Технологическая карта урока "Микро и макроэволюция"
Оценка 4.7

Технологическая карта урока "Микро и макроэволюция"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
биология
11 кл
29.01.2024
Технологическая карта урока "Микро и макроэволюция"
Технологическая карта
микроэволюция и макро.doc

Технологическая карта

Дата: 26.01.2023

Учитель Магомедова Анастасия Игоревна

Урок по биологии 11 класс

УМК: Учебник «Биология» 11 класс В.В. Пасечник; мультимедийное оборудование.

Тип урока: Усвоения новых знаний.

Тема: Микро и макроэволюция.

Цель урока: создать условия для формирования понятия о макроэволюции как о надвидовой эволюции через использование информационно-коммуникативных технологий.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. формировать понятие макроэволюция;
  2. углубить и расширить знания учащихся о прямых и косвенных доказательствах эволюции;
  3. формировать умение использовать данные разных наук для доказательства эволюции;
  4. убедить учащихся в необходимости комплексного использования всех групп доказательств для изучения подлинной эволюции живого мира на Земле.

Развивающие:

Формирование умений самостоятельной работы с литературой, схемами, таблицами, слайдами, выделять главное и делать выводы, выступать перед коллективом; Воспитательные:

1. Формирование научного мировоззрения.

2. Воспитание толерантного отношения к инакомыслящим – сторонникам других, отличающихся от общепринятых, точек зрения.

Оборудование: Интерактивная доска, компьютер, презентация, плакат, раздаточный материал.

Планируемые результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

1. Развивать помять, мышление, внимание у обучающихся

1.Развивать познавательный интерес и творческие способности

1.Умение работать с разными источниками биологической информации

2. Помочь учащимся осознать практическую значимость материала

2. Умение определять цели, задачи и организовывать свою деятельность

2. Умение выделять, описывать, объяснять причины и научное значение

3. Осознать целостность природы и влияния природных условий на жизнь и здоровье человека

3. Умение работать в группах

 

3. Обобщать знания и делать выводы о взаимосвязи всех живых организмов

4. Содействовать развитию умений, выделять главное в особенностях живых организмов

4. Развивать умение отбирать информацию любой сложности

4. Умение вести наблюдение за процессами и явлениями биологической среды

5. Умение контролировать результат своей деятельности

5. Умение грамотно излагать свои мысли

5. Умение применять биологические знания в повседневной жизни.

6. Вырабатывать эмоционально – ценностное отношение к окружающей среде

6. Развивать способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений

6.Умение владеть научной терминологией, ключевыми понятиями.

Структура и ход урока

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I.Организационный момент

Психологическое наполнение

- Проверяет готовность к уроку и организует внимание учеников;

-Создает благоприятный эмоциональный настрой

- Проверка домашнего задания

 

 Готовятся к уроку,

Приветствуют учителя

Отвечают на вопросы по домашнему заданию.

 Личностные: Полная готовность к уроку

Регулятивные: Включение в ритм работы

Коммуникативные:

Контроль, коррекция.

Познавательные: Рефлексия способов и условий действия.

II. Целеполагание

Через проблемный вопрос подвести к определению цели

Что такое борьба за существование?

Назовите и охарактеризуйте виды борьбы за существование.

Что такое естественный отбор?

Какие существуют формы естественного отбора? Охарактеризуйте их.

Для работы используйте свои листы оценивания, домашнее задание № 1.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Регулятивные: Действия, направленные на то, что еще не известно

Коммуникативные Определение цели Познавательные: самостоятельное выделение и формулировка цели Личностные: действие смыслообразования

III.Актуализация знаний

Смотивировать на активную деятельность путем диалога с учащимися

Посмотрите на плакат и на картинку на слайде. Какой процесс изображен?

Давайте вспомним, что же такое эволюция?

Скажите, что означает приставка макро? А микро? А если к ним добавить слово «эволюция», что получится?

Сегодня рассмотрим микро и макроэволюцию.

Запишите тему.

Какова цель нашего урока? И что мы должны сделать, чтобы ее достичь?

Один из учеников находит соответствие между схемами микро и макроэволюции.

 

Учащиеся приходят к пониманию темы урока, делают запись в тетрадь (тема)

 

Личностные: Сформулирована мотивация учащихся на учебную деятельность

Регулятивные Мобилизация сил и энергии Коммуникативные:

Владение монологической и диалогической речью

IV.Изучение нового материала

Изучить новый материал

Посмотрите на картинку и попробуйте своими словами описать, что такое микро и макроэволюция.

 Макроэволюция органического мира — это процесс формирования крупных систематических единиц (из видов — новых родов, из родов — новых семейств и т.д.) в ходе эволюции на протяжении всей истории Земли.

Развитие жизни на Земле в целом, включая её происхождение, называется макроэволюцией.

А какой исторический процесс созвучен со словом эволюция? В чем их сходство и отличие? Революция

Сравнение микроэволюции и макроэволюции. Давайте составим схему, работая в паре.

Действуют те же процессы – борьба за существование, естественный отбор и связанное с ним вымирание.

Носят дивергентный характер.

А что такое дивергенция? Давайте найдем ответ в учебнике параграф 14. Запишем определение в тетрадь.

Результатом макроэволюционных процессов становятся существенные изменения внешнего строения и физиологии организмов. А эволюция каких растений показана на схеме? Давайте их назовем.

Групповая работа по карточке – эмбриология.

Доказательства макроэволюции:

*Палеонтологические;

*Эмбриологические;

*Сравнительно-анатомические.

Наука об ископаемых организмах – палеонтология – неопровержимо доказывает, что в прошлые эпохи животный и растительный мир Земли резко отличался от современного.

Филогенетические ряды – это ряды видов, последовательно сменявших друг друга в процессе эволюции различных групп животных и растений.

В биологии есть понятие гомологи и аналоги. Давайте подумаем в чем отличия?

Гомологичные органы – это органы, имеющие одинаковый план строения, развивающиеся из сходных зачатков и одинаково расположенные, но выполняющие разные функции.

И теперь мы должны познакомиться с еще одним понятием – конвергенция. Найдем в учебнике определение.

Эмбриологические доказательства:

Развитие многоклеточных животных из оплодотворённого яйца.

Сходство зародышевого развития животных.

Расхождение признаков зародышей в процессе эмбрионального развития.

 

 

 

Учащиеся выдвигают версии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся находят метапредметную связь между эволюцией и революуией.

 

Один из учащихся составляет схему у доски.

 

 

Ищут ответ в учебнике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповая работа.

 

 

Учащиеся делают запись в тетради

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся отвечают на вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

Поиск термина в учебнике.

Познавательные.

Поиск информации

Регулятивные:

Контроль за выполнением заданий

Коммуникативные:

Умение выражать мысли строить высказывания

Познавательные: Умение осознанно и произвольно строить высказывание.

Регулятивные: Общеучебные

Личностные: нравственно-эстетическое оценивание

 

 

V.Закрепление изученного материала

Проверить освоение знаний обучающихся

Закрепление проводится по вопросом ЕГЭ биология:

1. 1)Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Палеонтологи изучают:

1)  закономерности развития организмов;

2)  распространение живых существ на Земле;

3)  среду обитания организмов;

4)  ископаемые останки организмов животных;

5)  окаменелые остатки пыльцы и спор древних растений.

4,52. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны примеры конвергенции. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1) В процессе эволюции приспособленность и разнообразие организмов достигалось разными путями. (2) У лошадей или слонов, например, прогрессивные изменения в строении конечностей или хобота происходили внутри поколений одного вида. (3) У неродственных групп организмов, живущих в сходных условиях среды, развиваются сходные адаптации  — например, плавники акул и дельфинов, лапы крота и медведки. (4) Внутри одной группы возникали различия в строении конечностей у представителей типа Членистоногих. (5) Очень часто можно наблюдать возникновение у животных органов, имеющие разное анатомическое строение и происхождение, но выполняющих сходные функции  — например, крылья птиц и бабочек, глаза осьминога и зайца. (6) В растительном мире такие приспособления возникают при сходстве видоизменённых, но разных по происхождению органов  — например, листьев барбариса и колючек на стебле ежевики.

Теперь подсчитаем ваши баллы по листам оценивания:

У кого 8-9 баллов – молодцы, отлично поработали на уроке.

У кого 7-6 баллов – хорошо.

У кого 5-6 баллов – не расстраивайтесь, в следующий раз получится лучше, главное проявить старания.

Вспомним цель урока и проанализируем, смогли ли мы ее достигнуть?

Учащиеся в карточках отвечают на вопросы. Потом происходит самопроверка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся посчитывают и озвучивают баллы.

 

 

 

Учащиеся анализируют урок

Познавательные: Поиск информации

Преобразование знаково-символьной информации в словесную

Личностные:

Установление связи между целью и результатом

Регулятивные:

Оценка и выделение, и осознание того, что усвоено

Поиск и сбор информации

VI. Рефлексия

Понять, что было усвоено на занятии

Предлагает закончить предложение

-Сегодня на уроке я понял…

-Сегодня я научился…

-Для меня было сложным…

 Эмоционально оценивают свою деятельность и деятельность ученика по парте

Личностные.

Оценивание усваиваемого материала

Регулятивные: Осознание уровня и качества усвоения знания Познавательные: Универсальные логические действия

VII Домашнее задание

Учебник §14, стр. 116-121.

Выучить записи в тетради

 


Технологическая карта Дата: 26

Технологическая карта Дата: 26

Структура и ход урока Этапы урока

Структура и ход урока Этапы урока

А какой исторический процесс созвучен со словом эволюция?

А какой исторический процесс созвучен со словом эволюция?

Сходство зародышевого развития животных

Сходство зародышевого развития животных

VI. Рефлексия Понять, что было усвоено на занятии

VI. Рефлексия Понять, что было усвоено на занятии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2024