Работа над голосом в детском саду.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Теперь обратимся к подробному рассмотрению работы по формированию голоса детей с недостатками слуха. Анализ данных исследований Д. Вильсона, А. Митринович-Моджеевска, Ф. Ф. Рау показал, что необходимо выделить следующие основные положения системы работы над голосом с глухими и слабослышащими детьми. Необходимо как можно раньше начинать работу над голосом, чтобы не допустить угасания голосовых реакций (лепета) у глухих детей и не допустить формирования стойких нарушений голоса у слабослышащих. Дошкольный возраст – период интенсивного развития голоса в норме, поэтому важно не упустить возможности развития неслышащих детей в этом возрасте.
Иконка файла материала Работа над голосом в детском саду.doc
Работа над голосом в детском саду. Теперь   обратимся   к   подробному   рассмотрению   работы   по формированию голоса детей с недостатками слуха. Анализ   данных   исследований   Д.   Вильсона,   А.   Митринович­ Моджеевска,   Ф.   Ф.   Рау   показал,   что   необходимо   выделить   следующие основные   положения   системы   работы   над   голосом   с   глухими   и слабослышащими детьми. Перечислим и раскроем их. 1.     Необходимо как можно раньше начинать работу над голосом, чтобы не допустить   угасания   голосовых   реакций   (лепета)   у   глухих   детей   и   не допустить формирования стойких нарушений голоса у слабослышащих.          Дошкольный возраст – период интенсивного развития голоса в норме, поэтому важно не упустить возможности развития неслышащих детей в этом возрасте.           Нужно поощрять любые, приближенные и даже случайные вокализации ребенка, и как можно шире использовать для общения голос. 2.       Максимально использовать слуховые возможности ребенка.            Поскольку большинство детей имеют более или менее значительные остатки слуха, важно с самого начала воспользоваться этим и дать детям возможность услышать свой голос, голос педагога и окружающих людей. Необходима интенсивная тренировка слухового восприятия.            Нужно научить детей различать на слух нормальный и нарушенный тембр, изменения силы, высоты голоса. Таким образом, ребенок научится модулировать собственный голос, что поможет ему выделять словесное ударение,   выражать   различные   интонации.   Кроме   того,   слуховое восприятие, дополненное тактильно­вибрационными и кинестетическими ощущениями   поможет   старшим   дошкольникам   выработать   навыки самоконтроля над голосом.3.             Работу над голосом нужно проводить  в единстве  с работой над дыханием и артикуляцией.           Известно (см. 1.2.), что голосовой аппарат – это сложная система, все   Поэтому части   которой   тесно   взаимосвязаны   между   собой. формирование полноценного голоса невозможно без соответствующего речевого дыхания и артикуляции. И с нашей точки зрения в работе с глухими   и   слабослышащими   целесообразно   использование ортофонических   упражнений,   применяемых   для   коррекции   голоса   в логопедии.   Работа   над   голосом   должна   быть   неотъемлемой   частью работы над произношением. 4.       Необходимо учитывать индивидуальные возможности ребенка.           Дети приходят в детский сад с очень различными навыками владения голосом.   У   глухих   детей   могут   быть   лишь   элементарные   голосовые реакции. Тогда как у детей с хорошими остатками слуха может иметься тот или иной набор лепетных слов. (Особенно заметны эти различия в д/с для слабослышащих, где в одной группе могут оказаться дети со II и с IV степенью т/у).             Кроме того, есть дети, которых родители уже успели чему­то научить, а есть те, с которыми никто не занимался. Таким образом, уже в начале обучения педагог оказывается в ситуации, когда с одним ребенком нужно проводить работу по вызыванию голоса, а с другим, уже непосредственно развивать голос или исправлять его нарушения. В дальнейшем, развитие каждого ребенка идет в индивидуальном темпе. Помимо этого, у каждого появляются различные нарушения голоса, обуславливающие особенности индивидуальной   работы.   Таким   образом,   очень   трудно   предъявлять детям   общие   для   всей   группы   требования,   невозможно   применять   ко всем   одни   и   те   же   приемы.   Поэтому,   чаще   всего,   возникает необходимость   основную   часть   работы   над   голосом   проводить   на индивидуальных занятиях.Во   фронтальные   занятия,   как   правило,   можно   включать   уже отработанные, сформированные навыки, совершенствовать усвоенные детьми в процессе индивидуальной работы над голосом умения. Мы знаем, что голос является одним из факторов внятности устной речи.   Поэтому   качество   голоса   ребенка   с   нарушенным   должно   быть максимально   приближено   к   норме.   И   основная   цель   работы   над   голосом научить ребенка пользоваться в речи голосом нормальной силы, высоты, без грубых нарушений тембра. Рассмотрим путь к достижению этой цели на основе задач, выделенных в программе, в разделе обучения устной речи. Задачи работы над голосом различаются в зависимости от состояния слуха   детей.   В   детском   саду   для   глухих   работа   в   основном   сводится   к обучению детей использовать голос, приближенный к норме. Формированию необходимых   для   нормального   голоса   модуляций   не   уделяется   особого внимания. Тогда как в детском саду для слабослышащих определенные задачи предполагают научить ребенка изменять голос по силе, высоте во всех видах речи   (в   том   числе   и   самостоятельной).   Таким   образом,   и   требования, предъявляемые к голосу детей к концу V года обучения различны. У   слабослышащих   детей   должно   сформироваться   стойкое   умение пользоваться   голосом   нормальной   высоты,   силы,   без   грубых   нарушений тембра. Дети должны уметь пользоваться в речи голосом, модулированным по силе   и   высоте.   Кроме   того,   к   слабослышащим   предъявляется   требование произносить (в самостоятельной речи) слова и фразы в нормальном темпе, с   с   выраженной выраженным   словесным   и   логическим   ударением, повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией. Глухие дошкольники должны уметь пользоваться голосом нормальной силы, высоты, без грубых нарушений тембра. Также дети должны научиться изменять   голос   по   силе   и   высоте,   однако,   от   глухих   не   требуется модулировать   голос   в   речи.   Темп   речи   должен   быть   лишь   приближен   кестественному, а из просодических характеристик речи они осваивают только словесное ударение. Из   изложенных   программных   требований   мы   видим,   что   в   д/с   для слабослышащих   предполагается   более   глубокая   (по   сравнению   с   д/с   для глухих) работа по развитию голоса, что соответствует бóльшим голосовым возможностям слабослышащих детей. Но, необходимо также отметить, что педагогу   важно   учитывать   возможности   каждого   ребенка   и   в   д/с   для слабослышащих нельзя предъявлять одинаковые требования к детям с легкой степенью тугоухости и с пограничным состоянием слуха. Определенные   программой   обучения   задачи   работы   над   голосом решаются на фронтальных и индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения. Следует заметить, что проводить работу по развитию, а тем более коррекции голоса на фронтальных занятиях очень   сложно,   так   как   навыки   владения   голосом   у   детей   очень   различны. Поэтому   нужно   планировать   работу   так,   чтобы   на   фронтальных   занятиях закреплялись уже имеющиеся у детей навыки владения голосом. Для этого можно   использовать   фонетическую   ритмику,   различные   игры.   Основной формой организации работы над голосом, с нашей точки зрения, должны быть индивидуальные занятия, так как они дают возможность работать с каждым ребенком в нужном именно ему направлении и темпе. Работа над голосом должна присутствовать в составе каждого индивидуального занятия по устной речи. Голосовые упражнения обязательно должны сочетаться с дыхательными и артикуляционными. И в связи с требованиями аналитико­синтетического метода   (как   указывал   Ф.   Ф.   Рау)   работа   должна   строиться   на   материале слогов, слов и фраз, произношение которых доступно ребенку. Необходимо также   использовать   речевой   материал   эмоционального   содержания.   (Это рекомендация   О.   В.   Правдиной).   Поскольку   эмоции:   радость,   удивление, огорчение, испуг и т. д., непосредственно отражаются на голосообразовании.Необходимо отметить еще одну форму работы – музыкальные занятия, в   структуру   которых   входит   работа   над   голосом.   Музыкальные   занятия создают дополнительные возможности для развития голоса. Ребенок учится воспринимать разнообразные звучания музыкального инструмента (громкие и тихие,  низкие   и   высокие,  краткие   и   длительные);   и   получает   возможность соотносить чистый тон музыкального звука со звуком собственного голоса. Изменения звучания фортепиано ребенок с нарушенным слухом воспринимает (в   том   числе   и   на   слух)   значительно   лучше,   чем   сложные   модуляции человеческого   голоса.   При   восприятии   звуков   фортепиано   тесно переплетаются   слуховое   восприятие   и   тактильно­вибрационное   чувство; ребенок воспринимает звук, в буквальном смысле слова, всем своим телом. И, следовательно,   ему   значительно   легче   “настроить”   звучание   собственного голоса.   На   музыкальных   занятиях   (при   их   соответствующей   организации) можно   добиться   значительных   успехов   в   развитии   голоса:   расширить   его диапазон;   закрепить   позицию   “среднего”   голоса;   научить   ребенка модулировать   голос   по   силе   и   высоте,   выделять   словесное   и   логическое ударение, выражать различные интонации. Нам  представляется  важным  отметить  необходимость   комплексного воздействия в процессе работы над голосом, которое предполагает не только целенаправленную   работу   на   индивидуальных   и   фронтальных   занятиях   по устной речи, и музыкальных занятиях, но и постоянное закрепление навыков владения голосом в повседневной жизни. Педагог и воспитатель должны не только побуждать ребенка говорить, но и следить за качеством его голоса, указывать   ребенку   на   неправильное   его   звучание,   помогать   исправлять недостатки. Поскольку навыки самоконтроля у дошкольников еще не стойко сформированы, задача педагога и воспитателя – вовремя помогать ребенку исправлять недостатки голоса.Постоянный контроль педагогов, а при возможности и родителей (если они   слышащие)   поможет   ребенку   овладевать   навыками   самоконтроля,   что значительно улучшит качество его голоса. Таким   образом,   только   хорошо   организованная,   систематическая работа над голосом и постоянное речевое общение приведет к достижению обозначенной   цели:   формированию   навыка   пользоваться   в   речи   голосом нормальной силы, высоты, без грубых нарушений тембра. Непосредственная работа над голосом является работой над всеми его качествами   –   силой,   высотой,   тембром   и   их   изменчивостью   в   речевом процессе. Логопеды   Е.   С.   Алмазова,   Ф.   А.   Ивановская,   Е.   В.   Лаврова,   О.   В. Правдина, С. Л. Таптапова  и др. определяют два направления работы над голосом: 1) развитие голоса, то есть улучшение работы голосового аппарата, улучшение звучания голоса; 2)  коррекция нарушений голоса. Эти же два направления можно выделить в работе над голосом в д/с для детей с нарушением слуха. Работа над голосом в первом направлении, то есть развитие голоса детей   с   нарушением   слуха   предполагает   формирование   у   ребенка   голоса, пригодного для полноценного речевого общения; приближенного (насколько это возможно для каждого ребенка) к нормальному. Как мы уже отмечали (см 1.3.), те или иные голосовые реакции есть у всех детей. Однако, некоторые из них (чаще дети с минимальными остатками слуха)   не   могут   по   просьбе   сурдопедагога   вызвать   свой   голос.   И   педагог должен помочь такому ребенку.  Остановимся на подробном рассмотрении упражнений, направленных на   вызывание   голоса.   Ф.   Ф.   Рау   рекомендует   для   вызывания   голоса использовать   произнесение   по   подражанию   простейших   лепетных   слов.Упражнения по вызыванию голоса необходимо связывать с игрой (баюканье куклы: а­а; поезд: у­у; самолет: в­в). Эмоциональное   содержание   упражнений,   выразительная   мимика, разнообразные   движения   способствуют   появлению   у   детей   более естественного голоса. Крайне важно дать возможность ребенку услышать свой голос   с   помощью   звукоусиливающей   аппаратуры,   дать   почувствовать вибрацию   (гортани,   груди)   при   наличии   голоса;   соотнести   свой   голос   с голосом   учителя.   Ф.   Ф.   Рау   предупреждает,   что   не   следует   требовать   от ребенка сразу громкого голоса. Важно проявить терпение и настойчивость, и в результате   постоянных   упражнений   даже   самый   слабый   голос   окрепнет, хриплый – очистится. Упражнения   по   развитию   голоса   проводятся   на   доступном произношению   ребенка   речевом   материале.   Они   должны   постепенно видоизменяться и усложняться.  В логопедической методике работы над качествами голоса существуют рекомендации   (Алмазовой   Е.   С.,   Правдиной   О.   В.)   начинать   с   улучшения тембра голоса. Известно (см 1.1.), что тембр зависит не только от строения голосового аппарата, но и от навыков пользования им, то есть он поддается некоторой   обработке.   Для   улучшения   тембра   необходимо   выработать звонкость и собранность звука. Навести   (настроить)   голос   на   звонкость   помогают   упражнения   со звуком “м_”, резонирующим в передней части рта. При этом ребенок ощущает вибрацию   щек,   вибрацию   в   зубах,   челюстях   и   щекотание   в   зубах.   Затем упражнения   проводятся   на   протяжном   произнесении   слогов:   “му”,   “ма”, “мо”… У ребенка с нарушенным слухом, по нашему мнению, не возникнет особых   сложностей   при   выполнении   этих   упражнений.  Звук   “м”  прост   по артикуляции, его легко контролировать, прикладывая руки к щекам и ощущая вибрацию.Собранность   звука   достигается   тем,   что   перед   началом   речи   как исходное положение губы принимают овальную установку (как на гласном “о”). В целях улучшения тембра следует снять напряжение в области мышц щек, глотки и гортани; снять зажатость челюстей. С нашей точки зрения выделенные логопедами рекомендации помогут и   в   работе   над   тембром   голоса   детей   с   нарушенным   слухом.   По   мнению Правдиной   О.   В.   работа   над   тембром   сразу   облегчает   голосообразование: голос   становится   звучным   и   свободным,   что   очень   важно   для   глухих   и слабослышащих. Работа   над   силой   голоса   предполагает   формирования   навыка пользоваться   в   речи   голосом   средней   громкости.   Ребенка   со   сниженным слухом необходимо научить различать голос разной громкости. Прежде всего на слух, так как большинству детей это доступно (с помощью ЗУА). Работая с маленькими   детьми,   можно   использовать   их   подражательные   способности, хорошие   результаты   дает   использование   фонетической   ритмики.   Учить ребенка изменять голос по силе, по нашему мнению, нужно после того, как сформируется   устойчивость   звука.   Усложнять   материал   нужно   очень осторожно, так как перегрузка может нанести вред голосу ребенка. При   работе   над   высотой   голоса   прежде   всего   необходимо   найти основной   тон   голоса   и   сформировать   устойчивость   основного   звука. Устойчивости   основного   тона   Вильсон   Д.,   Правдина   О.   В.   рекомендуют добиваться путем плавного, протяжного произнесения гласных (звук должен быть ровным по силе и высоте). Затем можно постепенно упражнять ребенка в изменении   высоты   голоса,   используя,   насколько   это   возможно,   слуховое восприятие. В качестве вспомогательного средства используется тактильно­ вибрационный контроль и зрительные опоры (графические изображения). Мы заметили,   что   изменение   силы   голоса   дается   детям   (особенно   глухим)значительно   легче,   чем   изменение   высоты.   Поэтому   работу   необходимо проводить именно в таком порядке. Таким   образом,   упражнения   по   развитию   голоса   нужно   усложнять постепенно, ориентируясь на индивидуальные особенности детей, используя речевой   материал,   доступный   их   произносительным   навыкам.   Важно подбирать   материал   эмоционального   содержания.   Необходимо   создать условия, при которых дети будут использовать закрепленные в упражнениях навыки   в   самостоятельной   речи.   Кроме   того,   необходимо   формировать   у детей   навыки   самоконтроля   над   голосом   (главным   образом   слуховой   и тактильно­вибрационный). Второе направление работы над голосом в детском саду с глухими и слабослышащими детьми предполагает коррекцию нарушений голоса. По ряду причин, основная из которых, по нашему мнению, недостатки специальной работы (позднее ее начало, недостаточный объем), у детей часто возникают те или иные дефекты голоса. Описание этих дефектов и методы их коррекции   подробно   рассмотрены   Ф.   Ф.   Рау.   Мы   остановимся   лишь   на основных его рекомендациях. Последовательность коррекционной работы над голосом определяется оценкой   тяжести   того   или   иного   нарушения.   Сначала   нужно   исправлять наиболее грубые нарушения голоса, значительно влияющие на внятность речи. К   грубым   нарушениям   Ф.   Ф.   Рау   относит:   фальцетный   голос,   а   также повышение голоса или переход на фальцет на некоторых звуках; голос низкий, беззвучный (так называемый “глухой”) с придыханием; гнусавый голос. Так же,  с  нашей   точки   зрения,  к   грубым  дефектам  можно   отнести   хриплый   и сдавленный голос, так как эти нарушения отрицательно влияют на состояние голосового аппарата, а иногда являются симптомами органических поражений голосового аппарата. При   коррекции   всех   нарушений   голоса   сначала   необходимо   помочь ребенку отдифференцировать  нормальное звучание и дефектное. При этомосновное внимание следует уделять возможности ребенка услышать разницу   В   качестве звучаний;   ориентироваться   на   слуховой   контроль. вспомогательного средства используются тактильно­вибрационные ощущения (контроль за вибрацией груди, гортани, отсутствием вибрации крыльев носа). Для детей с небольшими остатками слуха тактильно­вибрационный контроль является   основным.   Получив   требуемое   звучание   голоса,   его   нужно закреплять в различных слоговых упражнениях, в словах, фразах. Эту работу важно   проводить   систематически,   на   протяжении   всего   времени   обучения ребенка, так как без тренировки навыки быстро исчезают. Таким   образом,   работа   над   голосом   в   детских   садах   для   детей   с нарушенным слухом проводится одновременно в двух направлениях: развитие голоса и его коррекция. И для того, чтобы достичь максимальных успехов, необходимо   правильно   организовать   работу.   Учитывая   особенности   детей дошкольного   возраста,   следует   избегать   монотонных,   изо   дня   в   день повторяющихся упражнений.  Чтобы ребенок  не  терял  интерес  к занятиям, нужно   их   как   можно   больше   разнообразить:   постоянно   сменяющейся деятельностью, красочным материалом, игровыми приемами. В, казалось бы, монотонное   повторение   слогов,   слов   и   фраз   можно   внести   и   движение (элементы   фонетической   ритмики),   и   интересный   ребенку   наглядный материал   (соответствующим   образом   оформленные   зрительные   опоры),   и разнообразные игры. Все это значительно повысит эффективность занятий и благоприятно скажется на результатах работы. Таким образом, работа над голосом одна из важнейших составляющих работы   над   устной   речью   детей   с   нарушенным   слухом,   так   как   качество голоса   напрямую   отражается   на   устной   речи:   на   звукопроизношении, словесном   и   логическом   ударении,   интонации,   слитности,   темпе;   поэтому голос наряду с другими факторами определяет внятность устной речи. Изучение теоретических основ работы над голосом позволяет сделать следующий вывод:Для организации полноценной работы необходимо учитывать знания: общих сведений о голосе, его акустических характеристиках; о физиологии голосообразования; о развитии голоса у слышащих и особенностях развития голоса   детей   с   нарушенным   слухом;   и   о   характерных   для   глухих   и слабослышащих нарушениях голоса. —   Учитывая   знания   о   развитии   голоса   ребенка   в   норме,   необходимо   как можно   раньше   начинать   работу   над   голосом   с   неслышащими дошкольниками. — В соответствии  с индивидуальными  особенностями и состоянием  слуха ребенка   необходимо   варьировать   программные   требования,   приемы   и темпы   работы. индивидуальные занятия.   Ведущей   формой   организации   должны   быть —   Учитывая   физиологические   основы   голосообразования,   работу   над голосом   необходимо   строить   в   единстве   с   работой   над   дыханием   и артикуляцией   (звукопроизношением).   Только   такой   подход   поможет скоординировать работу речевого аппарата. — В работе над голосом необходимо максимально использовать остаточный слух   ребенка,   так   как   слуховой   контроль   благоприятно   отразится   на качестве   голоса.   Наряду   со   слуховым   контролем   необходимо использовать тактильно­вибрационный. —   Для   развития   голоса   ребенка   с   нарушенным   слухом   большое   значение имеет комплексное воздействие: сурдопедагога, воспитателя, родителей, которые   должны   побуждать   ребенка   пользоваться   своим   голосом   в общении   с   окружающими,   должны   помогать   контролировать   звучание голоса. —   В   соответствии   с   требованиями   аналитико­синтетического   метода голосовые упражнения должны проводиться на материале слогов, слов и фраз. Весь речевой материал ребенок должен уметь произносить.—   Материал   для   работы   над   голосом   должен   быть   эмоционально насыщенным, разнообразным. —   В   процессе   работы   над   голосом   необходимо   развивать   голосовые возможности   ребенка,   формировать   правильные   навыки   пользования голосом и исправлять его нарушения. — Только хорошо организованная, систематическая работа поможет достичь основной   цели:   формирования   у   ребенка   навыка   пользоваться   в   речи голосом нормальной силы, высоты, без грубых нарушений тембра.