Рабочие программы по внеурочной деятельности в начальной школе
Оценка 4.8

Рабочие программы по внеурочной деятельности в начальной школе

Оценка 4.8
docx
24.12.2022
Рабочие программы по внеурочной деятельности в начальной школе
Дорогою добра.docx

Пояснительная записка

    Основными нормативными документами, определяющими содержание данной программы, являются:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ (ред. От 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации»  (с изм. и доп., вступ.в силу с 01.09.2021);

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009г. № 373 ( в редакции приказов Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 №1643, от 18.05.2015 № 507, от 31.12.2015 № 1576);

-Федеральный закон от 31 июля 2020г.№ 304 – ФЗ « О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;

- Календарный план воспитательной работы МКОУ «СОШ № 11 имени Героя России Трошева Г.Н.»  г.о.Нальчик на 2022-2023 учебный год.

 Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

     Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника

     Программа внеурочной деятельности «Дорогою добра» разработана на основе авторской программы «Уроки нравственности», составлена на основе программы Э. Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности на основании письма Департамента общего образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011г.№03- 296, в соответствии с примерными требованиями к программам дополнительного образования детей. Имеет духовно – нравственную направленность.

     Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России определен современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.

Задачи:

1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.

2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе.

3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

      Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.

        Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

    Формы организации внеурочной деятельности

Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

   Теоретические занятия (урочные, внеурочные, внешкольные):

• беседы;

• предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, ИЗО);

• классный час;

• встречи с интересными людьми;

• литературно-музыкальные композиции;

• просмотр и обсуждение видеоматериала;

• экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная);

 Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):

• творческие конкурсы;

• выставки декоративно-прикладного искусства;

• коллективные творческие дела;

• соревнования;

• показательные выступления;

• праздники;

• викторины;

• интеллектуально-познавательные игры;

•трудовые дела;

• тренинги;

• наблюдение учащихся за событиями в стране;

• обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;

• заочные путешествия;

• акции благотворительности, милосердия;

• творческие проекты, презентации;

• проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров;

• сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная).

Методы обучения

Методы обучения - это наиболее рациональные приемы, посредством которых учитель воспитывает у учащихся необходимые умения и навыки и передает им свои знания. Словесные методы - создают у учащихся предварительное представление об изучаемом движении. Для этого учитель использует: объяснение, рассказ, замечания; команды, распоряжения, указания, подсчет и т.д.

Наглядные методы — применяются главным образом в виде показа упражнений, учебных наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.

Практические методы - в группу практических методов входит:

-метод упражнений;

-игровой;

-соревновательный.

Условия реализации программы

- обсуждение в школе, доработка и адаптация программы к собственным условиям и проблемам;

- утверждение программы на педсовете школы и включение её в план работы начальной школы;

- разработка плана реализации программы педагогам – исполнителем, где продуманы режимные моменты;

- подбор и подготовка диагностического инструментария;

- наличие необходимой литературы создание копилки сценариев, методик материально – технического оснащения мероприятий;

Методические материалы:

- различные презентации видеоматериалы с записями материалы к занятиям.

 

Планируемые результаты реализации программы

     Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

В ходе реализации программы «Азбука нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.

В результате прохождения программного материала к концу 4-го класса обучающиеся должны знать:

1. Школьный и внешкольный этикет.

2. Требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного.

3. Об источниках наших нравственных знаний.

4. О совести как основе нравственности.

5. Заветы предков. «Поучение» В. Мономаха.

6. Стихотворения о Родине (на выбор).

7. Афоризмы.

8. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих по­ступков.

Уметь:

1. Различать хорошие и плохие поступки.

2. Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.

3. Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.

4. Исполнять заповеди.

5. Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов мо­рального поведения;

• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Выпускник получит возможность для формирования:

морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

принимать и сохранять учебную задачу;

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебной материале в сотрудничестве с учителем;

«планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей родителей и других людей;

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложе­ния и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, соб­ственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

•строить сообщения в устной и письменной форме;

•осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

• учитывать разные мнения и стремиться, к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

4 -й класс (34 часа)

Раздел 1: Введение. (1 час)

Раздел 2: Школьный и внешкольный этикет (8 часов)

Правила поведения в кино. Правила поведения в театре. Правила поведения в музее.

 Правила поведения на выставке. Меня пригласили на день рождения. Умение вежливо слушать и слышать. Разрешите мне сказать. Смех без причины – признак дурачины

Раздел 3: Самовоспитание (7 часов)

Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».

Раздел 4: Общечеловеческие нормы нравственности (10 часов)

Об источниках наших нравственных знаний. Совесть - основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость - золо­той ключик, открывающий сердце людей.

Раздел 5: Искусство и нравственность (8 часов)

Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Обзор курса этикета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

4-й класс

 

.

 

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

 

Раздел №1 Введение

1

 

 

1

Перелистывая страницы 3-го класса

1

2.09.22г.

 

 

Раздел  №2 Школьный и внешкольный этикет

8

 

 

2 |

Правила поведения в кино

1

9.09

 

3.

Правила поведения в театре

1

16.09

 

4.

Правила поведения в музее

1

23.09

 

5.

Правила поведения на выставке

1

30.09

 

6.

Меня пригласили на день рождения

1

7.10

 

7.

Умение вежливо слушать и слышать

1

14.10

 

8.

Разрешите мне сказать

1

21.10

 

9.

Этикетные ситуации

1

4.11

 

 

Раздел №3 Самовоспитание

7

11.11

 

10.

«Познай самого себя»

1

18.11

 

11.

Самовоспитание

1

25.11

 

12.

Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю

1

2.12

 

13.

Как я работаю над собой. О терпении

1

9.12

 

14.

Конец каждого дела обдумай перед началом

1

16.12

 

15.

«Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри»

1

23.12

 

 

Раздел №3 Общечеловеческие нормы нравственности

10

 

 

17.

Об источниках наших нравственных знаний

1

13.01. .23г.

 

18.

Совесть - основа нравственности

1

20.01

 

19.

«Чем ты сильнее, тем будь добрее»

1

27.01

 

20.

«Досадно мне, что слово честь забыто»

1

3.02

 

21.

Заветы предков

1

10.02

 

22.

Россияне о любви к Родине

1

17.02

 

23.

Твоя малая родина

1

24.02

 

24.

«Мой первый друг, мой друг бесценный»

1

3.03

 

25.

Афоризмы о совести, о родине, о дружбе

1

10.03

 

26.

«Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей»

1

17.03

 

 

Раздел №4 Искусство и нравственность

8

 

 

27.

Нравственное содержание древних мифов

1

7.04

 

28.

За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных ге­роев

1

14.04

 

29.

Положительные герои в былинах и сказках

1

21.04

 

30.

Отрицательные герои в литературных произведениях

1

28.04

 

31.

«Зло. как и добро, имеет своих героев»

1

5.05

 

32.

Искусство и нравственность

1

12.05

 

33.

«Вот человек Что скажешь ты о нем?»

1

19.05

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Асмолов А.Г., Бумеранская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2011. 25 с.

3. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности // Воспитание школьников. -2004-2007.-№1-9.

4. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. М.: Просвещение, 2010. - 204 с.

5. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование). М.: Просвещение, 2009. - 50 с.

6. Суслов В.Н. Этикет: учусь правилам поведения. 1-4-е классы. Тесты и практические задания М.: Просвещение, 2010. -68 с.

7. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей. М.: Просвещение, 2008. - 108 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2009. -41 с.

9. Черемисина В.Г. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста. Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14-36.

10.  Шемшурина А.И. Этическая грамматика. М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. - 140


Пояснительная записка Основными нормативными документами, определяющими содержание данной программы, являются: -

Пояснительная записка Основными нормативными документами, определяющими содержание данной программы, являются: -

Формы организации внеурочной деятельности

Формы организации внеурочной деятельности

Планируемые результаты реализации программы

Планируемые результаты реализации программы

Интернета; •строить сообщения в устной и письменной форме; •осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Интернета; •строить сообщения в устной и письменной форме; •осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Календарно-тематическое планирование 4-й класс

Календарно-тематическое планирование 4-й класс

Список литературы 1. Асмолов

Список литературы 1. Асмолов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.12.2022