II отделение
VI класс.
«Береги лес».
Лес - это не просто лес. Это город с тысячами жителей. Дома в этом городе - норы и гнезда. Жители - звери и птицы. Одни птицы строят свои гнезда на деревьях, другие - в кустах. Птицы в лесу не сидят на ветках без дела. С утра до ночи проверяют они стволы, ветки и листья, наводят в лесу порядок. Как увидят жука или гусеницу, сразу хватают и несут своим птенцам. Муравьи тоже деревьям помогают: всяких вредных жуков и гусениц поедают.
Береги лес! Береги деревья, кусты и птиц в лесу! Не ломай кусты, не разоряй гнезда и муравейники!
Задания к тексту:
Скажи, о чем этот текст? Как его можно озаглавить? На что похож лес? Где живут лесные жители? Чем занимаются птицы в лесу? Как помогают муравьи деревьям? Как вы должны относиться к лесу? Почему лес надо беречь?
Словарь: звери, птицы, гнезда, строить - строят, жук, гусеница, муравей, ломать, кусты, разорять муравейник (гнезда).
«Почему заплакала березка?»
У дороги росла высокая кудрявая березка. Часто прохожие отдыхали у березы. Однажды по дороге шел Миша Иванов. Настроение у него было хорошее. Он то песенку напевал, то насвистывал. Вот кустик. Мальчик сорвал несколько листочков и бросил их. Подошел к акации, ветку сломал.
И тут он увидел красавицу березку. Взял нож и на стволе березки вырезал «Миша Иванов».
Ничего не сказала березка, только горько заплакала.
Задания к тексту:
Где росла березка?
Почему березка названа кудрявой?
Какую пользу она приносила людям?
Что сделал с березкой Миша?
Как ты относишься к поступку Миши?
Озаглавь текст.
«Сентябрь».
Все чаще начинает хмуриться небо, дует ветер. Подошел первый месяц осени.
Высоко над головой начинает желтеть, краснеть, буреть лист на деревьях. Как только листьям станет не хватать солнышка, они начинают вянуть и быстро теряют свой зеленый цвет.
Стрижи, ласточки и другие перелетные птицы собираются в стаи и незаметно, по ночам отбывают в дальний путь. Холодеет вода: больше уж не хочется купаться. Появились тонконожки - опенки. Лето кончилось.
Задания к тексту:
Слушай текст. Изложи его основное содержание.
Повтори предложение (слово)........
Назови первый (последний) месяц осени.
Почему осенью вянут листья?
Назови перелетных птиц.
Какие птицы улетают на юг?
Назови грибы, которые появляются осенью.
Тема «Каникулы».
Фразы разговорно-обиходного характера.
Скажи, где ты отдыхал(а) летом?
Чем ты занимался(лась) в летние каникулы?
Ты ходил(а) в лес?
Ты любишь собирать грибы?
Какие грибы тебе нравятся больше всего? Почему?
Как ты провел(а) летние каникулы?
Словарь: летние каникулы, отдыхать - отдыхают, купаться - купаются, загорать - загорают, собирать - собирают, кататься - катается, пионерский лагерь.
Послушай и повтори предложения.
Летом я с товарищем каждый день ходил на речку купаться.
Девочки разбрелись по лугу и стали собирать цветы.
Мы часто ходим на рыбную ловлю.
Вечеров в лагере ребята разожгли костер.
Ребята собрались в поход.
Окончились летние каникулы.
«Школа»
Фразы разговорно - обиходного характера.
Расскажи о своем классе.
Когда начинается учебный год?
Сколько дней в сентябре?
Ты любишь рисовать?
Как ты рисуешь?
Опиши свою школу.
Наша школа красивая.
Здание школы имеет .... этажей. Наш класс расположен на ... этаже.
Словарь: ученик(и), учительница, воспитатель - воспитатели, учитель - учителя, учительская, класс, школьники, учебный год, здание школы.
«Новый трактор»
Однажды Лена увидела возле дороги старика, который разгребал палкой землю. Девочка спросила, что он ищет. Старик сказал, что до войны здесь был завод и набралось много всякого железа. Лена прибежала в школу и рассказала ребятам о железном кладе. Ребята отправились на разведку. Вскоре они вытащили из земли решетку, трубу и много других железных вещей. Собранный металл отправили на тракторный завод. Рабочие переплавили металл и сделали из него трактор.
Задания к тексту:
О чем этот рассказ?
Придумай к нему название.
Как узнали ребята о железном кладе?
Что сделали из металлолома, собранного ребятами?
Как поступили дети?
Речевой материал, связанный с организацией деятельности и изучением учебных дисциплин.
Поставь нужное усиление. Хорошо ли ты слышишь?
Тебе не мешают посторонние звуки?
Передай основное содержание рассказа (текста).
Разбери слово....... по составу.
Как изменяются существительные?
Сколько падежей в русском языке?
Опиши внешность товарища (подруги, учительницы,......).
Назови признаки осени.
Поставь существительное ......... в родительном падеже.
Послушай и повтори: имя существительное, мужской (женский, средний) род, единственное (множественное) число, именительный (дательный, винительный, предложный) падеж.
Первый множитель ........ второй ....... Найди произведение.
Первый множитель выражен суммой чисел ... и ... . Второй множитель ... , Чему равно произведение?
Делимое ..., делитель ... . Чему равно частное?
Делимое выражено суммой чисел ... и ..., делитель... . Найди частное.
Первый множитель .., произведение ... . Найди второй множитель.
Один сомножитель ... другой сомножитель ... Найди произведение.
Словарь: множитель, произведение, делимое, частное, выражено, дороже, дешевле, чему равно.
Скажи, сколько, сколько мм в 1 см (в... см, ... мм, ... см)? сколько в
... м, в ... м, ... см?
Назови меры времени.
Для чего используется вода в быту?
Из каких веществ состоят тела: иголка, стакан, мяч?
Все тела состоят из веществ.
Вокруг нас много тел, сделанных человеком.
Воздух при охлаждении сжимается.
Что происходит в воде с крупинками соли (сахара)?
Словарь: живая природа, неживая природа, явление природы, тело - тела, вещество - вещества, атмосфера, кислород, углекислый газ, растворимые вещества.
II четверть.
«Столица нашей Родины» .
Москва - это Кремль и Красная площадь. Это широкие и красивые улицы и новые высотные дома. Москва - столица нашей страны, родной и близкий каждому из нас, город. В Москве работает Советское правительство. Москва постоянно строится и обновляется. Растет столица. Появляются новые площади и проспекты. С каждым днем меняется облик города.
Задания к тексту:
Озаглавь текст.
О чем в нем говорится?
Ты был(а) в Москве?
Тебе нравится Москва?
Какое место является центром Москвы?
Когда бывает демонстрация на Красной площади?
Объясни, что означает выражение «меняется облик города».
Словарь: столица, государственный флаг. Красная площадь, Мавзолей Ленина, Кремлевская стена, метро, Москва, театр, музей,
красивая – красивее - краше, площадь, проспект, высотный дом.
«Любимая Родина».
Когда люди в Москве ложатся спать, на востоке страны встают. Когда в Санкт - Петербурге целый день идет дождь, около Каспийского моря очень жарко и сухо. Когда на юге люди пьют чай в саду, на севере ребята играют в снежки и ходят на лыках. День и ночь, зима и лето бывают в нашей стране в одно время, потому что наша страна огромная. Такой большой страны больше нет на земле. Мы любим нашу Родину. Любим ее города и деревни, реки и леса, горы и моря. Столица нашей Родины - Москва.
Задания к тексту:
В какой, стране ты живешь?
Назови столицу нашей Родины. Ты любишь свою стану?
Словарь: Москва - в Москве, Север - на Севере, Каспийское море - около Каспийского моря, столица - столицу, огромная страна.
«Валерий Волков»
В 1942 году шла война с немецкими фашистами. Наши войска оставили Севастополь. Моряки залегли около дороги на Севастополь. С ним был мальчик в полосатой тельняшке, с красным галстуком на груди. Это был пионер Валерий Волков, На советских бойцов двинулись фашистские танки. Юный герой встал во весь рост. Он хотел бросить в передний танк связку гранат, но был ранен в правую руку. Раненый Валерик бросил связку гранат левой рукой прямо под немецкий танк. Танк был взорван. Наши бойцы подбегали к пионеру, который лежал недвижимо. Его сердце остановилось.
Задания к тексту:
Кто был Валерий Волков?
Расскажи о его подвиге. За что погиб юный герой?
Словарь: 1942 год, немецкие, фашисты, захватчики, оставили город, отступали - наступали, победили, подвиг, юный герой, пионер - герой.
«Случай у границы»
Петя и Витя жили у самой границы. Однажды ребята пошли за орехами. Мальчики зашли в чащу леса. Они нарвали орехов и собрались идти домой. Вдруг послышался шорох. Ребята осмотрелись. Через кусты пробирался незнакомый человек. Он боязливо оглядывался.
Нужно немедленно сообщить на заставу. Витя побежал к пограничникам. Петя спрятался и стал наблюдать за человеком.
Скоро подоспели пограничники и задержали нарушителя. Незнакомец оказался шпион.
Задания к тексту:
Предай основное содержание текста.
Где жили Петя и Витя?
Куда пошли однажды мальчики?
Кого они увидели в лесу?
Почему незнакомый человек показался ребятам подозрительным?
Что они сделали?
Кем оказался незнакомец?
Как поступили ребята»?
Словарь: боязливо, немедленно, подоспеть, задержать, шпион, нарушитель, граница, пограничников,
«Белка».
Белка ловкая, быстрая, симпатичная. Живет белка в лесах: хвойных и смешанных. Зимой белка ест семена шишек сосновых, еловых и кедровых и сушеные грибы. Грибы белка сушит сама летом и осенью. Сначала, белка попробует грибок на вкус. Потом наколет его на сучок - пусть сохнет до зимы. Бывает, что и сотни, а то и тысячу грибов насушит белка за лето. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают: в гнездах прячутся. Весной, а потом еще летом родятся бельчата: крохотные, слепые, голые. Беспомощные совсем, попискивают чуть слышно. Через месяц глаза у них открываются, а через два месяца бельчата из гнезда вылезают и живут каждый сам по себе.
Задания к тексту:
Где живет белка?
Чем она питается?
Как белка сушит грибы?
Когда родятся бельчата?
Когда они становятся самостоятельными?
«Зимующие птицы».
На зиму у нас остаются воробьи, синицы, снегири, галки, вороны, сороки и другие птицы. Серенького бойкого воробья мы все хорошо знаем и всегда видим его на улицах. Снегиря легко узнать по его красной грудке. Галка больше воробья, она черного цвета. Борона серая, она больше галки. У сороки белые бока и длинный хвост. Зимой птицам холодно и голодно. Их надо подкармливать.
Задания к тексту:
Скажи, о чем этот текст?
Назови зимующих птиц.
Опиши ворону (воробья, снегиря, сороку...).
Как живется птицам зимой?
Как ты помогаешь зимующим птицам?
«В зимнем лесу»
Однажды зимой мы пошли в лес. В сосновом лесу было тихо. Все было покрыто белым блестящим покровом. В холодном воздухе носились белые пушинки. Ветки украсились нежным пушистым инеем. В этом сказочном зимнем наряде каждая ветка казалась страшным чудовищем. Вдруг мы услышали стук. На сосне мы увидели птицу. Она была черная с белыми пятнышками, а на голове у неё яркие красные перышки. Это был дятел. Целый день дятел по лесу летает, еду себе ищет. Сядет на дерево, прямо на ствол, сидит и клювом по дереву постукивает. Достанет из-под коры личинку или жучка и съест. Иногда на снегу под деревьями много-много шишек валяется. Это дятел обедал - семена из сосновых и еловых шишек доставал.
Задания к тексту:
Тебе нравится зимний лес? Почему?
Опиши зимний наряд деревьев.
О чем этот рассказ?
Ты видел(а) дятла? Опиши дятла.
Чем он питается?
Словарь: сосновый лес - в сосновом лесу, блестящий покров, пушистый иней, сказочный зимний наряд, еловые (сосновые) шишки - из спелых (сосновых) шишек, доставал семена, дятел, питаться - питается.
«Школьная ёлка».
Скоро наступит Новый год. Это праздник всех ребят. Ученики шестого класса считают, что это лучший праздник в году. За две недели до елки ребята стали готовиться к празднику. Они украсили свой класс гирляндами, флажками, снежинками. На уроках труда смастерили много красивых игрушек, сшили новогодние костюмы. Был составлен новогодний сценарий. Ребята шестого класса принимали активное участие в составлении этого сценария. Наконец в зале составили елку. Её привезли из леса. Ребята помогали наряжать елку. С нетерпением вдут они новогодний праздник, вёселый карнавал.
Задания к тексту:
О чем рассказ?
Почему для ребят новогодняя елка - лучший праздник?
Расскажи о подготовке шестиклассников к новогодней елке.
Словарь: Новый год, лучший праздник, гирлянды, новогодний праздник - новогодняя елка, мастерили - смастерили, новогодние костюмы, карнавал, сценарий.
Фразы разговорно-обиходного характера.
Какой праздник тебе больше всего нравится?
За что ты любишь новогодний праздник?
Как ты встречаешь Новый год дома?
Как готовишься к встрече Нового года?
Ты даришь новогодние сувениры своим родным и друзьям?
Как ты поздравляешь с праздником маму?
Речевой материал, связанный с организацией учебной деятельности и изучением учебных дисциплин.
На какие вопросы отвечают существительные в родительном (...........) падеже?
Определи склонение существительного … .
Скажи, когда ты начинаешь выполнять домашние задания?
Какие предметы ты делаешь сначала?
Что ты делаешь после письменных работ?
Как ты выполняешь домашнее задание?
Какие отметки ты получаешь за письменные работы?
Что ты получил за устный ответ?
Как нужно выполнять домашние задания?
Повтори предложения: Во время урока мы думаем, решаем, пишем, читаем.
Ответь на вопросы:
Что ты делаешь во время перемены?
Что ты делал до обеда?
Чем ты занимался после уроков?
Расскажи, чем вы занимаетесь в спортзале (на уроках физкультуры)?
Если задуманное число увеличить на ..., то получим ... . Какое число задумано?
Составь уравнение: Неизвестное число уменьшили на ... и получили ... . Найди неизвестное число.
В классе учатся ... детей. Из них ... девочек. Сколько мальчиков учится в этом классе? Составь по задаче уравнение.
Перечисли, какие предметы в классе сделаны из металлов.
Теплый воздух легче холодного.
Животные - обитатели суши.
Ответь на вопросы:
Для чего удобряют почву?
Какие условия необходимы растению для жизни?
Повтори: мрамор, гранит, полезные ископаемые, выветривание, рыхлая почва.
Какие водные растения ты знаешь?
Что произойдет, если не будут охранять природу?
Как люди используют богатства природа?
«Лесные жители»
В лесу трещит январский мороз, дует ледяной ветер, а в ветвях старой ели пищат в гнезде птенцы. Клесты - единственные птицы, которые выводят детей в зимнюю стужу. Мать первое время не слетает с гнезда и своим телом согревает малышей. Своими кривыми клювами клесты отлично шелушат шишки и достают оттуда хвойные семена. Есть такие птицы, что прилетают к нам только зимой. И называются они снегири, потому что появляются у нас только со снегом. Весной и летом они живут только на севере. Там зимой очень сильные морозы. Вот и кажется снегирям наша зима теплой.
Увидеть снегирей легко. Их красные грудки, голубовато-серые спинки, черные бархатные шапочки крылья хорошо заметны на снегу.
Задания к тексту:
Когда клесты выводят птенцов?
Чем они питаются?
Какие птицы прилетают к нам зимой?
Где снегири вьют гнезда весной?
Повтори: холодно и голодно птицам зимой.
Ребята устраивают кормушки для птиц.
Почему зимой многие, звери и птицы уходят из леса поближе к человеческому жилью?
Словарь: улетать - прилетать, снегири, сильные морозы, красные грудки, вить - вьет, птенцы, выводить - выводят, север, январский мороз, птенцы, пищать - пищат, ледяной ветер.
«Март»
Еще вчера снежный ковер был белым и пушистым. А сегодня снег потемнел, стал тяжелым, от воды. Размякла лесная дорога. Побежали ручейки. По ночам морозу иногда удается остановить их веселый бег. Посветлел лес. Он стал каким-то воздушным и прозрачным. Прилетели грачи. Не сегодня-завтра запоют за окном синицы. Природа просыпается.
Задания к тексту:
Озаглавь текст.
О каком весеннем месяце говорится в рассказе?
Назови приметы весны.
Словарь: снег, снежный ковер, снег потемнел, размякла дорога.
«Так поступают смелые люди»
На краю большого села ребята расчистили площадку. Каждый вечер мальчишки играли теперь в хоккей. Однажды Саша усталый возвращался с площадки домой.
Он шел медленно по вечерней улице и не замечал легкого морозца. Вдруг Саша почувствовал запах гари. Один из домов был объят пламенем. У мальчика не было времени звать на помощь взрослых. Коньком разбил стекло в окне и очутился в огне и дыму. В эти опасные для его жизни минуты он отыскал под кроваткой маленького мальчика, на котором дымилась одежда. Бесстрашный мальчик рисковал жизнью, но спас малыша.
Задания к тексту:
Откуда возвращался Саша?
Что почувствовал Саша?
Какой подвиг совершил мальчик?
Ты смог бы поступить как Саша?
Словарь: почувствовал запах гари, пламя - объят пламенем, звать на помощь, разбил стекло, очутился в огне, опасность - опасные для жизни минуты, рисковать жизнью, бесстрашный мальчик.
Тема «Книга - твой друг».
Фразы разговорно-обиходного характера.
Ты любишь читать книги?
Когда ты читаешь книги?
Что нужно сделать, чтобы не испачкать обложку книги?
Можно читать книги во время еды? Почему нельзя?
Нельзя загибать углы на страницах книги.
Нельзя рисовать или писать на книге.
Бережно обращайся с книгой.
Где вы берете книги для внеклассного чтения?
Где находится ваша библиотека?
Вы часто туда ходите?
Какие книги ты любишь читать?
Какую книгу ты сейчас читаешь?
Кто автор этой книги?
О чем эта книга?
Библиотекарь выдает книгу и делает запись в карточку.
Словарь: обложка, станица, переплет, книги, закладка, библиотека - библиотекарь, страница, название книги, оглавление, автор, содержание книги.
Тема « Транспорт».
Фразы разговорно-обиходного характера.
Расскажи, на каком транспорте ты ездишь домой?
Когда можно переходить улицу?
С какой стороны надо обходить стоящий трамвай (автобус, троллейбус)?
Назови виды транспорта.
Летал ли ты на самолете?
На каком самолете ты летал?
Какие марки самолетов ты знаешь?
Как пассажиры садятся в самолет?
Почему из самолета все на земле кажется маленьким?
Кто управляет самолетом?
Что делает ледокол?
Какие удобства для пассажиров имеются на пассажирском теплоходе?
Словарь: самолет, идти на посадку, самолет приземлился, спускаются по трапу, сдать (получить) багаж, пилот, трап, аэропорт, аэродром, бортпроводница, катер, пассажирский теплоход, атомный ледокол, палуба, капитанский мостик, штурман, пассажир, судно, порт, моряк(и), речник(и), бухта, ледокол.
«День Защитника Отечества»
Российская армия нужна для того, чтобы охранять границы государства от врагов, нарушителей.
В настоящее время Российская армия имеет современное вооружение: танки, пушки, миномёты, автоматы, гранатомёты, боевые корабли, истребители. На специальных занятиях молодых людей учат, как обращаться с оружием, современной техникой, приёмам рукопашного боя. В армию берут здоровых юношей, которым исполнилось 18 лет. В Российской Армии солдаты служат один год.
В Российской армии несколько родов войск: военно-воздушные войска, ракетные войска, военно-морские, десантные войска, пограничные, строительные.
Задания к тексту:
Когда мы празднуем День Защитника отечества?
Что защищает Российская Армия?
Какие рода войск есть в Российской армии?
«Мама».
Вот что говорит о своей матери космонавт Валентина Терешкова: «Мама для меня - самый близкий и родной человек на земле. Все силы и здоровье она отдала, чтобы вырастить нас. Всю жизнь я пытаюсь отплатить ей за это лаской и заботой.
Я не говорила маме о том, что должна лететь в космос, Я сказала ей, что готовлюсь к очередным соревнованиям по прыжкам с парашютом.
Она не очень верила мне. Часто спрашивала, где я занимаюсь. Я старалась уходить от прямого ответа, чтобы не волновать её».
Задания к тексту:
Кто такая Валентина Терешкова?
Какой подвиг она совершила?
Как космонавт относится к своей матери?
Фразы разговорно-обиходного характера.
Какой праздник отмечают 8 марта?
Почему праздник называется Международным?
Почему мама - самый дорогой человек?
Расскажи о своей маме.
Какими профессиями владеют женщины?
Как ты приготовился к празднику?
Что ты подаришь маме, бабушке, сестре?
Скажи, как надо поздравить женщин с Международным женским днем?
Как ты относишься к своей маме?
Словарь: Международный женский день, поздравлять - поздравляют, праздник весны, женщины-герои Советского Союза.
Тема «Как вести себя в общественных местах».
Фразы разговорно-обиходного характера.
Ты приехал в незнакомый город. Тебе нужно через два часа уехать на поезде. О чем ты спросишь прохожего?
Ты пришел в кино и не можешь найти свое места. Что ты скажешь билетеру?
Тебе нужно отправить письмо. Ты не знаешь, где почта. Как ты обратишься к прохожему?
Как надо вести себя на улице, чтобы не нарушать порядок?
Расскажи о правилах поведения на улицах.
Какие слова приветствий говорят при встрече?
Что нужно сделать, когда встретишь знакомого?
Какими словами прощаются?
Как выражают благодарность (извиняются)?
Словарь: скажите, пожалуйста; не знаете ли Вы; будьте добры, доброе утро, спасибо, добрый вечер, простите, пожалуйста, извините, благодарю, всего доброго.
Речевой материал, связанный с учебной деятельностью и изучением общеобразовательных дисциплин.
Назови единицы измерения площади.
Реши задачу: Площадь прямоугольника ..., длина ... см. Найди ширину его.
Длина прямоугольника ... см, ширина … см. Чему равна площадь?
Измерь длину прямоугольника. Измерь ширину прямоугольника. Найди его площадь.
По признакам узнай предметы: прямоугольный, деревянный, письменный; круглый, сочные, красный, сахарный.
Отгадай загадку: Маленький, удаленький, сквозь землю прошел, красную шапочку нашел.
Сам алый, сахарный. Кафтан зеленый, бархатный. Назови признаки предметов в этих загадках.
Подбери слова, противоположные по смыслу к прилагательным ........ Повтори предложение ........ .
Замени имя существительное местоимением.
Определи падеж.
Дополни предложение.
Повтори: часть тела, кожа, мышцы.
Словарь: кости - кость, орган - органы, скелет, защищать - защищает, позвоночник, ширина, длина, площадь, произведение чисел.
Чтобы сердце было здоровым, надо зимой ходить на лыжах, кататься на коньках.
Летом - много ходить и плавать.
Если хочешь быть здоровым, каждый день надо делать зарядку.
Что обозначают глаголы?
На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени?
Послушай предложение ....... и назови глаголы.
Тема «Весенние каникулы».
Фразы разговорно-обиходного характера.
Скажи, какие каникулы закончились?
Сколько они продолжались?
Что ты делал во время каникул?
Какие кинофильмы (пьесы) ты смотрел(а)?
С кем ты ходил(а) в кино, театр?
Расскажи основное содержание фильма (пьесы).
Какая погода была во время каникул?
Какие книги ты прочитал(а) за каникулы?
Какая книга тебе понравилась?
Ты помогал(а) маме? Как?
Словарь: продолжаться - продолжались, закончиться - закончились, весенние каникулы, кинофильм, пьеса, помогать - помогал(а), смотрит - смотрел(а), нравится - нравилась.
«Птичьи трудодни»
Птицы работают целый день. Скворец работает в сутки 17 часов, ласточка трудится 18 часов, стрижи летают 19 часов. Птицам нельзя меньше работать. Чтобы накормить птенцов, стриж должен принести корм 30-35 раз за день, скворец приносит около двухсот, ласточка летает 300 раз. Сколько вредных для леса насекомых уничтожают они за лето! Птицы работают не покладая крыл.
Задания к тексту:
Скажи, как птицы трудятся весной. Почему?
Какую пользу приносят птицы людям?
Как ты встретил(а) перелетных птиц?
«Весна»
Солнце с каждым днем греет сильнее. Снег растает. Вода в реке выйдет из своих берегов. Первыми прилетят грачи. Жаворонок запоет свою звонкую песню. Птицы будут вить гнезда. На полях зазеленеют озимые хлеба. Около домов и на лугах вырастет молодая ярко-зеленая травка. На лугах запестреют тысячи цветов. Трудолюбивая пчела будет собирать сладкий мед. На полях наступит весенняя пора.
Задания к тексту:
Озаглавь текст.
Назови приметы весны.
Фразы разговорно-обиходного характера.
Каких птиц ты знаешь?
Какую пользу они приносят человеку?
Назови зимующих птиц.
Почему их называют зимующими?
Назови перелётных птиц.
Почему их называют перелетными?
Грачи прилетают в конце марта.
Почему грачи стаями ходят весной по лугам?
Почему мы ястреба и орла называем хищными птицами?
Как школьники заботятся о птицах?
Весна наступила быстро.
Колхозники посеяли пшеницу.
Какие работы ведут колхозники весной?
Что они сеют в поле?
Что сажают на огородах?
Что делают весной в саду?
Словарь: зимующие (перелетные) птицы, сорока, ворона, ласточка, синица, дятел, скворец, приносить пользу, сеять - сеют - сеяли, сажать - сажают - сажали, овес, пшеница, вскопать - вскопают - вскопали грядки, пахать - пашут - пахали.
«Первый космонавт»
12 апреля 1961 года весь мир услышал по радио сообщение о полете корабля «Восток» с космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным. Первым поднялся в космос советский человек. Юрий Алексеевич Гагарин облетел вокруг всего земного шара. Он первый увидел, что нашу планету из космоса. Имя Юрия Алексеевича Гагарина знает весь мир. Гагарин прославил нашу замечательную страну. Она первая послала в космос человека.
Задания к тексту:
Расскажи о подвиге Гагарина.
Каких космонавтов ты знаешь?
Что отмечает народ 12 апреля?
Повтори: космос, космонавт, спутник, ракета.
За что ты уважаешь космонавтов?
Тема «Занимайся спортом».
Фразы разговорно-обиходного характера.
Назови виды спорта.
Чем полезен спорт?
Чем полезно катание на лыжах и коньках?
Почему полезно плавать?
Какие ты знаешь спортивные игры?
Назови виды зимнего спорта.
Каким видом спорта ты увлекаешься?
Спортивные игры не только укрепляют здоровье, но и вырабатывают быстроту движений.
Словарь: спорт, утренняя (художественная, спортивная) гимнастика, закаливать - закаливает, легкая атлетика, лыжи, коньки, спортивные игры, плавание, фигурное катание, фигурист, хоккей, футбол, баскетбол, волейбол, лето, турист, поход, туристский поход, палатка, костер.
Речевой материал, связанный с учебной деятельностью.
Возьми полоску бумаги, раздели её на ... равные части. Возьми ... часть полоски. Покажи ... часть полоски.
Раздели круг на ... равных частей. Покажи ... части круга.
Повтори: числитель, знаменатель, равные части, дробь, часть, разделить - разделил.
Запиши уравнение: Если неизвестное число разделить на ... и к частному прибавить ..., то получится ...
Прочитай уравнение ...........
Первое слагаемое выражено разностью чисел ... и ..., второе слагаемое ..., назови сумму ... .
Прочитай уравнение.
Какая дробь больше: ... или ...?
Назови числитель дроби ..., знаменатель дроби.
Назови единицы измерения времени.
Вырази в месяцах ... лет.
Вырази в часах ... суток.
Вырази в минутах ... часов.
Приведи примеры растительной пищи.
Почему надо мыть руки перед едой?
Повтори: витамины, органы пищеварения.
Для дыхания необходим чистый воздух.
Зеленые насаждения очищают воздух. Берегите их.
Проветривайте чаще все помещения.
Почему в школах между уроками бывают перемены?
Придумай предложение с обращением (с прямой речью).
Что обозначает прилагательное?
С какой частью речи оно связано?
Придумай словосочетания по схеме: какое(ой)? что?
Назови словосочетания: прилагательное плюс существительное и определи число и падеж.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.