Работа со словом как инструмент формирования орфографической грамотности
Оценка 4.9

Работа со словом как инструмент формирования орфографической грамотности

Оценка 4.9
Контроль знаний
docx
русский язык
5 кл—9 кл
01.11.2019
Работа со словом как инструмент  формирования орфографической грамотности
Работа со словом как инструмент формирования орфографической грамотности - материал, который могут использовать учителя русского языка и литературы на уроках, где изучается новый материал, на уроках закрепления и обобщения материала. Предлагаются различные словарные диктанты в игровой форме. Материал может быть использован на различных этапах урока.
Работа над словом как инструмент формирования орфографической грамотности.docx
Работа над словом как инструмент формирования орфографической грамотности Писать   без   ошибок,   уметь   обосновать   правильное   написание,   видеть   опознавательные признаки орфограммы и условия её выбора ­ задача не из лёгких. Ведь не секрет, что у пятиклассников очень разный уровень подготовки, что интерес к русскому языку как к учебному предмету либо снижен, либо отсутствует вовсе. Часто сами ученики не очень­то верят в возможность повышения грамотности, и успешность процесса обучения на уроках русского   языка   при   работе   над   орфограммами   зачастую   оставляет   желать   лучшего. Особенно   трудно   дается   такая   работа   со   слабыми   учениками,   которым   свойственно рассеянное внимание, неумение вдумчиво и сосредоточенно трудиться. Такие ребята, как правило, не имеют достаточных знаний, а если и имеют, так не могут применить их на практике, не владеют необходимыми для учебной деятельности приемами классификации, сравнения, сопоставления, анализа, отбора. Кроме того, их обычно отличает низкий темп усвоения знаний, и поэтому формирование навыков требует дополнительного времени и дифференцированного подхода. Как быть? Как всё же поддержать уверенность в детях, помочь создать ситуацию успеха и не потерять в будущем возможные баллы при оценивании работ на ОГЭ и ЕГЭ? Итак, с чего начинать работу в 5 классе? С игры. Игровые   моменты   на   уроках   бывают   просто   необходимы,   поскольку   дети   младшего школьного   и   подросткового   возраста   испытывают   большую   потребность   в   игре.   Игра обеспечивает заинтересованное восприятие учащимися учебного материала, активизирует деятельность   детей,   содействует   развитию   воли,   памяти,   мышления.   Игра   —   это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.  Слайд 1 Словарный диктант с элементами игры.  Словарный диктант можно оживить с помощью игры “Зоркий глаз”. Объявляется конкурс на самого зоркого. Кто зайдет в тексте словарного диктанта самое большое количество орфограмм? Игра “Я работаю волшебником” не только пробуждает интерес к работе, но и формирует  умение применять полученные знания в новых ситуациях. Например: Преврати имена нарицательные в имена собственные: река Сестра­( близкая родственница­ сестра). Птица орел— (город Орел). Цветок роза— (девочка Роза). Воздушный шарик — (собака  Шарик). Плодородная земля­— (планета Земля).  Слайд 2 Игра “Помоги исправить ошибки!”. ­ Ребята, всегда встречаются ученики, которые делают ошибки, при этом вроде бы знают  правила и пытаются объяснить написание слов. Послушайте, с какими объяснениями мне  пришлось сталкиваться. Например: 1. В слове вьюга напишу твердый знак, так как после приставки в­перед гласной ю, которой начинается корень юг, пишется твердый знак. Согласны ли вы? 2. В слове долина напишу гласную а. “Проверочное слово даль”. Правильно ли это? В. Не был напишу слитно. Это слово можно заменить синонимом без не — отсутствовал. Правильно? Слайд 3 Игра “Справочное бюро” способствует воспитанию навыков работы со словарем. Чтобы орфографический   словарь   стал   настольной   книгой   учащихся,   необходима   тренировка. Игра оживляет работу, разнообразит ее. Словарный диктант проводится в виде соревнования: кто быстрее найдет “адрес” слова в орфографическом   словаре   и   объяснит,   как   это   слово   написать.   Такая   работа   обычно проводится   со   словами,   не   регулируемыми   правилами   (содержащими   непроверяемые гласные и согласные в корне слова; удвоенные согласные:  винегрет, тротуар, бинокль, обаяние,   внимание,   трибуна,   прийти,   электрификация,   поливитамины,   кофта, одноклассники, футбол, хоккей, рассчитать). Слайд 4 Игра “Угадайка” помогает учащимся усваивать опознавательные признаки орфограмм, различать орфограммы по их отличительным признакам. Проводить словарный диктант на основе   игры   “Угадайка”   можно   несколькими   способами:   1)   учитель   называет опознавательные признаки орфограмм, дети узнают орфограммы и называют слова с ними, затем эти слова записываются в тетрадь; 2) учитель диктует слова,  дети   записывают   их,   обозначают   орфограммы;   после   проверки   учитель   называет опознавательные   признаки   орфограммы,   а   дети   находят   в   диктанте   слово   с   описанной орфограммой и объясняют написание.  Слайд 5 Например:  1. Орфограмма находится в окончании после буквы, обозначающей шипящий звук.  Выбор зависит от места ударения в слове. 2. Орфограмма находится в приставке. Выбор зависит от того, какой звук (звонкий  или глухой) обозначает первая буква корня. 3. Орфограмма находится в корне с чередующимися гласными (безударная). Выбор  зависит от того, оканчивается ли корень на ст и щ. 4. Орфограмма находится на конце слова после шипящей. Выбор написания того, к  какому склонению относится существительное. Слайд 6 Словарный   диктант   может   проводиться   на   основе   загадок.   Ученики   должны   разгадать загадку и записать ответ, обозначив орфограмму. Например: тема “Правописание гласных после шипящих и ц”. Костяная спинка,  Жесткая щетинка.  С мятной пастой дружит,  Нам усердно служит. (Зубная щетка.) По пригоркам, по равнинам  Я веду свою машину.  Я люблю дорог простор,  А зовут меня... (Шофер.) Чтобы организовать продуктивную деятельность учащихся, необходимо работать с ними индивидуально, используя те формы деятельности, которые активизируют познавательные способности учащихся, помогают детям овладеть учебными действиями. Словарный   диктант,   бесспорно,   та   форма   обучения,   с   помощью   которой   можно организовать   индивидуальную   работу   со   слабыми   учащимися,   а   также   разнообразить приемы обучения в целом классе. Слайд 7 Остановлюсь прежде всего на г р а ф и ч е с к о м диктанте. Подобная работа экономит время,   даже   если   остается   на   уроке   3­4   минуты,   можно   вполне   успеть   провести графический диктант. Лучше всего давать его при закреплении определенной темы, на стадии рефлексии или при повторении. Я его организовываю так: ребята записывают в строчку цифры (обычно от 1 до 15), дальше диктуются слова, под цифрой прописывается буква, где “спряталась” орфограмма. Например, работаем над правилом “ Правописание ь и ъ”: вьюга, бьют, подъезд, субъект, объективный, разолью, соловьи, въедливый и т.д.  Запись получится такой: 1 2 3 4 5 6 7 8 Ь Ь Ъ Ъ Ъ Ь Ь Ъ Когда проверяем работу, активны все: один называет букву, с ним соглашаются или не соглашаются остальные (подняли руку или нет), другой при необходимости ссылается на правило,   которым   воспользовался.   Моим   ученикам   нравится   такая   работа,   она активизирует,   заставляет   размышлять,   спорить,   особенно   если   к   указанным   словам добавить лишние, например, сэкономить, сузить, двухэтажный. Слайд 8 Словарный диктант “с подсказкой” Как   показывает   практика,   нередко   учащиеся,   в   общем­то   зная   правило,   бывают   не   в состоянии применить его, так как путают последовательность мыслительных операций, упускают какие­то условия действия правила. Как быть? Во­первых, нужно отработать состав слова. Ученик должен понимать, из каких морфем может состоять слово и каким образом   происходит   образование   слов.   Во­вторых,   необходимо   направлять   работу учащихся. Такую роль и выполняет “подсказка” при словарном диктанте. При проведении подобной работы учитель сам дает учащимся часть условий действия орфографического правила. Что же касается главного условия, основной операции, то ее учащиеся выполняют самостоятельно, выбирая нужную орфограмму. Вот как проводится такой диктант. Учитель   называет   слово,   указывает,   в   какой   именно   морфеме   находится   орфограмма, называет   ряд   опознавательных   признаков   орфограммы.   Учащиеся   записывают   слово   с пропущенной орфограммой. Затем школьники самостоятельно выполняют самую важную операцию — вставляют в слово орфограмму. Например: Шалашом.  “Орфограмма находится в окончании существительного после шипящей. Мы должны решить, что писать — о или е. Написание гласной зависит от того, находится ли гласная   под   ударением   или   в   безударном   положении.   Поставьте   ударение   и   вставьте орфограмму”. Неширокая (река). “Вам надо решить, слитно или раздельно писать не с прилагательным. Чтобы   правильно   выбрать   написание,   есть   ли   здесь противопоставление с союзом а или слова вовсе не, далеко не, совсем не”.    следует   определить, Естественно,   что   рассматриваемая   форма   работы   используется   только   с   наименее подготовленными детьми и объем подсказки зависит от уровня подготовки учащихся. Слайд 9 Словарный   диктант   с   грамматическими   заданиями.  В   связи   с   тем,   что   основным принципом русской орфографии является морфологический принцип, орфографическая грамотность учащихся зависит от их конкретных знаний в области грамматики. Поэтому формирование   орфографических   навыков   должно   проходить   в   тесной   связи   с формированием   грамматических   навыков.   Словарные   диктанты   с   грамматическими заданиями   содействуют   формированию   орфографических   навыков   на   грамматической основе. Грамматическое задание, которое учащимся предлагается выполнить в процессе словарного   диктанта,   является   для   них   путеводной   нитью,   помогающей   выбрать правильное написание. Пример: 1) Из­за туч, ветошь, пейзаж (определить род и склонение сущ.). 2) К лекции, к аллее, в расписании, в ущелье (определить падеж, написать рядом со словом его начальную форму). 3)  Колышет, стелет, дышит  (определить спряжение глагола, выделить окончания). 4) Расстроить,   восходящий,   безвкусный  (выделить   приставку   и   корень,   определить,   с глухого или звонкого начинается корень). 5)  Не мог, не хочу, не был  (определить части речи). Следующие виды работ, на которых хотелось бы остановиться, рассчитаны, безусловно, на учеников, чьи знания и умения в основном сформированы, учебные действия отработаны и позволяют включиться в активную деятельность. Слайд 10 Словарный   диктант   с   продолжением.  Одним   из   важнейших   условий   успешного овладения навыками правильного письма является орфографическая зоркость учащихся. Навык   видеть   и   классифицировать   орфограммы   формируется   в   процессе   длительных тренировок.   Одной   из   форм   работы   по   формированию   орфографической   зоркости   и является предлагаемый диктант. Учащиеся в столбик записывают диктуемые слова. Затем диктант проверяется, учащиеся обозначают   орфограммы.   Затем   следует   самодиктант:   к   каждому   слову   словарного диктанта дети придумывают и записывают рядом слово с той же орфограммой. Например: Станция — акация. Шепот — решетка. Крыжовник — шорох. Подъезд — съел. Вьюга ­ бьет.  Слайд 11 Лингвистический словарный диктант. Задание такое: запиши ответ одним словом.        лицо, управляющее оркестром; кондитерское изделие­застывшая масса какао с сахаром или напиток из него; тонкая веревка; цвет сажи, угля; танец с частым, дробным постукиванием; стержень для чистки стрелкового оружия;  мелкий огурец;    пестрая клетчатая ткань; цвет песка, золота; дорога с твердым покрытием;  мелкая консервированная рыбка; В чем особенность написания этих слов? Попробуйте составить свой словарно­смысловой  диктант на это (другое) правило. Слайд 12 Составь диктант на тему… Этот словарный диктант составляется дома и проводится в классе: “автор” диктует, два ученика у доски записывают по очереди диктуемые слова, класс записывает, потом сами же ребята и проверяют. К составлению диктанта ученики относятся очень серьезно: побыть в роли учителя хочется всем!  Слайд 13 Составь “несуществующий” словарь (замечательная работа для формирования метапредметных УУД!) Это творческая работа, она развивает творческие способности детей в создании  несуществующих словарей. Тематика может быть самая разнообразная:  1) лигвистический (географический; биологический; математический) словарь;  2) словарь моих любимых слов;  3) словарь самых главных (важных) слов;  4) спортивный словарь;  5) школьный словарь;  6) словарь добрых слов;  7) словарь вежливых слов;  8) словарь весны (лета, осени, зимы). В   заключение   следует   сказать,   что   разнообразие   форм   словарного   диктанта   и   хорошо организованная   работа   со   словом   помогает   обогащать   словарный   запас   учащихся, вырабатывать   орфографическую   грамотность,   развивать   речь   школьников,   а   в   целом способствует повышению языковой культуры, формируя у ребёнка внимание, уважение и любовь   к   родному   языку.   Систематическая,   направленная   на   мотивацию   обучения   и создание ситуации успеха словарная работа не только способствует перерастанию знаний и умений в области орфографии в прочные навыки, но и предотвращает снижение интереса к работе, вносит в уроки элементы новизны, формирует универсальные учебные действия.

Работа со словом как инструмент формирования орфографической грамотности

Работа со словом как инструмент  формирования орфографической грамотности

Работа со словом как инструмент формирования орфографической грамотности

Работа со словом как инструмент  формирования орфографической грамотности

Работа со словом как инструмент формирования орфографической грамотности

Работа со словом как инструмент  формирования орфографической грамотности

Работа со словом как инструмент формирования орфографической грамотности

Работа со словом как инструмент  формирования орфографической грамотности

Работа со словом как инструмент формирования орфографической грамотности

Работа со словом как инструмент  формирования орфографической грамотности

Работа со словом как инструмент формирования орфографической грамотности

Работа со словом как инструмент  формирования орфографической грамотности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.11.2019