Как родилась Азбука
Технологическая карта занятия
Предметные: Понимать информацию, ценность письма и чтения для применения в различных жизненных ситуациях, уметь декламировать стихи, поговорки, выступать перед знакомой аудиторией, отвечать на вопросы
|
Метапредметные: Развивать внимание, память, осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности, принимать поставленную задачу, развивать навыки сотрудничества
|
Совместная деятельность: Слушать и слышать педагога, принимать цель совместной деятельности, совместно исполнять предложенные задания, контроль и оценку выполняемых действий
|
Ресурсы занятия:
1.Мультимедийный проектор
2.Компьютер, экран
3.Видеоролики
4.Наглядные пособия (макет Азбуки, таблички с символами, карточки с буквами)
5.Раздаточный материал: карточки с заданиями, имитированные «восковые»дощечки, писало, поговорки, листки, памятки, ручки, карандаши
6.Костюмы соведущих, сценарии.
Тема: «Как родилась АЗБУКА.»
Ход занятия
Организационный момент:
Педагог проверяет готовность к мероприятию.
В класс входят учащиеся и рассаживаются по местам.
Мотивация к деятельности:
Ведущий: -Ребята, заканчивается ваш первый учебный год.
-Вы научились писать? А читать?
-Скажите, мог бы человек стать грамотным без письма и чтения книг?
СЛАЙД №1
-Давайте прочтём, что написано на заставке экрана…
(24 мая – День славянской письменности, память о Кирилле и Мефодии»)
Актуализация необходимых действий:
Ведущий:-Вспомните, когда вы только пришли в школу, в 1 класс вымогли НАПИСАТЬ своё имя и фамилию?
-а ПРОЧИТАТЬ Имя и Отчество своей учительницы?
- что нужно было выучить, чтобы начать читать и писать?
Стук в дверь…
Ведущий: -- кто-то опоздал, что ли?
В дверях появляется макет АЗБУКИ, за ней прячется «Зайка Вопросик»
Ведущий: --тема нашего урока – «Как родилась Азбука»
Из-за АЗБУКИ выбегает зайка…, петляя пробегает по классу и выбегает на середину.
«Зайка-Вопросик» - Всем здравствуйте, извините, кажется я немножко опоздал?
- меня зовут Зайка-Вопросик!
- Я очень любознательный и у меня оооочень много вопросов!
Ведущий: присаживайся, Вопросик, отдышись,
- а мы продолжим…
Организация познавательной деятельности:
ВИДЕО: колокольный звон 1(начало)
1 ученица - ежегодно 24 мая народы славянских стран торжественно отмечают праздник «День славянской письменности и культуры.»
«Вопросик» - ребята, а вы знаете кто это славянские народы?
1 ученица - к славянским народам относятся: Россия, Белоруссия, Болгария, Украина,
2 ученица – Молдавия, Сербия, Северная Македония, Чехословакия,
«День славянской письменности и культуры» - это единственный церковно-государственный праздник в России. Церковь и государство прославляют заслуги двух братьев Кирилла и Мефодия.
ВИДЕО (о Кирилле и Мефодие)
Ведущий: - представляете, ребята, в далекие древние времена люди передавали всю информацию устно…
«Вопросик» - как это устно?
1 ученица -это значит в устной форме передавали друг другу важные истории, рассказывали былины, сочиняли сказки, песни, поговорки. Всё заучивали наизусть и пересказывали другим людям.
2 ученица - ходили по свету рассказчики. И всё о чём ведали - о природе, о разных событиях, происшествиях и новостях--передавали другим людям под звучание струн гуслей.
«Вопросик» - так что ж они так мучились? Учили, запоминали, пересказывали…?
Взяли бы да записали словами…
Ведущий: - ребята, а из чего состоят слова?
…ответ из зала… (из букв)
1 ученица - правильно, благодаря тому, что существуют буквы, мы можем прочитать много книг, написать письмо, подписать открытку…
Ведущий - проведём игру
Игра: «Какая команда придумает больше слов» (дети называют букву с которой будем вспоминать слова и произносить их вслух)
-Помощники в каждой команде по ходу игры ведут подсчет слов
-Сообщают результат.
2 ученица - Но только у славянских народов в те далекие времена - ещё не было букв.
Вопросик - а как без букв то?, как написать сообщение, послать СМС-ку?
Показ слайдов с комментарием ведущего:
ведущий - древние люди сначала пользовались изображениями, дощ придумывали знаки и символы, использовали глиняные плитки, восковые дощечки, камни, бересту и др.
Практическое задание: (на столах медальоны из фольги на картоне, имитация восковых дощечек и «писало», карточки с заданием; на доске – карточки с символами)
-попробуем написать острой палочкой на медальоне первую букву своего имени, затем на табличке -- писать символами по заданию;
-мысленно составить короткое сообщение из предложенных символов, расставить их по порядку,
-записать писалом на дощечке,
- передать соседу,
-пусть догадается, что ты ему хочешь сообщить
ВИДЕО (Когда славяне были уже крещены.)
Ведущий - Каждая буква имела свое значение:
Соведущие показывают карточки со славянскими буквами Аз, Буки, Веди и переводят на русский язык:
Аз----означало - Я, Буки----означало - буду, быть, Веди----ведать, знать.
Г-глаголь, Д-добро и т.д.
Ведущий - Давайте объединим значения первых трёх букв и прочтем, что получится:
Все первоклассники читают хором: - Я БУДУ ЗНАТЬ -
-а если соединить первые две буквы-что получится?
АЗ-БУ-КА
Ведущий: - - А как мы назовём таблицу, где буквы расположены по порядку?
-АЛФАВИТ-
-В Кириллице сначала было 49 букв и назывались они – буквицами. Постепенно убирались неудобные буквы и, к нашему времени, осталось …? – 33 буквы.
Прочтем поговорки (читать с карточек по желанию детей)
1—Кто знает Аз да Буки, тому и книги в руки!
2—Азбука не мука—колыбель науки
3—Аз да Буки избавляют от скуки
4—Аз да Буки – начало науки (подумайте, что это означает?)
5—Без букв и грамматики не научишься и математике!
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА: «Шишки, жёлуди, орехи»
ВИДЕО (от буквицы к современной азбуке)
Задание: «Найди слово» (карточки №1 и №2 с зашифрованными словами)
(работа в парах командами)
1 - Найдите слово, зачёркивая дважды повторяющуюся букву в строчке,
- оставшуюся букву обвести,
2 – прочтите найденное слово
№1 – Буквы, Слова, Книги. №2 –Азбука, Письмо, Словарь.
Ведущий - ребята, вы выучили буквы, научились писать слова,
а на следующем занятии поговорим и посмотрим видеоматериал как создавались и выглядели первые книги.
Рефлексия деятельности
Ведущий - Что нового и интересного для себя вы узнали на этом занятии?
-(имена братьев, их заслуги и т.д.)
-а хотели бы вы поделиться с кем-нибудь этими новыми знаниями?
например: дать другу прочитать ваше сообщение символами на табличках?
-Попробовать пописать писалом - острой палочкой?
-Зашифровать слова,
Ведущие -1 - появление письменности на Руси оказало огромное влияние на развитие науки, культуры, грамотности народа, литературы, искусства,
2 - 24 мая наше государство и церковь прославляет святых Равноапостольных первоучителей словенских Кирилла и Мефодия
3- и торжественно отмечает праздник «День славянской письменности и культуры», день рождения АЗБУКИ.
Стихи: (читают ученики)
1- Слава вам, братья, славян просветители
Церкви славянской Святые отцы!
Слава вам правды Христовой учители,
Слава вам, грамоты нашей творцы!
2 - Кирилл с Мефодием когда-то
Создали алфавит для нас,
Мы буквы эти сохранили
И их используем сейчас.
3 - В день письменности всем желаем
Традиции не забывать,
Беречь язык, свою культуру для поколений сохранять!
Поблагодарим наших ведущих-помощников, попрощаемся с нашими гостями.
Используемые интернет ресурсы:
Zabir.ru/dlya/detey/pro/pismennost/; Myltiurok.ru>index.php/files/; https/youtu.be/;
VK видео детям о славянской культуре и письменности; беседа-игра о Кирилле и Мефодии;
Dzen.ru «Сказ о том как письменность появилась…»; «Глаголица.Для чего и как создавали алфавит»; «Популярная наука»; «Мир Вашему Дому».
Опубликовано: 07.06.2024
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.