Министерство образования Российской Федерации
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Квитокская средняя общеобразовательная школа №1
Тайшетского муниципального района Иркутской
области
Методическая разработка основ безопасности жизнедеятельности
«Опасные вещества в быту»
8 класс
Учитель ОБЖ Касьянов Андрей Васильевич.
1 квалификационная категория
Квиток 2024 г.
Тема: Опасные вещества в быту.
Цели: Обеспечить знакомство школьников с вредными и опасными веществами, используемыми в быту и правилами безопасного обращения с ними.
Задачи урока:
• Образовательные:
Рассказать учащимся о классификации вредных веществ, используемых в быту. Познакомить учащихся с действием опасных веществ, лекарственных препаратов и средств бытовой химии. Сформировать стойкое представление о необходимости и важности потребления натуральных продуктов.
• Развивающая:
Выработать конкретные правила безопасного обращения с опасными веществами. Развивать коммуникативные способности, умение работать коллективно, вести продуктивную беседу, практически применять теоретические знания.
• Воспитательная:
Формировать у учащихся выдержку, самообладание, внимательность, принимать адекватное (разумное, соответствующее) решение. Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, аккуратность в быту. Ориентировать на использование продуктов, произведенных в России.
Ожидаемый результат: знание обучающимися вредных и опасных веществ используемых в быту, а также правил безопасного обращения с ними.
Класс: 8
Форма организации учебной деятельности учащихся – фронтально-групповая.
Тип урока: комбинированный (проверка и получение теоретических знаний, а также практическое выполнение задания).
Вид урока: изучение нового материала.
Методы: исследовательский, интерактивный, тестирование.
Оборудование: мультимедийный проектор, учебник, раздаточный подручный
материал для самостоятельной работы и проведения контроля.
Наглядность: компьютерная презентация, видео фрагменты, дидактический материал, наглядные пособия (стиральный порошок, зубная паста, флаконы “Шампунь”, “Средство для мытья посуды”, “Порошок для чистки плит” и т.д.).
Технологическая карта урока
на основе деятельностного подхода.
Тема.
|
Опасные вещества в быту.
|
||
Цель. |
Содержательная: обеспечить знакомство школьников с вредными и опасными веществами, используемыми в быту и правилами безопасного обращения с ними. Деятельностная: формирование устойчивых знаний о влиянии опасных веществ в быту на организм человека |
||
Задачи. |
· Образовательные: Изучить классификацию вредных веществ, используемых в быту, а также действие опасных веществ, лекарственных препаратов и средств бытовой химии. Сформировать представление о необходимости потребления натуральных продуктов. · Развивающая: Выработать правила безопасного обращения с опасными веществами. Развивать коммуникативные способности учащихся, умение работать коллективно, вести продуктивную беседу, практически применять теоретические знания. · Воспитательная: Формировать у учащихся выдержку, самообладание, внимательность, принимать адекватное (разумное, соответствующее) решение. Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, аккуратность в быту. Ориентировать на использование продуктов, произведенных в России. |
||
Основное содержание темы, понятия, термины. |
Ознакомление обучающихся с опасными веществами, которые могут присутствовать в их квартире. Бытовая химия; относительно безопасные; опасные для глаз и кожи; огнеопасные; ядовитые; пестициды. |
||
Планируемые результаты. |
Предметные: Обучатся свободно делить различные бытовые химикаты по группам. Знать жизненно необходимые правила безопасности при пользовании опасными веществами. Уметь пользоваться опасными веществами. |
||
|
Метапредметные:
Личностные УУД: · Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию; · Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; · Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.
Регулятивные УУД: · Осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока; · Формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им; Учащиеся получат возможность научиться: Ø самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; Ø адекватно оценивать свои возможности достижения поставленной цели.
Коммуникативные УУД: · организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; · использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; · построение устных и письменных высказываний, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Учащиеся получат возможность научиться: Ø учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию, брать на себя инициативу в организации совместного действия; Ø участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Познавательные УУД: · построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей. Учащиеся получат возможность научиться: Ø ставить проблему, аргументировать её актуальность; Ø искать наиболее эффективные средства достижения поставленной цели.
|
||
Организация пространства.
|
|||
Меж предметные связи. |
Формы работы. |
Ресурсы. |
|
Химия – химические составляющие препаратов. Биология – пестициды, удобрения. Изобразительное искусство – рисование флакона для хранения. Иностранный язык – название средств бытовой химии. Информатика – проектор и презентация. Русский язык – записи в тетрадях.
|
Индивидуальная Парная Фронтальная |
М.П. Фролов, А.Т. Смирнов, и др. «ОБЖ 5 класс» - М. «Издательство АСТ», 2011г. Компьютер, проектор. Раздаточный подручный материал для самостоятельной работы и проведения контроля. Упаковки разнообразных средств бытовой химии.
|
|
Организационный этап. (1 мин) Мотивация к деятельности, система оценивания.(1 мин) Актуализация знаний. (3 мин) |
|||
Цель Мотивация детей на восприятие нового материала. Психологически подготовить их на учебную деятельность. |
Подготовить ребят к работе, подведение к изучению новой темы.
|
||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||
- организационный момент; - психологическая подготовка; - система оценивания; - проверка домашнего задания.
|
Приветствие педагога. Восприятие призыва к началу учебной деятельности. Психологическая готовность к переключению от отдыха к учебной деятельности. |
||
|
|||
Определение темы и целеполагание урока. (6 мин) |
|||
Цель: Внедрение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне, потребности к осознанию построения нового способа действий. |
Постановка темы, целей и задач урока.
|
||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||
Создает проблемную ситуацию, которая подводит учащихся к формулированию темы и цели урока. (Вводное слово учителя, демонстрация средств опасных веществ). |
Вспоминают, что они знают по данному вопросу (разные виды опасных веществ). Выполняют самостоятельные решения и осуществляют свой выбор в учебной и познавательной деятельности, оценивают круг своего познания. Делают предположения и систематизируют полученную информацию. Формулируют, (при помощи учителя) что им необходимо узнать и ставят учебные цели и задачи. |
||
Учебно - познавательная деятельность (19 мин). |
|||
Цель: Получение новых знаний. |
Первичное усвоение новых знаний. Научить предвидеть опасности связанные с вредными веществами в быту и объяснять возможные причины их возникновения. Воспитывать ответственное отношение к великому богатству человека – жизни и здоровью. |
||
Деятельность учителя. |
Деятельность учащихся. |
||
Организует изучение опасных веществ, их классификации, правилами безопасности в быту и способы попадания их в организм. |
В соответствии с учебной задачей, вместе активизируют и воспроизводят принятую информацию. Обобщают и уточняют полученные знания. Обсуждают, приходят к общему мнению.
|
||
Интеллектуально-преобразовательная деятельность (4 мин). |
|||
Цель: Воспроизведение полученной информации. |
Первичный контроль понимания новой информации. |
||
Деятельность учителя. |
Деятельность учащихся. |
||
Организует фронтально - индивидуальную проверку усвоения нового материала. |
Делают задания, которые указывают на построение логического умозаключения согласно предлагаемому алгоритму. Проводят исследовательскую работу в группах (по рядам). · работа с учебником (поиск информации); · практическая работа (заполнение таблицы); · мини – исследования (изучение этикеток). |
||
Первичное закрепление новых знаний (4 мин). |
|||
Цель: Осознание необходимости и важности полученных знаний. |
Закрепить в памяти у учащихся те знания и умения, которые жизненно необходимы каждому человеку. |
||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||
Создает проблемную ситуацию, требующую решения на основе учебного материала, пройденного на уроке.
|
Выполняют задание, вспоминают, воспроизводят фразы в памяти, соотносят с целевой установкой и ключом (при надобности, в парах обсуждают возможные варианты ответов).
|
||
Подведение итогов урока, оценка результатов деятельности (рефлексия учебных знаний). (2 мин) |
|||
Цель: Самостоятельное применение на практике полученных знаний |
Проанализировать пройденный материал, постараться дать оценку успешности достижения цели. |
||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||
Организует диспут по результатам урока. |
Формулируют выводы о выполнении цели занятия. Постановка ответа на вопрос: где и для чего необходима данная информация. |
||
Информация о домашнем задании, инструкция по его выполнению (4 мин)
|
|||
Цель: Дальнейшее постоянное самостоятельное применение полученных знаний. |
В подобных ситуациях применять полученные знания. |
||
Деятельность учителя. |
Деятельность учащихся. |
||
Раскрывает содержание домашнего задания: п.12, стр. 54-56, вопросы 1-3. Придумайте и нарисуйте такой флакон для хранения опасных веществ, который бы исключал возможность случайного употребления этого вещества не по назначению.
|
Зрительное и звуковое восприятие содержания д/з. Получение инструкции по его выполнению. Запись в дневник. |
||
Рефлексия учебных действий (3 мин). |
|||
Цель: Соотнесение поставленной цели и задач с достигнутым результатом. |
Адекватно оценить итоги собственной деятельности. |
||
Деятельность учителя. |
Деятельность учащихся. |
||
Выразить своё мнение. |
Самостоятельно дописать фразы, предложенные учителем. |
||
План урока:
№ |
Этапы урока и его содержание |
Время |
1 |
Организационный этап. |
1 мин |
2 |
Мотивация к деятельности и система оценивания. |
1 мин. |
3 |
Актуализация знаний. |
3 мин. |
4 |
Определение темы и целеполагание урока. |
6 мин. |
5 |
Первичное усвоение новых знаний. |
19 мин. |
6 |
Первичная проверка понимания. |
4 мин. |
7 |
Первичное закрепление новых знаний. |
4 мин. |
8 |
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. |
2 мин. |
9 |
Информация о домашнем задании. Оценка результатов деятельности (рефлексия учебных знаний) |
4 мин |
10 |
Рефлексия учебных действий. |
3 мин. |
Ход урока:
1. Организационный этап.
Здравствуйте! Садитесь!
Проверка готовности учащихся к уроку.
- А теперь проверим вашу готовность к уроку: все ли приготовили учебники? - Они нам сегодня понадобятся.
- Тетрадь, ручку?
- Ну и свой боевой настрой на получение новых знаний и хороших оценок.
- Все готовы? Молодцы!
- Слушаем внимательно, работаем старательно!
2. Мотивация и система оценивания.
- За активную работу на уроке я буду давать жетоны. В конце урока мы их посчитаем. Звание «Лучший знаток опасных веществ» будет присвоено тем, кто наберет более 10 жетонов; за 6-9 жетонов будет присвоено звание «Мастер опасных веществ»; за 5 и менее жетонов – «Будущий отличник ».
3. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
- Давайте вспомним тему предыдущего урока…
- Правильно! «Затопление жилища».
Устный опрос по домашнему заданию.
- Теперь проверим, как вы выполнили домашнее задание. Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечать на них. Хорошо? Итак, первый вопрос.
1. Из-за чего может произойти затопление в квартире?
Ответы учащихся:
- засорение посторонними предметами;
- протечка труб и кранов;
- невнимательность и забывчивость;
- сильные проливные дожди;
- нарушение целостности кровли;
- наводнения.
2. Что необходимо сделать в случае затопления квартиры?
Ответы учащихся:
- сообщить об аварии взрослым (родителям, соседям);
-позвонить в обслуживающую организацию и попросить прислать мастера;
- отключить электричество а затем перекрыть воду (это может помочь сделать кто-нибудь из взрослых);
- поставить в местах протечек ёмкости для сбора воды;
- тканью убирать воду.
- Молодцы! Правильно! Вы отлично справились с домашним заданием!
Ну вот, теперь, с темой «Затопление жилища» мы закончили. Настало время приступить к изучению новой темы.
4. Определение темы и целеполагание.
Вводное слово учителя (постановка проблемы):
- Каждый день в нашем индустриальном обществе используются сотни тысяч химических веществ, многие из которых непосредственно связаны с нашим бытом и могут нанести ущерб здоровью.
- Они производятся нашей промышленностью в жидком, твёрдом, порошкообразном и других видах. Без них современный человек не представляет своего существования, так как они помогают ему.
- Эти вещества есть, причём в большом количестве, в каждом доме.
- Как вы думаете, о чём идёт речь?
- Молодцы! Правильно! Это препараты бытовой химии.
-А как вы думаете, вредные они или нет?
(ответы: вредные, но не всегда; есть не вредные и т.д.)
- А теперь давайте попробуем вместе сформулировать тему урока.
Запись темы урока.
(слайд 1)
- Тема нашего урока – «Опасные вещества в быту».
- Открыли тетради, записали на полях дату и тему урока.
- Приведите, пожалуйста, примеры данных средств.
(Учитель выслушивает ответы детей и если надо поправляет их)
- Но сегодняшний урок я хотел бы назвать несколько иначе - полезная отрава.
- Кто может сказать - почему?
( ответы детей: может помогать, а может навредить, если применять не там где надо можно получить отравление и т.д.)
- Верно, все эти средства безопасны только при условии их правильного использования и хранения, но стоит только человеку нарушить инструкцию по их применению, они становятся смертельно опасными.
- Исходя из всего вышесказанного, попробуем сформулировать цель нашего урока.
( обучающиеся высказывают свои предположения)
Предполагаемые ответы: какие вещества опасны, как правильно с ними обращаться, как избежать отравления, использование их только по назначению.
- Итак, обобщив все ваши высказывания, можно сказать, что целью сегодняшнего урока будет - знакомство с вредными и опасными веществами, используемыми в быту и правилами безопасного обращения с ними.
(слайд 2)
5. Первичное усвоение новых знаний.
- Например, серьёзные ожоги бывают не только от огня, кипятка или утюга. Кислоты, щёлочи, фосфор и некоторые соли металлов также могут стать причинами ожогов.
- Поэтому для безопасности каждый препарат бытовой химии, снабжён инструкцией, где указаны его назначение и правила применения.
(слайд 3)
(показать на примере нескольких препаратов бытовой химии)
- Необходимо её прочитать. Но делают это, увы, не все. В итоге ежедневно медицинская помощь оказывается не только детям, но и взрослым, пострадавшим из-за неумелого пользования препаратами бытовой химии, пренебрежения правилами и инструкциями.
-Особенно опасно, когда ядовитые вещества хранятся в обычных с виду бутылках. Снова и снова происходят несчастные случаи из-за того, что какой-нибудь горе-мастер налил растворитель в бутылку из-под пепси-колы, а садовод насыпал ядохимикаты в коробку из-под конфет. Каждый год десятки людей умирают, ошибочно посолив суп селитрой (удобрение, используемое в садоводстве).
- И поэтому, чтобы не приключилось беды, крепко-накрепко запомни:
(слайд 4)
- нельзя нюхать, касаться руками, пробовать на язык различные неизвестные тебе жидкости, порошки, пасты и другие вещества, даже если они не со свалки, а хранятся в кладовке, на кухне или в гараже.
- никогда не слушай приятелей, предлагающих тебе попробовать неизвестные жидкость или вещество.
За минутное легкомысленное любопытство ты можешь расплатиться своим здоровьем!!!
- Теперь поговорим о том, какие же бывают вредные вещества?
(Просмотр видео)
(слайд 5)
По степени и характеру опасности для человека бытовые химикаты можно разделить на четыре группы:
1.Относительно безопасные. На их упаковках отсутствуют надписи, предупреждающие об опасности.
2.Опасные для глаз и кожи. На их упаковках есть предупредительные надписи, например: «Беречь от попадания в глаза», « Не допускать попадания на кожу».
3. Огнеопасные. На флаконах и баллончиках с такими веществами написано:
«Огнеопасно», « Не хранить возле огня».
4. Ядовитые, с надписями на упаковке: «Яд!», «Ядовито!».
6. Первичная проверка понимания.
- А теперь посмотрите, у вас на партах лежат упаковки от разнообразных средств домашней химии.
(Приложение 1)
- Внимательно изучите инструкции и определите степень опасности этих веществ. Данные занесите в таблицу. Работа в группах (по рядам).
(слайд 6)
Например:
Название |
Степень опасности |
1. Мыло |
Относительно безопасное |
(Приложение 2)
- А теперь давайте проверим, все ли правильно заполнили таблицу.
(слайд 7)
- Молодцы, вы отлично справились с этой задачей!
- А теперь я предлагаю вам немного отвлечься от нашего занятия и отдохнуть. Все встали.
(слайд 8)
Физкультминутка 2 мин.
- Хорошо, отдохнули, садитесь.
(слайд 9)
- Скрытая опасность при соприкосновении со многими средствами бытовой химии, даже относительно безопасными, состоит в том, что в момент их использования мы не ощущаем вреда, причиняемого ими. Однако со временем, в результате применения многих средств бытовой химии, могут возникнуть те или иные заболевания.
Например:
- краски, косметические препараты и изделия из полимерных материалов (пластик, резина) содержат свинец и др. тяжёлые металлы (медь, цинк, марганец, алюминий);
- источником ядовитых, летучих органических веществ в нашем быту являются растворители, клеи, чистящие вещества, мебель и даже изделия из синтетических волокон (ковры, тюли, одежда и т.д.), примером служит формальдегид – который способен вызывать раковые заболевания.
Поэтому, необходимо знать ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ В БЫТУ.
(Просмотр видео)
(слайд 10)
- Молодцы, вы очень внимательно разобрали правила безопасности в быту. А самое главное, ребята, вы поняли, что многие опасные ситуации с бытовой химией можно предотвратить, соблюдая простые правила безопасного поведения.
- А чем же ещё может отравиться человек в своём собственном доме?
- Для того чтобы это узнать вам понадобятся учебники.
(Самостоятельная работа с учебником) параграф 12.2, стр. 60-65.
(слайд 11)
Ответы учащихся:
1. Пестицидами; (слайд 12)
2. Ртутью; (слайд 16)
3. Лекарствами; (слайд 13)
4. Продуктами. (слайд 14, 15)
- Рассмотрим ещё одну опасную ситуацию и правильные действия, если разбился градусник.
(Просмотр видео «Если разбился градусник»)
(слайд 17)
7. Первичное закрепление новых знаний.
- Чтобы выяснить насколько хорошо вы запомнили правила безопасного поведения в быту и в качестве закрепления того, что мы с вами рассмотрели на уроке, проведём небольшое тестирование.
(Приложение 3)
(слайд 18)
8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
После тестирования провести взаимопроверку в парах (ключ к тесту представлен на слайде). Кратко разобрать неправильные ответы.
(слайд 19)
- Вы закончили работу с тестом, сейчас посчитайте количество правильных ответов. Запишите полученное число ответов внизу теста. У кого от 4 до 6 правильных ответов, тот хорошо запомнил урок, а у кого меньше четырёх – вам стоит быть немного внимательнее.
9. Итоги, выставление оценок, информация о домашнем задании (рефлексия учебных знаний).
- Молодцы, вы хорошо поработали на уроке. Посчитайте количество жетонов.
-Выйдите к доске, кто набрал 10 и более жетонов. Вам присвоено звание «Лучший знаток опасных веществ».
- Садитесь на свои места!
- Выйдите к доске – кто набрал 6, 7, 8 или 9 жетонов – вам присвоено звание «Мастер опасных веществ».
- Садитесь.
- Все остальные, набравшие 5 и менее жетонов получают звание «будущий отличник».
- МОЛОДЦЫ!
- Закончить наш урок я хочу такими словами:
ВАЖНО ПРЕДВИДЕТЬ ОПАСНОСТЬ,
ПО ВОЗМОЖНОСТИ ИЗБЕГАТЬ ЕЕ
А ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ – РЕШИТЕЛЬНО ДЕЙСТВОВАТЬ!
- А теперь ребята откройте дневники и запишите домашнее задание на следующий урок.
(слайд 20)
Д/з.: параграф 12, страница 54-66, вопросы 1-3
Придумайте и нарисуйте такой флакон для хранения опасных веществ, который бы исключал возможность случайного употребления этого вещества не по назначению.
10. Рефлексия учебных действий.
Рефлексия.
- Ребята, у вас на партах лежат листочки, где вам надо закончить предложения.
(Приложение 4)
(слайд 21)
Продолжите фразу:
• Мне урок запомнился тем, что…
• Меня урок заставил задуматься о…
• Я на уроке научился…
- Берегите себя!
- Спасибо за работу! До свидания!
(слайд 22)
Используемые интернет ресурсы:
1. http://kovalenkojuliya.weebly.com/blog/opasnie-veschestva-v-bitu-prezentaciya
2. http://www.ikt.oblcit.ru/231/Borodina/p3aa1.html
3. http://rushkolnik.ru/docs/235/index-461931.html.
4. http://dankonoy.com/new/obj7klass/129/26813-za-minutnoe-legkomyslennoe-lyubopytstvo-ty-riskuesh.htm
5. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.