Рабочая программа внеурочной деятельности по истории для 5 класса
Оценка 4.7

Рабочая программа внеурочной деятельности по истории для 5 класса

Оценка 4.7
Документация +1
docx
история
5 кл
02.06.2017
Рабочая программа внеурочной деятельности  по истории для 5 класса
Программа внеурочной деятельности по истории разработана в соответствии и на основе: - требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 год); - «Примерной программы основного общего образования по истории, внесенных в реестр образовательных программ, одобренным фе-деральным учебно-методическим объединением по общему образованию»Программа внеурочной деятельности по истории разработана в соответствии и на основе: - требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 год); - «Примерной программы основного общего образования по истории, внесенных в реестр образовательных программ, одобренным фе-деральным учебно-методическим объединением по общему образованию»
программа внеурочной деятельности по истории 5 класс.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 14 станицы Ярославской  муниципального образования Мостовский район                                                                                                                                                         УТВЕРЖДЕНО решение педсовета протокол № 2 от 31 августа 2016 года Председатель педсовета  __________ Н.В.Шматова РАБОЧАЯ ПРОГРАММА              по истории (внеурочная деятельность)  «В ГОСТЯХ У БОГИНИ КЛИО»             Уровень образования: основное общее (5 класс)             Количество часов: 34   Учитель: Криворучко Ирина Олеговна Программа внеурочной деятельности  по истории разработана в соответствии и на основе:  ­ требований Федерального государственного  образовательного стандарта основного общего образования (2010 год); ­   «Примерной   программы   основного   общего   образования   по   истории,   внесенных     в   реестр   образовательных   программ,   одобренным федеральным учебно­методическим объединением по общему образованию» Тематическая программа срок реализации 1 год возраст детей 11­12 лет учитель: И.О.Криворучко Содержание  1. Паспорт программы внеурочной деятельности по истории 5 класс «В гостях у богини Клио» 1.1. Актуальность;  1.2. Новизна; 1.3. Потенциал программы: мотивирующий, развивающий, здоровьесберегающий; 1.4. Цели и задачи программы; 1.5. Основные индикаторы, показатели программы; 1.6. Ожидаемые результаты; 2. Пояснительная записка программы внеурочной деятельности по истории 5 класс «В гостях у богини Клио» 2.1. Нормативно­правовое обеспечение; 2.2. Общая характеристика внеурочной деятельности на ступени основного общего образования; 2.3. Личностные, предметные и метапредметные результаты; 2.4. Методы и приемы обучения, воспитания и развития; 2.5. Формы проведения занятий; 2.6. Содержание программы внеурочной деятельности; 2.7. Формы учета и контроля знаний и умений; 3. Календарно­тематический план программы внеурочной деятельности по истории 5 класс «В гостях у богини Клио» 4. Результаты обучения и освоения содержания курса программы внеурочной деятельности по истории «В гостях у богини Клио» 5. Учебно­методическое и материально­техническое обеспечение программы внеурочной деятельности 6. Список литературы, рекомендуемой для педагогов и обучающихся, интернет­ресурсы. Мои ученики будут узнавать новое не от меня. Они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи (Пестолоцци) ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИСТОРИИ 5 КЛАСС «В ГОСТЯХ У БОГИНИ КЛИО» Программа внеурочной деятельности по истории 5 класс «В ГОСТЯХ У БОГИНИ КЛИО» Криворучко Ирина Олеговна учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 14 ст. Ярославской За   последнее   десятилетие   в   обществе   произошли   коренные   перемены,   которые   повлияли   на   все   сферы   жизни. Обозначился запрос на личность активную, творчески мыслящую, обладающую высоким духовным потенциалом, способную уходить своей деятельностью от стереотипов, умеющую преобразовывать действительность, адаптироваться в изменяющихся условиях, что определяет    цель современной системы образования   ­    интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование   критического   и   творческого   мышления,   умения   работать   с   информацией.    Одно   из   главных   направлений педагогики сегодня – это формирование активного, творческого ученика, гражданина своей страны.  Вследствие   чего   определяются  проблема   в   школьном   историческом   образовании   найти   такие   формы,   где   царит деловая творческая обстановка, желание школьников бьет ключом, где они охотно вступают в диалог с учителем, друг с другом, где им интересно ощущать себя в роли той или иной исторической личности.                        Одним   из   путей,   способных   решить   назревшие   проблемы   исторического   образования   является   повышение познавательной активности учащихся, формирование у них универсальных учебных действий через организацию внеурочной деятельности   учащихся   по   истории,  которая   позволяет   устранить     противоречия   между   требованиями   программы   и потребностями учащихся в дополнительных знаниях по истории и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно­урочной системе преподавания истории и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.           Процессы глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и профессий   выдвигают  новые  требования  к   подготовке выпускников   школы.  Новые  социальные  запросы  определяют   цели образования как общекультурное, личностное, познавательное развитие учащихся. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий» (УУД), обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Особенностью данной программы является направленность на формирование универсальных учебных действий у учащихся, которые определены и прописаны в календарно­тематическом плане программы.     удовлетворение личных познавательных интересов; повышение познавательной активности учащихся; повышение учебной мотивации учащихся, через вовлечение в активную познавательную деятельность. Наименование программы Разработчик программы Актуальность программы Новизна программы Мотивирующий Развивающий  Потенциал программы    развитие мотивации к дальнейшему изучению истории Отечества и Всеобщей истории;  развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы овладения историческим  мышлением;  приобщение детей к новому социальному опыту за счет углубления знаний и решения познавательных  задач по истории; Здоровьесберегающий  Цель и задачи программы Основные индикативные показатели программы Мотивационно   – целевой Когнитивный обеспечение психологического климата во время занятий; обеспечение гигиенических условий в помещении для занятий; использование методов, способствующих повышению двигательной активности; использование ЗСТ во время занятий.  формирование универсальные исторические понятия.  формирование потребности в здоровом образе жизни;     Цель  –   создание   условий   для   интеллектуального   развития   ребенка   и   формирования   его   коммуникативных   и социальных   навыков   через   игровую   и   проектную   деятельность;   развитие   эмоциональной   сферы,   воспитание нравственных качеств, развитие артистических способностей, творческого воображения и фантазии; знакомство с элементами научного исторического исследования. Задачи:  повысить мотивацию учащихся за счет нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности; активизировать участие  учащихся в интеллектуально­творческих мероприятиях по истории; сформировать умения учащихся работать с разноплановыми историческими и историографическими источниками по истории Древнего мира; развивать   на   основе   исторического   анализа   и   проблемного   подхода   способностей   учащихся осмысливать процессы, события и явления цивилизаций Древнего мира; развивать   творческое   мышление   учащихся,   их   познавательную   активность,   интерес   к   мировому культурному наследию и научному наследию.      Общая и качественная успеваемость по предмету;     участие в олимпиадах, НПК  занятие в кружках по истории. сформированность универсальных учебных действий: умение   работать   с   дополнительными   источниками;   умение   планировать   работу;   рационально организовывать   её   выполнение;   осуществлять   самоконтроль;   умение   работать   в   заданном   темпе; уровень развития мыслительных операций; сформированность специальных умений по истории; сформированность умений работать: индивидуально, коллективно;   Деятельностно­ практический  Эмоционально­ волевой                уровень понимания материала; интерес   к   содержанию   усвоенных   знаний;   интерес   к   самому   процессу   учебной   деятельности; стремление проникнуть в сущность явлений. инициативность; способность генерировать идеи, выдвигать гипотезы при решении проблемы. способность удовлетворять познавательный интерес при помощи различных источников внеучебной деятельности. способность осуществлять перенос знаний, умений и навыков; самостоятельное использование знаний, умений для решения новых задач; умения выполнять сложные задания; способность формулировать вопросы, задаваемые учителю, товарищу; стремление поделиться знаниями, умениями с товарищами. способность к преодолению познавательных интересов; стремление к лидерству, интерес к деятельности; эмоциональные переживания; наличие положительной мотивации в урочной и внеурочной деятельности;  наличие установки на творчество. Основные исполнители программы Учитель истории и обществознания, учащиеся 5класса, родители, классный руководитель 5 класса, библиотекарь школьной. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  Программа   «В ГОСТЯХ У БОГИНИ КЛИО» имеет   научно­познавательную   (общеинтеллектуальную)   направленность  и  представляет   собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся 5 класса в рамках реализации ФГОС.                 Педагогическая целесообразность    данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у пятиклассников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка.            Программа обеспечивает  развитие  интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет учащимся проявить себя, выявить свой творческий потенциал.  Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям учащихся 5 класса.                  Актуальность  разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить   противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительных знаниях по истории и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно­ урочной системе преподавания истории и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал. Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование  универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение  понимания ими исторических процессов и развития интеллекта, приобретение практических  навыков самостоятельной деятельности. Программа внеурочной деятельности  по истории разработана на основе:   Федерального компонента государственного  стандарта основного общего образования (2010 год);  Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;  Фундаментального ядра содержания общего образования;  Примерной программы основного общего образования по истории  Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности;  Идей и положений Концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России;   Программа состоит из 34 часов, 1 раз в неделю по одному часу, рассчитана на учащихся 11­12 лет. Программа является  вариативной:  педагог может вносить изменения в содержание тем (выбрать ту или иную игру, форму работы, дополнять практические занятия новыми приемами и т.д.). Общая характеристика внеурочной деятельности на ступени основного общего образования В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) основная образовательная программа реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.  Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО понимают образовательную деятельность, осуществляемую в формах отличных от классно­урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.  При   отборе   содержания   и   видов   деятельности   по   каждому   направлению   внеурочной   деятельности   учитываются   возрастные особенности   и   познавательные   возможности   учащихся,   специфика   курсов   и   необходимость   достижения   общих   целей   основного   общего образования, интересы и потребности детей, пожелания родителей, опыт внеаудиторной и внеурочной деятельности педагогов.  Цели и задачи внеурочной деятельности  Цель:  создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе выбора, постижения духовно­нравственных ценностей и культурных традиций.  Задачи:  • обеспечение благоприятной адаптации ребенка в школе;  • создание условий в рамках возможностей образовательного учреждения) для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;  • выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности;  • развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;  • развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества, расширение рамок общения с социумом. Содержание программы внеурочной деятельности по истории нацелено на формирование на основе гуманитарных и демократических ценностей мировоззрения   учащихся,   способствует   их   самоидентификации   и   консолидации.   Объективистский   подход   к   освещению   исторических   событий дополняется знакомством с элементами историографического знания, основными научными методологическими подходами, взглядами  и оценками. Тем самым создаются условия приобретения школьниками опыта формулирования самостоятельных оценочных суждений, необходимого для закрепления ценностного отношения к социальному опыту и культурному наследию человечества. Стимулирование познавательного интереса к предмету достигается как включением в содержание занимательных фактов (например, из истории повседневной   жизни   людей),   так  и   путем   вовлечения   учащихся   в   активную   познавательную   деятельность,   в   ходе  которой   они   не   только  получают возможности для самореализации, но и отрабатывают необходимые предметные и общеучебных умения. К ним, прежде всего относятся способности самостоятельно добывать и анализировать информацию, оценивать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, составлять и аргументировано отстаивать собственное мнение по проблемам исторического развития. Особое внимание при организации внеурочной деятельности обращается на формирование необходимых в процессе изучения истории умений: речевых, хронологических, пространственно­географических и др. Личностные, предметные и метапредметные результаты   Личностными результатами внеурочной деятельности по «Истории» являются:  формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе развития опыта участия в социально значимом труде;   формирование   целостного   мировоззрения,   соответствующего   современному   уровню   развития   науки   и   общественной   практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;  формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,   вере,   гражданской   позиции,   к   истории,   культуре,   религии,   традициям,   языкам,   ценностям   народов   России   и   народов   мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;  развитие   эстетического   сознания   через   освоение   художественного   наследия   народов   России   и   мира,   творческой   деятельности эстетического характера.  Метапредметными результатами внеурочной деятельности по «Истории» являются:     умение   самостоятельно   определять   цели   своей   деятельности,   ставить   и   формулировать   для   себя   новые   задачи   в   познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;  умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения  познавательных задач; определять   способы   действий   в   рамках   предложенных   условий   и   требований,   корректировать   свои   действия   в   соответствии   с изменяющейся ситуацией;  умение оценивать правильность выполнения  задачи,  собственные возможности её решения; умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии   для   классификации,   устанавливать   причинно­следственные   связи,   строить   логическое   рассуждение,   умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;  смысловое чтение;   умение  организовывать  сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;     работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;   умение   осознанно   использовать   речевые   средства   в   соответствии   с   задачей   коммуникации   для   выражения   своих   чувств,   мыслей   и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;   формирование   и   развитие   компетентности   в   области   использования   информационно­коммуникационных   технологий   (далее   ИКТ– компетенции); Предметными результатами внеурочной деятельности по «Истории» являются:               усвоение системы исторических знаний, гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания; расширение элементов социального опыта, опыта творческой деятельности; приобретение опыта историко­культурного и цивилизационного подхода к оценке различных явлений; освоение приемов установления причинно­следственных связей; умения   объяснять   разнообразие   современного   мира:   свободно   использовать   в   своей   письменной   и   устной   речи   понятия   (явления), развившиеся в эпоху Древнего мира. 6)умения рассматривать общественные процессы в развитии; предлагать   варианты   мотивов   поступков   как   известных   исторических   личностей   (Конфуций,   Александр   Македонский   и   др.),   так   и представителей различных общественных слоев первобытных и древних обществ. выделять   вклад   в   общечеловеческие   нравственные   ценности   религиозных   учений,   возникших   в   эпоху   Древнего   мира:   буддизма, конфуцианства, религии древних евреев, христианства. При оценке таких явлений, как порядки древних обществ, завоевания ассирийцев и римлян, набеги варваров, гражданские войны, учения Будды, Иисуса Христа и других, выявлять гуманистические нравственные ценности;  давать и объяснять собственные оценки действиям исторических деятелей (в том числе безымянным) по защите своей родины (Греко­ персидские   войны,   войны   Рима),   установлению   тех   или   иных   порядков   (законы   древневосточных   царей,   законы   греческих   полисов, Римской республики и Римской империи);    определять   свое   собственное   отношение   к   разным   позициям   в   спорах   и   конфликтах   эпохи   Первобытного   и   Древнего   мира (разноплеменники, рабы и свободные, цивилизованные жители и варвары, империя и подвластные народы и т.д.). Методы и приемы обучения, воспитания и развития Визуализация (рисунок, лепка из пластилина, виртуальные экскурсии) помогает воплотить образы, полученные с помощью чтения и аудирования, в рисунок, модель, макет. Ученик получает навыки трансформации одного вида информации в другой. Кроме того, формируется художественный вкус, ученик получает возможность реализовать свой творческий потенциал. Драматизация во внеурочной деятельности выступает в качестве эффективного средства повышения мотивации к изучению истории Древнего мира.  Именно   драматизация   помогает   детям   «окунуться   в   эпоху»,   почувствовать   ее   особенности.   Данный   вид   деятельности   поможет   преодолеть трудности в понимании учеником исторического материала.  Театрализованные игры  можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор. Совместная театрализованная деятельность направлена на развитие у его участников ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых,   коммуникативных,   организаторских,   оформительских,   двигательных   и   т.д.)   На   основе   театрализованной   деятельности   можно   реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей. Интеллектуальная игра помогает применить полученные теоретические знания по истории Древнего мира на практике. Развивает логическое и образное   мышление,   память,   умение   находить   нестандартные   решения.   Игра   помогает   школьнику   ориентироваться   в   стрессовых   ситуациях,   учит взаимопомощи и развивает командный дух.  Анализ источников по теме дает основы для научного исследования, такие знания и умения пригодятся для школьника при любой научной работе.  Решение проблемных заданий позволяет формировать умение находить нестандартные решения, активизировать познавательную деятельность.  Проектная и исследовательская деятельность позволяет активизировать личный опыт, внимание, мышление, речь, наблюдательность учащихся; сочетать активизацию мыслительных процессов и практическую деятельность; помогает школьнику овладеть новыми способами получения   знаний,   расширить   содержательную   сторону   предмета;   повысить   уровень   познавательного   интереса,   познавательной самостоятельности,  потребность познавательной творческой деятельности. Формы проведения занятий Внеурочная деятельность по истории основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и фронтальная работа. Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.   Каждое   занятие   это   практическая   часть   по   уже   изученной   на   уроках   теме.   Практическую   часть   педагог   планирует   с   учётом   возрастных, психологических  и индивидуальных особенностей обучающихся.  Программа  предусматривает проведение занятий,  интегрирующих  в себе  различные формы и приемы игрового обучения, проектно­исследовательской, литературно­художественной, изобразительной и других видов деятельности. С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы  учебный процесс был оснащен современными техническими средствами, средствами   изобразительной   наглядности,   игровыми   реквизитами.  С   помощью   мультимедийных   элементов   занятие   визуализируется,   вызывая положительные эмоции у учащихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка. Занятия рекомендуется проводить не только в учебном кабинете, но и в спортивном зале, кабинетах изобразительного искусства и технологии, в актовом зале, в библиотеке (в зависимости от вида деятельности на занятии). Содержание программы внеурочной деятельности Введение (5 часов) Что изучает история. Что изучает наука история. Исторические факты и события. Причины и следствия. Источники знаний о прошлом.  Источники  устные,  письменные,  вещественные.  О  чем  говорят  пословицы,  песни,  сказания.  (Архивы  и библиотеки.  Музеи.)  Деятельность археологов, этнография. Как в географических названиях отражается история. История в названиях городов и улиц. Историческая карта. Как «читать» историческую карту.  Время.  Методы современного летосчисления. Особенности измерения времени у разных народов древности.  Человек в истории. Происхождение фамилий. Моя родословная. Мое имя. Как работать с историческими источниками. Первобытное общество (3 часа).  Гипотезы о происхождении человека. Облик древнейших людей. Овладение огнем. Орудия труда и занятия древнейших людей. Долгий путь к «человеку разумному». Зарождение искусства и религиозных верований. Древний   Восток   (8   часов).  Древний   Египет.  Секреты   пирамид.  Западная   Азия.   Природные   условия   и   население   Двуречья   (Южной Месопотамии). Вавилонское царство.  Город Вавилон. Традиции и обычаи. Боги и храмы Древней Месопотамии. Превращение Ассирии в могущественную военную державу. Библиотека Ашшурбанапала. Финикия. Изобретения финикийцев.  Индия и Китай в древности.  Древняя Индия.  Местоположение и природа. Занятия, нравы и обычаи народов Древней Индии. Религиозные верования. Города и жилища. Древний Китай. Изобретения и открытия древних китайцев. Древняя Греция (9 часов) Древнейшая Греция. Природа и население Древней Греции. Крит и Микены­ древнейшие города Греции. Археологические раскопки на Крите. Держава царя Миноса. Особенности организации жизни на Крите. Микенское царство. Микены и Троя: правда или вымысел. «Илиада» и «Одиссея» Гомера как памятники истории и литературы.  Государства ­ полисы Древней Греции.  Афины и Спарта ­ два пути развития греческой государственности. Законы Драконта.   Борьба   демоса   и   аристократов.   Реформы   Солона   и   их   значение   в   жизни   Афин.   Рождение   афинской   демократии.   Греческие   тираны. Возникновение   Спартанского   государства,   его   социальная   организация.   Законы   Ликурга.   Образ   жизни   Спартанцев.   Илоты.   Спартанский   воин. Олимпийские игры в жизни древних греков. Развитие научных знаний.  Древнегреческие мыслители. Образование. Древнегреческий театр.  Трагедии и комедии. Эсхил, Еврипид, Софокл, Аристофан Памятники греческого искусства.  Завоевания Александра Македонского и их последствия. Древний Рим (7 часов) Ранний Рим. Легенда об основании Рима. Рождение республики. Патриции и плебеи, борьба между ними. Народные трибуны. Победы плебеев. Законы 12 таблиц. Расцвет Римской республики. Государственное устройство Римской республики. Народное собрание. Сенат. Консулы. Должностные лица. Армия Древнего Рима. Римский воин и его вооружение. Организация римской армии и военное искусство римлян. Триумфальные шествия. Кризис и падение Римской республики. Рабство в Риме. Источники рабства. Роль рабства в хозяйственной жизни Рима. Рабы и свободные. Гладиаторы. Восстание Спартака. Гражданские войны в Римской республике.   Гай Юлий Цезарь: путь к вершине власти.  Диктатура Цезаря. Гибель Цезаря.  Борьба за власть после смерти Цезаря.  Гибель республики. Октавиан Август. Марк Антоний. Установление Римской империи. Реформы Октавиана Августа. Завоевательные походы. Римская империя (30г.до н.э.­476г.н.э.) Наследники Октавиана Августа. Нерон: «актёр на троне». «Золотой век» Римской империи. Императоры Траян, Марк Аврелий. Хозяйственная жизнь в Римской империи. Кризис империи. Культура Римской империи. Архитектура и скульптура. Строительное искусство. Римские поэты, писатели, историки. Ораторское искусство. Римское право. Рим эпохи империи. Основные итоги, характерные черты развития стран и народов в Древнем мире (3 часа) Формы учета знаний, умений:          Контроль   проводится   в  игровой  форме  (конкурсы,  постановки,  игры,   решение   кроссвордов   и  ребусов),   посредством   выполнения   творческих заданий, их презентации и последующей рефлексии.  Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце реализации программы в виде естественно­ педагогического наблюдения; выставки работ или презентации проекта. Календарно­тематический план программы внеурочной деятельности по истории 5 класс «В гостях у богини Клио» № п/п Тема занятия 1. Введение. «Клио» помощники».     «Богиня ее и   Количес тво часов 5 Виды деятельности Универсальные учебные действия Введение в историю (5 часов) Составление схемы «Главные вопросы историка»;  Составление словаря «Вспомогательные исторические дисциплины»; Интеллектуально­исследовательская   игра   «Юный археолог»; Решение   познавательных   задач   «Историческая хронология»;   «Древние   календари»,   «Происхождение   фамилий», «Моя родословная», «Мое имя».   Личностные УУД Самоопределение (мотивация учения);  Познавательные УУД Общеучебные универсальные действия: ­поиск и выделение информации; ­смысловое чтение. Логические универсальные действия: ­анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); ­подведение под понятие, выведение следствий; ­построение логической цепи рассуждений; ­доказательство; Действия постановки и решения проблем: ­формулирование проблемы; Коммуникативные УУД Планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем   и   сверстниками).  Постановка   вопросов  (инициативное   сотрудничество   в поиске   и   сборе   информации).  Умение   с   достаточной   полнотой   и   точностью выражать   свои   мысли,  владение   монологической   и   диалогической   речью   в соответствии с нормами родного языка. Регулятивные УУД Целеполагание  (постановка   учебной   задачи   на   основе   соотнесения   того,   что   уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).  Первобытное общество (3 часа) 6­8 «Охотники мамонтов»   на 3 Виртуальная экскурсия «Первобытный мир»; Выполнение рисунков; Драматизация   «Борьба   за   огонь»,   «Приключения доисторического мальчика»; Интеллектуальные игры; 9­10 Древний Секреты пирамид.   Египет. 2 Древний Восток (8 часов) «Я   археолог»   ­   исследование   экспозиций   музея   в Каире; Виртуальное путешествие в долину Гиза; Создание макета «Пирамида Хеопса» Личностные УУД Самоопределение (мотивация учения);  Познавательные УУД Общеучебные универсальные действия: ­поиск и выделение информации; ­смысловое чтение. Логические универсальные действия: ­анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); ­подведение под понятие, выведение следствий; ­построение логической цепи рассуждений; ­доказательство; Действия постановки и решения проблем: ­формулирование проблемы; Коммуникативные УУД Планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем   и   сверстниками).  Постановка   вопросов  (инициативное   сотрудничество   в поиске   и   сборе   информации).  Умение   с   достаточной   полнотой   и   точностью выражать   свои   мысли,  владение   монологической   и   диалогической   речью   в соответствии с нормами родного языка. Регулятивные УУД Целеполагание  (постановка   учебной   задачи   на   основе   соотнесения   того,   что   уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно). Личностные УУД Самоопределение  (мотивация учения).  Смыслообразование  (уметь находить ответ на   вопрос   «Какое   значение,   смысл   имеет   для   меня   учение?»). 11­13 О   чем   рассказали 3 глиняные таблички. 14­15 16.   сказочных Страна богатств. Древняя   культура Китая. 1 2 Виртуальная экскурсия «Страна двух рек»;  Работа с источником «Кого и за что судили в Древнем Вавилоне»; Решение познавательных задач по теме «Западная Азия в древности»; Игра­путешествие   «По   следам   финикийских мореплавателей»; Рисунки «В древнем Вавилоне». Решение проблемных задач «Индия – страна сказочных богатств» Информационно­творческий «Каким достижениями Китая вправе гордится ныне живущий китайский народ?» проект     этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей).   Познавательные УУД Общеучебные универсальные действия: ­самостоятельное выделение познавательной цели; ­поиск и выделение информации; ­знаково­символические действия (моделирование); ­смысловое чтение. Логические универсальные действия: ­анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); ­выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; ­подведение под понятие, выведение следствий; ­установление причинно­следственных связей; ­построение логической цепи рассуждений; ­доказательство; ­выдвижение гипотез и их обоснование. Действия постановки и решения проблем: ­формулирование проблемы; ­самостоятельное   создание   способов   решения   проблем   творческого   и   поискового характера.  Коммуникативные УУД Планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем   и   сверстниками).  Постановка   вопросов  (инициативное   сотрудничество   в поиске   и   сборе   информации).  Умение   с   достаточной   полнотой   и   точностью выражать   свои   мысли,  владение   монологической   и   диалогической   речью   в соответствии с нормами родного языка. Регулятивные УУД Целеполагание  (постановка   учебной   задачи   на   основе   соотнесения   того,   что   уже  Планирование известно   и   усвоено   учащимися,   и   того,   что   ещё   неизвестно). (определение   последовательности   промежуточных   целей   с   учётом   конечного результата; составление плана и последовательности действий).  Контроль сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). Саморегуляция  волевому усилию и к преодолению препятствий.   как   способность   к   мобилизации   сил   и   энергии,   способность   к Древняя Греция (9 часов) 17­20 О   чем   рассказали Гомера   и поэмы «Илиада» «Одиссея» «Афины и Спарта»   21­22 23­24 25.   «Что оставила Древняя   Греция   в наследство человечеству» «По Александра Македонского» следам   3 2 2 1 Изучение   и   анализ   исторических   источников «Илиады», «Одиссеи»; Инсценировка отрывков из поэм Гомера. Виртуальная экскурсия в греческие города­государства Афины, Спарту;  Подготовить   рассказ   о   воспитании   и   обучении   от первого лица в Древних Афинах, в Древней Спарте; Решение познавательных задач. Подготовка   и   защита   информационно­творческих проектов «Устройство древних государств», «Зрелища, возникшие в Древней Греции», «Знаменитые постройки Древней Греции» Представление творческих работ: рисунков, моделей из пластилина   и   др.   туристических маршрутов «По следам Александра Македонского»     материалов, Древний Рим (6 часов) Личностные УУД Самоопределение (мотивация учения).  Познавательные УУД Общеучебные универсальные действия: ­самостоятельное выделение познавательной цели; ­поиск и выделение информации; ­знаково­символические действия (моделирование); ­смысловое чтение. Логические универсальные действия: ­анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); ­выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; ­подведение под понятие, выведение следствий; ­установление причинно­следственных связей; ­построение логической цепи рассуждений; ­доказательство; ­выдвижение гипотез и их обоснование. Действия постановки и решения проблем: ­формулирование проблемы; ­самостоятельное   создание   способов   решения   проблем   творческого   и   поискового характера.  Коммуникативные УУД Планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем   и   сверстниками).  Постановка   вопросов  (инициативное   сотрудничество   в поиске   и   сборе   информации).  Умение   с   достаточной   полнотой   и   точностью выражать   свои   мысли,  владение   монологической   и   диалогической   речью   в соответствии с нормами родного языка. Регулятивные УУД Целеполагание  (постановка   учебной   задачи   на   основе   соотнесения   того,   что   уже  Планирование известно   и   усвоено   учащимися,   и   того,   что   ещё   неизвестно). (определение   последовательности   промежуточных   целей   с   учётом   конечного результата; составление плана и последовательности действий).  Контроль сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). Саморегуляция  волевому усилию и к преодолению препятствий.   как   способность   к   мобилизации   сил   и   энергии,   способность   к 1 2 2 1 2 26. «Капитолийская волчица». 27­28 Рождение   Римской республики. 29­30 «Личность   в   истории Римской империи» 31 32­33   Вклад народов древности  в мировую культуру. 34. «Лавровый венок» Виртуальная экскурсия в Древний Рим, знакомство с легендой о создании города; Составление   кроссвордов,   выполнение   творческих работ. Изучение и анализ адаптированного древнего закона; Инсценировка   «Патриции   и   плебеи»,   «Заседание сената»; Интеллектуальная игра «Римская республика»  Драматизация «Триумф в Риме», «Рабство в Римской империи» Творческие   работы   «Штурм   крепости»   (рисунки, макеты   метательных   машин,   тарана,   башни   на колесах»; Составление рассказа от имени Гая Юлия Цезаря и др. знаменитостей периода Римской империи; Сообщение о римских именах; Интеллектуальная игра «Достижения Древнего Рима». Представление   проектов:   «Изобретения   и   открытия Древнего   мира»,   «Древнейшие   виды   письменности», «Религии   мира»,   «Знаменитые   люди   и   их   роль   в истории Древнего мира», «Знаменитые сооружения и постройки   древности»,   «Мудрецы   древности», «Патриоты древнего мира», «Семь чудес света» и др. Олимпиада «Знатоки истории Древнего мира»; Подведение итогов. Личностные УУД Самоопределение (мотивация учения).  Познавательные УУД Общеучебные универсальные действия: ­самостоятельное выделение познавательной цели; ­поиск и выделение информации; ­знаково­символические действия (моделирование); ­смысловое чтение. Логические универсальные действия: ­анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); ­выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; ­подведение под понятие, выведение следствий; ­установление причинно­следственных связей; ­построение логической цепи рассуждений; ­доказательство; ­выдвижение гипотез и их обоснование. Действия постановки и решения проблем: ­формулирование проблемы; ­самостоятельное   создание   способов   решения   проблем   творческого   и   поискового характера.  Коммуникативные УУД Планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем   и   сверстниками).  Постановка   вопросов  (инициативное   сотрудничество   в поиске   и   сборе   информации).  Умение   с   достаточной   полнотой   и   точностью выражать   свои   мысли,  владение   монологической   и   диалогической   речью   в соответствии с нормами родного языка. Регулятивные УУД Целеполагание  (постановка   учебной   задачи   на   основе   соотнесения   того,   что   уже  Планирование известно   и   усвоено   учащимися,   и   того,   что   ещё   неизвестно). (определение   последовательности   промежуточных   целей   с   учётом   конечного результата; составление плана и последовательности действий).  Контроль сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). Саморегуляция  волевому усилию и к преодолению препятствий. Целеполагание  (постановка   учебной   задачи   на   основе   соотнесения   того,   что   уже   как   способность   к   мобилизации   сил   и   энергии,   способность   к Планирование известно   и   усвоено   учащимися,   и   того,   что   ещё   неизвестно). (определение   последовательности   промежуточных   целей   с   учётом   конечного результата;  составление  плана  и последовательности   действий).  Контроль сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). Саморегуляция  волевому усилию и к преодолению препятствий.   как   способность   к   мобилизации   сил   и   энергии,   способность   к Результаты обучения и освоения содержания курса программы внеурочной деятельности по истории «В гостях у богини Клио»:   сформированы   когнитивные   и   коммуникативные   компетенции   через   организацию   познавательной   деятельности   в   группах   индивидуально, а также через творческую деятельность; осознавать свою идентичность как гражданина демократического государства; понимать культурное многообразия мира, проявляют уважение к культуре своего и других народов, толерантность.   и    Владеть умениями работать с учебной и внешкольной информацией;   сформирована способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в творческих формах; сформирована готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.  Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:           понимать на слух речь учителя, одноклассников;  понимать смысл адаптированного текста; уметь задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста;   расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто, что, где, когда), и отвечать на вопросы собеседника,  участвовать в элементарном этикетном диалоге; инсценировать исторические сюжеты;     передавать историческую информацию в виде художественных образов; участвовать в коллективном обсуждении проблем,  интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. Воспитательные результаты внеурочной деятельности: приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях; получение   школьниками   опыта   переживания   и   позитивного   отношения   к   базовым   ценностям   общества   (человек,   семья,   родина, природа, мир, знания, труд, культура); получение   школьниками   опыта   самостоятельного   общественного   действия   (умение   представить   зрителям   собственные   проекты, спектакли, постановки), в том числе и в открытой общественной среде. Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:  толерантное отношение к истории других стран;  познавательная, творческая, общественная активность; самостоятельность (в т.ч. в принятии решений); умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;  коммуникабельность;  уважение к себе и другим;  личная и взаимная ответственность; готовность действия в нестандартных ситуациях; творчество.          Учебно­методическое и материально­техническое обеспечение программы внеурочной деятельности Технические средства обучения  Персональный компьютер учителя  Лицензионное программное обеспечение  DVD­VHS­плеер  Мультимедийный проектор  Интерактивная доска  Печатные средства обучения  Портреты историков  Лента времени  Демонстрационные карты  Картины, таблицы, схемы  Стандарт основного общего образования   Справочные пособия (энциклопедии и энциклопедические словари, Словарь иностранных слов, Мифологический словарь)  Научная, научно­популярная литература по курсу Истории Древнего мира Цифровые образовательные ресурсы, аудиоэкранные пособия Раздаточный материал по истории  Учебные CD­ROM по истории  Фильмы на DVD/CD   Коллекция цифровых образовательных ресурсов по истории Другое   Выход в интернет  Картотека методической литературы Список литературы, рекомендуемой для педагогов и обучающихся 1. Андрющенко Н.Н. ФГОС II – Основа модернизации российского образования. Краснодарский НМЦ. 2. Кондаков А.М. Стандарт второго поколения и задачи системы дополнительного профессионального педагогического образования. 3. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основное общее образование. – М.,2011. 4. Т.И. Сечина, В.В. Головцова, М.В. Ремчукова, Ж.И. Умбеткалиева. Справочник учителя истории и обществознания. Волгоград, 2013г. 5. Н.Б. Суркова, О.А. Яровая. История 5­8 классы. Интерактивные методы преподавания. Волгоград, 2010г. 6. Г.Л. Лемина, А.Х. Сабирова. Обществознание. История. Современные технологии на уроках и внеклассных занятиях. Волгоград, 2013г. 7. Л.П. Борзова. Игры на уроках истории. М.,2001г. 8. Вавилонская башня и другие библейские предания/ под ред. К. Чуковского. – М., 1992. 9. Ворнкова Л.Ф. Герои древней Греции: след огненной жизни. Мессенские войны. Герой Саламина/ Л.Ф. Воронкова. – М., 2006. 10. Д Эрвильи Э. Приключения доисторического мальчика/ Д Эрвильи Э. – М., 2007. 11. Лурье С.Я. Заговорившие таблички / Лурье С.Я. – М., 1960. 12. Матье М.Э. День египетского мальчика; Кари, ученик художника / Матье М.Э. – М., 2002. 13. Рони­Старший Ж. Борьба за огонь. Пещерный лев / Рони­Старший Ж. – М., 2007. 14. Немировский А.И. Книга для чтения по истории Древнего мира / Немировский А.И. – М., 1991. 15. Гаспаров М.Л. Капиталийская волчица. Рим до Цезарей. / Гаспаров М.Л. – М., 2008. Интернет­ресурсы 1. Всемирная история в Интернете htt   ://   www   .  hrono    .  ru 2.Древний мир htt   ://   www   .  ancient    .  ru   / 3.Древняя Греция http   ://   ellada  /  spb   .  ru   /   4.Древний Рим http   ://   ancientrome  .  ru   /   5.История стран и цивилизаций htt   ://   www   .  istorya    .  ru 6.Библиотека античной литературы http   ://   cyrill    .  newmail    .  ru 7.Первобытное искусство http   ://   vm   /  kemsu    .  ru

Рабочая программа внеурочной деятельности по истории для 5 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности  по истории для 5 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности по истории для 5 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности  по истории для 5 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности по истории для 5 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности  по истории для 5 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности по истории для 5 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности  по истории для 5 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности по истории для 5 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности  по истории для 5 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности по истории для 5 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности  по истории для 5 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности по истории для 5 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности  по истории для 5 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности по истории для 5 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности  по истории для 5 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности по истории для 5 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности  по истории для 5 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности по истории для 5 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности  по истории для 5 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности по истории для 5 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности  по истории для 5 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности по истории для 5 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности  по истории для 5 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности по истории для 5 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности  по истории для 5 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности по истории для 5 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности  по истории для 5 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности по истории для 5 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности  по истории для 5 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности по истории для 5 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности  по истории для 5 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности по истории для 5 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности  по истории для 5 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности по истории для 5 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности  по истории для 5 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности по истории для 5 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности  по истории для 5 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности по истории для 5 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности  по истории для 5 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2017