Работа со словом на уроках русского языка в начальной школе.
Оценка 4.6

Работа со словом на уроках русского языка в начальной школе.

Оценка 4.6
docx
31.10.2022
Работа со словом на уроках русского языка в начальной школе.
Костылева А.В. Статья.docx

Работа со словом на уроках русского языка

в начальной школе.

   На современном этапе развития общества возрастает внимание к проблеме культуры и ее трансляции в школьном образовании. Задача школы - дать обучающемуся образование, которое обеспечит его необходимыми научными знаниями, практическими умениями и навыками, поможет осмыслить накопленные человечеством ценности и традиции.

   В настоящее время в методике преподавания русского языка наблюдается стремление в ходе обучения русскому языку ознакомить учащихся с культурой России, ее достижениями, корнями и истоками, способствовать воспитанию у школьников чувства гордости за свой народ и его великую культуру.

   Культуроведческий аспект работы со словом - это важное направление современной методики, представляющее собой совокупность теоретических положений, практических наработок, экспериментальных исследований, позволяющих учащимся приобщиться к культуре народа, воспринять, эмоционально пережить и присвоить базовые ценности национального и общечеловеческого характера.

   В основе работы лежит актуальная проблема современности -необходимость углубленного осмысления феномена культуры как явления, пронизывающего все сферы социального бытия, в том числе и образовательной среды, и необходимостью воспитывать человека культуры.

 интеллектуальное развитие ребёнка, усвоение всех учебных дисциплин.

   Возрастает необходимость формирования сознания, что национальный язык  является не только предметом изучения, но также предметом гордости, то есть обучающиеся учатся, разговаривают на родном языке, и сами являются носителями родного языка- ценнейшее народного достояния, части национальной культуры.

   У обучающихся начальной щколы должны формироваться основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

«Русский язык – учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: на уроках формируется мышление, прививается чувство любви к родному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит. Данный предмет дает возможность творческого обогащения.

    Лексическая работа над словом даёт широкие возможности для развития творческой деятельности школьников в учёбном процессе, способствует повышению интереса к знаниям, развивает интеллект.

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

    Важным компонентом современной концепции обучения русскому языку в общеобразовательной школе является овладение ценностями духовной и материальной культуры через язык. Язык в своем развитии тесно связан с устным народным творчеством, литературой.

Язык – основа национальной культуры.  Родной язык играет важную роль в формировании сознания подрастающего поколения, язык является сильнейшим средством воспитания. Усваивая язык, происходит познание мира, приобретение ценностных ориентиров, приобщение к духовным богатствам, социализация человека.

В связи с этими возникает потребность формирования культуроведческой компетенции, «включающей в себя сведения о языке как о национально-культурном феномене, отражающем духовно-нравственный опыт народа, закрепляющем основные нравственные ценности; представления о связях языка с национальными традициями народа, а также осознание учащимися красоты, выразительности и эстетических возможностей родной речи».

Целями формирования культуроведческой компетенции в преподавании русского языка являются: постижение национальной культуры своего народа, познание её самобытности; формирование одной из важнейших ценностных ориентаций – осознание значимости родного языка в жизни народа; развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания; познание культуры русского народа в её встрече с иными культурами.

Культуроведческая компетенция (по мнению Т. М. Пахновой]) предполагает понимание того, что:

  • Родной язык является основой национальной культуры и важнейшим средством приобщения к её разнообразным богатствам; отношение к языку, взгляд на родной язык – это отражение духовно-нравственных качеств личности; язык, речь не только отражает важнейшие качества человека, но и формирует его как личность;
  • Владеть языком как средством общения – это значит владеть культурой речи (культурой общения, речевого поведения); речевое поведение каждого человека – это то, что должно создавать речевую среду как основу приобщения к культуре, как основу сохранения культуры;
  • Изучать русский язык – это значит изучать русскую национальную культуру; понимание того, что родному языку мы учимся всю жизнь, - это убеждённость и в том, что в процессе изучения языка мы в течение всей жизни приобщаемся к богатствам национальной культуры: к литературе, искусству, традициям, обычаям, к духовно-нравственным ценностям.

Развивать культуроведческую компетенцию –это уметь работать со словарями, справочниками, произведениями художественной литературы, испытывать потребность обращаться к ним, чтобы постоянно пополнять свой духовный, свой культурный багаж.

Создание при обучении русскому языку культуроведческой среды обеспечивает единство процесса формирования всех видов компетенций, всех видов речевой деятельности, единство обучения и воспитания.

Знаком культуры, имеющим свое лексическое значение, которое складывается из многочисленных представлений людей, их видения и понимания предмета, его признаков общих и частных, существенных и случайных, для сознания современного человека является слово. Слово, по мнению ученых, не только передает информацию, но является инструментом мысли, способно аккумулировать в себе культуру. Культурная информация в слове имеет свойство накапливаться: в слове находят отражение особенности национальной культуры, мировоззрения народа.

Особая комплексная работа со словом становится, поэтому, одним из основных направлений работы по формированию культуроведческого концепта. Традиционно слово рассматривается в рамках тех или разделов русского языка: фонетики, словообразования, лексики, грамматики. При изучении слова необходимо исходить их того, что в нём заключен целый мир, закодированный в звуках и буквах, рассмотрение слова в единстве его различных характеристик.

Слово – основная значащая единица языка. Словами обозначают конкретные предметы и отвлеченные понятия, выражаются чувства и намерения.Работе над словарем учащихся придается в школе очень большое  значение.

Особенность словарной работы в школе (как и многих других видов работ по развитию речи) состоит в том, что она проводится в процессе всей учебно-воспитательной деятельности учителя.
Важно, чтобы усвоение новых слов проходило не стихийно, систематически. Словарная работа в школе влючает в себя:

1.обогащение словаря, т.е. усвоение тех новых слов, которых школьники ранее не знали вовсе, новых значений слов;

2.уточнение словаря, т.е. углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений;

3.активизация словаря, то есть включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения, усвоение употребления в том или ином случае.

4.устранение нелитературных слов, употребление иногда младшими школьниками, исправление ошибочных ударений, произношений. Естественно, что все четыре направления работы тесно связаны между собой.

Основными источниками обогащения словаря являются художественные произведения, тексты в учебниках, рекомендованных для чтения на уроках, в учебниках, русского языка, внеклассное чтение учащихся. Учебные пособия составлены так, что бы каждый новый текст, материал каждого урока содержал, с одной стороны, несколько слов, которые для большинства учащихся могут оказаться новыми, с другой стороны, доступную лексику. В учебных книгах представлены оригинальные тексты произведений Л. Толстого, А. Пушкина, Н. Некрасова, А. Чехова, С. Есенина, М. Пришвина, К. Паустовского, С. Маршака и многих других мастеров слова.
В практике применяются самые разнообразные приемы работы над значением нового слова. Это обеспечивает интерес учащихся словарной деятельности, позволяет вводить новое слово наиболее рациональным для каждого случая способом.
Приемы работы над значением нового слова:

1).показ предмета или действия, обозначаемого словом. Так, в рассказе В. Бианка «Колхозный календарь» таким способом объясняются названия: иссиня – черные грачи, серые вороны, пестрые дятлы.
Детям показывают картинки с их изображением этих птиц, но лучше всего наблюдать живых птиц на воле. «Озимые хлеба поднялись уже от земли на добрую четверть». Слово четверть в данном контрасте объясняется показом этой высоты и закрепляется показом рисунка или иллюстраций. При этом для объяснений имен существительных и прилагательных следует показывать предметные картинки, а для объяснения глаголов – сюжетные, где есть действия.

2).подбора синонимов являются одним из самых универсальных. Подбирая к новому слову близкие по значению слова, школьники уясняют его значение: зодчий- строитель, архитектор,студеный- холодный, морозный. Иногда замена нового слова синонимом обедняет речь учащихся. Чтобы этого не произошло, рекомендуется обращать внимание детей на высокую выразительность, яркость, образность слов и оборотов речи в художественном произведении, а также сравнивать: «Какие слова выразительнее, ярче – ваши или авторские? Почему?» Хотя в классических произведениях много устаревших слов, требовать от детей их использования в своей речи не следует, а только для более точного пересказа оригинального текста.

3).использование антонимов, если последний детям уже знаком. Так, слово мрачный становится понятным, если ему противопоставить слово светлый, чужбина- отечество
4).использование логического определения, то есть подведением его под ближайший род и выделением видовых признаков. Чаще всего так определяются названия явлений природы, растений, животных, названия машин и т.п. Таким способом объясняются в стихотворении Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» слова аршин, сажень.
5).Некоторые новые слова могут стать понятными, если ввести их в предложения. Весь строй фразы наталкивает ученика на понимание слова. Например, слово снасть понятно из предложения: ходики – на стене тикают ходики.
6). слова могут быть объяснены через анализ их морфологической структуры и словообразования. Этот прием особенно полезен тем, что подготавливает детей к усвоению словообразования, его законов и способствует усвоению орфографии. Поет зима, аукает: от какого слова образовано слово аукает? От слова Ау – так кричат в лесу.
Ценностные ориентиры предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.

2. Иншакова О.Б. Словарные слова в образах и картинках. М., 2017

3.Хаирова И.В.Культуроведческий аспект изучения русского языка в начальной школе // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – №

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Работа со словом на уроках русского языка в начальной школе

Работа со словом на уроках русского языка в начальной школе

России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций

России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций

Целями формирования культуроведческой компетенции в преподавании русского языка являются: постижение национальной культуры своего народа, познание её самобытности; формирование одной из важнейших ценностных ориентаций – осознание…

Целями формирования культуроведческой компетенции в преподавании русского языка являются: постижение национальной культуры своего народа, познание её самобытности; формирование одной из важнейших ценностных ориентаций – осознание…

Создание при обучении русскому языку культуроведческой среды обеспечивает единство процесса формирования всех видов компетенций, всех видов речевой деятельности, единство обучения и воспитания

Создание при обучении русскому языку культуроведческой среды обеспечивает единство процесса формирования всех видов компетенций, всех видов речевой деятельности, единство обучения и воспитания

Естественно, что все четыре направления работы тесно связаны между собой

Естественно, что все четыре направления работы тесно связаны между собой

Подбирая к новому слову близкие по значению слова, школьники уясняют его значение: зодчий- строитель, архитектор,студеный- холодный, морозный

Подбирая к новому слову близкие по значению слова, школьники уясняют его значение: зодчий- строитель, архитектор,студеный- холодный, морозный

От слова Ау – так кричат в лесу

От слова Ау – так кричат в лесу

Литература: 1.Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб

Литература: 1.Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.10.2022