Составила : Глухова И.В. учитель начальных классов МОУ «СОШ№ 33» г. Энгельса Саратовской области.
КНИЖКА-ПАМЯТКА
по
работе над ошибками
по
русскому языку.
1. БОЛЬШАЯ БУКВА, ЗНАК В КОНЦЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Выпиши предложение правильно. Начало предложения пишется с большой буквы. Определи цель высказывания.
Делай так: Выпал пушистый снег.
или Ты идёшь в школу?
2. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА.
Выпиши слово. Укажи сколько в нём слогов, гласных
звуков, согласных звуков, букв, звуков.
Делай так:
Книга -2 сл, 2 гл, 3 согл, 5 б, 5 зв.
(к-согл, гл, тв; н-зв, м; г-зв, тв.)
3. ПЕРЕНОС СЛОВА.
Раздели слово на слоги для переноса.
Делай так: оси-на, май-ка, конь-ки.
ЗАПОМНИ!!! При переносе одну букву нельзя
оставлять на строке и нельзя переносить на новую
строку.
4. МЯГКИЙ ЗНАК (Ь) НА КОНЦЕ И В СЕРЕДИНЕ
СЛОВА.(обозначает мягкость согласных)
Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак (ь)
и согласную перед ним. Выпиши ещё два слова на это
правило.
Например: ель, пень, тень, пальто, мальчик,
коньки.
24. ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ –ЕК-, -ИК-
ПРОВЕРЯЙ ТАК:
ед.ч. мн.ч.
замоч - замоч а
платоч ЕК - платоч К а
ореш - ореш а
измените число, если гласная пропала, то пиши с буквой Е
лист - лист и
ключ ИК - ключ ИК и
сад - сад и
25. Сложные слова.
Соединительные гласные о и е.
Например: пылесос, самолет, синеглазая.
23. ПАДЁЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЁН
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
(Проверяй по вопросу!)
От существительного задай вопрос к
прилагательному. Пиши в прилагательном то
окончание, что и в вопросе.
Падежи |
Муж. и Ср.род. |
Жен. р. |
Множ.число |
|
Именит. |
ый, ий, |
ое, ее |
ая, яя |
ые, ие |
Родит. |
ого, его |
|
ой, ей |
ых, их |
Дательн. |
ому, ему |
|
ой, ей |
ым, им |
Винит. |
ый, ий |
ое, ее |
ую, юю |
ые, ие |
Творит. |
ым, им |
|
ой/ою/, ей/ею |
ымы, ими |
Предолож |
ом, ем |
|
ой, ей |
ых, их |
Например: в заводи (какой?) тихой
кувшинки(какие?) золотые
озёрам (каким?) голубым
5. ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ.
Выпиши слово правильно. Запомни: ча-ща пиши с буквой а, чу-щу с буквой у, жи-ши с буквой и.
Делай так: чаща – пишу с буквой а.
6. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В СЛОВЕ,
ПРОВЕРЯЕМАЯ УДАРЕНИЕМ.
Определи устно в слове ударную, безударную
гласные, которые нужно проверить.
Подбери проверочные слова.
Делай так: волны-волна, море-моря.
7. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В СЛОВЕ,
НЕПРОВЕРЯЕМАЯ УДАРЕНИЕМ
( слово из словаря).
Напиши слово с допущенной ошибкой 3 раза.
Запомни, как оно пишется.
Например : ребята, ребята, ребята.
8. ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ.
Прочитай слово, в котором допущена ошибка,
правильно. Проверь согласную.
Делай так : морозы-мороз, ягода-ягодка.
ЗАПОМНИ!!! Согласные на конце и в середине слова
пишутся так же, как и перед гласными. Проверь себя.
9. БОЛЬШАЯ БУКВА В ИМЕНАХ, ОТЧЕСТВАХ И
ФАМИЛИЯХ, КЛИЧКАХ ЖИВОТНЫХ,
НАЗВАНИЯХ РЕК, ГОРОДОВ, ДЕРЕВЕНЬ, СТРАН.
Выпиши слово правильно. Напиши еще 3-5 различных имен собственных.
Например : Илья, Лена, Андрей, Москва, Киев.
10. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК (Ь)
Выпиши слово правильно. Запиши еще два слова на
это правило.
Например: вьюга, листья, соловьи.
ЗАПОМНИ!!! Разделительный мягкий знак пишется в
корне после согласных перед гласными: е, ё, и, ю, я.
11. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЕРДЫЙ ЗНАК (Ъ)
Разделительный твердый знак (ъ) пишется после
приставок, которые оканчиваются на согласную,
перед буквами: е, ё, я.
Например: подъём, объявление, поезд, подход.
12. ДВОЙНЫЕ СОГЛАСНЫЕ В СЛОВЕ.
Выпиши слово правильно. Запиши еще два слова на
это правило. Раздели слова для переноса.
Делай так: группа, утренний, коллектив.
групп-па, утрен-ний, кол-лектив.
22. ПАДЁЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЁН
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.
Падежи |
Вопросы |
Предлоги |
1-е скл. |
2-е скл. |
3-е скл |
||
м.р. |
ж.р |
м.р. |
ср.р |
ж.р. |
|||
Именит |
кто? что? |
--------- |
-а |
-я |
-о |
-е |
----- |
Родит. |
кого? чего? откуда? где? |
без, у, с, до из, от, около, возле |
-ы |
-и |
-а |
-я |
-и |
Дател. |
кому? чему? куда? где? |
к, по |
-е |
|
-у |
-ю |
-и |
Винит. |
кого? что? куда? |
в, на, за, про через |
-у |
-ю |
-а -я |
-о -е |
----- |
Творит. |
кем? чем? где? |
за, над, с, под. |
-ой |
-ей |
-ом |
-ем |
(ь) ю |
Предлож |
о ком? о чём? где? |
в, на, об |
-е |
|
-е |
|
-и |
Контрольные слова |
лиса земля |
конь стол |
степи |
21. СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ В НАСТОЯЩЕМ
ВРЕМЕНИ
лицо |
I спряжение |
II спряжение |
||
|
Ед.число |
Мн.число |
Ед.число |
Мн. число |
1-е |
у (ю) |
ем |
у (ю) |
им |
2-е |
ешь |
ете |
ишь |
ите |
3-е |
ет |
ут (ют) |
ит |
ат(ят) |
Неопр. форма |
Все глаголы на ть, еть, ать, оть, уть, кроме глаголов исключений, + брить, стелить, зиждиться |
Все глаголы на ить, кроме глаголов исключений, + гнать, держать, дышать и слышать, зависеть, видеть, ненавидеть, а еще смотреть, вертеть и обидеть, и терпеть. |
Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, нужно:
1. поставить глагол в начальную форму.
2. определить спряжение.
3. проверить спряжение по форме 3-го лица мн.числа.
4. определить окончание данного глагола.
13. СОСТАВ СЛОВА.
Выпиши слово. Разбери его по составу.
Например: поездка (чтобы найти:
-окончание (измени число или форму)
-основа (часть слова без окончания)
-корень ( неизменяемая часть однокоренных слов)
-приставка (перед корнем)
-суффикс ( после корня)
14. РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ
а) По членам предложения.
Подчеркните главные члены предложения,
выпишите слова парами с вопросами.
Седые туманы плывут к облакам.
туманы (какие?) седые
туманы (что делают?) плывут
плывут (куда?) к облакам
Делай так:
б) По частям речи
Выпиши предложение, обозначь, какой частью
речи является каждое слово.
Например:
прил. сущ. гл. пр. сущ.
Красивые птички сели на ветку.
15. ПРАВОПИСАНИЕ НЕПРОИЗНОСИМЫХ
СОГЛАСНЫХ.
Прочитай слово. Подбери к нему несколько
родственных слов. Выдели корень. Проверь
непроизносимую согласную.
Делай так: Звезда-звёздочка-звёздный.
16. ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВКИ СО СЛОВОМ.
Выпиши слово. Выдели приставку, образуй от этого
слова родственные слова с разными приставками.
Например: заехал, уехал, приехал.
17. ПРАВОПИСАНИЕ ПРЕДЛОГА СО СЛОВОМ.
Выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что
предлог со словом пишется отдельно.
Делай так: К берегу, (к какому?) берегу,
к (крутому) берегу.
ЗАПОМНИ!!! Предлог-это отдельное слово.
Не путай приставку с предлогом.
Например: Лодка отплыла от берега.
18. МЯГКИЙ ЗНАК (Ь) НА КОНЦЕ
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши
ещё два слова на это правило.
Например: луч, товарищ, шалаш-муж. род.
ночь, мощь, тишь -жен. род.
19. НЕ С ГЛАГОЛАМ.
Выпиши глагол с не. Запиши ещё два слова на это
правило.
Например: не пришел, не выучил, не знал.
20. 0-Е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Под ударением пиши букву - О, без ударения - Е.
овцой лестницей
мячом тучей
шалашом крышей
плащом товарищем
чертежом сторожем
Буквы О-Е на конце наречий после шипящих.
горячо могуче
хорошо певуче
свежо блестяще
неуклюже
Исключение: еще.
Буквы А-О на конце наречий с приставками.
Издавна влево
Досуха направо
Слева затемно
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.