Раздаточный материал "Политическая карта мира"(10-11 класс, география)
Оценка 4.6

Раздаточный материал "Политическая карта мира"(10-11 класс, география)

Оценка 4.6
Раздаточные материалы
doc
география
10 кл—11 кл
07.03.2018
Раздаточный материал "Политическая карта мира"(10-11 класс, география)
В программе изучения экономической и политической географии мира в десятом (одиннадцатом) классе на первых уроках идёт знакомство с политической картой мира. Предлагаю раздаточный материал для анализа текста и формирования представления учащихся о этапах становления политической системы, классификации современных стран мира..Печатный материал для работы на уроке.
10 КЛАСС.doc
10 КЛАСС. Ход урока СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА. ­Политическая карта мира постоянно меняется. Формирование политической карты  мира ­ процесс длительный. Он отражает ход развития человеческого общества.  Выделяют 5 этапов. 1 этап – древний (до 5 в.н.э.)­ возникновение и крушение первых государств. В этот период формировались,  развивались и распадались многие государства. Наиболее известные из них :Карфаген,  Древняя Греция, Древний Рим, Древний Египет. Главным средством изменений на  политической карте мира являлись войны. 2 этап – средневековый (5­16 вв.) –возникновение крупных феодальных государств в Европе и Азии. Складывался  внутренний и внешний рынок. В этот период существовали такие государства, как  Священная Римская империя, Киевская Русь, Персия, Китай, Англия, Испания,  Византия, Делийский султанат и др. крупные изменения на политической карте мира  того времени проявились в эпоху Великих географических открытий. В 20­х годах XX  века Португалия захватила территории на африканском континенте: Азорские острова, Мадейра, Невольничий Берег. Была открыта новая часть света­ Америка, и началась  испанская колонизация Америки. ­ Учитель географии: ­Вспомните кто открыл Америку?(Христофор Колумб) ­ Васко да Гама открыл новый морской путь в Индию вокруг Африки. Фернан  Магеллан совершил первое кругосветное плавание (1519­1522 гг.) ­ Учитель истории: ­По Тордесильясскому договору весь мир был поделен между сильнейшему в ту пору  государствами ­ Испанией и Португалией. 3 этап ­ новый (XVII­ XIXвв.) эпоха зарождения и утверждения капиталистических  отношений в мире. Европейские страны становятся крупными метрополиями,  оказывающими влияние на весь мир. С развитием мануфактурного производства  Испанию и Португалию потеснили Англия, Франция,Нидерланды, Германия. Это было  время Крупных колониальных захватов европейцами территорий в Америке, Азии,  Африке. К началу XX века раздел мира оказался завершенным. Возможен был лишь его насильственный передел. 4 этап – новейший – формирование политической карты мира связано с 1­ой и 20ой мировыми войнами (1­ я половина XX –го века), а с образованием социалистических государств и распадом  колониальной системы. Изменились границы многих государств. Одни страны  увеличили свою территорию (Франция, Дания, Румыния), а другие государства  потеряли часть территории. Например, Германия, проиграв войну, потеряла часть  территории– Эльзас и Лотарингию, все свои колонии в Африке и Океании. Распалась  крупная Австро­Венгрия, и образовались новые независимые государства: Венгрия,  Австрия, Чехословакия, Королевство сербов, хорватов и словенцев. Произошел раздел  Османской империи. 5 этап ­ современный После второй мировой войны на месте бывшей Германии образовалось два государства – ФРГ и ГДР. Появились новые социалистические государства в Восточной Европе, в  Азии и Латинской Америке (Куба).  Пятый этап включает в себя возникновение социалистической системы, образование  независимых государств в Азии (в 40­50­е годы XX в.),образование независимых  государств в Африке(60­70­е годы), крушение социалистической системы,изменение на карте Европы и Азии (80­90­е годы). В XXвек увеличилось стран: во­ первых, по  итогам первой и второй мировой войны; во­вторых, в результате распада колониальной  системы независимости добились 102 страны; в­третьих, в начале 90­х гг. после распада СССР(15 республик),Югославии, Чехословакии. В 90­х годах XX века произошли  качественные изменения на политической карте мира. После распада СССР  большинство республик объединились в СНГ (в Содружество Независимых Государств  не вошли только страны Балтии). Объединились два независимых государства ГДР и  ФРГ. Чехословакия распалась на два независимых государства Чехию и Словакию.  Провозгласили независимость Словения, Босния и Герцеговина, Македония, Сербия и  Черногория, Хорватия. Прекратили свою деятельность Организация Варшавского  Договора и СЭВ. Добились независимости Намибия, Эритрея, Республика Маршалловых островов.  Спорными остаются территории Гибралтара, Фолклендских островов. Если в 1900 году насчитывалось 57 суверенных государств или политически  независимые, то к 2000их стало 193. Учитель географии: ­Страны группируют по разным признакам: ­ по площади (страны­гиганты и страны­карлики); ­ по численности; ­ по географическому положению (приморские, сухопутные, островные,  полуостровные, страны­архипелаги). Задание: на основе политической карты в атласе и “визитной карточки” на форзаце  учебника выпишите в тетрадь:  1. 7 самых больших по площади стран мира (Россия, Канада, Китай , США,  Бразилия, Австралия, Индия) и 5 микрогосударств (Монако, Сан­ Мариино,  Ватикан, Андорра, Лихтенштейн). 2. 10 стран с численностью населения более 100 млн. человек (Китай , Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Россия, Нигерия, Бангладеш, Япония). 3. 5 полуостровных (Италия, Испания, Греция, Саудовская Аравия, Турция, Корея), 5 островных (Шри ­ Ланка, Исландия, Ирландия, Мадагаскар, Куба), 5 стан – архипелагов(Япония, Индонезия, Филиппины, Фиджи, Туамоту). 4. 10 сухопутных государств (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Австрия,  Монголия, Венгрия, Афганистан, Бутан, Лесото, ЦАР, Чад).  Валовой внутренний продукт­ показатель, характеризующий стоимость всей  конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за один год, в долларах США. Граница между развитыми и развивающимися странами проходит по рубежу в  600 долларов на душу населения. По этому признаку в группу развитых стран  переведены: Республика Корея, Сингапур, и Тайвань. Россия формально не дотягивает  до уровня развитых стран. ­ Учитель географии: ­ООН для определения уровня социально­экономического развития страны применяет  ИЧР­ индекс человеческого развития учитывает не только уровень душевых доходов, но и уровень образованности, среднюю продолжительность жизни, экологическую  безопасность, уровень преступности. Страны делятся на развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой. По такому критерию самыми развитыми странами являются Канада, США, Япония,  Швеция, Швейцария,Норвегия, Франция (ИЧР­0,8) Самый низкий уровень ВВП в странах Африки –Сомали, Сьерра­ Леоне и Нигер (ИЧР­  0,5). Россия занимает 67 место. К развитым странам относятся все страны Зарубежной Европы, США, Канада, ЮАР,  Япония, Израиль. Среди развитых стран выделяют страны :  1 подгруппа ­ “Большой семерки” ­ это страны имеющие наиболее высокий экономический потенциал – США, Япония,  Франция, Великобритания, Италия, Канада. ВВП – 20­30 тыс. долларов на душу  населения. 2 подгруппа ­ сюда относятся менее крупные страны Западной Европы, ВВП как в странах“большой  семерки” 3 подгруппа ­ ее образуют страны переселенческого капитализма (доминионы Великобритании) – Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, Израиль. Учитель показывает страны на карте К развивающимся странам относятся около 150стран и территорий в которых  проживает около 3/5мирового населения, в основном это страны Азии, Африки,  Латинской Америки, Океании. Большинство из них были колониями и завоевали  независимость после второй мировой войны. Развивающиеся страны называют “третьим миром”, его подразделяют на шесть подгрупп: 1.Ключевые страны ­ Индия, Мексика, Бразилия.Это лидеры “третьего мира”, обладающие огромным  природным, людским и экономическим потенциалом.Эти страны производят столько  же промышленной продукции, сколько производят все остальные развивающиеся  страны вместе взятые, но душевой показатель ВВП ниже, чем в экономически развитых  странах. В Индии он составляет350 долларов . 2.Страны с душевым показателем ВВП более 1 тыс.долларов (Аргентина, Уругвай, Чили, Венесуэла и др.) 2. Новые индустриальные страны  добившиеся большого скачка в социально­ экономическом развитии в 80­ 90 годах.  Первые НИС это – Сингапур,Республика Корея, Тайвань, Гонконг, Второй эшелон НИС – Малайзия, Таиланд, Индонезия. Эти Страны Азии получили прозвище “азиатские  драконы”. 3. Нефтеэкспортирующие страны которые за счет продажи нефти имеют высокий душевой ВВП(более 10 тыс. долларов). Это страны Юго ­ Западной Азии – Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Иран,ОАЭ. К  этой подгруппе относят и страны Северной Африки ­ Ливию, Алжир, Бруней, и т.д.  4. Классические развивающиеся страны отстающие в своем развитии с душевым ВВП менее 1тыс.долларов в гол. В основном  это страны Африки. 5. Наименее развитые страны (около 40 стран). Их иногда называют “четвертым миром”. В экономике этих стран  преобладает сельское хозяйство, 2/3взрослого населения неграмотно. Среднедушевой  показатель ВВП составляет 100­300 долларов в год.  Страны с переходной экономикой Включение в данную двучленную типологию постсоциалистических стран с переходной экономикой представляет определенные трудности. По своим социально­экономическим показателям большинство стран Восточной  Европы (Польша,Чехия, Венгрия и др.), а также страны Балтии относятся к  экономически развитым. Среди страны СНГ есть и экономически развитые (Россия), и  страны , занимающие как бы промежуточное положение между развитыми и  развивающимися. ­ Также страны различают по форме правления.Существует две формы правления :  республиканская и монархическая . Республика – форма правления,при которой  высшая законодательная власть принадлежит выборному представительному органу–  парламенту, а исполнительная принадлежит правительству. Более 140 стран из всех  стран мира – республики.  Монархическая форма правления менее распространена в мире. Монархиями являются 30стран. Монархия – это такая форма правления, при которой главой государства  считается император,король, султан, эмир, князь, герцог и т.д.Верховная власть  передается по наследству. Закрепление нового материала В контурной карте отметить страны (5 стран),пройденные на уроке. Выполнение  микротеста Домашнее задание: 1. Тема №1 2. Отметить в контурной карте страны, записанные на уроке в тетради или  указанные в учебнике (не менее 30) 3. Знать новые термины, пройденные на уроке 4. Составить кроссворд “Страны мира”

Раздаточный материал "Политическая карта мира"(10-11 класс, география)

Раздаточный материал "Политическая карта мира"(10-11 класс, география)

Раздаточный материал "Политическая карта мира"(10-11 класс, география)

Раздаточный материал "Политическая карта мира"(10-11 класс, география)

Раздаточный материал "Политическая карта мира"(10-11 класс, география)

Раздаточный материал "Политическая карта мира"(10-11 класс, география)

Раздаточный материал "Политическая карта мира"(10-11 класс, география)

Раздаточный материал "Политическая карта мира"(10-11 класс, география)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.03.2018