Рабочая программа внеурочной деятельности
Оценка 4.7

Рабочая программа внеурочной деятельности

Оценка 4.7
Документация
doc
воспитательная работа
5 кл
29.08.2017
Рабочая программа внеурочной деятельности
Рабочая программа «Неизвестное–рядом» туристско-краеведческой направленности составлена с учетом нормативных требований к программам дополнительного образования, на основе существующих федеральных программ данного вида деятельности. Отличительной особенностью этой программы является деятельный подход к воспитанию, образованию и развитию ребенка. Программа предполагает межпредметные связи, тесно переплетаясь со школьными предметами: ОБЖ, краеведением, географией, математикой, историей, биологией, физкультурой.рабочая программа внеурочной деятельности
РП ВД Неизвестное рядом.doc
Рассмотрено  на заседании МО. Протокол № __ от «__» ______________2016г. Рук. МО  ______ Капитонова Г.В. Согласовано: Зам.директора по УВР ________ Е.Ю.Лобова «__» ___________2016г. Утверждаю.  Директор МБОУ «Бурлаковская СОШ» _______Е.Г.Садовина «__»_________2016 Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе «Неизвестное ­ рядом» Учитель: Капитонова Галина Викторовна 1 Прокопьевский муниципальный район, 2016 1. Пояснительная записка Программа   разработана   в   соответствии   с   требованиями   Федерального государственного   образовательного   стандарта   среднего   общего   образования (стандарты второго поколения).  Рабочая   программа   «Неизвестное–рядом»   туристско­краеведческой направленности   составлена   с   учетом   нормативных   требований   к   программам дополнительного образования, на основе существующих федеральных программ данного вида деятельности.  Пешеходный   туризм   является   универсальным   и   комплексным   средством воспитания подрастающего поколения, привлекающим ребят,  как младшего, так и  старшего   школьного   возраста.  Самодеятельный   туристский   поход  сочетает активный здоровый отдых, познание и освоение окружающего мира, что ставит его   в   ряд   наиболее   эффективных   методов   комплексного   воспитания подрастающего   поколения.   При   этом   пешеходный   туризм   не   является капиталоемким   видом   деятельности,   для   занятий   им   не   требуется дополнительного   дорогостоящего   оборудования,   такого,   как,   например,   для занятий альпинизмом или велосипедным туризмом. Главная   задача   объединения   пешеходного   туризма   —   удовлетворить естественную потребность воспитанников в непосредственном познании мира, своего края; показать, как он прекрасен, воспитать активную любовь к нему, преданность народу и земле, на которой им посчастливилось родиться. Актуальность  программы   обусловлена   тем,   что   туристские   походы, романтика   дальних   дорог   манят   к   себе   с   каждым   годом   все   большее   число воспитанников,   а   занятия   в   группах   данного   вида   деятельности   помогают решить   не   только   воспитательные,   но   и   социальные   проблемы   (обеспечение занятости   в   свободное   от   учебы   время,   профилактика   беспризорности   и безнадзорности детей, асоциального поведения подростков и др.). Педагогическая   целесообразность  программы   заключается   в   том,   что туристский   поход   сочетает   активный   здоровый   отдых,   познание   и   освоение окружающего   мира,   и   в   первую   очередь   своей   Малой   Родины,   занятия способствуют укреплению не только физического, но и психического здоровья, развитию лидерских качеств, преодолению определенных комплексов.  Отличительной   особенностью  этой   программы   является   деятельный подход   к   воспитанию,   образованию   и   развитию   ребенка.  Программа предполагает   межпредметные   связи,   тесно   переплетаясь   со   школьными предметами:   ОБЖ,   краеведением,   географией,   математикой,   историей, 2 биологией, физкультурой. Цели программы: ­  совершенствование   нравственного   и   физического   воспитания   учащихся средствами   пешеходного   туризма,   подготовка   специалиста   в   области спортивного туризма и туристского многоборья,  удовлетворение естественной потребности   детей   в   непосредственном   познании   окружающего   мира,   своего края;  ­развитие   активной   туристско­спортивной   и   краеведческой   деятельности учащихся; Поставленные   цели   будет   достигнуты   при   решении   следующих   задач, реализуемых в комплексе (обучающих, развивающих, воспитательных). формировать   систему   знаний,   необходимых   организатору   туристско­ Задачи: обучающие:  спортивной работы;   записей краеведческих наблюдений, воспоминаний старожилов, ветеранов; обучать навыкам и умению сбора краеведческой информации, формировать банк данных о местах туристских маршрутов через ведение воспитательные:  личность, любящую и знающую свой край;  воспитывать экологически грамотную, физически здоровую, нравственную вырабатывать организационные качества, умение вести себя в коллективе; развивать активную туристско­спортивную и краеведческую деятельность развивающие:  учащихся;   природной среде, судейства туристско­спортивных мероприятий; развивать интерес к изучаемым дисциплинам; формировать  навыки   туристкой  техники,  ориентирования,  выживания   в Сроки реализации программы Программа   занятий   рассчитана   на   3   года   обучения   с   обязательным прохождением зачетных походов, участием и судейством районных туристских мероприятий. 1 год обучения – 68  часа (2 часа в неделю); 2 год обучения – 68  часа (2 час в неделю); 3 год обучения – 68часа (2 час в неделю). 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности  3 Ожидаемый результат в воспитательном плане:   Гражданин.  Национальная гордость, патриотизм. Общественная дисциплина и культура общения. Бережное отношение к природе и  традициям. Уважение прав и культуры других наций. Честность, правдивость, чуткость, милосердие. Семьянин.  Тактичность. Культура общения. Опрятность. Стремление к ЗОЖ. Умение организовать досуг. Забота о младших и слабых. Уважение к пожилым. Знание гигиенических навыков. Профессионал.   Творческое   и эстетическое отношение к труду. Стремление сделать дело качественно. Умение трудиться сообща. Инициативность. Самостоятельность. Самообслуживание.   Организованность.  Работоспособность. В результате 1 года обучения по данной программе, учащиеся должны:      получить навыки подготовки к походу; уметь ставить палатку и разводить костер, оборудовать бивак; уметь оказывать первую медицинскую помощь; преодолевать простые природные и искусственные препятствия. иметь   навыки   туристской   техники,   ориентирования,   жизни   в   полевых иметь   навыки   ведения   краеведческих   наблюдений,   использования   их  осле 2­3 года обучения: Ожидаемый результат п    условиях;  результатов для решения задач по выходу из экстремальной ситуации;  команды;  иметь опыт участия в походе в летний период. иметь   навыки   участия   в   туристско­спортивных   мероприятиях   в   составе Способы оценки результатов Для оценки качества знаний, умений и навыков воспитанников следует проводить различного рода контрольно­проверочные мероприятия. Так в конце каждого   года   обучения   следует   проводить   зачет   по   теоретическому   курсу   с проверкой знаний по изученным дисциплинам. В   связи   с   этим   целесообразно   для   контроля   практических   навыков использовать   проектную   методику.   То   есть   предложить   воспитанникам самостоятельно разработать маршрут похода по заданному району и в заданные сроки. А для того, чтобы воспитанники имели представление о том, куда и как можно пойти в поход, следует в рамках изучения темы  «Родной край. Охрана природы. Туристские возможности Краснодарского края», провести семинар по районам путешествий. Важно, чтобы воспитанники самостоятельно подготовили сообщения о выбранных районах, а помощь педагога заключалась бы в подборе иллюстративного и демонстрационного материала. 4 3. Содержание курса  1 года обучения 1.  Вводное   занятие.  Обеспечение   безопасности.   Особенности   пешеходного туризма ­ (2ч). Теория: Цели и значение занятий туризмом и краеведением. Правила поведения и техника безопасности во время занятий. Нормы поведения в горах, в лесу, у водоемов, на болоте. Нормы передвижения по дорогам. Правила обращения с огнем.   Правила   обращения   с   опасными   инструментами   и   специальным снаряжением.   Правила   общения   с   местными   жителями;   правила   гигиены туриста.   Неписаные   этические   правила   туристов:   трудовая   этика   туриста, распределения   общественного   снаряжения   в   походе   между   мальчиками   и девочками, отношение к пожилым людям и тимуровская работа, отношение к природе 2.Краеведение – (4ч). Природа родного края. Охрана природы. Виды туризма. Туристские возможности Кемеровской области. Теория:  Рельеф   и   климатические   особенности   родного   края.   Животный   и растительный мир родного края. История родного края. Краеведческая работа в походе.   Правила   сбора   краеведческого   материала.   Правила   оформления   Краеведческого   материала. краеведческого   материала.   Презентация краеведческого   материала.   Краеведческий   отчет   туристской   группы. Краеведческие   викторины.   Подготовка,   организация,   проведение   и   анализ силами туристской группы школьной краеведческой олимпиады для учащихся 5­8 классов. Подготовка, организация, проведение и анализ силами туристской группы фотовыставки «Знай родной край».  Практика. Знакомство с картой области. «Путешествия» по карте. Подготовка и   заслушивание   докладов   кружковцев   о   природе   и   достопримечательностях края. Проведение краеведческих викторин. 3.Снаряжение туриста ­ (4ч).  Теория: подбор снаряжения для похода. Требование к личному, общественному и специальному снаряжению. Особенности снаряжения для походов в различные времена года. Личное снаряжение, одежда и обувь туриста в дальнем  походе; типы рюкзаков, оборудование рюкзака (подгонка лямок, войлочные подушечки на   лямках,   изготовление   непромокаемого   вкладыша).   Одежда   и   обувь   для зимних походов (меховая куртка, капюшон, маска, брюки, бахилы, рукавицы, свитер, сменная обувь, белье, носки); предметы походной постели (спальный мешок, коврик или надувной матрас, вкладыш, «подушка», чехол для спального мешка). Практика:  Особенности   снаряжения   для   многодневных   походов   по малонаселенной   местности.   Хозяйственное   оборудование   для   дежурных   по кухне (хознабор): таганок, крючки, цепочки, рукавицы, сухое горючее, растопка, 5 неприкосновенный   запас   спичек,   ножи   разные,   клеенка   столовая,   фанерка, половник, мочалки, мыло и горчица сухая, веревка, палка для развешивания, соль.   Походная   посуда   для   варки   пищи,   чехлы   для   посуды,   хранение   и переноска посуды. Топоры, пилы. Как заточить и развести пилу. Документы, инструменты, основная и вспомогательная веревки, фотоаппараты, рыболовные принадлежности, фонари. Обязанности завхоза группы по снаряжению. Состав и назначение   ремнабора,   обязанности   «реммастера»   до   и   во   время   похода. Особенности снаряжения для зимнего похода. Специальное снаряжение группы для производства краеведческих работ. 4. Экскурсия в краеведческий музей  Прокопьевска. (4 ч.)  5.Оказание доврачебной помощи. ­ (5ч).  Теория: характерные заболевания, их симптомы и лечение.  Первая помощь при травмах. Практика: наложение повязок, шин. Оказание первой помощи при различных травмах. Изготовление носилок, транспортировка пострадавшего. Применение дикорастущих лекарственных растений. Тестирование по оказанию ПДП. 6.Разучивание туристских песен – 4ч.  Теория:  Бардовская   песня,   туристская   песня.   Автор   песни.   История   песни. Песни Ю.Визборга, В. Высотского, О.Митяева. Практика: исполнение полюбившейся песни.   академический, 7.Узлы в туризме – 8ч.  Теория:  Узлы и их применение в туризме. Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, австрийский проводник, восьмерка, стремя, прусик, булинь, удавка, карабинная   удавка,   шкотовый, брамшкотовый,   штык,   схватывающий,   грейпвайн   и   т.п.   Отработка   навыков завязывания   туристских   узлов.   Наведение   и   снятие   веревочных   перил   для преодоления препятствий. Практика:  постановка   дистанции,   мини­соревнования   между   командами «Мама,   папа     и   я   –   туристская   семья».     Участие   в   личных   зачетах   по прохождению дистанции.    ткацкий,   встречный, 8.Страховка туриста – 8ч.  Теория: определение понятия «страховка» в спортивном туризме; Страховка и самостраховка.   Страховочные   обвязки.   Правила   преодоления   лесных   завалов. Переправа по кочкам и гатям. Спуск с крутого склона при помощи альпенштока. Подъем по крутому склону при помощи веревки. Переправа по бревну. Переправа по параллельно натянутым веревкам. Навесная переправа. Переправа рюкзаков. 6 Практика: Отработка навыков преодоления препятствий. 9.Знакомство с компасом. (1 ч.) Теория: Типы компасов. Устройство компаса Адрианова. Ознакомление со спортивным жидкостным компасом. Правила обращения с компасом. Ориентир. Что может служить ориентиром. Основные действия с компасом: определение сторон горизонта, ориентирование. Практика: Определение сторон горизонта. Движение по основным направлениям азимута. Игры на знание сторон горизонта. 10.Экология родного края  ­ (2ч.) Теория: Правила поведения туристов в природе. Утилизация мусора в походе. Организация фенологических наблюдений.  Практика: Организация фенологических наблюдений 11.Туристическая стенгазета ­  (2ч).  Теория: Виды газет, работ редакционной коллегии, название газетной рубрики и заголовки,   вёрстка,   оформление.   Выбор   названия   для   туристической   газеты: открытый конкурс. Социальные пробы: интервью, репортаж, соцопрос. Создание Совета для выпуска туристской газеты и распределение обязанностей. Выпуск и презентация первого номера газеты, посвященному Всемирному дню туризма, выпуски   номеров,   посвященных   экологическим   проблем   микрорайона, интересным страницам родной истории, совершенным туристическим походам и экспедициям. 12.Типы палаток ­ (4ч). Теория:  как   подготовить   палатку   к   походу   (конструкция   стоек,   колышки, веревки, амортизаторы, тенты, полог, подстилка, проклеивание швов). Упаковка и   переноска   палаток.   Сушка   и   проветривание   палаток   в   пути.   Обязанности старосты по палатке. Практика: установка разных типов палаток, размещение вещей в них. 13.Приготовление пищи в походе ­ (3ч). Теория:   Значение   правильного   питания   в   походе.   Упаковка   и   переноска продуктов. Питьевой режим. Питание в 1­3 дневном походе. Составление меню.  Практика: Составление  меню и списка  продуктов  для 1­3 дневного похода. Фасовка и упаковка продуктов. 14.Изготовление костровых принадлежностей­ (3ч). Теория:  Типы костров: «нодья», «таежный», «звездный», «колодец», «шалаш». Назначение   костров.   Топливо.   Правила   разведения   костра.   Техника 7 безопасности. Костровое оборудование: треноги, тросики, кронштейны и др.  Практика: Складывание разных типов костров. Разведение костра. Соблюдение техники безопасности. 15.Топографическая подготовка, условные знаки ­ (4ч). Теория: Топографические карты и топографические знаки. Масштаб и легенда карты.   Чтение   топографических   карт.   Рисование   топознаков.   Изображение высоты местности с помощью горизонталей. Определение крутизны склона и его высоты.  Измерение   расстояния   до   недоступных   предметов.  Топографическая съемка местности. Практика:  измерение   расстояний   на   карте   и   на   местности.   Создание простейших планов и схем (класса, школьного двора, т.п.). Спортивный   компас.   Ориентирование   карты   по   компасу.   Снятие   азимута. Движение   по   азимуту.   Ориентирование   по   местным   предметам,   рельефу. Определение точки стояния. 16.Организация костра в походных условиях – (2ч). 17.Лекарственные растения – (1ч). Теория: знакомство с лекарственными растениями Кузбасса. Практика: игры на запоминание лекарственных растений. 18.Походы выходного дня  ­ (4ч).  Практика:  Совместная,   выходного   дня   пешеходного туризма, сбора краеведческого материала.   осуществление   и   последующий   анализ   походов   навыков   ориентирования,   техники   с   целью   отработки   2­3 года обучения Вводное   занятие.   Туристско­экскурсионные   возможности   родного I. края (1 ч.).  Теория: особенности географии края: размеры территории, основные районы и их   туристские   возможности,   природные   памятники   и   заповедники. Географическое   прошлое   и   рельеф.   Климат.   Основные   реки   и   водоемы. Исторические   и   культурные   памятники.   Возможные   экскурсии   и   походы   по краю.  Окружающая среда и факторы опасности (2 ч.). II. Теория:  субъективные   и   объективные   опасности.   Опасности,   обусловленные природой гор: горный рельеф, камнепады, обвалы, крутизна  склонов, горные реки.   Климат   и   погода   горных   районов.   Стихийные   бедствия   и   аномальные 8 климатические явления. Опасности, связанные с действиями человека. III. Экстремальные природные ситуации (2 ч.). Теория:  определение   экстремальной   ситуации.   Условия   ее   возникновения. Степень экстремальности.  Поведение человека в экстремальной ситуации. Практика: анализ экстремальной ситуации.  План действия и выход из экстремальной ситуации. Сигналы бедствия.  IV. Снаряжение (10 ч.). Теория: подбор снаряжения для похода. Требование к личному, общественному и специальному снаряжению. Особенности снаряжения для походов в различные времена года. Личное снаряжение, одежда и обувь туриста в дальнем  походе; типы рюкзаков, оборудование рюкзака (подгонка лямок, войлочные подушечки на   лямках,   изготовление   непромокаемого   вкладыша).   Одежда   и   обувь   для зимних походов (меховая куртка, капюшон, маска, брюки, бахилы, рукавицы, свитер, сменная обувь, белье, носки); предметы походной постели (спальный мешок, коврик или надувной матрас, вкладыш, «подушка», чехол для спального мешка). Практика:  Особенности   снаряжения   для   многодневных   походов   по малонаселенной местности. Типы палаток; как подготовить палатку к походу (конструкция стоек, колышки, веревки, амортизаторы, тенты, полог, подстилка, проклеивание швов). Упаковка  и переноска  палаток. Сушка и проветривание палаток в пути. Обязанности старосты по палатке. Хозяйственное оборудование для дежурных по кухне (хознабор): таганок, крючки, цепочки, рукавицы, сухое горючее,   растопка,   неприкосновенный   запас   спичек,   ножи   разные,   клеенка столовая, фанерка, половник, мочалки, мыло и горчица сухая, веревка, палка для развешивания, соль. Походная посуда для варки пищи, чехлы для посуды, хранение  и переноска   посуды.  Топоры, пилы.  Как заточить  и развести  пилу. Документы, инструменты, основная и вспомогательная веревки, фотоаппараты, рыболовные   принадлежности,   фонари.   Обязанности   завхоза   группы   по снаряжению. Состав и назначение ремнабора, обязанности «реммастера» до и во время   похода.   Особенности   снаряжения   для   зимнего   похода.   Специальное снаряжение группы для производства краеведческих работ. V. Аварийный бивак (2ч.). Теория: причины аварийности в пешеходных походах и их профилактика: роль объективных и субъективных факторов в возникновении аварийных ситуаций. Требования к биваку. Выбор места. Оборудование бивака. Бивак из подручных средств. Практика:  построение защиты от ветра, дождя, снега. Подбор древесины для 9 костра.   Типы   костров   и   их   характеристика.   Разведение   костра   без   спичек. Поведение группы на аварийном биваке. Снятие лагеря в аварийном случае.  VI. Обеспечение питанием в походе (2ч.). Теория:  значение   правильной   организации   питания   в   сложных   условиях. Энергетические затраты и их компенсация. Витамины.   Белки,   жиры,   углеводы.   Характеристика   некоторых   продуктов питания. Водно­солевой режим. Практика:  способы добычи и обеззараживания воды. Нетрадиционные формы питания. Съедобные растения.  Зачет. VII. Доврачебная помощь силами группы (6 ч.). Теория: характерные заболевания, их симптомы и лечение.  Первая помощь при травмах. Практика: наложение  повязок, шин. Оказание первой  помощи при различных травмах. Изготовление носилок, транспортировка пострадавшего. Применение дикорастущих лекарственных растений. Тестирование по оказанию ПДП. VIII. Ориентирование в сложных погодных условиях.  Ориентирование по компасу (13 ч.). Теория:  стороны   горизонта.   Пользование   компасом   в   походе.   Азимут. Определение азимута по карте и на местности, азимутальное кольцо (чертеж). Определение азимута на заданный ориентир, движение группы по азимутам на заданное   расстояние.   Определение   сторон   горизонта   по   солнцу,   звездам   и местным признакам. Работа с картой и компасом.  Практика: ориентирование без карты и компаса, по часам. Ориентирование без карты и компаса, рельефу, природным объектам. Практическое ориентирование в сложных условиях. Определение сторон горизонта  с помощью компаса, по небесным светилам, местным признакам. Определение направлений по заданным азимутам   (прямые   засечки)   и   азимутов   на   заданные   ориентиры   (обратная засечка).   Движение   группы   по   заданным   азимутам   на   заданные   расстояния. Глазомерная оценка расстояний до предметов. Особенности ориентирования в горной   и   лесной   местности,   при   сложных   метеорологических   условиях. Действия группы при потере ориентировки. Участие в мини­соревнованиях. IX. Техническая подготовка (15 ч.). Теория:  тактика и техника в пешеходном туризме. Движение на маршруте по тропам. Принцип экономии сил. Движение на подъемах и спусках различной крутизны и твердости грунта. Работа с альпенштоком. 10 Практика:    преодоление   завалов,   скопления   валунов,   ям,   канав.   Водные переправы. Движение по лесу. Узлы их группы и применение. Работа на склонах различной крутизны. Основы работы на скальном участке. X. Туристские походы (15 ч.). Практика: Пешеходный поход. Протяжённость спортивных походов, локальная протяжённость   спортивных   походов.   Принципы   комплектования   группы   и требования к участникам спортивных походов. Ориентирование на маршруте. Хронометраж   на   маршруте.   Краеведение   на   маршруте.   Подведение   итогов похода,   подготовка   фотоотчёта,   технического   и   краеведческого   описания маршрута.   Ознакомление   с   собранным   краеведческим   материалом   других учащихся школы.; конкурс отчетов). 4. Тематическое планирование №п\п Тема  Общее кол­во часов Часы аудиторных занятий Вводное   занятие. познание, отдых, спорт»  «Туризм   – Краеведение Снаряжение туриста Экскурсия краеведческий музей в     районный Оказание доврачебной  помощи   Разучивание туристских песен 2 4 4 4 5 4 2 3 3 ­ 5 4 1 2 3 4 5 6 Часы внеаудиторных активных занятий 0 1 1 4 0 ­ 11 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Узлы в туризме Страховка туриста Знакомство с компасом Беседы по экологии Изготовление   рисунков   и   газет на туристскую тему Установка палатки Приготовление пищи в походе Изготовление принадлежностей   костровых Топографические знаки Организация   костра   в   походных условиях Изучение растений Организация   и   проведение походов лекарственных   8 8 4 2 2 4 3 3 4 2 1 4 7 7 4 2 2 1 2 2 2 1 1 ­ 1 1 ­ ­ ­ 3 1 1 ­ 1 ­ 4 Итого: 68 49 19 12

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.08.2017