Работа со словарями на уроках русского языка по программе ПНШ
Оценка 4.7

Работа со словарями на уроках русского языка по программе ПНШ

Оценка 4.7
Презентации учебные +1
pptx
русский язык
1 кл—4 кл
29.02.2020
Работа со словарями на уроках русского языка по программе ПНШ
УМК НПШ Работа со словарями.pptx

РАБОТА СО СЛОВАРЯМИ УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ

РАБОТА СО СЛОВАРЯМИ УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ

РАБОТА
СО СЛОВАРЯМИ

УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

Работа со словарями на уроках русского языка по программе ПНШ

Работа со словарями на уроках русского языка по программе ПНШ

Толковый Орфографический («Пиши правильно»)

Толковый Орфографический («Пиши правильно»)

2 класс – 5 словарей:
Толковый
Орфографический («Пиши правильно»)
Обратный
Орфоэпический («Произноси правильно»)
Этимологический(«Словарь происхождения слов»)
3 класс
Словарь устойчивых выражений («Фразеологический»)
4 класс
7. Словарь образования слов («Словообразовательный»)

Система словарей

Информационные: формирование умения поиска информации в словаре; обучение работе с информацией; анализ и интерпретация информации; оценка получаемой информации

Информационные: формирование умения поиска информации в словаре; обучение работе с информацией; анализ и интерпретация информации; оценка получаемой информации

Информационные:
формирование умения поиска информации в словаре;
обучение работе с информацией;
анализ и интерпретация информации;
оценка получаемой информации.
Логические:
установление причинно-следственных связей;
подведение под понятие;
формирование умения осуществлять сравнение, анализ, обобщение.
Общеучебные:
применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
самоконтроль процесса и результатов деятельности;

Познавательные УУД

Личностные УУД: -самоопределение;

Личностные УУД: -самоопределение;

-коммуникация как взаимодействие - учёт позиции собеседника;
Личностные УУД:
-самоопределение;
Регулятивные УУД:
-воспитывает живой интерес к слову, к предмету «русский язык», в значительной степени повышает культуру речи, способствует развитию речи и повышению грамотности;




Коммуникативные УУД:

Условные обозначения

Условные обозначения

Условные обозначения

Толковый словарь

Толковый словарь

Толковый словарь

С. 46, упр. 40 ( многозначные слова)

С. 46, упр. 40 ( многозначные слова)

С. 46, упр. 40 (многозначные слова)
Проверь, какие значения слова хлеб есть в Толковом словаре. В разных ли значениях слово хлеб употреблено в 1 и 2 предложениях?
Хлеб ржаной, батоны, булки…
Люди хлеб в полях лелеют..
Знакомо ли тебе это выражение: «Не хлебом единым жив человек»?

Например:

С. 66, упр.55 (слова синонимы)

С. 66, упр.55 (слова синонимы)

С. 66, упр.55 (слова синонимы)
Прочитай цепочки слов.
алый, пунцовый, пурпурный, багровый, рубиновый;
васильковый, сапфировый, лазурный, бирюзовый;
изумрудный, малахитовый.
Для чего в языке появились все эти слова? Разве недостаточно одного слова для обозначения цвета?
Найди в толковом словаре существительные от основ которых они образованы.Покажи образование прилагательных письменно.
Подумай, как лучше сказать в каждом случае:
алые губы – багровые губы; багровый закат – пунцовый закат;
лазурное море – васильковое море; пунцовые щёки – рубиновые щёки.

ТОК(1), -а, м. Течение, перемещение воды, воздуха, электрических зарядов

ТОК(1), -а, м. Течение, перемещение воды, воздуха, электрических зарядов

ТОК(1), -а, м. Течение, перемещение воды, воздуха, электрических зарядов.
Например: электрический ток.
ТОК(2), -а, м. Место, где весной птицы токуют, то есть шумят, с целью создания семей. Например: глухариный ток.
ТОК(3), -а, м. Место для молотьбы, очистки и просушки зерна. Например: пшеницу отвозили на ток.

Омонимы

Словарь происхождения слов

Словарь происхождения слов

Словарь происхождения слов

Найди в Словаре происхождения слов слово басня

Найди в Словаре происхождения слов слово басня

Найди в Словаре происхождения слов слово басня. Правда ли, что слова басня и байка – дальние родственники?
Составь два словосочетания со словами басня и байка.
С. 51, упр. 45
Найди в Cловаре происхождения слов первую часть слова зоопарк**. Что интересного ты узнал(а)?
С.106, упр.98
Найди в Словаре происхождения слов слово чужой**. Правда ли, что слова чужой и чудесный - дальние родственники? Составь два словосочетания, чтобы показать, что в настоящее время эти слова не являются родственными.

Например:

Словарь «Произноси правильно»

Словарь «Произноси правильно»

Словарь «Произноси правильно»

Например: С. 20, упр. 15 (3кл.)

Например: С. 20, упр. 15 (3кл.)

Например:
С. 20, упр. 15 (3кл.)
Найди в словаре слова купе и кафе.
Посмотри, как они произносятся.
Сделай звуко-буквенный разбор этих слов. Какую ошибку можно допустить при разборе?
С.81, упр. 60 (4кл.)
Прочитай текст вслух. Поставь ударение в словах: ждало, спало, рвало, пило, поняла, продал, подняла. Проверь по словарю «Произноси правильно».
(2кл.)
Поставь ударение. Телефон звонит. В магазине много тортов. У девочек красные банты.

Словарь «Произноси правильно»

Обратный словарь

Обратный словарь

Обратный словарь

Парные согласные в середине и на конце слова», например:

Парные согласные в середине и на конце слова», например:

2 класс, тема: «Парные согласные в середине и на конце слова», например:
Открой словарь на букву –А. Найди слова
на –дка. Как ты думаешь, в чём трудность написания этих слов? Выпиши 10 слов не подряд, дай им проверку. Точно также можно работать и со словами, оканчивающиеся на
В и Ф, Г и К, З и С и т.д.
Тема: «Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»

Обратный словарь

Открой словарь на букву –Е. Посмотри какое окончание у всех слов с основой на -Ц (серд це , блюд це , солн це , корыт…

Открой словарь на букву –Е. Посмотри какое окончание у всех слов с основой на -Ц (серд це , блюд це , солн це , корыт…

Открой словарь на букву –Е. Посмотри какое окончание у всех слов с основой на(сердце, блюдце, солнце, корытце и т.д.) Ударное или безударное окончание? А какое окончание с основой на –Щ?(чудище, зубище, днище, глазище). Ударное или безударное?
А теперь словарь на букву –О. (кольцо, яйцо, лицо, плечо). Какое окончание –ударное или безударное? Сделайте вывод. Закончи формулировку правила: У существительных с основой на шипящий или –Ц пишем в начальной форме окончание –Е, если….

Тема : «Удвоение согласного на стыке частей слова»

Тема : «Удвоение согласного на стыке частей слова»

3 класс
Тема: «Удвоение согласного на стыке частей слова». с.129, упр. 122
Открой словарь на –К. Найди слова на –ник.
Рябинник, малинник, осинник,
На какую букву оканчивается корень всех этих слов? А на какую букву начинается суффикс? Сделай вывод.
с.131, упр. 125; с.133, упр. 128, 129
Лимонный сонный пенный ценный оконный

Тема : «Непроизносимые согласные»

Тема : «Непроизносимые согласные»

3 класс, с.35, упр. 27
Тема: «Непроизносимые согласные»
Открой словарь на –Й. Найди слова на –стный и на –сный. Покажи, как и от каких существительных образованы эти слова. Что общего и чем различаются слова? Сделай вывод.

-стный

-сный

властный

ужасный

ненастный

опасный

известный

чудесный

местный

интересный

прелестный

воскресный

Работа со словарями на уроках русского языка по программе ПНШ

Работа со словарями на уроках русского языка по программе ПНШ

НОС РУКИ Не вешай нос Не суй свой нос

НОС РУКИ Не вешай нос Не суй свой нос

НОС

РУКИ

Не вешай нос
Не суй свой нос

Горит в руках
Под горячую руку

Задирать нос

Умывать руки

Водить за нос

Опускать руки

Клевать носом
Зарубить на носу

Отбиться от рук

С гулькин нос

Золотые руки

Словарь устойчивых выражений

ГОЛОВА ГЛАЗ Сломать голову Золотая голова

ГОЛОВА ГЛАЗ Сломать голову Золотая голова

ГОЛОВА

ГЛАЗ

Сломать голову
Золотая голова

Не в бровь, а в глаз
Во все глаза

С больной головы на здоровую

Краем глаза
Глаза на мокром месте

Ветер в голове

Бросилось в глаза

Пустая голова

Глаз не оторвать

Синонимы Антонимы С гулькин нос –

Синонимы Антонимы С гулькин нос –

Синонимы

Антонимы

С гулькин нос – Кот наплакал
В двух шагах – Рукой подать
Со всех ног – Сломя голову
Замести следы -
Спрятать концы в воду

Золотая голова – Пустая голова
Потерять голову – Иметь голову на плечах
Спустя рукава – Засучив рукава

Словарь «Пиши правильно»

Словарь «Пиши правильно»

Словарь «Пиши правильно»

Склонение имён существительных»

Склонение имён существительных»

3 класс, тема: «Склонение имён существительных»
Например: Выпиши из словаря столбиком все слова на букву М. Укажи склонение. Рядом с каждым словом запиши форму Т.п. ед.ч.

Объясни, почему у 3-го слова в этой форме такое окончание? (месяцем) У какого слова нет окончания? Почему? (МЕТРО)

Работа со словарями на уроках русского языка по программе ПНШ

Работа со словарями на уроках русского языка по программе ПНШ

Словообразовательный словарь

Словообразовательный словарь

Словообразовательный словарь

Ручная кладь (багаж) Воздушные потоки (ветер)

Ручная кладь (багаж) Воздушные потоки (ветер)

Ручная кладь (багаж)
Воздушные потоки (ветер)
Проезжая часть (шоссе, дорога)
Дерево с белым стволом (берёза)
Место для продажи лекарства (аптека)
Вид городского транспорта, работающий от электроэнергии (трамвай, троллейбус)
Человек, который управляет школой (директор)
Столица РФ (Москва)
Название нашего государства (Россия) и т.д.
Проверка осуществляется с показом слайдов (самопроверка)

Игра – диктант «Отгадай слово»

Работа со словарями на уроках русского языка по программе ПНШ

Работа со словарями на уроках русского языка по программе ПНШ

Работа со словарями на уроках русского языка по программе ПНШ

Работа со словарями на уроках русского языка по программе ПНШ

По полю рыщет, поёт да свищет, деревья ломает, к земле траву приклоняет

По полю рыщет, поёт да свищет, деревья ломает, к земле траву приклоняет

По полю рыщет, поёт да свищет, деревья ломает, к земле траву приклоняет. (Ветер)
Он и летом, и зимой – между небом и землёй. (Горизонт)
Состояние атмосферы. (Погода)
Сторона горизонта, на которую указывает Полярная звезда. (Север)
Сторона горизонта, где восходит солнце. (Восток)
Сторона горизонта, где заходит солнце. (Запад)

Тематический диктант с использованием загадок

Каждое последующее слово должно начинаться на последнюю букву предыдущего слова

Каждое последующее слово должно начинаться на последнюю букву предыдущего слова

Каждое последующее слово должно начинаться на последнюю букву предыдущего слова.
Например:
Быстро-одежда-автобус-суббота-алфавит-тетрадь-деревня-яблоко-огород-директор-ребята-аккуратно-обед и т.д.
Облако-огурец-цирк-класс-сорока-адрес-скоро-овощ-щавель-лестница и т.д.

Игра-диктант «Цепочка»

МГЗН (магазин), БЛКН (балкон),

МГЗН (магазин), БЛКН (балкон),


МГЗН (магазин), БЛКН (балкон), БГЖ (багаж),
ГРЧЙ (горячий), ДРЖР (дирижёр), РССТН(расстояние), ПССЖР (пассажир)
ЖЛТЙ (жёлтый),ЗМЛНК(земляника),СКССТВ (искусство), КПТН (капитан), ЛСТНЦ (лестница) – др.

НАЙДИ ПОТЕРЯВШИЕСЯ ГЛАСНЫЕ

МОСКОС (космос) ДЕСЕБА (беседа)

МОСКОС (космос) ДЕСЕБА (беседа)

МОСКОС (космос)

ДЕСЕБА (беседа)

ТЕБИЛ (билет)

ЛЮТАС (салют)

РИГОНТЗО (горизонт)

ДАТЛОС (солдат)

ЗИПРЕТЕНД (президент)


РАСШИФРУЙ СЛОВА:

Разнообразные виды словарей помогают не только закрепить написание словарных слов, но и развивают память, логику, творческое мышление, расширяют и обогащают словарный запас ребёнка

Разнообразные виды словарей помогают не только закрепить написание словарных слов, но и развивают память, логику, творческое мышление, расширяют и обогащают словарный запас ребёнка

Разнообразные виды словарей помогают не только закрепить написание словарных слов, но и развивают память, логику, творческое мышление, расширяют и обогащают словарный запас ребёнка.

В результате освоения предметного содержания, заложенного в комплекте, работы с различными словарями, каждый ученик получает возможность приобрести общие учебные умения и навыки, овладеть способами деятельности,…

В результате освоения предметного содержания, заложенного в комплекте, работы с различными словарями, каждый ученик получает возможность приобрести общие учебные умения и навыки, овладеть способами деятельности,…

В результате освоения предметного содержания, заложенного в комплекте, работы с различными словарями, каждый ученик получает возможность приобрести общие учебные умения и навыки, овладеть способами деятельности, которые соответствуют требованиям ФГОС.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ !

Презентация «Работа со словарями» по

Презентация «Работа со словарями» по

Презентация «Работа со словарями» по УМК
«Перспективная начальная школа»


Выполнила учитель МБОУ СОШ № 40
Г. Кемерово
Тимофеева Евгения Александровна
2017

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.02.2020