Рабочая тетрадь к курсу "Введение в историю" (5 класс)

  • Рабочие тетради
  • doc
  • 14.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая тетрадь для обучающихся 5 класса "Введение в историю" разработана в соответствии с авторским курсом рассчитанным на 10 часов в начале изучения предмета "История" сам курс состоит из ряда презентаций расположенных на сайте автора "Введение в историю". Здесь представлен сокращенный вариант тетради.
Иконка файла материала ртви.doc
Герб, Флаг, Гимн Российской Федерации Россия — священная наша держава,  Россия — любимая наша страна.  Могучая воля, великая слава —  Твоё достоянье на все времена!  Славься, Отечество наше свободное,  Братских народов союз вековой,  Предками данная мудрость народная!  Славься, страна! Мы гордимся тобой!  От южных морей до полярного края  Раскинулись наши леса и поля.  Одна ты на свете! Одна ты такая —  Хранимая Богом родная земля!  Славься, Отечество наше свободное,  Братских народов союз вековой,  Предками данная мудрость народная!  Славься, страна! Мы гордимся тобой!  Широкий простор для мечты и для жизни  Грядущие нам открывают года.  Нам силу даёт наша верность Отчизне.  Так было, так есть и так будет всегда! Славься, Отечество наше свободное,  Братских народов союз вековой,  Предками данная мудрость народная!  Славься, страна! Мы гордимся тобой! 11. Введение. Понятие истории Напиши определение История  рассказывает о… 2СОБЫТИЕ 1. Опиши событие.  Что произошло? Когда произошло? Где произошло? Кто участвовал? 2. Составь причинно­следственную связь между 3 событиями 32. С помощью чего мы будем изучать историю в школе 1. При работе  на уроке нам понадобятся: __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 2. Заполни таблицу: место хранения подлинных памятников  прошлого (документов, фотографий и др.). место, где хранятся, изучаются и  демонстрируются посетителям памятники  прошлого (одежда, вооружение, картины и  др.). место, где собраны и хранятся книги для  того, чтобы каждый желающий мог их  прочитать. посещение достопримечательностей или  музеев с целью изучения памятников истории и культуры.  место, в котором актеры представляют  зрителям различные спектакли о прошлом и  настоящем. 4передает на расстоянии различную  информацию при помощи специальных  устройств, в том числе показывает  художественные и научно­популярные  фильмы, телепередачи о прошлом.  3. Напиши короткое сочинение на тему: «Как компьютер поможет мне при  изучении истории». __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 53. Исторические науки 1. Основные разделы истории 6История   России   –   часть   истории   человечества,   Всеобщей истории и тесно связана с историей других стран и народов.  Всеобщая   история   без   истории   России   не   существовала   и   не может быть понята. События мировой истории и исторические личности оказывали влияние на историю России и наоборот 2. Подумай, какие исторические личности, и события истории России оказали  влияние на Всеобщую историю. Свой ответ обоснуй. __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 73. Реши кроссворд По горизонтали: 1.Наука, изучающая историю монетной  чеканки и денежного обращения по  монетам, денежным слиткам и др.  4.Наука, занимающаяся исследованием  вещественных источников созданных  нашими далекими предками  обнаруженных в ходе раскопок.  6.Наука, изучающая гербы как  исторический источник.  7.Автор "Повести временных лет". 8.Его называют "Отцом истории". 9.Частью Всеобщей истории является  история ..... По вертикали: 2.Наука, изучающая  употреблявшиеся в прошлом  меры длины, площади, объема,  веса – в их историческом  развитии.  3.Муза Истории в Древней Греции. 5.Наука, изучающая системы  летоисчисления и календари  различных народов.  84. Исторические источники все объекты, непосредственно  отражающие исторический процесс и  дающие возможность изучать прошлое  человеческого общества 1. Заполни таблицу: Исторический Что относится Достоинства Недостатки источник 9102. Подумай, какие исторические источники могут помочь тебе воссоздать  историю твоей семьи за последние 50–100 лет? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 5. Письменность. Письменные источники 1. Письменные источники могут быть __________________________________________________________________ __________________________________________________________________  2. Письменные источники могут быть на… __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 113. Опиши письменный источник по плану 1. Определи название источника, его вид, автора, место и время  создания. 2. Прочти текст по абзацам, выдели незнакомые слова и названия,  выясни их значение. 3. Сформулируй основную идею всего текста (о чем в нем идет  речь). 4. Выдели главные мысли текста, определи его план. 5. Извлеки последовательно из текста всю возможную информацию. 6. Оцени, можно ли считать его сведения достоверными. Подумай,  как их можно использовать в изучении истории. __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ знаковая система фиксации речи,  позволяющая с помощью начертательных  (графических) элементов закреплять речь  во времени и передавать ее на расстояние 4. Заполни пропуски: Передача информации с помощью рисунков и предметов _________________  письменностью, так как:  1) __________________________________________ __________________________________________________________________ 122) ________________________________________________________________ Письменность в виде клинописи и иероглифов появилась _________ тысяч лет назад в Шумере и Древнем _______________. С помощью иероглифов   записывали целые слова, а позднее __________________ и ______________.  Основной недостаток иероглифического письма – _______________________ __________________________________________________________________ 5. Попробуйте написать 1­2 предложения с помощью рисунков или  иероглифов. __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 6. Заполни схему: Финикийский алфавит . . . 6. Вещественные источники. Археология Созданные человечеством с момента его  появления материальные (которые можно  потрогать руками) предметы. 1. Виды вещественных источников: 13__________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 2. Опиши вещественный источник по плану. 1. Название источника.  2. Время и место создания (если известно).  3. Материал, из которого изготовлен.  4. Описание источника 5. Его предназначение.  __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Напиши определение 3. Запиши, что означают эти понятия: Раскопки__________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 14Культурный слой _________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Курган ___________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Реконструкция ____________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Берестяная грамота ________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 7. Историческая карта 15Напиши определение Историческая карта Помогает увидеть, какие  изменения произошли на  какой­либо территории Отвечает на вопрос, где  произошло событие 1. Назови отличия исторической карты от географической: __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 2. Заполни пустые графы 16Карта План Изображение на плоскости  небольшой части территории Крупные объекты изображаются  условными знаками 3. Топонимика (греч. topos ­ место и onyma ­ имя, название) ­  наука изучающая географические названия и их  происхождения 4.   Узнай   откуда   произошло   название   населенного   пункта,   в   котором   ты живешь _____________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 178. Хронология и лента времени (греч. Хронос – время)  наука об  измерении времени и различных  календарных системах это точка отсчета с которой ведется счет  времени. Отсчет времени в нашем календаре  начинается с рождения Иисуса Христа. Выполни задания: Определи сколько прошло лет между 2014 годом и… 275 г. н.э 275 г. до н.э 18Определи сколько прошло веков между…  IV в. до н.э и  XII в. н.э Определи век: 1274 г. 76 г. до н.э. Расположи по порядку (поставив цифры): 372 г. 74 г.  до н.э. 1374 г. до н.э. 16 г. 13 г.  до н.э. 1372 г. 199. Генеалогия 1. Заполни таблицу: Напиши определение Имя Отчество Фамилия 2. Благодаря чему появились прозвища этих исторических деятелей. 203. Запиши,  что ты знаешь о происхождении своей фамилии. __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 4. Запиши значение имен членов твоей семьи. __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 5. Составь краткое генеалогическое древо своей семьи. 21Бабушка Дедушка Дедушка Бабушка Мама Папа Я 10. Геральдика. Государственные символы. Герб (польск. herb, от нем. Erbe – наследство) ­  эмблема, наследственный отличительный  знак, сочетание фигур и предметов,  которым придаётся символическое  значение, выражающее исторические  традиции владельца, государства.  1. Заполни пропуски: Двуглавый орел, как символ Русского государства появился в _______ году при   правлении   Великого   князя   Московского   и   всея   Руси  _____________. Многие   историки   считают,   что   великий   князь   заимствовал   герб   из ________________ империи. При первом русском царе  ________________________  впервые на печати   появляется   двуглавый   орёл,   на   груди   у   которого   помещён   щит   с изображением  ____________________________________,  а   между   головами 22расположена корона. При царе Алексее Михайловиче корон стало ______, а в лапах орла были изображены ___________________ и ___________________ ­ символы царской власти. Окончательный вид герб Российской империи приобрел в конце _____ века. Герб Российской Федерации Утвержден Федеральным конституционным законом № 2­ФКЗ «О  Государственном гербе Российской Федерации» от 25 декабря 2000 года 2. Элементы герба РФ и их значение 2311. Вексиллология. Государственные символы. Флаг 24(нидерландское ­ vlag) ­ прикрепленное к  древку или шнуру полотнище  установленных размеров и цветов, иногда  с изображением на нем герба, эмблемы   1. Расположи по порядку (указав год): Флаг Российской Федерации Постановлением   Верховного   Совета   РСФСР   от   22   августа   1991   года   был признан официальным Национальным флагом. Утвержден   Федеральным   конституционным   законом   РФ   №   1­ФКЗ   «О Государственном флаге Российской Федерации» от 25 декабря 2000 года. 252. Значения цветов Флага Российской Федерации 2612. Гимнология. Государственные символы. Гимн (греч. hymnus /лат. himnos – петь, славить,  хвалить) хвалебная песнь, музыкальное  произведение торжественного характера 1. Реши кроссворд По горизонтали: 3.Французский национальный  гимн, созданный Р. де Лилем 4.Автор английского гимна "Боже храни короля/королеву" По вертикали: 1.В этой стране в древние времена гимны  исполняли под аккомпанемент лиры 2.В этой стране появился старейший  национальный гимн 272. Заполни таблицу: Наименование гимна Марш  Преображенского  полка Год создания или утверждения в качестве государственного гимна Авторы музыки и слов Начало XVIII в. Молитва русских Интернационал 1791 г. 1833 г. 1944 г. Патриотическая песнь Гимн Российской Федерации Г.Р. Державин О.А. Козловский В.А. Жуковский Генри Кэри Эжен Потье  (перевод А.Я. Коц) Пьер Дегейтер слов – нет М.И. Глинка Утвержден Федеральным конституционным законом РФ № 3­ФКЗ «О  Государственном гимне Российской Федерации» от 25 декабря 2000 года. Слова _________________          Музыка _______________________________ Россия — священная наша держава,  28Россия — любимая наша страна.  Могучая воля, великая слава —  Твоё достоянье на все времена!  Славься, Отечество наше свободное,  Братских народов союз вековой,  Предками данная мудрость народная!  Славься, страна! Мы гордимся тобой!  От южных морей до полярного края  Раскинулись наши леса и поля.  Одна ты на свете! Одна ты такая —  Хранимая Богом родная земля!  Славься, Отечество наше свободное,  Братских народов союз вековой,  Предками данная мудрость народная!  Славься, страна! Мы гордимся тобой!  Широкий простор для мечты и для жизни  Грядущие нам открывают года.  Нам силу даёт наша верность Отчизне.  Так было, так есть и так будет всегда! Славься, Отечество наше свободное,  Братских народов союз вековой,  Предками данная мудрость народная!  Славься, страна! Мы гордимся тобой!  29