Работа школьного научного общества учащихся как одна из форм работы
Оценка 5 (более 1000 оценок)

Работа школьного научного общества учащихся как одна из форм работы

Оценка 5 (более 1000 оценок)
doc
26.03.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Работа школьного научного общества учащихся как одна из форм работы.doc

 

Работа школьного научного общества учащихся как одна из форм   работы

с одарёнными детьми.

 

Целью образовательного процесса сегодня является воспитание духовно – богатой, свободной, физически здоровой, социально адаптированной, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями. Но процесс образования, воспитания и творчества нельзя «втиснуть» в рамки сорока пятиминутного урока. Ему должно быть подчинено всё время, которое ребенок проводит в стенах школы. И хвала тому учителю, кабинет которого «не вымирает» с последним звонком.

Внеурочная работа по предмету – не только важное звено учебно-воспитательного процесса, но и благодатная почва для развития и творчества, как учеников, так и самого учителя. В этой работе нет ограничений во времени и возрасте, в содержании и форме, в желаниях и интересах. Именно благодаря этой работе могут стереться, иногда слишком жёсткие, границы между учителем и учеником, и в ходе «неформального» общения сложиться их особые доверительные отношения. Это позволит почувствовать ребёнку    равенство позиций и стать равноправным участником познавательного процесса.

Предметный кружок, дидактические игры и викторины, олимпиады, предметные дни, тематические радиопередачи, выпуски стенных газет, творческие работы, экскурсии – вот далеко не весь перечень возможных форм такой работы. Однако сегодня очень важно использовать не только те виды, которые дают возможность расширить или углубить область знаний по предмету, или полезны в плане прямого общения, а ещё и оставляют нашему ученику право на самореализацию и творчество в познавательном процессе.   Такие формы работы помогут учителю в формировании у учащихся способности   самостоятельно мыслить, добывать и применять конкретные знания, обдумывать принимаемые решения и четко планировать свои действия.

Одной из приоритетных задач современного российского образования становится выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей. Именно от решения этой задачи во многом зависит интеллектуальный и экономический потенциал страны. Современное общество нуждается, и будет нуждаться, не только в грамотных специалистах, ему нужны творческие работники, способные проявить гибкость мышления, оригинальность в решении поставленных задач. Россия всегда была богата людьми талантливыми, творческими, отличающимися нестандартным мышлением.

Одаренность – совокупность свойств личности, которые обеспечивают реальное и потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких областях выше среднего (по К.К. Платонову и А.М. Чередник) (2).  Но для проявления и последующего развития одаренности нужна благодатная почва, иначе эта «божья искра» погаснет, оставшись не заметной для остальных. Поэтому на сегодня остро стоит проблема раннего выявления одаренного ребенка, с последующим обеспечением грамотной психолого-педагогической поддержки его гармонического развития. Главная проблема в работе с такими детьми заключается в том, чтобы на протяжении всего развития предлагаемый им уровень умственной нагрузки, а также виды и формы занятий соответствовали их особенностям и притязаниям, способствовали развитию их исключительных качеств.  В этом смысле не заменима новая на сегодня форма внеклассной работы - работа школьного научного общества.

Школьное научное общество – добровольное объединение школьников, с высокими познавательными потребностями, которые стремятся расширить свой научный кругозор и приобрести навыки научно-исследовательской работы. Это внеурочная работа по предмету, которая, что очень важно, носит не разовый характер, а охватывает своей работой весь учебный год.  Причём большинство учащихся участвуют в работе школьного общества на протяжении несколько лет, если, конечно, эта работа была им интересна и полезна.

Формируется научное общество из числа учащихся практически любого возраста.  К оставшемуся «костяку» исследователей ежегодно добавляются новые «пытливые» умы. В начале года недостатка в желающих попробовать свои силы не бывает.  Кто-то пришёл на первое заседание сам, почувствовав потребность в получении новых знаний и применении своих возможностей, кто-то пришёл по совету педагога, кто-то - просто «за компанию».   А вот пустые стулья на последнем заседании можно расценивать как показатель работы общества.

Первое заседание носит организационный характер. Оно посвящается знакомству с историей создания общества, её структурой, целями и задачами, а также основными положениями. Учащихся следует познакомить с правами и обязанностями членов общества. На этой первой встречи проходит выбор состава управляющего совета, ведь школьное научное общество, самоуправляющееся объединение, что немало важно в плане получения опыта самоорганизации и самоуправления. Далее работа продолжается в научных секциях, объединяющих близкие науки: химико-биологическая секция, историко-краеведческая секция и т.д.  Чаще всего внутри профильной секции так же приходится формировать отдельные творческие группы, которые будут проводить исследования, направленные на выявление и возможное решение какой-либо проблемы.  Связано это с разным возрастным составом, разными интересами, началом или дальнейшим продолжением работы. Однако здесь не следует строго следовать возрастному отбору, в состав группы могут входить близкие по возрасту дети, а в ранее созданную творческую группу могут влиться новые ребята.  Затем следует один из самых главных моментов – выдвижение возможной темы исследования. Она может быть одна для всей предметной секции или для каждой группы тема подбирается отдельно, в соответствии с возрастом, интересами и интеллектуальными возможностями.  Выбранная тема необязательно должна входить в учебную программу, наоборот, желательно, чтобы она выходила за её рамки, давая детям, возможность узнать ещё больше, удовлетворяла бы их познавательные потребности. Следует лишь помнить об одном, что выбранная тема должна потребовать от учащихся выполнения не только репродуктивной деятельности, например, подбора информации из разных источников, а в первую очередь подвела их к необходимости провести анализ, сравнение, альтернативное исследование, высказать своё мнение, дать практическое подтверждение или опровержение тех или иных фактов. Чаще всего помощь в выборе возможной темы исследования детям должен оказать учитель. И к этому ему следует заранее подготовиться. Прежде, чем обратится к детям с возможной проблемой, требующей исследования, учитель должен четко представлять себе её глубину, увидеть возможные пути решения и конечный выход. Самое главное, чтобы предложенная им тема исследования, была школьникам близка и понятна, желательно ещё и практикоориентированна. Ум человека всегда противится отвлечённому знанию – знанию, которое ему не пригодится ни сейчас, ни потом. Интересны всегда темы, требующие постановки и проведения химического эксперимента. Однако ограниченность возможностей школьной химической лаборатории резко сужает круг реально выполнимых исследований. Поэтому выбор практикоориентированной темы, с выходом на химический эксперимент, всегда сложен. Но в этом случае не следует забывать о возможном сотрудничестве с лабораториями городских предприятий, различными службами или другими образовательными учреждениями, например, с аналитической лабораторией Госсанэпиднадзора или городской аптекой.  Чаще всего работники этих служб с удовольствием сотрудничают со школой.  Такое сотрудничество - важный момент в профориентационной работе школы.

После обсуждения темы, в каждой группе следует наметить примерный план работы. Он должен включать сроки и этапы реализации исследования, дети должны обсудить возможные источники информации, методы исследования, форму промежуточной и конечной отчётности.   Следует также, заранее обговорить частоту встреч своей творческой группы. Кроме таких отдельных встреч рабочих групп, должны проходить и совместные заседания членов научного общества или, лучше сказать, их деловые встречи. Они могут проходить с различной частотой, в зависимости от их необходимости, но не реже одного раза в месяц. Такие заседания должны иметь разные цели и формы, в них могут принимать участие все члены общества или только представители какой-либо секции.  На таких заседаниях   проходят: совместное планирование, консультации педагогов, работников библиотеки или старшеклассников, обмен информацией или обсуждение полученных результатов, просмотр видеоматериала. Обязательно в план работы школьного общества следует включать встречи, посвященные памятным и исторически значимым датам. Главное, чтобы такие заседания ни превратились в «монолог одного». Важно, чтобы на них сложилась атмосфера диалога-общения, что бы дети не только слушали, но и задавали вопросы, высказывали своё мнение и давали оценку.  Ведь не секрет, что порой самым трудным вопросом для нас является вопрос: «А что вы думаете по этому поводу?» Поэтому на первых порах, чтобы зародить «искру» живого общения, учителю самому следует выступать, например, в роли оппонента, подталкивая тем самым участников встречи на дискуссию и способствуя развитию у них способности к критической оценки полученной информации, приобретению навыков делового общения.

Основу работы школьного научного общества может составить творческая проектная деятельность учащихся, которая прекрасно вписывается в её рамки(4). Главная идея, заложенная в проектную деятельность американскими учеными, состоит в следующем: с большим увлечением ребенком выполняется та деятельность, которая выбрана им свободно. Учебный проект на сегодня одно из ярких средств познавательной деятельности. Если учебное исследование – есть деятельность, целью которой является приобретение учащимися навыка исследования как одного из способа познания, то проект – творческая работа, связанная с планированием, достижением и описанием определенного результата. Его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую и игровую деятельность учащихся, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы(4).  Работа над проектом погружает учащихся в область неизвестного и неопределённого, но именно это и становится мощным двигателем их познавательной активности.  Проектное обучение личностно ориентировано, ученик в нём активный «творец» и исследователь. Данная деятельность по силам детям разного возраста и уровня знаний. Работа над проектом складывается из нескольких этапов и является совместной деятельностью нескольких творческих групп.  Работа таких групп связанна между собой тремя базовыми принципами проектной деятельности: свобода участника проекта, тесное взаимодействие его с другими участниками, гибкое распределение времени работы.  Конечно, каждый этап работы должен осуществляется под руководством учителя. Тем более, если дети участвуют в проектировании впервые. Учитель оказывает помощь в определении темы и разработке структуры проекта, дает рекомендации по сбору информации, обсуждает с учащимися этапы реализации проекта, проводит разбор ошибок и дает советы по их исправлению. Вместе с тем, это не должно мешать или тем более лишать   каждого   участника проекта учится работать самостоятельно, получать новые знания и использовать имеющиеся, творчески подходить к выполнению заданий и представлять результаты своей работы по своему усмотрению. Школьники должны быть полностью свободны в выборе способов и видов своей деятельности. Иначе главная идея, заложенная в проектную деятельность, будет «задушена». Реализация всех принципов проектной деятельности приводит к формированию у ребёнка таких качеств как самоорганизация и самодисциплина, самостоятельность в добывании и применении необходимых знаний. Школьники приходят к пониманию необходимости чётко планировать свои действия и обдумывать принимаемые решения, пытаются анализировать промежуточные и конечные результаты своей деятельности.  Данный метод, наверно, как никакой другой, развивает навыки делового общения и сотрудничества, приучает слушать мнение других и отстаивать своё собственное, воспитывает в ребёнке такое важное качество как коммуникативность.  Он не заменим в плане получения опыта теоретического и практического исследования, и почти всегда требует привлечения межпредметных связей.  Атмосфера нестандартного способа познания и творчества воодушевляет детей, максимально способствует раскрытию всех особенных качеств личности каждого ребёнка, мотивирует его к добросовестному выполнению взятых заданий. Важно, что такой творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов работы: презентация, доклад, ментальная карта, фотоальбом и т.д.  

«Венцом» работы школьного научно-практического общества станет ежегодная научно-практическая конференция, на которую следует пригласить не только участников общества, но и директора школы, представителей администрации и методического совета, а также представителей от каждого класса школы. Проведению подобной расширенной конференции предшествует большая подготовительная работа. Каждое выносимое на обсуждение сообщение должно быть тщательно подготовлено. Перед публичной защитой каждая творческая работа должна пройти рецензирование у научного руководителя предметной секции. Он отмечает глубину анализа проблемы, соответствие ей выбранных методов исследования, достоверность результатов, обращает внимание на оформление работы в соответствии с общими требованиями. Только после учёта полученных замечаний, творческая группа начинает готовиться к публичному выступлению.  Учащимся следует напомнить, что их выступление должно быть не только научным по содержанию, но и соответствовать временному регламенту. Очень важно, чтобы сообщение было доступно в понимании всем слушателям.  Достичь этого можно за счет правильного его логического построения: постановка проблемы, её актуальность, этапы разработки, промежуточные и конечные результаты, выводы и значение.  Желательно, что бы каждое сообщение сопровождалось наглядным представлением. Особый интерес вызывают сообщения, которые сопровождаются заранее подготовленной презентацией, спроецированной на большой экран. Ценны, в этом смысли, видеосъёмка и фотоснимки, освещающие этапы работы творческой группы. Если в школе такой возможности нет, в фае зала следует оформить обычные стенды, несущие информацию о проделанной работе. Такая итоговая конференция может превратиться и в конкурсный отбор лучших работ для участия в подобных конференциях городского или областного уровня. В качестве жюри следует привлекать не только представителей из числа педагогов и учащихся своей школы, но и других образовательных учреждений, городского методического совета.   

Анализ и оценка результатов работы творческих групп и каждого участника в отдельности   должны являться мощным стимулом для дальнейшего творчества. Очень важно, чтобы дети смогли почувствовать значимость выполненной работы. Немало важно продумать здесь и возможное поощрение: диплом, памятный подарок, экскурсионная поездка. А для того чтобы работа научного общества не оставалась известной лишь определённому кругу учеников школы, следует наладить работу его пресс-центра. В этом случае наиболее интересная информация представлялась бы на страницах школьной газеты или была бы озвучена в передачах школьного радио.

 

 

 

 

 


скачать по прямой ссылке