Технологическая карта
Дата: 26.01.2023
Учитель Магомедова Анастасия Игоревна
Урок по биологии 11 класс
УМК: Учебник «Биология» 11 класс В.В. Пасечник; мультимедийное оборудование.
Тип урока: Усвоения новых знаний.
Тема: Микро и макроэволюция.
Цель урока: создать условия для формирования понятия о макроэволюции как о надвидовой эволюции через использование информационно-коммуникативных технологий.
Задачи урока:
Образовательные:
Развивающие:
Формирование умений самостоятельной работы с литературой, схемами, таблицами, слайдами, выделять главное и делать выводы, выступать перед коллективом; Воспитательные:
1. Формирование научного мировоззрения.
2. Воспитание толерантного отношения к инакомыслящим – сторонникам других, отличающихся от общепринятых, точек зрения.
Оборудование: Интерактивная доска, компьютер, презентация, плакат, раздаточный материал.
Планируемые результаты:
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
1. Развивать помять, мышление, внимание у обучающихся |
1.Развивать познавательный интерес и творческие способности |
1.Умение работать с разными источниками биологической информации |
2. Помочь учащимся осознать практическую значимость материала |
2. Умение определять цели, задачи и организовывать свою деятельность |
2. Умение выделять, описывать, объяснять причины и научное значение |
3. Осознать целостность природы и влияния природных условий на жизнь и здоровье человека |
3. Умение работать в группах
|
3. Обобщать знания и делать выводы о взаимосвязи всех живых организмов |
4. Содействовать развитию умений, выделять главное в особенностях живых организмов |
4. Развивать умение отбирать информацию любой сложности |
4. Умение вести наблюдение за процессами и явлениями биологической среды |
5. Умение контролировать результат своей деятельности |
5. Умение грамотно излагать свои мысли |
5. Умение применять биологические знания в повседневной жизни. |
6. Вырабатывать эмоционально – ценностное отношение к окружающей среде |
6. Развивать способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений |
6.Умение владеть научной терминологией, ключевыми понятиями. |
Структура и ход урока
Этапы урока |
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
I.Организационный момент |
Психологическое наполнение |
- Проверяет готовность к уроку и организует внимание учеников; -Создает благоприятный эмоциональный настрой - Проверка домашнего задания
|
Готовятся к уроку, Приветствуют учителя Отвечают на вопросы по домашнему заданию. |
Личностные: Полная готовность к уроку Регулятивные: Включение в ритм работы Коммуникативные: Контроль, коррекция. Познавательные: Рефлексия способов и условий действия. |
II. Целеполагание |
Через проблемный вопрос подвести к определению цели |
Что такое борьба за существование? Назовите и охарактеризуйте виды борьбы за существование. Что такое естественный отбор? Какие существуют формы естественного отбора? Охарактеризуйте их. Для работы используйте свои листы оценивания, домашнее задание № 1. |
Учащиеся отвечают на вопросы. |
Регулятивные: Действия, направленные на то, что еще не известно Коммуникативные Определение цели Познавательные: самостоятельное выделение и формулировка цели Личностные: действие смыслообразования |
III.Актуализация знаний |
Смотивировать на активную деятельность путем диалога с учащимися |
Посмотрите на плакат и на картинку на слайде. Какой процесс изображен? Давайте вспомним, что же такое эволюция? Скажите, что означает приставка макро? А микро? А если к ним добавить слово «эволюция», что получится? Сегодня рассмотрим микро и макроэволюцию. Запишите тему. Какова цель нашего урока? И что мы должны сделать, чтобы ее достичь? |
Один из учеников находит соответствие между схемами микро и макроэволюции.
Учащиеся приходят к пониманию темы урока, делают запись в тетрадь (тема)
|
Личностные: Сформулирована мотивация учащихся на учебную деятельность Регулятивные Мобилизация сил и энергии Коммуникативные: Владение монологической и диалогической речью |
IV.Изучение нового материала |
Изучить новый материал |
Посмотрите на картинку и попробуйте своими словами описать, что такое микро и макроэволюция. Макроэволюция органического мира — это процесс формирования крупных систематических единиц (из видов — новых родов, из родов — новых семейств и т.д.) в ходе эволюции на протяжении всей истории Земли. Развитие жизни на Земле в целом, включая её происхождение, называется макроэволюцией. А какой исторический процесс созвучен со словом эволюция? В чем их сходство и отличие? Революция Сравнение микроэволюции и макроэволюции. Давайте составим схему, работая в паре. Действуют те же процессы – борьба за существование, естественный отбор и связанное с ним вымирание. Носят дивергентный характер. А что такое дивергенция? Давайте найдем ответ в учебнике параграф 14. Запишем определение в тетрадь. Результатом макроэволюционных процессов становятся существенные изменения внешнего строения и физиологии организмов. А эволюция каких растений показана на схеме? Давайте их назовем. Групповая работа по карточке – эмбриология. Доказательства макроэволюции: *Палеонтологические; *Эмбриологические; *Сравнительно-анатомические. Наука об ископаемых организмах – палеонтология – неопровержимо доказывает, что в прошлые эпохи животный и растительный мир Земли резко отличался от современного. Филогенетические ряды – это ряды видов, последовательно сменявших друг друга в процессе эволюции различных групп животных и растений. В биологии есть понятие гомологи и аналоги. Давайте подумаем в чем отличия? Гомологичные органы – это органы, имеющие одинаковый план строения, развивающиеся из сходных зачатков и одинаково расположенные, но выполняющие разные функции. И теперь мы должны познакомиться с еще одним понятием – конвергенция. Найдем в учебнике определение. Эмбриологические доказательства: Развитие многоклеточных животных из оплодотворённого яйца. Сходство зародышевого развития животных. Расхождение признаков зародышей в процессе эмбрионального развития.
|
Учащиеся выдвигают версии.
Учащиеся находят метапредметную связь между эволюцией и революуией.
Один из учащихся составляет схему у доски.
Ищут ответ в учебнике.
Групповая работа.
Учащиеся делают запись в тетради
Учащиеся отвечают на вопрос.
Поиск термина в учебнике. |
Познавательные. Поиск информации Регулятивные: Контроль за выполнением заданий Коммуникативные: Умение выражать мысли строить высказывания Познавательные: Умение осознанно и произвольно строить высказывание. Регулятивные: Общеучебные Личностные: нравственно-эстетическое оценивание
|
V.Закрепление изученного материала |
Проверить освоение знаний обучающихся |
Закрепление проводится по вопросом ЕГЭ биология: 1. 1)Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Палеонтологи изучают: 1) закономерности развития организмов; 2) распространение живых существ на Земле; 3) среду обитания организмов; 4) ископаемые останки организмов животных; 5) окаменелые остатки пыльцы и спор древних растений. 4,52. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны примеры конвергенции. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. (1) В процессе эволюции приспособленность и разнообразие организмов достигалось разными путями. (2) У лошадей или слонов, например, прогрессивные изменения в строении конечностей или хобота происходили внутри поколений одного вида. (3) У неродственных групп организмов, живущих в сходных условиях среды, развиваются сходные адаптации — например, плавники акул и дельфинов, лапы крота и медведки. (4) Внутри одной группы возникали различия в строении конечностей у представителей типа Членистоногих. (5) Очень часто можно наблюдать возникновение у животных органов, имеющие разное анатомическое строение и происхождение, но выполняющих сходные функции — например, крылья птиц и бабочек, глаза осьминога и зайца. (6) В растительном мире такие приспособления возникают при сходстве видоизменённых, но разных по происхождению органов — например, листьев барбариса и колючек на стебле ежевики. Теперь подсчитаем ваши баллы по листам оценивания: У кого 8-9 баллов – молодцы, отлично поработали на уроке. У кого 7-6 баллов – хорошо. У кого 5-6 баллов – не расстраивайтесь, в следующий раз получится лучше, главное проявить старания. Вспомним цель урока и проанализируем, смогли ли мы ее достигнуть? |
Учащиеся в карточках отвечают на вопросы. Потом происходит самопроверка.
Учащиеся посчитывают и озвучивают баллы.
Учащиеся анализируют урок |
Познавательные: Поиск информации Преобразование знаково-символьной информации в словесную Личностные: Установление связи между целью и результатом Регулятивные: Оценка и выделение, и осознание того, что усвоено Поиск и сбор информации |
VI. Рефлексия |
Понять, что было усвоено на занятии |
Предлагает закончить предложение -Сегодня на уроке я понял… -Сегодня я научился… -Для меня было сложным… |
Эмоционально оценивают свою деятельность и деятельность ученика по парте |
Личностные. Оценивание усваиваемого материала Регулятивные: Осознание уровня и качества усвоения знания Познавательные: Универсальные логические действия |
VII Домашнее задание |
Учебник §14, стр. 116-121. Выучить записи в тетради |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.