МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)
Муниципальное казенное учреждение "Муниципальный орган управления образования" администрации муниципального района "Сунтарский улус (район)"
МБОУ "Тойбохойская СОШ им.Г.Е. Бессонова"
РАССМОТРЕНО Руководитель МО "Обществознание" ________________________ Васильева В.П. Протокол №1 от «31» августа 2024 г.
|
|
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________________________ Максимова В.П. Согласовано от «31» августа 2024 г.
|
УТВЕРЖДЕНО Директор школы _____________________ Тотонов А.В. Приказ №01-08/1-1 от «31» августа 2024 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(вариант 4.1)
учебного предмета «История»
адаптированной ООП ООО
для обучающихся 6 классов
Учитель истории: Евсеев Александр Васильевич
с. Тойбохой 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Место предмета «История» в системе школьного образования определяется его познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности молодого человека. История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает возможность познания и понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего.
Коррекционно-развивающий потенциал учебного предмета «История» обеспечивает возможность преодоления следующих специфических трудностей, обусловленных слабовидением:
● нарушение эмоционально-волевой сферы;
● бедность активного и пассивного словарного запаса;
● неустойчивость произвольного внимания;
● низкий уровень развития связной устной и письменной речи.
Место учебного модуля «Введение в Новейшую историю России» в системе школьного образования определяется его познавательным и мировоззренческим значением для становления личности выпускника основной школы. Содержание учебного модуля, его воспитательный потенциал призван реализовать условия для формирования у подрастающего поколения граждан целостной картины российской истории, осмысления роли современной России в мире, важности вклада каждого народа в общую историю Отечества, позволит создать основу для овладения знаниями об основных этапах и событиях новейшей истории России на ступени среднего (полного) образования.
Учебный модуль «Введение в Новейшую историю России» имеет также историко-просвещенческую направленность, формируя у молодежи готовность к защите исторической правды и сохранению исторической памяти, предупреждению попыток фальсификации исторических фактов.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Задачи:
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
овладение знаниями об основных этапах развития человеческого общества, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
развитие способностей обучающихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование у обучающихся умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Коррекционные задачи:
● Развитие зрительного, осязательно-зрительного и слухового восприятия.
● Развитие и коррекция произвольного внимания.
● Развитие и коррекция памяти.
● Развитие и коррекция логического мышления.
● Развитие навыков зрительного, осязательно-зрительного и слухового анализа.
● Формирование навыков осязательно-зрительного чтения цветных рельефных исторических карт, умения в них ориентироваться.
● Формирование умения работать в адаптированных контурных картах.
● Формирование умений анализировать, классифицировать исторические факты, оценивать их, находить причинно-следственные связи, выделять главное, обобщать, делать выводы.
● Формирование навыков, необходимых для самостоятельной работы с источниками исторической информации, прежде всего работы с картой, работы с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
● Уточнение имеющихся и формирование новых представлений об окружающем мире.
● Формирование способностей работать по заданному алгоритму, строить собственные алгоритмы.
● Развитие умений находить причинно-следственные связи, выделять главное, обобщать, делать выводы.
● Развитие мелкой моторики, пространственных представлений, способности зрительно ориентироваться в микропространстве.
● Развитие и совершенствование коммуникативных способностей, включая навыки вербальной и невербальной коммуникации.
● Формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности.
● Формирование способностей вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
● Воспитание дискуссионной культуры, формирование умения отстаивать и аргументировать свою точку зрения и принимать точку зрения собеседника, выбирать корректные способы дискуссионного взаимодействия.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа составлена с учетом количества часов, отводимого на изучение предмета «История» базовым учебным планом: в 6 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Введение
Средние века: понятие, хронологические рамки и периодизация Средневековья.
Народы Европы в раннее Средневековье
Падение Западной Римской империи и образование варварских королевств. Завоевание франками Галлии. Хлодвиг. Усиление королевской власти. Салическая правда. Принятие франками христианства.
Франкское государство в VIII–IX вв. Усиление власти майордомов. Карл Мартелл и его военная реформа. Завоевания Карла Великого. Управление империей. «Каролингское возрождение». Верденский раздел, его причины и значение.
Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства. Возникновение Венгерского королевства. Христианизация Европы. Светские правители и папы.
Византийская империя в VI–ХI вв.
Территория, население империи ромеев. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Внешняя политика Византии. Византия и славяне. Власть императора и церковь. Церковные соборы. Культура Византии. Образование и книжное дело. Художественная культура (архитектура, мозаика, фреска, иконопись).
Арабы в VI–ХI вв.
Природные условия Аравийского полуострова. Основные занятия арабов. Традиционные верования. Пророк Мухаммад и возникновение ислама. Хиджра. Победа новой веры. Коран. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Культура исламского мира. Образование и наука. Роль арабского языка. Расцвет литературы и искусства. Архитектура.
Средневековое европейское общество
Аграрное производство. Натуральное хозяйство. Феодальное землевладение. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни. Замок сеньора. Куртуазная культура. Крестьянство: зависимость от сеньора, повинности, условия жизни. Крестьянская община.
Города – центры ремесла, торговли, культуры. Население городов. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов за самоуправление. Средневековые города-республики. Развитие торговли. Ярмарки. Торговые пути в Средиземноморье и на Балтике. Ганза. Облик средневековых городов. Образ жизни и быт горожан.
Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Борьба пап за независимость церкви от светской власти. Крестовые походы: цели, участники, итоги. Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков.
Государства Европы в ХII–ХV вв.
Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия. Образование централизованных государств в Англии, Франции. Столетняя война; Ж. Д’Арк. Священная Римская империя в ХII–ХV вв. Польско-литовское государство в XIV–XV вв. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Итальянские государства в XII–XV вв. Развитие экономики в европейских странах в период зрелого Средневековья. Обострение социальных противоречий в ХIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское движение в Чехии.
Византийская империя и славянские государства в ХII–ХV вв. Экспансия турок-османов. Османские завоевания на Балканах. Падение Константинополя.
Культура средневековой Европы
Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения. Изобретение европейского книгопечатания; И.Гутенберг.
Страны Востока в Средние века
Османская империя: завоевания турок-османов (Балканы, падение Византии), управление империей, положение покоренных народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племен, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчиненными территориями. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века: образование государства, власть императоров и управление сегунов. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат.
Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла.
Государства доколумбовой Америки в Средние века
Цивилизации майя, ацтеков и инков: общественный строй, религиозные верования, культура. Появление европейских завоевателей.
Обобщение
Историческое и культурное наследие Средних веков.
ИСТОРИЯ РОССИИ. ОТ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ
Введение
Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории России.
Народы и государства на территории нашей страны в древности. Восточная Европа в середине I тыс. н. э.
Заселение территории нашей страны человеком. Палеолитическое искусство. Петроглифы Беломорья и Онежского озера. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Центры древнейшей металлургии. Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном веке. Степь и ее роль в распространении культурных взаимовлияний. Появление первого в мире колесного транспорта.
Народы, проживавшие на этой территории до середины I тыс. до н. э. Скифы и скифская культура. Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Пантикапей. Античный Херсонес. Скифское царство в Крыму. Дербент.
Великое переселение народов. Миграция готов. Нашествие гуннов. Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви – восточных, западных и южных. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи – балты и финно-угры. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования.
Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария.
Русь в IX – начале XII в.
Образование государства Русь. Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н. э. Формирование новой политической и этнической карты континента.
Первые известия о Руси. Проблема образования государства Русь. Скандинавы на Руси. Начало династии Рюриковичей.
Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые русские князья. Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей. Русь в международной торговле. Путь «из варяг в греки». Волжский торговый путь. Языческий пантеон.
Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси.
Русь в конце X – начале XII в. Территория и население государства Русь/Русская земля. Крупнейшие города Руси. Новгород как центр освоения Севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины. Территориально-политическая структура Руси, волости. Органы власти: князь, посадник, тысяцкий, вече. Внутриполитическое развитие. Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах. Владимир Мономах. Русская церковь.
Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья, дружина. Духовенство. Городское население. Купцы. Категории рядового и зависимого населения. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы.
Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика и международные связи: отношения с Византией, печенегами, половцами (Дешт-и-Кипчак), странами Центральной, Западной и Северной Европы. Херсонес в культурных контактах Руси и Византии.
Культурное пространство. Русь в общеевропейском культурном контексте. Картина мира средневекового человека. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Календарь и хронология.
Культура Руси. Формирование единого культурного пространства. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность. Распространение грамотности, берестяные грамоты. «Новгородская псалтирь». «Остромирово Евангелие». Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати». Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Первые русские жития. Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура. Ремесло. Военное дело и оружие.
Русь в середине XII – начале XIII в.
Формирование системы земель – самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волынская, Суздальская. Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская. Эволюция общественного строя и права; внешняя политика русских земель.
Формирование региональных центров культуры: летописание и памятники литературы: Киево-Печерский патерик, моление Даниила Заточника, «Слово о полку Игореве». Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор Юрьева-Польского.
Русские земли и их соседи в середине XIII – XIV в.
Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой Орды. Судьбы русских земель после монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов (так называемое ордынское иго).
Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Политический строй Новгорода и Пскова. Роль вече и князя. Новгород и немецкая Ганза.
Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси. Александр Невский. Взаимоотношения с Ордой. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.
Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль Православной церкви в ордынский период русской истории. Святитель Алексий Московский и преподобный Сергий Радонежский.
Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII–XV вв. Золотая орда: государственный строй, население, экономика, культура. Города и кочевые степи. Принятие ислама. Ослабление государства во второй половине XIV в., нашествие Тимура.
Распад Золотой Орды, образование татарских ханств. Казанское ханство. Сибирское ханство. Астраханское ханство. Ногайская Орда. Крымское ханство. Касимовское ханство. Народы Северного Кавказа. Итальянские фактории Причерноморья (Каффа, Тана, Солдайя и др.) и их роль в системе торговых и политических связей Руси с Западом и Востоком.
Культурное пространство. Изменения в представлениях о картине мира в Евразии в связи с завершением монгольских завоеваний. Культурное взаимодействие цивилизаций. Межкультурные связи и коммуникации (взаимодействие и взаимовлияние русской культуры и культур народов Евразии). Летописание. Литературные памятники Куликовского цикла. Жития. Епифаний Премудрый. Архитектура. Каменные соборы Кремля. Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев.
Формирование единого Русского государства в XV в.
Борьба за русские земли между Литовским и Московским государствами. Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в Московском княжестве второй четверти XV в. Василий Темный. Новгород и Псков в XV в.: политический строй, отношения с Москвой, Ливонским орденом, Ганзой, Великим княжеством Литовским. Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Теория «Москва – третий Рим». Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Орды. Расширение международных связей Московского государства. Принятие общерусского Судебника. Формирование аппарата управления единого государства. Перемены в устройстве двора великого князя: новая государственная символика; царский титул и регалии; дворцовое и церковное строительство. Московский Кремль.
Культурное пространство. Изменения восприятия мира. Сакрализация великокняжеской власти. Флорентийская уния. Установление автокефалии Русской церкви. Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестяжатели). Ереси. Геннадиевская Библия. Развитие культуры единого Русского государства. Летописание: общерусское и региональное. Житийная литература. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура. Русская икона как феномен мирового искусства. Повседневная жизнь горожан и сельских жителей в древнерусский и раннемосковский периоды.
Наш край с древнейших времен до конца XV в. (Материал по истории своего края привлекается при рассмотрении ключевых событий и процессов отечественной истории).
Обобщение.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые результаты освоения адаптированной основной образовательной программы дополняют, содержащиеся в ФГОС ООО требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: личностные, метапредметные и предметные, с учетом специфики обучения слабовидящих обучающихся, особенности представления информации и выполнения отдельных видов учебной деятельности в условиях дефицита зрения.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
1. Гражданского воспитания:
· готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
· активное участие в жизни семьи, Организации, местного сообщества, родного края, страны;
· неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
· понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
· представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
· представление о способах противодействия коррупции;
· готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
· готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней).
2. Патриотического воспитания:
· осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
· ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
· уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
3. Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
· готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
· активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
4. Эстетического воспитания:
· восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
· понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
· стремление к самовыражению в разных видах искусства.
5. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
· осознание ценности жизни;
· ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
· осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
· соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
· способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
· умение принимать себя и других, не осуждая;
· умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;
· сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
6. Трудового воспитания:
· установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, Организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
· интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
· осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
· готовность адаптироваться в профессиональной среде;
· уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
· осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
7. Экологического воспитания:
· ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
· повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
· активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
· осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
· готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
8. Ценности научного познания:
· ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
· овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
· овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды, включают:
· освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
· способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;
· способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
· навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие;
· умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее - оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
· умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
· умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
· способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия;
· воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
· оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
· формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
· быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Специальные личностные результаты:
· умение сопоставлять зрительные впечатления с учетом полученных знаний об особенностях своего зрительного восприятия, на основании сформированных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности;
· сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
· способность осознавать себя частью социума;
· способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
· принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
· умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
· эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
· умение формировать эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;
· готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы основного общего образования должны отражать:
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
· выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
· устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
· с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
· предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
· выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
· выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
· делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
· самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:
· использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
· формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
· формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
· проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
· оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);
· самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
· прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией:
· применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
● выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
● находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
● самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
● оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
● эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
· воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
● выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
● распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
● понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
● в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
● сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
● публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
● самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
● понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
● принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
● уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
● планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговые штурмы" и иные);
● выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
● оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
● сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
● Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
● выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
● ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
● самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
● составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
● делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
● владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
● давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
● учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
● объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
● вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
● оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
● различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
● выявлять и анализировать причины эмоций;
● ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
● регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
● осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
● признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
● принимать себя и других, не осуждая;
● открытость себе и другим;
● осознавать невозможность контролировать все вокруг.
● Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
Специальные метапредметные результаты:
● умение использовать сохранные анализаторы в различных видах деятельности (учебно-познавательной, ориентировочной, трудовой);
● применять зрительно-осязательный способ обследования и восприятия;
● умение пользоваться современными средствами коммуникации, тифлотехническими средствами, применяемыми в учебном процессе;
● умение планировать предметно-практические действия с учетом имеющегося зрительного диагноза в соответствии с поставленной задачей;
● умение проявлять в коммуникативной деятельности, адекватные ситуации, невербальные формы общения;
● умение вести самостоятельный поиск информации;
● способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
● способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета, адекватно использовать жесты и мимику;
● способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;
● умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;
● умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия с учетом, имеющегося зрительного диагноза в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
· называть даты важнейших событий Средневековья, определять их принадлежность к веку, историческому периоду;
· называть этапы отечественной и всеобщей истории Средних веков, их хронологические рамки (периоды Средневековья, этапы становления и развития Русского государства);
· устанавливать длительность и синхронность событий истории Руси и всеобщей истории.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
· указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий отечественной и всеобщей истории эпохи Средневековья;
· группировать, систематизировать факты по заданному признаку (составление систематических таблиц).
3. Работа с исторической картой:
· находить и показывать на карте исторические объекты, используя легенду карты; давать словесное описание их местоположения;
· извлекать из карты информацию о территории, экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций, о ключевых событиях средневековой истории.
4. Работа с историческими источниками:
· различать основные виды письменных источников Средневековья (летописи, хроники, законодательные акты, духовная литература, источники личного происхождения);
· характеризовать авторство, время, место создания источника;
· выделять в тексте письменного источника исторические описания (хода событий, действий людей) и объяснения (причин, сущности, последствий исторических событий);
· находить в визуальном источнике и вещественном памятнике ключевые символы, образы;
· характеризовать позицию автора письменного и визуального исторического источника.
5. Историческое описание (реконструкция):
· рассказывать о ключевых событиях отечественной и всеобщей истории в эпоху Средневековья, их участниках;
· составлять краткую характеристику (исторический портрет) известных деятелей отечественной и всеобщей истории средневековой эпохи (известные биографические сведения, личные качества, основные деяния);
· рассказывать об образе жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах;
· представлять описание памятников материальной и художественной культуры изучаемой эпохи.
6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
· раскрывать существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, представлений средневекового человека о мире;
· объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе отечественной и всеобщей истории, конкретизировать их на примерах исторических событий, ситуаций;
· объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной и всеобщей истории эпохи Средневековья: а) находить в учебнике и излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий; б) соотносить объяснение причин и следствий событий, представленное в нескольких текстах;
· проводить синхронизацию и сопоставление однотипных событий и процессов отечественной и всеобщей истории (по предложенному плану), выделять черты сходства и различия.
7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:
· излагать оценки событий и личностей эпохи Средневековья, приводимые в учебной и научно-популярной литературе, объяснять, на каких фактах они основаны;
· высказывать отношение к поступкам и качествам людей средневековой эпохи с учетом исторического контекста и восприятия современного человека.
8. Применение исторических знаний:
· объяснять значение памятников истории и культуры Руси и других стран эпохи Средневековья, необходимость сохранения их в современном мире;
· выполнять учебные проекты по истории Средних веков (в том числе на региональном материале).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Наименование разделов и тем программы |
Кол-во часов |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
|
1.1 |
Введение |
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414c04 |
|
1.2 |
Народы Европы в раннее Средневековье |
4 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414c04 |
|
1.3 |
Византийская империя в VI—XI вв. |
2 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414c04 |
|
1.4 |
Арабы в VI—ХI вв. |
2 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414c04 |
|
1.5 |
Средневековое европейское общество |
3 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414c04 |
|
1.6 |
Государства Европы в XII—XV вв. |
4 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414c04 |
|
1.7 |
Культура средневековой Европы |
2 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414c04 |
|
1.8 |
Страны Востока в Средние века |
3 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414c04 |
|
1.9 |
Государства доколумбовой Америки в Средние века |
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414c04 |
|
1.10 |
Обобщение |
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414c04 |
|
Итого по разделу |
23 |
|
||
2.1 |
Введение |
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414a6a |
|
2.2 |
Народы и государства на территории нашей страны в древности. Восточная Европа в середине I тыс. н. э. |
5 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414a6a |
|
2.3 |
Русь в IX — начале XII в. |
13 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414a6a |
|
2.4 |
Русь в середине XII — начале XIII в. |
6 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414a6a |
|
2.5 |
Русские земли и их соседи в середине XIII — XIV в. |
10 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414a6a |
|
2.6 |
Формирование единого Русского государства в XV в. |
8 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414a6a |
|
2.7 |
Наш край с древнейших времен до конца XV в. |
1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414a6a |
|
2.8 |
Обобщение |
1 |
|
|
Итого по разделу |
45 |
|
||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
68 |
|
|
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Контрольные работы |
Дата изучения |
Электронные цифровые образовательные ресурсы |
1 |
Средние века: понятие, хронологические рамки и периодизация Средневековья |
1 |
|
3/9 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88647fa4 |
2 |
Падение Западной Римской империи и возникновение варварских королевств |
1 |
|
5/9 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886480bc |
3 |
Франкское государство в VIII—IX вв. |
1 |
|
10/9 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886481d4 |
4 |
Государства Западной Европы, Британия и Ирландия в раннее Средневековье |
1 |
|
12/9 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886482ec |
5 |
Ранние славянские государства |
1 |
|
17/9 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8864840e |
6 |
Византия в VI-XI вв. |
1 |
|
19/9 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886485bc |
7 |
Культура Византии |
1 |
|
24/9 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886486e8 |
8 |
Аравийский полуостров: природные условия, основные занятия жителей, верования. |
1 |
|
26/9 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8864880a |
9 |
Культура исламского мира |
1 |
|
1/10 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8864892c |
10 |
Феодалы и крестьянство в средние века |
1 |
|
3/10 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88648a44 |
11 |
Средневековые города — центры ремесла, торговли, культуры |
1 |
|
8/10 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88648b5c |
12 |
Церковь и духовенство в средневековом обществе |
1 |
|
10/10 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88648c7e |
13 |
Усиление королевской власти в странах Западной Европы |
1 |
|
15/10 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88648e36 |
14 |
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове |
1 |
|
17/10 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88648f62 |
15 |
Обострение социальных противоречий в ХIV в.(Жакерия, восстание Уота Тайлера) |
1 |
|
22/10 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88649070 |
16 |
Византийская империя и славянские государства в XII—XV вв. |
1 |
|
24/10 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8864919c |
17 |
Религия и культура средневековой Европы |
1 |
|
5/11 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886492be |
18 |
Гуманизм. Раннее Возрождение |
1 |
|
7/11 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886493d6 |
19 |
Османская империя и Монгольская держава в Средние века |
1 |
|
12/11 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886494f8 |
20 |
Китай и Япония в Средние века |
1 |
|
14/11 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88649872 |
21 |
Индия в Средние века |
1 |
|
19/11 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88649a5c |
22 |
Цивилизации майя, ацтеков и инков |
1 |
|
21/11 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88649b92 |
23 |
Историческое и культурное наследие Средних веков |
1 |
|
26/11 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88649cd2 |
24 |
Роль и место России в мировой истории |
1 |
|
28/11 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17efa2 |
25 |
Заселение территории нашей страны человеком |
1 |
|
3/12 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17f31c |
26 |
Народы и государства на территории нашей страны в древности |
1 |
|
5/12 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17f448 |
27 |
Великое переселение народов |
1 |
|
10/12 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17f560 |
28 |
Хозяйство, быт и верования восточных славян |
1 |
|
12/12 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17f66e |
29 |
Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока |
1 |
|
17/12 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17f790 |
30 |
Образование государства Русь. |
1 |
|
19/12 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17f916 |
31 |
Первые русские князья |
1 |
|
24/12 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17fad8 |
32 |
Внешняя политика Руси в IX-XI вв. |
1 |
|
26/12 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17ff2e |
33 |
Принятие христианства и его значение |
1 |
|
14/1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a180140 |
34 |
Русь в конце X — начале XII в. |
1 |
|
16/1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a18030c |
35 |
Территориально-политическая структура Руси |
1 |
|
21/1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1804f6 |
36 |
Внутренняя и внешняя политика русских князей в конце X — первой трети XII в. |
1 |
|
23/1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1806a4 |
37 |
Русская церковь в X- начале XII в. |
1 |
|
28/1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a180848 |
38 |
Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы |
1 |
|
30/1 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a180c26 |
39 |
Внешняя политика и международные связи Руси |
1 |
|
4/2 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a180e06 |
40 |
Культурное пространство: повседневная жизнь, сельский и городской быт |
1 |
|
6/2 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a180fd2 |
41 |
Формирование единого культурного пространства. Художественная культура и ремесло Руси |
1 |
|
11/2 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a181194 https://m.edsoo.ru/8a18134c |
42 |
Урок повторения, обобщения и контроля по теме «Русь в IX — начале XII в.» |
1 |
|
13/2 |
|
43 |
Формирование системы земель — самостоятельных государств |
1 |
|
18/2 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a181518 |
44 |
Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волынская, Суздальская |
1 |
|
20/2 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1816e4 |
45 |
Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская |
1 |
|
25/2 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a181d1a |
46 |
Эволюция общественного строя и права; внешняя политика русских земель |
1 |
|
27/2 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1821b6 |
47 |
Формирование региональных центров культуры. Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси |
1 |
|
4/3 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a18230a https://m.edsoo.ru/8a182436] |
48 |
Урок повторения, обобщения и контроля по теме «Русь в середине XII — начале XIII в.» |
1 |
|
6/3 |
|
49 |
Возникновение Монгольской империи и ее завоевательные походы |
1 |
|
11/3 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a182562 |
50 |
Борьба Руси против монгольского нашествия. |
1 |
|
13/3 |
|
51 |
Южные и западные русские земли. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская |
1 |
|
18/3 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a182954 https://m.edsoo.ru/8a182c92 |
52 |
Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси |
1 |
|
20/3 |
|
53 |
Княжества Северо-Восточной Руси. |
1 |
|
22/3 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a182e5e |
54 |
Дмитрий Донской. Куликовская битва |
1 |
|
1/4 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a183002 |
55 |
Роль Православной церкви в ордынский период русской истории |
1 |
|
3/4 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1831d8 |
56 |
Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII–XV вв. |
1 |
|
8/4 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1835b6 |
57 |
Культурное пространство Руси в XIII-XIV вв. |
1 |
|
10/4 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1837d2 |
58 |
Урок повторения, обобщения и контроля по теме «Русские земли и их соседи в середине XIII — XIV в.» |
1 |
1 |
15/4 |
|
59 |
Объединение русских земель вокруг Москвы |
1 |
|
17/4 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a183994 |
60 |
Новгород и Псков в XV в : политический строй, отношения с Москвой, Ливонским орденом, Ганзой, Великим княжеством Литовским |
1 |
|
22/4 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a183e76 |
61 |
Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире |
1 |
|
24/4 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a18402e |
62 |
Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Орды |
1 |
|
29/4 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1841c8 |
63 |
Формирование системы управления единого государства при Иване III |
1 |
|
6/5 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a184358 |
64 |
Культурное пространство Русского государства в XV веке |
1 |
|
8/5 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1844de |
65 |
Развитие культуры единого Русского государства. |
1 |
|
13/5 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a18466e |
66 |
Урок повторения, обобщения и контроля по теме «Формирование единого Русского государства в XV в.» |
1 |
1 |
15/5 |
|
67 |
Наш край с древнейших времен до конца XV в. |
1 |
|
20/5 |
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a185154 |
68 |
Обобщение по теме "От Руси к Российскому государству" |
1 |
|
22/5 |
|
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
68 |
2 |
|
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
История. Всеобщая история. История Средних веков: 6-й класс: учебник, 6 класс/ Агибалова Е. В., Донской Г. М. ; под ред. Сванидзе А. А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение».
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Агафонов, С. В. Схемы по всеобщей истории. 6 класс / С. В. Агафонов. - М.: Русское слово, 2005.
2. Алферова, И. В. История России. Древняя Русь (XII-XV вв.): пособие для учителя истории. 6 класс / И. В. Алферова, В. Ф. Блохин. - М., Курсив, 2010.
3. Биберина, А. В. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по истории Средних веков (V - конец XV в.). 6 класс / А. В. Биберина. - М., Сфера, 2000.
4. Блохин, В. Ф. История России. Древняя Русь (VI-X1I вв.): пособие для учителя истории. 6 класс / В. Ф. Блохин. -М.: Курсив, 2010.
5. Всеобщая история. Средние века. 6 класс: тесты, контрольные вопросы и задания / авт.- сост. С. Н. Степанько. – Волгоград, Учитель, 2009.
6. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс: дидактический материал (контрольные задания, тесты, кроссворды) / авт.-сост. Н. Ю. Бухарева. – Волгоград, Учитель, 2009.
7. История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной. 6-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М., Просвещение, 2011.
8. История. 5-10 классы: игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях / авт.-сост. Н. Н. Ярцева. – Волгоград, Учитель, 2009.
9. История Средних веков. Поурочные планы по учебнику Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского. б класс / авт.-сост. Н. Ю. Колесниченко. – Волгоград, Учитель, 20II.
10. История. 5-9 классы. Опыт патриотического воспитания: уроки, внеклассные мероприятия / авт.-сост. Т. В. Типаева. — Волгоград, Учитель, 2008.
11. Кулагина, Г. А. Сто игр по истории /Г. А. Кулагина. - М., Просвещение, 1983.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Федеральный историко-докумунтальный просветительский портал http://gotourl.ru/10597
Электронная версмия Большой российской энциклопедии http://gotourl.ru/10601
Официальный сайт Государственного Эрмитажа http://gotourl.ru/10602
Официальный сайт Пушкинского музея http://gotourl.ru/100716
Официальный сайт Российской государственной библиотеки http://gotourl.ru/100725
Официальный сайт Института всеобщей истории Росстйской академии наук http://gotourl.ru/100727
Виртуальный каталог икон http://www.wco.ru/icons/
Древнерусская жизнь в картинках http://www.booksite.ru/enciklopedia/
История России http://www.statehistory.ru
Российская история в зеркале изобразительного искусства http://www.history.sgu.ru/
Русь Древняя и Удельная http://www.avorhist.ru/
Сайт исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова http://www.hist.msu.ru
Книги по истории России http://www.eliseev.ru/istor/h020.htm
Исторические источники в Интернете http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/index.html
Сайт материалов по Отечественной истории http://www.lants.tellur.ru/history/index.htm
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.