Проектная деятельность учащихся на уроке биологии в 11 классе. Методическая разработка урока. Тема: "Развитие представлений о возникновении жизни на Земле"
Оценка 4.6

Проектная деятельность учащихся на уроке биологии в 11 классе. Методическая разработка урока. Тема: "Развитие представлений о возникновении жизни на Земле"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
биология
11 кл
17.04.2019
Проектная деятельность учащихся на уроке биологии в 11 классе. Методическая разработка урока. Тема: "Развитие представлений о возникновении жизни на Земле"
Проектная деятельность учащихся на уроке биологии в 11 классе. Методическая разработка урока. Тема: "Развитие представлений о возникновении жизни на Земле". Класс за две недели до этого урока был поделен на четыре группы. Каждая из четырех групп отстаивала определенную, существующую в настоящее время, гипотезу возникновения жизни на Земле. (Группа 1 – гипотезу самопроизвольного зарождения жизни; группа 2 – гипотезу биогенеза; группа 3 – гипотезу панспермии; группа 4 – гипотезу биохимической эволюции Опарина А.И.) С двумя другими познакомил учебный диск. Экспертная комиссия в лице учителей биологии района оценивала ученические проекты.
Селиванова Наталья Викторовна на публикацию.doc
Селиванова Наталья Викторовна, учитель биологии МКОУ «Поспелихинская СОШ №3» , Поспелихинского района, Алтайского края, с. Поспелиха, ул. Гончарова 53, тел. 8 (385 56)209­91, 8 923 658 50 11 Проектная деятельность учащихся на уроке биологии в 11 классе. Тема: "Развитие представлений о возникновении жизни на Земле" Цели урока:  Образовательные:  сформировать   знания   о  различных   взглядах   на   возникновение жизни на Земле; начать формировать понятия об абиогенезе и биогенезе; продолжить формирование материалистических представлений о возникновении жизни на нашей планете;  Развивающие: развитие самостоятельности и творчества учащихся, а также умений выполнять проектную работу (сбор информации, наблюдения построения   гипотезы, анализа,   обобщения);   развитие   коммуникативных   использование компьютерных технологий;     умений   (работа   в   группах),  Воспитательные:  отстаивать свою точку зрения, работать в группах, заложить основы чувства   индивидуальной   ответственности   за   свои   поступки,   принятые   решения   и действия. Задачи:  1. Познакомиться с гипотезами возникновения жизни на Земле. 2. Совершенствовать умение сравнивать и анализировать различные гипотезы, правильно определять их по сущностным характеристикам. 3. Пробудить   интерес   и   позитивное   отношение   к   биологической   науке   и   поиску всеобъемлющей теории по проблеме возникновения жизни на Земле. 4. Убедится в неповторимости жизни как способа существования. Оборудование: компьютер,   мультимедийный   проектор;   презентация   к   уроку,   таблица   №1 (Приложение   1);   таблица   №2   «Гипотезы   возникновения   жизни   на   Земле", мультимедийное   приложение   к   учебнику   В.И.Сивоглазова,   И.Б.Агафоновой, Е.Т.Захаровой «Общая биология 10­11 класс. Базовый уровень», ООО «Дрофа», 2011; нарисованное дерево,  кружки трех цветов (красный, желтый, зеленый) для рефлексии; презентации,   подготовленные   группами   учащихся     и   проектные   работы;   лист самооценки; лист «Оценка презентации исследовательского проекта» (Приложение 2); видеофрагмент  фильма   "Зарождение   жизни   на   Земле"   (video.yandex.ru   );   учебник В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захаров  «Общая биология 10­11 класс. Базовый уровень» ­ М., Дрофа, 2011 г.  Тип урока: изучение нового материала. Методы   обучения:   частично   поисковый, проблемного   изложения,   исследовательский объяснительно­иллюстрированные методы Формы   организации   познавательной   деятельности: индивидуальная. Ход урока: I. Организационный момент.   фронтальная,   групповая, Учитель:  тема нашего урока – Развитие представлений о возникновении жизни на Земле. Открываем тетради, записываем число и тему урока. Учитель:  Сегодня   на   уроке   мы   должны   будем   проделать   очень   большую   работу,   вы подготовили проекты, которые будете защищать. На столах лежат таблицы №1, №2, которые надо будет в ходе урока заполнить. Оценивать вы себя будете с помощью листов самооценки. Вас будет оценивать экспертная группа из учителей, приехавших на открытый урок. Тема урока   известна.   Как     вы   думаете,   о   чем   же   мы   будем   говорить,   что   узнаем,   с   чем познакомимся? Какие цели мы перед собой сегодня ставим? (Предполагаемые ответы детей)  Познакомится   с   различными   взглядами   на   возникновение   жизни   на   Земле;   начать формировать понятия об абиогенезе и биогенезе;   Защитить   свои   групповые   проекты,   и   отстаивать   определенную,   существующую   в настоящее время, гипотезу возникновения жизни на Земле;  Отстаивать свою точку зрения. II. Этап актуализации знаний. Беседа по вопросам: А) Перечислите основные признаки живого. Б) Какие определения «жизни», «живых тел» вы знаете? Учитель: Вы вспомнили, что такое жизнь и каковы основные признаки живого не просто так, чтобы выяснить, как она развивалась, надо знать что это. Учитель: В разные времена у разных народов существовали свои гипотезы о возникно­вении жизни. Что такое гипотеза? Чем гипотеза отличается от теории или закона?  Учитель: Как же могли появиться на Земле «живые тела»? Просмотр видеофрагмента учебного фильма  «Земля.  Развитие жизни» о зарождении жизни (video.yandex.ru). III. Изучение нового материала. Учитель: Вопросы о происхождении жизни на Земле и о возникновении самой Земли всегда волновали   человечество.   Являясь   вечными   и   глобальными,   эти   проблемы   и   сегодня   еще далеки от решения. Мы располагаем доказательствами эволюции органического мира, но как происходило возникновение жизни на Земле, мы можем только предполагать. За всю свою историю человечество создало множество теорий и гипотез, которые пытались объяснить, когда и как появилась жизнь на нашей планете. Основные идеи и гипотезы, объясняющие происхождение жизни на Земле (назвать). Дискуссия. Защита проектов. Учитель:  класс за две недели до этого урока был поделен на четыре группы. Каждая из четырех групп сейчас будет отстаивать определенную, существующую в настоящее время, гипотезу возникновения жизни на Земле. (Группа 1 – гипотезу самопроизвольного зарождения жизни; группа 2 – гипотезу биогенеза;  группа 3 – гипотезу панспермии; группа 4 – гипотезу биохимической эволюции Опарина А.И.)    С двумя познакомит нас учебный диск.  Экспертная комиссия в лице учителей биологии района оценит ваши проекты.  Учитель:  Во   время   защиты   проектов   фронтальное   заполнение   таблицы   «Сравнительная характеристика основных гипотез происхождения жизни на Земле». Таблица №1 лежит у вас на столе. (Приложение 1) Гипотеза Автор Основные положения Подтверждена экспериментально? Кем и когда? Знакомство   с   теорией   Креационизма   и   теорией   Стационарного   состояния   при помощи мультимедийного приложения к учебнику В.И.Сивоглазова, И.Б.Агафоновой, Е.Т.Захаровой «Общая биология 10­11 класс. Базовый уровень», ООО «Дрофа», 2011. Учитель:  самопроизвольного   зарождения   жизни, используя   проектную   работу   на   тему   «Если   на Слово   предоставляется первой   группе: приводят   доказательства Земле никого не было, то откуда появился этот кто­то?» (Аристотель, Ван Гельмонт, рецепт создания искусственного человека – гомункулюса) (Вопросы группе после защиты проекта) Учитель:  Слово   предоставляется второй   группе: приводят   опровержение   гипотезы самозарождения жизни и доказательства  гипотезы биогенеза, используя проектную работу на тему "Жизнь появляется только из жизни". (Опыты Франческо Реди, Ладзаро Спаланцетти, Тереховский, Луи Пастер) (Вопросы группе после защиты проекта) Физминутка (1­2 мин).  Учитель:  Слово  третьей  группе: приводят   доказательства   «за»   гипотезы   панспермии, используя проектную работу на тему «Космическое зарождение жизни» (Сванте Август Аррениус, В.И.Вернадский) (Вопросы группе после защиты проекта) Учитель:  Слово   предоставляется четвертой   группе: приводят   доказательства   «против» гипотезы панспермии; доказательства «за» гипотезы биохимической эволюции А.И.Опарина, Холдейна, используя проектную работу на тему «И все­таки жизнь могла появиться на Земле» (Опыты Опарина­Холдейна, Стенли Миллера, Бернала) (Вопросы группе после защиты проекта) ­ Можно ли сказать об этой гипотезе, что она легла в основу большинства современных знаний о происхождении жизни на Земле? (Да) В результате научных доказательств она называется теорией. Но четкого ответа нет. VI. Вывод: Учитель:  Таким   образом,   в   настоящее   время   мы   можем   считать,   что   проблема происхождения жизни решена?  Ученики:  Нет,   перспективные пути ее решения.  ­   Гипотезы   самозарождения   и   стационарного   состояния   представляют   собой   только   можем   лишь   говорить,   что   ученые   продолжают   искать   наиболее исторический   или   философский   интерес,   так   как   результаты   научных   исследований   их опровергают. ­   Гипотеза   панспермии   не   решает   принципиального   вопроса   о   возникновении   жизни,   она только отдаляет его в ещё более далёкое прошлое Вселенной, хотя и не может исключаться как гипотеза о начале жизни на Земле. ­ Таким образом, единственной общепризнанной в науке в настоящее время является гипотеза биохимической эволюции. VII. Этап закрепление и коррекция знаний Учитель: у вас на столах лежат листочки с таблицей №2 "Гипотезы возникновения жизни на   Земле").   С   целью   закрепления   полученных   знаний   заполните   их,   пожалуйста.   Один человек это сделает  у доски с помощью  учебного диска. (Задание   из мультимедий­ного приложения к учебнику В.И.Сивоглазова, И.Б.Агафоновой, Е.Т.Захаровой «Общая биология 10­11 класс. Базовый уровень», ООО «Дрофа», 2011. Интерактивная карта) VIII. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Учитель: Выставьте  баллы в листы самооценки, экспертная комиссия оценила ваши проекты (Приложение 2), оценки узнаете на следующем уроке. Но хочу сказать, что поработали все просто отлично. Вы заканчиваете 11 класс  у каждого своя дорога в жизни. Все они будут разные. И может быть кто­то из вас станет ученым – биологом и разрешит проблему, которую мы старались решить на этом уроке.  Домашнее задание: § 14, Рабочая тетрадь стр. 50­52, №4­7.     IX. Рефлексия. (На доске прикреплено нарисованное на листе бумаги дерево, у каждого учащегося на парте лежит набор плодов трех цветов: красного, желтого и зеленого) Учитель: Всегда жизнь олицетворяли с растущим деревом. Перед вами дерево. Давайте вы с помощью разноцветных плодов дадите оценку сегодняшнему уроку. Если все понравилось ­ красный, если вам всё равно ­ желтый, ну а если не понравилось, то зеленый. Прикрепите плод определенного цвета на дерево.      Учитель: Урок окончен, всем спасибо, до свидания!                                                                  Приложение 2 Оценка презентации исследовательского проекта Оценивается   качество   выполнения   присутствующего   элемента   по   трехбалльной   шкале. Оценка отражается в соответствующей колонке. Эксперт, заполняя таблицу, ставит только Ф.И. ученика(цы) знаки «+» в соответствующих графах ­ графах «высокое», «среднее», «удовлетворительное», «неудовлетворительное». Дата:  Название проекта  Эксперты Перечень   вопросов,   на   которые   стоит обратить   внимание   экспертам   в   процессе презентации проекта 1.Актуальность выбранной темы (обоснование) Качество выполненного элемента Высокое Среднее Удовлетвори Неудовлетво Итого (3 балла) (2 балла) тельное (1 балл) рительное  (0 баллов) 2.Аргументированность целей работы 3.Выбор оптимальных методов исследования 4.Грамотность   представления   полученных результатов 5.Уровень изложения материала: 5.1.Научность 5.2 Логичность 5.3. Доступность для понимания 6.Использование при представлении   проекта   (таблицы,   плакаты, наглядности     видеоматериалы,   компьютерная   программа презентации, другое) 7.Умение   организовать   и   вести   работу   в команде  7.1.Наличие разделения обязанностей (оценивают сами участники и учитель) 7.2.Информированность группы о результатах работы (оценивают сами участники и учитель) 7.3.Определение вклада каждого члена группы (оценивают сами участники и учитель) 8.Умение вести дискуссию 9.Полученные результаты и их оценка 10.Реализация проекта

Проектная деятельность учащихся на уроке биологии в 11 классе. Методическая разработка урока. Тема: "Развитие представлений о возникновении жизни на Земле"

Проектная деятельность учащихся на уроке биологии в 11 классе. Методическая разработка урока. Тема: "Развитие представлений о возникновении жизни на Земле"

Проектная деятельность учащихся на уроке биологии в 11 классе. Методическая разработка урока. Тема: "Развитие представлений о возникновении жизни на Земле"

Проектная деятельность учащихся на уроке биологии в 11 классе. Методическая разработка урока. Тема: "Развитие представлений о возникновении жизни на Земле"

Проектная деятельность учащихся на уроке биологии в 11 классе. Методическая разработка урока. Тема: "Развитие представлений о возникновении жизни на Земле"

Проектная деятельность учащихся на уроке биологии в 11 классе. Методическая разработка урока. Тема: "Развитие представлений о возникновении жизни на Земле"

Проектная деятельность учащихся на уроке биологии в 11 классе. Методическая разработка урока. Тема: "Развитие представлений о возникновении жизни на Земле"

Проектная деятельность учащихся на уроке биологии в 11 классе. Методическая разработка урока. Тема: "Развитие представлений о возникновении жизни на Земле"

Проектная деятельность учащихся на уроке биологии в 11 классе. Методическая разработка урока. Тема: "Развитие представлений о возникновении жизни на Земле"

Проектная деятельность учащихся на уроке биологии в 11 классе. Методическая разработка урока. Тема: "Развитие представлений о возникновении жизни на Земле"

Проектная деятельность учащихся на уроке биологии в 11 классе. Методическая разработка урока. Тема: "Развитие представлений о возникновении жизни на Земле"

Проектная деятельность учащихся на уроке биологии в 11 классе. Методическая разработка урока. Тема: "Развитие представлений о возникновении жизни на Земле"
Скачать файл