Введение:
Курс дисциплины «История России» является составной частью гуманитарной и профессиональной подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования. Знание истории позволяет более уверенно ориентироваться в новых явлениях жизни, давать им правильную оценку и делать верные практические выводы.
В свое время известный русский историк В.О.Ключевский верно подметил, что без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться.
Многие студенты сталкиваются с трудностями при изучении гуманитарных дисциплин, основы которых должны были быть заложены еще в школе.
Главной проблемой становится не процесс усвоения объёма знаний, а изучение предмета на новом, качественно ином уровне. Специфика преподавания дисциплины «История» в СПО состоит не только в увеличении объёма изучаемого материала, но и в особенностях построения структуры учебной дисциплины. По сравнению со средней школой вводится лекционно-семинарская система. Она предполагает теоретическое изучение предмета на лекциях, самостоятельную подготовку студентов к семинарским занятиям по узловым темам с их последующим публичным обсуждением.
Самостоятельная работа занимает большое место в структуре дисциплины. Она предполагает наличие следующих навыков: умение работать с историческими и научными текстами, выбор и анализ необходимой информации. Для помощи студентам в изучении дисциплины «История» и устранения вышеозначенных проблем подготовлено данное пособие.
В методической разработке представлены планы семинарских занятий и методические рекомендации для студентов по курсу «История».
Цель пособия – помочь студентам в самостоятельной работе при подготовке к практическим занятиям.
В пособии рекомендуются учебные пособия, первоисточники и необходимая литература; предлагаются советы по изучению вопросов; также даны темы рефератов, ключевые даты и понятия по истории России ХX-XXI вв..
В основу изучения курса истории положены требования ФГОС к обязательному минимуму содержания программы, соответствующей уровню среднего профессионального образования.
Требования к результатам освоения дисциплины В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире, выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX - XXIвв.); -сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.; - основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; - назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности; - роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; - содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.
История как учебная дисциплина изучается студентами специальности очной формы обучения на 2 курсе в одном семестре и завершается зачетом. Учебный план по истории предусматривает проведение лекций, семинарских занятий, консультаций.
Структура и содержание дисциплины СГ.01 «История России»
Название разделов
Содержание учебной дисциплины
Раздел1. Советский Союз в послевоенный период
Влияние последствий войны на советскую систему и общество.
2.Переход страны на мирный путь развития.
3.Поствоенные ожидания и проблемы общества.
4.Проблемы сельского хозяйства.
5.Итоги четвертой пятилетки.
«СССР в 1945-1953 годы. Основные тенденции во внутренней, внешней политике и культуре»
1.Особенности политического режима 1945-1953 годов. Ужесточение внутренней политики.
2.Поствоенные репрессии и их характер.
3.Смерть И.В.Сталина и настроения в обществе.
4.Смена политического курса. Переход политического лидерства к Н.С.Хрущеву.
5.Первые признаки наступления «оттепели» в политике, экономике, культурной сфере.
6.ХХ съезд КПСС.
«СССР в 1945-1953 годы. Основные тенденции внешней политике»
1.Рост влияния СССР на международной арене.
2.Углубление военно-блокового противостояния, отношения со странами «капиталистического лагеря».
3.СССР и страны восточной Европы.
4.СССР и конфликты в Азии, Африке и Латинской Америке.
1.Противоречивые тенденции во внутренней политике СССР после ХХ съезда КПСС.
2.Борьба за власть в конце 1950-х годов.
3.Экономика и политика в конце 1950-х – начале 1960 –х годов.
4. Административные реформы.
5.Развитие науки и культуры в послевоенные годы.
6.Духовная жизнь в период «оттепели».
Раздел 2.
Развитие СССР и его место в мире в конце 1960- - начале 1980-х годов
Смерть И.В.Сталина. Варианты после сталинского развития СССР. Борьба за власть. "Новый курс Г.Маленкова".XX съезд партии, его историческое значение.
Усиление личной власти Н.С.Хрущева. Реконструкция органов власти и управления. Изменения в области права. Национально-государственное развитие.
Антирелигиозная политика.
Основные тенденции развития советской экономики. Аграрная политика.
Социальная цена реформ. Реабилитация репрессированных.
Новые тенденции во внешней политике Советского Союза. Выработка новых ориентиров во внешней политике. Кризисные явления в развитии международных отношений.
Политика СССР со странами социалистического лагеря. Особенности советско-американских отношений. "Карибский кризис". СССР и развивающиеся страны. Сотрудничество с Индией.
Неконсервативная революция на Западе. Особенности современной стратегии ведущих стран Запада.
Проблемы экономического развития стран в условиях глобализации.
Особенности «информационной революции» и формирование инновационной экономической модели. Производственная культура в условиях становления информационной экономики.
Эволюция социальной структуры западного общества в XX- начале XXI в.Наука и культура в 50-60е годы.
Сравнение реформ Н.С.Хрущева и А.Н.Косыгина, их результатов.
Изучение экономики в 70- начале 80х гг. в Советском Союзе. Трудности в развитии советской экономики. Планы и их преодоления. Политическая система в 70- начале 80хгг. в СССР. Принятие новой советской конституции 1977 года.
Противоречия в аграрном производстве. Жизнь народа: характерные черты.
Пути развития отечественной науки и культуры. Раскол в среде интеллигенции.
Рождение альтернативной культуры. Система образования.
Отношения СССР со странами Запада. Установления военно-стратегического паритета между СССР и США.Борьба за разрядку международной напряженности.
Основные договоры об ограничении вооружений. Совещание в Хельсинки 1975г., подписание Заключительного акта.
Развитие сотрудничества с социалистическими странами. Роль СССР в становлении разрядки международной напряженности.
Панъевропейское движение, формирование системы Европейских Сообществ.
Углубление и расширение европейской интеграции. Программы "Эврика", "ЭСПРИТ", "РЕЙС", "БРАЙТ" и другие. "План Геншера-Коломбо". Принятие символики Европейских Сообществ.
Изменения в Восточной Европе в 80-90хгг XX в. и их влияние на Европейское
Сообщество.
Изучение экономики и политического развития Германии в 80-90гг XX века Маастрихтский договор: рождение Европейского Союза. Гуманитарное сотрудничество и создание Экономического валютного союза.
Амсдердамский договор: первая реформа Европейского Союза. Ницкий договор: интеграция по всем направлениям.
Конституционный договор Европейского Союза.
Раздел 3. Российская Федерация в 1991-2020 годы
Процесс становления нового конституционного строя в России.
Экономические реформы. Антикризисные меры и рыночные преобразования.
Приватизация государственной собственности. Борьба с инфляцией 1992-1998гг.
Криминализация и "теневизация" экономической жизни. Углубление конституционного кризиса 1993г.
Развитие политической системы. Многопартийность. Принятие новой конституции, ее историческое значение. Общественно-политическое развитие России в 1994-1996гг. Первые шаги гражданского общества.
Второе президентство Б.Н.Ельцина.
Выявление причин создания НАТО, состав НАТО.
Практическое занятие: Изучение международных отношений в 80- 90 х гг. XX века.
Определение основных направлений деятельности НАТО, расширение НАТО на Восток, изучение основных военных операций стран НАТО.
Пограничные конфликты: Гражданская война в Китае 1946-1950гг., война в Корее 19501953г., война во Вьетнаме 1965-1974гг и др. локальные конфликты в странах Африки и Латинской Америки.
Карибский кризис 1962-1964гг..
Арабо-израильские войны 1967-1974гг., Самолийско-эфиопская война 1977- 1979гг. Ирано-иракская война 1980-1988гг., агрессия Ирака против Кувейта и др. пограничные конфликты на Дальнем Востоке и Казахстане (1969г).
Выявление причин, хода, итогов переворота в Чили.
Практическое занятие: Изучение причин, хода, итогов революций в Иране, Афганистане, последствий их для мирового сообщества.
Президент В.В.Путин. Укрепление государственности. Обеспечение гражданского согласия.Экономическая политика. Определение причины, содержания реформ образования, здравоохранения. Развития политической системы.Изучение особенностей общественного сознания, вопросов государства и церкви, методов, форм, результатов борьбы с терроризмом.
Изучение основных направлений во внешней политике в конце XX начале XXI вв.
Президент Д.А.Медведев - продолжение политики, направленной на укрепление и стабилизацию государства и общества.
Культура Советского Союза в 70-1991гг. Общие условия развития культуры в суверенной России. Образование и наука. Проблемы духовного развития российского общества в XX-XXIвв.
Художественное творчество в России. Общественно-философская мысль.
Живопись, архитектура, музыка, кино современного Запада. Поп культура и ее влияние на общество. Роль СМИ в формировании современного общества. Религия, ее роль и значение в современном обществе.
Декларация по правам ребенка. Декларация по правам человека. Декларации ЮНЕСКО, МОТ, ВОЗ и др.
Сравнение этапов развития России в новейшее время.
Выявление роли и значения России в развитии мирового сообщества.
Проведение сравнительного анализа развития экономики и политики ведущих стран мира. Определение основных достижений современной цивилизации.
Методические указания к выполнению практических работ
Практическая работа (семинар) – важный вид учебной работы, способствующий успешному усвоению студентом курса истории. В части данных методических указаний вниманию студентов предлагаются требования к подготовке семинарских занятий, темы, планы, списки литературы. В приложении помещен список основной и дополнительной литературы ко всему курсу.
Рекомендации студенту по подготовке к семинарским занятиям Семинарские занятия — одна из важнейших форм учебного процесса по курсу истории. На семинары выносятся узловые, наиболее важные и сложные вопросы, без знания которых ориентироваться в истории невозможно. Поэтому главным условием усвоения курса является тщательная подготовка студента к каждому семинару.
Подготовку к семинарскому занятию следует вести в следующем порядке:
1. Внимательно ознакомиться с планом семинара, списком рекомендованной литературы, темами докладов и рефератов, вопросами, предложенными для дискуссий.
2. Прочитать конспект лекции по теме семинарского занятия, отмечая карандашом материал, необходимый для освоения поставленных вопросов.
3. Важнейшим этапом работы при подготовке к семинарскому занятию является изучение рекомендованной к каждой теме литературы. Исторические источники и литература — это надежная основа достоверных исторических знаний. Анализ и оценка событий и процессов прошлого, данная в произведениях выдающихся российских и зарубежных историков и политических деятелей помогают выработать собственное понимание сущности и значения исторических явлений.
Большую помощь студентам при подготовке к занятиям окажет учебная литература по истории, рекомендуемая к каждому занятию. При работе над рекомендованными источниками и литературой необходимо помнить, что здесь недостаточно ограничиваться лишь беглым ознакомлением или просмотром текста. Вот несколько конкретных рекомендаций, касающихся организации работы студента с текстом: а) сформулируйте общее представление о произведении (ознакомьтесь с заголовком, оглавлением, если оно имеется, просмотрите текст) и целях его создания (обратите внимание на дату написания, реконструируйте, опираясь на уже имеющиеся
сведения и привлекая дополнительные, историческую ситуацию, определите причины, побудившие автора написать работу); б) внимательно прочтите текст, возвращаясь к отдельным положениям, выделяя непонятное. Снимите неясности, используя словари, справочную литературу; в) разделите текст на законченные в смысловом отношении части. Анализируя каждую из них, попытайтесь выделить основные положения, идеи автора, а также его аргументацию. Раскройте связи теоретических положений и конкретных фактов, определяя ту их совокупность, которая послужила основой для сделанного вывода; г) еще раз просмотрите весь текст, установите логические связи между выделенными частями, составьте структурный план.
4. На основе изученных источников и литературы необходимо подготовить тезисы или конспект, оформив соответствующие записи в тетради. В тезисной форме может быть подготовлено устное выступление на семинаре. Основой тезисов является план выступления, но в отличие от него в тезисах фиксируется не просто последовательность рассматриваемых вопросов, но и в краткой форме раскрывается их основное содержание.
Наиболее трудоемкой, но совершенно необходимой, частью подготовки к семинару является конспектирование. Конспективная форма записи требует не только фиксации наиболее важных положений источника, но и приведения необходимых рассуждений, доказательств. Нередко в конспект включают и собственные замечания, размышления, оставляемые, как правило, на полях.
Конспект составляется в следующей последовательности: а) после ознакомления с произведением составляется его план, записывается название источника, указывается автор, место и год издания работы; б) конспективная запись разделяется на части в соответствии с пунктами плана.
Каждая часть должна содержать изложение какого-либо положения, а также его аргументацию. В ходе работы подчеркивается наиболее существенное, делаются пометки на полях.
5. К каждому семинарскому занятию рекомендуются темы докладов и рефератов. Подготовку доклада следует начинать с составления плана, подбора необходимого для выбранной темы материала. При подготовке доклада используется самая разнообразная литература: хрестоматии, научные и научно-популярные книги,
публикации в исторических журналах «Вопросы истории», «Отечественная история», «Новая и новейшая история», и др., а также в центральных и местных газетах.
6. На семинарских занятиях студент должен: а) принимать активное участие в обсуждении вопросов семинара; б) внимательно следить за выступлениями; в) уметь вести полемику с оппонентами.
Успешное усвоение курса позволит студентам принимать активное участие в олимпиадах и научно – практических конференциях по истории.
Темы практических работ
Практическая работа №1 Тема «Распад СССР и образование СНГ»
Цели:
1. Изучить основные события политической жизни страны в 90-е годы.
2. Подвести студентов к пониманию особенностей российской политической системы.
3. Способствовать формированию умений излагать главные вопросы темы, аргументировано высказывать своё мнение, составлять план-конспект План
1. Права человека: сущность, основные поколения прав человека.
2. Международные документы в сфере защиты прав человека.
3. Система международной судебной защиты прав человека.
4. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Вопросы для обсуждения:
- Какие факторы оказывают влияние на объем прав человека, их реализацию, эффективность применения в том или ином обществе? - Влияют ли на осуществление прав человека механизмы внутригосударственного права? Если да, то как? - Несёт ли индивид ответственность за нарушение принципов и норм международного права?
Темы докладов:
1. Всеобщая декларация прав человека.
2. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.
3. Конвенция о правах ребѐнка.
4. Полномочия Международного уголовного суда.
Методические рекомендации: При подготовке первого вопроса семинара необходимо воспользоваться справочной, учебной литературой и дать понятие «права человека», дать характеристику трем поколениям «прав человека».
При рассмотрении второго вопроса темы следует изучить и проанализировать следующие документы:
«Всеобщая декларация прав человека» 1948 г.;
«Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод»
1953 г.; «Международный пакт о гражданских и политических правах»
1966 г.; «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах»
1966 г.; «Конвенция о правах ребёнка»
1989 г.
В третьем вопросе раскрыть две категории противоправных деяний: международные правонарушения и международные преступления. Необходимо обратить внимание, что к военным преступлениям и преступлениям против человечества неприменим срок давности. Как вы думаете, почему?
В четвертом вопросе рассмотреть назначение и деятельность международных организаций, призванных защищать права человека: Комитет по правам человека при ООН;
Европейский Суд по правам человека;
ОБСЕ. Обратить внимание на то, что когда Россия ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, российское законодательство и юридическая практика должны быть приведены в соответствие с европейскими стандартами. Подобная практика предписана Конституцией РФ (ст. 15, п.4).
Основная литература:
1. Всеобщая декларация прав человека» 1948 г
2. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1953 г.
3. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.
4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.
5. Конвенция о правах ребёнка 1989 г.
6. Конституция РФ
7. Артемов, В. В. История : учебник для СПО / В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. – 21-е изд., стер. - Москва : Академия, 2021. - 448с. - (Среднее профессиональное образование) – Текст : непосредственный. - ISBN 978-5-0054-0043-7
8. Некрасова М.Б. Отечественная история: учебное пособие – М.: ИД Юрайт, 2020, 378 с.
9. Пугинский Б.И. Правоведение: учебник – М.: Юрайт-Издат., 2021.
10. Пихоя Р.Г. Конституционно-политический кризис в России в 1993 г.: хроника событий и комментарии историка // Отечест. история. – 2002. – № 4–5. 11. Самыгин П.С. История: учебник (среднее профессиональное образование) – Ростов н/Д: Феникс, 2009, 474 с.
12. Семенникова Л.И. Отечественная история – М.: КДУ, 2021, 782 с.
Практическая работа №2 Тема «Постсоветское пространство 1990-е годы 20 века»
Цели:
1. Изучить основные события политической жизни страны в 90-е годы.
2. Подвести студентов к пониманию особенностей российской политической системы.
3. Способствовать формированию умений излагать главные вопросы темы, аргументировано высказывать своё мнение, составлять план-конспект
План
1. Социально-экономическая, политическая ситуация накануне принятия Конституции - рост социальной напряжѐнности в 1993 г. - кризис либерального движения - противостояние: президент – Верховный Совет
2. 12 декабря1993 г. - итоги выборов -принятие конституции России
3. Основное содержание Конституции России 1993 г. - полномочия президента РФ - исполнительная власть - законодательная власть - судебная власть
4. Политическая жизнь во второй половине 90-х гг. - выборы в Государственную Думу - выборы президента России - думское равновесие - отставка Б.Н. Ельцина
5. Итоги политических реформ - демонтаж системы Советов - новая Конституция России - введение демократических выборов - создание многопартийности - начало формирования демократического государства
Вопросы для обсуждения:
- В чем заключались особенности политического развития России?
- Как складывались отношения между сторонниками Б.Н. Ельцина после распада СССР?
- Какие партии становились действительной политической силой в стране? - Какие вопросы были вынесены на референдум в апреле 1993 г.
? Каковы его итоги? –
Как изменилась система власти после октябрьского кризиса 1993 г.?
- Почему реформы государственной власти продолжаются и в наши дни?
Темы докладов:
6. Политические лидеры России начала 90-х гг.(на выбор)
7. 1993 год. Противостояние: президент – Верховный Совет
8. Законодательная, исполнительная, судебная власть по Конституции РФ 1993 г.
9. РФ – демократическое, правовое государство!?
Методические рекомендации:
При рассмотрении первого вопроса темы следует обратить внимание на конкретные проявления роста социальной напряженности в 1993 г.: забастовочное движение, запрет Компартии РСФСР, рост числа сторонников КПРФ.
При характеристике противостояния: президент – Верховный Совет, обратить внимание на расхождения в экономической политике, выборе системы организации власти.
Рассмотрение третьего вопроса темы требует работы с текстом Конституции (гл. 4 -7). Необходимо уметь давать характеристику государственного устройства, формы правления, политического режима. Знать ветви власти (законодательная, исполнительная, судебная) по Конституции РФ 1993 г.
Основная литература:
1. Конституция РФ
2. Артемов, В. В. История : учебник для СПО / В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. – 21-е изд., стер. - Москва : Академия, 2021. - 448с. - (Среднее профессиональное образование) – Текст : непосредственный. - ISBN 978-5-0054-0043-7
3. Некрасова М.Б. Отечественная история: учебное пособие – М.: ИД Юрайт, 2020, 378 с.
4. Пугинский Б.И. Правоведение: учебник – М.: Юрайт-Издат., 2021.
5. Пихоя Р.Г. Конституционно-политический кризис в России в 1993 г.: хроника событий и комментарии историка // Отечест. история. – 2002. – № 4–5.
6. Самыгин П.С. История: учебник (среднее профессиональное образование) – Ростов н/Д: Феникс, 2009, 474 с.
7. Семенникова Л.И. Отечественная история – М.: КДУ, 2020, 782 с.
8. История России с древнейших времѐн до начала XXI века: Учебное пособие / под ред. А.Н. Сахарова. М., АСТ, 2006.
Практическая работа № 3 Тема «Россия в 2000-е годы»
Цели:
1. Изучить основные проблемы национальной политики в России в 90-е годы.
2. Подвести студентов к пониманию особенностей межнациональных отношений в современной жизни.
3. Способствовать формированию умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы, аргументировано излагать свои мысли
План
1. Федеративный договор «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации» от 31.03.1992 г.
2. Кризис федеративных отношений. Военный конфликт в Чечне.
3. Национализм: сущность и особенности современного национализма.
4. Возможные пути разрешения национальных конфликтов.
Вопросы для обсуждения:
- Как развивались отношения между регионами и федеральным центром после распада СССР?
- Какие регионы и почему стремились к действительной политической независимости?
- Когда был подписан новый Федеративный договор, его основные положения?
Какие субъекты федерации получили дополнительные права?
- Каковы причины военного конфликта в Чечне?
- Дать определения понятиям: национализм, национальная политика, шовинизм, экстремизм, радикализм, фундаментализм, терроризм.
Темы докладов:
1. Национальная политика Российской Федерации
2. Национализм, сущность и особенности современного национализма
3. Причины военного конфликта в Чечне
Методические рекомендации: При подготовке к семинарскому занятию необходимо использовать первоисточник - Федеративный договор «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации» от 31.03.1992 г. , проанализировать его статьи и сделать выводы.
Следует обратить внимание, что XX век дал много примеров разжигания страстей на национальной почве. Сейчас появилось достаточно много неонацистских партий и движений, которые используют националистические идеи для повышения своего авторитета и популярности (привести примеры из современной жизни, дать им оценку). Обратить внимание на то, что при решении межнациональных конфликтов необходимо соблюдение гуманистических принципов: отказ от насилия и принуждения; поиск согласия; признание прав и свобод человека важнейшим принципом; готовность к мирному урегулированию спорных проблем.
Литература:
1. Артемов, В. В. История : учебник для СПО / В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. – 21-е изд., стер. - Москва : Академия, 2021. - 448с. - (Среднее профессиональное образование) – Текст : непосредственный. - ISBN 978-5-0054-0043-7
2. Некрасова М.Б. Отечественная история: учебное пособие – М.: ИД Юрайт, 2020, 378 с.
3. Самыгин П.С. История: учебник (среднее профессиональное образование) – Ростов н/Д: Феникс, 2021, 474 с.
4. Сахаров А.Н, Боханов А.Н., Шестаков В.А.
История России с начала XIX века до начала XXI века - издательство «Астрель», 2003.
5. Никулин Н.М. Курс современной политической истории России, часть 2 -
издательство «МГИМО-Университет», 2020.
6. Семенникова Л.И. Отечественная история – М.: КДУ, 2011, 782 с.
7. Сороко-Цюпа О.С., Смиронов В.П., Строганов АИ. Мир в XX- начале XXI века: учеб. для общеобразоват учреждений – М.: Дрофа, 2010, 351 с.
8. История России с древнейших времѐн до начала XXI века: Учебное пособие / под ред. А.Н. Сахарова. М., АСТ, 2006.
Практическая работа № 4 Тема «Новые приоритеты внешней политики»
Цели:
1. Рассмотреть основные проблемы духовной жизни российского общества.
2. Подвести студентов к пониманию особенностей развития культуры, образования в России.
3. Способствовать формированию умений излагать главные вопросы темы, анализировать события и явления современной культурной жизни, делать выводы, аргументировано высказывать своѐ мнение.
План
1. Духовная жизнь современной России. - кризис в духовной сфере общества - отказ от традиционных и заимствование западных духовных ценностей - идейный плюрализм - кризис морали - рост преступности
2. Культура в новых условиях (литература, кино, музыка, театр. СМИ.) - духовная свобода и низкое финансирование - размывание интеллигенции - российская литература, кинематограф, музыка, театр - роль СМИ в формировании духовных ценностей
3. Образование - ликвидация бесплатного образования - новые типы учебных заведений, новые учебные программы - проблема финансирования, качество образования - утрата позиций в сфере образования
Вопросы для обсуждения:
- В чем заключалась противоречивость духовной жизни российского общества? - Каких перемен ждало российское общество от пришедших к власти лидеров России?
- Какие проблемы возникли в духовной жизни общества в ходе экономических реформ и открытости западной культуре?
- Какие успехи российской науки и культуры заслужили признание в современном мире?
- Как изменилась система народного образования в годы реформ?
- Что обозначают понятия «постмодернизм», «концептуализм», «массовая культура», «элитарная культура», «публицистика».
Темы докладов:
1. Достижения советской науки, культуры, образования (по выбору)
2. Достижения современной России в области культуры, науки, образования.
3. СМИ и формирование духовных ценностей
4. Религия в современной России: основные тенденции и проблемы Методические рекомендации:
При рассмотрении данной темы следует обратить внимание, что распад СССР активизировал процессы, которые происходили в культуре и духовной жизни в последние годы существования СССР. Начало 90-х гг. проходило под знаком распада единой культуры СССР на отдельные национальные культуры, что неизбежно вело к нарастанию социальной и культурной напряженности. В рыночные отношения стали вовлекаться новые сферы культуры, в том числе наука и образование.
Социальный распад и нравственная деградация, идущие в обществе, непосредственно влияют на состояние духовной жизни. Культура современного общества – это, во многом, культура полутрадиционная, полулюмпенская. Заметно увеличилась в общественной жизни современной Россия роль религии, которая постепенно заполняет место былой коммунистической идеологии. Во многом повышение уровня религиозности объясняется социально-экономическими проблемами.
Литература:
1. Артемов, В. В. История : учебник для СПО / В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. – 21-е изд., стер. - Москва : Академия, 2021. - 448с. - (Среднее профессиональное образование) – Текст : непосредственный. - ISBN 978-5-0054-0043-7
2. Некрасова М.Б. Отечественная история: учебное пособие – М.: ИД Юрайт, 2020, 378 с.
3. Самыгин П.С. История: учебник (среднее профессиональное образование)
– Ростов н/Д: Феникс, 2021, 474 с.
4. Семенникова Л.И. Отечественная история – М.: КДУ, 2020, 782 с.
5. Сороко-Цюпа О.С., Смиронов В.П., Строганов АИ. Мир в XX- начале XXI века: учеб. для общеобразоват учреждений – М.: Дрофа, 2021, 351 с.
6. История России с древнейших времѐн до начала XXI века: Учебное пособие / под ред. А.Н. Сахарова. М., АСТ, 2006.
Дополнительная литература:
1. Дубин Б. Группы, институты и массы: культурная репродукция и культурная динамика в сегодняшней России / Б.Дубин // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. - 1998. - № 4. -С.22-32.
2. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учеб. пособие. - 2-е изд., испр., и доп. - М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 1997. - 114 с.
3. Звоновский В., Луцева С. Досуговые предпочтения молодежи / В. Звоновский, С. Луцева // Мониторинг общественного мнения. - 2002. - №5. - С.62.
4. Зорская Н. Тенденции в чтении россиян в 90-е годы: На материале опросов ВЦИОМ 199201997 гг. / Н.Зорская // Мониторинг общественного мнения. - 1998. - №3. - С.44-49.
5. Кондаков И.В. Культура России. Ч.1. Русская культура: краткий очерк истории и теории: Учеб. пособие. _ 2-е изд., испр.- М.: Университет, 2000. - 300 с.
6. . Соколов К.Б. Социальная эффективность художественной культуры. - М.: Наука, 1990. - 23 с.
7. Соколов А.В., Щербакова И.О. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества / А.В. Соколова, И.О. Щербакова // Социс. - 2003. - № 1. - С. 115-119.
8. Флиер А.Я. Культурология для культурологов: Учеб. пособие. - М.: Академ.
Проект; Екатеринбург.: Деловая книга, 2002. - 251.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.