Разработка урока по ОБЖ на тему "Опасные вещества"
Оценка 4.6

Разработка урока по ОБЖ на тему "Опасные вещества"

Оценка 4.6
doc
05.02.2024
Разработка урока по ОБЖ на тему "Опасные вещества"
Урок.doc

 

 

 

Министерство образования Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Квитокская средняя общеобразовательная школа №1

Тайшетского муниципального района Иркутской

области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка основ безопасности жизнедеятельности

«Опасные вещества в быту»

8 класс

Учитель ОБЖ Касьянов Андрей Васильевич.

 

1 квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Квиток 2024 г.

 

 

Тема: Опасные вещества в быту.

Цели: Обеспечить знакомство школьников с вредными и опасными веществами, используемыми в быту и правилами безопасного обращения с ними.


Задачи урока:

 

•        Образовательные:

Рассказать учащимся о классификации вредных веществ, используемых в быту. Познакомить учащихся с действием опасных веществ, лекарственных препаратов и средств бытовой химии. Сформировать стойкое представление о необходимости и важности потребления натуральных продуктов.

•        Развивающая:

 Выработать конкретные правила безопасного обращения с опасными веществами. Развивать коммуникативные способности, умение работать коллективно, вести продуктивную беседу, практически применять теоретические знания.

•        Воспитательная:

Формировать у учащихся выдержку, самообладание, внимательность, принимать адекватное (разумное, соответствующее) решение. Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, аккуратность в быту. Ориентировать на использование продуктов, произведенных в России.

 

Ожидаемый результат: знание обучающимися вредных и опасных веществ используемых в быту, а также правил безопасного обращения с ними.

 

Класс: 8

Форма организации учебной деятельности учащихся – фронтально-групповая.

 

Тип урока: комбинированный (проверка и получение теоретических  знаний, а также практическое выполнение задания).


Вид урока: изучение нового материала.


Методы: исследовательский, интерактивный, тестирование.


Оборудование: мультимедийный проектор, учебник, раздаточный подручный материал для самостоятельной работы и проведения контроля.

 

Наглядность: компьютерная презентация, видео фрагменты,  дидактический материал, наглядные пособия (стиральный порошок, зубная паста, флаконы “Шампунь”, “Средство для мытья посуды”, “Порошок для чистки плит” и т.д.).

 

Технологическая карта урока

 на основе деятельностного подхода.

 

 

Тема.

 

 

Опасные вещества в быту.

 

Цель.

Содержательная: обеспечить знакомство школьников с вредными и опасными веществами, используемыми в быту и правилами безопасного обращения с ними.

 Деятельностная: формирование устойчивых знаний о влиянии опасных веществ в быту на организм человека

Задачи.

·         Образовательные:

Изучить классификацию вредных веществ, используемых в быту, а также действие опасных веществ, лекарственных препаратов и средств бытовой химии. Сформировать представление о необходимости потребления натуральных продуктов.

·         Развивающая:

 Выработать правила безопасного обращения с опасными веществами. Развивать коммуникативные способности учащихся, умение работать коллективно, вести продуктивную беседу, практически применять теоретические знания.

·         Воспитательная:

Формировать у учащихся выдержку, самообладание, внимательность, принимать адекватное (разумное, соответствующее) решение. Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, аккуратность в быту. Ориентировать на использование продуктов, произведенных в России.

Основное содержание темы, понятия, термины.

Ознакомление  обучающихся с опасными веществами, которые могут присутствовать в их квартире.

Бытовая химия;

относительно безопасные;

опасные для глаз и кожи;

огнеопасные;

ядовитые;

пестициды.

Планируемые результаты.

Предметные:

Обучатся  свободно делить различные бытовые химикаты по группам.

Знать жизненно необходимые правила безопасности при пользовании опасными веществами.

Уметь пользоваться  опасными веществами.

 

Метапредметные:

 

Личностные УУД:

·       Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию;

·       Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;

·       Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

 

            Регулятивные УУД:

·       Осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока;

·       Формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

Учащиеся получат возможность научиться:

Ø самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

Ø адекватно оценивать свои возможности достижения поставленной цели.

 

   Коммуникативные УУД:

·       организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

·       использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

·       построение устных и письменных высказываний, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Учащиеся получат возможность научиться:

Ø учитывать  разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию, брать на себя инициативу в организации совместного действия;

Ø участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

   

       Познавательные УУД:

·       построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей.

Учащиеся получат возможность научиться:

Ø ставить проблему, аргументировать её актуальность;

Ø искать наиболее эффективные средства достижения поставленной цели.

 

 

Организация пространства.

 

Меж предметные связи.

Формы работы.

Ресурсы.

Химия – химические составляющие препаратов.

Биология – пестициды, удобрения.

Изобразительное искусство – рисование флакона для хранения.

Иностранный язык – название средств бытовой химии.

Информатика –  проектор и презентация.

Русский язык – записи в тетрадях.

 

            Индивидуальная

Парная

Фронтальная

М.П. Фролов, А.Т. Смирнов, и др. «ОБЖ 5 класс» - М. «Издательство АСТ», 2011г.

Компьютер, проектор. Раздаточный подручный материал для самостоятельной работы и проведения контроля. Упаковки разнообразных средств бытовой химии.

 

Организационный этап. (1 мин)

Мотивация к деятельности, система оценивания.(1 мин)

Актуализация знаний. (3 мин)

Цель

Мотивация детей на восприятие нового материала.

Психологически подготовить их на учебную деятельность.

Подготовить ребят к работе, подведение к  изучению новой темы.

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- организационный момент;

- психологическая подготовка;

- система оценивания;

- проверка домашнего задания.

 

Приветствие педагога.

Восприятие призыва к началу учебной деятельности.

Психологическая готовность к переключению от отдыха к учебной деятельности.

 

Определение темы и целеполагание урока. (6 мин)

Цель: Внедрение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне, потребности к осознанию построения нового способа действий.

Постановка темы, целей и задач урока.

 

Деятельность учителя

Деятельность    учащихся

Создает проблемную ситуацию, которая подводит учащихся к формулированию темы и цели урока.

(Вводное слово учителя, демонстрация средств опасных веществ).

           Вспоминают, что они знают по данному вопросу (разные виды опасных веществ).

Выполняют самостоятельные решения и осуществляют свой выбор в учебной и познавательной деятельности, оценивают круг своего познания. Делают предположения и систематизируют полученную информацию. Формулируют, (при помощи учителя) что  им необходимо узнать и ставят учебные цели и задачи.

Учебно - познавательная деятельность (19 мин).

Цель:

  Получение новых знаний.

Первичное усвоение новых знаний. Научить предвидеть опасности связанные с вредными веществами в быту и объяснять возможные причины их возникновения.

Воспитывать ответственное отношение к великому богатству человека – жизни и здоровью.

Деятельность учителя.

Деятельность    учащихся.

Организует   изучение опасных веществ, их классификации, правилами безопасности в быту и способы попадания их в организм.

В соответствии с учебной задачей, вместе активизируют и воспроизводят принятую информацию.

Обобщают и уточняют полученные знания.  Обсуждают, приходят к общему мнению.

 

Интеллектуально-преобразовательная деятельность (4 мин).

Цель: Воспроизведение полученной информации.

Первичный контроль понимания новой информации.

Деятельность       учителя.

Деятельность    учащихся.

Организует фронтально - индивидуальную проверку усвоения нового материала.

Делают задания, которые указывают на построение логического умозаключения согласно предлагаемому алгоритму. Проводят исследовательскую работу в группах (по рядам).

·       работа с учебником (поиск информации);

·       практическая работа (заполнение таблицы);

·       мини – исследования (изучение этикеток).

Первичное закрепление новых знаний (4 мин).

Цель: Осознание необходимости и важности полученных знаний.

Закрепить в памяти у учащихся те знания и умения, которые  жизненно необходимы каждому человеку.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Создает проблемную ситуацию, требующую решения на основе  учебного материала, пройденного на уроке.

 

Выполняют задание,  вспоминают, воспроизводят фразы в памяти, соотносят с целевой установкой и ключом (при надобности, в парах обсуждают возможные варианты ответов).

 

 

Подведение итогов урока, оценка результатов деятельности (рефлексия учебных знаний). (2 мин)

Цель: Самостоятельное применение на практике полученных знаний

Проанализировать пройденный материал, постараться дать оценку успешности достижения цели.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организует диспут по результатам урока.

Формулируют выводы о выполнении цели занятия. Постановка ответа на вопрос: где и для чего необходима данная информация.

Информация о домашнем задании,

инструкция по его выполнению (4 мин)

 

Цель: Дальнейшее постоянное  самостоятельное применение полученных знаний.

В подобных ситуациях применять полученные знания.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Раскрывает содержание домашнего задания:

п.12, стр. 54-56, вопросы 1-3.

Придумайте и нарисуйте такой флакон для хранения опасных веществ, который бы исключал возможность случайного употребления этого вещества не по назначению.

 

Зрительное и звуковое восприятие содержания д/з.  Получение инструкции по его выполнению. Запись в дневник.

Рефлексия учебных действий (3 мин).

Цель: Соотнесение поставленной цели и задач с достигнутым результатом.

Адекватно оценить итоги собственной деятельности.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Выразить своё мнение.

Самостоятельно дописать фразы, предложенные учителем.

 

 

План урока:

 

 

Этапы урока и его содержание

Время

1

Организационный этап.

1 мин

2

Мотивация к деятельности и система оценивания.

1 мин.

3

Актуализация знаний.

3 мин.

4

Определение темы и целеполагание урока.

6 мин.

5

Первичное усвоение новых знаний.

19 мин.

6

Первичная проверка понимания.

4 мин.

7

Первичное закрепление новых знаний.

4 мин.

8

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

2 мин.

9

Информация о домашнем задании. Оценка результатов деятельности (рефлексия учебных знаний)

4 мин

10

Рефлексия учебных действий.

3 мин.

 

Ход урока:

1.     Организационный этап.

 

Здравствуйте! Садитесь!

 

Проверка готовности учащихся к уроку.

 

- А теперь проверим вашу готовность к уроку: все ли приготовили учебники? - Они нам сегодня понадобятся.

- Тетрадь, ручку?

- Ну и свой боевой настрой на получение новых знаний и хороших оценок.

- Все готовы?      Молодцы!

- Слушаем внимательно, работаем старательно!

 

     2. Мотивация и система оценивания.

- За активную работу на уроке я буду давать жетоны. В конце урока мы их посчитаем. Звание «Лучший знаток опасных веществ» будет присвоено тем, кто наберет более 10 жетонов; за 6-9 жетонов будет присвоено звание «Мастер опасных веществ»; за 5 и менее жетонов – «Будущий отличник ».

 

3.     Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

 

- Давайте вспомним тему предыдущего урока…

- Правильно! «Затопление жилища».

 

Устный опрос по домашнему заданию.

 

- Теперь проверим, как вы выполнили домашнее задание. Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечать на них. Хорошо? Итак, первый вопрос.

 

1.     Из-за чего может произойти  затопление в квартире?

 

Ответы учащихся:

- засорение посторонними предметами;

- протечка труб и кранов;

- невнимательность и забывчивость;

- сильные проливные дожди;

- нарушение целостности кровли;

- наводнения.

 

2.     Что необходимо  сделать в случае затопления квартиры?

 

Ответы учащихся:

- сообщить об аварии взрослым (родителям, соседям);

-позвонить в обслуживающую организацию и попросить прислать мастера;

- отключить электричество а затем перекрыть воду (это может помочь сделать кто-нибудь из взрослых);

- поставить в местах протечек ёмкости для сбора воды;

- тканью убирать воду. 

 

- Молодцы! Правильно! Вы отлично справились с домашним заданием!

Ну вот, теперь, с темой «Затопление жилища» мы закончили. Настало время приступить к изучению новой темы.

 

4.     Определение темы и целеполагание.

 

Вводное слово учителя (постановка проблемы):

- Каждый день в нашем индустриальном обществе используются сотни тысяч химических веществ, многие из которых непосредственно связаны с нашим бытом и могут нанести ущерб здоровью.

- Они производятся нашей промышленностью в жидком, твёрдом, порошкообразном и других видах. Без них современный человек не представляет своего существования, так как они помогают ему.

- Эти вещества есть, причём в большом количестве, в каждом доме.

- Как вы думаете, о чём идёт речь?

- Молодцы! Правильно! Это препараты бытовой химии.

-А как вы думаете, вредные они или нет?

(ответы: вредные, но не всегда; есть не вредные и т.д.)

- А теперь давайте попробуем вместе сформулировать тему урока.

 

Запись темы урока.

 

(слайд 1)

 

- Тема нашего урока – «Опасные вещества в быту».

- Открыли тетради, записали на полях дату и тему урока.

 - Приведите, пожалуйста, примеры данных средств.

(Учитель выслушивает ответы детей и если надо поправляет их)

 - Но сегодняшний урок я хотел бы назвать несколько иначе - полезная отрава.

- Кто может сказать - почему?

( ответы детей: может помогать, а может навредить, если применять не там где надо можно получить отравление и т.д.)

- Верно, все эти средства безопасны только при условии их правильного использования и хранения, но стоит только человеку нарушить инструкцию по их применению, они становятся смертельно опасными.

- Исходя из всего вышесказанного, попробуем сформулировать цель нашего урока.

( обучающиеся высказывают свои предположения)

 Предполагаемые ответы: какие вещества опасны, как правильно с ними обращаться, как избежать отравления, использование их только по назначению.

- Итак, обобщив все ваши высказывания, можно сказать, что целью сегодняшнего урока будет - знакомство с вредными и опасными веществами, используемыми в быту и правилами безопасного обращения с ними.

 

(слайд 2)

 

  5. Первичное усвоение новых знаний.

- Например, серьёзные ожоги бывают не только от огня, кипятка или утюга. Кислоты, щёлочи, фосфор и некоторые соли металлов также могут стать причинами ожогов.

- Поэтому для безопасности каждый препарат бытовой химии, снабжён инструкцией, где указаны его назначение и правила применения.

(слайд 3)

(показать на примере нескольких препаратов бытовой химии)

- Необходимо её прочитать. Но делают это, увы, не все. В итоге ежедневно медицинская помощь оказывается не только детям, но и взрослым, пострадавшим из-за неумелого пользования препаратами бытовой химии, пренебрежения правилами и инструкциями.

-Особенно опасно, когда ядовитые вещества хранятся в обычных с виду бутылках. Снова и снова происходят несчастные случаи из-за того, что какой-нибудь горе-мастер налил растворитель в бутылку из-под пепси-колы, а садовод насыпал ядохимикаты в коробку из-под конфет. Каждый год десятки людей умирают, ошибочно посолив суп селитрой (удобрение, используемое в садоводстве).

- И поэтому, чтобы не приключилось беды, крепко-накрепко запомни:

(слайд 4)

- нельзя нюхать, касаться руками, пробовать на язык различные неизвестные тебе жидкости, порошки, пасты и другие вещества, даже если они не со свалки, а хранятся в кладовке, на кухне или в гараже.

- никогда не слушай приятелей, предлагающих тебе попробовать неизвестные жидкость или вещество.

За минутное легкомысленное любопытство ты можешь расплатиться своим здоровьем!!!

- Теперь поговорим о том, какие же бывают вредные вещества?

(Просмотр видео)

 

(слайд 5)  

 

По степени и характеру  опасности для человека бытовые химикаты можно разделить на четыре группы:

 

1.Относительно безопасные. На их упаковках отсутствуют надписи, предупреждающие об опасности.

2.Опасные для глаз и кожи. На их упаковках есть предупредительные надписи, например: «Беречь от попадания в глаза», « Не допускать попадания на кожу».

      3. Огнеопасные. На флаконах и баллончиках с такими веществами написано:

      «Огнеопасно», « Не хранить возле огня».

4.     Ядовитые, с надписями на упаковке: «Яд!», «Ядовито!».

 

6.     Первичная проверка понимания.

 

- А теперь посмотрите, у вас на партах лежат упаковки от разнообразных средств домашней химии.  

(Приложение 1)

- Внимательно изучите инструкции и определите степень опасности этих веществ. Данные занесите в таблицу. Работа в группах (по рядам).

(слайд 6)

 Например:

Название

Степень опасности

1. Мыло

Относительно безопасное

 

 

(Приложение 2)

 

- А теперь давайте проверим, все ли правильно заполнили таблицу.

 

(слайд 7)

 

- Молодцы, вы отлично справились с этой задачей!

- А теперь я предлагаю вам немного отвлечься от нашего занятия и отдохнуть. Все встали.

 

(слайд 8)

Физкультминутка 2 мин.

 - Хорошо, отдохнули, садитесь.

(слайд 9)

- Скрытая опасность при соприкосновении со многими средствами бытовой химии, даже относительно безопасными, состоит в том, что в момент их использования мы не ощущаем вреда, причиняемого ими. Однако со временем, в результате применения многих средств бытовой химии, могут возникнуть  те или иные заболевания.

Например:

- краски, косметические препараты и изделия из полимерных материалов (пластик, резина) содержат свинец и др. тяжёлые металлы (медь, цинк, марганец, алюминий);

- источником ядовитых, летучих органических веществ в нашем быту являются растворители, клеи, чистящие вещества, мебель и даже изделия из синтетических волокон (ковры, тюли, одежда и т.д.), примером служит формальдегид – который способен вызывать раковые заболевания.

Поэтому, необходимо знать ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ В БЫТУ.

(Просмотр видео)

(слайд 10)

 - Молодцы, вы очень внимательно разобрали правила безопасности в быту. А самое главное, ребята, вы поняли, что многие опасные ситуации с бытовой химией можно предотвратить, соблюдая простые правила безопасного поведения.

- А чем же ещё может отравиться человек в своём собственном доме?

- Для того чтобы это узнать вам понадобятся учебники.

(Самостоятельная работа с учебником) параграф 12.2, стр. 60-65.

(слайд 11)

Ответы учащихся:

1.     Пестицидами;                 (слайд 12)

2.     Ртутью;                           (слайд 16)

3.     Лекарствами;                  (слайд 13)

4.     Продуктами.                   (слайд 14, 15)

- Рассмотрим ещё одну опасную ситуацию и правильные действия, если разбился градусник.

(Просмотр видео «Если разбился градусник»)

(слайд 17)

7.     Первичное закрепление новых знаний.

- Чтобы выяснить насколько хорошо вы запомнили правила безопасного поведения в быту и в качестве закрепления того, что мы с вами рассмотрели на уроке, проведём небольшое тестирование.

(Приложение 3)

 

(слайд 18)

 

8.     Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

После тестирования провести взаимопроверку в парах (ключ к тесту представлен на слайде). Кратко разобрать неправильные ответы.

 

(слайд 19)

 

- Вы закончили работу с тестом, сейчас посчитайте количество правильных ответов. Запишите полученное число ответов внизу теста. У кого от 4 до 6 правильных ответов, тот хорошо запомнил урок, а  у кого меньше четырёх – вам стоит быть немного внимательнее.

       9. Итоги, выставление оценок, информация о домашнем задании (рефлексия учебных знаний).

- Молодцы, вы хорошо поработали на уроке. Посчитайте количество жетонов.

-Выйдите к доске, кто набрал 10 и более жетонов. Вам присвоено звание «Лучший знаток опасных веществ».

 

- Садитесь на свои места!

- Выйдите к доске – кто набрал 6, 7, 8 или 9 жетонов – вам присвоено звание «Мастер опасных веществ».

- Садитесь.

- Все остальные, набравшие 5 и менее жетонов получают звание «будущий отличник».

- МОЛОДЦЫ!

- Закончить наш урок я хочу такими словами:

ВАЖНО ПРЕДВИДЕТЬ ОПАСНОСТЬ,

ПО ВОЗМОЖНОСТИ ИЗБЕГАТЬ ЕЕ

А ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ – РЕШИТЕЛЬНО ДЕЙСТВОВАТЬ!

 

- А теперь ребята откройте дневники и запишите домашнее задание на следующий урок.

(слайд 20)

Д/з.: параграф 12, страница 54-66, вопросы 1-3

Придумайте и нарисуйте такой флакон для хранения опасных веществ, который бы исключал возможность случайного употребления этого вещества не по назначению.

10.   Рефлексия учебных действий.

Рефлексия.

 

- Ребята, у вас на партах лежат листочки, где вам надо закончить предложения.

(Приложение 4)

(слайд 21)

Продолжите фразу:

           Мне урок запомнился тем, что…

           Меня урок заставил задуматься о…

           Я на уроке научился…

- Берегите себя!

- Спасибо за работу! До свидания!

(слайд 22)

 

 

Используемые интернет ресурсы:

1.     http://kovalenkojuliya.weebly.com/blog/opasnie-veschestva-v-bitu-prezentaciya

2.     http://www.ikt.oblcit.ru/231/Borodina/p3aa1.html

3.     http://rushkolnik.ru/docs/235/index-461931.html.

4.     http://dankonoy.com/new/obj7klass/129/26813-za-minutnoe-legkomyslennoe-lyubopytstvo-ty-riskuesh.htm


5.     Скачано с www.znanio.ru

Министерство образования Российской

Министерство образования Российской

Тема: Опасные вещества в быту

Тема: Опасные вещества в быту

Технологическая карта урока на основе деятельностного подхода

Технологическая карта урока на основе деятельностного подхода

Метапредметные: Личностные

Метапредметные: Личностные

Организация пространства.

Организация пространства.

Деятельность учителя Деятельность учащихся

Деятельность учителя Деятельность учащихся

Создает проблемную ситуацию, требующую решения на основе учебного материала, пройденного на уроке

Создает проблемную ситуацию, требующую решения на основе учебного материала, пройденного на уроке

Деятельность учителя. Деятельность учащихся

Деятельность учителя. Деятельность учащихся

Мастер опасных веществ»; за 5 и менее жетонов – «Будущий отличник »

Мастер опасных веществ»; за 5 и менее жетонов – «Будущий отличник »

А как вы думаете, вредные они или нет? (ответы: вредные, но не всегда; есть не вредные и т

А как вы думаете, вредные они или нет? (ответы: вредные, но не всегда; есть не вредные и т

Особенно опасно, когда ядовитые вещества хранятся в обычных с виду бутылках

Особенно опасно, когда ядовитые вещества хранятся в обычных с виду бутылках

Например: Название

Например: Название

Молодцы, вы очень внимательно разобрали правила безопасности в быту

Молодцы, вы очень внимательно разобрали правила безопасности в быту

Молодцы, вы хорошо поработали на уроке

Молодцы, вы хорошо поработали на уроке

Используемые интернет ресурсы: 1

Используемые интернет ресурсы: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2024