ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО ВЫБОРА В СУДЬБАХ СЫНОВЕЙ ТАРАСА БУЛЬБЫ: ЦЕЛОСТНОСТЬ НАТУРЫ ОСТАПА И ТРАГЕДИЯ АНДРИЯ
Учитель:
Класс: 7
ЦЕЛЬ:
Образовательные: раскрытие образов Остапа и Андрия; выделение существенных качеств личностей через сравнение их поступков; формирование целостного восприятия характеров главных действующих лиц; определение целей (предметный уровень).
Развивающие: формирование навыков исследования образов главных действующих лиц; формирование элементов логического, аналитического, критического мышления при отборе ключевых характеристик героев; совершенствование умений обучающихся находить ключевые слова, выделять проблему, выдвигать гипотезы и делать выводы (метапредметный уровень).
Воспитательные: формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на развитие личностных качеств: любви к Родине, верности, чувства долга и ответственности в ходе понимания поступков главных героев повести; понимание трудностей нравственного выбора (личностный уровень).
ОБОРУДОВАНИЕ: проектор, экран, ноутбук, иллюстрации к повести «Тарас Бульба» Е.Кибрика, А.Бубнова, М.Дергуса, А.Герасимова, Д.Шмаринова, В.Ерко, раздаточный материал, тексты повести.
Живи не как хочется, а как Бог велит.
(Народная мудрость)
ХОД УРОКА
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
2. НАСТРОЙ НА УРОК
· Учитель читает стихотворение, учащиеся после отвечают, о чем оно?
По жизни есть всегда дилемма,
Кем все же в жизни этой стать…
Хоть есть накатанная схема,
Но выбор есть, что выбирать.
Так, можно в бездну тьмы скатиться,
А можно – к свету, к небесам…
Иль в соснах глупо заблудиться-
Курс выбирает каждый сам.
Так важно в нем не ошибиться,
Чтоб после в аде не гореть.
С дороги жизненной не сбиться…
О всем, чтоб после не жалеть.
Свой вправе каждый сделать выбор,
Заветный свой по жизни ход,
Но нужно знать перед заплывом,
Куда тот выбор приведет…
· Приходилось ли выбор делать вам?(ежедневная потребность делать выбор: еда, одежда, уроки, досуг и т.п.).
3. ОПРЕДЕЛЕНИЕЦЕЛИ И ЗАДА УРОКА
· Иногда на чашу весов выбора кладутся очень серьезные понятия. Какие? Помогут дать ответ пословицы, в каждой из них следует определить ключевое слово.
- Боевой ПОДВИГ воина славит.
- ПРЕДАТЕЛЬСТВОМ счастья не сыщешь.
- Человек без РОДИНЫ, что соловей без песни.
- Родину, как и родителей, на ЧУЖБИНЕ не найдешь.
- Кто Родине служит верно, тот ДОЛГ исполняет примерно.
- ЛЮБОВЬ не пожар, а загорится – не потушишь.
· Часто человек может встать перед выбором: ПОДВИГ ВО БЛАГО ЛЮДЕЙ или ПРЕДАТЕЛЬСТВО РАДИ СОБСТВЕННОГО БЛАГА, ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ или ВЫГОДА НА ЧУЖБИНЕ, МОРАЛЬНЫЙ ДОЛГ или СОБСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА. С подобной дилеммой столкнулись и герои повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Кто?
· Как вы считаете, чему будет посвящен наш урок? О чем будем говорить? Что буде выяснять? (Озвучивание темы)
(Как Остап становится героем, а Андрий – предателем? Почему родные братья сделали разный выбор в жизни?)
4. ОСМЫСЛЕНИЕ ТЕМЫ
Никогда не бывает так, чтобы человек неожиданно становился героем, совершал подвиг или становился предателем. Всегда существуют какие-то истоки, предпосылки и обстоятельства в жизни, которые подтолкнут человека к выбору. Очень важно, рассматривая тот или иной характер, определить, чем живет человек, что для него главное в жизни, как он рос… Вспомним с этой точки зрения братьев.
· Мы с вами попытаемся пройти их жизненный путь. А помогут нам в этом цитаты из повести. Вам надо прочитать их, определить, о каком брате идет речь, и какое качество героя описывается.
|
|
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
· Давайте подытожим: каковы жизненные истоки формирования характера братьев, их основные черты?
(выступают подготовленные участники)
· К сожалению, финал повести трагичен: молодые братья гибнут. Как это происходит?
· Остап погибает перед глазами тысячной толпы – его казнят за верность долгу, вере, Родине. Как он себя ведет перед лицом смерти? Каковы его последние слова?
· Как умирает Андрий? Дрогнул ли перед лицом смерти?
(его убивает Тарас за предательство)
· Почему мы называем Андрия предателем? Имеем ли мы на это право? Разве плохо, что он пожалел голодающих в Дубно и отнес хлеб? Разве плохо, что он любит и готов защищать свое чувство? Разве можно человека назвать предателем за то, что он полюбил не украинку, а полячку? Нет, конечно. Тогда почему он предатель? Давайте вспомним эпизод его смерти.
(видеофрагмент)
(Он предал свою веру, своих родных и близких, когда вышел на поле битвы против них).
5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
· Предательство – тяжкий грех. Вот почему Тарас стреляет в своего сына… Он выступает карающей рукой Бога.
(возвращение к эпиграфу)
6. РЕФЛЕКСИЯ
· Что вы вынесли с урока?
7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Написать сочинение - миниатюру
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.