Шелест Лариса Владимировна, МБОУ «СОШ № 10» р.п. Гидроторф
Тема: «Духовные основы православной семьи»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель: сформировать представление о духовных ценностях в православной семье;
Задачи:
· формировать уважительное отношение к родителям, окружающим;
· познакомить учащихся с образами отца и матери, традициями православной семьи;
· способствовать развитию позитивного отношения к жизни, к окружающей действительности, к своей семье.
Планируемые результаты:
· Предметные УУД: научатся характеризовать семью как маленький ковчег, призванный защищать детей от беды, в котором проходит основная часть жизни человека и где формируются духовные ценности.
· Метапредметные УУД:
Познавательные: размышление над вопросами: какие качества необходимо в себе воспитать, чтобы создать достойную семью, почему православные называют семью малой Церковью;
§ Коммуникативные: формирование представлений о понятиях: семья, ценности, любовь, венчание, семейные традиции;
Регулятивные: самостоятельно определяют основы православной семьи, семейные ценности;
· Личностные УУД: воспитание у учащихся уважительного отношения к родителям, семье, сохранению традиций и ценностей семьи;
Методы и формы обучения:
Методы: частично-поисковый, наглядно-иллюстративный, репродуктивный
Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: проектор, компьютер, экран.
Оформление: рисунки детей по теме «Семья – малая Церковь», сочинения «Моя семья», пословицы и поговорки о семье, высказывания великих людей о семье, презентация «Памятники семье», «Православная семья» видеоролики «Гимн семье», «Семья Николая II», «Песня «Мама», буклет «Семейные ценности», раздаточный материал, элементы для кластера «Солнце», небольшие веревочки.
Ход урока
«Добрая же христианская семья - ограждение чистых нравов, почва для насаждения добра в человечестве, орудие и средство для распространения и утверждения на земле Святой Христовой Церкви"
Протоиерей Серафим Слободской
«Счастье надо выращивать терпеливо и многими трудами».
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
1. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! С каким настроением вы пришли на урок? Покажите свое настроение громкими аплодисментами. Вы готовы активно работать на уроке? Молодцы!
Учитель: Начнем мы познание удивительного с притчи. При́тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение. Каждая притча имеет поучительный характер и несет в себе глубокий смысл. Послушайте притчу «Кто прав, кто виноват?»:
Учитель читает притчу: «По соседству жили 2 семьи. В одной из них супруги постоянно ссорились и выясняли отношения, а в другой всегда царили любовь, взаимопонимание и тишина.
Строптивая хозяйка никак не могла понять, как соседи умудряются жить без скандалов. В душе она завидовала им. Однажды женщина попросила мужа сходить к соседям и выяснить, почему в их жизни все гладко. Мужчина отправился к соседнему окну и аккуратно заглянул в дом. В комнате он увидел хозяйку. Она вытирала пыль. В этот момент зазвонил телефон, и женщина второпях поставила дорогую вазу на край стола. Через несколько минут в комнату вошел ее муж. Он не заметил вазы и зацепил ее. Дорогая вещь упала на пол и рассыпалась на осколки.
И тут сосед подумал: «Ну вот, сейчас начнется скандал!»
Но к его удивлению женщина подошла к супругу и спокойно сказала: «Извини, милый! Я виновата: я неаккуратно поставила вазу!» На что супруг ответил: «Это ты меня извини, дорогая! Я виноват, что не заметил ее!»
Вернулся сосед домой расстроенный. Жена у него допытывается про секрет семейного благополучия. А муж ей отвечает: «Понимаешь, все дело в том, что у них в семье все виноваты, а у нас – правы…»
Учитель: О чем эта притча?
Учащиеся: Как правильно относиться к жизни и ценить свою семью.
Учитель: Верно. Чему будет посвящен наш урок?
Учащиеся: Семье и ее ценностям.
Учитель: Да, сегодня на уроке мы будем говорить о духовных основах православной семьи. Обратимся к нашему эпиграфу. Эти слова принадлежат святым отцам. Какова идея их высказываний?
Учащиеся: Православная семья должна жить по добрым и чистым правилам, чего можно добиться только терпением и трудами.
2. Актуализация знаний.
Учитель: Семья - это самое важное в жизни человека.
В православной культуре к семье принято относиться как к малой Церкви. Главное в православной семье - это Любовь.
Учащиеся: Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.
Учитель: Вспомните качества, которые присущи семье.
Учащиеся: Родные люди, общий дом, тепло семейного очага, общее хозяйство, забота о старшем поколении, воспитание детей, совместный труд, совместный досуг, соблюдение традиции.
3. Открытие новых знаний.
Учитель: Слово «семья» происходит от слова «семя». Семя, с посаженное с любовью в землю, хотя и маленькое, но дает крепкий росток. Сначала на нем появляются нежные цветы, а со временем и добрые плоды. Когда ваши родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью взращивать, чтобы получилась счастливая семья.
Что вы представляете, когда произносите слово «семья»?
Учащиеся: солнце, тепло, свет, забота, мама, папа.
Учитель: И это не случайно. Если нам плохо, трудно, если случилось несчастье - кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет и защитит, ка не семья. В народе говорится: "Семья - печка: как холодно, все к ней собираются".
А вот на чём держится православная семья? Каковы ее духовные основы?
Давайте составим кластер «Солнце». У вас есть лучи для его создания. Круг – это семья, лучи – ее качества. Выберите нужные: любовь, доброта, взаимопонимание, терпение, уважение, согласие, ответственность, забота, мир, уют, взаимовыручка. А те, которые вы отложили, поясните, почему: непонимание, злость, обида, неуважение, нетерпение, раздражение, ненависть.
Учитель: А сейчас возьмите с парты веревочку. Представьте себе, что она - нить в отношениях родственников. Из чего состоят отношения? (Завязывают шуточные узелки). А что же будет, если друг друга не уважать и "тянуть одеяло на себя" (попросить помочь кого-нибудь дернуть веревку с другой стороны)?
Учащиеся: Она развяжется.
Учитель: Какой вывод можно сделать?
Учащиеся: Только крепкие отношения объединяют православную семью: традиции, уважение, вера.
Учитель: Испокон веков люди в пословицах и поговорках подмечали,
как влияют отношения в семье на здоровье, духовное и физическое, воспитание
детей:
• В дружной семье и в холод тепло.
• В недружной семье добра не бывает.
• В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.
• В семье разлад, так и дому не рад.
• Вся семья вместе, так и душа на месте.
• Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
• На что и клад, когда в семье лад.
• Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.
А сейчас поработайте в парах и самостоятельно соберите пословицы (карточки на столе учащихся):
Семейное согласие |
не страшны и тучи. |
Семья в куче |
всего дороже |
Где мир да лад |
и сам будешь там. |
Корми деда на печи |
без родни не живет. |
Любовь братская |
там и божья благодать. |
Русский человек |
союз христианский |
Учитель: Запишите одну пословицу в тетрадь и объясните ее смысл.
Учитель: В основе православной семьи лежит взаимопонимание, забота и уважение друг другу. Чтобы сохранить семью, нужно быть терпеливым, уступчивым, уметь вовремя промолчать, остановиться. Не всякий из нас способен на это. Поэтому родители закладывают в нас основы будущего благодатного супружества с детства. Послушайте притчу о семье, любви и верности. Притча о хрупкости любви:
«В одной деревне поселился мудрый старец. К нему постоянно приходили маленькие ребятишки, потому что он очень любил и непрерывно баловал их. Человек всегда преподносил им удивительные сюрпризы, сделанные, однако, из самых непрочных материалов.
Дети очень берегли их, но игрушки быстро портились. Они не сдерживали слез, потому что подарки им очень нравились. Чтобы утешить малышей, старец снова делал им сюрпризы из еще более непрочных материалов.
Их родители
не способны были постоянно смотреть на слезы своих детей и, объединившись,
однажды подошли к дому старца. Они сказали ему:
— Мудрец, мы верим в твою бесконечную доброту.
Но игрушки наших сыновей и дочерей быстро ломаются, а они горько плачут. Мы
видим, как малыши берегут их, но ничего не получается. А подарки настолько
замечательные, что поставить их на полку и только любоваться ими нельзя, детям
хочется брать их в руки.
— Подождите, пройдет еще несколько лет, и другие люди начнут дарить им свои души. А они еще более хрупки, чем эти подарки. Но они уже научатся понимать, как дорого то, что дает им другой человек, и, возможно, сумеют сберечь чужое сердце»
Учитель: Какова основная мысль этой притчи?
Учащиеся: Важно научиться понимать, как дорого то, что дает другой человек и сберечь чужое сердце (записывается в тетрадь).
Учитель: Дома вы подготовили высказывания великих людей о семье.
Учащиеся:
В семейной жизни самый важный винт — это любовь. (А.П. Чехов.)
Во всяком возрасте почитай родителей. (Екатерина Вторая.)
Любовь к родителям — основа всех добродетелей. (Цицерон.)
Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое. (В.Г. Белинский.)
Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери. (В.Г. Белинский.)
Один отец значит больше, чем сто учителей. (Д. Герберт)
4. Закрепление материала
Учитель: Поддержка, вера, чистые помыслы, крепость духа, единение – духовные ценности, основы православной семьи, помогающие сохранить ее, победить невзгоды. С 2008 года мы празднуем день Семьи, любви и верности 8 июля. В православной церкви есть и покровители семьи – святые Петр и Феврония Муромские, которые стали примером кротости, духовного единства и целомудрия. Послушайте гимн семье (просмотр ролика)
Хрустальным голосом капели,
Звенит ребячий смех чудесный...
И мать сидит у колыбели,
Дитя лаская тихой песней.
И дом молитвой освещенный,
Стоит открытый всем ветрам.
И учит бабушка внучонка
Словам Отчизна, мама, храм...
Друг друга храните во все времена.
Живите в ладу и гармонии,
И пусть жизнь ваша будет освещена
Любовью Петра и Февронии!
Учитель: В мире за особые заслуги устанавливаются памятники. Есть памятник
книге, есть памятник собаке за преданность, есть памятник поэтам, художникам.
И, конечно же, есть памятник и семье. Памятник семье – это символ
незыблемых ценностей, которые являются и будут являться фундаментом общества
(просмотр презентации «Памятники семье»)
Памятник семье Николая II, расположенный рядом с Храмом-на-Крови в Екатеринбурге. Рядом со Свято-Феодоровским Кафедральным собором, стоит памятник семье работы скульптора Николая Филатова: двое взрослых - мама и папа, а рядом дети - старшая дочь, сынишка и младшенькая, плюс еще один малыш в утробе матери.
Памятник семье Володичкиных построен в посёлке Алексеевка города Кинель Самарской области 7 мая 1995 года к 50-летию Победы. Это памятник матери, у которой война забрала всех девятерых сыновей: шестеро погибли на фронте, трое позже скончались от ран.
Учитель: Слово «семья» греет душу. Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца.
У каждого в семье есть свои обязанности. Их выполняют без напоминания. Самые сложные обязанности лежат на родителях. Их любовью и терпением достигается семейное счастье, а непрестанным трудом — достаток и благополучие. Помни мудрую заповедь:
«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле». (Книга Исход. 20 глава, 12 стих).
Чти – значит, уважай, люби, слушайся. Дети прошлых веков старались выполнять это важное правило жизни. Отступление от него называлось грехом.
В Русском государстве христианские заповеди определяли весь уклад народной жизни, их даже называли конституцией Святой Руси.
Почитать родителей, значит: в детстве — их слушаться, в молодости — с ними советоваться, в зрелом возрасте — о них заботиться.
Бывает, что по одному человеку обо всей семье судят. Нужно дорожить доброй молвой о своей семье. Через тысячи поколений прошла бережно хранимая традиция любви и почитания матери.
Для каждого сына и дочери мать — самый близкий и любимый человек. «Мама» — это первое слово, которое осознанно произносит младенец.
Если отец — глава семьи, то мать — ее душа. Если отец обеспечивает достаток и порядок в доме, то только мать может создать уют, покой и особую теплоту отношений.
И в знатных семьях, и в простых с мамой делили самые сокровенные тайны. К ней бежали в минуты огорчения и душевного волнения. Для детей она утешительница во все годы жизни. От мамы дети получали первые уроки мудрости.
С годами, став взрослее, в чувствах строже.
Вдруг сердцем начинаешь понимать.
Нет человека ближе и дороже.
Чем женщина, которой имя - Мать.
Она с тобой и в радости и в горе
Она с тобой, пускай далёко ты.
И сколько же в её таиться взоре -
Сердечной, материнской теплоты.
Спешите к ней сквозь годы и разлуки.
Что бы её утешить и обнять.
С благоговеньем поцелуйте руки.
Той женщине, которой имя - Мать!
(Звучит песня «Слово «мама» - дорогое» (духовный кант братии Свято-Троице-Сергиевой Лавры).
Учитель: Семья основана на традициях. Семейные традиции - это все то, чего люди придерживаются в кругу своей семьи, каких бы размеров она ни была. Традиции семьи - это объединяющая сила, они укрепляют семью , помогают почувствовать свою сопричастность семье и своему народу.
Семейные традиции сближают всех близких родных, делает семью семьей. Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют: распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки ее обитателей
Традиции являются своеобразным залогом семейного счастья, если в их основе лежит здравый смысл и опыт прошлых поколений.
Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности.
Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных. Строителей, артистов, учителей…
Заниматься каким-то полезным и нужным делом, объединяющим всю семью, - это тоже семейная традиция.
Что такое традиция? Традиция - от латинского "передача". Это слово означает сложившиеся и передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.
Какие традиции вы знаете?
Учащиеся: Традиции гостеприимства, семейный обед. Считается, что хлебосольство – национальная традиция, это объединяет многие семьи, укрепляет дружеские связи.
•Празднование
знаменательных событий в жизни семьи.
• Прогулки, поездки вместе с детьми, походы в
кино, цирк, театр.
•Передача семейных реликвий подрастающему поколению
Учитель: Ребята, а в ваших семьях есть традиции?
Расскажите о них.
Учитель: Семья – это умение прощать обиды, каяться в своих прегрешениях,
нести ответственность за близких.
На картине Рембрандта «Возвращение блудного сына» художник изобразил библейскую притчу. У одного человека было два сына. Младший попросил у отца дать ему ту часть имения, которая причиталась по наследству. Отец исполнил его желание. Сын ушел из дома, поселился в чужой стране, вел распутную жизнь, промотал все состояние. Чтобы не умереть с голоду он нанялся в работники и пас свиней. Охотно питался бы даже тем, чем питались свиньи, но и этого ему не давали. Тогда он искренне раскаялся и вернулся к отцу. Просил принять его хоть последним работником. А любящий отец, увидев сына, поспешил к нему навстречу, пал ему на шею и целовал его. Потом приказал дать ему богатую одежду и от радости, что сын вернулся домой живой, устроил большой пир в своем доме.
Художник хотел показать, что человеку необходимо пройти путь познания и исцеления, чтобы осознать, как важен в жизни опыт старшего поколения. Художник осуждает плохое воспитание, эгоизм, равнодушие, непонимание в семье.
Учитель: Посмотрите внимательно на картину Владимира Маркова «Семья». Это счастливая семья? Почему? Как вам кажется — какие отношения в этой семье?
Просмотр видеоролика «Семья императора Николая II».
Учитель: Счастье и надежда каждой семьи - это дети. Обязанность родителей – достойно воспитать своих детей, передать им свой жизненный опыт.
Семья – это нежность, тепло, духовный свет, который исходит от каждого члена семьи и дарит друг другу радость и надежду.
Для православных христиан брак – это одно из таинств, в которых сам Бог благословляет любящих друг друга. Огромное значение в христианстве придаётся почитанию родителей и уважительному к ним отношению.
Мы уже сказали, что отношения в семье должны строиться на взаимопонимании. А какие еще можно выделить признаки благополучия в православной семье.
Учащиеся: Терпение, умение прощать, верность, любовь, уважение, понимание, взаимопомощь, сопережевание, спокойствие.
5.Рефлексия
Учитель: О дружных семьях слагают легенды. С одной из них вы сейчас познакомитесь «Как появилась дружная семья».
Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно.Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо выполнять следующие правила: (Как вы думаете какие?)
Учащиеся:
· Стараться понять каждого и, если надо, простить.
· Никогда не смеяться над кем-то.
· Уважать родственников.
· Почитать родителей.
Учитель: Ребята, на партах у вас лежат буклеты «Семейные традиции». Они предназначены вашим родителям и вам. Давайте с ними познакомимся, а дома вы обсудите их с родителями и дополните своими традициями.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Учитель: Мне хочется, чтобы в вашей жизни вы научились очень важному делу - научились благодарить тех, кто для вас делает много добра,- близких и родных людей. Почитание и уважение родителей является во все времена основой порядочности и главным достоянием нашего народа.
Семья - мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей – основа православной семьи. Закончим наш урок стихотворением:
Берегите близких. Берегите.
Жизнь, она торопится, не ждёт.
На крутом изломе поддержите,
Знайте беды их наперечёт.
Сохраняйте письма. Ждите в гости.
Иногда дарите им цветы.
Это очень трудно, очень просто.
Жизнь прожить – не поле перейти.
Близкие от нас уходят в вечность.
Каждому свой час и свой черёд.
Пусть жестокость или бессердечность
Поздним вас раскаяньем не жжёт.
Вы ещё успеете. Спешите
Окружить их множеством забот.
Будьте снисходительны к ошибкам
И прощать умейте в свой черёд.
6. Домашнее задание.
1. Перечитать повесть о Петре и Февронии Муромских.
2. Спросить у членов своей семьи, какие семейные ценности они считают главными в своей жизни;
3. Подготовить рассуждение на тему «Семья – это маленький ковчег».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.