Работа с родителями как средство социализации детей с ОВЗ
Оценка 4.8
Работа с родителями
docx
воспитательная работа
Взрослым
05.04.2019
Социализация детей с ОВЗ в настоящее время - одна из важнейших задач коррекционной педагогики. Для успешной социализации детей с особенностями в развитии необходимо объединение усилий и идей педагогов и членов семьи. В работе представлен опыт организации совместной деятельности с родителями воспитанников.
статья.docx
Работа с родителями как средство социализации детей с
ограниченными возможностями здоровья.
В последние десятилетия наблюдается увеличение количества «особых
детей», в связи с этим большую значимость приобретает проблема воспитания
и адаптации не только самого ребенка, но и работы с семьей, где он
воспитывается.
Думаю, все согласны с тем, что создание единого пространства развития
ребёнка невозможно без объединения усилий педагогов и родителей, что
целенаправленное включение родителей особых детей в единый с педагогами
процесс воспитания и развития значительно повышает его эффективность.
Организуя работу с родителями особых детей, я решаю одну из
важнейших задач обучения и воспитания детей с ограниченными
возможностями здоровья психологическое и социальное развитие детей. И в
первую очередь формирование у них образцов позитивного социального
поведения, ознакомление с культурой поведения в обществе, обучение
навыкам повседневной деятельности. Василий Александрович Сухомлинский
считал, что «ввести ребенка в сложный мир человеческих отношений – одна из
важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста».
Напомню всем вам известные стадии, через которые проходят родители
особого ребенка: отрицание, гнев, торг или сделка, депрессия и принятие. Не
смотря на то, что количество особых детей растет, мы не так уж часто
встречаем их в парке, на концерте или в музее. Чаще эти встречи происходят
в медицинском учреждении или в центре психологической или социальной
помощи, в транспорте, то есть в тех местах, посещение которых неизбежно.
Начиная работать с родителями особых детей, понимаешь, что многие из них
еще не приняли его ребенка: они ждут изобретения чудесной таблетки;
встречи с лучшим специалистом и стесняются необычной внешности своего
ребенка, его проблемного поведения. Но после проведения бесед мамы и
папы «особых» детей соглашаются с тем, что ребятишек с ограниченными
возможностями здоровья, как и всех детей, нужно учить ориентироваться в
окружающем социуме, общаться с людьми. Необходимо знакомить ребенка с
встречающимися явлениями окружающего мира в обычных для них условиях.
«Особый ребенок» должен уметь сам заботиться о других; знать, как и где
покупается еда, и т. д. Но у каждого ребенка свои особенности, свои
возможности, свой темп развития, двух одинаковых детей нет и не может
быть. Родители воспитывают его до трех лет, а затем он приходит в детский
сад. И здесь нужно отметить, что залогом благополучной работы с
родителями являются не просто партнерские отношения с ними, как с равными участниками процесса. А признание педагогом того, что каким бы
успешным ни был опыт работы воспитателя с другими особыми детьми, у
данного родителя с его ребенком опыт общения богаче и к нему нужно
прислушаться. Тогда родитель становится воспитателю не просто партнером,
а носителем сакрального знания о ребенке. Почувствовав заинтересованность
педагога, родители готовы делиться с ним этим знанием, вместе искать пути
решения проблем, пробовать новое с учетом старых ошибок.
Описанный момент является своего рода подготовительным этапом к
организации процесса работы с родителями как средства социализации
особых детей.
Далее следует первый этап. Он направлен на привлечение родителей к
учебнообразовательному процессу ребенка. Члены семьи убеждаются в том,
что именно в них очень нуждается их ребенок, что ни одна, даже самая
лучшая развивающая программа не сможет дать полноценных результатов,
если она не решается совместно с семьей. Деятельность воспитателя здесь
заключается в проведении родительских собраний, индивидуальных бесед,
анкетирования, привлечении узких специалистов.
На втором этапе формируется увлечение родителей процессом развития
ребенка. Задача воспитателя здесь заключается в том, чтобы показать
родителям возможность существования ежедневных маленьких, но очень
важных для ребенка достижений. Например, организуются выставки детских
работ, открытые занятия, где родители являются наблюдателями; а чуть
позже члены семьи приглашаются на открытые занятиях
в качестве
участников. Нередко родители уходят с таких занятий воодушевленными и
еще более открытыми к дальнейшему сотрудничеству. Они как бы попадают
внутрь процесса и видят здесь своего ребенка другим, не таким как дома.
Например, одна мама была очень удивлена, что ее девочка слушает пение
музыкального руководителя и сама ей подпевает, так как обычно ребенок при
чьемлибо пении закрывал уши, плакал и сам никогда не пел.
Третий этап характеризуется расширением социального взаимодействия
особого ребенка и его семьи с окружающим миром, выходом за пределы
детского сада. Ведь многие семьи с особыми детьми живут по замкнутому
кругу: дом, детский сад, центр психологической (или медицинской) помощи.
Стремясь разорвать этот круг, внести в жизнь особенных ребятишек и их
родителей разнообразие, новые эмоции и контакты, на этом этапе мы
организуем совместное посещение музеев, спектаклей.
Удачное расположение нашего детского сада позволяет регулярно (осенью
и весной) посещать музей железнодорожной техники, спектакли в центре
социальной защиты, совершать целевые прогулки в лес.
Традиционным стало для нас участие в фестивале талантов для детей с
ОВЗ. Родители привлекаются к совместному изготовлению поделки со своим ребенком. Мы посещаем фестиваль, участвуем в выставке, мастерклассах и
праздничной программе. Достигнув данного этапа, родители ждут
приглашения на какиелибо мероприятия или предлагают свои идеи.
Таким образом, работа с родителями помогает мне решать одну из
важнейших задач воспитания детей с ограниченными возможностями
здоровья, социализировать их. Также подобным образом выстроенное
взаимодействие с семьями особых ребятишек создает благоприятную
эмоциональную среду для их развития.
Работа с родителями как средство социализации детей с ОВЗ
Работа с родителями как средство социализации детей с ОВЗ
Работа с родителями как средство социализации детей с ОВЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.