РАЗРАБОТКА СОДЕРЖАНИЯ МОДУЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ФИЗИКА И МАТЕМАТИКА ДЛЯ ОДАРЁННЫХ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Оценка 4.6

РАЗРАБОТКА СОДЕРЖАНИЯ МОДУЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ФИЗИКА И МАТЕМАТИКА ДЛЯ ОДАРЁННЫХ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Оценка 4.6
Книги +6
pdf
математика +2
8 кл—11 кл +1
10.04.2024
РАЗРАБОТКА СОДЕРЖАНИЯ МОДУЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ФИЗИКА И МАТЕМАТИКА ДЛЯ ОДАРЁННЫХ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
в данной статье рассматривается содержание модульной программы «Физика и математика для одарённых», в которой формулируются цель и задачи программы, включающие перечень основного изучаемого материала и вариативных компонентов, распределённых по содержательным разделам, основанного на принципе метапредметности
Статья IFME 2022 пдф.pdf

XI Международная научно-практическая конференция «Математическое образование в школе и вузе: опыт, проблемы, перспективы» (MATHEDU’2022)

Снигирева Людмила Николаевна магистр по направлению подготовки

 44.04.01 Педагогическое образование  Учитель математики и физики первой квалификационной категории МКОУ «Лицей №7 имени Шуры Козуб с. Ново – Ивановского»  Майского муниципального района, КБР

 

РАЗРАБОТКА СОДЕРЖАНИЯ МОДУЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ «ФИЗИКА И МАТЕМАТИКА ДЛЯ ОДАРЁННЫХ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация: в данной статье рассматривается содержание модульной программы «Физика и математика для одарённых», в которой формулируются цель и задачи программы, включающие перечень основного изучаемого материала и вариативных компонентов, распределённых по содержательным разделам, основанного на принципе метапредметности.

Ключевые слова: метапредметная деятельность, цифровое оборудование, физики, математики, модульная.

Snigireva Lyudmila Nikolaevna 

Master in the field of training 44.04.01 Teacher education Teacher of mathematics and physics of the first qualification category  MKOU  «Lyceum No. 7 named after Shura Kozub S. Novo– Ivanovsky» Maysky Municipal district, KBR 

FORMATION OF COGNITIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS IN THE PROCESS OF ORGANIZING META-SUBJECT ACTIVITIES IN MATHEMATICS LESSONS 

Abstract: this article discusses the content of the modular program "Physics and Mathematics for the gifted", which formulates the purpose and objectives of the program, including a list of the main studied material and variable components distributed across the content sections, based on the principle of meta-subject.

Keywords: meta-subject activity, digital equipment, physics, mathematics, modular.

Актуальность, новизна и педагогическая целесообразность программы.

Последние годы у учащихся наблюдается низкая мотивация изучения естественнонаучных дисциплин и, как следствие, падение качества образования. Цифровое учебное оборудование позволяет учащимся ознакомиться с современными методами исследования, применяемыми в науке, а учителю — применять на практике современные педагогические технологии.

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного образования. Программа по выявлению способностей обучающихся разработана на основе Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по ДОП – формирование изобретательского, креативного, критического мышления, развития функциональной грамотности у обучающихся, в том числе естественнонаучной и математической [4], [9]. В программе учитывается  последовательность изложения материала, которая в значительной степени соответствует последовательности изложения в традиционных учебниках по математике и физике. Программа предполагает углубленное изучение материала по математике и физике, предусмотрено использование учебного материала для решения нестандартных олимпиадных задач. 

Учитывая интересы и запросы обучающихся и их родителей (законных представителей) и данные мониторинговых исследований, следует отметить, что уровень развития интеллектуальных (интерес к окружающей действительности) и творческих способностей (активное использование воображения, фантазии и образного мышления), свободное взаимодействие в коллективе требует определенных методических нововведений и педагогических технологий для роста и развития.

Одаренными детьми будем считать тех учащихся, которые:

-   имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

-   имеют доминирующую активную познавательную потребность; - испытывают радость от добывания знаний, умственного труда Выделим три категории одаренных детей:

1.                        Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

2.                        Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области науки.

3.                        Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

Включение данной программы в процесс обучения позволяет внести в него не только индивидуализацию и дифференциацию обучения, но и быть реальной основой объединения основного и дополнительного образования, что является условием развития личности ребенка и его способностей.

Программа авторская. При составлении программы «Физика и математика для одарённых» использовалась методические рекомендации по физике и математике Е.Н. Филатова [2]. Программа построена по модульному принципу. Под модулями понимают относительно завершённые и структурированные совокупности единиц содержания (включая виды деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся), направленных на решение конкретных образовательных задач, ведущих к достижению целей дополнительного предпрофессионального и общего образования [4], с. 5.

Модульной программой реализуется комплексная дидактическая цель основного и среднего (предпрофессионального) и ДООП [10]. Дидактическая система обучения модульной программы прогнозируется, проектируется и осуществляется на основе межпредметных связей  математики и физики.

В основу модуля положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования

А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

В. Деятельностно–ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

Г. Принцип метапредметности: позволяет (на уровне вопросов, заданий после практикума) в содержании физики выделять физические понятия, явления, процессы в качестве объектов для дальнейшего исследования в межпредметных и надпредметных (социальной практике) областях (метапонятия, метаявления, метапроцессы). Проектирование исследования учащегося на метапредметном уровне опирается как на его личные интересы, склонности к изучению физики и математики, так и на общекультурный потенциал физической науки.

Д. Принцип модульности предполагает целостность и завершённость, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде блокамодуля, внутри которого учебный материал структурируется в виде системы учебных элементов – глав учебных пособий [1]. Таким образом, включая двенадцать глав УМК по основным модулям [1], [5], [6], [7], [8]: «Математика» и «Физика».

При этом элементы содержания обучения внутри блока взаимосвязаны и подвижны. Поэтому педагогу при создании рабочей программы можно использовать приведённую последовательность элементов содержания, равно как расположить их в другой последовательности или расширить содержание предложенных тем. с учётом индивидуальных особенностей и реальной подготовки каждого обучающегося.

Проектно-исследовательская деятельность по естественнонаучным и математическим дисциплинам имеет наибольшую эффективность в дополнительном математическом образовании, особенно в форме интегрированных проектов. Это объясняется тем, что тематика не ограничивается ни школьным материалом, ни временем, ни отсутствием доступа к некоторым источникам информации, которые на уроке использовать в полной мере невозможно (материалы, которые встречаются только в библиотечных фондах, получение данных в результате долгосрочных наблюдений и др.).

Кроме того, в профильном и предпрофильном обучении метод межпредметных проектов может быть использован в качестве основного на занятиях элективных и межпредметных (профориентационных) курсов.

Известный физик-методист А.А. Пинский в статье «Математическая модель в системе межпредметных связей пишет, что содержательные связи физики и математики целесообразно трансформировать в межпредметные связи, реализуемые на уроках в методах обучения [3]. В таблице 1 представлены ряд тем «Мини-проектов», интегрирующих физику и математику.

 

 Возможная тематика межпредметных проектов по математике и физике. Таблица 1.

 

Тема           «Мини-

проекта»

Возраст обуч-ся

Вопросы                  по

математике

Вопросы             по физике

Возможный результат

Измерение физических величин. 

Измерительные приборы.

12-13 лет

Математические

методы            вывода

формул

Физические величины и способы их вычислений

Портфолио

 

   Тема          «Мини-

проекта»

Возраст обуч-ся

  Вопросы                 по

математике

Вопросы       по физике

Возможный результат

Способы вычисления объёма тела 

12-13 лет

   Объём                  тела

вращения

Вычисление объёма           тела физическими методами

Разработка собственных методов вычисления объёма тела

Доказательство математических

   теорем                  с

помощью физических понятий

12-13 лет

Математические теоремы

Физические понятия

Доказательство

   теорем         и         их

презентации

Математическое моделирование в физике

 

14-15 лет

Математическое моделирование

Пузырьковая модель кристалла, модель абсолютно твёрдого тела и т.д.

Создание модели её презентация

Вектор математике физике

в и

16-18

лет

 

Вектор

Векторные величины

Стенгазета, портфолио и т.п.

Комплексные числа в физике

 

16-18

лет

 

Комплексные числа

Проблемы теорий тепла, света ит.д.

Стенгазета, портфолио и т.п.

Симметрия физике

в

12-18

лет

 

Симметрия

Симметрия в физике, решение физических задач

Портфолио, система гипотез, решение задач и т.д.

Геометрия физике

в

12-18

лет

 

Решение геометрических задач

Зубчатая передача, уголковые отражатели и

т.д.

Создание модели и её презентация

Конические

сечения в физике и           их

математические свойства

12-18

лет

 

Конические сечения

Технические средства       на основе конических сечений

Проект технического средства

Физические

   задачи                 на

оптимизацию

16-18

лет

 

Элементы дифференциального исчисления

Физические задачи

Методическая

брошюра «Решение задач»

Функции в физике

16-18

лет

 

Функции

Процессы выравнива-

   ния,          трос

равного сопротивлени я и др.

Обработка практических результатов

Резонанс

16-18

лет

 

Тригонометрические функции, дифференциальное

Явление резонанса

Поиск применения резонанса в технике и быту

Тема    «Мини-          Возраст          Вопросы        по Вопросы   по Возможный проекта»     обуч-ся математике    физике            результат

исчисление

Путешествие во 12-18          Симметрия    Теория            Система         гипотез, времени      и          их лет      относительно портфолио, математическое                       сти      стенгазета описание

Математические       14-18          Интегральное            и Явления               Поиск                 сфер

основы волновой лет                   дифференциальное       волновой            применения явлений

оптики                                           исчисление                    оптики

Необходимость         14-18          Статистика                     Тепловые            Статистическая

тепловых явлений лет явления обработка данных и статистика

 

Отличительная особенность программы.

Программа адресована учащимся 7-11 классов с разным уровнем знаний, имеющих интерес к точным и естественным наукам и способствует умственному развитию детей. 

Природные различия в склонностях и способностях, профессиональная ориентация приводят к тому, что не всем учащимся математика или физика нужна в одинаковом объеме. Именно поэтому целесообразно проводить обучение по нескольким уровням требований к знаниям и умениям. Автор УМК «Математика», «Физика»  предлагает три уровня обучения.

Первый уровень предполагает овладение таким минимумом знаний и умений, которые необходимы каждому культурному человеку; рассчитан на общеобразовательный уровень.

Второй уровень можно назвать технологическим. Он должен обеспечить умения и навыки, которые позволят успешно продолжить обучение сначала в старшей школе, а затем и в вузе. Этот уровень развивает и дополняет первый уровень, тесно с ним связан и содержит часть материала для углубленного изучения математики и физики.

Третий уровень — специализированный. На этом уровне следует стремиться к воспитанию профессионального интереса к математике и физике, сознательному овладению логикой рассуждений. Третий уровень, в дополнение ко второму уровню, рассчитан на углубленное изучение предметов.

Учебный процесс включает в себя:

1)          умение «проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов».

2)          изучение разноуровневых программных вопросов по предметам Математика и Физика на качественном общеобразовательном уровне, системную подготовку к школьному и муниципальному турам Всероссийской олимпиады школьников;

3)          предоставляет возможность учащимся обучатся по апробированным в течение 30 лет учебным пособиям по физике и математике, ориентированных на современные требования к физико-математическому образованию;

4)          системные консультации автора методики Е.Н. Филатова в режиме онлайн учащихся, учителей, родителей;

5)          стимулирует интерес учащихся к физико-математическим наукам пополняя его Портфолио «Свидетельством об окончании курса за учебный год», дипломами победителей и призеров Межрегиональных заочных физикоматематических олимпиадах школьников АНО ЗФМЛ «АВАНГАРД» (до 04.04.2006 года – Всероссийская школа математики и физики «Авангард»)

Выполнение образовательной программы предполагает активное участие в олимпиадах, конкурсах, выставках ученического технического творчества, проектной деятельности.

В результате реализации программы обучающиеся:

       будут знать методики, применяемые при решении олимпиадных задач;

       углубят и систематизируют знания школьного курса по физике и математике.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

       применять полученные знания для решения нестандартных задач: алгебраических, геометрических, логических, качественных задач по математике и физике;

       самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

В результате реализации программы обучающиеся смогут развить следующие качества:

       владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

       формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе обучения.

 

 

 

 

Список литературы

 

1.     АНО ЗФМЛ «АВАНГАРД», сайт [email protected] (до 04.04.2006 года – Всероссийская школа математики и физики «Авангард»)  

2.     Изучаем физику. Е. Н Филатов, Методическое пособие по заочному курсу физики для 7 класса 2-е части М: Авангард, 2019 г

3.     Межпредметные связи естественно-математических дисциплин: пособие для учителей/под ред. В.Н. Федоровой.-М.: Просвещение, 1980.—с.110

4.     Методические рекомендации по созданию и функционированию детских технопарков  «Кванториум» на базе общеобразовательных организаций (утв. распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от        12.01.2021 №      Р-4). —      URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_374695/         (дата обращения: 10.03.2021).

5.     Методическое обеспечение по внедрению комплекса в школьную практику «Мобильный лабораторный комплекс для учебной практической и проектной деятельности по физике», г. Москва, 2021г.

6.     Методическое пособие «Цифровая лаборатория по физике для ученика», г Москва, 2021г.

7.     Методическое руководство использования цифровых датчиков и комплектов сопутствующих элементов для опытов по механике, молекулярной физике, электродинамике и оптике, экспериментов по математике г. Москва, 2021г

8.     Обучающий портал fischertechnik предлагает возможность получения базовых знаний по теме конструирования  http://www. fischertechnik – elearning.com

9.     Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по ДОП, утверждённого приказом Министерства образования и науки содержания, структуре и условиям РФ № 1008 от 29 августа 2013 г.

10. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07 декабря 2018 г.;


СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА (102 ч в год)

Таблица 2.

Цель программы

Задачи

Разделы и темы

Планируемые результаты

научить воспитанников разбираться в цифровом оборудовании комплекта «Физика», «Математика» и знакомиться с параметрами физического эксперимента не только на качественном, но и на количественном уровне; формирование исследовательских умений учащихся, выражающихся в следующих действиях:

      определение проблемы;

      постановка исследовательской

задачи;

      планирование решения задачи; 

      построение моделей;

      выдвижение гипотез;

      экспериментальная проверка гипотез;

      анализ данных экспериментов или наблюдений;

      формулирование выводов.

Обучающие задачи:

       углубить школьные знания по физике и математике;

       познакомить ребят с основами логики, комбинаторики, принципами доказательств;

       научить пользоваться основными логическими терминами, операторами;

       рассмотреть типы олимпиадных задач и способы их решения;

       рационально использовать различные математические инструменты при решении задач;

       научить осуществлять самостоятельный

Тема № 1. Вводное занятие. 1 час.

Ознакомление с годовой программой и расписанием занятий. Техника безопасности в кабинете физики.

В процессе формирования экспериментальных умений по физике учащийся учится представлять информацию об исследовании в четырёх видах:

•  в вербальном: описывать эксперимент, создавать словесную модель эксперимента, фиксировать внимание на измеряемых физических величинах, терминологии; •  в табличном:

заполнять таблицы данных, лежащих в основе построения графиков (при этом у учащихся возникает первичное представление о масштабах величин);

Тема № 2. Теоретические основы работы с цифровым оборудованием. 1 час.

Знакомство с цифровыми датчиками и способами их подключения.

Тема № 3. Проектные и исследовательские работы.

42 часа.

Лабораторный практикум по механике.

1.      Определение ускорение свободного падения.

2.      Экспериментальное изучение законов колебания маятника.

3.      Изучение закона сохранения энергии при колебании груза, подвешенного на нити.

4.      Изучение колебания груза на пружине.

5.      Определение средней скорости.

Лабораторный практикум по молекулярной физике.

1.      Количество теплоты. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.

2.      Исследование изотермического процесса.

3.      Определение теплоёмкости глицерина. Лабораторный практикум по электричеству ( с генератором).

1.      Конденсатор в цепи переменного тока.

2.      Измерение магнитной индукции.

3.      Заряд и разряд конденсатора.

4.      Изучение правила Ленца.

5.      Измерение ёмкости конденсатора.

 

Цель программы

Задачи

Разделы и темы

Планируемые результаты

развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений обучающихся до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и физики; а также освоение методик и развитие нестандартного мышления, необходимых для выполнения олимпиадных заданий.

 

поиск информации естественнонаучно го содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научнопопулярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в различных формах

(словесно, с помощью графиков, математических символов, структурных схем).

Воспитывающие задачи:

         сформировать ответственное отношение к выполняемой работе;

         развить качества,

Лабораторный практикум по оптике.

1.      Дифракционная решётка. Использование свойств дифракционной решётки для измерения длины волны источника света.

2.      Определение длины волны светодиодов с различным спектром излучения с помощью дифракционной решётки.

3.      Изучение интерференции лазерного излучения на двух параллельных щелях.

4.      Изучение преломления света на границе раздела различных сред.

Экспериментальный практикум по математике.

1.      Сравнение относительной влажности и температуры окружающего воздуха и воздуха, выдыхаемого человеком.

2.      Измерение освещённости на рабочих местах учеников.

3.      Звук как гармоническое колебание.

4.      Измерение магнитной индукции.

5.      Изучение правила Ленца.

6.      Измерение гидростатического давления.

Экспериментальное определение гидростатического давления при использовании датчиков дифференциального и относительного давления.

7.      Сравнение pH дистиллированной и водопроводной воды из открытых источников.

Проектные и исследовательские работы (по выбору обучающихся). 1. Движение воздуха

2.      Вес воздуха

3.      Воздушный шар в вакууме

4.      Живая перчатка

•  в графическом: строить графики по табличным данным, что позволяет перейти к выдвижению гипотез о характере зависимости между физическими величинами (при этом учитель показывает преимущество в визуализации зависимостей между величинами, наглядность и многомерность);  •  в аналитическом (в виде математических уравнений): приводить математическое описание взаимосвязи физических величин, математическое обобщение полученных результатов. Условием формирования

 

Цель программы

Задачи

Разделы и темы

Планируемые результаты

 

позволяющие эффективно работать в коллективе, решать спорные вопросы бесконфликтно, в процессе дискуссии на основе взаимного уважения;

         развить творческий подход

деятельности;

         сформировать активную, общественную жизненную позицию. 

Развивающие задачи:

   интеллектуальное развитие, формирование качеств, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность

5.                  Бумажный кораблик

6.                  Увидеть звук

7.                  Почему на закате солнце красное.

8.                  Голубое небо.

9.                  Как правильно «тонуть»

10.              Картезианский водолаз

11.              Пуск мыльных пузырей, наполненных водородом

12.              Замерзание кипящей воды

13.              Электрический ветер

14.              Вспыхивающая неоновая лампочка

15.              Цветка как источник питания

16.              Электризация человека с «Султаном»

17.              Светящиеся слова

18.              Опыт с молниеотводом

19.              Фокус с банкой

20.              «Волшебная трубка»

21.              Закон Ома. Смешанные соединения проводов

22.              Магнитный щит

23.              Конструирование сельхоз техники, определение технических характеристик модели Конструирование, определение технических характеристик модели

1.      Конструирование сельхозтехники

2.      Конструирование строительной техники

3.      Конструирование ветренного двигателя

Лабораторные работы по физике с помощью цифровой лаборатории RELEON Лабораторные работы

1.      Изучение равноускоренного движения тела по наклонной плоскости

2.      Определение ускорения свободного падения с помощью машины Автуда

межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе продолжается работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего

 

Цель программы

 

Задачи

Разделы и темы

Планируемые результаты

 

мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры; воспитание отношения к математике и физике как к части общечеловеческой

культуры, понимание значимости математики и физики для научнотехнического прогресса.

3.        Измерение силы Архимеда

4.        Проверка условия равновесия рычага

5.        Определение сил упругости и жесткости пружины

6.        Демонстрация изменения влажности воздуха

7.        Определение количества теплоты при нагревании и охлаждении

8.        Определение удельной теплоты плавления льда

9.        Определение ёмкости конденсатора по изучению его разряда

10.    Измерение электрических сопротивлений мостом Уитстона

11.    Изучение последовательного и параллельного соединения проводников

12.    Изучение смешанного соединения проводников

13.    Измерение работы и мощности тока

14.    Изучение закона Джоуля-Ленца

15.    Изучение зависимости мощности и КПД источника от напряжения на нагрузке

16.    Изучение закона Ома для полной цепи

17.    Изучение закона Ома для цепи переменного тока

18.    Исследование вольт-амперной характеристики полупроводникового диода

Практические работы

19.    Изучение закона сохранения механической энергии

20.    Измерение веса тела

21.    Определение плотности твердого тела

22.    Закон Паскаля. Определение давления жидкости 23. Атмосферное и барометрическое давление. Магдебургские полушария 

24.  Определение удельной теплоёмкости вещества

25.  Изучение процесса кипения воды

26.  Распределение силы света вокруг электрической

актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего». При изучении физики обучающиеся усовершенствуют приобретенные навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них

 

Цель программы

Задачи

Разделы и темы

Планируемые результаты

 

 

лампы

Демонстрационные эксперименты

27.    Неподвижный и подвижный блоки

28.    Получение теплоты при трении и ударе

29.    Зависимость уровня звука от расстояния до источника

30.    Удлинение проволоки при нагревании

31.    Электрический ток в электролитах

32.    Исследование магнитного поля проводника с током

33.    Изучение явления электромагнитной индукции

34.    Исследование зависимости освещённости от характеристик источника света

35.    Плоско поляризованный свет. Поляризаторы

Демонстрационный эксперимент по физике

«Геометрическая оптика»

1.      Прямолинейное распространение света – опыт 1

2.      Образование тени и полутени

3.      Зеркальное отражение света

4.      Диффузное отражение света

5.      Исследование отражение света

6.      Формирование понятия мнимого источника света

7.      Иллюстрация принципа действия уголкового отражателя

8.      Преломление света

9.      Исследование закономерностей преломления света

10.  Обратимость хода световых лучей

11.  Полное внутреннее отражение

12.  Принцип действия поворотной призмы

13.  Принцип действия оборотной призмы

14.  Прохождение света через плоскопараллельную пластину

15.  Прохождение света сквозь треугольную призму

информацию, в том числе:  

              систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; 

              выделять главную и

избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов,

мыслей;  представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядносимволической форме (в виде с таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий - концептуальных

 

Цель программы

Задачи

Разделы и темы

Планируемые результаты

 

 

16.  Введение понятия линзы

17.  Ведение понятия фокуса и фокусного расстояния линзы

диаграмм, опорных конспектов);  заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

Учащиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной

деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности.

Они получат

Тема № 4. Оценка результата. 42 часа.

1.      Работа с текстовым редактором Word

2.      Работа с графическим редактором.

3.      Разработки теоретических моделей процессов или явлений. 

4.      Составление вывода.

Тема № 5. Типы олимпиадных задач и способы их решения. 12 часов. Модуль «Математика»

1.      Натуральные числа и действия над ними

2.      Уравнения и задачи.

3.      Вычисление арифметических выражений. Последовательности

4.      Уравнения и системы уравнений. Неравенства

5.      Одночлены, многочлены, степени, формулы сокращенного выражения

6.      Комбинаторика. Математическая логика

7.      Инварианты и графы

8.      Графики функций и их применение

9.      Геометрия поиск решения практикоориентированных заданий

Модуль «Физика»

1.      Механика

2.      Электродинамика

3.      Основы современной физики

Тема № 6. Совершенствование техники и навыков решения задач. 2 часа. 

Тренинг по решению задач по темам модуля

«Математика», «Физика»  по трём уровням обучения (на

 

Цель программы

Задачи

Разделы и темы

Планируемые результаты

 

 

выбор обучающихся)

возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

 

Тема № 7. Участие во Всероссийской олимпиаде школьников, конкурсов проектов на призовые места.

2 часа.

Участие в школьном и муниципальном турам Всероссийской олимпиады школьников, заочных олимпиадах и конкурсах.

Анализ результатов.


 

XI Международная научно-практическая конференция «Математическое образование в школе и вузе: опыт, проблемы, перспективы» (MATHEDU’2022)

XI Международная научно-практическая конференция «Математическое образование в школе и вузе: опыт, проблемы, перспективы» (MATHEDU’2022)

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного образования

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного образования

Программа авторская. При составлении программы «Физика и математика для одарённых» использовалась методические рекомендации по физике и математике

Программа авторская. При составлении программы «Физика и математика для одарённых» использовалась методические рекомендации по физике и математике

УМК по основным модулям [1], [5], [6], [7], [8]: «Математика» и «Физика»

УМК по основным модулям [1], [5], [6], [7], [8]: «Математика» и «Физика»

Способы вычисления объёма тела 12-13 лет

Способы вычисления объёма тела 12-13 лет

Резонанс 16-18 лет

Резонанс 16-18 лет

Всероссийской олимпиады школьников; 2) предоставляет возможность учащимся обучатся по апробированным в течение 30 лет учебным пособиям по физике и математике, ориентированных на современные требования к…

Всероссийской олимпиады школьников; 2) предоставляет возможность учащимся обучатся по апробированным в течение 30 лет учебным пособиям по физике и математике, ориентированных на современные требования к…

АНО ЗФМЛ «АВАНГАРД», сайт avangard-school@mail

АНО ЗФМЛ «АВАНГАРД», сайт avangard-school@mail

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА (102 ч в год)

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА (102 ч в год)

Обучающие задачи: • углубить школьные знания по физике и математике; • познакомить ребят с основами логики, комбинаторики, принципами доказательств; • научить пользоваться основными логическими терминами,…

Обучающие задачи: • углубить школьные знания по физике и математике; • познакомить ребят с основами логики, комбинаторики, принципами доказательств; • научить пользоваться основными логическими терминами,…

Интернета), ее обработку и представление в различных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, структурных схем)

Интернета), ее обработку и представление в различных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, структурных схем)

Цель программы Задачи

Цель программы Задачи

Развивающие задачи:  интеллектуальное развитие, формирование качеств, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность 5

Развивающие задачи:  интеллектуальное развитие, формирование качеств, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность 5

Цель программы Задачи

Цель программы Задачи

Измерение силы Архимеда 4.

Измерение силы Архимеда 4.

Цель программы Задачи

Цель программы Задачи

Демонстрационные эксперименты 27

Демонстрационные эксперименты 27

Демонстрационные эксперименты 27

Демонстрационные эксперименты 27

Цель программы Задачи

Цель программы Задачи

Они получат

Они получат

Тема № 7. Участие во Всероссийской олимпиаде школьников, конкурсов проектов на призовые места

Тема № 7. Участие во Всероссийской олимпиаде школьников, конкурсов проектов на призовые места

РАЗРАБОТКА СОДЕРЖАНИЯ МОДУЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ФИЗИКА И МАТЕМАТИКА ДЛЯ ОДАРЁННЫХ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

РАЗРАБОТКА СОДЕРЖАНИЯ МОДУЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ФИЗИКА И МАТЕМАТИКА ДЛЯ ОДАРЁННЫХ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2024