Разработка и подготовка виртуальной экскурсии учащихся на промышленное предприятие.
3D экскурсия проходит по заводу ЗАО «Хохломская роспись», расположенный в г. Семенов Нижегородской области. Рассказ о данном предприятии ведет учитель технологии. Экскурсия является вспомогательным материалом при изучении раздела «Художественные ремесла».
Учащимся 7 класса предлагается просмотреть 3D экскурсию по созданию изделий из дерева с последующей художественной росписью.
Дата: 21.12.18
Время проведения экскурсии: 45 минут
Тема экскурсии: Художественные ремесла.
Цели экскурсии:
- познакомить учащихся с современным производством и перспективами его развития;
- расширить представления учащихся о содержании производственных профессий, прививать интерес к ним;
- познакомить с технологическими процессами, организацией и условиями труда;
- познакомить с трудовыми традициями предприятия, передовиками производства, ветеранами труда.
- сформировать визуальное представление о процессах.
Объект наблюдения: процесс создания деревянных изделий с художественной росписью.
Ход экскурсии:
Небольшой городок Семенов на Нижегородской земле знаменит на весь мир. Его называют «столицей золотой хохломы».
В далеком 17 веке зародилось искусство росписи по дереву, которое в течение столетий бережно передается из поколения в поколение. Увидеть, как рождается золотая хохлома и красавица матрешка, а также самим поучаствовать в мастер - классе по росписи, можно на предприятиях художественных промыслов «Хохломская роспись» и «Семеновская роспись».
Сейчас перед вами проходная завода «Хохломская роспись». Перемещаемся в здание завода. Нажмите на красный круг.
Рисунок 6 - Проходная завода
Рисунок 7 - Здание проходной предприятия
Перемещаемся на территорию завода «Хохломская роспись», нажимаем на красный круг.
Рисунок 8 - Памятник Семену Ложкарю
Перед административным зданием на территории Хохломы есть скверик с памятником ложкарю Семену. Что за герой такой? Существует легенда.
Вот этот скромный человек дал имя городу Семенову под Нижним Новгородом. Вряд ли кто-нибудь узнал бы о нем, если бы не его талант – он хорошо умел вырезать ложки. Местная легенда рассказывает, что жил он где-то в этих местах при царе Иване Грозном. Перед очередной военной кампанией царь через опричников дал Семену, как сказали бы сейчас, крупный госзаказ: нарезать кленовых и березовых ложек на все войско. Примерно так. До сих пор здесь принято все делать руками. Семен-Ложкарь заказ взял, деваться было некуда, московское правительство результатом осталось довольно. На следующий год история повторилась, но заказ был еще больше. На ложки пошли почти все окрестные березы. Спустя год от царя пришел новый заказ, еще больше прежнего, и его Семен выполнить не смог – дерева не хватило. Опричники отправили мастера на каторгу – добывать медь и свинец. А на пустыре, где почти не осталось кленов и берез, пошедших на солдатские ложки, начали селиться люди. Спустя сорок лет старик Семен-Ложкарь вернулся в родные места, где уже стоял новый поселок. Старого дела он не бросил и всех желающих учил ложкарному ремеслу. Оно обеспечило местных умельцев доходом на долгие годы: армейские заказы на нижегородские деревянные ложки поступали даже в 1910-е годы.
Одними ложками семеновское ремесло, конечно, не ограничивается. Здесь делают любую посуду, мебель, знаменитые матрешки, но главная фирменная фишка – хохломская роспись, один из символов России. Название «Хохлома» происходит от имени другого села, прославившееся золотой росписью по дереву. Это ремесло, родившееся из традиций старообрядческой иконописи, слилось с промыслом местных резчиков – и появилась привычная и необычная «Золотая Хохлома». До сих пор перед тем, как попасть к художникам, любой предмет проходит очень долгий путь.
Рисунок 9 - Территория предприятия
На территории располагается музей народного быта «Дом семена - Ложкаря». Перемещаемся в музей. Нажимаем на стрелочку. В процессе экскурсии по музею «Дом Семена Ложкаря» рассказываем, что представляет собой дом, что не представлено.
Рисунок 10 - Дом Семена Ложкаря
Музей народного быта «Дом Семена — ложкаря» представляет собой воссозданную русскую деревянную избу с хозяйственными постройками, банькой и широким двором. Это большой, уютный, красивый дом. Все здесь как в старину: птичий двор, сани, ботник, льномялка, рыболовные снасти, инструменты бондарного, ложкарного промысла, глиняная и деревянная утварь, чудом сохранившаяся от прадедов.
Рисунок 11 - Изба
Рисунок 12 - Упечь (бабий кут)
Вы сможете посмотреть на диковинные предметы домашнего обихода, которые уже стали историей, узнаете об их предназначении. В экспозиции так же представлены: коллекция русских платков и уникальная коллекция деревянных резных ложек с хохломской росписью, созданная на предприятии ЗАО «Хохломская роспись» в разные годы двадцатого столетия.
Рисунок 13 - Двор
Далее возвращаемся на территорию завода. И проходим к панораме ключевых исторических событий промысла. Можно рассмотреть каждую фреску, нажав на иконку фотоаппарат.
Рисунок 14 - Панорама исторических событий промысла
Россия славится народными промыслами, и хохлома - самый известный вид русской народной живописи.
История промысла начинается в XVII веке, а его родина — левый берег Волги, нижегородские деревни и села. Возникновение промысла на нижегородской земле связывают с появлением в этих краях последователей «старой веры», скрывавшихся от гонений в лесах Заволжья.
Среди староверов было много иконописцев, знавших секрет изготовления «золотых» икон без применения золота. Деревянные иконы сначала покрывали порошком серебра, затем наносили на них вареное льняное масло - олифу - и отправляли в печь. После обработки в печи икона обретала восхитительный золотистый цвет.
Массовое производство деревянной посуды, расписанной с использованием техники иконописи, началось с появлением более дешевого, чем серебро, материала — олова, а потом и алюминиевого порошка. Нижегородские крестьяне, уже давно владевшие в совершенстве искусством объёмной резьбы по дереву, освоили «золотую» роспись и превратили производимую ими посуду в яркие и нарядные произведения декоративно-прикладного искусства.
Узорами украшали все типы русской деревянной посуды: ложки, ковши, братины, подносы, тарелки, чаши, миски, туеса.
Нижегородские земли не очень плодородны, поэтому занятие народным промыслом стало новым источником дохода для большинства крестьян сел и деревень Заволжья. Производимая ими посуда свозилась в крупное торговое село Хохлома для дальнейшей продажи. От наименования села и произошло название промысла. Из Хохломы нарядная посуда отправлялась по Волге в другие города и страны.
Итак, распространению изделий с хохломской росписью способствовало несколько причин:
- обилие леса;
- близость Волги — главной торговой артерии;
- распространение в Заволжье искусства золотой росписи на деревянных изделиях;
- местные традиции искусства объёмной резьбы по дереву.
Уже в XIX веке слава нижегородских мастеров хохломы перешагнула границы России, а благодаря Всемирной выставке в Париже в 1889 году о золотой хохломе узнали не только в Европе, но и в Азии, и в Америке.
Сейчас перед вами склад леса и пиломатериалов, именно сюда поступает дерево для последующей его обработки. Далее мы перемещаемся в заготовительное отделение токарно ложкарного цеха.
Рисунок 15 - Склад леса и пиломатериалов
Процесс изготовления представляет собой:
- приготовление баклуши - обтеска отрубков;
- «баклуша теслится», то есть долбится теслом;
- потом баклуша переходит в руки взрослого рабочего, в основном домохозяина, который обрезывает её с внешней стороны длинным ножом и округляет черенок и шарик на его конце — «коковку»;
- резцом вырезывает начисто углубление в овале, сделанное теслом;
- дальше, отделка переходит к женщинам, которые перебирают ложки (около 1000 в день) и ножом соскабливают шероховатость и негладкость на их затылках;
- взрослыми рабочими окончательно исправляются ножом неровности ложки;
- выделанные ложки, по 500 и 1000 штук, укладываются в «дощанки»- корзинки, сплетенные из лучины, и в таком виде идут на рынок.
Следующая остановка - участок токарной деревообработки. Далее мы перемещается в цех, где происходит резьба по дереву. Перед нами резчик по дереву.
Рисунок 16 - Заготовительное отделение токарно - ложкарного цеха
Рисунок 17 – Резчик по дереву
Далее перемещаемся в токарный цех.
Рисунок 18- Токарный цех
Деревянную посуду, предназначенную под роспись, вытачивают на токарном станке или выдалбливают из просушенной древесины. Такие заготовки называют «бельём». Готовое изделие ещё раз просушивают. Длительность сушки зависит от размера изделия (от 3 дней до 3 недель при температуре 22-28градусов). Когда влажность древесины достигнет 6-8 %, сушка закончится. Если заготовка недостаточно просушена, то при выполнении последующих технологических операций на поверхности изделия могут появиться трещины, а лаковый слой может покрыться пузырями. За несколько дней до конца сушки желательно поместить бельёв более тёплое место с температурой около 30 градусов. Грунтовка: Классический вариант: Разведённый до жидкого состояния вам нужно втереть в бельё тряпкой очень тонким слоем. Затем изделие просушивается в течении нескольких часов при комнатной температуре. После этого наносится второй слой и сушится уже около 10 часов. Высушенные изделия охлаждают до комнатной температура и слегка шлифуют. Адаптированный вариант: Чтобы сократить время подготовки изделия к росписи, можно воспользоваться грунтовкой (ГФ-021, № 138).Готовый грунт наносится тонким слоем и просушивается при комнатной температуре в течении суток. Затем шлифуется наждачной бумагой. Проще всего применять грунт из мучного клейстера. Шерстяную ткань промачивают раствором и обмазывают им изделие. После просушки операцию повторяют ещё раз. Окончательная сушка длится6-8 часов, затем изделие шлифуется.
В следующем цеху происходит художественная роспись матрешек. Технологические операции - олифление и лужение происходят в другом цеху. Каждая технологическая операция может проводится в классическом и адаптированном варианте.
Рисунок 19- Художественный цех
Рисунок 20 – Технологические операции
Олифление: Классический вариант: Олифление производится 4раза. Для этого берут натуральную, сваренную из льняного или конопляного масла, олифу. Её равномерно размазывают в ладонях рук и слегка протирают ими изделие. Три слоя олифы просушивают примерно около 2 часов при температуре 22-25градусов. Четвёртый слой, последний, наносят более густо, и сушку производят в печи при температуре 50-60 градусов. Необходимо внимательно следить за состоянием верхнего слоя. Нужно, чтобы олифа просохла не до конца. Адаптированный вариант: Грунтованное шлифованное изделие покрывают масляным лаком 2 раза. Тонкий слой лака твердеет уже через 3 часа, хотя для полного высыхания ему потребуется 1-3 суток. Необходимо следить, чтобы лак на поверхности изделия загустел, но плёнка ещё не образовалась и он некоторое время продолжал быть липким. Лужение: Лужение производят полудой, которую наносят при помощи «куколки» на липкую поверхность лака иди олифы. Алюминиевый порошок(полуда) состоит из мельчайших чешуек. Прилипая к лаку, они создают непроницаемый металлический панцирь в несколько слоёв. Необходимо следить затем, чтобы на поверхности изделия не оставалось пробелов. Когда изделие покрыто полудой ровно, надо стряхнуть с него лишний порошок и поставить сушить при комнатной температуре на сутки. После лужения посуда приобретает ровный металлический блеск и готова к росписи [8].
Деревянную посуду нельзя использовать неокрашенной: от горячей пищи дерево трескается, и посуда становится непригодной. Хохломская роспись - самый праздничный и нарядный пример раскраски изделий из дерева.
Этапы производства хохломской посуды:
- изготовление посуды нужной формы;
- сушка;
- грунтовка белой глиной;
- нанесение на поверхность олифы;
- затирка алюминиевого порошка;
- роспись;
- нанесение несколько раз специального лака;
- закаливание в печи до получения золотистого цвета.
При нанесении росписи используют масляные краски: охру, киноварь, сажу, кармин, сурик. Главные цвета фона — красный и чёрный; дополнительные цвета: светло-зеленый, коричневый, желтый.
Хохломские изделия украшают растительным орнаментом:
- спелых ягод: малины, рябины, смородины, клубники, крыжовника;
- стеблей;
- цветов;
- листиков.
Основные виды орнамента:
- «травка» — узор из травинок, которые кудрявясь, собираются к одному корешку;
- «листок, под ягодку» — причудливое переплетение листиков, ягод, цветов и стебельков;
- «кудрина» — роспись, в которой повторяются кудреватые золотые завитки из листьев, цветов, ягод на красном или чёрном фоне;
Иногда в рисунок вплетают изображения животных и птиц.
Роспись так же может проходить несколькими способами: Классический способ: Опытные мастера выполняют роспись без предварительного рисунка, постоянно импровизируя, находят всё новые и новые композиции. Адаптированный вариант: Не имея опыта, следует потренироваться на плоских формах, а как начнёт получаться, можно уже браться за различные объёмные формы. Практически вся роспись ведётся на весу. Пролуженную заготовку опирают на колено, придерживая левой рукой. Рядом на столе удобно располагают кисти, краски и всё необходимое для росписи. Кисточку держат вертикально, берётся 3мя пальцами у основания.
В процессе письма участвуют не только пальцы, но и вся рука. Она должна быть свободна от локтя, благодаря чему можно проводить неразрывным движением серии штрихов или длинных мазков на сферических или цилиндрических поверхностях. Лачение: Классический вариант: Расписанное изделие покрывается масляным лаком и закаливается в печи при температуре 270-300градусов. Под действием температура лак начинает желтеть, и изделие получает золотистый цвет. Для получения более насыщенного цвета операция лачения повторяется несколько раз. Лак наносится очень тонким слоем и хорошо просушивается. В использовании пищевого лака к нему добавляют 2г оранжевого и3г жёлтого анилиновых красителей, 100г спирта на 1л лака. Покрытое этим составом изделие запекают при температуре 150 градусов. После закалки лаковая плёнка приобретает высокую прочность. Другой вариант: если есть необходимость, то можно получить любой оттенок прозрачного лака. Для этого необходимо жирорастворимый светопрочный оранжевый краситель 2Ж развести в небольшом количестве растворителя, а затем вылить лак и тщательно перемешать до получения однородной массы. Изделие, покрытое таким лаком, сушат при комнатной температуре в течении суток до полного высыхания. Если необходимо ускорить процесс, то можно поставить изделие в сушильный шкаф при температуре 40-60 градусов на несколько часов. Расписная поверхность изделия после покрытия подкрашенным лаком так же будет отливать золотистым цветом, какие при закаливании.
Город Семенов сам по себе памятник. Русской стариной веет от его тихих улочек с деревянными домами, украшенными ажурным кружевом, пропильной резьбой, затейливыми дымниками и флюгерами, а в окошках, рядом с цветком герани, можно увидеть хохломской поставок или ярко раскрашенные точеные игрушки. Ежегодно в июне в Семенове проводится Всероссийский фестиваль «Золотая хохлома» с «Ярмаркой ремесел» и «Городом мастеров». Таков он сегодня - один из малых городов России, столица пламенной хохломы.
Задания учащимся: Ответить на вопросы теста (приложение ).
Таким образом, было разработано 2 варианта производственных экскурсий для учащихся. Первая экскурсия разработана для проведения в стенах Сормовской кондитерской фабрике и была направлена на закрепление раздела «кулинария», по теме Сладости и выпечка. Вторая экскурсия разработана в виде виртуальной 3D-экскурсии по заводу «хохломская роспись» в г. Семенове.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.