Разработка урока "Математическая статистика в жизни"
Оценка 4.8

Разработка урока "Математическая статистика в жизни"

Оценка 4.8
docx
математика
19.11.2019
Разработка урока "Математическая статистика в жизни"
матем. статистика урок 1.docx

 

Министерство образования  Республики Башкортостан

филиал государственного автономного профессионального

образовательного учреждения Башкирский северо-западный

сельскохозяйственный колледж с. Буль-Кайпаново

 

 

 

 

 

 

 

Разработка открытого урока

по математике

«Математическая статистика в жизни.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила и провела:Фахртдинова Л.М.

11 февраля 2019года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тип урока:  закрепления изученного.

Цели.

  • Обучающие:
    • формирование и закрепление у учащихся представления о простейших статистических характеристиках;
    • обработка статистических данных;
    • наглядная интерпретация статистической информации.
  • Развивающие:
    • формирование у учащихся единой научной картины мира и элементов научного мировоззрения.
  • Воспитательные:
    • развитие самостоятельности;
    • формирование у учащихся чувства коллективизма, ответственности за общее дело в ходе групповой работы.

 

Оборудование: проектор, компьютер.

ХОД УРОКА

1.     Организационный момент

2.     Актуализация знаний обучающихся

Слово учителя (зачитывается отрывок из романа Ильфа и Петрова "Двенадцать стульев"

"Статистика знает всё" известно, сколько какой пищи съедает в год средний гражданин республики: известно, сколько в стране охотников, балерин: станков, велосипедов, памятников, маяков и швейных машинок: Как много жизни, полной пыла, страстей и мысли, глядит на нас со статистических таблиц!..".

Это ироничное описание даёт общее представление о статистике.

3.Повторение и систематизация изученного материала

4.Знакомство учащихся с темой урока. Урок целесообразно построить в форме беседы.

Слайд 2 и 3. Термин "статистика" произошел от латинского слова "статус" (status), что означает "состояние и положение вещей".

В процессе беседы учащиеся совместно с учителем приходят к выводу: явления, которые носят массовый характер и подвержены случайной изменчивости, необходимо изучать методами статистики.

Слайд 4. Роль статистики в нашей жизни настолько значительна, что люди, часто не задумываясь и не осознавая, постоянно используют элементы статистической методологии не только в трудовых процессах, но и в повседневном быту. Работая и отдыхая, делая покупки, знакомясь с другими людьми, принимая какие-то решения, человек пользуется определённой системой имеющихся у него сведений, сложившихся вкусов и привычек, фактов, систематизирует, сопоставляет эти факты, анализирует их, делает выводы и принимает определённые решения, предпринимает конкретные действия. Таким образом, в каждом человеке заложены элементы статистического мышления, представляющего собой способности к анализу и синтезу информации об окружающем нас мире.

Можно без преувеличения сказать, что статистическими методами сегодня пронизана вся наша жизнь.

Как только человеку в его деятельности потребовались количественные характеристики, то есть числа, тут же появилась статистика. Конечно, она не называлась так, но самые первые статистические исследования можно обнаружить и в древних египетских папирусах, и на вавилонских глиняных табличках

Доклад ученицы на тему «Возникновение статистики как науки»

Термин «статистика» произошел от латинского слова «статус» (status), что означает «состояние и положение вещей». Первоначально оно употреблялось в значении «политическое состояние». Возникновение статистики было связано с потребностями государственного управления. Уже ранние государства – Китай, Египет, Древняя Греция – нуждались в данных о населении и его составе, имущественном положении граждан, количестве скота, земельных угодий и т.д., это и положило начало статистической практике.

Статистика как наука стала развиваться со второй половины ХVII в., когда в Европе сложились две основные школы: в Англии – математическая школа статистики, в Германии – описательная школа статистики. Ярким представителем первой школы был Уильям Петти (1623-1687), который по праву считается основоположником статистической науки. Он впервые широко применил математику для экономического анализа.

Известными представителями описательной школы статистики были немецкие ученые Генрих Конринг (1606-1681) и Генрих Ахенваль (1719-1772). Основной целью статистики они считали описание политического состояния и достопримечательностей государства, где числовые характеристики были лишь частью предмета статистики.

Отечественная статистика прошла путь от описательной статистики до статистики как науки о «категорическом исчислении». Представителями описательной статистики были Иван Кириллович Кириллов (1689-1737) и Василий Никитич Татищев (1686-1750). Представителем науки о «категорическом исчислении» является Дмитрий Петрович Журавский (1810-1856).

Видные представители русской академической школы статистики Александр Александрович Чупров (1874-1926), Юлий Эдуардович Янсон (1835-1893), Александр Аркадьевич Кауфман (1874-1919) и другие оказали большое влияние не только на развитие статистической науки, но и на работу статистических органов, привлекая внимание российской общественности к изучению массовых явлений. Особенностью развития статистики в России было создание после отмены крепостного права земской статистики, которая отличалась высоким профессионализмом.

К концу ХIХ века Россия была признана одним из центров научной статистической мысли. Этому в значительной степени способствовали периодические издания: «Статистический журнал», «Вестник Императорского  Русского Географического общества» и др. С 1914 по 1919 г. регулярно издавался журнал «Статистический вестник», с 1919 по 1929 г. (возобновлен в 1949 г.) – «Вестник статистики», переименованный в 1995 г. в «Вопросы статистики».

 

Статистическая информация – это числовые данные о массовых явлениях. 

Слайд 5. Числовые характеристики статистических рядов

Объем измерения – количество источников информации (число опрошенных или число голосов)

Размах измерения – разница между наибольшим и наименьшим значениями результатов измерений

Мода измерения – наиболее часто встречающийся результат

Среднее значение – частное от деления суммы всех результатов измерения на объем измерения 

Медиана  это число, которое разделяет набор  чисел на две равные по численности части.

Важно: Медиана находится в вариационном ряду, т.е. в наборе чисел, записанных в порядке возрастания!

5. Закрепление  темы. Формирование умений и навыков.

Деловая игра.

Представьте, что вы всей группой открыли фирму «103 и компания»- помощь в правильном оформлении различных документов.

У каждой фирмы есть различные отделы, каждый выполняет свои функции. Сегодня им предстоит решить служебные задачи и сдать отчеты генеральному директору компании.

5.     Самостоятельная работа. Раздаю карточки с заданиями , учащиеся решают  задачи в рабочих тетрадях.

6.     Подведение итогов урока. ( собираю тетради на проверку самостоятельной работы).

7.     Рефлексия

8.     Домашнее задание с объяснением. Башмаков М.И. Математика. Учебник для 10 класса, повторить тему «Представление числовых данных» (стр.241-243)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задания для самостоятельной работы

Бухгалтерия

В разные месяцы платными услугами организации воспользовались на сумму: 100, 101, 105, 104, 102, 105, 103, 105, 101 тыс.руб.

  1. Определите средний заработок организации.
  2. Какую сумму организация зарабатывала чаще всего?
  3. Какова разница между самым большим и самым маленьким поступлением на счет организации?
  4. Какая сумма получена в середине временного промежутка?

Ответы:      1.                         2.                                 3.                      4.

Отдел кадров

Отдел кадров получил запрос на исследование возрастных особенностей коллектива. В результате просмотра личных дел в произвольном порядке получен результат: 23, 22, 29, 35, 28, 22, 30, 22, 22

  1. Определить средний возраст сотрудников организации.
  2. Определить возрастную разницу в данном коллективе?
  3. Сотрудники какого возраста составляют большую часть коллектива?
  4. Укажите серединное возрастное значение?

Ответы:          1.                   2.                  3.            4.

Архив

В архив в разные дни подали 10, 12, 13, 15, 13, 11, 13, 17 запросов на документ.

  1. Определите среднее количество запросов документа.
  2. Определите разницу между наибольшим и наименьшим количеством запросов.
  3. Сколько раз чаще всего запрашивали данный документ?
  4. Найдите серединное количество запросов документа.

Ответы:                        1.           2.            3.                    4.

 

 

 

Отдел снабжения

Ваш отдел выдавал организации бумагу «Снегурочка» в разные месяцы рабочего года в количестве 17, 20, 15, 16, 20, 21, 17, 20, 15 пачек.

  1. Определите средний расход бумаги в организации.
  2. Определите наиболее частый расход бумаги?
  3. Какова разница между самым большим и самым маленьким расходом бумаги?
  4. Определите серединный расход бумаги в данной организации?

Ответы:              1 .                      2.                     3.            4.

 

 

 

Разработка урока "Математическая статистика в жизни"

Разработка урока "Математическая статистика в жизни"

Разработка урока "Математическая статистика в жизни"

Разработка урока "Математическая статистика в жизни"

Разработка урока "Математическая статистика в жизни"

Разработка урока "Математическая статистика в жизни"

Разработка урока "Математическая статистика в жизни"

Разработка урока "Математическая статистика в жизни"

Разработка урока "Математическая статистика в жизни"

Разработка урока "Математическая статистика в жизни"

Разработка урока "Математическая статистика в жизни"

Разработка урока "Математическая статистика в жизни"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2019