РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Я - гражданин России» для 2 класса Направление: духовно - нравственное
Оценка 4.9
Раздаточные материалы
doc
воспитательная работа
2 кл
01.03.2019
Программа “Я – гражданин России” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных ФГОС НОО 2009г., а так же на основе программы «Я - гражданин России» автора С.В. Сабиной.
Воспитательный компонент ФГОС НОО 2009 года ориентирован на формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма, обеспечение наиболее полной реализации воспитательного потенциала образовательных учреждений.
я гражданин России.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8
УЧРЕЖДЕНИЕ
Согласовано
Замдиректора по УВР
О.П.Александрова _________
«………….»……………… 2018
Утверждено
Директор МБОУ СОШ № 8
Директор МБОУ СОШ
В.В.Ратуев____________
«………….»……………… 2018
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Я гражданин России»
для 2 класса
Направление: духовно нравственное
Составитель:
Смирнова Маринэ
Мартиковна
учитель начальных классов 2018год
1.Пояснительная записка
Программа “Я – гражданин России” составлена на основе Концепции духовно
нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам
освоения основной образовательной программы начального общего образования»,
установленных ФГОС НОО 2009г., а так же на основе программы «Я гражданин России»
автора С.В. Сабиной.
Воспитательный компонент ФГОС НОО 2009 года ориентирован на формирование
у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма,
обеспечение наиболее полной реализации воспитательного потенциала образовательных
учреждений.
Важным является и своевременность нравственного воспитания ребенка, и его
активность в присвоении опыта поколений. Чем сознательнее ребенок усвоит определенный
минимум историкообществоведческих знаний, тем адекватнее будет воспринимать и
активнее действовать в сложной системе отношений «Я моя страна мой мир».
Именно в младшем школьном возрасте в силу его психологических особенностей
необходимо формировать представления о малой родине, Отечестве, показывать неразрывную
связь с ближайшим социумом и национальным сообществом. «Ребенок школьного возраста
наиболее восприимчив к эмоциональноценностному, духовнонравственному развитию,
гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период
жизни трудно восполнить в последующие годы»
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской
позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом
важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся
освоить общественноисторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать
свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания,
форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы
индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и
единства образовательной и воспитательной среды.
Программа “Я – гражданин России” предполагает формирование
патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах
мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота
России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса
нормативного, правового и организационнометодического обеспечения функционирования
системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства
формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об
окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и
о родной природе.
Цель курса: способствовать формированию гражданскопатриотического сознания,
нравственных позиций и самоопределения на основе расширения и систематизации
2 общественно значимых преставлений ребенка о нашем далеком и недавнем прошлом, о
социальном начале человека.
Концептуальные подходы к формированию историкообществоведческих знаний и
представлений у младших школьников в курсе «Я гражданин России» конкретизируют
постановка и решение следующих задач:
содействовать ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, родном
крае (городе, деревне, селе), в родной стране, входящей в систему стран всего мира; в
осознании своего места в семье, стране, мире;
оказывать помощь в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему
каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных
обязанностей;
обогащать учащихся знаниями (в минимуме фактов и в большей мере в представлениях) о
родной стране, об общечеловеческих проблемах и ценностях, нормах морали
и нравственности;
создавать условия для расширения кругозора школьников, их ретроспективного восприятия
мира и ориентации во времени.
Место курса в учебном плане
В учебном плане на изучение данной программы отводится 1 ч. в неделю, всего 135 часов: 33
часа в 1 классе, 34 ч. во втором классе и 68 часов в 34 классе. Продолжительность одного занятия 35
минут в 1 классе. 45 минут во 24 классах.
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также
используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия:
Беседы
Сообщения
Встречи с интересными людьми
Литературно – музыкальные композиции
Просмотр и обсуждение видеоматериала
Экскурсии
Практические занятия:
Творческие конкурсы
Выставки декоративноприкладного искусства
Соревнования
Показательные выступления
Праздники
Викторины
Интеллектуальнопознавательные игры
Трудовые дела
Тренинги
Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
Заочные путешествия
Акции благотворительности, милосердия
Творческие проекты, презентации
Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров
Сюжетно ролевые игры гражданского и историкопатриотического содержания
(урочная, внеурочная, внешкольная)
3 2.Учебнотематическое планирование
2 класс (20182019 уч. г) «Моя Малая Родина»
№ Наименование разделов,
тем
Всег
о
Количество
часов
Даты
1.
Праздник первого звонка.
1
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Знакомства с символами
родного края (герб, гимн,
флаг).
Я – ученик. Беседа с
творческим заданием.
Осень в родном городе.
Фотоконкурс.
Подумай о других.
Кто я? Какой я?
Родной край в древности.
Экскурсия в музей.
Что посеешь, то и
1
1
1
1
1
1
1
факт
прове
д
Ауд
ито
рны
е
Неауд
иторн
ые
1
1
1
1
1
1
1
1
Характеристика
деятельности
обучающихся
Встреча с
одноклассниками,
учителем, школой,
учебниками и т.д.
Знакомство с
символикой
Республики Адыгея
Правила поведения в
школе,
взаимоотношениями с
взрослыми,
сверстниками.
Наблюдать за
природой и делиться
увиденным.
Беседа с элементами
игры
Наблюдение за самим
собой
Экскурсия в музей
Обсуждение
по
4 пожнешь. Беседа с
элементами игры.
9
10
Я люблю свою школу.
Мой портфель.
11 Моя любимая мамочка.
Презентация.
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
Школьная символика
(гимн, герб, флаг)
Мой любимый город.
Беседа.
Наш город. Конкурс
визиток.
О чем шепчут названия
улиц родного города.
Конкурс рисунков.
«Зимушка зима».
Экология нашего города.
Беседа.
День добрых
волшебников.
Я помощник в своей
семье.
Мы и наши права. Урок –
игра.
Психологический
практикум «Правила
счастливого человека»
Об отце говорю с
уважением. Конкурс
сочинений.
Мама, папа, я – дружная
семья.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
ступков,
соответствующих
понятиям «хорошо» и
«плохо».
Конкурс сочинений.
Игра – экспромт.
Рассказывать о своей
маме. Выставка
рисунков.
Конкурс рисунков,
стихотворений на
тему «Школа»
историю
Выяснить
хутора Шунтук
.
Выполнить коллаж «
Мой хутор»
Изучение истории
поселка . Составление
визитки «Наш
поселок »
Исследовать историю
улиц хутора.
Экскурсия в природу.
Выявление
экологических
проблем нашего
хутора
Вывешивание
кормушек.
Беседа с элементами
игры.
В процессе игры
познакомиться с
правами и
обязанностями детей.
В процессе игры
познакомиться с
правилами
счастливого человека
Написание сочинений
Участие в конкурсе –
соревновании.
5 24 Мягкие лапки, а в лапках
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
царапки. Викторина.
Широкая Масленица.
Игра.
Поэты и писатели нашего
города.
Здесь живет моя семья.
Заочное путешествие.
Уж тает снег, бегут
ручьи. Заочное
путешествие.
День птиц. Выставка
рисунков.
След Великой
Отечественной войны в
жизни родного края.
Герои ВОВ– наши
земляки.
Открытка ветерану.
Десант чистоты и
порядка.
Знай и люби свой край.
Викторина.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Рассказывать о своих
домашних питомцах
Знакомство с
народными играми.
Выпуск буклетов.
Рассказать о семье.
Создание
фотоколлажа.
Анализировать
примеры
использования
человеком богатств
природы.
Наблюдать за
природой.
Экскурсия в музей.
Чтение стихотворений
о ВОВ
Рассказывать о своей
Родине, читать стихи,
петь песни.
Акция.
трудовых операций
Рассказывать о своей
Родине, читать стихи,
петь песни.
Выполнение
34ч
12
22
3.Содержание программы
1.“Я и я”(4ч) – формирование гражданского отношения к себе.
Я – ученик. Мой портфель.
Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.
Диагностика. Сбор игр.
Задачи:
формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;
формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;
воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры
поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения
в школе, дома, в общественных местах;
формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих моральноволевых
качеств.
Предполагаемый результат деятельности:
6 высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися ценности
человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого
достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.
Мероприятия: игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти,
воображения и т.д.), беседы «Кто я? Какой я?», «Моё хобби», «Что такое личность?», тест
«Познай себя», психологический практикум «Правила счастливого человека», час
откровенного разговора «Мой сосед по парте», конкурс «Ученик года», беседы о вреде
алкоголя, курения и наркомании, дни Здоровья, спортивные мероприятия, выпуск
тематических газет, беседы по профориентации, акции милосердия.
2.“Я и семья”(5ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
Я помощник в своей семье.
Моя любимая мамочка. Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я – дружная семья. Здесь
живет моя семья.
Конкурсы рисунков, сочинений.
Задачи:
формировать уважение к членам семьи;
воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына,
мужа, жены.
Предполагаемый результат деятельности:
сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом,
решительностью, смелостью, благородством;
сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой,
вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;
сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов
семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать
данное слово, заботятся о своей семье.
Мероприятия: беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью», « Забота
о родителях – дело совести каждого», конкурс рисунков и стихотворений «Я люблю свою
маму», конкурсы сочинений «Я и мои родственники», «Об отце говорю с уважением», «Моя
мама – самая лучшая», соревнование «Мама, папа, я – дружная семья», концерт для
родителей «От всей души», праздники «Семейные традиции», «Только раз в году»,
фотовыставка «Я и моя семья», классные часы с привлечением родителей, совместные
праздничные вечера, день открытых дверей «День школы», родительские собрания,
педагогический лекторий для родителей.
3.“Я и культура”(4ч) – формирование отношения к искусству.
Родной край в древности. Поэты и писатели нашего города.
Что посеешь, то и пожнешь.
Широкая Масленица.
Экскурсии в музеи, конкурсы поделок из природного материала.
Задачи:
воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление,
художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать
понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина
Предполагаемый результат деятельности:
умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов
искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.
7 Мероприятия: экскурсии в музеи, посещение кинотеатров, беседы об искусстве,
встречи с творческими людьми, организация выставок детского творчества и фотовыставок,
конкурс художественной самодеятельности «Звёзды Надежды» (конкурсы мастеров
художественного слова, вокалистов, хоровых коллективов, инструменталистов, театральных и
танцевальных коллективов), выставки книг, книжкина неделя, КВН.
4.“Я и школа”(ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. Школьная
символика (гимн, герб, флаг). По каким правилам мы живем в школе? Десант чистоты и
порядка.
Конкурсы сочинений. Трудовой десант
Задачи:
формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу,
стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы
подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность,
формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;
воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в
укреплении своего здоровья;
воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.
Предполагаемый результат деятельности:
осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений
«ученик – учитель», «ученик ученик», выполнение распорядка работы школы и
возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика,
выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и
радости общения, уважения друг к другу.
Мероприятия: праздник первого звонка, экскурсия по школе «Мой школьный дом»,
беседы «Правила поведения в школе», беседа о школьном уставе «Мои права и обязанности»,
конкурс сочинений и рисунков «Моя школа», «Моя учительница», организация дежурств,
игры «Самое сильное звено», «Проще простого о вежливости», конкурс сочинений «Наша
школа в будущем», конкурс поздравлений, выпуск плакатов ко Дню учителя, концерт для
учителей, акция «Библиотеке нашу помощь», конкурс классных комнат «Самый уютный
класс», конкурс классных уголков, трудовой десант «Укрась территорию школы», акция
«Неделя пятерок».
5.“Я и мое Отечество”(9ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права.
Мой любимый город. Наш город. О чем шепчут названия улиц родного города.
След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза – наши
земляки. Открытка ветерану.
Конкурсы рисунков, экскурсии в музеи, акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка
праздничных открыток.
Задачи:
развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное
отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего
поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою
страну.
8 Предполагаемый результат деятельности:
убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей
Родиной, изучает ее историкокультурное, духовное наследие, верен своему гражданскому
долгу и готов к защите Отечества.
Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины, встреча с
работниками прокуратуры «Об ответственности несовершеннолетних», лекция «Права и
обязанности ребенка», экскурсии в краеведческие и школьные музеи, конкурс рисунков и
сочинений «Моя малая Родина», встречи с ветеранами ВОВ, участниками локальных войн
6.“Я и планета”(6ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Осень в родном городе. Знай и люби свой край.
Экология нашего города. День добрых волшебников.
Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц.
Вывешивание кормушек, выставки рисунков.
Задачи:
воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;
формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как
источнику радости и творчества людей.
Предполагаемый результат деятельности:
обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете
Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает
активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.
Мероприятия: круглый стол «Я житель планеты Земля», конкурс рисунков «Береги
природу наш дом», уборка территории вокруг школы «Укрась кусочек планеты», «Цветник
у школы», конкурс стихотворений «Природа в поэзии», беседы «Мы в ответе за тех, кого
приручили», экскурсии в природу «Вот и осень к нам пришла», «Зимушказима», «В гости к
зеленой аптеке», мастерская кормушек, акция «Покормите птиц зимой».
5 .Характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа:
В результате реализации программы обеспечивается достижение обучающимися
воспитательных результатов и эффектов деятельности, которые распределяются по трем
уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний
(об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых
формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и
повседневной жизни (1 класс).
Второй уровень результатов — получение обучающимся опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной
реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения,
т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает
(или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний,
начинает их ценить (или отвергает) (2 – 3 классы).
Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного
общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек
действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным
деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое
значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных
субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде (4
класс).
9 С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают
воспитательные эффекты:
• на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания
как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
• на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в
нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
В результате реализации программы ожидается:
развитие творческих способностей;
осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к
деяниям предыдущих поколений;
активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
руководствоваться ими в практической деятельности.
способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование
осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность
Описание личных качеств ученика в результате реализации программы:
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская
позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
доброжелательный; порядочный; самодисциплинированный; уверенный; терпимый
(толерантный); самостоятельный; ответственный; целеустремленный (особенно к знаниям);
внимательный к сверстникам; аккуратный; уважительный; любящий; интеллектуальный;
здоровый; общительный; любознательный; сопереживающий; воспитанный; трудолюбивый;
открытый; активный; коммуникабельный; социально зрелый и др.
В целом это самоактуализированная личность ученика с раскрытым личностным
потенциалом.
Обучающийся научится:
_ понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны; родина, столица,
народы России (на отдельных примерах), наши праздники; международное сотрудничество;
история, предыстория;
_ ориентироваться в историческом времени;
_ определять на карте границы и крупные города России;
_ рассказывать о родной стране, своем городе (селе);
_ различать символы государства флаг, герб России и флаг, герб субъекта Российской
Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
_ уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения;
_ уважительно относиться к защитникам Родины;
_ читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания;
_ различать художественную и научнопопулярную литературу;
_ анализировать ответы товарищей;
_ осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе.
Обучающийся получит возможность научиться:
_ понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира; народы России,
международные праздники; общечеловеческие проблемы и ценности; достоверное
и версии в истории;
_ приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда
других стран, родного края (не менее трех);
_ различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло,
трудолюбие и леность, красиво и некрасиво);
_ анализировать литературные источники для приобретения первоначальных историко
обществоведческих знаний;
10 _ на основе анализа текстов делать умозаключения, выводы, устанавливать причинно
следственные связи;
_ уважительно относиться к своему городу, людям своего города, народу, России.
11
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Я - гражданин России» для 2 класса Направление: духовно - нравственное
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Я - гражданин России» для 2 класса Направление: духовно - нравственное
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Я - гражданин России» для 2 класса Направление: духовно - нравственное
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Я - гражданин России» для 2 класса Направление: духовно - нравственное
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Я - гражданин России» для 2 класса Направление: духовно - нравственное
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Я - гражданин России» для 2 класса Направление: духовно - нравственное
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Я - гражданин России» для 2 класса Направление: духовно - нравственное
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Я - гражданин России» для 2 класса Направление: духовно - нравственное
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Я - гражданин России» для 2 класса Направление: духовно - нравственное
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Я - гражданин России» для 2 класса Направление: духовно - нравственное
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Я - гражданин России» для 2 класса Направление: духовно - нравственное
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.