Представлена статья на тему Работа с текстом на уроках русского языка
Работа с текстом на уроках русского языка является главной и эффективной формой развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи., формирования навыков орфографической зоркости
Знания, добытые посредством работы с текстом, имеют большое практическое значение для преподавания русского языка.Знания, добытые посредством работы с текстом, имеют большое практическое значение для преподавания русского языка.
статья.docx
Борискина Галина Георгиевна,
учитель русского языка и литературы
ГОУ «Забайкальский центр
специального образования и развития
«Открытый мир»
Чита, Забайкальский край
2018 г
Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио»
Работа с текстом на уроках русского языка
орфографической
образовательная,
коммуникативная,
смысловая завершенность,
Работа с текстом на уроках русского языка является главной и
эффективной формой развития творческого потенциала учащихся,
пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи., формирования
навыков
зоркости.
Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей
речевой среды. Именно через текст реализуются все цели обучения в их
комплексе:
развивающая,
воспитательная. В работе с текстом учитываются его специфические
категории:
структурная целостность и
коммуникативная направленность, стилистическая и жанровая особенность,
разные типы связи между элементами текста, композиционная оформленность
Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и
методы организации работы с текстом: комплексная работа с текстом,
сочинениерассуждение, различные виды диктантов, интеллектуально
лингвистические упражнения, работа с текстамиминиатюрами, составление
синквейнов, кластеров к тексту, анализ текста. На уроках русского языка
используются разные виды анализа текста
лингвистический,
филологический, орфографический и пунктуационный, стилистический,
коммуникативный.
Работа по лингвистическому анализу текста художественного
произведения способствует более глубокому проникновению в содержание
текста, также развивает лингвистические, коммуникативные и творческие
способности учащихся. Подобная работа вызывает большой интерес у
учащихся, развивает языковое чутье, помогает формировать умения связной
речи. А работа над связной речью является одной из главных задач, которые
решаются на уроках русского языка. Н. М. Шанский считает основной
важнейшей целью лингвистического анализа выявление и объяснение
использованных в художественном тексте языковых фактов в их значении и
употреблении.
является фундаментом
Лингвистический анализ
: «Водяная
«Суриков»,
«Тишина»,
«Лебедь»,
мельница»,
словообразовательные,
морфологические,
литературоведческого и стилистического изучения художественного текста.
Стилистический анализ текста учит детей определять стиль текста, сферу
использования текста, функции речи (общение, сообщение, воздействие). При
помощи стилистического анализа ребята устанавливают стилевые черты,
характерные для данного стиля. Также они анализируют языковые средства
(фонетические,
лексические,
синтаксические), благодаря которым текст приобрел названные стилевые
черты. Делают вывод о принадлежности текста к определенному стилю.
Тексты подбираются с учётом возрастных особенностей учащихся.
Тематика текстов разнообразна, например, в 5 классе «Дождь», «Летняя
гроза», «Река», «Черёмуха», «Цирк», «Осенняя пора», в 6 классе «Дорога к
лесу», «Преображение природы», «Бабочка», «Степь», Сосновый бор»,
«Восход солнца», «Метель», в 7 классе «Облака», «Снежинки», Сказки», в 8
классе «Лето», «Б.Пастернак», «Верный друг», «Иван Фёдоров», в 9 классе
«Пришвин»,»Весна»,
«Левитан»,
«Живописцы»,
«Байкал»
Коллекция образцов художественных, публицистических текстов
обогащает речь учащихся, развивает их творческие способности. Подборка
заданий и вопросов для учащихся также разнообразна: выделение в тексте
микротем, составление текста из отдельных предложений. Упражнения на
осознание замысла высказывания и развитие этого замысла в самостоятельно
созданном текстовом фрагменте, задания на осознание связи содержания
текста с его заголовком; упражнения на определение функционально
смыслового типа речи (повествование, описание, рассуждение); упражнения,
которые раскрывают особенности употребления языковых единиц в устной и
письменной речи, изобразительные возможности отдельных частей речи и
членов предложения; упражнения на выявление в тексте содержательно
фактуальной, содержательноконцептуальной и содержательноподтекстовой
информации — все эти виды упражнений помогут выработать у школьников
умения реализовать такие текстовые категории, как информативность,
смысловая и содержательная ценность, связность, членимость, адресность,
завершенность.
Привожу примерные вопросы для аналитического наблюдения:
Докажите,
Определите тип и стиль.
основную
Сформулируйте
текста.
Выпишите предложения,
в котором выражена основная мысль.
Из данных названий подберите то, которое точно выражает идею текста
Какие средства художественной выразительности использует автор? Какова
их
роль?
Выпишите метафоры из абзаца. С какой целью они сипользуются?
предложении...?
Примерные
задания:
1.Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки
грамматические
что это текст.
чувства
Какие
выражены
в
мысль по
на
нравится
Написать
Напишите
к
слову.
сочинение
Написать
сочинение
впечаления
Творческие
по
данному
обособленным приложением,
Написать
антонимы
сочинение
определённую
о
художник
препинания.
2. Выпишите прилагательное с Н или страдатеьное причастие с НН
3.Выпишите предложение с причастным оборотом, с деепричастным
оборотом,
с однородными членами
предложения.
4. Объсните лексическое значение слов, подберите синонимы к слову,
задания:
подберите
1.
картине
2.
началу.
Утро. Подхожу к окну и … не узнаю улицы. Какое великолепие!
тему:
3.
«Мои
цирке»
Левитан»
«Мне
осень....»
«Осень,
4.
тексту.
Знания, добытые посредством работы с текстом, имеют большое
практическое значение для преподавания русского языка. Такая работа
позволяет учителюсловеснику научить детей читать и понимать текст, более
правильно организовать работу по развитию речи, воспитать учеников
чуткими к красоте и выразительности русского литературного языка, привить
им лингвистическое и эстетическое чутье. Таким образом, учитель сможет
подготовить детей к реальной жизни, к решению жизненных задач
посредством
речи.
Источники:
1 Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. М., 1983.
2 Гореликова М.И., Магомедова Д.М. Лингвистический анализ текста. М.,
1989.
3 Лисоченко Л.В. Лингвистический анализ художественного текста.
1997.
Таганрог,
4 Николина Н.А.
2003
5 Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста, М., 2002.
Филологический анализ текста.
изложениеминиатюру
– М.,
по
Работа с текстом на уроках русского языка
Работа с текстом на уроках русского языка
Работа с текстом на уроках русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.