СТАТУС РАБОЧИХ ПРОГРАММ
Рабочие программы являются:
одним из основных компонентов образовательной программы;
средством фиксации содержания образования по учебным предметам инвариантной части учебного плана.
ТАКИМ ОБРАЗОМ:
Рабочая программа – это документ, определяющий содержание, объем, порядок изучения какой-либо учебной дисциплины, в соответствии с которым учитель непосредственно осуществляет учебный процесс в конкретном классе.
Нормативная функция определяет обязательность реализации содержания программы в полном объеме.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, последовательности изучения материала.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
ФУНКЦИИ ПРОГРАММЫ ОПРЕДЕЛЯЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К НЕЙ:
наличие признаков нормативного документа;
учет основных положений образовательной программы;
системность и целостность содержания образования;
последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса;
Учет логических взаимосвязей с другими предметами учебного плана;
конкретность и однозначность представления элементов содержания образования.
ВИДЫ РАБОЧИХ ПРОГРАММ
Предметы инвариантной части учебного плана.
Предметы, дополнительно введенные в учебный план за счет часов вариативной части в соответствии с видом образовательного учреждения.
Элективные курсы.
Факультативные курсы.
Предметные кружки.
Кружки, объединения, секции дополнительного образования.
Рабочие программы по учебным предметам, входящим в инвариантную часть учебного плана
Основой для составления рабочих программ являются примерные программы.
Примерная программа – это документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету.
Разработка примерных программ относится к компетенции РФ в области образования.
Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, предмета, дисциплины, за пределами которой остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования.
Примерные программы не могут использоваться в качестве рабочих, поскольку не содержат распределения учебного материала по годам обучения и отдельным темам. Они являются документом-ориентиром при подготовке рабочих программ.
(сайт Минобрнауки России – http://www/mon.gov.ru/)
К рабочим программам относятся:
1. Авторские программы к учебникам (линии учебников или УМК).
Авторская программа – это документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного предмета.
К авторским программам учитель составляет только календарно-тематическое планирование, отражающее особенности образовательного процесса в конкретном классе.
Внимание!
В рамках введения новых федеральных государственных стандартов общего образования издательством «Просвещение» изданы сборники рабочих программ, которые также являются авторскими.
2. Программы, составленные учителем или коллективом учителей.
В этом случае для разработки рабочей программы учителя могут брать за основу:
авторские программы и примерные программы по данному предмету;
Примерные программы и материалы авторского УМК;
Примерные программы по отдельным учебным предметам общего образования.
Составитель рабочей программы может:
самостоятельно расширить перечень изучаемых тем, понятий в пределах учебной нагрузки, раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в государственном образовательном стандарте и примерной программе;
конкретизировать и детализировать темы;
устанавливать последовательность изучения учебного материала;
распределять время, отведенное на изучение курса;
конкретизировать требования к результатам;
выбирать методики и технологии обучения и контроля уровня подготовленности учащихся.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ включает в себя следующие элементы:
титульный лист;
пояснительная записка;
основное содержание;
требования к уровню подготовки обучающихся (планируемым результатам изучения программы);
календарно-тематическое планирование;
перечень учебно-методического обеспечения.
Титульный лист должен содержать:
наименование образовательного учреждения;
название курса, для изучения которого написана программа;
уровень программы (базовый, профильный, углубленное или расширенное изучение предмета);
указание параллели, класса, в котором изучается курс;
фамилию, имя, отчество учителя – составителя рабочей программы;
гриф утверждения программы;
год составления программы.
Назначение пояснительной записки:
определить цели и задачи изучения учебного предмета, роль учебного предмета в достижении результатов освоения образовательной программы лицея;
дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, описать средства их достижения.
Если учитель использует в качестве рабочей программы опубликованную авторскую программу, то в пояснительной записке достаточно привести сведения об авторской программе с указанием наименования, автора и года издания и кратко обосновать причины ее выбора и особенности реализации в конкретном общеобразовательном учреждении. В этом случае пояснительная записка является очень краткой.
Основное содержание программы включают в рабочую программу, если:
в авторскую программу обоснованно внесены значительные изменения;
авторская программа отсутствует, а рабочая программа составлена на основе примерной программы по учебному предмету и учебнику;
авторская программа и УМК отсутствуют, а рабочая программа составлена на основе учебной литературы (для рабочих программ по дополнительным образовательным предметам).
Требования к уровню подготовки учащихся (требования к планируемым результатам изучения программы)
Формируются по трем основным составляющим:
«учащиеся должны знать …»
«уметь …»
«использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни»
Календарно-тематическое планирование
Календарно-тематический план (КТП) – это документ, содержащий плановые мероприятия по реализации учебной программы и эффективному проведению учебных занятий.
Составление КТП необходимо для того, чтобы распределить содержание учебной программы по отдельным учебным дисциплинам и отдельным занятиям. В нем утверждается порядок проведения и количество лабораторных занятий, семинаров и контрольных работ, а также самостоятельная работа учащихся.
Внимание!
Примерные и рабочие программы в соответствии с новым ФГОС в структуре календарно-тематического планирования содержат информацию о характеристике основных видов деятельности ученика, тогда форма календарно-тематического плана может быть представлена в следующем виде:
Классификация рабочих программ по уровню реализуемого содержания
В общеобразовательных учреждениях реализуются:
Рабочие программы для изучения предмета на базовом уровне (1-11 классы);
Рабочие программы для изучения предмета на профильном уровне (10-11 классы);
Рабочие программы для углубленного изучения предмета (2-11 классы);
Рабочие программы для расширенного изучения предмета (2-11 классы).
Рабочие программы для изучения предмета на базовом уровне
являются инструментом для реализации государственного стандарта общего образования и позволяют осуществлять общеобразовательную подготовку учащихся. Основой для составления этих программ являются примерные программы.
Рабочие программы для изучения предмета на профильном уровне
ориентированы на подготовку обучающихся к последующему профессиональному образованию. Эти программы обеспечивают профильную подготовку обучающихся в средних общеобразовательных школах и учреждениях повышенного статуса. Основой для составления этих программ являются примерные программы профильного уровня.
В качестве рабочих программ для углубленного изучения предмета
используются авторские программы, предложенные авторскими коллективами, авторами учебников.
При отсутствии таких программ учителем (коллективом учителей) могут быть они разработаны.
В начальной и основной школе за основу берется примерная программа по предмету с углублением отдельных тем и вопросов.
В старшей школе программа углубленного изучения предмета может быть составлена на основе:
1) примерной программы профильного уровня с углублением отдельных тем и вопросов;
2) авторской программы для профильного изучения предмета с углублением отдельных тем и вопросов.
При разработке программ углубленного изучения предметов учителем должны быть выполнены следующие условия:
программа должна быть рассмотрена на методическом объединении, методическом совете, кафедре и др.
программа должна пройти апробацию в общеобразовательном учреждении и получить экспертное заключение о ходе ее реализации и полученных результатах.
программа должна пройти внешнее рецензирование на предметных кафедрах профильных (педагогических) вузов, учреждений повышения квалификации.
Рабочие программы для расширенного изучения предметов
реализуются, как правило, в общеобразовательных учреждениях повышенного статуса и обеспечивают дополнительную подготовку по определенному направлению (гуманитарному, естественнонаучному и т.д.).Программа для расширенного изучения предмета предполагает наличие дополнительного содержания (не менее 10-15%), которое позволяет изучить дополнительные вопросы, темы, не содержащиеся в примерной программе.
Педагог, разработчик программы расширенного изучения предмета, в пояснительной записке должен обосновать цели включения дополнительного материала, выделить планируемый результат (приращения по сравнению с базовым уровнем подготовки), описать способы проверки результатов; указать имеющиеся ресурсы для освоения предложенного содержания.
Программа расширенного изучения предмета проходит процедуру внутреннего рецензирования:
представляется на заседание методического объединения (методического совета, кафедры и т.д.);
проходит апробацию, анализируется на предмет эффективности внесенных дополнений.
Таким образом,
используемые в общеобразовательном учреждении рабочие программы, отражают особенности образовательной политики учреждения, его статус (особенно –вид) и обеспечивают реализацию государственного образовательного стандарта.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.