Рабочие программы,доклады,поурочные разработки учителя русского языка и литературы Мирхайдаровой З.А
Оценка 4.6

Рабочие программы,доклады,поурочные разработки учителя русского языка и литературы Мирхайдаровой З.А

Оценка 4.6
Видео +3
docx
русская литература +1
9 кл
09.07.2018
Рабочие программы,доклады,поурочные разработки учителя русского языка и литературы Мирхайдаровой З.А
2017-2018 рабочая программа по литературе МЗА.docx

    

 

 

 

 

 Содержание

 

 

 

                                           Литература

 

 

  Рабочие программы

 

                                                                                                  Стр.

                       

8 класс………………………………………….……………………  1-8

9 класс…………………………………………………………………9-16

 

 

 Календарно-тематическое планирование

 

                                                                                             Стр.

 

8а класс………………..………………………………………………… 17-19

8в класс…………………………………………………………………. 20-22

9б класс ………………………………………………………………….22-25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            

 

 

 

                                                       Рабочая программа

  

                                            Пояснительная записка

                                                 8  класс

Рабочая программа по   литературе составлена на основе:

 

§   Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»;

§  Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего

§  образования (приказ  Министерства  образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 года № 1089, с изменениями, внесенными  приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.06.2008 года)

§  Приказа Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. №1312

«Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных

планов для образовательных учреждений Российской Федерации,  реализующих программы общего образования»;

§  Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования  и науки Российской Федерации  к использованию в образовательном процессе  в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2017-2018учебный год (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 года №253.  Приказ  МО РФ№ 576 от 08.06.2015 (о внесении изменений в федеральный перечень учебников), приказ №38от 26.01.2016 года,приказа МОБУ Гимназия № 194 от 20.04.2017 года

§  Положения МОБУ Гимназия «О порядке разработки, утверждении  и структуре рабочих программ учебного курса, предмета, дисциплины(модуля) приказ №343 от 11.07.2013 года

§  Учебного плана МОБУ Гимназия  на 2017-2018 учебный год № 307 от 30.08.2017года

  Программы общеобразовательных учреждений по литературе В, Я. Коровиной, В. П.    Журавлева, В, И. Коровина, И. С. Збарского , В. П. Полухиной   2006 год

 

 

Учебных недель – 35

Общее количество часов – 70

Количество часов  в неделю – 2

 

 

 

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями  имеет художественная литература. Курс литературы в  школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

 

 

 

 

Цель изучения литературы в 8 классе — приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования — чтение и изучение  художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу  произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребности в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже — вот что должно стать устремлением каждого  ученика. Это устремление  зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развить их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Задачи организации учебной деятельности:

• приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

• овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

• устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

• научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

• отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

• освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Педагогические технологии, методы и  средства обучения (в том числе электронные), используемые в работе для достижения требуемых результатов обучения.

ü  Традиционное обучение;

ü  Деятельностный подход;

ü  Активное обучение (сотрудничество, элементы контекстного подхода, индивидуализация обучения);

ü  Интерактивные подходы (творческие задания, работа в малых группах)

ü  Уровневая дифференциация;

ü  Проблемное обучение;

ü  Информационно-коммуникационные технологии;

ü  Здоровьесберегающие технологии;

ü  Коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава).

 

Учебно-тематическое планирование уроков литературы

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Количество  часов

1.

Русская литература и история.

1

2.

Устное народное творчество.

2

3.

Из древнерусской литературы

3

4.

Из русской литературы 18 века.

5

5.

Из русской литературы 19 века.

32

6.

Из русской литературы 20 века.

22

7.

Из зарубежной литературы

4

8.

Итоговый урок.

1

9.

Итого

70

 

 

 

                                                        

 

 

 

 

                                                   Содержание программы

                                                                 8 класс ( 70 ч)

             Введение. Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Устное народное творчество В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек .Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий. Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Народная песня, частушка(развитие представлений). Предание (развитие представлений).

Из древнерусской литературы. Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития. «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. «Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести. Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

Из литературы XVIII века. Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

Из литературы XIX века

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе. «Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства. Теория л и т е р а т у р ы . Басня. Мораль. Аллегория(развитие представлений).Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке. Теория литературы. Дума (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. «Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов. К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души ктворчеству.«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза иединения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных. «История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм  Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева». Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Историзм художественной литературы (начальные представления), Роман (начальные представления), Реализм (начальные представления).«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов .Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики .Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. «Мцыри», Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы. Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные  представления), романтическая поэма (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении. «Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворотрусской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы. Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

Теория л и т е р а т у р ы . Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежд, а согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. «После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа. Теория л и т е р а т у р ы . Художественная деталь .Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы. А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...»,М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.  «О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье. Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).

Из русской литературы XX века

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.«Кавказ». Повествование о любви в различных еесостояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе .«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини. Теория л и т е р а т у р ы . Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте. «Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Драматическая поэма (начальные представления).

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Писатели улыбаются. Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом. М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизньи воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе. «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе. «Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике. Теория литературы. Фольклор и литература(развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя. «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне1941—1945 годов. Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют,..»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни. Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе. И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»-, Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»-, Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет; Россия...».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок);3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть») Дон-Аминадо.«Бабье лето») И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

Из зарубежной литературы. Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Сонеты — «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Сонет как форма лирической поэзии. Жан Батист Мольер. Слово о Мольере. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии. Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Классицизм. Сатира (развитие понятий).Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

 

 

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса


В результате изучения литературы ученики должны
знать (понимать): 

- образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века, этапы их творческой эволюции; 
- историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений; 
- основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений; основные теоретико-литературные понятия,
уметь: 
- воспроизводить  содержание литературного произведения; 
- анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; 
- соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять сквозные темы и ключевые проблемы русской литературы; 
- соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения; 
- определять жанрово-родовую специфику литературного произведения; сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации; 
- выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя; 
- выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; 
- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению; 
- составлять планы и тезисы статей на литературные темы, писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.

 

 

Учебно-методическая литература

 

1)В.Я .Коровина и др. Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение ,2012г.

2) Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2009г.

3) Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: «ВАКО», 2015г   4) Интернет-ресурсы.

                                                   Рабочая программа по литературе

9б класс

                                                               Пояснительная записка

       Рабочая программа по литературе  для  классов  с башкирским языком обучения составлена на основе:

§   Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»;

§  Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования (приказ  Министерства  образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 года № 1089, с изменениями, внесенными  приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.06.2008 года)

§  Приказа Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. №1312

«Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных

планов для образовательных учреждений Российской Федерации,  реализующих программы общего образования»;

§  Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования  и науки Российской Федерации  к использованию в образовательном процессе  в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2017-2018учебный год (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 года №253.  Приказ  МО РФ№ 576 от 08.06.2015 (о внесении изменений в федеральный перечень учебников), приказ №38от 26.01.2016 года,приказа МОБУ Гимназия № 194 от 20.04.2017 года

§  Положения МОБУ Гимназия «О порядке разработки, утверждении  и структуре рабочих программ учебного курса,предмета, дисциплины(модуля) приказ №343 от 11.07.2013 года

§  Учебного плана МОБУ Гимназия  на 2017-2018 учебный год № 307 от 30.08.2017года

Программы по русскому языку и литературе  национальных школ Российской Федерации (составители Бирюкова С.К., Вербовая Н.Н., Нартов К.М., Русина Н.С., Петросовой Р.С);

Учебных недель – 34

Общее количество часов – 102

Количество часов  в неделю – 3

            Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

·         воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

·         развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

·         освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

·         овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.


          Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
            Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
            Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Изучение литературы  в классах  с башкирским языком обучения реализует общие цели и способствует реше­нию специфических задач:

формирование способности понимать и эстетически восприни­мать произведения русской литературы, отличающиеся от произ­ведений родной литературы особенностями образно-эстетической системы;

обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их, на­ряду с изучением родной литературы, к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершин­ным произведениям зарубежной классики, к отдельным произве­дениям литературы народов России;

формирование умений сопоставлять произведения русской и род­ной литературы, находить в них сходные темы, проблемы, идеи, выявлять национально- и культурно-обусловленные различия;

развитие и совершенствование русской устной и письменной речи учащихся, для которых русский язык не является родным.

 

Учебно-тематическое планирование

       

Наименование разделов, тем

Количество  часов

1.

Введение.

1

2.

Древнерусская литература 11-17 веков.

9

3.

Литература 18 века.

13

4.

Литература 19 века.

57

5.

Зарубежная литература.

12

6.

Из русской литературы 20 века.

10

7.

Итого

102

 

 

 

 

Содержание программы

9Б класс (102 часа)

 

                                                                      Введение

Великая сила литературы. Связь литературы с общественной, жизнью. Значение литературы в развитии общества. Познавательное и воспитательное значение художественной литературы. Идейность, образность, эмоциональная природа искусства слова. Литература как образное отражение действительности.

 

Древнерусская литература 11-17веков.

Летописи. Роль летописей в жизни народа. Летопись как художественное произведение. Автор летописи и его отношение к описываемому. "Повесть временных лет" - художественно-историческое произведение. Основные идеи "Повести...2 на примере анализа отдельных отрывков-пересказов по выбору учителя. Их сходство и отличие от фольклорных сюжетов на те же темы и влияние на выбор сюжетов авторских произведений ("Смерть Олега", "Месть Ольги", "Бой Никиты Кожемяки с печенегом", "Единоборство Мстислава с Редедей" и др.

«Слово о полку Игореве». 

"Слово..." - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия  "Слова...". Историческая основа произведения. Переводы "Слова...". Его идейно-художественное содержание (чтение и анализ отдельных отрывков). Значение "Слова..." как литературного произведения. Его поэтический язык, связь с устной народной поэзией. Сопоставление "Слова..." с великими творениями героического эпоса других народов, прежде всего героического эпоса родного для учащихся народа.

Летописная повесть периода монголо-татарского нашествия ("Повесть о нашествии Батыя на Рязань"). Героические характеры повести на примере рассказа о Евпатии Коловрате.

Появление светских бытовых повестей, отражение в них мировоззрения и морали эпохи феодализма. Жанры путешествий ("Хождение за три моря" Афанасия Никитина); нравоучений ( "Домострой", "Повесть о Горе-Злочастии"); жития ("Житие Александра Невского"); фольклорные сюжеты ("Повесть о Ерше Ершовиче сыне Щетинникове"); "Повесть о Шемякином суде"). Свесткие бытовые повести. Жанры путешествий, нравоучений, жития, фольклорные сюжеты

Теория литературы. Понятие о бытовой повести.

Развитие речи.

Русская  литература  18   века

Михаил Васильевич Ломоносов- гениальный сын русского народа, реформатор русского литературного языка и стиха.Значение Ломоносова в развитии жанров русского классицизма и литературы в целом. Темы родины, мира, развития науки, просвещения в оде Ломоносова "На день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны". Возвышенная лексика оды. Гражданственность поэзии Ломоносова. А.С. Пушкин о Ломоносове.

Гавриил Романович Державин. Краткая характеристика творчества. Развитие Державиным жанра оды. Обличение несправедливостей и неправедной жизни правящих кругов в одах "Фелица", "Властителям и судиям". Элементы сатиры в этих произведениях. Державин о роли поэта и назначении поэзии ("Памятник").

Теория литературы. Литературное направление. Понятие о классицизме и его жанрах.

Д.И.Фонвизин-"сатиры смелый властелин". "Недоросль" (чтение и анализ отдельных отрывков). Обличение невежества, безнравственности помещиков-крепостников в комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Гуманистический пафос комедии, её художественное своеобразие (сочетание элементов классицизма и реализма). Значение Фонвизина в развитии драматургии. 

Николай Михайлович Карамзин - историк и писатель, открывший читателю мир человеческой души. Повесть "Бедная Лиза". Язык и стиль произведения, его социально-нравственный конфликт. Появление нового направления в русской литературе - сентиментализма. Обращение Карамзина к российской истории и летописям. Сходство и отличие от них "Истории Государства Российского" Карамзина.

Александр Николаевич Радищев. Жизненный подвиг писателя.  «Путешествие   из   Петербурга   в   Москву».   (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория   литературы. Жанр путешествия.

Теория литературы. Развитие понятия о литературном направлении. Классицизм и сентиментализ.

Русская  литература первой половины 19  века

Общая характеристика.

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский - выдающийся поэт-романтик и переводчик, мастер жанра баллады. Жизнь и творчество. (Обзор.)

"Лесной царь"-творческий перевод произведения Гёте. Грусть о неосуществимости человеческих желаний. Патриотическая тема в лирике Жуковского.

Для самостоятельного чтения: "Шильонский узник", "Ундина", "Людмила", "Цветок".

«Море». "Вечер". Поэтика романтических стихотворений.

К.Ф.Рылеев - поэт, декабрист, романтик. Героический пафос его творчества. Своеобразие лексики и образной системы романтических произведений ("Гражданин").

Для самостоятельно чтения

"Наливайко" (отрывки), "Думы".

Теория литературы. Начальное понятие о романтизме.

Александр Сергеевич Грибоедов. «Горе от ума»

Очерк жизни и творчества А. С. Грибоедова. Интерес писателя к жизни народов Кавказа и их культуре.

Комедия "Горе от ума". Историческое своеобразие жизненных конфликтов и характеров, воплощенных в комедии. Протест передовых людей 19 века против реакционных политических и духовных устоев крепостничества. Широкий обобщающий смысл образов комедии, народность, меткость, афористичность языка, значение произведения в развитии русской литературы. Своеобразие композиции комедии (переплетение двух сюжетных линий - общественной и личной, система образов),столкновение героя с реакционным обществом.

Нравственный облик и жизненные идеалы Фамусова и фамусовского общества, идейно-художественна роль образа Молчалина. Свободолюбие и независимость Чацкого, пылкость и благородство его характера. Чацкий - провозвестник новой жизни, защитник передовых идей, обличитель крепостнических нравов, косности, корыстолюбия, беспринципности, низкопоклонства, карьеризма. "Мильон терзаний" Чацкого: поражение и победа героя в борьбе с миром фамусовщины.

Мастерство Грибоедова в обрисовке характера и в развитии действия, развитие реалистических тенденций. "Горе от ума" на современной сцене, в том числе и национальной.

Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»).

Теория литературы. Идейное содержание художественного произведения. Значение общественной позиции автора в литературном произведении. Развитие понятия о литературном характере.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

Основные этапы творческого пути Пушкина. Вольнолюбивые мотивы в лирике, политические эпиграммы.

Южная ссылка.

Михайловский период.

Возвращение из ссылки.

Болдинская осень.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)

"Ревизор" - бессмертное произведение Гоголя.

«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Для самостоятельного чтения. "Портрет", "Нос".

Теория литературы. Развитие понятия о повести как жанре прозы.

А.И.Герцен "Былое и думы".

Зарубежная  литература

Эсхил "Прикованный Прометей"

Театр в Древней Греции. Античная трагедия. Мифологическая основа трагедии Эсхила. Её монументальность и патетика. Тема рока. Гуманистические свершениятитана Прометея. Утверждение в трагедии идеи активного протеста против тирании и деспотизма. Современное звучание трагедии.

Дж. Боккаччо "Декамерон"

Гуманизм эпохи Возрождения, изображение человека в свете его идей. Структура "Декамерона". Критика средневековых устоев жизни, свободомыслие, чувственная раскованность. Многообразие характеров, мастерство повествования.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой  (1-й акт), сцены первой (3-й акт),  сцены четвертой

 (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Ж.-Б. Мольер "Мещанин во дворянстве"

Мольер как создатель "высокой комедии" классицизма, связь с традициями Возрождения.

Сатирическое изображение аристократии в пьесе, насмешки над псевдодворянскими амбициями буржуа Журдена. Характер героя, его неодномерность. Клеонт - защитник человеческого достоинства независимо от сословной принадлежности или имущественного состояния.

 

Список литературы для самостоятельного чтения

В.М. Шукшин. Рассказы.

Б.Васильев «А зори здесь тихие…»

Стихи воинов, павших на фронтах Великой Отечественной войны.

В.Г.Распутин «Живи и помни»

 

Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 9 класса

 

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

• образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

• основные факты жизни и творческого пути А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя;

• изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

• воспринимать и анализировать художественный текст;

• выделять смысловые части художественного текста, составлять те­зисы и план прочитанного;

• определять род и жанр литературного произведения;

• выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;

• характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобра­зительно-выразительных средств;

• сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

•  выявлять авторскую позицию;

• выражать свое отношение к прочитанному;

• выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произноше­ния;

• владеть различными видами пересказа;

• строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

• участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументирование отстаивать свою;

•  писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, со­чинения (сочинения — только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

• сопоставлять тематически близкие произведения русской и род­ной литературы, произведения, раскрывающие сходные пробле­мы, а также произведения, близкие по жанру; раскрывать в них на­ционально обусловленные различия;

• самостоятельно переводить на родной язык фрагменты русского художественного текста;

• создавать устные и письменные высказывания в связи с изученны­ми произведениями русской и родной литературы, писать изложе­ния с элементами сочинения;

• создания связного текста (устного и письменного) на необходи­мую тему с учетом норм русского литературного языка;

• определения своего круга чтения и оценки литературных произве­дений;

• поиска нужной информации о литературе, о конкретном произве­дении и его авторе (справочная литература, периодика, телевиде­ние, ресурсы Интернета).

 

 

Учебно-методическая литература

1.      Программа по литературе под редакцией М.Г. Ахметзянова, - Магариф, 2005.

2.      Нартов К.М. Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия   в 2-х частях – Спб,

        « Просвещение»-2000г.     

3.  Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы. – М. «ВАКО», 2004.

4. Литература: тесты. 5-8 класс: Учебно-метод. пособие для учителя/ Авт.-сост. Коршунова Н.Н., Липина Е.Ю.– М.: Дрофа, 1997.

5. Литературные викторины (сборник литературных викторин, посв. творчеству русских писателей и поэтов с ответами) / Сост. В.А.Ильина. – Волгоград: Учитель.                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно –тематическое планирование уроков литературы 8 а класс

 (70 часов)

№ в теме

 

РР

ВЧ

Тема урока

п/дата

ф/дата

прим

1

1

11

 

Русская литература и история (1)

 

 

 

 

 

 

Устное народное творчество.(2)

 

 

 

2

1

 

Устное народное творчество. Русские народные песни.

02.09

 

 

3

2

 

Исторические народные песни, частушки, предания.

 

06.09

 

 

 

1

 

Из древнерусской литературы(3)

 

 

 

4

1

 

Из древнерусской литературы. Житийная литература как особый жанр.

09.09

 

 

5

2

 

«Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского» . Характеристика А.Невского.

13.09

 

 

6

3

 

«Повесть о Шемякином суде». Судьба человека, правда жизни.

 

16.09

 

 

 

 

 

Из русской литературы  18 века (5)

 

 

 

7

1

 

Н.М.Карамзин – реформатор русского литературного языка. Историческая основа повести «Наталья, боярская дочь»

20.09

 

 

8

2

 

События и характеры героев повести Н.М.Карамзина «Наталья, боярская дочь».

23.09

 

 

9

3

 

И.А.Крылов. Басня « Лягушки, просящие царя». Сатирическая основа басни.

27.09

 

 

10

4

 

К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. «Думы» Рылеева.

30.09

 

 

11

5

 

К.Ф.Рылеев. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с историей

 

04.10

 

 

 

 

 

Из русской литературы 19 века(32)

 

 

 

12

1

 

А.С. Пушкин. Жизнь и судьба.

07.10

 

 

13

2

 

А.С.Пушкин -  историк. “История Пугачесвкого бунта”

12.10

 

 

14

3

 

Повесть А.С.Пушкина « Капитанская дочка». Истоки формирования личности Гринева.

14.10

 

 

15

4

 

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринев и Швабрин.

18.10

 

 

16

5

 

Пугачев и народ в повести

21.10

 

 

17

6

 

Средства характеристик героев повести.

25.10

 

 

18

7

 

Образ Маши Мироновой

28.10

 

 

19

8

РР

Обобщающий урок по произведению.

08.11

 

 

20

9

РР

Подготовка к сочинению по повести «Капитанская дочка»

11.11

 

 

21

10

 

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество.

15.11

 

 

22

11

 

Тема и идея, сюжет и композиция поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри».

18.11

 

 

23

12

 

Образ главного героя поэмы «Мцыри»

22.11

 

 

24

13

 

Изображение природы в произведении.

25.11

 

 

25

14

РР

Сочинение по поэме «Мцыри»

29.11

 

 

26

15

 

Историзм Гоголя. Комедия «Ревизор». История создания.

02.12

 

 

27

16

 

Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

06.12

 

 

28

17

 

Хлестаков и хлестаковщина.

09.12

 

 

29

18

 

Особенности композиции комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

 

13.12

 

 

30

19

 

Отражение действительности в комедии.

16.12

 

 

31

20

РР

Подготовка к сочинению по комедии « Ревизор».

20.12

 

 

32

21

 

И.С.Тургенев. Жизнь и творчество. Повесть «Ася»

23.12

 

 

33

22

 

Характеристика  героев повести

27.12

 

 

34

23

 

Образ героя- повествователя, его слабость и малодушие.

30.12

 

 

35

24

 

Образ «тургеневской девушки»

17.01

 

 

36

25

 

М.Е.Салтыков-Щедрин. «История одного города». История создания

20.01

 

 

37

26

 

Сатирическая несправедливость «Истории одного города»

24.01

 

 

38

27

 

Н.С.Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений»

27.01

 

 

39

28

 

Л.Н.Толстой. История создания рассказа «После бала».

31.01

 

 

40

29

 

«После бала». Художественное своеобразие рассказа.

03.02

 

 

41

30

 

Моральная ответственность человека за все происходящее.

07.02

 

 

42

31

ВЧ

Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.Ю.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова.

10.02

 

 

43

32

 

А.П.Чехов. Рассказ «О любви»- история об упущенном счастье.

 

14.02

 

 

 

 

 

Из русской литературы 20 века (22)

 

 

 

44

1

 

И.А.Бунин. Проблема счастья в рассказе «Кавказ»

17.02

 

 

45

2

 

Нравственные  проблемы рассказа А.И.Куприна «Куст сирени»

21.02

 

 

46

3

ВЧ

К.Г.Паустовский «Телеграмма». Смысл названия рассказа.

24.02

 

 

47

4

 

Отношение матери и дочери.

28.02

 

 

48

5

 

М.Горький. «Явление босяка» в творчестве писателя.

03.03

 

 

49

6

 

М.Горький «Челкаш». Герои и их судьбы.

07.03

 

 

50

7

 

А.А.Блок. Историческая тема в творчестве Блока.

10.03

 

 

51

8

 

А.А.Блок «На поле Куликовом». Мужество и героизм солдат.

14.03

 

 

52

9

 

С.А.Есенин. Поэма «Пугачев». Историзм произведения.

17.03

 

 

53

10

 

И.С.Шмелев. Рассказ «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.

21.03

 

 

54

11

 

М.А.Осоргин. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»

24.03

 

 

55

12

 

Журнал «Сатирикон» и его авторы.

04.04

 

 

56

13

ВЧ

Рассказы Тэффи и М.Зощенко. Анализ рассказов.

11.04

 

 

57

14

 

Поэма А.Т.Твардовского «Василий Теркин»

14.04

 

 

58

15

 

Герой и автор в поэме «Василий Теркин»

18.04

 

 

59

16

РР

Подготовка к сочинению по поэме

21.04

 

 

60

17

 

А.П.Платонов. Нравственная проблематика рассказа «Возвращение»

25.04

 

 

61

18

 

Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

 

28.04

 

 

62

19

 

Любовь к Родине в произведениях о войне.

02.05

 

 

63

20

 

В.П.Астафьев. Тема детства в творчестве писателя.

05.05

 

 

64

21

 

Отражение довоенного времени в рассказе «Фотография, на которой меня нет».

10.05

 

 

65

22

 

Русские поэты о родине, о природе и о себе. Анализ стихотворений.

 

12.05

 

 

 

 

 

Из зарубежной литературы (4)

 

 

 

 

66

1

 

У.Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта». Конфликт живого чувства семейной вражды

16.05

 

 

66

2

 

Сила чувств, преданность друг другу.

19.05

 

 

68

3

 

Д.Свифт «Путешествие Гулливера» как сатира на государственный срок.

23.05

 

 

69

4

 

В.Скотт «Айвенго» как исторический роман.

26.05

 

 

70

1

 

Подведение итогов (1) Рекомендации к летнему чтению.

30.05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Календарно - тематическое планирование уроков литературы

 8 в класса (70 часов)

№ в теме

 

РР

ВЧ

Тема урока

п/дата

ф/дата

прим

1

1

11

 

Русская литература и история (1)

 

 

 

 

 

 

Устное народное творчество.(2)

 

 

 

2

1

 

Устное народное творчество. Русские народные песни.

05.09

 

 

3

2

 

Исторические народные песни, частушки, предания.

 

07.09

 

 

 

1

 

Из древнерусской литературы(3)

 

 

 

4

1

 

Из древнерусской литературы. Житийная литература как особый жанр.

12.09

 

 

5

2

 

«Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского» . Характеристика А.Невского.

14.09

 

 

6

3

 

«Повесть о Шемякином суде». Судьба человека, правда жизни.

 

19.09

 

 

 

 

 

Из русской литературы  18 века (5)

 

 

 

7

1

 

Н.М.Карамзин – реформатор русского литературного языка. Историческая основа повести «Наталья, боярская дочь»

21.09

 

 

8

2

 

События и характеры героев повести Н.М.Карамзина «Наталья, боярская дочь».

26.09

 

 

9

3

 

И.А.Крылов. Басня « Лягушки, просящие царя». Сатирическая основа басни.

28.09

 

 

10

4

 

К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. «Думы» Рылеева.

03.09

 

 

11

5

 

К.Ф.Рылеев. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с историей

 

05.10

 

 

 

 

 

Из русской литературы 19 века(32)

 

 

 

12

1

 

А.С. Пушкин. Жизнь и судьба.

10.10

 

 

13

2

 

А.С.Пушкин -  историк. “История Пугачесвкого бунта”

12.10

 

 

14

3

 

Повесть А.С.Пушкина « Капитанская дочка». Истоки формирования личности Гринева.

17.10

 

 

15

4

 

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринев и Швабрин.

19.10

 

 

16

5

 

Пугачев и народ в повести

24.10

 

 

17

6

 

Средства характеристик героев повести.

26.10

 

 

18

7

 

Образ Маши Мироновой

07.11

 

 

19

8

РР

Обобщающий урок по произведению.

09.11

 

 

20

9

РР

Подготовка к сочинению по повести «Капитанская дочка»

14.11

 

 

21

10

 

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество.

16.11

 

 

22

11

 

Тема и идея, сюжет и композиция поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри».

21.11

 

 

23

12

 

Образ главного героя поэмы «Мцыри»

23.11

 

 

24

13

 

Изображение природы в произведении.

28.11

 

 

25

14

РР

Сочинение по поэме «Мцыри»

30.11

 

 

26

15

 

Историзм Гоголя. Комедия «Ревизор». История создания.

05.12

 

 

27

16

 

Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

07.12

 

 

28

17

 

Хлестаков и хлестаковщина.

12.12

 

 

29

18

 

Особенности композиции комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

 

14.12

 

 

30

19

 

Отражение действительности в комедии.

19.12

 

 

31

20

РР

Подготовка к сочинению по комедии « Ревизор».

21.12

 

 

32

21

 

И.С.Тургенев. Жизнь и творчество. Повесть «Ася»

26.12

 

 

33

22

 

Характеристика  героев повести

28.12

 

 

34

23

 

Образ героя- повествователя, его слабость и малодушие.

16.01

 

 

35

24

 

Образ «тургеневской девушки»

18.01

 

 

36

25

 

М.Е.Салтыков-Щедрин. «История одного города». История создания

23.01

 

 

37

26

 

Сатирическая несправедливость «Истории одного города»

25.01

 

 

38

27

 

Н.С.Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений»

30.01

 

 

39

28

 

Л.Н.Толстой. История создания рассказа «После бала».

01.02

 

 

40

29

 

«После бала». Художественное своеобразие рассказа.

06.02

 

 

41

30

 

Моральная ответственность человека за все происходящее.

08.02

 

 

42

31

ВЧ

Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.Ю.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова.

13.02

 

 

43

32

 

А.П.Чехов. Рассказ «О любви»- история об упущенном счастье.

 

15.02

 

 

 

 

 

Из русской литературы 20 века (22)

 

 

 

44

1

 

И.А.Бунин. Проблема счастья в рассказе «Кавказ»

20.02

 

 

45

2

 

Нравственные  проблемы рассказа А.И.Куприна «Куст сирени»

22.02

 

 

46

3

ВЧ

К.Г.Паустовский «Телеграмма». Смысл названия рассказа.

27.02

 

 

47

4

 

Отношение матери и дочери.

01.03

 

 

48

5

 

М.Горький. «Явление босяка» в творчестве писателя.

06.03

 

 

49

6

 

М.Горький «Челкаш». Герои и их судьбы.

06.03

 

 

50

7

 

А.А.Блок. Историческая тема в творчестве Блока.

13.03

 

 

51

8

 

А.А.Блок «На поле Куликовом». Мужество и героизм солдат.

15.03

 

 

52

9

 

С.А.Есенин. Поэма «Пугачев». Историзм произведения.

20.03

 

 

53

10

 

И.С.Шмелев. Рассказ «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.

22.03

 

 

54

11

 

М.А.Осоргин. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»

24.03

 

 

55

12

 

Журнал «Сатирикон» и его авторы.

03.04

 

 

56

13

ВЧ

Рассказы Тэффи и М.Зощенко. Анализ рассказов.

05.04

 

 

57

14

 

Поэма А.Т.Твардовского «Василий Теркин»

10.04

 

 

58

15

 

Герой и автор в поэме «Василий Теркин»

12.04

 

 

59

16

РР

Подготовка к сочинению по поэме

17.04

 

 

60

17

 

А.П.Платонов. Нравственная проблематика рассказа «Возвращение»

19.04

 

 

61

18

 

Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

 

24.04

 

 

62

19

 

Любовь к Родине в произведениях о войне.

26.04

 

 

63

20

 

В.П.Астафьев. Тема детства в творчестве писателя.

03.05

 

 

64

21

 

Отражение довоенного времени в рассказе «Фотография, на которой меня нет».

08.05

 

 

65

22

 

Русские поэты о родине, о природе и о себе. Анализ стихотворений.

 

10.05

 

 

 

 

 

Из зарубежной литературы (4)

 

 

 

 

66

1

 

У.Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта». Конфликт живого чувства семейной вражды

15.05

 

 

66

2

 

Сила чувств, преданность друг другу.

17.05

 

 

68

3

 

Д.Свифт «Путешествие Гулливера» как сатира на государственный срок.

22.05

 

 

69

4

 

В.Скотт «Айвенго» как исторический роман.

24.05

 

 

70

1

 

Подведение итогов (1) Рекомендации к летнему чтению.

29.05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

уроков литературы

9б класс  (102 часа)

№ п/п

№ в теме

КР РР

Тема

пред. дата

факт. дата

прим.

 

 

 

 Введение (1ч)

 

 

 

1

1

 

Великая сила литературы.

02.09 

 

 

 

   

 

Древнерусская литература 11-17веков (9ч)

 

 

 

2

1

 

Древнерусская литература XI-XVII веков. Обзор литературы.

 05.09

 

 

3

2

 

«Повесть временных лет» - величайший  памятник древнерусской литературы.

 06.09

 

 

4

3

 

Евпатий Коловрат. Мужество и храбрость героя.

 09.09

 

 

5

4

 

«Слово о полку Игореве». Историческая основа.

 12.09

 

 

6

5

 

Герои «Слово о полку Игореве».

 13.09

 

 

7

6

 

Композиция и язык «Слово о полку Игореве».

 16.09

 

 

8

7

 

Ярославна как идеальный образ русской женщины.

 19.09

 

 

9

8

 

Поэтические переложения «Слова о полку Игореве»

 20.09

 

 

10

9

 

«Слово о полку Игореве» и русская литература.

 23.09

 

 

 

 

 

Литература 18 века (13ч)

 

 

 

11

1

 

Литература XVIII  века. Особенности литературы.

 26.09

 

 

12

2

 

М.В.Ломоносов – человек необычной судьбы.

 27.09

 

 

13

3

 

«Ода на день восшествия…».  Ее значение.

30.10 

 

 

14

4

 

Г.Р.Державин. Личность и судьба.

 03.10

 

 

15

5

 

Ода «Фелица», «Властителям и судьям».Сатирическая направленность произведений.

 04.10

 

 

16

6

 

Д.И. Фонвизин «Недоросль». История создания.

 07.10

 

 

17

7

 

Сатирическая направленность комедии

 10.10

 

 

18

8

 

Н.М.Карамзин – историк и писатель.

 14.10

 

 

19

9

 

«Бедная Лиза». Черты сентиментализма в произведении.

 17.10

 

 

20

10

 

«История государства Российского».Обзор произведения.

 18.10

 

 

21

11

 

А.Н.Радищев. Жизненный подвиг писателя.

 21.10

 

 

22

12

 

Анализ глав «Путешествия из Петербурга в Москву».

 24.10

 

 

23

13

 

Основная тематика глав произведения.

 25.10

 

 

 

 

 

 Литература 19 века (57ч)

 

 

 

24

1

 

Литература XIX века. К.Ф. Рылеев. Жизнь и судьба.

 28.10

 

 

25

2

 

Дума «Иван Сусанин». Подвиг Ивана Сусанина.

07.11 

 

 

26

3

 

В.А.Жуковский. Анализ стихотворения «Море».

 08.11

 

 

27

4

 

Баллада «Лесной царь».Элементы сказки в произведении.

 11.11

 

 

28

5

 

А.С.Грибоедов. Жизнь и творчество.

 14.11

 

 

29

6

 

«Горе от ума». История создания.

 15.11

 

 

30

7

 

Герои комедии. Анализ I,II действия.

 18.11

 

 

31

8

 

Фамусов и «фамусовское общество».

 21.11

 

 

32

9

 

Образ Чацкого.

 22.11

 

 

33

10

 

«Век нынешний» и « Век минувший» в комедии.

 25.11

 

 

34

11

 

Смысл названия комедии «Горе от ума».Проблема жанра.

 28.11

 

 

35

12

 

«Мильон терзаний». Статья И.А.Гончарова

 29.11

 

 

36

13

 

Обобщение по пьесе. Повторение.

 02.12

 

 

37

14

РР

Подготовка к сочинению по комедии.

 05.12

 

 

38

15

 

Реалистические тенденции в русской литературе.

 06.12

 

 

39

16

 

А.С.Пушкин. Личность поэта.

 09.12

 

 

40

17

 

Лирика дружбы в творчестве А.С.Пушкина.

 12.12

 

 

41

18

 

Вольнолюбивая лирика.

 13.12

 

 

42

19

 

Тема любви в лирике А.С.Пушкина.

 16.12

 

 

43

20

 

Тема поэта и поэзии.

 19.12

 

 

44

21

РР

Любимые стихотворения А.С.Пушкина.

 20.12

 

 

45

22

 

О романе Пушкина «Евгений Онегин».

 23.12

 

 

46

23

 

История создания. Композиция и сюжет романа.

 26.12

 

 

47

24

 

Е.Онегин в начале и в конце романа.

 27.12

 

 

48

25

 

Судьба Вл. Ленского. Образ Ольги.

 30.12

 

 

49

26

 

«Татьяны милый идеал…».

 16.01

 

 

50

27

 

Столичное и поместное дворянство.

 17.01

 

 

51

28

 

Русская критика о героях и романах

 20.01

 

 

52

29

 

Значение  творчества А.С.Пушкина.

 23.01

 

 

53

30

 

Обобщение . В.Г.Белинский  о романе.

 24.01

 

 

54

31

РР

Подготовка к сочинению по роману «Евгений Онегин».

 27.01

 

 

55

32

 

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба.

 30.01

 

 

56

33

 

Основные темы лирики М.Ю Лермонтова

 31.01

 

 

57

34

 

Мотив одиночества. «Выхожу один я на дорогу…».

 03.02

 

 

58

35

 

Отношение к своему поколению.

 06.02

 

 

59

36

 

Тема любви  к России. «Родина».

 07.02

 

 

60

37

 

О романе «Герой нашего времени».

 10.02

 

 

61

38

 

«Странный человек», гл «Бэла».

 13.02

 

 

62

39

 

«О чем было нам говорить?».

 14.02

 

 

63

40

 

«Да и какое мне дело до бедствий человеческих?».

 17.02

 

 

64

41

 

Печорин и «водяное общество»

 20.02

 

 

65

42

 

«Зачем я жил? Для какой цели родился?».

 21.02

 

 

66

43

 

Обобщение. Критики и писатели  о романе.

 24.02

 

 

67

44

 

О Лермонтове. Из башкирской литературы.

 27.02

 

 

68

45

РР

Подготовка к сочинению по роману «Герой нашего времени».

 28.02

 

 

69

46

РР

Сочинение по роману «Герой нашего времени»

 03.03

 

 

70

47

 

Н.В.Гоголь. Очерк жизни и творчества

 06.03

 

 

71

48

 

Н.В.Гоголь «Мертвые души». История создания романа.

 07.03

 

 

72

49

 

«Портретные» главы поэмы.

 10.03

 

 

73

50

 

Чичиков-главный герой поэмы.

 13.03

 

 

74

51

 

Беседа о родине и народе.

 14.03

 

 

75

52

 

Размышления автора о Руси.

 17.03

 

 

76

53

 

Итоговый урок по творчеству Н.В.Гоголя.

 20.03

 

 

77

54

РР

Подготовка к сочинению по творчеству Н.В.Гоголя

 21.03

 

 

78

55

РР

Сочинение по творчеству Н.В.Гоголя

 24.03

 

 

79

56

 

А.И.Герцен «Былое и думы»

 03.04

 

 

80

57

 

Сатирическое изображение персонажей.

 04.04

 

 

 

 

 

Зарубежная литература (12)

 

 

 

81

1

 

Зарубежная литература. Эсхил «Прикованный Прометей».

07.04

 

 

82

2

 

Мужество, отвага Прометея.

 10.04

 

 

83

3

 

Мустай Карим « Не бросай огонь, Прометей»

 11.04

 

 

84

4

 

Сравнительная характеристика произведений.

 14.04

 

 

85

5

 

Д.Боккаччо «Декамерон».Гуманистические взгляды писателя.

 17.04

 

 

86

6

 

У.Шекспир «Гамлет, принц датский»

 18.04

 

 

87

7

 

Основные образы пьесы.

  21.04

 

 

88

8

 

Значение трагедии в творчестве У.Шекспира

24.04

 

 

89

9

 

Ж.Б. Мольер «Мещанин во дворянстве».

24.04

 

 

90

10

 

Характеристика персонажей

28.04

 

 

91

11

 

Ж.Б. Мольер « Тартюф»

 02.05

 

 

92

12

 

Осуждение Тартюфа за жадность, корысть.

 02.05

 

 

 

 

 

 Из русской литературы 20 века (10ч)

 

 

 

93

1

ВЧ

Рассказы В.М.Шукшина.

 05.05

 

 

94

2

ВЧ

Анализ прочитанных рассказов.

 08.05

 

 

95

3

ВЧ

Б.Васильев « А зори здесь тихие…».

 09.05

 

 

96

4

ВЧ

Мужество, героизм девушек.

 12.05

 

 

97

5

ВЧ

Стихотворения о Великой  Отечественной войне.

 15.05

 

 

98

6

ВЧ

В.Г.Распутин «Живи и помни».

 16.05

 

 

99

7

ВЧ

Главная героиня – воплощение нравственности.

 19.05

 

 

100

8

 

Повторение изученного.

 22.05

 

 

101

9

 

Итоги курса.

23 .05

 

 

102

10

 

Рекомендации на лето.

 24.05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Содержание

Содержание

Рабочая программа

Рабочая программа

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения…

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения…

Из древнерусской литературы 3 4

Из древнерусской литературы 3 4

Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства

Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства

Роль фантастики в художественном произведении

Роль фантастики в художественном произведении

Михаил Андреевич Осоргин . Краткий рассказ о писателе

Михаил Андреевич Осоргин . Краткий рассказ о писателе

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Рабочая программа по литературе 9б класс

Рабочая программа по литературе 9б класс

Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу…

Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу…

Зарубежная литература. 12 6

Зарубежная литература. 12 6

Гавриил Романович Державин. Краткая характеристика творчества

Гавриил Романович Державин. Краткая характеристика творчества

Нравственный облик и жизненные идеалы

Нравственный облик и жизненные идеалы

Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия)

Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия)

Стихи воинов, павших на фронтах

Стихи воинов, павших на фронтах

Литература: тесты. 5-8 класс: Учебно-метод

Литература: тесты. 5-8 класс: Учебно-метод

Календарно –тематическое планирование уроков литературы 8 а класс (70 часов) № № в теме

Календарно –тематическое планирование уроков литературы 8 а класс (70 часов) № № в теме

Капитанская дочка» 11.11 21 10

Капитанская дочка» 11.11 21 10

М.Горький. «Явление босяка» в творчестве писателя

М.Горький. «Явление босяка» в творчестве писателя

Календарно - тематическое планирование уроков литературы 8 в класса (70 часов) № № в теме

Календарно - тематическое планирование уроков литературы 8 в класса (70 часов) № № в теме

Пугачев и народ в повести 24

Пугачев и народ в повести 24

ВЧ Поэзия родной природы в творчестве

ВЧ Поэзия родной природы в творчестве

Русские поэты о родине, о природе и о себе

Русские поэты о родине, о природе и о себе

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 9б класс (102 часа) № п/п № в теме

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 9б класс (102 часа) № п/п № в теме

Фамусов и «фамусовское общество»

Фамусов и «фамусовское общество»

Беседа о родине и народе. 14

Беседа о родине и народе. 14

Рабочие программы,доклады,поурочные разработки учителя русского языка и литературы Мирхайдаровой З.А

Рабочие программы,доклады,поурочные разработки учителя русского языка и литературы Мирхайдаровой З.А

Рабочие программы,доклады,поурочные разработки учителя русского языка и литературы Мирхайдаровой З.А

Рабочие программы,доклады,поурочные разработки учителя русского языка и литературы Мирхайдаровой З.А
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.07.2018