Рабочая тетрадь 7 класс всеобщая истории ( к учебнику Юдовской, Ванюшкина)
Оценка 5

Рабочая тетрадь 7 класс всеобщая истории ( к учебнику Юдовской, Ванюшкина)

Оценка 5
Рабочие тетради
pdf
история
7 кл
28.02.2018
Рабочая тетрадь 7 класс всеобщая истории ( к учебнику Юдовской, Ванюшкина)
Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения). Рабочая тетрадь соответствует содержанию и структуре учебника А.Я. Юдовской, П.А. Баранова, Л.М. Ванюшкиной по истории Нового времени для 7 класса. В нее включены разнообразные по форме и уровню сложности задания, выполняя которые учащиеся повторяют и углубляют полученные на уроке знания, закрепляют и совершенствуют необходимые умения и навыки. Контурные карты и задания к ним помогут учащимся сформировать навыки работы с историческим атласом и картами учебника. С тетрадью можно работать как на уроке, так и дома. Рабочая тетрадь предназначена учащимся 7 классов, учителям и методистам.
рабочая тетарадь 7 класс всеобщая история.pdf

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

ИСТОРИЯ Л.М. А.Я. ЮдовскаяВанюшкина


НОВОГО ВРЕМЕНИ

РА- 9ЧАя ТЕТРАДЬ

А. Я. Юдовская

Л. М. Ванюшкина

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ИСТОРИЯ

НОВОГО ВРЕМЕНИ

1500-1800

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

 

7 класс

Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений

В 2 частях

Часть 1

2-е издание

МОСКВА

«ПРОСВЕЩЕНИЕ»

2010

удк

БЫС

1016

Уважаемые семиклассники!

1500—1800 гг. — переходный период от традиционного общества к индустриальному, это история доиндустриа.льного общества. Выполняя задания тетради, вы лучше поймете процесс постепенного разрушения старых традиций и формирования человека Нового времени. Предлагаемые задания помогут вам лучше понять изучаемую эпоху, научат сопоставлять факты, проверять свои знания. Задания, отмеченные звездочкой — повышенной трудности.

1SBN 978-5-09-024.353-7(1) С) Издательство «Просвещение», 2009 ISBN 978-5-09-024354-4(общ.) (О Художественное оформление.

Издательство «Просвещение», 2009

Все права защищены

Задание 1. Среди перечисленных ниже изобретений, сделанных человечеством, отметьте (подчеркните) те, благодаря которым в XV—XVI вв. смогли свершиться Великие географические открытия. Укажите их роль.

Порох; шелк; каравелла; фарфор; винт; новые источники энергии — ветряные мельницы, каменный уголь; компас; огнестрельное оружие; бумага; книгопечатание; ворот.

Задание 2. Современники Великих географических открытий указывали, что каждый мореплаватель, отправлявшийся в экспедицию, должен был иметь при себе набор необходимых вещей. Эти предметы нарисованы ниже. Подпишите их и укажите, для чего они служили.

з

Задание З. Выберите правильный ответ. Впервые мушкет был применен:

а) в ХУ в. англичанами; б) в XVI в. испанцами; в) в XVII в. французами; г) в XVIII в. швейцарцами.

Задание 4. Заполните пропуски. О ком из великих мореплавателей этот рассказ?

Жизнь  полна легенд и загадок. Известно, что родился он в 14 г. в итальянском городе  в семье небогатого ткача. Неясным остался вопрос о его образовании. Одни исследователи считают, что он обучался в городе Павия, другие — что он был гениальным самоучкой. Известно, что в 70—80-е гг. в. он увлеченно занимался географией, изучал навигационные карты, работал над проектом открытия кратчайшего морского пути из Европы в Азию, рассчитывая

попасть туда через  океан.

Для осуществления планов нужны были деньги, и  в поисках средств отправился к европейским королевским дворам. В Португалии «Совет математиков» отверг его проект как фантастический, несбыточным нашел его и английский король. Отказал в деньгах и испанский король, так как его советники заявили, что «шарообразная форма Земли образовала бы перед кораблем гору, через которую он не смог бы переплыть даже при самом попутном ветре». Время шло. Наконец в  г. испанские короли и  подписали с  договор и снабдили деньгами для организации экспедиции.

Началось тяжелое плавание.

в  г. мореплаватель ступил на землю острова, который назвали  а затем были

5

открыты еще два острова, которые носят названия  и  В результате последующих трех экспедиций были открыты

До конца своих дней мореплаватель верил, что открыл новый путь в Индию. Открытый им материк носит имя другого исследователя и называется

В XlX в. французский писатель Виктор Гюго писал: «Есть несчастные люди:  не может написать своего имени на своем открытии...»

Задание 5. Объясните выражения. В каких случаях они применялись?

Это страна, где «каждый крестьянин был рыбаком, а каждый дворянин капитаном » .

     «Этот человек          мешок с перцем».

«Устав дырявые донашивать кафтаны... плыли покорить тот сказочный металл».

Корабль плыл по «морю Мрака».

Задание 6. Выберите правильный ответ. Революция цен     это:

а) резкое вздорожание золота и падение цен на все другие товары; б) падение цен на золото и вздорожа6

ние всех других товаров; в) замена золотых и серебряных монет бумажными деньгами.

Задание 7. Заполните таблицу «Великие географические открытия» .

Причины Великих географических открытий

Представители каких слоев населения Европы были заинтересованы в открытии новых земель

Цели, которые они преследовали

Последствия Великих географических открытий

Задание 8, На контурной карте разным цветом нанесите маршруты наиболее важных экспедиций XV — середины XVII в., обозначьте их годы.

7





Задание 9. Если вы замените цифры буквами согласно их месту в русском алфавите, то прочитаете высказывание. Объясните его смысл.

Задание 10*. Напишите эссе, в котором выскажите свое мнение о том, как принцип «один монарх, один закон, одна религия» влиял на положение личности в абсолютистском государстве. Свою точку зрения аргументируйте. Для ответа используйте текст учебника, произведения художественной литературы, видео- и кинофильмы.

Задание 11. Какие политические и экономические последствия имело установление абсолютизма в европейских государствах?

1. 2. з.

4.

Задание 12. Выскажите свое суждение, отлича.лся ли абсолютизм от деспотической власти, если отличался, то чем.

Задание 13. Проанализируйте приведенный ниже документ и заполните таблицу.

Из устава цеха парижских ткачей

Каждый парижский ткач шерсти может иметь в своем доме два широких станка и один узкий. Каждый ткач в своем доме может иметь не больше одного ученика, но не меньше, чем на четыре года службы.

Все сукна должны быть из шерсти и так же хороши в начале, как и в середине.

Никто из цеха не должен начинать работу раньше восхода солнца под угрозой штрафа.

Подмастерья-ткачи должны оставлять работу, как только прозвонит первый удар колокола к вечерней молитве, но складывать работу они должны после звона колокола.

Положения цехового устава, положительно влиявшие на развитие производства в XITI—XIV вв.

Положения цехового устава, отрицательно влиявшие на развитие производства в xv—xvr вв.

Подумайте, существует ли связь между цеховыми правилами и формами развития мануфактурного производства. Ответ запишите.

Задание 14. Подъем торговли связан с развитием бирж. Подумайте, какая связь существовала между этими процессами. Почему развитие бирж относится к XVI в.?

Задание 15. Заполните таблицу «Отличия мануфактуры от ремесленной мастерской» .

 

Вопросы для сравнения

Ремесленная мастерская

Мануфактура

Каковы размеры предприятий?

Кто работал на предприятии?

Какие орудия труда применялись?

Кому принадлежали орудия труда и изготовленная продукция?

Существовало ли разделение труда?

Задание 16. Напишите сочинение на тему «Покупатели и продавцы на рынке». Ваша работа должна заканчиваться фразой: «Лучше иметь друзей на рынке, чем монеты в сундуке». При подготовке используйте текст и иллюстрации учебника (с. 37 и др.).

Задание 17. В начале XVI в. в европейских странах уже существовали типографии, имевшие дорогое оборудование — станки, шрифты и т. д. Обычно даже в небольшой типографии работало около 30 человек, и каждый имел свою специальность наборщик, печатник, корректор и др.

К какому виду производства относится типография? Объясните почему. При ответе используйте рисунок.

Задание 18. Как вы понимаете выражение «На бирже можно продать и купить ветер»? Запишите диалог продавца и покупателя.

Задание 19. Какие из перечисленных ниже положений являются признаками зарождения капитализма:

а) развитие мануфактур; б) крестовые походы; в) увеличение числа наемных работников; г) натуральное хозяйство; д) рост числа предпринимателей?

Задание 20. Укажите, какие из перечисленных слоев населения относились к буржуазии:

а) купцы; б) банкиры; в) наемные рабочие на мануфактурах; г) владельцы мануфактур.

Задание 21. Выберите из предложенных ниже суждений те, которые помогут правильно ответить на вопрос о причинах развития мануфактурного производства:

а) наличие свободной рабочей силы в лице освободившихся от крепостной зависимости крестьян и разорившихся мелких ремесленников;

б) появление первых механических машин, приводимых в движение энергией воды;

в) развитие морской торговли и рост городов увеличили спрос на изделия ремесла;

г) приток золота и серебра из Нового Света обеспечил купцам-предпринимателям необходимые денежные средства для организации мануфактур;

д) цеховые правила мешали применению технических изобретений в ремесленных мастерских;

е) правительства европейских стран насильно отправляли работать на мануфактуры нищих и бродяг.

Задание 22*. Как вы думаете, почему авторы учебника рассказ о купцах Фуггерах назвали «Век Фуггеров»? Предложите свое название.

Внимательно рассмотрите рисунок (с. 46 учебника). Какие выводы о занятиях Фуггера-купца и банкира вы можете сделать?

Задание 23. О каком городе говорили в XVI в., что он «поглотил торговлю других городов» и стал «воротами Европы»:

а) Париж; б) Кельн; в) Антверпен; г) Лондон?

Задание 24. Установите соответствие между термином и его значением. В таблицу впишите буквы выбранных вами ответов.

1.   Фермер А. Денежная единица Нидерландов

2.   Откупщик       Б. Дворянский титул во Франции

З. Шевалье

В. Крестьянин-предприниматель, использующий наемный труд и технику

4. Гульден

Г. Человек, бравший на откуп сбор какой-либо пошлины или налога

Д. Налог, который во Франции государство собирало с крестьян

1

2

3

4

 

 

 

 

Задание 25*. Мода эпохи Возрождения сменилась испанской модой, затем законодательницей моды в Европе стала Франция. Рассмотрите рисунки и подпишите, к какому направлению европейской моды относится каждый из них. Объясните, в чем особенности представленных направлений моды.




Задание 26. Как вы знаете, в XVI—XVII вв. в европейских странах существовали поваренные книги. Если бы вам предложили написать такую книгу, то какое меню на один день составили бы вы для крестьянской семьи, семьи бедного горожанина, семьи буржуа или богатой аристократической семьи?

XVI—XVII вв. хип в. Меню         Меню

Меню

Меню

Меню

Меню

Задание 27. Прочитайте отрывок из книги историка Н. М. Карамзина (1766—1826) «Письма русского путешественника» и подчеркните разным цветом черты средневекового города и черты, присущие городам Нового времени.

Составьте рассказ о повседневной жизни горожан в XVII—XVIII вв. Для ответа используйте текст учебника (S 4—6) и иллюстрации.

Париж покажется вам великолепнейшим городом, когда вы въедете в него по Версальской дороге. Громады зданий впереди с высокими шпицами и куполами; на правой стороне река Сена с картинными домиками и садами; на левой, за пространною зеленою равниною гора Мартр, покрытая бесчисленными ветряными мельницами... Дорога широкая, ровная, гладка, как стол, и ночью бывает освещена фонарями. Застава есть небольшой домик, который пленяет вас красотой архитектуры своей. Через обширный бархатный луг въезжаете в поля Елисейские, недаром названные сим привлекательным именем: лесок... с маленькими цветущими лужками, с хижинками, в разных местах рассеянными, из которых в одной найдете кофейный дом, в другой — лавку. Тут по воскресеньям гуляет народ, играет музыка, пляшут веселые мещанки. Бедные люди, изнуренные шестидневною работою, отдыхают на свежей траве, пьют вино и поют водевили...

.Взор ваш стремится вперед, туда, где на большой, осьмиугольной площади возвышается статуя Людовика окруженная белым мраморным балюстрадом. Подойдите к ней и увидите перед собою густые аллеи славного сада Тюильри, примыкающие к великолепному дворцу: вид прекрасный... Здесь гуляет уже не народ, как в полях Елисейских, а так называемые лучшие люди, кавалеры и дамы, с которых пудра и румяна сыплются на землю. Взойдите на большую террасу, посмотрите направо, налево, кругом: везде огромные здания, замки, храмы — красивые берега Сены, гранитные мосты, на которых толпятся тысячи людей, стучит множество карет — взгляните на все и скажите, каков Париж. Мало, если назовете его первым городом в свете, столицею великолепия и волшебства. Останьтесь же здесь, если не хотите переменить своего мнения; пошедши далее, увидите... тесные улицы, оскорбительное смешение богатства с нищетоо; подле блестящей лавки ювелира кучу гнилых яблок и сельдей; везде грязь и даже кровь, текущую ручьями из мясных рядов, — зажмете нос и закроете глаза.

. Улицы все без исключения узки и темны от огромных домов... Горе бедным пешеходцам, а особливо, когда идет дождь! Вам надобно или месить грязь на середине улицы, или вода, льющаяся с кровель... не оставит на вас сухой нитки. Карета здесь необходима, по крайней мере для нас, иностранцев, а французы умеют чудесным образом ходить по грязи не грязнясь, мастерски прыгают с камня на камень и прячутся в лавки от скачущих карет.

Задание 28. Как вы понимаете выражение «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты есть»? Внимательно рассмотрите рисунки и вставьте в каждую подпись недостающее ключевое слово, помогающее определить социальное положение данной семьи.

Ужин в                 Ужин в семье.    семье.

Ужин в                                                семье.


Тестовые задания к S 1—6

1.               Выберите правильный ответ.

1.1.       Крупнейшим европейским городом к началу

в. стал:

а) Аугсбург; б) Амстердам; в) Лондон; г) Париж;

д) Кельн.

1.2.       Место заключения сделок между банкирами, торговцами, негоциантами в XVI—XVII вв.:

а) лавка; б) банк; в) биржа; г) резиденция.

1.3.       Средства, вкладываемые в производство для получения прибыли:

а) сокровища; б) деньги; в) капитал; г) акции. 1.4. Автор сочинения «О горном деле и металлургии в двенадцати книгах»:

а) Тарталья; б) Якоб Фуггер; в) Георгий Агрикола;

г) Паоло Тосканелли.


1.5. Основные черты Нового времени в XVI— XVII вв. — это:

а) внедрение в жизнь великих изобретений Средневековья; б) использование новых источников энергии и передача ее механизмам; в) развитие мануфактурного производства; г) укрепление цеховой системы; д) рост торговли и товарно-денежного хозяйства; е) усиление закрепощения крестьян; ж) численный рост буржуазии и усиление предпринимательской деяте.льности; з) рост влияния городов в экономической жизни Европы; и) укрепление натурального хозяйства.

2.               Согласны ли вы со следующими утверждениями? 2.1. 1522 г. — начало первой экспедиции Христофора Колумба для поиска новых путей в Индию (да; нет).

2.2.        Стюарты — французская королевская династия (да; нет).

2.3.        Резиденция место постоянного пребывания главы государства (да; нет).


З. Установите соответствие между датой и событием. В таблицу впишите буквы выбранных вами ответов.

1. 1492 г. А. Начало экспедиции Магеллана 2. 1497 г. Б. Начало экспедиции Васко да Гамы

з. 1519 г. В. Начало экспедиции Христофора 4. 1600 г. Колумба

1

2

з

4

 

 

 

 

Установите соответствие между термином и его значением.

1. Поденщик

А. Крестьянин, получивший землю во временное пользование

2. Арендатор

Б. Новые дворяне

З. Джентри

В. Предприниматель-капиталист

4. Буржуа

Г. Сгон крестьян с их наделов и

превращение этих земель в пастбипда для овец

Д. Бедняк, нанимавшийся на временную работу

1

2

з

4

 

 

 

 

4. О ком идет речь?

Он родился в 1643 г. и вступил на престол, когда ему не было еще пяти лет. Управление государством сосредоточилось в руках его матери и кардинала Мазарини. Его юность проходила в забавах, принятых при королевском дворе. После смерти кардинала молодой король с головой окунулся в государственные дела, умело подбирая себе сподвижников достаточно толковых, но не слишком ярких. При нем почитание королевской власти приняло полурелигиозный характер, а о себе он говорил: «Вы ду-

З                         7 аыгт,

мали, господа, что государство — это вы? Государство это я».

Король оставил потомкам мемуары, в которых изложил свои взгляды на управление государством. Он писал: «В моих целях не было брать в министры выдающихся людей. Нужно было первым делом дать понять... что моим намерением не было делиться властью».

«Есть некоторые случаи, когда мы [т. е. короли]. . . заступая место Бога, как бы разделяем с Ним всеведение и всемогущество».

« Короли суть полновластные господа и естественно имеют право свободно распоряжаться всем имуществом, находящимся во владении как духовных, так и светских лиц...»

«Когда работаешь для государства работаешь для себя. Благо одного составляет славу другого».

Резиденция французских королей переместилась при нем в Версаль, где был построен прекрасный дворец с великолепным парком. Король стремился, чтобы вокруг него в Версале вращался весь цвет французской нации, чтобы именно здесь располагался культурный центр Европы.

При нем абсолютизм во Франции достиг своей высшей точки. Искусный притворщик, осмотрительный и недоверчивый, дерзкий в своих желаниях, он заявлял, что «профессия короля великая, благородная, восхитительная профессия».

5.    Сгруппируйте по определенным признакам.

а) Франциск 1; б) Генрих V111; в) парламент; г) Людовик XIV; д) Генеральные штаты; е) Яков Стюарт.

6.    Задание с развернутым ответом.

Прочитайте текст документа и ответьте на вопросы.

26

Кольбер мэру и эшевенам 1 города Оксерра

Король приказал перенести мануфактуры кружев и саржи2 из Лондона в ваш город, где они и были учреждены. Но жители Оксерра до сих пор пренебрегали тем, чтобы посылать своих детей в дома, где были основаны эти мануфактуры, для того чтобы их детей там обучали...

Я убежден, что если вы наложите на них штраф, а с другой стороны, будете давать награды тем, которые выполняют свои обязанности, и предоставите им освобождение от налогов, как это было постановлено, то вы... докажете народу, что это является его подлинным интересом...

6.1. Как вы думаете, с какой целью могущественный Людовик XIV лично занимался такой «низменной» проблемой, как учреждение мануфактур?

6.2. Какой вывод о характере государственной власти и господствующем экономическом учении можно сделать на основе анализа данного текста?

6.3. Какое суждение о правах человека во Франции можно сформулировать на основе приведенного источника?

Эшевен должностное лицо с административными и судебными правами.

2 Саржа хлопчатобумажная или шелковая ткань с наклонными рубчиками по лицевой стороне.

Задания к S 7—10

Задание 1. Перед вами галерея портретов людей эпохи Возрождения.

Внимательно рассмотрите эти произведения и постарайтесь доказать, что эти люди представители эпохи Возрождения. Свои размышления запишите в тетрадь.

28

Выберите один из портретов (возможно, это будет изображение, которое вы увидели в учебнике или альбоме, посвященном искусству Возрождения). Сочините и запишите в тетрадь внутренний монолог героя (то, что человек думает, но не произносит вслух), чтобы из него мы узнали биографию изображенного на полотне, его характер, профессию, увлечения и т. д.

Задание 2. Философов Возрождения называют гуманистами. Прочитайте их высказывания.

«Человек одарен от природы, и если он упорен и смел, то необычайно преуспевает в делах» (Франческо Гвиччарди).

«Каждый человек всегда находится в центре мира. Каждый — средоточие мира, человек всегда центр мира» (Леонардо да Винчи).

«Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочитаешь» (Пико делла Мирандола).

«Человек измеряет небо и землю... Ни небо не представляется для него слишком высоким, ни центр земли слишком глубоким... А так как человек познал строй небесных светил, то кто станет отрицать, что гений человека почти такой же, как у самого творца небесных светил, и что он некоторым образом мог бы создать эти светила, если бы имел орудия и небесный материал» (Марсилио Фичино).

«Наш век (ХМ. — Авт.) столь счастлив и столь богат великими и блистательными умами, что нет у него оснований завидовать ни древним, ни даже тем, быть может, что будут после нас. Ибо он породил людей, выдающихся в познаниях и в науках, и других, открывших вещи, весьма полезные и служащие украшению человеческой жизни, и таких, наконец, которые, пересекая моря, проникли в края и зо

страны, неведомые прежним народам» (Серторио Кваттромани).

«Люди не только будут обладать знанием всех вещей, но станут почти всемогущими» (Бернардино Толезио).

Выпишите из каждого высказывания законченную мысль так, чтобы получился один общий текст гимн человеку эпохи Возрождения.

Красным цветом отметьте в полученном тексте то, что согласуется с вашим представлением о человеке, синим с чем вы хотели бы поспорить. Обсудите свою точку зрения с товарищами.

Задание З. В Библии есть рассказ о могучем предводителе филистимлянского войска гиганте Голиафе, который хотел покорить народ Израиля. Спасителем народа Израиля стал юный Давид. Согласно библейскому тексту Давид был не воином, а простым пастухом: «И сказал Саул Давиду: не можешь ты идти против этого филистимлянина, чтобы сразиться с ним; ибо ты еще юноша, а он воин...» Однако Давид не испугался и сразил врага камнем, метко пущенным из пращи.


В 1504 г. Микеланджело изваял мраморную статую Давида (ее высота 5,5 м), которую горожане установили на главной площади Флоренции. Рассмотрите изображение Давида, каким увидел его скульптор (с. 74 учебника). Запишите в тетрадь, что в изображении Давида напоминает нам о сюжете Библии, что — противоречит библейскому рассказу. Почему?

Задание 4. Как вы думаете, почему в начале Нового времени резко усилился интерес человека к окружающему миру? Свой ответ запишите.

Задание 5*. Перед вами два знаменитых памятника эпохи Возрождения: собор Святого Петра в Риме, возведенный по проекту Микеланджело, и конная статуя Коллеони в Венеции, выполненная художником и скульптором Вероккио. Оба памятника неоднократно служили образцами для мастеров культуры.

Вспомните архитектурные постройки и скульптуры Возрождения, имеющие нечто сходное с собором Микеланджело и статуей Вероккио. Запишите их названия.

33

Посмотрите книги и альбомы по отечественному искусству ХТХ в. Несомненно, вы найдете в них памятники, находящиеся в российских городах, которые также имеют общие черты со знаменитыми творениями мастеров Возрождения.

А теперь подумайте и запишите в тетрадь ответ на вопрос: «В чем произведения Микеланджело и Вероккио могли служить образцами для современников и потомков?»

Задание 6*. В начале XVI в. Рим заменяет угасающую Флоренцию и становится художественным центром Италии, необыкновенно хорошеет. Знаменитые мастера, приглашаемые папами из других городов, украшают его величественными памятниками и архитектурными ансамблями.

Перенесемся в 1512 г. и, смешавшись с толпой горожан, совершим небольшое путешествие по Вечному городу: поспешим осмотреть вновь открытую Сикстинскую капеллу, в которой только что закончил роспись Микеланджело.

Прочитайте помещенный ниже рассказ об этом путешествии. Будьте внимательны. В текст вкрались ошибки, которые вам предстоит найти, используя


свои знания, умение рассуждать и работать с картой. Отметьте их красным цветом. Сделайте необходимые исправления в тексте рассказа. На карте Рима нанесите маршрут, которым шли герои рассказа.

Тихое осеннее утро взбудоражено волной слухов и пересудов, несущихся из Ватикана. «Весть об открытии капеллы распространилась по всему свету, и со всех сторон сбеГШЛИСЬ ЛЮДИ...» — писал знаменитый биограф Джорджо Вазари. Еще бы! Не каждый день случается полюбоваться покоями папских дворцов. Но сегодня это возможно.

Толпы народа направляются к Сикстинской капелле, возведенной по приказу папы Сикста lV в 80-е гг. в. Вместе с жителями предместий войдем в Вечный город и мы.

Наш путь лежит по самой знаменитой римской торговой и военной дороге — Виа Аппиа, превращенной ныне в городскую магистраль. Наше путешествие пройдет через древний центр города к Ватикану, папской резиденции на берегу Тибра.

Наиболее быстроногие уже миновали Палатин. Справа — памятники Средневековья: термы Каракаллы и Колизей, где проходили театральные представления. Их камни видели постановки Аристофана и Еврипида. Колизей сильно пострадал не только от времени: при строительстве Палаццо Венеция использовали камень Колизея в качестве строительного материала.

Колизей

Наш дальнейший путь лежит между излучиной Тибра справа и Капитолием слева. На капитолийской равнине хорошо различим дворец Консерваторов. Здесь в 1471 г. появился первый в Европе общедоступный музей — коллекция античной скульптуры.

Но сейчас некогда любоваться замечательными произведениями! Мы торопимся дальше через почти пустое Марсово поле (Пантеон появится много позднее) к переправе. Нам надо на другую сторону Тибра. Туда, в Ватикан, перенес Сикст lV резиденцию пап. Он приказал реставрировать античный мост Адриана, ведущий к замку Святого Ангела, убрать с него все лавки торговцев.

Роспись сводов Сикстинской капеллы

(3

М.

Палаццо Венеция

Минуем мост — и мы в Ватикане. В чистом прозрачном воздухе отчетливо виден купол собора Святого Петра. Кругом идут строительные работы: племянник Сикста lV, папа Юлий П, захотел соединить летнюю резиденцию пап с Сикстинской капеллой. В 1508 г. по его приказу Микеланджело начал расписывать фресками потолок капеллы и трудился над выполнением этой сложнейшей задачи более 10 лет.

Войдем вместе с горожанами в капеллу. Чтобы рассмотреть роспись плафона, надо высоко поднять голову. В изумлении застыли люди, разглядывая титанические фигуры, воскресающие эпизоды Библии: «Отделение света от тьмы», «Сотворение человека», «Жертвоприношение Ноя», «Потоп». Величественные росписи поражали воображение, наполняли душу смятением и восторгом. Насладившись лицезрением фресок, горожане спешили домой, чтобы рассказать тем, кто еще здесь не был, об удивительном ансамбле.

1. Замок Св. Ангела. 2. Собор Св. Петра. З. Пантеон. 4. Палаццо Венеция. 5. Капитолий. 6, Колизей. 7. Большой цирк. 8. Термы Каракаллы. 9. Мост Св. Ангела

Задание 7. Какие научные открытия и технические изобретения, сделанные в XVI—XVIII вв., не потеряли своего значения и в наше время? Какими из этих открытий и изобретений пользуетесь вы? Ответ запишите.


Задание 8*. Перед вами гравюра знаменитого художника ХХ в. Пабло Пикассо. Она изображает героев романа Сервантеса «Дон Кихот». Как вам кажется, какой эпизод странствий Рыцаря Печального Образа запечатлел автор гравюры? Что в произведении помогает вам найти ответ? Запишите выводы в тетрадь.


Представьте, что вы художник, которого попросили выполнить иллюстрации к роману. Какие эпизоды, наиболее ярко характеризующие героев, выбрали бы вы? Попробуйте нарисовать их.

Задание 9. На суде Джордано Бруно воскликнул, обращаясь к судьям: «Вы с ббльшим страхом объявляете мне приговор, чем я выслушиваю его!» Кто были судьи? Почему Джордано Бруно считал, что они испытывают чувство страха? Ответ запишите.

Задание 10. Заполните таблицу «Основные положения учения о строении Вселенной Н. Коперника, Дж. Бруно и Г. Галилея».

Учение

Н. Коперника

Учение

Дж. Бруно

Учение

Г. Галилея

 

 

 

 

Новые представления о строении Вселенной

Задание 11. Установите соответствие между автором и его суждением. В таблицу впишите буквы выбранных вами ответов.

1. Фрэнсис Бэкон

А. «Земля шарообразна, потому что со всех сторон тяготеет к своему центру»

2. Рене Декарт

Б. «Самое лучшее из всех доказательств есть опыт»

З. Исаак Ньютон

В. «Я мыслю следовательно, существую»

4. Джордано Бруно

Г. «Вселенная не имеет края,

она безмерна и бесконечна»

5. Николай Коперник

1

2

з

4

5

 

 

 

 

 

Задание 12. Если вы правильно разгадаете кроссворд, то по вертикали в выделенных клеточках прочитаете понятие. Раскройте его сущность.

1. Ученый-астроном XV11 в., которого Ньютон назвал великим. 2. Ученый-астроном XVI в., сожженный по приговору инквизиции. З. Великий голландский художник XVII в. 4. Великий художник итальянского Возрождения. 5. Французский гуманист XVI в. 6. Польский астроном, первый отказавшийся от учения о неподвижности Земли. 7. Публичный спор или обсуждение научной темы. 8. Великий английский ученый, физик, математик, астроном.

Тестовые задания к S 7—10

1.  Выберите правильный ответ.

1.1.       Книга Николая Коперника «О вращении небесных тел» была напечатана в:

а) 1428 г.; 6) 1543 г.; в) 1589 г.; г) 1644 г.

1.2.       Потолок Сикстинской капеллы в Ватикане расписал:


а) Франсуа Рабле; б) Диего Веласкес; в) Исаак Ньютон; г) Микеланджело Буонарроти.

2.  Согласны ли вы со следующими утверждениями?

2.1.       Леонардо да Винчи называл живопись «царицей искусств» (да; нет).

2.2.       Сонет — стихотворение из 14 строк (да; нет). 2.3. Рембрандт ван Рейн изобрел паровой двигатель (да; нет).

З. Задание с развернутым ответом.

Прочитайте отрывки из книги Мишеля Монтеня «Опыты» и ответьте на вопросы.

О праздности. Как пустующая земля, если она жирна и плодородна, зарастает тысячами видов сорных и бесполезных трав, и, чтобы заставить ее служить в наших целях, необходимо сначала подвергнуть ее обработке и засеять определенными семенами... так же и с нашим умом. Если не занять его определенным предметом, который держал бы его в узде, он начинает метаться из стороны в сторону, то туда, то сюда, по бескрайним полям воображения.

О лжецах. ...Лживость гнуснейший порок. Только слово делает нас людьми, только слово дает нам возможность общаться между собой.

О воспитании детей. ...Знать наизусть еще вовсе не значит знать; это только держать в памяти то, что ей дали на хранение. А тем, что знаешь понастоящему, ты вправе распорядиться, не оглядываясь на хозяина, не заглядывая в книгу. Ученость чисто книжного происхождения — жалкая ученость! Я считаю, что она украшение, но никак не фундамент...

Пусть совесть и добродетели ученика находят отражение в его речи и не знают иного руководителя, кроме разума. Пусть его заставят понять, что признаться в ошибке, допущенной в своем рассуждении, даже если она никем, кроме него, не замечена, есть свидетельство ума и чистосердечия, к чему он в первую очередь и должен стремиться; что упорствовать в своих заблуждениях и отстаивать их свойства весьма обыденные, присущие чаще всего низменным душам, и что умение одуматься и поправить себя, сознаться в своей ошибке в пылу спора — качества редкие, ценные и свойственные философам.

. Пусть наш юноша научится не столько отвечать уроки, сколько претворять их в жизнь. Пусть он претворяет их в своих действиях. И тогда будет видно, лежит ли благоразумие в основе его начинаний, проявляет ли он справедливость и доброту в своем поведении, ум и изящество в речах, стойкость в болезнях, скромность в забавах, неприхотливость в питье и пище... умеет ли соблюдать порядок в своих домашних делах.

Подлинным зеркалом нашего образа мыслей является наша жизнь.


О существующем среди нас неравенстве. Надо судить о человеке по качествам его, а не по нарядам... Пусть он отложит в сторону свои богатства и звания и предстанет перед вами в одной рубашке. Какая душа у него? Прекрасна ли она, одарена ли способностями и всеми надлежащими качествами? Ей ли принадлежит ее богатство или оно заимствовано?

О пьянстве. Среди других прегрешений пьянство представляется мне пороком особенно грубым и низменным... Другие пороки притупляют разум, пьянство же разрушает его и поражает тело.

О суетности. В истинной дружбе — а она мне известна до тонкостей — я отдаю моему другу больше, чем беру у него. Мне больше по душе, когда я сам делаю ему добро, чем когда он делает его мне; и больше всего добра он делает мне тогда, когда делает его самому себе.

3.1. Как вы думаете, почему книга, написанная в XVI в., широко издается в XX—XXI вв. и находит своих читателей?

3.2. Какие ценности, по мнению автора, должны быть заложены в воспитании и обучении детей?

3.3. Какими душевными качествами, с точки зрения Монтеня, должен обладать порядочный человек? Выскажите свое отношение к позиции автора.

Задания к S 11—14

Задание 1. Внимательно прочитайте текст и подчеркните те черты в деятельности католической церкви и в повседневной жизни священнослужителей и монахов, которые вызывали протест у части верующих.

Городской поэт Фрейданк писал о папской власти: Ручьи сокровищ в Рим бегут, Здесь вечный находя приют.

Но на дыру без дна похож,

Безбожный Рим не полон все ж.

Ручьи грехов сюда стекают,

И здесь их людям отпускают... Кто нравы Рима узнает, Охладевает к вере тот.

Немецкий поэт Ганс Сакс (XVl в.) писал:

Есть у попов про всех товар,

Лишь покупай — и млад и стар!

Известно, каждый поп и инок

Дом Божий превращают в рынок:

Дают реликвии доход,

А главное — в церквах идет Продажа индульгенций бойко, Вот что и есть овечья дойка!

Толпа церковников жадна.

Привыкнув грабить издавна,

Живя бессовестным обманом,

Церковник ловко лжет мирянам:

За мощи выдав зуб быка,

Он им притронется слегка

                                К болящему        и дань сберет...

Страдает от попов народ,

Не перечесть его невзгод:

Зимой и летом гнет он спину, Чтоб отдавать им десятину.

Коль не заплатишь, проклянут, Изгонят, свечи вслед швырнут, Другим чтоб было неповадно.

Трудиться разве не досадно

Крестьянину по целым дням,

Чтобы поповским холуям

Сидеть в трактирах было можно,

Курить и пьянствовать безбожно?

Задание 2. Представьте себе вечер в маленькой придорожной гостинице, где остановились на ночлег паломники, возвращающиеся из Рима. Как вы думаете, о чем рассказывали они своим внимательным слушателям? Запишите рассказ паломника.

Задание З. Какие причины привели к борьбе за переустройство церкви? Отметьте те положения, которые вы считаете правильными:

а) гонения церкви на науку; б) сбор десятины; в) торговля индульгенциями; г) организация крестовых походов; д) вмешательство духовенства в вопросы светской власти; е) потребность верующих в духовном обновлении; ж) подавление церковью крестьянских и городских движений протеста; з) запрет со стороны церкви на строительство мануфактур, поддержка ею цеховых ограничений.

Задание 4. Объясните происхождение и значение понятий. Протестант

Гугенот

Задание 5. Подумайте, какие изменения в духовной и светской жизни в результате Реформации хотели получить ее сторонники в Германии.

Князья

Феодалы

Горожане

Крестьяне

Задание 6. Запишите, какие события эпохи Реформации произошли в:

1517 г.

1525 г.

1529 г.

1540 г.

1555 г.

Задание 7. Объясните, когда и в связи с какими событиями возникло выражение «Чья страна, того и вера».

Задание 8. Продолжите суждение.

Учение Ж. Кальвина пользовалось поддержкой дворянства и молодой нарождающейся буржуазии, так как

Задание 9. Что вы знаете об этих людях?

Мартин Лютер

Карл —

Жан Кальвин

Задание 10. Знаком «+» или «—» отметьте, согласны ли вы с приведенными ниже суждениями.

Основные положения учения Ж. Кальвина:

1.               В мире властвует абсолютное Божественное предопределение.

2.               Установление Царства Божьего на земле приведет к торжеству любви к ближнему и справедливости. З. Судьба каждого человека определена заранее: либо он обречен на вечное проклятие, либо его ждет спасение.

4. Власть должна находиться в руках простого народа. 5, Тех дворян, которые будут сопротивляться установлению справедливых порядков, следует принуждать или казнить.

6.                Никто из верующих не может знать своего предопределения.

7.                Никакими добрыми делами человек не может изменить то, что предначертано ему свыше.

8.                Человек при жизни может узнать, к чему он предопределен. Он должен стремиться к наивысшему успеху в своей профессии.

9.                Успех в земных делах — знак к спасению. 10. Царство Божье можно приблизить установить его силой.

Задание 11. Случилось так, что папа римский послал в Женеву своего тайного агента, поручив ему прислать отчет обо всем, что он там увидит и услышит. Представьте себе, что могло быть в этом отчете, и напишите об этом.

Задание 12. Заполните пропуски.

Опасение потерять власть над христианским миром заставило католическую церковь предпринять ряд мер, направленных на борьбу с протестантской ересью. Эта политика, цель которой

, называлась

Ее активно поддерживали государи католи-

ческих странВ этих странах

усилилась деятельность

поощрялисьКатолическая церковь ужесточила контроль над университетами с

целью

С этой целью была введена цензура печатных изданий и создан список запрещенных книг, которые

следовало в г. в Италии был сожженС целью

в     г. испанским монахом  был основан

Задание 13. Игнатий Лойола оставил предписание, какой должна быть внешность иезуита. Вполне очевидно, что это не случайно. Поразмышляйте, каким целям могло служить данное предписание Лойолы, и запишите свое суждение.

Предписание Лойолы

Цель

« Голова слегка наклонена вперед, но не свешена влево или Вправо...»

«Глаза опущены настолько, чтобы не смотреть на собеседника, а искоса следить за ним...»

«Хмуриться и морщить нос не следует, вообще сохранять невозмутимость, но при этом внешний вид иметь больше ласковый и довольный, чем печальНЫЙ... не поджимать губы...»

« Ходить по возможности степенно... »

Задание 14. На с. 105 учебника помещена карикатура XVII в. на иезуитов. Рассмотрите внимательно рисунок и ответьте на вопросы: а) о каких качествах личности членов ордена хотел сказать художник; б) в каких кругах мог быть сделан этот рисунок?

а)

б)

Задание 15. Поразмышляйте, что нового появилось в организации кальвинистской церкви по сравнению с католической и лютеранской. Заполните таблицу.

Отличия кальвинистской церкви от католической

Отличия кальвинистской церкви от лютеранской

Задание 16. Укажите, когда начал работу Тридентский собор. Перечислите основные решения Тридентского собора. В чем его значение?

Задание 17. Установите соответствие между автором и высказанным им суждением. В таблицу впишите буквы выбранных вами ответов.

1. И. Лойола

А. «Ожидайте от меня всего, только не побега и не отречения. Я не убегу и не отрекусь от своего учения, которое буду признавать до последнего дня».

 

2. М. Лютер

Б. «Я предпочту совсем не иметь подданных, чем иметь таковыми еретиков».

 

З. Филипп П

В. «Необходимо, чтобы вера в Бога была настолько велика, чтобы человек, не колеблясь, пустился в море на доске, если у него нет корабля».

 

 

1

2

з

 

 

 

 

Задание 18. Выберите правильный ответ. Реформацию в Англии называют королевской, потому что:

а) английский парламент вынудил первого короля из династии Тюдоров подписать акт о реформе церкви; б) Генрих VIII провел в стране реформу церкви, так как без этого парламент не соглашался признать его королем; в) Генрих VIII провел реформу церкви по личной инициативе.

Задание 19. Продолжите перечень тех мероприятий Елизаветы 1, которые принесли успех ее почти полувековому правлению:

а) укрепление протестантской веры;

б) поощрение и развитие национальной промышлен-

НОСТИ;

в)

г)

д)

Задание 20. Найдите в учебнике даты к указанным событиям:

Английский парламент издал закон, объявивший короля и его преемников главой церкви в Англии,

Правление Елизаветы 1 Тюдор

Гибель Непобедимой армады

Задание 21. Объясните понятия.

Англиканская церковь —

«Кровавое законодательство»

Задание 22. Подведите итоги. Чем закончился для Англии XVI век?

1.

2.

з.

Задание 23. На контурной карте покажите, где в XVI в. во Франции продолжалась борьба между католиками и протестантами.

Задание 24. Заполните таблицу «Причины участия в протестантском движении представителей французского общества» .

Участники движения против католической церкви

Причины участия в движении

Задание 25. Запишите, какие важные события произошли во Франции в:

1570 г.

1572 г.

1594 г.

1598 г.

Задание 26. Историки называют Генриха IV Бурбона «королем, спасшим Францию». Как вы думаете, какие действия короля позволили ему получить столь лестную характеристику? Согласны ли вы с ней? Для ответа используйте текст учебника (с. 122—123). Ответ запишите в форме плана.

1. 2. з.

4.

5.

Тестовые задания к 5 1 1—14

1.   Выберите правильный ответ.

1.1.       Реформация — это:

а) отмена цеховых ограничений; б) междоусобные войны; в) борьба за переустройство церкви.

1.2.       «Вторым патриархом» Реформации, вдохнувшим в нее свежие силы, стал:

а) М. Лютер; б) И. Лойола; в) Ж. Кальвин; г) Т. Кромвель.

1.3.       Защитники католической веры и папского престола:

а) Генрих VIII Тюдор; б) Карл V; в) Елизавета Г Тюдор; г) Мария Кровавая; д) Екатерина Медичи.

2.   Согласны ли вы со следующими утверждениями?

2.1.       Реформация проходила в Европе в XV в. (да; нет).

2.2.       Мартин Лютер много сил и времени отдал поддержке крестьян в их борьбе против дворян-землевладельцев (да; нет).

2.3.       Основным результатом победы Реформации в Англии и окончания гражданских войн во Франции стало укрепление в них абсолютизма (да; нет).

2.4.       Учение Кальвина способствовало развитию личности, готовой к активной жизненной борьбе, в том числе и к предпринимательству (да; нет).

2.5.       Для борьбы с Реформацией был создан орден иезуитов, стремившийся «вернуть заблудшие массы в ограду церкви» (да; нет).

З. Установите соответствие между датой и событием. В таблицу впишите буквы выбранных вами ответов.


1.   1540 г.   А. М. Лютер написал «95 тезисов»

2.   1517 г. Б. В Англии парламент издал закон, объявлявший короля главой церкви

з. 1534 г.                  В. Гибель Непобедимой армады

4.     1588 г.     Г. Варфоломеевская ночь

5.     1598 г.   Д. Папа утвердил орден иезуитов

6.     1572 г.   Е. Нантский эдикт

1

2

з

4

5

6

 

 

 

 

 

 

4. О ком идет речь?

Этот политический деятель восемнадцать лет управлял страной и, как он сам считал, приняв государство «умирающим», оставил его «торжествую-

ГЦИМ» .

После него осталось «Политическое завещание». Прочитаем извлечения из него.

«Все политики согласны с тем, что, если бы народ слишком благоденствовал, его нельзя было бы удержать в границах его обязанностей. Они основываются на том, что, имея меньше знаний, чем другие сословия государства... народ едва ли оставался бы верен порядку, который ему предписывают разум и законы, если бы он не был до некоторой степени сдерживаем нуждою.

Разум не позволяет освобождать его от каких бы то ни было тягот, ибо, теряя в таком случае знак своего подчинения, народ забыл бы о своей участи и, будучи освобожден от податей, вообразил бы, что он свободен и от повиновения.

Его следует сравнивать с мулом, который, привыкнув к тяжести, портится от продолжительного отдыха сильнее, чем от работы...

Я говорю, что дворянство надо рассматривать как один из главнейших нервов государства, могущий много способствовать его сохранению и упроченик»...

Хотя дворяне заслуживают того, чтобы с ними обраща.лись хорошо, когда они поступают хорошо, но нужно быть с ними строгим, если они пренебрегают тем, к чему обязывает их рождение. Я без всякого колебания говорю, что те, кто, отстав от доблести предков, уклоняются от того, чтобы служить короне шпагой и жизнью... заслуживают быть лишенными выгод своего происхождения и принуждены нести часть бремени народа».

Он ввел запрет на дуэли, считая, что дворяне имеют право проливать кровь, только сражаясь за своего короля,

Он укрепил абсолютизм, разгромил гугенотскую партию внутри страны; но также не допустил усиления влияния со стороны Испании и римского папы, угрожавших распространением инквизиции на всю Западную Европу. Успех его дипломатии подготовил последующее господство страны на континенте.

Он придавал важное значение литературе, назначал писателям пенсии и стремился поставить литературу и театр на службу своей политике. С этой целью он основал Французскую академию, поддерживал зарождающуюся в это время периодическую печать, которую использовал для пропаганды своей политики.

Он не забывал и своих личных интересов, скупал земли и стал одним из самых богатых людей в стране.

О себе сказал: «Моей первой целью было величие короля, моей второй целью было величие государства» .

5.   По какому принципу образованы ряды?

5.1.    Сейм, ландтаг, парламент.

5.2.    Пуританин, гугенот, кальвинист, лютеранин.

ГЛАВА П

Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и в колониях)

Задания к S 15—19

Задание 1. Впишите в схему определение капиталистической системы хозяйствования и те факты, которые доказывают ее существование в Нидерландах в XV—XVI вв.

Капиталистическое хозяйство

 

 

 

Задание 2. Из текста S 15 выпишите те проявления испанской политики, которые стали причиной конфликта между двумя странами:

а) в области экономики

б) в области религии

в) в области национальных отношений

Задание З. В XVI в. в Нидерландах нарастало недовольство властью испанского короля. Отметьте слои населения, заинтересованные в свержении власти испанского монарха:

а) служители католической церкви; б) крупные купцы; в) люди свободных профессий; г) дворяне; д) рабочие мануфактур; е) ремесленники; ж) матросы; з) крестьяне; и) городские поденщики; к) цеховые подмастерья.

Задание 4. Объясните понятия и термины.

Штатгальтер

Иконоборцы

Гёз — Уния

Революция

Задание 5. Установите соответствие между датой и событием. В таблицу впишите буквы выбранных вами ответов.


1.    1572 г.   А. Начало иконоборческого движения

2.    1609 г.   Б. Подписание Утрехтской унии

З. 1567 г.               В. Подписание перемирия между Испанией и Голландией

4.     1566 г.   Г. Вступление армии Альбы в Брюссель

5.     1579 г.     Д. Начало испано-нидерландской войны

1

2

з

4

5

 

 

 

 

 

Задание 6. Прочитайте заметки английского купца и экономиста Томаса Мэна о причинах подъема Голландии в начале XVII в. Подчеркните причины экономического расцвета страны.

С тех пор как они сбросили с себя ярмо испанского рабства, как чудесно они развили свои способности! Какие большие средства получили они, чтобы защищать свою свободу против мощи такого врага! И не произошло ли это благодаря их непрерывному усердию в торговле? Не являются ли их провинции складами товаров для большинства стран христианского мира, благодаря чему их богатство, судоходство, моряки, ремесла, народ, а потом и собственные доходы... выросли до удивительной высоты? Если мы сравним времена их порабощения с их настоящим состоянием, они покажутся нам другим народом.

„Такая маленькая страна... может снабжать и действительно снабжает и продает другим государствам суда, артиллерийские орудия, снасти, зерно, порох, пули и так далее и все, что только голландцы собирают со всех концов мира благодаря своей усердной торговле... А для того чтобы достигнуть всего этого... они имели мало средств, кроме рыболовства... И сами Генеральные штаты в своей прокламации прямо описывают ценность рыболовства в следующих словах: «Крупное рыболовство и ловля сельдей являются главным занятием и основной золотоносной жилой Соединенных провинций; благодаря им много тысяч хозяйств, семейств, ремесел, торговых дел и занятий процветают и работают...»

Если вы хотите назвать и другие причины, запишите их.

Задание 7. В седьмом классе одной из школ учитель истории попросил ученика написать причины революции в Англии. Ниже приводится текст ответа. Проверьте, правильно ли выполнено задание. Если вдруг вы обнаружите ошибки, отметьте их, подчеркнув красным цветом.

1.              Недовольство парламента стремлением Стюартов править единолично.

2.              Создание Ост-Индской компании и Лондонской биржи.

З. Недовольство парламента экономической политикой Стюартов, особенно введением монополий.

4. Недовольство большинства населения страны господством англиканской церкви и преследованием пуритан. 5. Казнокрадство и взяточничество при королевском дворе.

6.               Недовольство парламента внешней политикой Стюартов.

7.               Перевод Библии на английский язык и ведение на этом языке богослужений.

Задание 8. Представьте себе, что вы являетесь депутатом палаты общин от одного из экономически развитых районов страны в только что собравшемся парламенте (1640). Завтра вам предстоит выступить и публично заявить о своих требованиях королю. А сейчас вам надо составить текст будущей речи. Напишите ее.

Задание 9. Рассмотрите внимательно карту, используйте полученные данные для составления рассказа на тему «Экономическое развитие Англии в конце XVI — первой половине XVlI в.».

к востоку от Гринвича

СЕВЕРНО Е

МОРЕ

54

ИРЛАНДСКОЕ

МОРЕ

 

 

 

Районы производства шерстяных и Районы добычи каменного угля полушерстяных тканей

Районы выплавки и обработки  Центры мануфактурного производства          металла

           Главные торговые порты                                                                о         520 км

Задание 10. По приказу руководителей англиканской церкви пуританских проповедников подвергали жестоким телесным наказаниям: били кнутом, отрезали уши.

Ниже вы видите карикатуру XVII в. «Трапеза архиепископа Лода, советника Карла Стюарта». Как вы думаете, каковы были религиозные убеждения автора карикатуры? Напишите, почему вы так считаете.

Задание 11. Как вы думаете, о каких моральных качествах пуритан говорят популярные в их среде поговорки: «Скажи мне, на что ты тратишь деньги, и я скажу тебе, что ты за человек», «Жить бедным, чтобы умереть богатым». Ответ запишите.

Задание 12. В Англии нарастала опасность гражданской войны. Страна раскололась на два враждебных лагеря. Отметьте синим цветом слои населения, поддерживавшие короля, и зеленым цветом слои населения, поддерживавшие парламент:

а) крупная землевладельческая знать; б) предприниматели; в) подмастерья; г) новое дворянство; д) придворные чиновники; е) ремесленные мастера; ж) зависимые от землевладельцев крестьяне; з) англиканская церковь.

Задание 13. Внимательно прочитайте извлечение из работы английского историка ХХ в. Кристофера Хилла.

Нам трудно представить жизнь человека, живущего в доме, который построен из кирпича, являющегося предметом монополий, окна которого, если таковые имеются, застеклены монопольным стеклом, который отапливается монопольным углем, горящим в камине из монопольного железа... Он спит на монопольной перине, причесывает волосы монопольными щетками и монопольными гребнями. Он умывается монопольным мылом... одевается в монопольные кружева, монопольное белье, монопольную кожу... его одежда украшается монопольными ремнями, монопольными пуговицами и булавками... он ест монопольное масло, монопольную красную селедку, монопольного лосося... его пища приправляется монопольной солью, монопольным перцем, монопольным уксусом. Из монопольных подвалов он пьет монопольное вино... из монопольных оловянных кружек он пьет монопольное пиво, сделанное из монопольного хмеля, хранящееся в монопольных бочках, и продаваемое в монопольных пивных. Он курит монопольный табак в монопольных трубках... он пишет монопольными перьями на монопольной бумаге, он читает сквозь монопольные очки при свете монопольной лампы монопольно отпечатанные книги, включая монопольно отпечатанные библии и латинские грамматики...

Когда он составляет свое завещание, он обращается к монополисту (нотариусу). Разносчики товаров покупают лицензию у монополиста. Существовала даже монополия на продажу мышеловок.

Выполните следующую работу: а) укажите те слои населения, повседневная жизнь которых осложнялась из-за господства монополий; б) от лица коголибо из указанных вами представителей английского общества составьте жалобу в парламент на те притеснения и неудобства, которые доставляет господство монополий.

Жалоба

Задание 14. Объясните термины и понятия.

Петиция

Билль —

Гражданская война —

«Кавалер»

«Круглоголовый»

Левеллер Задание 15. Перечислите преобразования, проведенные Долгим парламентом в годы гражданской войны.

Задание 16. Подумайте, какие цели преследовало завоевание Ирландии армией парламента. Ответ запишите.

Задание 17. В годы протектората молитву «Боже, храни короля!» заменили молитвой «Боже, храни протектора!». Как вы считаете, о чем говорит этот факт?

Задание 18. Отметьте те слои населения, которые, по вашему мнению, были заинтересованы в установлении в Англии протектората Оливера Кромвеля:

а) крупные землевладельцы; б) новое дворянство; в) предприниматели; г) купцы; д) мастера; е) подмастерья; ж) наемные рабочие; з) фермеры; и) крестьяне.

Задание 19*. Внимательно ознакомьтесь с памяткой-схемой «Характеристика исторического деятеля» .

1.                Сведения о жизненном пути (происхождение, наиболее существенные факты биографии). Условия, которые повлияли на формирование его взглядов.

2.                Личностные качества (интеллектуальные, нравственные, волевые), степень соответствия их историческим задачам.

З. Жизненные принципы и идеалы.

4. Способы действия и средства достижения цели. 5. Интересы какой группы населения выражал. Круг друзей, единомышленников и круг противников. 6. Есть ли противоречия в деятельности и в самой личности этого человека?

7.                Роль данной личности в истории, результаты и значение деятельности.

8.                Ваше отношение к данному историческому деятелю. 9. Художественная и научная литература, содержащая в себе сведения о данном человеке.

Ниже приводятся различные характеристики О. Кромвеля, данные его современниками — друзьями и врагами, а также историками. Вы можете познакомиться и с отдельными высказываниями самого О. Кромвеля. Прочитайте эти документы, S 16—17 учебника и, пользуясь памяткой, составьте характеристику этого политического деятеля эпохи Английской революции.

«Однажды утром я вошел в палату... и увидел говорившего джентльмена, которого не знал. Он был очень скромно одет в простой суконный костюм, сшитый, по всей видимости, плохим деревенским портным, его белье было из простого полотна и не очень чистым... лицо его было одутловатое и красное, голос — резкий и неприятный, но его речь была полна пыла...» — таким его запечатлел роялист и придворный Карла Филипп Уорик.

О принципах пополнения его кавалерийского отряда писал проповедник Рой Бакстер: «Он особенно заботился о наборе в свой отряд религиозных людей (т. е. пуритан.

Авт.). Эти люди обладали большим пониманием, чем обычные солдаты, и поэтому больше представляли важность и последствия войны. Они воевали не ради денег, а во имя того, что считали своей целью, — общественного блага».

Вот извлечение из письма Кромвеля в Лондон по поводу денег для содержания своих войск: «Многие отряды лорда Манчестера прибывают ко мне в очень плохом и мятежном состоянии... Наличных средств совершенно недостаточно для их содержания. Мои отряды растут... Я прошу не для самого себя. Мои личные средства совершенно незначительны, чтобы помочь моим солдатам. Я надеюсь на Господа. Я готов пожертвовать своей шкурой, так же как и мои солдаты. Положитесь на их терпение, но не злоупотребляйте им».

Вот еще один отзыв о Кромвеле (1643): «Человек этот — мудрая и деятельная голова, всеобщий любимец, как истово верующий и отважный. Зная его... большинство солдат... поступают к нему на службу».

Военные победы армии парламента он объяснял «расположением Всевышнего». «Отнесите славу, всю славу Господу; он наша сила, и в нем наша надежда». И о своих заслугах: «Я надеюсь показать себя честным и чистосердечным человеком».

После взятия крепости Дрогеда в Ирландии Кромвель сообщал в Лондон (1649): «Я полагаю, что в эту ночь было предано мечу не менее 2 тысяч человек. 100 человек, укрывшихся в колокольне Св. Петра, были сожжены заживо. Около 1000 человек, искавших убежища в самой церкви, были убиты на месте». «Я убежден, — писал Кромвель в своем докладе парламенту, — что это был справедливый приговор Господа над этими варварами».

Английский историк Маколей в в. писал, оценивая деятельность Кромвеля, что «Кромвель... воздвигал, хотя и неправильным образом, основание превосходной системы. Никогда дотоле не пользовались англичане религиозною свободой и свободой прений в таких широких размерах. Никогда национальная честь не поддерживалась с таким достоинством извне, никогда судебная власть не проявлялась так благородно внутри государства...». «Мы знаем, что хорошая конституция бесконечно лучше самого лучшего деспота. Но мы подозреваем, что в то время, о котором говорим, взаимное ожесточение религиозных и политических партий делало прочное и счастливое устройство почти невозможным. Выбор предстоял не между Кромвелем и свободой, а между Кромвелем и Стюартами...»

Задание 20. Внимательно рассмотрите карикатуру, автор которой, современник Кромвеля, при помощи этого рисунка выразил свое отношение к существовавшей власти. Как вы думаете, к каким политическим и религиозным кругам принадлежал художник?


Как вы думаете, почему события 1688 г. получили название «Славной революции»? Согласны ли вы с таким определением? Свой ответ запишите.

Задание 22. Запишите, какие важнейшие события произошли в Англии в:

1625 г.

1628 г.

1640 г.

1642 г.

1645 г.

1649 г.

1653 г.

1660 г.

1688 г.

Задание 23. Знаком «+» или «—» отметьте, согласны ли вы с данными суждениями.

1. Революция в Англии уничтожила абсолютизм. 2. Английская революция установила в стране парламентскую (конституционную) монархию.

З. Реставрация Стюартов на двести лет вернула власть этой династии.

4.                Революция нанесла удар по феодальной собственности, но не превратила крестьян в полных собственников земли.

5.                После революции парламент принял законы, способствовавшие развитию капитализма, уничтожил препятствия, мешающие развитию торговли.

6.                В английском обществе развиваются новые классы — буржуазия и наемные работники.

7, Открылся простор для свободной конкуренции. 8. Государственной религией в стране стал КаТОЛИцизм.

9.               В стране было положено начало складыванию правового государства и гражданского общества.

10.         Английский парламент стал однопалатным.


Задание 24. Заполните таблицу «Различные точки зрения на политическое устройство Европы XVII

Точки зрения на политическое устройство

Европы

Государства, придерживающиеся этих точек зрения

1.

1.

2.

2.

Какую из этих точек зрения вы считаете наиболее правильной для эпохи Нового времени? Почему?

Если вы правильно разгадаете кроссворд, то по вертикали в выделенных клеточках прочитаете понятие. Раскройте его сущность.


1. Коллективное прошение. 2. «Истинные уравнители» в Англии в период революции. З. Видный политический деятель Англии ,XVII в. 4. Сборник основных законов государства. 5. Один из лидеров левеллеров. 6. Тип капиталистического предприятия. 7. Неограниченная королевская власть. 8. Крестьянин, работающий на земле, взятой на время по договору. 9. Артил.лерийское орудие XIV—XVI вв., стрелявшее каменными ядрами. 10. Судоходство вдоль побережья. 11. Орган законодательной власти в Англии.

Задание 26. Объясните выражение «Король царствует, но не правит».

Можно ли это выражение применить для характеристики королевской власти в Англии? (да; нет).

Если вы считаете, что это выражение может быть использовано для характеристики королевской власти в Англии, то укажите, о какой династии идет речь:

а) Стюарты; б) Оранские; в) Ганноверы.

Задание 27. Установите соответствие между событием и датой. В таблицу впишите буквы выбранных вами ответов.

1. Начало войны за испанское наследство

А. 1701 г.

2. Начало Тридцатилетней войны

Б. 1700 г.

З. Начало Северной войны

в. 1648 г.

4. Заключение Вестфальского мира

г. 1740 г.

5. Начало войны за австрийское

д. 1618 г.

наследство

1

2

з

4

5

 

 

 

 

 

Задание 28. Прочитайте текст и определите, о каких событиях европейской истории в нем говорится. Объясните, почему вы так решили.

После подписания мира гонцы были разосланы с этой радостной вестью ко всем частям войска и отдельным отрядам, а особые печатные объявления распространили повсюду весть об этом великом событии. Многие... не хотели верить этому известию и даже утратили сознательное понимание самого слова «мир». Все успели почти одичать от нескончаемой и повсеместной войны. Множество людей и свет-то Божий увидели впервые в какой-нибудь лесной трущобе, в какой-нибудь неведомой глуши пустыря, куда укрылось население их деревни вместе с семьями и имуществом, избегая неистовств и грабежей...

Составьте план ответа «Условия Вестфальского мира и его значение для европейских стран и народов».

1. 2. з.

4.

5.

Подчеркните те условия договора, которые, на ваш взгляд, способствовали установлению равновесия сил в Европе.


Задание 30. Если вы замените цифры буквами согласно их месту в русском алфавите, то прочитаете высказывание. Объясните его смысл.

Задание 31. Какая европейская страна стала ведущей колониальной и торговой державой мира в XVIII в.? Приведите доказательства вашего мнения.

Задание 32. Как вы считаете, почему, несмотря на то что в XVIII в. Османская империя потеряла прежнее могущество, ведущие европейские державы, при всей своей заинтересованности, воздерживались от передела между собой завоеванных турками территорий? Ответ запишите.

Задание 33. Вспомните, по какому поводу было сказано:

«Влияние, которое в старину сопутствовало владению землей, ныне перешло к деньгам» (Дж. Свифт)

«Лучше сохранить для Бога и короля государство обедневшее и даже разоренное, чем иметь его в цветугцем состоянии для сатаны и его пособников-еретиков» (герцог Альба)

Тестовые задания к S 15—19

1.  Выберите правильный ответ.

1.1.       Протекторат Кромвеля был установлен в;

а) 1640 г.; б) 1649 г.; в) 1653 г.; г) 1660 г.

1.2.       О ком говорили: «Ключи от континента висели у него на поясе»; «Это самый сильный человек в Европе» ?

а) Карл 1; б) Карл П; в) Оливер Кромвель; г) Вильгельм Оранский.

1                 .З. Парламентский режим      это:

а) существование в стране конституции; б) существование политических партий; в) ответственность правительства перед парламентом.


1.4. «Жемчужина в короне Габсбургов»:

а) Австрия; б) Испания; в) колонии в Новом Свете;

г) Нидерланды.

2.    Согласны ли вы со следующими утверждениями?

2.1.        Тридцатилетняя война война между Англией и Испанией за первенство на морях (да; нет).

2.2.        Иконоборческое движение захват протестантами в Нидерландах католических храмов и уничтожение икон (да; нет).

2.3.        Россия оказала помощь Нидерландам в борьбе против Испании (да; нет).

2.4.        Валленштейн — испанский полководец (да; нет). 2.5. Вестфальский мир закрепил победу германских князей над императором (да; нет).

З. Установите соответствие между событием и датой. В таблицу впишите буквы выбранных вами ответов.

1. Начало Английской революции

А. 1649 г.

 

2. Казнь Карла Стюарта

Б. 1651 г.

 

З. Установление республики

в. 1653 г.

 

в Англии

г. 1660 г.

 

4. Установление протектората

д. 1640 г.

 

Кромвеля

5.    «Славная революция»

6.    Реставрация Стюартов

7.    «Навигационный акт»

Е. 1688 г.

 

 

1

2

з

4

5

6

7

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Задание с развернутым ответом.

Прочитайте отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы.

Прокламация Вильгельма Оранского (31 августа 1568 г.)

Мы, Божьею милостью принц Оранский, приветствуем всех верных подданных его величества. Мало кто не знает, что испанцы уже давно стремятся управлять этой страной, как им вздумается. Употреб.ляя во зло доброту его величества, они убедили его предписать введение инквизиции в Нидерландах. Они очень хорошо знали, что, если можно будет заставить нидерландцев терпеть ее действия, они потеряют всякое обеспечение своей свободы; что если они будут противиться ее введению, они откроют в этих провинциях обширное поле для грабежа.

Мы надеялись, что его величество, приняв это дело к сердцу, сохранит свои наследственные провинции от такого конечного разорения. Мы нашли, что наши надежды тщетны. Мы не можем по причине нашей обязанности верно служить его величеству и ввиду нашего истинного сострадания к его верным подданным спокойно смотреть далее на такие убийства, разбои, бесчинства и страдания. Кроме того, мы уверены, что его величество имеет неверные сведения о нидерландских делах. Вследствие этого мы поднимаем оружие, чтобы противиться насильственной тирании испанцев с помощью милосердного Бога, который есть враг всякой кровожадности. Готовые с радостью отдать нашу жизнь и все наше мирское богатство за это дело, мы имеем теперь благодаря Богу отличную армию из кавалерии, пехоты и артиллерии, набранную всю за наш счет. Мы призываем всех нидерландских верноподданных прийти помогать нам. Пусть они примут к сердцу крайнюю нужду отечества, опасность вечного рабства для самих себя и своих детей и совершенного уничтожения евангелической религии.

Только тогда, когда будет, наконец, пересилена кровожадность Альбы, могут провинции снова приобрести свое чистое отправление правосудия и вновь обрести состояние благоденствия для своей республики.

4.1. О каком историческом периоде в жизни Нидерландов говорится в приведенном отрывке?

4.2. Какими причинами Вильгельм Оранский объясняет отказ жителей Нидерландов соблюдать верность королю Испании?

4.3. Какие суждения приводит Вильгельм Оранский в доказательство необходимости вооруженной борьбы против Испании?

5.    Сгруппируйте по определенным признакам.

а) Лейден; б) левеллеры; в) Антверпен; г) диггеры.

6.    По какому принципу образованы ряды?

6.1.        Альбрехт Валленштейн, Фердинанд П, Густав П Адольф .

6.2.        Яков 1, карл 1, карл П, Яков П, Вильгельм Оранский.


Учебное и зда н и е

Юдовская Анна Яковлевна

Ванюшкина Любовь Максимовна

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

1500—1800

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

7 класс

Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений

В 2 частях

Часть 1

Зав. редакцией Л. А. Соколова

Редактор О. Р. Басова

Художественный редактор С. Н. Болоболов Редактор карт Р. С. Азизбаева

Техническое редактирование и компьютерная верстка Л. М. Абрамовой

Корректор А. В. РуДакова

Налоговая льгота Общероссийский классификатор прод укции ОК 005-93—953000. изд. лиц. Серия ИД № 05824 от 12.09.01. подписано в печать 17.06.10. Формат  Бумага офсетная. Гарнитура

SchoolBookCSanPin. Печать офсетная. Уч. -и.зд. л. 3,07. Доп. тираж 50000 экз. Заказ № 30349.

Открытое акционерное общество «Издательство «Просвещение». 127521, Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41.

Отпечатано в ОАО «Саратовский полиграфкомбинат»,

410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59. www.sarpk.ru

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

ИСТОРИЯ АЛ. Юдовская нового ВРЕМЕНИ РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ПРОСВЕЩЕНИЕ

И З Д А Т Е Л Ь С Т В О

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ИСТОРИЯ Л.М

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ИСТОРИЯ Л.М

РА- 9ЧАя ТЕТРАДЬ

РА- 9ЧАя ТЕТРАДЬ

А. Я. Юдовская Л. М. Ванюшкина

А. Я. Юдовская Л. М. Ванюшкина

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ 7 класс

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ 7 класс

Выполняя задания тетради, вы лучше поймете процесс постепенного разрушения старых традиций и формирования человека

Выполняя задания тетради, вы лучше поймете процесс постепенного разрушения старых традиций и формирования человека

Задание 1. Среди перечисленных ниже изобретений, сделанных человечеством, отметьте (подчеркните) те, благодаря которым в

Задание 1. Среди перечисленных ниже изобретений, сделанных человечеством, отметьте (подчеркните) те, благодаря которым в

з

з

Задание З. Выберите правильный ответ

Задание З. Выберите правильный ответ

Неясным остался вопрос о его образовании

Неясным остался вопрос о его образовании

В XlX в. французский писатель

В XlX в. французский писатель

Задание 7. Заполните таблицу «Великие географические открытия»

Задание 7. Заполните таблицу «Великие географические открытия»

Последствия Великих географических открытий

Последствия Великих географических открытий

Рабочая тетрадь 7 класс всеобщая истории ( к учебнику Юдовской, Ванюшкина)

Рабочая тетрадь 7 класс всеобщая истории ( к учебнику Юдовской, Ванюшкина)

Рабочая тетрадь 7 класс всеобщая истории ( к учебнику Юдовской, Ванюшкина)

Рабочая тетрадь 7 класс всеобщая истории ( к учебнику Юдовской, Ванюшкина)

Задание 9. Если вы замените цифры буквами согласно их месту в русском алфавите, то прочитаете высказывание

Задание 9. Если вы замените цифры буквами согласно их месту в русском алфавите, то прочитаете высказывание

Задание 9. Если вы замените цифры буквами согласно их месту в русском алфавите, то прочитаете высказывание

Задание 9. Если вы замените цифры буквами согласно их месту в русском алфавите, то прочитаете высказывание

Задание 11. Какие политические и экономические последствия имело установление абсолютизма в европейских государствах? 1

Задание 11. Какие политические и экономические последствия имело установление абсолютизма в европейских государствах? 1

Задание 13. Проанализируйте приведенный ниже документ и заполните таблицу

Задание 13. Проанализируйте приведенный ниже документ и заполните таблицу

Подумайте, существует ли связь между цеховыми правилами и формами развития мануфактурного производства

Подумайте, существует ли связь между цеховыми правилами и формами развития мануфактурного производства

Задание 15. Заполните таблицу «Отличия мануфактуры от ремесленной мастерской»

Задание 15. Заполните таблицу «Отличия мануфактуры от ремесленной мастерской»

Кому принадлежали орудия труда и изготовленная продукция?

Кому принадлежали орудия труда и изготовленная продукция?

Рабочая тетрадь 7 класс всеобщая истории ( к учебнику Юдовской, Ванюшкина)

Рабочая тетрадь 7 класс всеобщая истории ( к учебнику Юдовской, Ванюшкина)

Задание 17. В начале XVI в. в европейских странах уже существовали типографии, имевшие дорогое оборудование — станки, шрифты и т

Задание 17. В начале XVI в. в европейских странах уже существовали типографии, имевшие дорогое оборудование — станки, шрифты и т

Задание 18. Как вы понимаете выражение «На бирже можно продать и купить ветер»?

Задание 18. Как вы понимаете выражение «На бирже можно продать и купить ветер»?

Задание 21. Выберите из предложенных ниже суждений те, которые помогут правильно ответить на вопрос о причинах развития мануфактурного производства: а) наличие свободной рабочей силы в…

Задание 21. Выберите из предложенных ниже суждений те, которые помогут правильно ответить на вопрос о причинах развития мануфактурного производства: а) наличие свободной рабочей силы в…

Внимательно рассмотрите рисунок (с

Внимательно рассмотрите рисунок (с

Европе стала Франция. Рассмотрите рисунки и подпишите, к какому направлению европейской моды относится каждый из них

Европе стала Франция. Рассмотрите рисунки и подпишите, к какому направлению европейской моды относится каждый из них

Рабочая тетрадь 7 класс всеобщая истории ( к учебнику Юдовской, Ванюшкина)

Рабочая тетрадь 7 класс всеобщая истории ( к учебнику Юдовской, Ванюшкина)

Задание 26. Как вы знаете, в XVI—XVII вв

Задание 26. Как вы знаете, в XVI—XVII вв

Меню Меню

Меню Меню

Нового времени. Составьте рассказ о повседневной жизни горожан в

Нового времени. Составьте рассказ о повседневной жизни горожан в

Улицы все без исключения узки и темны от огромных домов

Улицы все без исключения узки и темны от огромных домов

Ужин в семье

Ужин в семье

Тестовые задания к S 1—6 1.

Тестовые задания к S 1—6 1.

Европы; и) укрепление натурального хозяйства

Европы; и) укрепление натурального хозяйства

З. Установите соответствие между датой и событием

З. Установите соответствие между датой и событием

После смерти кардинала молодой король с головой окунулся в государственные дела, умело подбирая себе сподвижников достаточно толковых, но не слишком ярких

После смерти кардинала молодой король с головой окунулся в государственные дела, умело подбирая себе сподвижников достаточно толковых, но не слишком ярких

Европы. При нем абсолютизм во

Европы. При нем абсолютизм во

Как вы думаете, с какой целью могущественный

Как вы думаете, с какой целью могущественный

Задания к S 7—10 Задание 1. Перед вами галерея портретов людей эпохи

Задания к S 7—10 Задание 1. Перед вами галерея портретов людей эпохи

Выберите один из портретов (возможно, это будет изображение, которое вы увидели в учебнике или альбоме, посвященном искусству

Выберите один из портретов (возможно, это будет изображение, которое вы увидели в учебнике или альбоме, посвященном искусству

Каждый человек всегда находится в центре мира

Каждый человек всегда находится в центре мира

Красным цветом отметьте в полученном тексте то, что согласуется с вашим представлением о человеке, синим с чем вы хотели бы поспорить

Красным цветом отметьте в полученном тексте то, что согласуется с вашим представлением о человеке, синим с чем вы хотели бы поспорить

Однако Давид не испугался и сразил врага камнем, метко пущенным из пращи

Однако Давид не испугался и сразил врага камнем, метко пущенным из пращи

В 1504 г. Микеланджело изваял мраморную статую

В 1504 г. Микеланджело изваял мраморную статую

Задание 5*. Перед вами два знаменитых памятника эпохи

Задание 5*. Перед вами два знаменитых памятника эпохи

Вероккио могли служить образцами для современников и потомков?»

Вероккио могли служить образцами для современников и потомков?»

Отметьте их красным цветом. Сделайте необходимые исправления в тексте рассказа

Отметьте их красным цветом. Сделайте необходимые исправления в тексте рассказа

Колизей Наш дальнейший путь лежит между излучиной

Колизей Наш дальнейший путь лежит между излучиной

Роспись сводов Сикстинской капеллы (3

Роспись сводов Сикстинской капеллы (3
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2018