Разноуровневые задания по теме "Сложноподчинённые предложения".
Оценка 4.9

Разноуровневые задания по теме "Сложноподчинённые предложения".

Оценка 4.9
Карточки-задания
docx
русский язык
9 кл—11 кл
19.07.2023
Разноуровневые задания по теме "Сложноподчинённые предложения".
Задания направлены на формирование умения правильно строить сложные предложения, преобразовывать их в другие конструкции.
Разноуровневые задания по теме Сложноподчинённые предложения..docx

                         Тема: «Сложноподчинённое предложение»
                                                 Карточка № 1
Задание: восстановите сложноподчинённые предложение, выбрав из справочных материалов придаточные определительные; запишите восстановленные предложения, расставляя знаки препинания.

1. Коля вздохнул всей грудью и взглянул в ту сторону…...  . (К. Паустовский)
2. Только дуб…… не сбросил своей листвы. (Е. Носов)
3. Надо поставить свою жизнь в такие условия……  . (А. Чехов)
4. Каждый порыв ветра сыпал на землю сухой снег с таким шумом……  .                  (В. Арсеньев)
5. В той первой комнате, длинной и просторной…….пылали разом три железные печи. (Н. Чуковский)
6. В тот момент …… из реки выставилась голова рыбы. (В. Арсеньев)
7. Грядой волнистою туман встаёт между зубчатых скал……  .                                             (М. Лермонтов)
8. Из лесного оврага…… неслось воркованье диких голубей. (С. Аксаков)
9. Тёплый безветренный день угас. Только далеко на горизонте, в том месте……. Небо ещё рдело багряными полосами. (А. Куприн)
10. Синий бесконечный лес скрывал ту сторону небес……  . (Н. Некрасов)

Справочные материалы:
…что одиноко высился на самом краю леса…;
…куда никто не проникал;
…чтобы труд был необходим;
…точно это был песок;
…откуда подходила гроза;
…на дне которого, тихо журча, бежал маленький родничок…;
…где зашло солнце;
…когда он хотел зачерпнуть котелком воды…;
…куда вошёл Лунин…;
…куда, дневной окончив путь, уходит солнце отдохнуть…

Проверочная карточка № 1.

1. Коля вздохнул всей грудью и взглянул в ту сторону, откуда подходила гроза . (К. Паустовский)
2. Только дуб, откуда подходила гроза,  не сбросил своей листвы. (Е. Носов)
3. Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим . (А. Чехов)
4. Каждый порыв ветра сыпал на землю сухой снег с таким шумом, точно это был песок . (В. Арсеньев)
5. В той первой комнате, длинной и просторной, куда вошёл Лунин, пылали разом три железные печи. (Н. Чуковский)
6. В тот момент, когда он хотел зачерпнуть котелком воды,  из реки выставилась голова рыбы. (В. Арсеньев)
7. Грядой волнистою туман встаёт между зубчатых скал, куда никто не проникал. (М. Лермонтов)
8. Из лесного оврага, на дне которого, тихо журча, бежал маленький родничок, неслось воркованье диких голубей. (С. Аксаков)
9. Тёплый безветренный день угас. Только далеко на горизонте, в том месте, где зашло солнце,  небо ещё рдело багряными полосами. (А. Куприн)
10. Синий бесконечный лес скрывал ту сторону небес, куда, дневной окончив путь, уходит солнце отдохнуть. (Н. Некрасов)

                                                 Карточка № 2
Задание: используя  справочные материалы, восстановите сложноподчинённые предложения, расставив недостающие знаки препинания и подчеркнув в них придаточные определительные волнистой линией.


1. Во всей человеческой жизни нет ни одной минуты……  . (Д. Писарев)
2. Истина – это зеркало……  . (Афоризм)
3. Всё относительно на этом свете, и нет в нём для человека такого положения…….  . (М. Горький)
4. Есть три разряда эгоистов; эгоисты ……; эгоисты……; наконец, эгоисты……  . (И. Тургенев)
5. Жизнь совсем не такая простая и лёгкая штука……  . (Д. Писарев)
6. Люди……прежде всего замечают их в других. (Ф. Бэкон)
7. Каждый день……считайте бесплодным и невозвратно для себя погибшим. (Афоризм)

Справочные материалы:
…отражение которого невыносимо для притворства и лицемерия;
…в который вы не пополнили своего образования хотя маленьким, но новым куском знания;
…в которую было бы позволительно относиться к человеку легкомысленно и беспечно;
…которую можно было бы изучить и постигнуть по наставлениям родителей и по казённым учебникам;
…которые сами живут и дают жить другим;
…которые сами не живут и не дают жить другим;
…хуже которого не могло бы ничего быть;
…у которых весьма много недостатков…;
…которые сами живут и не дают жить другим

Проверочная карточка № 2.

1. Во всей человеческой жизни нет ни одной минуты, в которую было бы позволительно относиться к человеку легкомысленно и беспечно. (Д. Писарев)
2. Истина – это зеркало, отражение которого невыносимо для притворства и лицемерия . (Афоризм)
3. Всё относительно на этом свете, и нет в нём для человека такого положения, хуже которого не могло бы ничего быть. (М. Горький)
4. Есть три разряда эгоистов; эгоисты, которые сами живут и дают жить другим ; эгоисты, которые сами живут и не дают жить другим ; наконец, эгоисты, которые сами не живут и не дают жить другим. (И. Тургенев)
5. Жизнь совсем не такая простая и лёгкая штука, которую можно было бы изучить и постигнуть по наставлениям родителей и по казённым учебникам. (Д. Писарев)
6. Люди, у которых весьма много недостатков, прежде всего замечают их в других. (Ф. Бэкон)
7. Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя маленьким, но новым куском знания, считайте бесплодным и невозвратно для себя погибшим. (Афоризм)


                                                      Карточка № 3
Задание: замените, где возможно, причастные обороты синтаксическими синонимами – придаточными определительными с союзным словом который. Запишите преобразованные предложения.

1. Человека, меняющего свои воззрения из угождения первому встречному, мы признаём дрянным, подлым, не имеющим никаких убеждений.                             (Н. Островский)
2. Трудные уроки, требующие особенно большого усилия, следует делать в первую очередь, на свежую голову.
3. Чтобы хорошенько разглядеть белого медведя, спокойно идущего между торосами по каким-то своим делам, я подношу к глазам бинокль.                             (И. Соколов-Микитов)
4. Взгляд был внимательный, как у осторожного доктора, прописавшего больному новую микстуру и наблюдающего за её действием. (А. Куприн)
5. В отличие от академических словарей того времени, ориентированных на литературный язык, в словарь Даля была включена лексика живой народной речи.
6. Издавна принято искать аналогии цвету уральского малахита, поражающего воображение своими причудливыми узорами. (Б. Семёнов)
7. Хорошо утоптанная тропинка привела к живописному болоту, образовавшемуся из лесной заплывшей речки. (В. Солоухин)
8. В глубине парка раскинулась большая прямоугольная площадка, окружённая старыми липами. (А. Гордин)
9. Поэтическое восприятие  жизни – величайший дар, доставшийся нам от поры детства. (К. Паустовский)
10. Наверное, в жизни каждого человека бывают  мгновения, круто изменяющие ход жизни, заставляющие пересмотреть своё отношение к миру.

Проверочная карточка № 3.

1. Человека, который меняет свои воззрения из угождения первому встречному, мы признаём дрянным, подлым, не имеющим никаких убеждений. (Н. Островский)
2. Трудные уроки, которые требуют особенно большого усилия, следует делать в первую очередь, на свежую голову.
3. Чтобы хорошенько разглядеть белого медведя, который спокойно идёт между торосами по каким-то своим делам, я подношу к глазам бинокль.                             (И. Соколов-Микитов)
4. Взгляд был внимательный, как у осторожного доктора, который прописал больному новую микстуру и наблюдает за её действием. (А. Куприн)
5. В отличие от академических словарей того времени, которые были ориентированы  на литературный язык, в словарь Даля была включена лексика живой народной речи.
 6. Издавна принято искать аналогии цвету уральского малахита, который поражает  воображение своими причудливыми узорами. (Б. Семёнов)
7. Хорошо утоптанная тропинка привела к живописному болоту, которое образовалось  из лесной заплывшей речки. (В. Солоухин)
8. В глубине парка раскинулась большая прямоугольная площадка, которая была окружёна старыми липами. (А. Гордин)
9. Поэтическое восприятие  жизни – величайший дар, который достался нам от поры детства. (К. Паустовский)
10. Наверное, в жизни каждого человека бывают  мгновения, которые круто изменяют  ход жизни, заставляют  пересмотреть своё отношение к миру.

 
                                                 Карточка № 4
Задание: перепишите, расставьте недостающие знаки препинания, подчерните грамматические основы, составьте схемы.

1. Началась та чудная пора когда  природа, пробудясь от сна, начнёт жить полною, молодою, торопливою жизнью. (С. Аксаков)
2. Я очень рано понял что человека создаёт сопротивление окружающей среде. (М. Горький)
3. Если хорошенько прислушаться можно услышать как тихо дышит, пробуждается, почуяв приближение весны, зимний лес. (И. Соколов-Микитов)
4. Когда мы пришли отец показал мне несколько крупных окуней и плотву которых он выудил без меня. (С. Аксаков)
5. Травы скашивают утром пока они ещё не уронили росы пока они ещё нежатся в её прохладе. (В. Солоухин)
6. Наступили дни яркого света когда выходить без тёмных очков невозможно потому что отражённый в снегах солнечный свет нестерпимо режет глаза.  (И. Соколов-Микитов)
7. Пока свободою горим пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы. (А. Пушкин)
8. Когда зашепчет сон-трава в дуброве и ей ответят крики лебедей земля проснётся в праздничной обнове. (Д. Кедрин)
9. Какая восхитительная сказка бывает в лесу когда со всех этажей леса свешиваются ветви, ещё не одетые, но с цветами-серёжками или с зелёными напряжёнными почками. (М. Пришвин)
10. Едва взошло солнце в прохладном, ещё свежем небе зазвенели наперебой жаворонки. (А. Иванов)



Проверочная карточка № 4.

1. Началась та чудная пора,  когда  природа, пробудясь от сна, начнёт жить полною, молодою, торопливою жизнью. (С. Аксаков) – [  ], (когда).
2. Я очень рано понял, что человека создаёт сопротивление окружающей среде. (М. Горький) – [  ], (что).
 3. Если хорошенько прислушаться, можно услышать, как тихо дышит, пробуждается, почуяв приближение весны, зимний лес. (И. Соколов-Микитов)  -  (Если), [    ], (как).
4. Когда мы пришли, отец показал мне несколько крупных окуней и плотву, которых он выудил без меня. (С. Аксаков)  -  (Когда), [    ], (которых).
5. Травы скашивают утром, пока они ещё не уронили росы,  пока они ещё нежатся в её прохладе. (В. Солоухин) – [  ], (пока), (пока).
6. Наступили дни яркого света, когда выходить без тёмных очков невозможно, потому что отражённый в снегах солнечный свет нестерпимо режет глаза.  (И. Соколов-Микитов) – [  ], (когда), (потому что).
7. Пока свободою горим,  пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы. (А. Пушкин) – (Пока), (пока), [  ].
8. Когда зашепчет сон-трава в дуброве и ей ответят крики лебедей, земля проснётся в праздничной обнове. (Д. Кедрин) – (Когда) и (  ), [  ].
9. Какая восхитительная сказка бывает в лесу, когда со всех этажей леса свешиваются ветви, ещё не одетые, но с цветами-серёжками или с зелёными напряжёнными почками. (М. Пришвин) – [  ], (когда).
10. Едва взошло солнце, в прохладном, ещё свежем небе зазвенели наперебой жаворонки. (А. Иванов) – (Едва), [  ].
1. Началась  пора, природа начнёт жить
2. Я понял, создаёт сопротивление
3. Прислушаться, можно услышать, дышит, пробуждается  лес
4. Мы пришли, отец показал, он выудил
5. Скашивают, они  не уронили, они  нежатся
6. Наступили дни, выходить  невозможно, свет  режет
7. Горим, сердца  живы, посвятим
8. Зашепчет сон-трава, ответят крики, земля проснётся
9. Сказка бывает, свешиваются ветви

10.
Взошло солнце, зазвенели  жаворонки


 

Тема: «Сложноподчинённое предложение»

Тема: «Сложноподчинённое предложение»

А. Чехов) 4. Каждый порыв ветра сыпал на землю сухой снег с таким шумом, точно это был песок

А. Чехов) 4. Каждый порыв ветра сыпал на землю сухой снег с таким шумом, точно это был песок

Проверочная карточка № 2. 1

Проверочная карточка № 2. 1

Н. Островский) 2. Трудные уроки, требующие особенно большого усилия, следует делать в первую очередь, на свежую голову

Н. Островский) 2. Трудные уроки, требующие особенно большого усилия, следует делать в первую очередь, на свежую голову

Хорошо утоптанная тропинка привела к живописному болоту, которое образовалось из лесной заплывшей речки

Хорошо утоптанная тропинка привела к живописному болоту, которое образовалось из лесной заплывшей речки

Проверочная карточка № 4. 1.

Проверочная карточка № 4. 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.07.2023