Разработка урока: Как родилась Азбука.
Оценка 4.9

Разработка урока: Как родилась Азбука.

Оценка 4.9
docx
24.06.2024
Разработка урока: Как родилась Азбука.
Как родилась Азбука.docx

Как родилась Азбука

Технологическая карта занятия

Предметные:

Понимать информацию, ценность письма и чтения для применения в различных жизненных ситуациях, уметь декламировать стихи, поговорки, выступать перед знакомой аудиторией, отвечать на вопросы

 

Метапредметные:

Развивать внимание, память, осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности, принимать поставленную задачу, развивать навыки сотрудничества

 

Совместная деятельность:

Слушать и слышать педагога, принимать цель совместной деятельности, совместно исполнять предложенные задания, контроль и оценку выполняемых действий

 

 

Ресурсы занятия:

1.Мультимедийный проектор

2.Компьютер, экран

3.Видеоролики

4.Наглядные пособия (макет Азбуки, таблички с символами, карточки с буквами)

5.Раздаточный материал: карточки с заданиями, имитированные  «восковые»дощечки, писало, поговорки, листки, памятки, ручки, карандаши

6.Костюмы соведущих, сценарии.

 

Тема: «Как родилась АЗБУКА.»

Ход занятия

Организационный момент:

Педагог проверяет готовность к мероприятию.

В класс входят учащиеся и рассаживаются по местам.

Мотивация к деятельности:

Ведущий: -Ребята, заканчивается ваш первый учебный год.

-Вы научились писать?    А читать?

-Скажите, мог бы человек стать грамотным без письма и чтения книг?

СЛАЙД №1 

-Давайте прочтём, что написано на заставке экрана…

(24 мая – День славянской письменности, память о Кирилле и Мефодии»)

Актуализация необходимых действий:

Ведущий:-Вспомните, когда вы только пришли в школу, в 1 класс  вымогли НАПИСАТЬ своё имя и фамилию?

-а ПРОЧИТАТЬ Имя и Отчество своей учительницы?

- что нужно было выучить, чтобы начать читать и писать?

Стук в дверь…

Ведущий: -- кто-то опоздал, что ли?

В дверях появляется макет АЗБУКИ, за ней прячется «Зайка Вопросик»

Ведущий: --тема нашего урока – «Как родилась Азбука»

Из-за АЗБУКИ выбегает зайка…, петляя пробегает по классу и выбегает на середину.

«Зайка-Вопросик»   - Всем здравствуйте, извините, кажется я немножко опоздал?

- меня зовут Зайка-Вопросик!

- Я очень любознательный и у меня оооочень много вопросов!

Ведущий:  присаживайся, Вопросик, отдышись,

- а мы продолжим…

Организация познавательной деятельности:

ВИДЕО:  колокольный звон 1(начало)

1 ученица - ежегодно 24 мая народы славянских стран торжественно отмечают праздник «День славянской письменности и культуры.» 

«Вопросик» - ребята, а вы знаете кто это славянские народы? 

1 ученица -  к славянским народам относятся: Россия, Белоруссия, Болгария, Украина,

2 ученица – Молдавия, Сербия, Северная Македония, Чехословакия,

«День славянской письменности и культуры» - это единственный церковно-государственный праздник в России. Церковь и государство прославляют заслуги двух братьев Кирилла и Мефодия. 

ВИДЕО  (о Кирилле и Мефодие) 

Ведущий: - представляете, ребята, в далекие  древние времена люди передавали всю информацию устно…  

«Вопросик» - как это устно?

1 ученица -это значит в устной форме передавали друг другу важные истории, рассказывали былины, сочиняли сказки, песни, поговорки. Всё заучивали наизусть и пересказывали другим людям.

2 ученица - ходили по свету рассказчики. И всё о чём ведали - о природе, о разных событиях, происшествиях и новостях--передавали другим людям под звучание струн гуслей. 

«Вопросик» - так что ж они так мучились?  Учили, запоминали, пересказывали…?

Взяли бы да записали словами… 

Ведущий: - ребята, а из чего состоят слова?

   …ответ из зала… (из букв)

            

1 ученица - правильно, благодаря тому, что существуют буквы, мы можем прочитать много книг, написать письмо, подписать открытку… 

Ведущий - проведём игру

Игра: «Какая команда придумает больше слов» (дети называют букву с которой будем вспоминать слова и произносить их вслух)

-Помощники в каждой команде по ходу игры ведут подсчет слов

-Сообщают результат.   

2 ученица - Но только у славянских  народов в те далекие времена - ещё не     было букв.  

Вопросик - а как без букв то?, как написать сообщение, послать СМС-ку?

Показ слайдов с комментарием ведущего:

ведущий - древние люди сначала пользовались изображениями, дощ придумывали знаки и символы, использовали глиняные плитки, восковые дощечки, камни, бересту и др.  

Практическое задание: (на столах медальоны из фольги на картоне, имитация восковых дощечек и «писало», карточки с заданием; на доске – карточки с символами)

-попробуем написать острой палочкой на медальоне первую букву своего имени, затем     на табличке -- писать символами по заданию;

 -мысленно составить короткое сообщение из предложенных символов, расставить их по порядку,

-записать писалом на дощечке,

- передать соседу,

-пусть догадается, что ты ему хочешь сообщить  

ВИДЕО (Когда славяне были уже крещены.)  

Ведущий - Каждая буква имела свое значение:

Соведущие показывают карточки со славянскими буквами Аз, Буки, Веди   и переводят на русский язык:

Аз----означало - Я,     Буки----означало - буду, быть,     Веди----ведать, знать. 

Г-глаголь,      Д-добро и т.д.

Ведущий - Давайте объединим значения первых трёх букв и прочтем, что получится:

Все первоклассники читают хором:   - Я БУДУ ЗНАТЬ -

-а если соединить первые две буквы-что получится? 

АЗ-БУ-КА

Ведущий: - - А как мы назовём таблицу, где буквы расположены по порядку?

-АЛФАВИТ-

-В Кириллице сначала было 49 букв и назывались они – буквицами. Постепенно убирались неудобные буквы и, к нашему времени, осталось …? – 33 буквы.    

Прочтем поговорки (читать с карточек по желанию детей)

1—Кто знает Аз да Буки, тому и книги в руки!

2—Азбука не мука—колыбель науки

3—Аз да Буки избавляют от скуки

4—Аз да Буки – начало науки (подумайте, что это означает?)

5—Без букв и грамматики не научишься и математике! 

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА:  «Шишки, жёлуди, орехи» 

ВИДЕО (от буквицы к современной азбуке)   

Задание: «Найди слово» (карточки №1 и №2  с зашифрованными словами)

                     (работа в парах командами)

                     1 - Найдите слово, зачёркивая дважды повторяющуюся букву в строчке,

                        - оставшуюся букву обвести,      

                     2 – прочтите найденное слово

         №1 – Буквы, Слова, Книги.  №2 –Азбука, Письмо, Словарь.  

Ведущий - ребята, вы выучили буквы, научились писать слова,

а на следующем занятии поговорим и посмотрим видеоматериал как создавались и выглядели первые книги. 

Рефлексия деятельности

Ведущий - Что нового и интересного для себя вы узнали на этом занятии?

-(имена братьев, их заслуги и т.д.)

 -а хотели бы вы поделиться с кем-нибудь этими новыми знаниями?

например: дать другу прочитать ваше сообщение символами на табличках?

-Попробовать пописать писалом - острой палочкой?

-Зашифровать слова,

                     Ведущие -1 - появление письменности на Руси оказало огромное влияние на развитие науки, культуры, грамотности народа, литературы, искусства,

        2   - 24 мая наше государство и церковь прославляет святых Равноапостольных первоучителей словенских Кирилла и Мефодия

3- и торжественно отмечает праздник «День славянской письменности и культуры», день рождения АЗБУКИ.

Стихи: (читают ученики)

1- Слава вам, братья, славян просветители

             Церкви славянской Святые отцы!

   Слава вам правды Христовой учители,

   Слава вам, грамоты нашей творцы!

 2 -    Кирилл с Мефодием когда-то          

         Создали алфавит для нас,

         Мы буквы эти сохранили

         И их используем сейчас.                                                                                          

3 - В день письменности всем желаем

              Традиции не забывать,

              Беречь язык, свою культуру для поколений сохранять!

                     Поблагодарим наших ведущих-помощников, попрощаемся с нашими гостями.

 

 

Используемые интернет ресурсы:

Zabir.ru/dlya/detey/pro/pismennost/; Myltiurok.ru>index.php/files/; https/youtu.be/;

VK видео детям о славянской культуре и письменности; беседа-игра о Кирилле и Мефодии;

Dzen.ru «Сказ о том как письменность появилась…»; «Глаголица.Для чего и как создавали алфавит»; «Популярная наука»; «Мир Вашему Дому».

Опубликовано: 07.06.2024


 

Как родилась Азбука Технологическая карта занятия

Как родилась Азбука Технологическая карта занятия

Стук в дверь… Ведущий: -- кто-то опоздал, что ли?

Стук в дверь… Ведущий: -- кто-то опоздал, что ли?

Но только у славянских народов в те далекие времена - ещё не было букв

Но только у славянских народов в те далекие времена - ещё не было букв

Буквы, Слова, Книги. №2 –Азбука,

Буквы, Слова, Книги. №2 –Азбука,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.06.2024