В соответствии с Конвенцией о Правах ребёнка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (1989г.), «образование ребёнка должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме…» (статья 29).
Цели работы учителей школы с учащимися:
выявление высокомотивированных и имеющих повышенную мотивацию детей;
развитие обучающихся в соответствии с уровнем их способностей (на уровне опережения их потенциала).
Главной целью обучения и воспитания подрастающего поколения является обеспечение условий для раскрытия и развития способностей и талантов учащихся с целью их дальнейшей реализации.
Задачи выявления одаренных детей:
Проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеурочной деятельностью обучающихся для выявления детей, имеющих склонности к различным видам деятельности и показывающих высокую результативность, путем:
обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии высокой и повышенной мотивации;
знакомства с приемами целенаправленного педагогического наблюдения;
выявления мнений родителей о склонностях, областях наибольшей успешности и круге интересов, об особенностях личностного развития их ребенка;
периодического сбора сведений учителей-предметников и классных руководителей о наличии высокомотивированных и имеющих повышенную мотивацию учеников в их классах.
Подбор материалов и проведение социальных тестов, позволяющих определить наличие мотивации у ребенка, в единстве с такими видами деятельности, как:
знакомство с имеющимся практическим опытом работы по данному направлению;
длительное наблюдение за корреляцией результативности по итогам тестирования и реальных успехов ученика;
проведение различных внеурочных конкурсов, олимпиад, позволяющих ребенку проявить свои способности.
Толковый словарь С.Ожегова: ОДАРЕННЫЙ – то же, что и талантливый .
В. Даль, «Словарь живого великорусского языка»: ДАРОВАНИЕ – способность, данная Богом, природная наклонность, умение ДАРОВИТЫЙ – одаренный способностями, человек с дарованиями.
ТАЛАНТЛИВЫЙ – даровитый с природными способностями.
ТАЛАНТ – природный дар, дарования человека, способность к чему-либо.
Одарённость
системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённый ребёнок
Ребёнок, который выделяется яркими, очевидными достижениями в том или ином виде деятельности (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений).
Признаки одарённости
повышенная чувствительность к определённым сторонам предметной деятельности,
повышенная познавательная потребность;
ярко выраженный интерес;
предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределённой информации;
высокая требовательность к результатам.
Мотивационный аспект поведения одарённого ребёнка:
Рекомендации учителю физики:
в совершенстве владеть методами эвристического обучения.
в совершенстве владеть дифференцированной технологией.
развиваться сам и развивать способности ученика.
способствовать внедрению информационных технологий в образовательный процесс.
знать возрастную психологию.
Принципы педагогической деятельности в работе с одарёнными детьми на уроках физики:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности,
принцип возрастания роли внеурочной деятельности,
принцип индивидуализации и дифференциации обучения,
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя,
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.