ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Общие сведения |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ф.И.О. автора опыта |
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом |
Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
Стаж работы в должности |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Исхакова Гульшат Адгамовна |
ООШ с.Амирово |
Учитель русского языка и литературы |
10 лет |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II.Сущностные характеристики опыта* |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) |
Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развития творческой личности учащихся
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) |
Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы способствует развитию самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к самореализации в обществе. В последнее время интерес учеников к изучению русского языка и литературы снижается. Причина этого снижения в преобладании репродуктивных заданий в большинстве учебников. Таким образом, возникает противоречие между традиционными методами и формами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний, и необходимостью применять новые средства и методы для повышения уровня развития творческого начала личности школьника. Помочь в разрешении данного противоречия может внедрение проектной деятельности на уроках русского языка и литературы. Методы обучения: 1. Решение проблемных ситуаций на уроках русского языка и литературы. 2. Задания поисково-исследовательского характера; 3. Урок-семинар, на котором отрабатываются умение собирать, обобщать материалы, анализировать, сопоставлять, самостоятельно оценивать прочитанное, навыки самообразования, рецензирования. 4. Метод защиты проектов. 5. Урок-практикум. 6. Урок – творческая лаборатория, на котором учащееся пробуют себя в качестве поэтов, прозаиков, литературоведов.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Идея изменений (в чем сущность АПО: в использовании образовательных, информационно-коммуникационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) |
Новизна состоит в использовании системы работы, основанной на применении методики поэтапного приобщения учащихся к проектной деятельности на уроках русского языка и литературы с целью формирования творческой личности, способной к самореализации. Метод проектов на уроках решает следующие задачи: - развитие познавательных навыков учащихся; - развитие умений самостоятельно конструировать свои; - развитие умений ориентироваться в информационном пространстве; - развитие критического и творческого мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведённое для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев). Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, а также возможностью его решения при привлечении знаний учащихся из разных областей изучаемых в школе наук. Использование метода проектов: -предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. -в основе лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. -Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. -Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. методик -Для метода проектов очень существенным является вопрос практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов (например, доклад на конференции; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий и т.п.). Таким образом, проектно-исследовательская деятельность выступает одним из мощных инструментов по формированию творческих способностей школьников. Навыки творческой деятельности готовят учащихся к условиям динамично меняющейся обстановки в обществе и к столкновению с неизвестными проблемами в будущем. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)
|
Формы организации учебной деятельности школьников по развитию творческих способностей: - урок; - внеурочная учебная деятельность с одаренными учащимися; - подготовка к олимпиадам по литературе, русскому языку; -участие школьников в научно- практических конференциях ; - участие школьников в конкурсах исследовательских работ по русскому языку и литературе; -участие в школьных, муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах творческих работ; - участие в заочных всероссийских гуманитарных олимпиадах. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
В процессе проектной деятельности происходит формирование и развитие важнейших психических функций учащихся на каждом возрастном этапе, теоретического мышления, рефлексивных способностей, в конечном счете - становление субъектности учащихся. Следовательно, ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий, содействующих развитию интеллектуальных способностей учащихся, усиление их мотивации в изучении русского языка и литературы на основе использования проектно-исследовательского метода как средства творческой самореализации учащихся в учебно-познавательной деятельности.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Результат изменений |
Повысился интерес учащихся к изучению предметов, ученики принимают активное участие в творческих конкурсах разного уровня, научно-практических конференциях, предметных и гуманитарных олимпиадах по русскому языку и литературе, занимают призовые места. Использование на уроках литературы таких этапов исследовательской деятельности как поиск и обнаружение проблемы, знакомство с дополнительными источниками, составление плана поиска, наблюдение, систематизация собранного материала, обдумывание, рассуждения, доказательства, формулировка выводов требуют самостоятельной умственной деятельности школьников. Основная нагрузка в обучении при применении данного метода переносится на факты действительности, их анализ. Сами учащиеся используют разнообразные источники: лекции, текст учебника, дополнительная литература, периодическая печать, документы, ресурсы Интернета. Очень важно при этом, что ребёнок новые знания добывает не для сведений, а для решения проблемы или проблем, что вырабатывает умения и навыки самостоятельного научного поиска, включает его творческое мышление, отучает пользоваться шаблонами, формирует всесторонне развитую личность.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Описание актуального педагогического опыта учителя** |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики творческой самореализации учащихся в учебно-познавательной деятельности посредством внедрения проектной деятельности на уроках литературы. Учитывая, что организовать ученическую деятельность, связанную с решением творческой задачи, нужно так, чтобы школьники сами делали свои первые учебные открытия, выделим задачи, способствующие формированию и развитию творческой личности: 1) развивать умение самостоятельно творчески мыслить и использовать это умение на практике; 2) развивать познавательные навыки, умение ориентироваться в информационном пространстве; умение видеть проблему и прогнозировать способы её решения. При выполнении проекта ученик: - Структурирует проект в логике научного исследования, - Включает в проект аргументацию его актуальности, -Определяет объект и предмет исследования, - Обозначает цели и задачи проектного исследования, формулирует гипотезу исследования, - Определяет методы исследования, - Конкретизирует источники информации, выводит методологию исследования, - Определяет пути решения проблем, - Осваивает новое опытным путем, - Оформляет проект в виде выводов, - Подтверждает или опровергает гипотезу, - Выходит на новый спектр проблем. Проектная деятельность должна отвечать следующим требованиям: 1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей поиска для ее решения. 2. Проблема, затронутая в работе, должна быть, как правило, оригинальной (если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение). 3. В основе деятельности должна быть самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) работа учащихся. 4. Использование исследовательских методов. 5. Выполненная работа должна демонстрировать глубину знания автором (авторами) избранной области исследования. 6. Работа должна соответствовать установленным формальным критериям, должна демонстрировать наличие теоретических (практических) достижений автора (авторов). Результативность использования проектной методики оценивалась согласно критериям результативности моей педагогической деятельности: - качество знаний по литературе за последний год составило: 2012-2013 уч.г. 75%; - повысился процент участия школьников в творческий конкурсах муниципального, регионального и всероссийского уровней; Победители и призёры творческих конкурсов
Результаты свидетельствуют о достаточной эффективности метода проектов, направленного на формирование познавательной и креативной личности школьников, создание условий по оптимизации самореализации учащихся в учебной деятельности.
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV.Экспертное заключение |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.