2 класс – 5 словарей:
Толковый
Орфографический («Пиши правильно»)
Обратный
Орфоэпический («Произноси правильно»)
Этимологический(«Словарь происхождения слов»)
3 класс
Словарь устойчивых выражений («Фразеологический»)
4 класс
7. Словарь образования слов («Словообразовательный»)
Система словарей
Информационные:
формирование умения поиска информации в словаре;
обучение работе с информацией;
анализ и интерпретация информации;
оценка получаемой информации.
Логические:
установление причинно-следственных связей;
подведение под понятие;
формирование умения осуществлять сравнение, анализ, обобщение.
Общеучебные:
применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
самоконтроль процесса и результатов деятельности;
Познавательные УУД
-коммуникация как взаимодействие - учёт позиции собеседника;
Личностные УУД:
-самоопределение;
Регулятивные УУД:
-воспитывает живой интерес к слову, к предмету «русский язык», в значительной степени повышает культуру речи, способствует развитию речи и повышению грамотности;
Коммуникативные УУД:
С. 46, упр. 40 (многозначные слова)
Проверь, какие значения слова хлеб есть в Толковом словаре. В разных ли значениях слово хлеб употреблено в 1 и 2 предложениях?
Хлеб ржаной, батоны, булки…
Люди хлеб в полях лелеют..
Знакомо ли тебе это выражение: «Не хлебом единым жив человек»?
Например:
С. 66, упр.55 (слова синонимы)
Прочитай цепочки слов.
алый, пунцовый, пурпурный, багровый, рубиновый;
васильковый, сапфировый, лазурный, бирюзовый;
изумрудный, малахитовый.
Для чего в языке появились все эти слова? Разве недостаточно одного слова для обозначения цвета?
Найди в толковом словаре существительные от основ которых они образованы.Покажи образование прилагательных письменно.
Подумай, как лучше сказать в каждом случае:
алые губы – багровые губы; багровый закат – пунцовый закат;
лазурное море – васильковое море; пунцовые щёки – рубиновые щёки.
ТОК(1), -а, м. Течение, перемещение воды, воздуха, электрических зарядов.
Например: электрический ток.
ТОК(2), -а, м. Место, где весной птицы токуют, то есть шумят, с целью создания семей. Например: глухариный ток.
ТОК(3), -а, м. Место для молотьбы, очистки и просушки зерна. Например: пшеницу отвозили на ток.
Омонимы
Найди в Словаре происхождения слов слово басня. Правда ли, что слова басня и байка – дальние родственники?
Составь два словосочетания со словами басня и байка.
С. 51, упр. 45
Найди в Cловаре происхождения слов первую часть слова зоопарк**. Что интересного ты узнал(а)?
С.106, упр.98
Найди в Словаре происхождения слов слово чужой**. Правда ли, что слова чужой и чудесный - дальние родственники? Составь два словосочетания, чтобы показать, что в настоящее время эти слова не являются родственными.
Например:
Например:
С. 20, упр. 15 (3кл.)
Найди в словаре слова купе и кафе.
Посмотри, как они произносятся.
Сделай звуко-буквенный разбор этих слов. Какую ошибку можно допустить при разборе?
С.81, упр. 60 (4кл.)
Прочитай текст вслух. Поставь ударение в словах: ждало, спало, рвало, пило, поняла, продал, подняла. Проверь по словарю «Произноси правильно».
(2кл.)
Поставь ударение. Телефон звонит. В магазине много тортов. У девочек красные банты.
Словарь «Произноси правильно»
2 класс, тема: «Парные согласные в середине и на конце слова», например:
Открой словарь на букву –А. Найди слова
на –дка. Как ты думаешь, в чём трудность написания этих слов? Выпиши 10 слов не подряд, дай им проверку. Точно также можно работать и со словами, оканчивающиеся на
В и Ф, Г и К, З и С и т.д.
Тема: «Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»
Обратный словарь
Открой словарь на букву –Е. Посмотри какое окончание у всех слов с основой на -Ц (сердце, блюдце, солнце, корытце и т.д.) Ударное или безударное окончание? А какое окончание с основой на –Щ?(чудище, зубище, днище, глазище). Ударное или безударное?
А теперь словарь на букву –О. (кольцо, яйцо, лицо, плечо). Какое окончание –ударное или безударное? Сделайте вывод. Закончи формулировку правила: У существительных с основой на шипящий или –Ц пишем в начальной форме окончание –Е, если….
3 класс
Тема: «Удвоение согласного на стыке частей слова». с.129, упр. 122
Открой словарь на –К. Найди слова на –ник.
Рябинник, малинник, осинник,
На какую букву оканчивается корень всех этих слов? А на какую букву начинается суффикс? Сделай вывод.
с.131, упр. 125; с.133, упр. 128, 129
Лимонный сонный пенный ценный оконный
3 класс, с.35, упр. 27
Тема: «Непроизносимые согласные»
Открой словарь на –Й. Найди слова на –стный и на –сный. Покажи, как и от каких существительных образованы эти слова. Что общего и чем различаются слова? Сделай вывод.
-стный | -сный |
властный | ужасный |
ненастный | опасный |
известный | чудесный |
местный | интересный |
прелестный | воскресный |
3 класс, тема: «Склонение имён существительных»
Например: Выпиши из словаря столбиком все слова на букву М. Укажи склонение. Рядом с каждым словом запиши форму Т.п. ед.ч.
Объясни, почему у 3-го слова в этой форме такое окончание? (месяцем) У какого слова нет окончания? Почему? (МЕТРО)
Ручная кладь (багаж)
Воздушные потоки (ветер)
Проезжая часть (шоссе, дорога)
Дерево с белым стволом (берёза)
Место для продажи лекарства (аптека)
Вид городского транспорта, работающий от электроэнергии (трамвай, троллейбус)
Человек, который управляет школой (директор)
Столица РФ (Москва)
Название нашего государства (Россия) и т.д.
Проверка осуществляется с показом слайдов (самопроверка)
Игра – диктант «Отгадай слово»
По полю рыщет, поёт да свищет, деревья ломает, к земле траву приклоняет. (Ветер)
Он и летом, и зимой – между небом и землёй. (Горизонт)
Состояние атмосферы. (Погода)
Сторона горизонта, на которую указывает Полярная звезда. (Север)
Сторона горизонта, где восходит солнце. (Восток)
Сторона горизонта, где заходит солнце. (Запад)
Тематический диктант с использованием загадок
Каждое последующее слово должно начинаться на последнюю букву предыдущего слова.
Например:
Быстро-одежда-автобус-суббота-алфавит-тетрадь-деревня-яблоко-огород-директор-ребята-аккуратно-обед и т.д.
Облако-огурец-цирк-класс-сорока-адрес-скоро-овощ-щавель-лестница и т.д.
Игра-диктант «Цепочка»
Разнообразные виды словарей помогают не только закрепить написание словарных слов, но и развивают память, логику, творческое мышление, расширяют и обогащают словарный запас ребёнка.
В результате освоения предметного содержания, заложенного в комплекте, работы с различными словарями, каждый ученик получает возможность приобрести общие учебные умения и навыки, овладеть способами деятельности, которые соответствуют требованиям ФГОС.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.