Рабочая тетрадь по алгебре

  • Рабочие листы
  • doc
  • 13.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Назначение данной тетради - помочь ученику обобщить и систематизировать знания, связанные с определением и свойствами модуля, а так же с различными методами решения уравнений с модулем. Необходимость рассмотрения данной темы обусловлена тем, что задания с модулем нередко вызывают затруднения у обучающихся. Кроме того, задания подобного типа регулярно встречаются в материалах ЕГЭ как в базовой части, так и в заданиях повышенного и высокого уровня сложности
Иконка файла материала Ермакова Т.Л.-рабочая тетрадь.doc
АЛГЕБРА Обучающие и проверочные задания по решению уравнений, содержащих переменную под знаком модуля ТЕТРАДЬ ученика ___ «__» класса _____________________ _____________________ Учитель математики МАОУ СОШ № 16 Ермакова Т.Л. 1СОДЕРЖАНИЕ Модуль числа. Определение, основные свойства …………………………..3 Самостоятельная работа № 1………………………………………………….5 Решение уравнений, содержащих переменную  под знаком модуля……………………………………………………………..6 Самостоятельная работа № 2………………………………….......................11 Итоговый тест………………………………………………………………...12 Ответы………………………………………………………………………....13 Заключение……………………………………………………………………14 Литература…………………………………………………………………….15 Учитель математики МАОУ СОШ № 16 Ермакова Т.Л. 2Модуль числа Определение, основные свойства Определение:   Модулем числа называется само это число, если оно  неотрицательное, или это же число с противоположным знаком, если оно  отрицательное. | a  |  ; o aa ,  ,0 0 a   , aa o .      Основные свойства модуля a  o a  a ab  ba a b  , a b b  o ba  a b ba  abba ,  0 ba  a abb ,  0 a a  baba b , ,  0  b ,0 2 a  2 b  0 1  Примеры: 1.Раскройте модуль  2 Решение:  так как разность  1 2 Ответ:  2. Раскройте модуль  12   12  25  1 2 < 0, то по определению модуля, получаем Учитель математики МАОУ СОШ № 16 Ермакова Т.Л. 3Решение: так как разность  25  0 , то по определению модуля получаем , при   03 x 2)3 , будем иметь:  a ( x  2 )3  x 3 03 x , получаем  ( x  2 )3  x 3 . 2)524(  a 2 … 0, то по определению модуля получим: , будем иметь:________________________ a ( 25  25  x a 2 25 Ответ:  3. Упростите выражение:  Решение: учитывая, что  Раскрывая знак модуля при условии  Ответ:  4. Упростите выражение:  Решение: учитывая, что  Так как разность  524     Ответ:___________________________ . Таким образом,  _______ 524  )3  3 x x  (  2 2  a 2 )324( 5. Найдите значение выражения  Решение: учитывая, что  a  324    Так как разность  получим:  324 )324( __________ ….0,  ,  __________ )323( )323( _______ 2       2 2 Ответ: )324(  2  )323(  2  1 )524(  2  _________ )323(  2    2  )324(  , будем иметь __________ _____ ….0, то по определению модуля  323    _______ . Таким образом, 323 __________ _____ . Самостоятельная работа № 1 1. Упростите выражение  ( x 2)5 2. Упростите выражение    2)35( 3.Найдите значение выражения  4.  Найдите значение выражения   2( при  05 x  2 )7  7  2 6(  )42 2  7(  2 )42 Учитель математики МАОУ СОШ № 16 Ермакова Т.Л. 4Решение уравнений, содержащих неизвестное под знаком модуля I   тип уравнений               Если а < 0 – корней нет. , Если  a xf )( xf )(  a  0a  –    xf )( a Пример:  Решите уравнение  x 2 4 3 Решение:    o 2 x )( xf ,4     ,5,3 ,34 2 , откуда      5,0 4 3 2   Ответ:  5,0;5,3 3 x x x x a II    тип уравнений              xf )(  )( xg Учитель математики МАОУ СОШ № 16 Ермакова Т.Л. 5  xg , o )(    )( )( xf xg     )( xf )( xg   Пример: Решите уравнение  x  4 5 x 2 Решение:  решение уравнения сводится  решению системы       x 4  x  x   , o 2  5 x 4  5 42 ,2 x 5,0x  x ,   1 3  2  2x   тип уравнений         ­ не удовлетворяет  условию  x 5,0  1  3  x 6,0  6,0x          Ответ:   III  Решение уравнений данного типа сводится  к решению совокупности уравнений      Пример:  Решите  уравнение  Решение:    35 ,4 x    x 5 4 x  Ответ:          25,0;5,4   ,54  54 3 3 x x          ( ), xg )( )( xf xf )(  3 5 x xg )( xf  )( xg x x x x 3 4 x x   ,5,4 25,0 IV  тип уравнений      )( xf  )( xg Уравнение данного вида равносильно системе  Пример: Решите уравнение:   2 x  4 2 x  x  2 )( xf xg )(  ,0  .0    Учитель математики МАОУ СОШ № 16 Ермакова Т.Л. 6 4 ,0   x 2 ,0  ,2  ,1 x x    2 2 x x     2.    x 2  x Решение:  Ответ: 2 V  тип уравнений   )( xf 1  f 2 )( x  ... f k )( x  )( xg Алгоритм решения: ­ найдем нули всех подмодульных выражений; ­ отметим их на числовой оси, разбив ее, тем самым, на интервалы; ­ на каждом интервале определим знак каждого подмодульного выражени и  раскроем модули по определению; ­ составим и решим совокупность смешанных систем. Пример:  Решите уравнение:      x  3  2 x  1 4 Решение: 1) Найдем нули подмодульных выражений:  x x  01  1  3  3               x0 x                            2)  На каждом из полученных интервалов определим знак подмодульного  выражения: х­3 х+1 х<­1 ­ ­ ­1≤х<3 ­ + х≥3 + + Учитель математики МАОУ СОШ № 16 Ермакова Т.Л. 7                   3) Составим и решим совокупность  систем Ответ: ­1.    x ,1     3 2 ,42 x x    ,3 1 x         x 2 x 3 2 ,4   ,3 x    x 23    2 ,4 x            ,1 x  x ,1  1 x  ,1 x  x ,3 5 3  x , ,3     x  .1 ( xf 1 способ. Уравнение вида     ,0 x  xf )(  x ,0  ( f x )                                         a             , a VI тип уравнений  xf ( ) a равносильно совокупности систем ) a     2 способ. Воспользуемся четностью функции  функции будут существовать парами противоположных чисел: если х = а –  корень, х = ­а ­тоже корень этого уравнения. Поэтому достаточно решить  . Нули этой  xg )( xf  a  ) ( Учитель математики МАОУ СОШ № 16 Ермакова Т.Л. 8лишь одну из систем 1 способа и добавить в ответ числа, противоположные найденным корням. Пример: Решите уравнение     2 x  x 0 6 Решение: составим и решим совокупность двух систем:   ,0  x 6  ,0  x  6 2 2 x x x x ,0 ,0 x x x x                          ,0  ,3  ,0  ,2  x   2 ­2 ,2   x x     3 x Ответ: ­2;2 Пример: Решите уравнение    Решение: воспользовавшись четностью функции, будем иметь:  3 2 x 0  5 x 2   ,0  x 3 2 x      2 ,0 5 x  2 x    . 2  , x x x       ,0 1 3 Добавим в ответ число, противоположные найденному корню. Ответ: ­2;2. Учитель математики МАОУ СОШ № 16 Ермакова Т.Л. 9 0  4 2 x x     1 ,0 x  ,0  2 x x    ,3 x   2 .3  ,0 .........   ......., 1 x   ........ 1 x   ... x   x ...   x ...                      ..., ...   ..., ...   ..., ...             x ...,   ... ... ,0   ... ... ... ,0       Разберем ряд примеров: Пример 1. Решите уравнение:    2 x  |4 x  01| Решение: воспользуемся вторым способом:  Оба найденных значения меньше нуля. Ответ: корней нет.       Пример 2. Решите уравнение   x  3 1 x 5      Решение: уравнение равносильно смешанной системе: Ответ: ­1 Пример 3 Решите уравнение:    2 x  6 x x 3     Решение: уравнение равносильно системе   ,3 x   x ,3   x ,3       x  ,1 x ,3  x 1 Ответ: ­3; 1; 3. Пример 4 Решите уравнение  x  2 3 x 1 Учитель математики МАОУ СОШ № 16 Ермакова Т.Л. 102       o , x   x x   x ...  0x 3 Решение:    условия  ..., находим корни   0 x   x ...,   x ...         Проверяем выполнение  Решение: уравнение равносильно совокупности   x x      ..., 3       ..., 3  x x  ,4 2 3  . ;4 Ответ:  2 3      Пример 5        Найдите сумму корней уравнения  Решение:  уравнение равносильно совокупности двух уравнений  2  2  Таким образом, сумма    , находим корни      x   1 3 ...  )2(  x ,2 2  ..., ...  3 3 x x x 1 1 1 2 x x 1 3 x 1 2 1 3 1 3   Ответ:  3 Пример 6  Найдите произведение корней уравнения  2 x  3 x x , находим произведение корней уравнения. Ответ: ________ Пример 7  Решите уравнение:   x  2 x  2 1 x 3  2 x Решение: уравнение равносильно совокупности   Ответ: 2.   x x    2 2 x x  ..... 1  1 x 2  x     ... ,3     ..., x ...,      ,0 ....   2 x Самостоятельная работа №2 1. Найдите сумму корней уравнения   2. Найдите  сумму корней уравнения  2 x 2 x 4 3  x  2 x  21 x 3. Найдите произведение корней уравнения   4.  Найдите произведение корней уравнения  x  3 x 2  3 x x  2  2 x  5 3 Учитель математики МАОУ СОШ № 16 Ермакова Т.Л. 115. Решите уравнение  2 x  31 x  2 17 6. Решите уравнение  3 2 x  12 x  5 6 x 4 7. Решите уравнение  2 x  5 x  9 x 6 8. Решите уравнение  9. Решите уравнение  x  11 3 x  4 2 x 2  x 3 16 10. Найдите сумму корней уравнения   ( x 3 )1  36  28 Итоговый тест Вариант 1 Вариант 2 1)  1 x 3 Решите уравнения x 5 3 2 1) 2)  x  2 3 x 1 2)  x  2 1 x 5 3)  3 x 2 2 3)  x 2 4 4)  2 x 2 x 5)   3 x x  3 x x 2 2 2 x  x  x  03 5 x  2 2 x 2  4 x 6)  7)  4)  2 x  4 x  25 3 2 x  4 x  25 3 x x 5)  6)  7)  3 2 x  4 x  2 xx  0 2 x 25  x Учитель математики МАОУ СОШ № 16 Ермакова Т.Л. 122 x  4 x  4 2 x  3 x  0 2 5  x  1 x 10 8)  9)  2 x  10 x  25  2 x  9 x  0 20 x  2  5  x 3 8)  9)  Ответы Самостоятельная работа № 1   1.   x 5 Учитель математики МАОУ СОШ № 16 Ермакова Т.Л. 132.   3  5 3.  72 4. 13 Самостоятельная работа № 2 1. – 3 2.   4 3.   3 4.   0 5.  ­4,2; 2,6 6.  2; 5 7.  1;3 8.  0; 4 9. ­2,8; 3,6 10.  8 Итоговый тест Вариант 1 4; ­2 4 Корней нет 1 1 ­2; 4 Вариант 2 ­1; ­7/3 4 Корней нет 4; 1+√3 1­√3; 2 0 Учитель математики МАОУ СОШ № 16 Ермакова Т.Л. 141/2; ­1/2; 2 2 ­2,8 5/3; 5; 4 5 ­3   линейных,   Заключение  Назначение данной тетради ­ помочь ученику обобщить  и систематизировать знания,   связанные   с   определением   и   свойствами   модуля,   а   так   же   с различными методами решения уравнений с модулем.    Необходимость рассмотрения данной темы обусловлена тем, что задания с модулем нередко вызывают затруднения у обучающихся. Кроме того, задания подобного типа регулярно встречаются в материалах ЕГЭ как в базовой части, так и в заданиях повышенного и высокого уровня сложности. Вместе с тем, решение уравнений с модулем является эффективным способом повторения и закрепления   навыков   решения   других   видов   уравнений   и   способов   их решения: рациональных, тригонометрических,   А   так   же, закрепляется   умение   решать   различные   виды   неравенств,   систем   и совокупностей.    Изложение материала построено по принципу «от простого к сложному». В начале рассматриваются задания на преобразование выражений, содержащих модуль, затем простейшие уравнения с модулем, к каждому типу уравнений предложен   алгоритм   решения.   Учащемуся   самому   представляется возможность поиска решений алогичной задачи в последующем тексте.     Для овладения этими способами и приобретения соответствующего навыка предлагается ряд задач для самостоятельного решения, ответы на которые представлены в конце тетради. В завершении дан тест для итогового контроля уровня знаний по теме.         логарифмических.   показательных, квадратных,   дробных Учитель математики МАОУ СОШ № 16 Ермакова Т.Л. 15Литература 1. Звавич Л.И. и др. Алгебра и начала анализа. 3600 задач для школьников и поступающих в вузы. –М.:Дрофа. 1999г. – 382с. 2. Рязановский А.Р. и др. Математика: Решение задач: Сдаем без проблем. Москва: Эксмо, 2014.­496с. 3. Шахмейстер А.Х. Уравнения. М.: Издательство  МЦНМО: «Виктория плюс», 2011. – 264с. Учитель математики МАОУ СОШ № 16 Ермакова Т.Л. 16