Работа социального педагога школы с детьми, находящимися под опекой
Социальный педагог Лапшина Ольга Александровна
ГБОУ СОШ № 164 г. Санкт-Петербург
Опека – это одна из форм семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, которая призвана обеспечить оптимальные условия для жизни и воспитания детей-сирот, а также защиту их личных и имущественных прав и интересов, осуществление контроля за содержанием, воспитанием и образованием подопечных.
Помогать опекунам (попечителям) воспитывать ребенка, соблюдать права - одна из обязанностей социального педагога. Но работа эта начинается гораздо раньше, чем опекун (попечитель) официально получит право воспитывать ребенка, ибо социальный педагог, получив информацию о том, что ребенок остался без попечения родителей, обязан в трехдневный срок обследовать жилищно-бытовые условия ребенка и доложить о создавшейся ситуации в органы опеки и попечительства и помочь специалистам определить его дальнейшее место жительства.
Если у ребенка есть родственники или знакомые, которые согласны взять над ним опеку (попечительство), то до достижения совершеннолетия социальный педагог будет являться для них помощником в воспитании, обучении и нравственном развитии ребенка.
В нашей школе на 28.05.2021 обучаются 7 опекаемых детей.
Все семьи, в которых воспитываются опекаемые и подопечные дети, я хорошо знаю, так как работаю в этой школе в течение 19 лет, а в должности социального педагога 6 лет. Но каждый год я начинаю свою деятельность с составления плана работы.
Основными направлениями работы являются:
1. Проведение сверки опекаемых детей, учет вновь прибывших и оформление необходимых документов на них.
2. Проведение индивидуальных бесед с опекаемыми детьми и опекунами (по необходимости) с целью социально-педагогической и правовой поддержки, консультации по вопросам воспитания.
3. Посещение мероприятий с опекаемыми детьми (родительских собраний, классных часов, некоторых уроков и занятий внеурочной деятельностью), контроль за их успеваемостью, посещением занятий, дисциплиной и адаптацией.
4. Контрольное обследование жилищно-бытовых условий опекаемых детей, сопровождающееся составлением актов и отчетов для передачи их в органы опеки и попечительства. Проверка сохранности имущества и жилых помещений, закрепленных за этими детьми (совместно со специалистами Отдела опеки), беседа с соседями и законными представителями.
5. Вовлечение опекаемых детей в работу различных кружков и секций.
6. Организация углубленного медицинского осмотра (диспансеризация) опекаемых и подопечных, контроль за сохранением здоровья детей и оказание помощи в организации их отдыха в летних оздоровительных лагерях, санаториях, дополнительного осмотра детей медицинским персоналом школы с периодичностью 1 раз в четверть. Работа по жалобам на недомогание опекаемых детей.
7. Профориентационная работа с выпускниками 8 - 11 классов, предоставление в отдел опеки и попечительства информации о предварительном устройстве опекаемых и приемных детей, заканчивающих 9 - 11 классы. Консультации законных представителей по вопросам выбора образовательного маршрута. Подготовка пакетов документов для СУЗ и ВУЗ, в том числе медицинских.
Задачи социально-педагогического сопровождения учащихся
1. Изучение документации, знакомство с опекунами, выход в адрес, составление актов ЖБУ (жилищно-бытовых условий).
Периодическое отслеживание изменений: нашлись родители, изменился состав семьи, вышли из мест заключения, изменился квартирный вопрос и т. д.). Выявление асоциальных семейных факторов: жестокое обращение с несовершеннолетними, психологическое давление, отсутствие контроля (безнадзорность), наличие вредных зависимостей у законных представителей ребёнка.
2. Поддержание контакта с опекунами, периодические встречи по вопросам воспитания и особенностей внутрисемейных отношений.
3. Мониторинг учебных показателей, поведения, занятости в кружках и секциях. По необходимости - посещение уроков в классах, где учатся опекаемые, наблюдение за работой на уроке, поведением на переменах, изучение продуктов учебной деятельности (тетрадей, бланков проверочных работ), опрос учителей - предметников и классных руководителей).
4. Вовлечение детей в военно-патриотическое движение (школьное отделение сообщества Юнармия) и участие в работе совета школьного самоуправление «Креатив».
Даже если ребятам не удается посещать какие-либо творческие объединения, кружки, секции, они все равно становятся участниками общешкольных мероприятий.
5. Помощь опекунам в организации летнего отдыха детей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.