Раздаточный материал по роману Гончарова "Обломов", 10 класс
Оценка 4.6

Раздаточный материал по роману Гончарова "Обломов", 10 класс

Оценка 4.6
Карточки-задания
doc
русская литература
10 кл
16.01.2017
Раздаточный материал по роману Гончарова "Обломов", 10 класс
Раздаточный материал представляет собой карточки, всего 17 разных вариантов. Каждая карточка содержит цитату из критических статей о романе "Обломов" разных авторов, а также несколько вопросов к приведенной цитате, требующих обоснованных ответов с применением знания текста романа. Данный материал может быть использован как в процессе работы над романом, так и для проведения итоговой письменной работыКарточки-задания по роману Гончарова "Обломов", 10 класс
Обломов.doc
«Обломов»   Головной,   рассудочной, №1 «Высшие стремления его (Обломова) ума и сердца…не замерли; человеческие чувства не   очерствели:   они   как   будто   заплыли   жиром,   но   сохранились   в   своей   первобытной чистоте…Обломов сохранил чистоту и свежесть чувства, характеризующую ребенка, но эта свежесть  бесполезна и  для него, и для  других.  На подобные  личности  должно, по нашему мнению, смотреть как на жалкие, но неизбежные явления переходной эпохи; они стоят на рубеже двух жизней: старорусской и европейской, и не могут шагнуть решительно из одной в другую. В этом драматичность их положения».          Согласны   ли   вы   с   мнением   Писарева?   Ответ   обосновать.   А   что   думаете   об Обломове вы? В чем, по­вашему, его главная трагедия? И нужно ли жалеть таких людей? №2  «Если Штольц – антипод Обломова, то Пшеницына в такой же степени – антипод Ольги.   экспериментальной   любви   «новой»   женщины противопоставлена в лице Пшеницыной традиционная, душевно­сердечная, не управляемая никакой внешней идеей любовь, о которой можно сказать, что она стара как мир».          ­Согласны ли вы с мнением критика Ю.Лощица? Прокомментируйте эпитеты, которыми  он определяет  любовь  Ольги и Пшеницыной. С какими вы согласны,  а с какими – нет? Как вы относитесь к этим героиням? №3  «Рабство так переплетается с барством Обломова, так как они взаимно проникают друг в друга, что, кажется, нет ни малейшей возможности провести между ними границу. Это нравственное рабство Обломова составляет едва ли не самую любопытную сторону его личности и всей его истории. Вся жизнь этого барина убита тем, что он постоянно остается рабом   чужой   воли   и   никогда   не   возвышается   до   того,   чтобы   проявить   какую­нибудь самобытность.   Он   раб   каждой   женщины,   каждого   встречного,   каждого   мошенника, который захочет взять над ним волю. Он раб своего Захара, и трудно решить, который из них более подчиняется власти другого… Отчего это? Да все оттого…»          ­Попробуйте дать ответ за Н.Добролюбова. Согласны ли вы с такой оценкой Обломова? Ответ обоснуйте. А что вам нравится и не нравится в Обломове? №4   «Штольц – человек деятельный, все о чем­то хлопочет, бегает, приобретает, говорит, что жить – значит трудиться. Но что он делает, и как он ухитряется делать что­нибудь порядочное там, где другие ничего не могут сделать,­ это для нас остается тайной. Штольц не дорос еще до идеала общественного русского деятеля…Он не тот человек, который сумеет, на языке, понятном для русской души, сказать нам всемогущее слово «вперед!».       ­Согласны ли вы с мнением Н.Добролюбова? Что думаете о Штольце вы? Что в нем понятно, что – нет? Ответ обосновать. №5     «Обломов дорог нам как человек своего края и своего времени, как незлобивый и нежный ребенок, способный, при иных обстоятельствах жизни и ином развитии, на дела истинной любви и милосердия. Он дорог нам как самостоятельная и чистая натура…,по тысяче корней с нашей родной почвой. И, наконец, он любезен нам, как чудак, который в нашу   эпоху   себялюбия   и   неправды   мирно   покончил   свой   век,   не   обидевши   ни   одного человека,   не  обманувши  ни  одного  человека   и  не  научивши  ни  одного  человека  чему­ нибудь скверному.»          ­Согласны ли вы с мнением критика А.Дружинина? Чем вам нравится и чем не нравится Обломов? Ответ обосновать. №6    Н.Добролюбов:   «…спокойное,   беспристрастное   отношение   к   изображаемым предметам,   большая   отчетливость   в   очертании   даже   мелочных   подробностей…   Его творчество   спокойно,   трезво,   беспристрастно.»     Д.Писарев:   «В   душе   Гончарова   жизнь рисуется   невозмутимо   ясно,   как   мельчайшие   былинки   и   далекие   звезды   отражаются   в лесном роднике. Трезвость. Простота и здоровье могучего таланта…» Д.Мережковский: ­Подтвердите   текстом   романа   эти   слова   Обломова,   укажите   черты «Гончарова нельзя назвать писателем объективным. В свои романы он свою натуру перенес всецело и нисколько не отрешился от себя, когда живописал других. Мы слишком ясно видим, кого и что Гончаров любит, кому он отказывает в своей симпатии».      ­С чьей точкой зрения вы согласны? В чем? С чем не согласны? Ответ обосновать? Чем интересен роман Гончарова вам? №7  Чем вам запомнился Захар? Какие отрицательные и положительные черты вы видите в нем? Согласны ли вы с критиками, утверждающими, что Захар и Обломов сродни друг другу, что Захар тоже заражен обломовщиной ( если да – то в чем это проявляется)? Критик А.Рыбаков пишет, что «Захар необходим в романе, без него картина обломовщины была бы неполной». Согласны ли вы с этим? Почему Захару уделяется так много места в романе?. Все ответы обосновывайте, опираясь на текст романа. №8  Критики единодушно сходятся в том, что Обломов окружен обломовцами, порой даже бОльшими, чем он сам. «Да я ли один? – говорит он Штольцу,­ Смотри: Михайлов, Петров, Семенов, Алексеев, Степанов… не пересчитаешь: наше имя – легион!»   обломовщины в его знакомых, включая и Тарантьева. №9   «Гончаров посягнул вложить в своего героя слабости и недуги всякого человека, каждого   из   нас,   слабости   извиняемые,   малоизвиняемые,   и   неизвиняемые.   И   поэтому Обломов трогает, беспокоит, тревожит всякого человека.»          ­ Согласны ли вы с мнением критика Ю.Лощица?   За какие слабости Обломова можно извинить, а за какие –    нет? Чем он трогает, беспокоит, тревожит? Все ответы обосновывайте, опираясь на текст романа. №10   А.Дружинин: « «Сон Обломова»…разумно опоэтизировал всё лицо героя, но еще тысячью невидимых скреп связал его с сердцем каждого русского читателя. …светлый по смыслу, в нем заключенному, он поясняет и просветляет то типическое лицо, в котором сосредоточивается интерес всего романа». А.Григорьев: «…до мелких оттенков в «Сне» создается знакомый вам с детства быт, мир тишины и невозмутимого спокойствия…Автор становится   истинным   поэтом..   комически   наивным,…   и   глубоко   трогательным…и истинным психологом,…и объективным художником».           ­Прокомментируйте   высказывания   критиков,   докажите   или   опровергните   их мнения, опираясь на текст «Сна Обломова». №11   «Штольц   –   это   машина,   методически   работающая.   Он   напичкан   добродетелями, чтобы во всем покрасоваться перед Обломовым, во всех случаях быть «на высоте». Но цельного   характера,   его   души   мы   не   видим.   Он   деятелен,   в   меру   цивилизован,   знает рациональные принципы хозяйства, даже ценит Бетховена, но никогда не увлечен. Всё для него – средство, а не цель. Трудится ради самого труда, а высшего идеала он не имел…На высокой ступени своей жизни оказался тем же Обломовым…»           ­Согласны   ли   вы   с   мнением   критика   Я.Кулешова?   Ответ   обосновать.   А   что думаете о Штольце вы? Чем он нравится и не нравится? Почему? №12    «…что такое обломовское существование, как не обломок некогда полноценной и всеохватной   жизни?  И  что  такое   Обломовка,  как   не  всеми   забытый,  чудом  уцелевший «блаженный   уголок»   ­   обломок   Эдема?   Здешним   обитателям   обломилось   доедать археологический   обломок,   кусок   громадного   когда­то   пирога.   Вспомним,   что   пирог   в народном мировоззрении – один из наиболее наглядных символов счастливой, изобильной, благодатной жизни…»          ­Согласны   ли   вы   с   таким   истолкованием   Ю.Лощица   смысла   фамилии   героя романа? А как ее понимаете вы? И почему героя зовут Илья? Все ответы обосновать. №13  «Сочувствовать таким личностям нельзя. Потому что они тяготят и себя, и общество; презирать их безусловно тоже нельзя; в них слишком много истинно человеческого, и сами они слишком много страдают от несовершенства своей природы. На подобные личности должно, по нашему мнению, смотреть как на жалкие, но неизбежные явления переходной эпохи…»          ­Согласны ли вы с мнением Д.Писарева в оценке Обломова? Как к этому герою относитесь вы, какие чувства он вызывает у вас? Все ответы обосновать текстом. №14   «Сам Илья Ильич утрированная фигура, не так уж крупен, чтобы из­за него стоило писать   целую   книгу.   Обрюзглый   лентяй,   каких   много,   натура   не   сложная,   дюжинная, мелкая; возводить сию персону в общественный тип – это дань не по чину. Я спрашиваю себя: если бы Обломов не был лентяем, то чем бы он был? И отвечаю: ничем. А коли так, то пусть себе дрыхнет».          ­   В   чем   вы   согласны,   а   в   чем   нет   с   А.Чеховым   в   оценке   Обломова?   Какие отрицательные и положительные черты видите в Обломове вы? Ответы обосновать текстом. №15   «История о том, как лежит и спит добряк­ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его – не Бог весть какая важная история. Но в ней отразилась   русская   жизнь…,   в   ней   сказалось   новое   слово   нашего   общественного развития… Слово это –  обломовщина; оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни…»      ­Как вы думаете, какие  явления русской жизни имеет в виду Н.Добролюбов? Как понимаете это слово вы? Ответы обосновать. №16    «Нехорошо   той   земле,   где   нет   добрых   и   неспособных   на   зло   чудаков   вроде Обломова! …Такие люди иногда смешны, иногда вредны, но очень часто симпатичны и даже  разумны…Русская   обломовщина,  так, как  она уловлена  г.Гончаровым,  во  многом возбуждает наше негодование, но мы не признаем ее плодом гнилости и растления. В том­ то и заслуга романиста, сто он крепко сцепил все корни обломовщины с почвой народной жизни и поэзии – проявил нам ее мирные и незлобивые стороны, не скрыв ни одного из ее недостатков».        ­ Согласны ли вы с утверждениями А.Дружинина? А как оцениваете Обломова и обломовщину вы? Ответы обосновать текстом романа. №17  «Степень оптимизма писателя лучше всего определяется его отношением к смерти… Обломов   умер   мгновенно;…никто   и   не   видел,   как   он   незаметно   перешел   в   мир   иной. Хозяйка «застала его, так же кротко покоящегося на одре смерти, как на ложе сна…» «Что же стало с Обломовым»­ спрашивает автор.­ Где он? Где? На ближайшем кладбище, под скромной урной, покоится тело его между кустов, в затишье…Кажется сам ангел тишины охраняет сон его». Вот спокойный взгляд на смерть, каким он был в древности, у простых и здоровых людей»          ­   Прокомментируйте   мнение   Д.Мережковского   о   смерти   Обломова.   Как   вы думаете, почему смерть героя не изображена Гончаровым как трагедия? Мог ли у романа быть другой финал? Ответы обосновать текстом романа.

Раздаточный материал по роману Гончарова "Обломов", 10 класс

Раздаточный материал по роману Гончарова "Обломов", 10 класс

Раздаточный материал по роману Гончарова "Обломов", 10 класс

Раздаточный материал по роману Гончарова "Обломов", 10 класс

Раздаточный материал по роману Гончарова "Обломов", 10 класс

Раздаточный материал по роману Гончарова "Обломов", 10 класс
Скачать файл