ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»
Буклет из серии: «Пропаганда энергоэффективности»
Как правильно
выбрать игрушку!
Творческая работа Журавлева Евгения и Поляковой Нины, 2 класс
Руководитель: Птюшкина Галина Николаевна, педагог дополнительного образования ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»
Санкт-Петербург
2017
Художественное оформление:
Птюшкина Татьяна Владимировна, студентка 4 курса РГПУ им. А. И. Герцена
При составлении буклета были использованы материалы из следующих источников:
Асадчева М. Мусора. Больше. Нет / Марина Асадчева. – URL: http://centrecon.ru/news/511.
Как спасти климат: стань участником энергетической революции / Гринпис России. – М., 31 с.
Успенская Е. А. Справочник для посланников климата. Пособие для проведения занятий / Е. А. Успенская, О. Н. Сенова. – СПбРЭО «Друзья Балтики», ООО «Экоцентрум» - СПб, 2016. – 48 с.
Федоров А. В. Экологически дружественные решения в нашей жизни: Советы для каждого / А. В. Федоров, О. Н. Сенова. – СПб, 2014. – 88 с.
Энергосбережение для школьников. Методическое пособие. – СПб ГБУ «ЦЕНТР ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ». – 19 с.
Энергия и Окружающая среда. Учебное пособие для средней школы. – СПб, 2008. – 88 с.
От авторов:
Многие научились видеть взаимосвязь между причинами (деятельность человека) и последствиями (изменение климата) глобального потепления; но не все понимают, что одним из наиболее дешевых, практичных и безопасных способов справиться с проблемами роста энергопотребления является способ сохранения энергии.
Мы много слышали о том, что нужно экономить электроэнергию, принимали участие в проектах по энергосбережению, знаем о простейших способах сокращения потребления электроэнергии. Мы замечаем, что у многих школьников отсутствуют более или менее четкие представления о том, зачем нужно экономить электроэнергию.
Мальчишки и девчонки, а также родители!
помните о том, что энергосбережение необходимо, иначе мы очень скоро – примерно через несколько десятков лет - исчерпаем весь мировой запас угля и нефти, которые используются для выработки электроэнергии.
Однажды пошли Женя и Нина со своими семьями погулять по берегу Финского залива.
Папы и мамы играли с младшими детьми, а Женя с Ниной собирали ракушки и камешки
для поделок.
- Нина, смотри какой необычный камешек я нашёл, с дырочкой!
Камень, как камень, только дырочка сквозная, даже травинку через камешек можно продеть.
Рассматривают дети камешек, играют с травинкой, вдруг слышат: голос с моря доносится…
- Не простой это камешек, дети! Этот волшебный камешек поможет сохранить климат на планете!
И тогда, возможно, у меня появятся детёныши. Я мечтаю иметь малыша, смотрите, как счастливы ваши
родители …
Оглянулись дети. Да это нерпа балтийская говорит с ними человеческим голосом! Они-то хорошо
знают нерпу, недавно участвовали п проекте по сохранению нерп.
Не испугались дети, подошли к воде поближе, решились спросить у нерпы:
- Это волшебный камешек? А что в нём волшебного?
- Зачем климат сохранять? Разве климат погибает?
- Почему же у тебя нет детёнышей? Причём здесь климат?
- Климат меняется, и все живые существа страдают от дискомфорта. Мы живем в Балтийском регионе. По прогнозам специалистов, средняя температура Балтийского моря к 2080 году повысится примерно на три градуса. Изменение климата воздействует на видовой состав моря. Некоторые считают, что виды вымирают сами по себе – это естественный процесс. Однако это не так: одним из примеров этого служим мы, нерпы.
Мамы – балтийские кольчатые нерпы – приносят потомство и выращивают своих детёнышей на льду. Из снега и льда мы строим логовища со стабильной температурой внутри, где прячем своих малышей, пока сами охотимся под водой. Но из-за изменения климата не все зимы бывают холодными и снежными. Тогда лед образуется слабый, из которого построить убежища нам не удается. Без логовищ наши малыши не защищены от ветра и осадков, и гибнут от переохлаждения и хищников.
Отвечает им нерпа:
Балтийских кольчатых нерп в Финском заливе осталось не более двухсот. Если вы срочно не предпримите меры, мы исчезнем навсегда!
- Ну мы же маленькие! Какие меры мы можем предпринимать. Как мы поможем сохранить климат?
- Вам поможет камешек. Ты, Женя, нашёл камешек: привяжешь его к верёвочке, оденешь на шею, и
будешь всегда носить с собой. Камешек подскажет тебе, правильные ли решения ты принимаешь, когда
выполняешь какие-то действия. Ты научишься делать правильный выбор и научишь свою семью, своих друзей!
А камешек тебе поможет: если ты примешь неправильное решение, камешек станет нагреваться, и ты
почувствуешь, как планете становится жарко от усиления парникового эффекта, и обязательно найдёшь верное
решение. И помните, дети, нас осталось в заливе меньше двухсот! Прощайте….
Нерпа уплыла. Дети притихли, задумались. Смотрели на волшебный камешек, пока родители не позвали их:
- Нина, Женя, пора домой! Скоро опять увидитесь: поедем вместе в торговый центр выбирать игрушки малышам ко дню рождения!
Дома дети изучили литературу по теме изменения климата и пришли к выводу, что этот процесс обратим.
И поняли, что делать, чтобы сохранить нерп и климат на нашей планете. Оказывается, климат Земли во много зависит от количества углекислого газа в атмосфере, который задерживает инфракрасное излучение у Земли. Если этого не происходило бы, то всё тепло от Земли ушло в космос и на Земле наступил бы ледяной холод. Поэтому говорят, что углекислый газ создаёт парниковый эффект. Учёные полагают, что парниковый эффект усиливается, поскольку в атмосферу выбрасывается все больше газов.
По мнению учёных, изменения климата происходят главным образом из-за того, что на Земле используется очень много энергии. Те источники энергии, которые мы используем – нефть, уголь, газ – очень сильно загрязняют окружающую среду.
Если мы будем меньше использовать энергии, мы уменьшим выбросы углекислого газа и других парниковых газов. На первый взгляд, всё очень просто: чем экономнее мы будем использовать энергию, тем меньше будут работать электростанции, и меньше вредных выбросов окажется в
атмосфере.
Наше поведение – это и есть потребление электроэнергии и ресурсов, будь то покупка товаров или использование воды, или организация путешествия: на всё это нужно потратить электроэнергию и ресурсы.
Итак, настал день поездки за игрушками! Женя помнит, что теперь он в ответе за потребление энергии: проверил, весь ли свет выключили перед выходом из квартиры, не капают ли краны: ведь на очистку, нагрев и доставку воды тратится энергия, не оставили ли электроприборы в режиме ожидания?! Все в порядке, побежал Женя к машине. Но почему камешек вдруг стал теплым? Даже горячо становится! Вот и Нина с семьей подошла к своей машине…
- Нина, иди скорей сюда! Дотронься до камешка: он совсем горячий. Видно, что-то мы не так делаем. Я и свет проверил, и воду…
- И я тоже.
Родители увидели, что дети расстроены, стали расспрашивать, что случилось. Рассказали дети, что решили участвовать в сохранении климата на планете, и про волшебный камешек рассказали, и о проблеме кольчатой нерпы. Удивились родители, не поверили в волшебный камешек, но идея детей показалась им очень достойной. Дотронулись все до горячего волшебного камешка, и призадумались: как решить проблему. И тут Женина мама говорит:
- А я знаю, что нужно делать. Давайте в магазин пешком отправимся. Все вместе прогуляемся в ближайший специализированный магазин детских товаров, потому что транспорт производит огромный объем парниковых газов и вносит существенный вклад в глобальное изменение климата. А на добычу нефти и производство топлива для автомобиля расходуется много энергии. А мы заодно сэкономим деньги на заправке автомобиля.
Заметила мама, как повеселели Женя с Ниной, и предложила по дороге в магазин подумать и найти как можно больше экологических решений при покупке игрушек, чтобы ущерб окружающей среде был минимален.
Всю дорогу вместе думали, как уменьшить энергопотребление, выбросы парниковых газов и замедлить изменение климата при покупке игрушек, и придумали.
Вот совместный план.
Постараемся выбрать игрушки местных производителей, ведь для их перевозки используется меньше топлива и поэтому меньше энергии расходуется, и производится меньше выбросов.
Обязательно возьмем с собой многоразовую сумку из полиэстера, чтобы не покупать пластиковые пакеты. При ежедневном использовании одна такая сумка прослужит от трёх до пяти лет и заменит несколько тысяч пакетов, нетоксична при горении и разложении, рекомендована к вторичной переработке. В среднем, мы используем пакет в течение 20 минут. Время его полезного действия на этом заканчивается, но на производство пакета тратится огромное количество энергии.
Рано или поздно любая игрушка придет в негодность, и ее нужно будет утилизировать. И здесь важно, чтобы игрушка либо могла быть вторично переработана, либо на полигоне со временем разложилась бы на безопасные для природы компоненты.
Поэтому обратим внимание, из какого материала сделана игрушка. Биоразлагаемыми можно считать игрушки из дерева, натуральных тканей, натуральных каучука, латекса, из бумаги и картона (в России нет производства игрушек из латекса и каучуку, и нет сырья для них: эти игрушки привозят к нам из других стран, а значит, у них будет большой транспортный и энергетический след). Поддаются вторичной переработке игрушки из маркированного пластика:1 (PET); 2 (HDPE); 5 (PP), из металла.
Важно выбрать игрушку, которая прослужит как можно дольше, поэтому при покупке нужно оценить внешне и на ощупь насколько прочная игрушка.
Долговечность игрушки во многом зависит от хозяев игрушки. Нужно приучать ребенка бережно и аккуратно относиться к игрушкам. Если взрослые будут сами чинить игрушки, чинить их вместе с ребенком, то продлят жизнь игрушкам и привьют ребенку бережное отношение к ним. И не придется расходовать энергию на производство таких же игрушек.
Можно найти новое применение старым игрушкам, или обменяться игрушками с другой семьей.
Изменение климата – очень серьезная проблема, требующая решительных действий. Каждый из нас может что-то сделать для сохранения климата. Семьи Жени и Нины научились жить по новым правилам. И никогда больше волшебный камешек не становился горячим. А если слегка нагревался, дети старались всем знакомым рассказать о проблеме изменения климата и энергосбережении, чтобы каждый понимал, что мы живем на одной планете и каждый в ответе за климат на планете.
А кто не верит, что все на самом деле было так и было, погуляйте по берегу Финского залива, поищите волшебный камешек.
Мы предлагаем всем попробовать жить по нашим правилам.
Нужно начать с себя. А вы готовы начать с себя?!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.