Разработка урока русского языка для 5 класса по теме "Сравнительная и превосходная степень качественных имён прилагательных"
Оценка 5

Разработка урока русского языка для 5 класса по теме "Сравнительная и превосходная степень качественных имён прилагательных"

Оценка 5
doc
26.06.2023
Разработка урока русского языка для 5 класса по теме "Сравнительная и превосходная степень качественных имён прилагательных"
Разработка урока русского языка 5 класс.doc

Пивинская Алла Анатольевна

МБОУ «Приморская средняя школа

имени Героя Советского Союза

М.А. Юшкова»

Высшая квалификационная категория

 

 

 

Разработка урока

русского языка

в 5 классе

по теме «Сравнительная и превосходная степень

качественных имён прилагательных»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Тема урока: Сравнительная и превосходная степень качественных имён прилагательных.

Тип урока: урок открытия нового знания

Технологии урока: технология системно-деятельностного подхода; технология задачного подхода

Цель урока: организовать деятельность обучающихся для составления на основе учебного текста правила о степенях сравнения качественных имён прилагательных

Задачи:

- организовать актуализацию необходимого материала;

- создать учебную ситуацию для определения темы урока;

- создать проблемную ситуацию для постановки учебной задачи;

- организовать постановку учебной задачи от результата;

- провести первичное закрепление открытого знания.

Планируемые результаты:

личностные: проявляет интерес к новому учебному материалу;

метапредметные:

- регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу;

                           следует инструкциям учителя;

                           соотносит результат собственной деятельности с учебной

                           задачей;

- познавательные: находит необходимую информацию в учебном тексте;

                              составляет собственный текст в соответствии с учебной

                              задачей;

- коммуникативные: принимает участие в учебном сотрудничестве;

                                   высказывает собственную точку зрения;

                                 адекватно воспринимает точку зрения одноклассников.

Основные термины, понятия: разряды имён прилагательных по значению (качественные, относительные и притяжательные); степени сравнения качественных имён прилагательных; сравнительная и превосходная степени сравнения.

Оборудование: УМК, ноутбук, проектор, презентация, учебный текст, контрольные карточки.

План урока:

1. Создание эмоционального настроя на работу.   1мин.

2. Актуализация опорного материала.   4 мин

3. Создание учебной ситуации.   2 мин

4. Создание проблемной ситуации.   3 мин

5. Определение темы урока.   1 мин

6. Постановка учебной задачи.   2 мин

7. Организация деятельности обучающихся по открытию нового знания.   12 мин

8. Первичное закрепление.   14 мин

9. Подведение итогов урока.   2 мин

10.Рефлексия. 2 мин.

11.Инструктаж по выполнению домашнего задания.   2 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

Этап урока

Деятельность педагога

Действия обучающихся

Создание эмоционального настроя (1 мин)

- Здравствуйте, ребята!

- Посмотрите друг другу в глаза.

- Покажите глазами, какое у вас настроение, сначала друг другу, а потом мне. (Слайд №2)

- А сейчас я покажу глазами, какое настроение сейчас у меня.

- Какое у нас у всех настроение?

- Я надеюсь, оно поможет нам с пользой провести этот урок.

 

 

 

 

 

 

 

- Хорошее!

- Согласны!

Актуализация опорного материала (4 мин)

- Возьмите карточку №1.

(Слайд №3)

- Что скажете?

- Как вы думаете, для чего я её приготовила?

- У вас 2 минуты, чтобы ответить на вопросы карточки. Приступайте.

- Что теперь обязательно надо сделать?

- Я предлагаю это сделать с помощью контрольного слайда.

(Слайд №4)

- Проверяйте и отмечайте верные ответы знаком «+», а неверные знаком « - ».

- Запишите на полях количество верных ответов. За это задание вы могли получить 7 баллов.

 

 

- Карточка «Верно ли, что…»

- Чтобы проверить домашнее задание.

 

 

- Проверить.

 

 

 

 

Создание учебной ситуации.

- Какой материал вы повторили?

 

 

 

 

 

 

- Есть материал об имени прилагательном, который мы сейчас не повторили?

- Как вы думаете, есть ещё материал об имени прилагательном, который будем осваивать?

- О том, какой частью речи является имя прилагательное;

- о том, на какие разряды по значению делятся имена прилагательные;

- о том, как изменяются имена прилагательные.

- Да.

 

 

- Да; нет; не знаю.

Создание проблемной ситуации.

- Посмотрите на экран. (Слайд №5)

- Что скажете?

- А какое утро было сегодня у нас?

 

- А сегодня теплее, чем вчера? приятнее, чем вчера?

- К какой части речи относятся слова «тёплое; ясное; яркое; светлое; приятное»?

- Докажите.

 

 

- А к какой части речи относятся слова «теплее, приятнее»?

 

- Утро; солнце всходит…

- Тёплое; ясное; яркое; светлое; приятное…

- Да, нет…

 

- Это имена прилагательные.

 

 

- Они обозначают признак предмета и отвечают на вопрос «какое?»

- Имена прилагательные; не знаем

 

 

Определение темы урока (1 мин)

- Попробуйте определить тему урока.

- Предлагаю определить тему урока чуть позже.

- Оставьте в тетрадях одну строчку, чтоб потом записать тему урока.

 

- Не знаю… новое явление в грамматике русского языка…

 

Постановка учебной задачи (2 мин)

- А сейчас попробуйте поставить перед собой учебную задачу на урок.

- Какой продукт вы сможете предъявить как результат этого урока?

- Значит, учебная задача на этот урок – составить правило о таких словах, как «теплее», «приятнее».

 

Карточка: Составить правило

 

 

 

 

- Правило о таких словах.

Организация деятельности обучающихся по открытию нового знания (12 мин)

- Сейчас вы будете работать в группах.

- Повторите правила работы в группе.

 

 

- Возьмите карточку №2.

(Слайд №6)

- Что скажете?

 

- Что вы будете сейчас делать?

 

 

- Обратите внимание: вы будете работать в группах; вместе искать ответы на вопросы, а в конце работы у каждого из вас в тетради должны появиться записи.

- Когда вы закончите работу, мы проверим все вместе, что у вас получилось.

- Как будем проверять?

 

 

 

 

- Начинаем проверку.

- Как ответили на первый вопрос? на второй? на третий?

- Каждый верный ответ помечайте знаком «+».

- Запишите на полях количество верных ответов. За это задание вы могли получить 3 балла.

- Что у вас получилось?

- Давайте его ещё раз проговорим.

(Слайд №7)

- Проговорите хором вместе со мной;

- в парах;

- мысленно.

 

 

 

 

 

 

 

- Значит, с учебной задачей вы справились?

 

- А теперь вы можете сформулировать тему урока?

 

 

 

- Запишите тему урока в тетради на той строке, которую вы оставили.

 

Карточка:

Сравнительная и превосходная степени качественных имён прилагательных.

 

 

- Работают все; говорит каждый; слушать каждого; не ссориться; спорить; договариваться…

 

 

 

- Карточка с текстом; в карточке есть вопросы…

- Читать текст; отвечать на вопросы карточки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Одна группа отвечает на вопрос, остальные слушают и или соглашаются, или возражают; ищем правильный ответ на каждый вопрос.

 

………………………….

 

 

 

 

 

 

- Правило.

- От положительной степени имени прилагательного образуются сравнительная и превосходная степени.

Сравнительная степень обозначает, что в одном предмете признак проявляется в большей или в меньшей степени, чем в другом.

Превосходная степень обозначает, что данный предмет по качеству превосходит другие.

 

 

- Да; мы решили учебную задачу; у нас получилось правило об этих интересных словах…

- Степени качественных имён прилагательных.

- Сравнительная и превосходная степени качественных имён прилагательных.

 

Первичное закрепление (14 мин)

- Достаточно только составить правило?

- И всё?

- Предлагаю вам для применения открытого вами правила выполнить упражнения из учебника.

 

- С. 151, упр. 834.

- Запишите ответы в тетради.

- Прочитайте, что у вас получилось.

(Слайд №8)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Давайте обсудим.

- Отметьте знаком «+» верные ответы. За выполнение этого задания вы можете получить 2 балла.

- Запишите на полях количество верных ответов.

- С. 151, упр. 836.

- Я предлагаю проверить по контрольным карточкам.

- Каждый верный шаг в выполнении упражнения отмечайте знаком «+». За выполнение этого задания вы можете получить 38 баллов.

- Запишите на полях количество верных ответов.

- Оцените свои работы.

- Кто набрал 48 – 50 баллов, ставит себе «5».

- Кто набрал 38 – 47 баллов, ставит себе «4».

- Кто набрал 26 – 37 баллов, ставит себе «3».

- Надеюсь, «2» не получил никто.

 

- Нет; надо его выучить…

 

- Нет, надо его применять.

 

 

 

 

 

 

- Сравнительная степень используется, когда нужно сравнить два предмета по качеству и сказать, что в одном предмете признак проявляется в большей или в меньшей степени, чем в другом.

- Превосходная степень используется, когда нужно указать, что данный предмет по качеству превосходит другие предметы.

 

 

 

 

 

 

 

- А как будем проверять?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Я…

 

- Я…

 

 

- Я…

 

- Да!

Подведение итогов урока (2 мин)

- Какая тема сегодняшнего урока?

(Слайд №9)

 

- Что такое положительная степень имени прилагательного?

(Слайд №10)

 

- Когда в речи используется сравнительная степень?

(Слайд №11)

 

 

 

- Когда в речи используется превосходная степень?

(Слайд №12)

- Сравнительная и превосходная степень качественных имён прилагательных.

- Это форма имени прилагательного, в которой оно обозначает признак предмета без сравнения с другими предметами.

- Сравнительная степень используется, когда нужно сравнить два предмета по качеству и сказать, что в одном предмете признак проявляется в большей или в меньшей степени, чем в другом.

- Превосходная степень используется, когда нужно указать, что данный предмет по качеству превосходит другие предметы.

Рефлексия (2 мин)

- Какую учебную задачу ставили на урок?

- Кто считает, что учебная задача решена?

- Кто считает, что не справился?

- Кто считает, что не только сам понял тему урока, но и может объяснить родителям, помочь разобраться одноклассникам?

 - Кому нужно доработать дома?

- Составить правило о неизвестном нам грамматическом явлении.

- Я…

 

- ………..

- Я…

 

 

 

- Мне…

 

Инструктаж по выполнению домашнего задания (2 мин)

- Предложите домашнее задание.

 

- Какие?

 

 

 

- Я предлагаю вам выучить правило, которое вы составили, и выполнить упражнения из учебника по выбору:

на «5» – упр. 835 и упр. 838 на с. 151 – 152;

на «4» – упр. 838 на с. 152;

на «3» – упр. 835 на с. 151.

(Слайд №13)

 

- Выучить правило.

- Выполнить упражнения.

- Составить предложения с именами прилагательными в сравнительной и превосходной степенях…

 

 

 

Приложение

Карточка №1

 

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

 

 

 

 

Верно ли, что…

1) имя прилагательное обозначает предмет?

2) имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам?

3) имя прилагательное в предложении чаще всего бывает определением?

4) имена прилагательные делятся на разряды по значению?

5) относительные имена прилагательные обозначают такой признак предмета, который может быть у предмета в большей или меньше степени?

6) качественные имена прилагательные обозначают такой признак предмета, который может быть у предмета в большей или меньше степени?

7) притяжательные имена прилагательные обозначают такой признак предмета, который может быть у предмета в большей или меньше степени?

 

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Текст контрольного слайда

 

Верно ли, что…

1) имя прилагательное обозначает предмет?

2) имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам?

3) имя прилагательное в предложении чаще всего бывает определением?

4) имена прилагательные делятся на разряды по значению?

5) относительные имена прилагательные обозначают такой признак предмета, который может быть у предмета в большей или меньше степени?

6) качественные имена прилагательные обозначают такой признак предмета, который может быть у предмета в большей или меньше степени?

7) притяжательные имена прилагательные обозначают такой признак предмета, который может быть у предмета в большей или меньше степени?

 

1

2

3

4

5

6

7

-

+

-

+

-

+

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка №2

 

 

1. Внимательно прочитайте текст.

 

       Существует три степени качественных имён прилагательных.

      Обычно имя прилагательное просто обозначает признак предмета, без сравнения его с другими предметами. Это положительная степень прилагательного, его начальная, исходная форма. Например: Слон очень сильное животное. «Сильное» – положительная степень имени прилагательного.

       От положительной степени образуются формы сравнительной и превосходной степени.

       Сравнительная степень обозначает, что в одном предмете признак проявляется в большей или в меньшей степени, чем в другом. Например: Слон сильнее тигра. «Сильнее» – сравнительная степень имени прилагательного «сильный».

       Превосходная степень обозначает, что данный предмет по качеству превосходит другие. Например: Слон – сильнейшее животное на Земле. «Сильнейшее» – превосходная степень имени прилагательного «сильный».

 

2. Ответьте на вопросы. Запишите ответы в тетрадь.

 

       1. Какие степени качественных имён прилагательных образуются от положительной степени?

       2. Что обозначает сравнительная степень?

       3. Что обозначает превосходная степень?

      

 

Текст полученного правила

От положительной степени имени прилагательного образуются сравнительная и превосходная степени.

Сравнительная степень обозначает, что в одном предмете признак проявляется в большей или в меньшей степени, чем в другом.

Превосходная степень обозначает, что данный предмет по качеству превосходит другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная карточка №1 к упр. 836

1) Злые языки страшнее пистолета. 2) Правда светлее солнца. 3) Добрая слава дороже богатства. 4) Утро вечера мудренее. 5) Маленькое дело лучше большого безделья. 6) Скупой богач беднее щедрого бедняка. 7) Бесчестье хуже смерти.

 

 

Контрольная карточка №2 к упр. 836

 

1) Злые языки страшнее пистолета. 2) Правда светлее солнца. 3) Добрая слава дороже богатства. 4) Утро вечера мудренее. 5) Маленькое дело лучше большого безделья. 6) Скупой богач беднее щедрого бедняка. 7) Бесчестье хуже смерти.

 

 

Контрольная карточка №3 к упр. 836

     +                                                               +                                                                 +

1) Злые языки страшнее пистолета.     2) Правда светлее солнца.    3) Добрая слава дороже

                                                         +                                                 +

богатства.     4) Утро вечера мудренее.    5) Маленькое дело лучше большого безделья.     

                                  +                                                            +

6) Скупой богач беднее щедрого бедняка. 7) Бесчестье хуже смерти.

 

 

 

Контрольная карточка №4 к упр. 836

                прил.                                                              прил.                                                              прил.

1) Злые языки страшнее пистолета.     2) Правда светлее солнца.    3) Добрая слава дороже

                                                             прил.                                           прил.                                                                                

богатства.     4) Утро вечера мудренее.    5) Маленькое дело лучше большого безделья.     

                                       прил.                                                                       прил.                                                            

6) Скупой богач беднее щедрого бедняка. 7) Бесчестье хуже смерти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1. М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов. Русский язык. Учебник. В двух частях. Часть II. М.: Дрофа, 2020.

2. М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов. Методическое пособие к учебнику «Русский язык. 5 класс». М.: Дрофа, 2019. – 260 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Пивинская Алла Анатольевна МБОУ «Приморская средняя школа имени

Пивинская Алла Анатольевна МБОУ «Приморская средняя школа имени

Тема урока : Сравнительная и превосходная степень качественных имён прилагательных

Тема урока : Сравнительная и превосходная степень качественных имён прилагательных

План урока: 1. Создание эмоционального настроя на работу

План урока: 1. Создание эмоционального настроя на работу

Ход урока Этап урока

Ход урока Этап урока

А сегодня теплее, чем вчера? приятнее, чем вчера? -

А сегодня теплее, чем вчера? приятнее, чем вчера? -

Когда вы закончите работу, мы проверим все вместе, что у вас получилось

Когда вы закончите работу, мы проверим все вместе, что у вас получилось

Первичное закрепление (14 мин) -

Первичное закрепление (14 мин) -

Подведение итогов урока (2 мин) -

Подведение итогов урока (2 мин) -

Приложение Карточка №1 1 2 3 4 5 6 7

Приложение Карточка №1 1 2 3 4 5 6 7

Карточка №2 1. Внимательно прочитайте текст

Карточка №2 1. Внимательно прочитайте текст

Контрольная карточка №1 к упр

Контрольная карточка №1 к упр

Литература: 1. М.М. Разумовская,

Литература: 1. М.М. Разумовская,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.06.2023