формированию и содержанию зеленых насаждений на магистралях улицах, площадях. -М, 2005.
8.Теодоронский B.C., Кабаева И.А. Реконструкция и формирование зеленых насаждений на территории жилой застройки. - М.: МГУЛ, 2005.
9.Теодоронский В.Д., Машинский В.Д., Благоустройство и озеленение жилых районов. Рекомендации по проектированию и созданию зеленых насаждений. - М.: МГУЛ, 2005.
10.СНиП 2.07.01.89. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений.
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, практических расчетных работ и графических работ.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 |
2 |
Умения: |
|
- выполнять работы по садово-парковому и ландшафтному строительству с учетом особенностей местности |
Практические работы, в том числе графические работы, устный опрос, защита рефератов, защита курсовой работы, экзамен |
Знания: |
|
- историю развития озеленения региона; - планировочную структуру местности, систему ее озеленения, понятие о застройке, сетях и сооружениях; - особенности озеленения объектов общего, специального назначения, ограниченного пользования . |
|
Контрольные вопросы к опросу.
1.Как классифицируются населенные пункты?
2.Назовите типы планировочных структур поселений, их функциональные зоны.
3.Каковы принципы озеленения населенных мест?
4.Объяснить особенности озеленения городов различной величины и функциональной значимости.
5.Как классифицируются озелененные территории по их назначению?
6.Какие объекты входят в состав озелененных территорий общего пользования?
7.Дать определение и состав парков по зонированию, ландшафтной организации и требованиям к озеленению.
8.Перечислить типы скверов по размещению зеленых насаждений на их территории.
9.Назвать типы садов и требования к их озеленению.
10.Каковы общие положения по ландшафтно-планировочной организации озелененных территорий общего пользования.
11.Какие объекты входят в состав озелененных территорий ограниченного пользования?
12.В чем заключаются особенности озеленения территорий детских учреждений и учебных заведений.
13.Какие требования предъявляются к озеленению территорий больниц?
14.Назовите требования, предъявляемые к озеленению различных типов бульваров.
15.Перечислите основные зоны и особенности озеленения зоопарков и ботанических садов.
16.Какие объекты входят в состав озелененных территорий специального назначения?
17.Перечислить ассортимент растительности, нормативные показатели и особенности озеленения различных магистралей и улиц.
18.Какие условия и факторы влияют на планировочную организацию санитарно- защитных зон промышленных предприятий?
19.Каковы особенности озеленения санитарно-защитных зон предприятий?
20.Дать характеристику формирования зеленых насаждений города Воронежа.
21.Показать особенности размещения зеленых насаждений г.Воронежа.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.