Рабочая тетрадь для лабораторного практикума по физике 9 класс
Оценка 4.8
Лабораторные работы
doc
физика
9 кл
04.04.2017
Тетрадь содержит пошаговое описание практических работ лабораторного практикума по физике для 9 класса. Перечень работ соответствует календарно-тематическому планированию. В рабочая тетрадь содержит перечень оборудования, порядок выполнения работы и теоретическое обоснование. Кроме того предусмотрено место для проведения вычислений и записи вывода.
лабор практикум 9 класс.doc
Отчет
по выполнению
лабораторного практикума
по физике
ученика 9 класса___
средней школы №
____________________________ Практическая работа №1
Измерение ускорения свободного падения тела
Цель работы: изучить свободное падение тел и определить ускорение свободного падения
Оборудование: стробоскопическая фотография равноускоренного движения тела,
линейка
Теоретическое обоснование: Пренебрегая сопротивлением воздуха, можно считать, что
свободно падающий груз движется с ускорением 9,8 м/с2. Тогда перемещение груза по оси
У, направленной вниз, зависит от времени по закону У=gt2/2. По меткам можно найти
перемещение
относительно начальной точки в любой момент времени.
Соответственно g=
y
2
2
t
выполнения работы;
Порядок
1.Измерьте по бумажной ленте перемещения груза за 1 с, за 2 с, за 3 с.
2. Убедитесь, что свободное падение является равноускоренным движением.
3. Вычислите ускорение свободного падения по формуле.
4. Сделайте вывод.
1с
2с
3с
Время,с
Перемещение,м
Ускорение
свободного
падения,м/с2
Вычисления:
Вывод: _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Практическая работа №2
Проверка выполнения второго закона Ньютона.
Цель работы: Проверить выполнение второго закона Ньютона.
Приборы и материалы: штатив, желоб, линейка шарики разных масс, весы, секундомер.
Теоретическое обоснование: Согласно формулировке второго закона Ньютона, ускорение
тела пропорционально силе действующей на это тело и обратно пропорционально массе
этого тела. Проверку закона, поэтому логично проводить в два этапа. На первом этапе,
оставив силу без изменения проверить зависимость ускорения тела от его массы. Очевидно,
если закон выполняется, то должно выполнятся равенство
а
а
будет равнодействующая сил тяжести и реакции опоры.
Можно показать, что
. Из рисунка ясно, что силой скатывающей шарик,
m
2
m
1
*
2
1
F
sin
F
mg
sin
h
S
mgh
S
если
F , то
1 F
2
ghm
1
1
S
ghm
2
hmhm
11
***22
2
S
Далее, необходимо проверить зависимость ускорения тела от величины силы
действующей на него. Если массу тела оставить неизменной, то должно выполняться
соотношение:
. Поэтому, если работать с одним шариком, то
**
1
а
а
F
1
F
2
Smgh
Smgh
1
2
2
a
;
1
a
2
mm
1
2
или
1
a
a
2
****
.
h
1
h
2
Ход работы:
1. Установите желоб под углом к столу. Выберите шарик меньшей массы. Запустите
шарик без толчка вниз по желобу. Измерьте время движения шарика. Скатив шарик не
менее 6ти раз, найдите среднее время спуска и занесите его в таблицу. Измерьте высоту
и длину наклонной плоскости.
2. Согласно формуле (***) определите высоту поднятия желоба для запуска второго
шарика. Для этого взвесьте шарики на весах.
3. Рассчитайте отношение ускорений шариков и проверьте верность соотношения (*) с
учётом погрешностей.
4. Результаты расчётов занесите в таблицу: N m h
S
t m1/m2
(m1/m2)
(m1/m2)
a2/a1
(a2/a1)
(a2/a1)
5. Теперь запустите один (лучше боле тяжёлый) шарик с разных высот, измерьте
отношение его ускорений и занесите результат в таблицу.
N
m h
S
t
h1/h2
(h1/h2)
(h1/h2)
a1/a2
(a1/a2)
(a1/a2)
Вычисления:
Вывод:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ Практическая работа №3
Изучение упругих деформации
Цель работы: Определить жесткость пружины динамометра
Теоретическое обоснование : По закону Гука можно определить жесткость пружины
F=k*x
K=F/x
Где х удлинение длины пружины под действием приложенной силы.
По третьему закону Ньютона, сила эта по модулю равна возникшей в пружине силу
упругости.
Ход работы
1. Соберите установку
2. подвесьте груз массой 100 г, затем груз массой 200 г, затем 300 г.
3. Определите в каждом случае удлинение пружины
4. вычислите коэффициент упругости по формуле
F=mg/x
5. Заполните таблицу и сделайте вычисления.
m.кг
Х,м
k.H/м
kср.H/м2
Kсрk
kср
№ опыта
1
2 3
Вычисления
Вывод:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Практическая работа №4
Определение площади комнаты с помощью математического маятника
Цель работы: Определить площадь комнаты при помощи математического маятника
Оборудование: нить, грузик, секундомер
Теоретическое обоснование: Период колебаний математического маятника определяется
по формуле где l – длина нити математического маятника (м), g = 9,81 м/с2 –
ускорение свободного падения, T – период колебаний маятника (с).
Следовательно, длина нити маятника равна
Если взять нить длиной l, равной длине комнаты, сложить ее n раз, чтобы образовалась
веревочка длиной 1–1,5 м, подвесить груз (пластилин) и измерить период колебаний T
получившегося математического маятника, то искомую длину
комнаты l можно рассчитать по формуле:
Аналогично можно найти ширину комнаты, а затем и ее площадь – как произведение длины
на ширину.
Ход работы 1. Подготовьте в тетради таблицу для записи результатов измерений и вычислений.
2. Отмерьте нить длиной, равной длине комнаты.
3. Сложите нить в n раз так, чтобы образовавшаяся веревочка имела длину около 1–1,5 м.
4. Подвесьте пластилин и получите математический маятник.
5. Отклоните маятник от положения равновесия и измерьте время t, за которое маятник
сделает N полных колебаний (например, N = 20).
6. По формуле
рассчитайте период колебания маятника.
7. По формуле (2) определите длину комнаты l.
8. Аналогично определите ширину комнаты.
9. Вычислите площадь комнаты.
Вычисление:
Вывод:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ Практическая работа №5
Изучение закона сохранения энергии.
Цель работы: Сравнить экспериментально уменьшение потенциальной энергии пружины с
увеличением кинетической энергии тела, связанного с пружиной.
Приборы и материалы: штатив, динамометр, шарик на нити, лист белой и лист
копировальной бумаги, сантиметровая лента, весы.
Теоретическая часть.
На основании закона сохранения
и превращения механической энергии при
взаимодействии тел силами упругости изменение
потенциальной энергии растянутой пружины должно
быть равно изменению кинетической энергии тела
связанного с пружиной, взятому с обратным знаком.
Для проверки этого утверждения можно
воспользоваться установкой изображённой на рисунке.
Закрепив динамометр в лапке штатива, прикрепляют
нить с шариком к пружине и натягивают ее, держа нить горизонтально. Когда шар отпускают, он под действием силы упругости приобретает скорость V. При этом
потенциальная энергия пружины переходит в кинетическую энергию шарика.
kx
2
2 mV
2
2
.
Скорость шарика можно определить, измерив, дальность его полёта S при падении его с
высоты Н по параболе. Из выражений
V
S
t
,
t
H
2
g
следует, что
V
Ek
2
mV
2
2
gmS
H
4
. Целью данной работы является проверка равенства:
2
kx
2
С учётом равенства
kx
упрF
получим:
2
xFупр
gmS
4
Ход работы.
H
2
.
, а
gS
H
2
gmS
4
H
2
.
1. Соберите установку (см. рис.). На место падения шарика положите лист белой, а
сверху лист копировальной бумаги.
2. Соблюдая горизонтальность нити натянуть пружину динамометра до значения 1 Н.
Отпустить шарик и по отметке на листе белой бумаги найти дальность его полёта.
Повторить опыт три раза и найти среднее расстояние S.
3. Измерьте деформацию пружины при силе упругости 1 Н и вычислите потенциальную
энергию пружины.
4. Повторите п.2,3 задавая силу упругости 2Н и 3Н соответственно.
5. Измерьте массу шарика и вычислите увеличение его кинетической энергии.
6. Результаты занесите в таблицу:
N
Ек, Дж
Ер, Дж
Fупр, Н
м, кг
Х, м
Н, м
S, м
Ек, Дж
Ек, Дж
Ер, Дж
Ер, Дж
1
1
Вычисления:
Вывод:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ Практическая работа №6
Измерение КПД установки с электрическим нагревателем
Цель работы:Определить КПД кипятильника.
Оборудование:
источник тока.
эл кипятильник, амперметр, вольтметр, соединительные провода, Теоретическое обоснование: Кпд – это выраженное в процентах отношение полезной
работы к работе полной. КПД=
А
полез
А
полн
%100
В нашем случае работа полезная – это
количество теплоты, которое получит в результате нагревания вода : Q=cm(t0t0
полная – это работа совершенная электрическим током: А= Рt.
0). Работа
Ход работы:
1. соберите установку
2. Выполните измерения и заполните таблицу:
M, кг
T0
0.C
T0
0.C
t.c
I.A
U.В
Р, Вт
А,Дж
Q,Дж
КПД,%
Вычисления:
Вывод:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока
Лабораторная работа № 7 Оборудование: источник тока, вольтметр, амперметр, реостат, ключ, соединительные
провода
Цель работы: Определите ЭДС в цепи постоянного тока
Ход работы:
Вы знаете, что ЭДС источника тока равна сумме напряжений на внешнем и
внутреннем участках цепи:
U
Ir
Если с помощью вольтметра, сопротивление которого значительно больше, чем
сопротивление источника, измерить напряжение на полюсах разомкнутого источника
тока, то сила тока, протекающего через вольтметр, очень мала и полученное значение
напряжения лишь ненамного будет отличиться от ЭДС:
Соберите цепь
U
Замкните цепь и реостатом отрегулируйте силу тока в цепи, чтобы стрелка
амперметра установилась против целого деления шкалы
Запишите значения силы тока и напряжения
Повторите опыт при другом сопротивлении
Вычислите внутреннее сопротивление цепи по формуле
r
Отключите внешнюю цепь и измерьте ЭДС источника
Вычислите погрешность
UU
I
I
1
1
2
2
Контрольные вопросы
1. Запишите закон Ома для полной цепи
2. Дайте характеристику ЭДС
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________ Экспериментальное установление закона сохранения импульса
Практическая работа №8
Цель работы: доказать справедливость закона сохранения импульса
Оборудование и материалы: шары разной массы, желоб,
_
Ход работы:
1. Закрепите на штативе наклонный желоб с горизонтальным лотком и установите у
верхнего края стальной шар массой m1. После скатывания с желоба шар приобретет
скорость v1, направленную горизонтально, и пролетит расстояние L1.
m1 = ____________
L1 = ____________
2. Повторите опыт, предварительно установив на краю лотка еще один шар меньшей массы
m2 ( m2 < m1). После столкновения шары приобретут скорости соответственно v1’ и v2’ .
Их можно рассчитать, измерив дальности полета в горизонтальном направлении:
Время движения шаров одинаково, поэтому вместо скоростей можно сравнивать дальности
полета. Проверьте, выполняется ли равенство
что эквивалентно равенству
или
Вычисления:
Вывод:
Рабочая тетрадь для лабораторного практикума по физике 9 класс
Рабочая тетрадь для лабораторного практикума по физике 9 класс
Рабочая тетрадь для лабораторного практикума по физике 9 класс
Рабочая тетрадь для лабораторного практикума по физике 9 класс
Рабочая тетрадь для лабораторного практикума по физике 9 класс
Рабочая тетрадь для лабораторного практикума по физике 9 класс
Рабочая тетрадь для лабораторного практикума по физике 9 класс
Рабочая тетрадь для лабораторного практикума по физике 9 класс
Рабочая тетрадь для лабораторного практикума по физике 9 класс
Рабочая тетрадь для лабораторного практикума по физике 9 класс
Рабочая тетрадь для лабораторного практикума по физике 9 класс
Рабочая тетрадь для лабораторного практикума по физике 9 класс
Рабочая тетрадь для лабораторного практикума по физике 9 класс
Рабочая тетрадь для лабораторного практикума по физике 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.