Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения . .
Рабочий план 7 класс физика.doc
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Физика
7 класс
Составитель: Деменин Л.Н., учитель физики Пояснительная записка
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного
предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она
раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует
формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования
основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных
интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется не
передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего
мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их
разрешению.
Цели изучения физики:
освоение знаний о тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, величинах,
характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научного
познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине
мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и
обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для
изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с
помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и
процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения
физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
в процессе решения интеллектуальных проблем, задач и выполнения экспериментальных
исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в
соответствии с жизненными потребностями и интересами;
воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости
разумного использования достижений науки и технологии для дальнейшего развития
человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к
элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач
повседневной жизни, для обеспечения безопасности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2010 г. в
содержании календарнотематического планирования предусмотрено формирование у
школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и
ключевых компетенций. Приоритетами на этапе основного общего образования являются
Познавательная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных
методов : наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования ;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия,
доказательства, законы, теории;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных
задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и
экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно – коммуникативная деятельность:
2 владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать
точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть
возможные результаты своих действий;
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение
оптимального соотношения цели и средств.
Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных
образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся. Она позволяет
сформировать у учащихся достаточно широкое представление о физической картине мира.
Данная рабочая программа является программой основной школы (авторы: Е.
М.Гутник, А. В. Перышкин Физика 79 классы сборника: «Программы для
общеобразовательных учреждений «Физика» Москва, Дрофа 2004 г.» с выбранными
учебниками:
А.В.Перышкин Физика 7 класс И.Д. «Дрофа» 2009 г.
А.В.Перышкин Физика 8 класс И.Д. «Дрофа» 2009 г.
А.В.Перышкин Е.М.Гутник Физика 9 класс И.Д. «Дрофа» 2009 г.
Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных
образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся. Она позволяет
сформировать у учащихся основной школы достаточно широкое представление о
физической картине мира.
В курсе 7 класса рассматриваются вопросы: первоначальные сведения о строении
вещества. взаимодействие тел, давление твердых тел, жидкостей и газов, работа мощность
и энергия.
Используемый математический аппарат не выходит за рамки школьной программы
по элементарной математике и соответствует уровню математических знаний у учащихся
данного возраста.
Программа предусматривает использование Международной системы единиц СИ.
Содержание программы (70 часов)
Физика и физические методы изучения природы. (4 ч)
Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений.
Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений.
Международная система единиц. Физика и техника. Физика и развитие представлений о
материальном мире.
Демонстрации.
Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений.
Физические приборы.
Лабораторные работы и опыты.
Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности. Измерение
длины. Измерение температуры.
Первоначальные сведения о строении вещества. (5 ч)
Строение вещества. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения
газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.
Демонстрации.
Диффузия в газах и жидкостях. Сохранение объема жидкости при изменении формы
сосуда. Сцепление свинцовых цилиндров.
3 Лабораторная работа. Измерение размеров малых тел.
Взаимодействие тел. (21 ч)
Механическое движение. Относительность механического движения. Траектория.
Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного
движения. Неравномерное движение. Явление инерции. Масса тела. Измерение массы тела
с помощью весов. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности.
Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил, действующих по одной прямой. Сила
упругости. Закон Гука. Методы измерения силы. Динамометр. Графическое изображение
силы. Явление тяготения. Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой. Вес тела.
Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники. Центр тяжести тела.
Демонстрации.
Равномерное прямолинейное движение. Относительность движения. Явление
инерции. Взаимодействие тел. Сложение сил. Сила трения.
Лабораторные работы.
Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении.
Измерение скорости. Измерение массы тела на рычажных весах. Измерение объема
твердого тела. Измерение плотности твердого тела. Исследование зависимости силы
упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины. Исследование
зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления. Определение центра
тяжести плоской пластины.
Давление твердых тел, газов, жидкостей. (23 ч)
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе
молекулярнокинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе.
Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.
Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Методы измерения давления. Барометр
анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.
Закон Архимеда. Условие плавания тел. Плавание тел. Воздухоплавание.
Демонстрации.
Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади
опоры. Обнаружение атмосферного давления. Измерение атмосферного давления
барометроманероидом. Закон Паскаля. Гидравлический пресс. Закон Архимеда.
Лабораторные работы.
Измерение давления твердого тела на опору. Измерение выталкивающей силы,
действующей на погруженное в жидкость тело. Выяснение условий плавания тела в
жидкости.
Работа и мощность. Энергия. (12 ч)
Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность.
Кинетическая энергия движущегося тела. Потенциальная энергия тел. Превращение одного
вида механической энергии в другой. Методы измерения работы, мощности и энергии.
Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с
закрепленной осью вращения. Виды равновесия тел. «Золотое правило» механики.
Коэффициент полезного действия.
Демонстрации.
Простые механизмы.
Лабораторные работы.
Выяснение условия равновесия рычага. Измерение КПД при подъеме тела по
наклонной плоскости.
4 Итоговое повторение (3 ч)
Резерв учителя (2 ч.)
5 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения физики 7 класса ученик должен:
Знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;
смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, КПД;
смысл физических законов: Паскаля, Архимеда.
Уметь:
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное
движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для
измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы,
давления;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять
на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от
удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной
системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о
механических явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для: обеспечения безопасности в процессе использования
транспортных средств, рационального применения простых механизмов.
Тематическое планирование 7 класс
Тематическое планирование составлено на основе программы основной школы
(авторы программы Е.М. Гутник, А.В. Перышкин)Программа для общеобразовательных
учреждений: физика, астрономия 711Кл Дрофа, 2004г. и Стандарта основного общего
образования по физике от 5 марта 2004 г.№ 1089. Учтены образовательный минимум
содержания основных образовательных программ и требования к уровню подготовки
учащихся, примерная программа основного общего образования.
№ п/п
Наименование раздела и тем
Часы
учебного
времени
Введение (4 ч.)
1
2
3
4
Что изучает физика. Наблюдения и опыты.
Физические величины и их измерение. Точность и погрешность
измерений.
Лабораторная работа №1 «Определение цены деления
измерительного прибора»
Физика и техника
Первоначальные сведения о строении вещества (5 ч.)
5
6
7
8
Строение вещества. Молекулы.
Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел»
Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.
Взаимное притяжение и отталкивание молекул.
1
1
1
1
1
1
1
1
6 9
Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении
газов, жидкостей и твердых тел.
Взаимодействие тел (21 ч.)
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Механическое движение. Равномерное и неравномерное
движения.
Скорость. Единицы скорости.
Расчет пути и времени движения. Решение задач
Инерция. Решение задач
Взаимодействие тел.
Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах.
Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на
рычажных весах».
Лабораторная работа №4 «Измерение объема тела».
Плотность вещества.
Лабораторная работа№5«Определение плотности твердого
тела».
Расчет массы и объема тела по его плотности
Решение задач.
Контрольная работа № 1 «Механическое движение. Масса
тела. Плотность вещества»
Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.
Сила упругости. Закон Гука.
Вес тела
Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.
Динамометр. Лабораторная работа №6 «Градуирование
пружины и измерение сил динамометром»
Сложение сил, действующих по одной прямой.
Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя
Трение в природе и технике.
Кратковременная контрольная работа №2 «Сила.
Равнодействующая сил»
Давление твердых тел, жидкостей и газов (23 ч.)
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
Давление. Единицы давления.
Способы увеличения и уменьшения давления.
Давление газа. Объяснение давления газа на основе
молекулярнокинетических представлений
Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.
Давление в жидкости и в газе. Расчет давления на дно и стенки
сосуда.
Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Водопровод.
Решение задач по теме «Давление газов, жидкостей и твердых
тел»
Контрольная работа №3 по теме «Давление. Закон Паскаля.
Сообщающиеся сосуды»
Вес воздуха. Атмосферное давление.
Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.
Барометранероид.
Атмосферное давление на различных высотах. Манометры.
Поршневой и жидкостный насос. Гидравлический пресс.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7 43
46
47
48
49
50
51
52
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.
Архимедова сила
Лабораторная работа №7 «измерение выталкивающей силы,
действующей на погруженное в жидкость тело»
Плавание тел.
Водный транспорт.
Решение задач «Архимедова сила. Условие плавания тел»
Лабораторная работа №8«Выяснение условий плавания тела
в жидкости»
Воздухоплавание.
Решение задач по теме «Архимедова сила, плавание тел»
Решение задач по теме «Архимедова сила, плавание тел»
Контрольная работа №4 «Давление газов, жидкостей и
твердых тел»
Работа, мощность, энергия (12 ч.)
54
55
56
57
58
Механическая работа.
Мощность.
Простые механизмы. Рычаг. Равновесие тел на рычаге.
Момент силы. Рычаги в природе, технике, быту.
Лабораторная работа №9 «Выяснение условий равновесия
рычага».
Равновесие тел с закреплённой осью вращения. Виды
равновесия.
59
61
62
Равенство работ при использовании механизмов. КПД механизмов.
Лабораторная работа №10«Определение КПД при подъеме
60
тела по наклонной плоскости»
Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия.
Превращение одного вида механической энергии в другой.
Энергия рек и ветра.
Решение задач «Работа, мощность, энергия».
Контрольная работа №5 «Работа, мощность, энергия»
63
64
Итоговое повторение 3 ч.
Резерв 2 ч.
Всего – 70 ч.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Критерии оценивания по физике
ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ ПО ФИЗИКЕ:
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание
физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий,
дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также
правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно
выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает
рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении
практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным
материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других
предметов.
8 Оценка «4» если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на
оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения
знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и
материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну
ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с
небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность
рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в
усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению
программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач
с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих
преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух
недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двухтрёх негрубых
ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил четыре или пять недочётов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в
соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов, чем
необходимо для оценки «3».
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из
поставленных вопросов.
ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ:
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не
более одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или
допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной
негрубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх
недочётов, при наличии четырёхпяти недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки
«3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ:
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с
соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит
в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов;
соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все
записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но было допущено
дватри недочёта, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной
части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе
проведения опыта и измерения были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, и объём выполненной
части работы не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения,
вычисления, наблюдения производились неправильно.
Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники
безопасности.
9 ПЕРЕЧЕНЬ ОШИБОК:
Грубые ошибки
1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений
теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величин, единиц
измерения.
2. Неумение выделить в ответе главное.
3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических
явлений.
4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование,
провести опыт, необходимые расчёты, или использовать полученные данные для выводов.
6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным
приборам.
7. Неумение определить показание измерительного прибора.
8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
Негрубые ошибки
1. Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные
неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные
несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности
чертежей, графиков, схем.
3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
4. Нерациональный выбор хода решения.
Недочёты
1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приёмы в вычислении,
преобразовании и решении задач.
2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают
реальность полученного результата.
3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
5. Орфографические и пунктуационные ошибки.
10 Литература для 7 класса
1. Учебник «Физика 7». / А. В. Пёрышкин. М. : Дрофа, 2007.
2. Сборник задач по физике для 79 классов / В. И. Лукашик, Е. В. Иванова, М. :
Просвещение, 2008.
3. Дидактические материалы «Физика 7 класс» / А. Е. Марон, Е. А. Марон, М :
Просвещение 2007.
4. Рабочая тетрадь «Физика 7 класс», тестовые задания к основным учебникам / Н.
И. Зорин, М. : Издательство «Эксмо», 2008.
5. УМК «Тесты по физике» 7 класс к учебнику А. В. Пёрышкина «Физика. 7 класс» /
А. В.Чеботарёва, М.: Издательство «Экзамен»,2009.
6. УМК «Контрольные и самостоятельные работы по физике» к учебнику А. В.
Пёрышкина «Физика. 7 класс» / О. И. Громцева, М. : Издательство «Экзамен», 2010.
7. Сборник качественных задач по физике для 79 классов / А. Е. Марон, Е. А.
Марон, М : Просвещение 2006.
8. Физика. Контрольные работы в новом формате. 7 класс / И.В. Годова, М :
«ИнтеллектЦентр», 2011.
Интернетресурсы
Название сайта или статьи
Бесплатные обучающие
программы по физике
Содержание
15 обучающих программ по
различным разделам физики
Адрес
http:www.history.ru/freeph.htm
Лабораторные работы по
физике
Анимация физических
процессов
Физическая энциклопедия
Виртуальные лабораторные работы.
Виртуальные демонстрации
экспериментов.
Трехмерные анимации и
визуализация по физике,
сопровождаются теоретическими
объяснениями.
Справочное издание, содержащее
сведения по всем областям
современной физики.
http:phdep.ifmo.ru
http:physics.nad.ru
http://www.elmagn.chalmers.se/%7eigor
11
Рабочий план 7 класс физика
Рабочий план 7 класс физика
Рабочий план 7 класс физика
Рабочий план 7 класс физика
Рабочий план 7 класс физика
Рабочий план 7 класс физика
Рабочий план 7 класс физика
Рабочий план 7 класс физика
Рабочий план 7 класс физика
Рабочий план 7 класс физика
Рабочий план 7 класс физика
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.