Разработка интеллектуальной игры по литературе "Чтоб не угаснуть сердцем и умом"
Оценка 4.6

Разработка интеллектуальной игры по литературе "Чтоб не угаснуть сердцем и умом"

Оценка 4.6
Занимательные материалы
doc
русская литература
8 кл—10 кл
20.12.2020
Разработка интеллектуальной игры по литературе "Чтоб не угаснуть сердцем и умом"
Данная игра преследует цель расширения кругозора учеников и повышение интереса к учёбе .Это своеобразный общественный смотр знаний.
интеллектуальная игра.doc

Название: Интеллектуальная игра по литературе «Чтоб не угаснуть сердцем и умом»

Краткая аннотация : эта игра  в занимательной форме; она  проводилась не для развлечения учащихся, а для закрепления умений и навыков. Игровые моменты вызывают интерес к литературе, делают умственную работу более продуктивной. У школьников велика потребность в игре, она необходима им для развития воображения, инициативы, творчества.

Учебный предмет: литература

Уровень образования школьников :класс возрастной нормы, 8- 10классы

Полное описание разработки

Данная игра  преследует цель расширения кругозора учеников и повышение интереса к учёбе .Это своеобразный общественный смотр знаний. В игре принимает участие 2 команды. За неделю до её  проведения учитель знакомит участников с правилами игры, критериями оценки её результатов, даёт список рекомендуемой литературы. В роли ведущего выступает сам педагог - словесник

Оборудование: магнитная доска, магниты для конкурса, использованием ИКТ

Цели: привить учащимся любовь к вдумчивому чтению, вызвать радость от общения с книгой, внимание к слову; воспитывать  чувство  коллективизма, заинтересованность в осознанном чтении произведений писателя ; учить применять знания, умения в необычной ситуации интеллектуальной игры

 

Литературная   интеллектуальная  игра для учащихся  9-11 классов

» Чтоб не угаснуть сердцем и умом»

В школе состоится необычное состязание:

Для этого вам понадобится по предметам знание!

Для вас, кто литературу, историю любит,

Главным оружием знание будет!

Победа сильнейшему – вот награда!

Вас ждёт серьёзная олимпиада!

Конкурс – разминка

 Ведущий: Я буду читать какую- нибудь  строчку из известных вам произведений Пушкина, а вы продолжите её.( по очереди каждой команде )

Пошёл поп по базару…

В темнице там царевна тужит…

А сама- то  величава…

Подруга дней моих суровых…

Буря мглою небо кроет…сказка ложь, да в ней намёк…

Мы вольные птицы…

Мой первый друг…

Унылая пора! Очей очарованье!..

 У лукоморья дуб зелёный…

 По дороге зимней, скучной…

 Сижу за решёткой в темнице сырой…

 Природой здесь нам суждено…

 На берегу пустынных волн…

 Как ныне сбирается вещий Олег…

 Скажи мне, кудесник, любимец богов…

Литературная викторина» Знаете ли вы?»

Какое  стихотворение Пушкина первым появилось в печати? Где оно было опубликовано? ( « К другу стихотворцу» было напечатано в журнале «Вестник Европы»- № 13 1814г. Автору было 15 лет)

Когда и в связи с чем В.Жуковский подарил Пушкину свой портрет? ( в 1829 году, после опубликования поэмы « Руслан и Людмила», надпись на портрете гласила: «Победителю ученику от побеждённого учителя…» )

Кто из русских литераторов так же, как и  Пушкин, служил в Коллегии иностранных дел? 9 В.Кюхельбекер, А.Грибоедов)

Под каким произведением поэт впервые поставил свою полную подпись? (Под печатным текстом стихотворения « Воспоминания  в Царском Селе»)

Какие два стихотворения, написанные в 1814 и 1829 годах, носят одинаковое название? ( стихотворения « Воспоминания  в Царском Селе»)

К какому произведению эпиграфом была взята пословица: «Береги честь смолоду» ?      ( Повесть « Капитанская дочка»)

Какая баллада написана на тему украинской сказки? (« Гусар» )

В каких произведениях изображён Пётр Первый? (« Полтава» , « Арап Петра Великого»,» Медный всадник»)

Кто из героев пушкинского произведения , когда был не в духе, насвистывал « Гром победы раздавайся»?( Помещик Троекуров, повесть « Дубровский») .

 К какой из повестей Пушкин использовал в качестве эпиграфа фразу: “Во всех ты, душенька, нарядах хороша”? («Барышня-крестьянка».)

Как звали няню Пушкина? (Арина Родионовна Яковлева.)

В каком селе должно было проходить венчание Марьи Гавриловны с Владимиром? (Жадрино.)

 Что особенно привлекало офицеров в Сильвио? (Таинственность.)

 Всегда ли Вырин был смотрителем? (Он состоял на воинской службе.)

Он в Риме был Брут, в Афинах Периклес, а здесь он – офицер гусарский .Кому посвящены эти строки Пушкина ?(Стихи о П.Я .Чаадаеве, который был офицером – гусаром, участвовал в Отечественной войне 1812 года )

Конкурс « Рядиться никогда не лень»

С трёх попыток нужно угадать героя и произведение .Если отгадано с 1-й попытки, то получаете 3 очка, после второй -2 очка, после 3-й – 1 очко

Этот герой:

Появляется как в « оборванных татарских шароварах, так и в красном кафтане на белом коне»;

Получил в подарок « заячий тулуп совсем новёшенький» и надел его,» распоров по швам»;

Отблагодарил дарителя, пожаловав « лошадь и шубу с своего плеча»  ( Емельян Пугачёв )

«Блиц – опрос» для 1 команды

1.Назовите имя и отчество Тургенева. (Иван Сергеевич.)

2.Что такое Охотный ряд в Москве?(Место, где торговали дичью и живой птицей, то есть тем, что добывается охотой.)

3.Молотили трёхаршинным цепом. Какова его длина?(Аршин — 71 см. Длина цепа приблизительно 2 м 13 см.)

4.Кто такой форейтор?(Слуга, сопровождавший господ при выездах, — сидел на одной из лошадей, вёзших коляску.)

5.Здание  городского совета в средневековом городе( ратуша )

6.Народы Южной Америки, завоёванные испанцами (инки )

7.Прибор для определения сторон горизонта ( компас )

8.Мыс, где флот Тетра Первого одержал победу над шведами ( Гангут )

9.Как называлась должность начальника почтовой станции? (Смотритель.)

10.Что делали крестьяне “о Петров день”? (Косили.)

11. Как называлось имение Тургеневых, ставшее усадьбой-музеем? (Спасское-Лутовиново.)

12.Максим Горький — это псевдоним. Назовите настоящее имя писателя. (Алексей Максимович Пешков.)

Блиц – опрос для 2-й команды

1. Как называется роман в стихах Пушкина? ( « Евгений Онегин» )

 2. Что такое инверсия?( Нарушение прямого порядка слов)

3.Что такое кульминация ?  ( Наивысшая точка в развитии действия )

224.Кто первый написал стихотворение на смерть Пушкина? ( Лермонтов)

5.Как звали няню Татьяны Лариной? ( Филипьевна)

6.Как звали отца Ольги и Татьяны? ( Дмитрий)

7.В каком году погиб Пушкин ? ( 1837 )

8.Как звали жену Пушкина? (Наталья Николаевна)

9.Как звали имение Дубровских ? (Кистенёвка )

10.Сколько лет учился Пушкин в лицее? ( 6 лет )

11.Как называется роман в стихах? ( « Евгений Онегин» )

12.Это событие, к радости читающих россиян, произошло 6 июня 1799 года ( по новому стилю)( Рождение Пушкина)

 «Необычные имена»

Задание: Назвать исторического деятеля, к которому относятся эти прозвища:

Бархатный канцлер(  Горчаков Александр Михайлович (1798 -1883) Воспитывался в Царскосельском лицее. Русский дипломат, министр иностранных дел, государственный канцлер. Добился отмены статей Парижского договора, заключённого после поражения России в Крымской войне. За умение использовать дипломатические средства вместо оружия, за результативность такой политики и был прозван «бархатным».)

Всемирный паук ( Французский король Людовик 11( 1423 – 1483). Проводил политику укрепления королевской власти в период централизации государства. Как паук паутину, плёл интриги, заманивая в свои сети и уничтожая противников)

» Красивые названия»

Задание: определить событие, скрытое под этим названием. Указать время, когда оно произошло. Объяснить смысл названия.

Отец ужаса ( так называли арабы Большого сфинкса в Египте. Освещённый ночью яркой луной, он внушал особый страх, возвышаясь среди песков)

Варфоломеевская ночь ( событие в ночь на 24 августа 1572г. в Париже. Сторонники католической церкви устроили резню протестантов. Выражение вошло в историю как символ коварства и предательства )

«Знатоки литературы»

Какое художественное средство использует Александр Твардовский в следующих строках:

Отыграли по дымным оврагам
Торопливые воды весны.
И пошла она сбавленным шагом
В междуречье Пахры и Десны.

(Олицетворение.)

Так называется в стихотворной речи группа стихов, связанных по смыслу, а также расположением рифм. На письме такие группы отделяются одна от другой увеличенным интервалом. (Строфа.)

В былине «Вольга и Микула» есть такие строки:

Повыехали в раздольице чисто поле,
Услыхали во чистом поле оратая,
Как орёт в поле оратай посвистывает…

Кто такой оратай и что он делает в чистом поле? (Пахарь пашет ниву.)

В 1958 году ему была  присуждена Нобелевская  премия по литературе, от которой он отказался. Кто это? (Б.Пастернак)

 В его кабинете всегда лежала какая- то книга, заложенная на 14 – й странице, которую он читал уже 2 года. ( Манилов, Н.В. Гоголь «Мёртвые души» )

Советский поэт, сказавший новое слово о производстве гвоздей (Тихонов « Гвозди бы делать из этих людей…»)

Поэт  -символист, названный М. Горьким « самым культурным писателем на Руси» ( В. Брюсов )

И М. Цветаева, и А. Вознесенский считали, что после гибели Маяковского лучшим поэтом России стал он (Б. Пастернак)

Самый «забытый» литературный персонаж ( Фирс « Человека забыли…»)

«Изображение предмета»

Нужно определить,  какое крылатое выражение связано с этим предметом, объяснить его происхождение.

Меч------------- Дамоклов меч. Кто к нам с мечом прилёт, от меча и погибнет.

Копьё-------------Копья ломать

Яблоко-----------Яблоко раздора

Шляпа--------Дело в шляпе

Шкатулка--------Ящик Пандоры. А ларчик просто открывался. Положить в долгий ящик.

« Пословицы»

Перед вами набор пословиц. Определить по пословицам , какие занятия были у наших предков:

  • Хлеб хлебу брат.
  • Худ обед ,когда хлеба нет
  • Щи да каша- пища наша.
  • Хлеб да вода , мужицкая еда.
  • Жнут поле в пору
  • Мельник богат шумом.
  • Не топор тешит, а плотник
  • Без топора не плотник, без иглы не портной
  • Какова пряха, такова на ней и рубаха.
  • Жатва поспела- и серп изострён

Поле – чудес ( даётся 3 попытки)

Как назывался во времена Пушкина личный слуга?

к

а

м

е

р

д

и

н

е

р

 В каком звании Пётр Гринёв был записан на военную службу?

с

е

р

ж

а

н

т

Место стояния извозчиков во времена Пушкина ?

б

и

р

ж

а

 « Чёрный ящик»

Повсеместно встречающийся, не имеющий особой ценности предмет, который, однако, способствовал превращению обезьяны в человека, а Балда с его помощью сумел доказать Бесёнку своё превосходство( палка )

Предмет – символически воспринимается как путь к решению запутанной задачи. Герман же, воспользовавшись этим предметом, вручённым ему Лизой, всё же остался в нравственной западне ( ключ)

В  этом ящике лежит предмет, который помогал герою Пушкина казаться мрачным и разочарованным в жизни. Назовите его. (Чёрное кольцо с изображением мёртвой головы.)

Конкурс чтецов. Чтение стихотворений Пушкина ( на усмотрение учащихся )

Шик, блеск, красота!

Остроумно представить образ (костюм + причёска + макияж) какого-либо литературного персонажа, опираясь на художественные тексты.

Выписать все названия произведений, прозвучавшие в тексте, указать автора

( текст читается вслух 2 раза)

Однажды сидел Анакреон за «Вечерним размышлением о Божием величестве при случае великого северного сияния» (Ломоносов). В дверь постучали. Пришла «Бедная Лиза» (Карамзин). В «Разговоре с Анакреоном» (Ломоносов) она жаловалась на «Бригадира» (Фонвизин), «Фелицу» (Державин). Дело было так. Утром «На день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны» (Ломоносов) «Бедная Лиза» с «Недорослью» (Фонвизин), «Натальей, боярской дочерью» (Карамзин) убирала усадьбу. Любимый «Снигирь» (Державин) Фелицы, воспользовавшись всеобщей занятостью, вылетел из клетки. Фелица пришла в ярость, грозилась писать «Властителям и судиям» (Державин). Бедная Лиза с Натальей, боярской дочерью, искали по всей округе. Безуспешно... Грустная Лиза подняла глаза к небу и... О, счастье! Снегирь беззаботно сидел на гранитном «Памятнике» (Державин). Птица была поймана. Хозяйка простила Лизу.

“Да, — сказал Анакреон, — в «Истории государства Российского» (Карамзин) такого случая доселе не было”.

Стихотворчество. Сочинить хокку

ХОККУ (хайку)- жанр японской поэзии. Нерифмованное трехстишие, генетически восходящее к танка; состоит из 17 слогов (5+7+5). Отличается простотой поэтического языка, свободой изложения.

ü    Не сидится в доме,

Когда в нём пусто.

Где же вы, друзья! ( Белан Вика, 8- А класс)

ü    Уж осени конец,

Но верят птицы в бога.

Придёт весна и к нам! ( Волкова Лена, 8- А класс)

ü    Летят птицы на юг.

Плохая погода,

Осень пришла! ( Волкова Таня, 8- А класс)

ü    Белоснежный снег

Блестит сильно на глазах,

Как звёзды в небе.( Валеева Кристина,8- А класс)

ü    Весенняя ночь,

На небе луна засверкала.

Бесконечные сны! (Грехунова Арина, 8- А класс )

ü    Птицы улетели.

Осыпались листья.

Грустная осень. ( Чернышёва Юля, 9- А класс )

ü    Дома я один,

Но со мной мой дух

     Защитит меня. ( Гладких Василий,9- А класс)

« Отгадай кроссворд»

Каждая команда имеет такую таблицу.

1

2

3

4

5

6

7

р

е

м

а

р

к

а

О

 

 

 

 

а

 

 

 

т

о

з

 

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

м

 

 

н

о

 

 

з

о

 

 

 

м

р

 

 

 

 

а

 

 

н

а

м

 

 

 

 

 

 

Отвечая на вопросы ведущего, участники заполняют таблицу, в итоге должно получиться следующее:

1

2

3

4

5

6

7

р

е

м

а

р

к

а

О

с

е

Ф

Е

а

х

М

е

т

О

З

р

м

А

н

а

Р

О

а

а

Н

и

ф

И

Н

м

т

Т

н

о

З

Ё

з

о

И

 

р

м

р

и

в

З

 

а

 

 

н

а

м

 

 

 

 

 

 

1.О каком литературном направлении идёт речь? В Европе это направление возникает в переломную эпоху, связанную с Великой французской революцией; герой – с особенно сильными чувствами, отвергающий законы, которым подчиняются другие, он одинок.

2. Родился в семье Константиново на Рязанщине в крестьянской семье. Проникновенно писал о родной природе. Многие стихи положены на музыку. Жизнь его оборвалась трагично.  Кто это?

3.Троп, перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего или сходного для обоих сопоставляемых членов («говор волн», «бронза мускулов»).

4.Обобщённая , глубокая мысль автора , выраженная в лаконичной , отточенной форме, отличающаяся  меткой выразительностью.

5. Персонаж , прежде всего драматический, используемый автором для выражения собственных взглядов на происходящее, на поведение других действующих лиц

6. Основоположник русского сентиментализма («Письма русского путешественника», «Бедная Лиза» и др.). Редактор «Московского журнала» и «Вестника Европы»

7. В последнее десятилетие жизни этой поэтессы ее стихи постепенно, преодолевая сопротивление партийных бюрократов, боязливость редакторов, приходят к новому поколению читателей. В 1965 издан итоговый сборник «Бег времени». На закате дней ей было позволено принять итальянскую литературную премию Этна-Таормина (1964) и звание почетного доктора Оксфордского университета (1965). Сам факт существования  этой поэтессы был определяющим моментом в духовной жизни многих людей, а ее смерть означала обрыв последней живой связи с ушедшей эпохой.

Подведение итогов

 


Название: Интеллектуальная игра по литературе «Чтоб не угаснуть сердцем и умом»

Название: Интеллектуальная игра по литературе «Чтоб не угаснуть сердцем и умом»

Когда и в связи с чем В.Жуковский подарил

Когда и в связи с чем В.Жуковский подарил

Кто первый написал стихотворение на смерть

Кто первый написал стихотворение на смерть

Самый «забытый» литературный персонаж (

Самый «забытый» литературный персонаж (

Фелица пришла в ярость, грозилась писать «Властителям и судиям» (Державин)

Фелица пришла в ярость, грозилась писать «Властителям и судиям» (Державин)

А н а Р

А н а Р
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.12.2020