В соответствии с основными принципами концепции физической культуры и спорта в Российской федерации реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по поиску спортивно одаренных детей и создать оптимальные условия для их развития. Поэтому изучение закономерностей формирования и развития спортивно одаренной личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей индивида для самореализации в процессе жизнедеятельности ,так как спортивная деятельность –одна из важнейших моделей для изучения состояния человека в различных жизненных проявлениях. Недобросовестные популяризаторы проблемы детской одаренности во все времена старательно формировали в общественном сознании представление о том. что одаренные дети обычно отстают в физическом развитии от сверстников.В соответствии с основными принципами концепции физической культуры и спорта в Российской федерации реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по поиску спортивно одаренных детей и создать оптимальные условия для их развития. Поэтому изучение закономерностей формирования и развития спортивно одаренной личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей индивида для самореализации в процессе жизнедеятельности ,так как спортивная деятельность –одна из важнейших моделей для изучения состояния человека в различных жизненных проявлениях. Недобросовестные популяризаторы проблемы детской одаренности во все времена старательно формировали в общественном сознании представление о том. что одаренные дети обычно отстают в физическом развитии от сверстников.
Работа с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время
В соответствии с основными принципами концепции физической культуры и спорта в
Российской федерации реализация стратегических задач предполагает активизировать
меры по поиску спортивно одаренных детей и создать оптимальные условия для их
развития. Поэтому изучение закономерностей формирования и развития спортивно
одаренной личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных
возможностей индивида для самореализации в процессе жизнедеятельности ,так как
спортивная деятельность –одна из важнейших моделей для изучения состояния
человека в различных жизненных проявлениях. Недобросовестные популяризаторы
проблемы детской одаренности во все времена старательно формировали в
общественном сознании представление о том. что одаренные дети обычно отстают в
физическом развитии от сверстников. Исследования Л.Термена и других ученых
показали, что чаще бывает наоборот. Одаренный ребенок нередко опережают
сверстников и по этому параметру. На сегодня определенны виды одаренности
:умственная ,социальная, моторная, практическая. Ведущим в познании спортивной
одаренности является определение возможностей Моторной организации человека и
его психических способностей ,которые могут быть как врожденными, так и
приобретенными в процессе деятельности. Точнее двигательную одаренность можно
определить как сочетание врожденных антропометрических ,морфологических,
психологических, физиологических и биохимических особенностей человека
,однонаправлено влияющих на успешность какоголибо вида двигательной
деятельности.
СЛАЙД фото я
Задача учителя состоит в том, чтобы создать такую ситуацию, которая максимально
нагружала бы ведущую способность каждого ребенка – в данном случае его
спортивную активность или создавать образовательную среду для развития уже
проявившихся способностей, условий для раскрытия его потенциала, на
удовлетворение потребностей данного учащегося.
СЛАЙД признаки одаренности
В своей работе мы используем следующие признаки одаренности быстрое освоение
деятельности и ее выполнения, использование новых типов деятельности ,проявление
максимума самостоятельности в овладении и развитии деятельности, устойчивость
интересов, упорство в достижении цели, широта интересов, анализ реальных
достижений детей в спортивных соревнованиях и конкурсах, наблюдение.
При выборе содержания и методов работы с одаренными детьми мы учитываем ,что
каждому возрастному этапу детского развития соответствуют разные типы ведущей
деятельности.СЛАЙД учителя
Так например у начальной школы (дети 710 лет)это игровая деятельность,
направленная на развитие физических качеств , посредством игры. Учителя начальных
классов стараются выявлять одаренных детей на начальных стадиях и привлекать их к
регулярным занятиям физической культурой и посещать спортивные секции школы и
города.
СЛАЙД родители
Здесь и немаловажно привлечение родителей . Так как в развитие и формировании
одаренности большое значение имеет и участие родителей . Мы в свою очередь
стараемся привлекать родителей к совместной деятельности: выступаем на
родительских собраниях, привлекаем к судейству соревнований и к их
непосредственному участию. Так уже традиционным стало проведение соревнования
«Мама, папа, ядружная семья», где родители вместе с детьми принимают активное
участие. Для подросткового периода (1115 лет) ведущим видом деятельности
выступает социальнокоммуникативная деятельность –совместная предметная
деятельность: соревнования, конкурсы, концерты, как условие и средство
формирования самооценки.
СЛАЙД школьные соревнования
Мы стараемся включать одаренных детей в соревнования с такими же одаренными
детьми или более старшими поскольку конкуренция и даже опыт поражения дает
хорошие результаты. В общении со сверстниками одаренный ребенок довольно часто
берет на себя роль организатора групповых дел и игр, поэтому мы привлекаем таких
детей к демонстрации упражнений, инструкторской деятельности в работе с
отстающими, судейству соревнований, к помощи в организации и проведении
спортивных праздников и дней здоровья. Для старшего возраста (1617 лет)ведущим
типом деятельности является проектноисследовательская деятельность как
необходимое средство самоопределения школьника. При этом «объектом
проектирования» для школьника выступает он сам. Он должен выбрать в окружающем
мире и спрогнозировать у себя такие свои способности, которые необходимы для
успешной социализации ребенка в самостоятельной жизни.
СЛАЙД городские соревнования
В этом возрасте мы стараемся привлекать ребят к участию в соревнованиях и
конкурсах, участвовать в подготовке и разработке работ для научной деятельности
учащихся и для учителей, привлекаем к участию в предметных олимпиадах различного
уровня, к выступлениям с пропагандой ЗОЖ, занятиям спортивной деятельностью
перед младшими школьниками .
СЛАЙД выступ.учсяТак например, учащиеся , относящиеся к спец.медицинской группе готовят доклады,
рефераты, выступления, презентации, которые в последствии учителя как начальной
школы, так и среднего и старшего звена могут использовать в подготовке мероприятий,
классных часов.
Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление
скрытой одаренности и способностей, является система внеурочной и внеклассной
воспитательной работы в школе.
Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго
индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный
возрастной период.
СЛАЙД формы работы с одар. детьми
Практика нашей школы показала, что более всего в работе с одаренными учащимися по
физической культуре подходят следующие формы работы:
секционные занятия по видам спорта;
занятия исследовательской деятельностью;
конкурсы;
участие в олимпиадах;
работа по индивидуальным планам;
летние оздоровительные площадки для детей;
сотрудничество с другими школами;
соревнования.
СЛАЙД учащся спортсмены
Мы в своей работе стараемся делать все, для выявления одаренных и способных детей.
Стараемся, чтобы им в школе было интересно учиться, показывать пример другим
учащимся, приобщать их к спортивной деятельности и саморазвитию.