Цель: развивать представление о специфике волшебной сказки (волшебные предметы, герои); отрабатывать умение делить произведение на части, озаглавливать их; формировать умение логического осмысления частей сказки и всего ее содержания; формировать умение четкого ответа на поставленные вопросы; формировать умение давать характеристику главным героям.
Ход урока
1. Организационно-мотивационный момент.
Прозвенел звонок веселый.
Всех зовет он на урок.
Ну-ка, дети, все готовы?
Начинаем точно в срок.
На места все тихо сядем,
Не нарушим тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.
Н. Горбунова
2. Речевая разминка.
· Упражнения «Свеча», «Конфета», «Хомячок» сделаем глубокий вдох носом, задержите дыхание, выдохните через рот, задувая пламя свечи.
· Прочитаем чистоговорку вместе.
Ра-ра-ра – начинается игра.
Са-са-са – в лесу бегает лиса.
Жу-жу-жу – молока дадим ежу.
Ру-ру-ру – мы закончили игру.
3. Вступительное слово учителя.
Пусть сказка – вымысел и ложь,
Но здесь прочтете между строк,
Что в жизнь уверенно войдешь
Лишь через школьный ты порог.
Прозрачным солнечным лучом
Проложится твой путь на свете,
И жизнь основана на чем,
Поймешь, проснувшись на рассвете!
- Ребята, а вы любите сказки?
- Весёлые и грустные, страшные и смешные, сказки знакомы нам с детства. С ними связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости.
Сказки любят взрослые и дети. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты.
Сказки – древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой древности.
В сказках совершаются невероятные чудеса.
4. Актуализация знаний.
- Что такое сказка?
Ответы детей: сказка – это произведение устного народного творчества с вымышленными героями и событиями.
- Какие бывают сказки?
Ответы детей: волшебные, бытовые, сказки о животных, авторские.
- Сегодня мы продолжим работу со сказками. И работать будем с волшебной сказкой. Назовите особенности волшебной сказки.
Ответы детей. На доске открывается схема (Приложение 1).
Физкультминутка.
Репка
В огороде дедка репку посадил (присели)
И водой из лейки репку он полил (тихонько поднимаемся)
Расти, расти, репка, и сладка, и крепка (тянемся вверх на носочках)
Выросла репка всем на удивленье (подняли плечики)
Большая – пребольшая, всем хватит угощенья (руки в стороны)
Выросла репка и сладка, и крепка (тянемся вверх на носочках)
Выросла репка и сладка, и крепка (тянемся вверх на носочках)
5. Работа по теме урока.
5.1. Работа с текстом.
· Лексическая работа: каурый, пурпурный, скиперт, корчма, приклонить, челядь, горе мыкать.
· Чтение сказки учителем.
- При чтении обратите внимание на то, как характеризуют героев их поступки.
· Проверка первичного восприятия:
- Понравилась ли вам сказка?
- Какая это сказка: веселая, грустная, смешная, печальная, поучительная? Почему?
· Анализ текста.
- Какие чувства вы переживали, слушая сказку?
- Кто из героев понравился, а кто вызвал другие чувства? Какие и почему?
- Почему Бартек помог змее?
- Почему, пригласив короля к себе домой, он не смог до конца оставаться гостеприимным?
- Почему слуги отняли у короля корону и скипетр?
- Расскажите, как был вознагражден Бартек.
- Какие черты характера присущи Бартеку?
· Работа в парах.
Учащимся необходимо соотнести характеристику героя сказки с персонажем (Приложение 2).
· Деление сказки на части и составление плана.
- На сколько частей можно поделить сказку?
- О чём идет речь в каждой части?
На доске – пункты плана в неправильной последовательности. Учащимся предлагается восстановить последовательность плана (Приложение 3).
· Подготовка к выразительному чтению.
- Подумайте, как нужно читать слова Бартека?
- Выберите интонацию для чтения слов змеи.
- Как нужно читать слова уточки?
- Выберите интонацию для чтения слов короля.
· Выразительное чтение сказки по ролям.
6. Подведение итогов урока.
В гостях мы были у друзей сердечных,
В чудесной сказке каждый побывал.
Мой юный друг!
Бери с собой в дорогу своих любимых
Сказочных друзей.
В заветный час они тебе помогут
Найти мечту и сделать жизнь светлей!
О. Лиханова
Гимнастика для глаз (Приложение 5).
«Найди сказочного героя»
Вокруг доски развешены сказочные герои. Учащимся предлагается глазами, не поворачивая головы, найти называемых учителем сказочных героев.
- Выберите пословицу, которая наиболее полно отражает главную мысль сказки «Благодарная змея»?
1) На свете не без добрых людей.
2) Беден, да честен.
3) Делай добро и жди добра.
4) На чужой каравай рот не разевай.
Ответы детей.
- Лучше всего отражает главную мысль сказки пословица «Делай добро и жди добра». Как вы думаете, почему?
Ответы детей.
- Как вы считаете, каким лучше быть: добрым или злым? Почему?
Ответы детей.
- Чем интересен был урок?
- Какие вы испытали трудности?
- Благодарю всех за активную работу на уроке.
7. Рефлексия.
Рефлексия «Мишень»: чем ближе к центру мишени, тем ближе к полному погружению в тему урока, на краях мишени - ближе к непониманию материала. Обучающиеся должны «поставить точку» красным, желтым или зеленым цветом в каждом секторе (Приложение 4).
8. Домашнее задание.
Подготовить подробный пересказ сказки.
Источники:
1. https://infourok.ru/urok-po-russkoj-literature-dlya-3-klassa-volshebnye-skazki-blagodarnaya-zmeya-polskaya-narodnaya-skazka-4551662.html
2. https://urok.1sept.ru/articles/678030
3. https://eior.by/catalog_lecture/3-klass/litchtenie/6.php
Приложение 1
Чья характеристика? |
|
Ø Бедный крестьянин. Добрый, жалостливый, готов помочь в трудную минуту. Трудолюбивый, гостеприимный, справедливый. «Я её вырастил, выкормил, от ястреба спасал, от голода укрывал. Она со мной горе мыкала, пускай теперь доли счастливой отведает, во дворце поживёт», -говорит он об уточке |
Змея |
Ø Считает, что врага может одолеть в два счёта. Злой, властный, но трусливый. Не держит своего слова, пользуется своей властью над другими людьми и обманывает их |
Уточка |
Ø Точно собачонка бегает, да весело покрякивает. Любит хозяина, всегда бежит ему навстречу. Пережила много бед и лишений. Благодаря Бартеку избавилась от чар злой волшебницы и зажила припеваючи в царском дворце |
Король |
Ø Важная особа, но благодарная. Одарила Бартека волшебной силой, которая пригодилась ему в трудные минуты |
Бартек |
Приложение 2
Приложение 3
Бартек и уточка |
Поход Бартека за ряской |
Встреча со змеёй |
Спасение змеи |
Волшебная сила |
Встреча с королём |
Опасность для уточки |
Применение волшебной силы |
Предложение стать королём |
Превращение уточки |
Приложение 5
Приложение 4
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.